Законы регулирующие строительство в рф

Рубрики Статьи

Нормативно–правовое регулирование

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Правовое регулирование строительной деятельности

Юридическое сопровождение в строительстве

Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:

  • проектирования;
  • согласования проектной документации;
  • получения разрешительной документации и оформления земельных правоотношений;
  • инженерных изысканий;
  • непосредственного осуществления строительно-монтажных, отделочных работ;
  • сдачи-приемки и ввода возведенного объекта в эксплуатацию.

Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации

Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ);
  • Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ);
  • законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ;
  • законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
  • ГОСТами и СНИПами, перечисленными в постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…» от 26.12.2014 № 1521.

ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).

Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

  • к подготовке и утверждению территориального планирования;
  • утверждению документации по планировке территории;
  • техническому регулированию в области градостроительной деятельности;
  • ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;
  • другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ

Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.

Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.

С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:

  • техническим заказчикам;
  • генподрядчикам;
  • при выполнении работ за счет средств фондов капремонта;
  • выполнении работ по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

Членство в СРО не нужно:

  • при выполнении субподрядных работ;
  • подрядчику при стоимости работ менее 3 млн руб. (даже если они выполняются в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ);
  • для организаций с государственным участием;
  • при осуществлении функций строительного контроля;
  • при возведении некапитальных объектов.

То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).

Какие договоры применяются в строительстве

Основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон в данной отрасли, несомненно, следует назвать договор подряда. Он достаточно жестко регламентирован гл. 37 ГК РФ. Подробнее о нем читайте в нашей статье «Договор подряда на выполнение строительных работ — образец».

Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.

Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:

  • договор участия в долевом строительстве, договор освоения территории (закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • контракт на выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закон № 44-ФЗ);
  • договор на выполнение работ с государственными корпорациями и др. субъектами (закон № 223-ФЗ);
  • договор на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа (закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ).

В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Законы и Кодексы РФ

В настоящем разделе размещены основные законодательные акты, регулирующие проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов недвижимости в Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 N 110-ФЗ, от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 17.12.1999 N 213-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 26.03.2003 N 37-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N 15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П)

Постановление Правительства РФ №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации №526 от 11 июля 2001 г. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»

Методика расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях

Методика расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях (Утверждена приказом Минпромэнерго России № 21 от 03 февраля 2005 г.)

Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ)

Федеральный закон №147-ФЗ «О естественных монополиях»

Федеральный закон №147-ФЗ 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ, от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 1)

Постатейный комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой.

Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства»

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства»

Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 2)

Постатейный комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части второй.

Письмо государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике № БЕ-19-19/7 «О страховании рисков при лицензировании строительных работ»

Письмо государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике № БЕ-19-19/7 от 15 апреля 1997 г. «О страховании рисков при лицензировании строительных работ» (в ред. письма Госстроя РФ от 16.10.2000 № АШ-4557/7)

Приказ № 46 «Об организации лицензионной работы»

Приказ государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу № 46 от 13 марта 2000 г. «Об организации лицензионной работы»(в ред. Приказа Госстроя РФ от 24.10.2000 № 236)

Постановление Правительства РФ №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»

Постановление Правительства Российской Федерации №530 от 31 августа 2006 г. «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»

Постановление Правительства Российской Федерации № 291 о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам»

Приказ Госстроя РФ № 294 от 22 декабря 2000 г. «Об установлении порядка лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России»

Приказ государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу № 294 от 22 декабря 2000 г. «Об установлении порядка лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России»

Читайте так же:  Схемы пенсия по выслуге лет

Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г.)

Постановление Правительства РФ № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии»

Постановление Правительства Российской Федерации № 226 от 2 апреля 2002 г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» (вместе с «Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»)

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности в РФ (в ред. Федерального закона от 13.03.2002 N 28-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации о ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»

Комментарий к Конституции Российской Федерации

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841)

Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам участия в регулируемом секторе оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 676 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам участия в регулируемом секторе оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»

Письмо государственного комитета РФ по строительству и жилищно — коммунальному комплексу № СК-340/25 об определении размера оплаты труда за проведение экспертизы, связанной с выдачей лицензии на осуществление строительной деятельности

Письмо государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу № СК-340/25 от 28 января 2000 г. «Об определении размера оплаты труда за проведение экспертизы, связанной с выдачей лицензии на осуществление строительной деятельности»

Постановление Правительства Российской Федерации № 476 об порядке формирования источника средств

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 476 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»»

Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ

Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики»

Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Постановление Правительства Российской Федерации № 854 от 27 декабря 2004 г. «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»

Федеральный закон № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»

Федеральный закон № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ 10.03.1995)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 3)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 3) (По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V ‘Наследственное право’ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (Федеральный закон от 26.11.2001 N 147-ФЗ).)

Соглашение о взаимодействии и разграничении компетенции и полномочий по вопросам лицензирования строительной деятельности между Госстроем России и Госгортехнадзором России

Письмо управления лицензирования в строительстве Госстроя России № 5-346 от 1 июня 1993 г., главного технического управления Госгортехнадзора России № 06-22/115 от 2 июня 1993 г. («Соглашение о взаимодействии и разграничении компетенции и полномочий по вопросам лицензирования строительной деятельности между госстроем России и госгортехнадзором России»)

Письмо государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике № ВБ-29-1 «Об усилении влияния лицензионных и налоговых органов на соблюдение налогового законодательства в строительстве»

Письмо государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике № ВБ-29-1 от 19 января 1998 г. «Об усилении влияния лицензионных и налоговых органов на соблюдение налогового законодательства в строительстве» (Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации № ВК-6-10/57 от 22 января 1998 г.)

Федеральный закон об архитектурной деятельности в Российской Федерации

Федеральный закон об архитектурной деятельности в РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)

Федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»»

Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841)

Федеральный закон №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон №36-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»» (принят ГД ФС РФ 21.02.2003)

Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Федеральный закон №35-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» (принят ГД ФС РФ 21.02.2003)

Федеральный закон об энергосбережении

Федеральный закон № 42-ФЗ «об энергосбережении» (в ред. Федерального закона от 05.04.2003 № 42-ФЗ)

Федеральный закон № 72-Ф «О товариществах собственников жилья»

Федеральный закон № 72-ФЗ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья»

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении cтандартов

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении cтандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»

Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»

Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-I «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г., 27 января 1995 г., 30 декабря 2001 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации № 738 о порядке формирования источника средств

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2005 г. № 738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности»

Постановление Правительства РФ №529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)»

Постановление Правительства Российской Федерации №529 от 31 августа 2006 г. «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)»

Приказ Минстроя РФ № 17-117 от 5 сентября 1996 г. «О государственной сертификации профессиональной деятельности физических лиц в области строительства»

Приказ Министерства строительства Российской Федерации № 17-117 от 5 сентября 1996 г. «О государственной сертификации профессиональной деятельности физических лиц в области строительства»

Постановление Правительства РФ № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»

Постановление Правительства Российской Федерации № 83 от 13 февраля 2006 г. «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»

Нормативные правовые и правовые акты

Государственный строительный надзор

Читайте так же:  Сколько штраф за разбитое лобовое стекло

— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

— Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

— Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно технического обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9050).

— Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9053).

— Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2007 № 9009).

— Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9051).

— Приказ Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2013 № 29225).

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

— Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

— Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

— Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».

— Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние
на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2010 № 16902).

— Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

— Приказ Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2014 № 31219).

Законодательство РФ в сфере недвижимости и строительства на 2011 год

Юридическая фирма «АВЕЛАН» подготовила обзор наиболее значимых нововведений в законодательстве РФ, на которые следует обратить внимание всем, кто связан с недвижимостью и строительством, в 2011 году. Вступили в силу, были приняты и даны разъяснения по следующим законам:

Высшие судебные органы разъяснили порядок защиты прав на недвижимое имущество

29 апреля 2010 года Пленум Высшего Арбитражного Суда и Пленум Верховного Суда РФ приняли совместное постановление №10/22, в котором разъяснили порядок защиты права собственности и других вещных прав. В постановлении обобщена практика дел, касающихся: • возникновения права собственности в силу приобретательной давности (открытое, добросовестное и непрерывное владение недвижимым имуществом),
• перехода прав на недвижимость при реорганизации юридического лица (в свете противостояния рейдерам, которые для захвата недвижимости могут использовать момент переоформления прав),
• истребования недвижимого имущества (земельных участков и сооружений) из незаконного владения и освобождения его от ареста,
• разрешения споров, относящихся к легализации самовольной постройки, и других.
Ранее арбитражные суды, разрешая споры по названным категориям дел, руководствовались постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда №8 от 25 февраля 1998 года, однако в настоящее время оно почти полностью утратило актуальность и не соответствует текущим правовым реалиям.

Уточнён порядок исполнения договоров участия в долевом строительстве

Федеральный закон РФ № 119-ФЗ от 17.06.2010 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил права и обязанности сторон договора участия в долевом строительстве:
• освобождены от уплаты НДС услуги застройщика, оказываемые на основании указанного договора (за исключением строительства объектов производственного назначения),
• право застройки предоставлено не только собственнику и арендатору, но и субарендатору,
• уточнены сроки и условия одностороннего отказа застройщика и участника от исполнения договора долевого строительства,
• установлен гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав возведённого объекта,
• уточнён порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящейся недвижимости,
• расширен перечень сведений о застройщике, доступных для публичного ознакомления,
• законодателем дополнен и уточнён перечень расходов, которые может производить застройщик за счёт денежных средств, полученных от дольщиков.

Утверждён порядок регулирования Правил управления жилищным фондом

Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству России были переданы полномочия по регулированию Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах и Правил, обязательных при заключении управляющими организациями (ТСЖ) договоров с ресурсоснабжающими организациями. Определён порядок расчёта размера платы за коммунальные услуги. С даты вступления Закона в силу этот расчёт будет производиться по тарифам, установленным региональными органами государственной власти, а не органами местного самоуправления.

Уточнён порядок деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства

Федеральный закон РФ № 240-ФЗ от 27.08.2010 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточнил порядок деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства — СРО. Закон запретил требовать от организаций, вступающих в СРО, иные документы кроме прямо предусмотренных Градостроительным кодексом. Был расширен перечень оснований для прекращения действия допуска к строительным работам. Закреплены требования для получения допуска к строительным работам и минимальному размеру взноса в компенсационный фонд СРО. Из действующего законодательства о лицензировании были исключены виды деятельности, связанные с подготовкой проектной документации.

Усилена ответственность налоговых органов за их неправомерные действия

Вступили в силу нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , согласно которым органы государственного или муниципального контроля (надзора) не вправе проводить проверку деятельности строительных и иных организаций, работающих на соответствующей территории, если такая проверка не была включена в ежегодный план. Несоблюдение этой нормы относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Согласно новой редакции статьи 9.2 Налогового кодекса, введённой Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», предпринимателям и организациям будет компенсироваться незаконная блокировка расчетного счёта. В случае, если ИФНС примет незаконное и необоснованное решение о блокировке расчётного счёта, налогоплательщик получает право на неустойку за каждый день просрочки, начиная с поступления в банк поручения о приостановлении операций.

Установлены технические требования к безопасности зданий и сооружений

Федеральным законом № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые технические требования для: • зданий и сооружений,
• сетей и систем инженерно-технического обеспечения,
• процессов проектирования, инженерных изысканий и строительства,
• монтажа и наладки,
• эксплуатации и демонтажа (сноса).
• Закон распространяется на все этапы жизненного цикла любых объектов недвижимости и
регулирует требования:
• механический и пожарной безопасности,
• безопасности при опасных природных процессах и техногенных воздействиях,
• безопасных для здоровья человека условий пребывания в зданиях и сооружениях и
пользования ими,
• доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями передвижения,
• энергетической эффективности зданий и сооружений и безопасного уровня их воздействия на
окружающую среду.

Читайте так же:  Право постоянного пользования полномочия

Землепользователи могут эффективно оспаривать результаты завышенной кадастровой оценки

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» впервые установлена процедура государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества. Предметом такой оценки признаны не только земельные участки, но и все иные объекты недвижимого имущества, которые учтены в государственном кадастре недвижимости. Закон устранил противоречия, содержавшиеся в статье 66 Земельного кодекса, относительно определения кадастровой цены земельного участка «в процентах от рыночной стоимости». Согласно этому Закону виды разрешённого использования земельных участков теперь определяются в соответствии с единым классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти. Следует ожидать, что большинству землепользователей придётся пройти процедуру внесения изменений в правоустанавливающие документы на земельные участки.

Внесены изменения в нормативы накладных расходов и сметной прибыли в строительстве

Письмом Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 41099-кк/08 «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве» к нормативам накладных расходов, приведенных в приложении 4 к Методическим указаниям МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004 (Постановления Госстроя РФ от 12.01.2004 N 5 и N 6), с 01.10.2011, должен применяться коэффициент 0,85. К нормативам сметной прибыли, приведенным в приложении 1 к Письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06, с 01.01.2011, должен применяться коэффициент 0,8. Указанные коэффициенты не применяются по отношению к следующим видам строительно-монтажных работ: свайные работы; опускные колодцы; бетонные и железобетонные монолитные и сборные конструкции в промышленном и жилищно-гражданском строительстве; тоннели и метрополитены; мосты и трубы; пусконаладочные работы. Коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не применяется также к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования. С 1 января 2011 года не должны применяться пункты упоминавшихся Методических указаний МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, устанавливавшие коэффициент, применяемый при определении сметной стоимости строительства с учетом уплаты организациями единого социального налога.

Введён налог на имущество паевых инвестиционных фондов

Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд — ПИФ — подлежит обложению налогом на имущество и земельным налогом. Налоговое бремя возлагается на управляющую компанию за счёт имущества, составляющего ПИФ. Поскольку до 2011 года имущество, переданное в эти инвестиционные фонды, не облагалось названными налогами, такой инструмент оптимизации налогообложения теряет значительную часть привлекательности.

Установлена возможность внесудебного разрешения споров предпринимателей и коммерческих организаций

Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» предоставил организациям возможность разрешать разногласия и споры без обращения в суд, путём проведения переговоров при содействии посредника — «медиатора». Медиация — внесудебный, переговорный способ без волокиты найти решение в споре, возникшем между негосударственными организациями или предпринимателями, эффективно разрешить трудовые и корпоративные конфликты. Согласие сторон оформляется медиативным соглашением, которое, будучи подписанным, принимает характер гражданско-правовой сделки (если спор не был передан на рассмотрение суда) или мирового соглашения (если оно заключено после начала судебного процесса).

В 2011 году Государственной Думой будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере недвижимости и строительства, имеющие важное значение для дальнейшего развития отрасли.

Изменения и уточнения норм Гражданского кодекса, затрагивающие права на объекты недвижимого имущества и порядок совершения сделки с ними

Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте России на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» подготовлен проект изменений в Гражданский кодекс, затрагивающих девелоперскую деятельность. Проект предусматривает новый институт гражданского права — «владельческую защиту», согласно которому право на защиту своего владения предоставляется любому владельцу — как законному, так и незаконному. К содержанию права собственности в виде триады правомочий — «владение, пользование и распоряжение» — добавлен новый основной признак: «полное господство лица над вещью». В Кодекс предполагается ввести положения, регулирующие возникновение и прекращение права собственности при разделе земельного участка, выделе земельного участка и соединении земельных участков. Нормы проекта Кодекса устанавливают право застройки земельного участка на определённый срок и право застройки, предполагающее для его обладателя возможность изменения свойств и качеств участка. Законопроект вводит понятие договора об учреждении права застройки, подлежащего государственной регистрации.
Проект устанавливает обязанность собственника в разумный срок завершить строительство объекта незавершенного строительства, а при неисполнении этой обязанности — предоставить органу местного самоуправления право принять решение о продаже объекта с публичных торгов. В Кодекс вводится новая глава «Сервитут», устанавливающая исчерпывающий перечень видов сервитутов, а также новый термин — «пользовладение» или «узуфрукт». Правом личного пользовладения (узуфруктом) признаётся предоставленное собственником вещи другому лицу право пользования и владения такой вещью. Проект закона вводит понятие «независимая ипотека», при которой залогодержатель (банк или кто-либо другой) вправе самостоятельно определить, какое обязательство залогодателя или третьего лица — должника по основному обязательству — считается обеспеченным такой ипотекой. Установлено право на преимущественное удовлетворение своих требований, перед другими залогодержателями — «старшинство ипотек». Кроме того, в Кодекс предполагается включить ряд других нововведений, расширяющих перечень прав и обязанностей, возникающих у участников рынка строительства и оборота объектов недвижимости.

Уточнение порядка предоставления земельных участков и их разрешённого использования

21 декабря 2010 года Министерство экономического развития и торговли РФ опубликовало проект Федерального Закона от «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования».
Согласно проекту, раздел земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для комплексного освоения в целях огородничества, садоводства, ведения дачного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, должен выполняться согласно утверждённому проекту межевания.
Вводится понятие «соглашение о перераспределении земельных участков». Устанавливаются порядок определения максимальных и минимальных размеров земельных участков, предназначенных для застройки, а также ряд других изменений в земельное законодательство, касающихся оформления прав на землю и распоряжения земельным участком.

Закрепление за гражданами права на регистрацию по месту жительства в любом жилом строении, пригодном для постоянного проживания

Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», закрепляющего право граждан на регистрацию по месту жительства в любом жилом строении, пригодном для постоянного проживания, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.