Заявление в суд на льготную пенсию

Рубрики Статьи

Исковое заявление о назначении пенсии

Разногласия по пенсионному вопросу можно решить в судебном порядке для чего нужно составить исковое заявление о назначении пенсии. Пенсионное законодательство весьма запутано. Поскольку в разные периоды развития страны закон содержал различные методы расчета стажа для пенсии. Включались разные периоды работы в той или иной должности. Поэтому защита права на пенсию путем обращения в суд достаточно распространенное явление. Типичные ситуации достаточно подробно разбирает Постановление Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30.

При самостоятельном составлении искового заявления о назначении пенсии можно воспользоваться приведенным на сайте примером. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Исковое заявление о назначении пенсии

Пример искового заявления о назначении пенсии

Исковое заявление о назначении пенсии

20 ноября 2020 г. я в установленном законом порядке с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости обратился в УПФР в Ивнянском районе. Основанием подачи заявления стал пп. 2 пп 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» (работа в тяжелых условиях труда). Для подтверждения оснований для пенсии я предоставил трудовую книжку. Дополнительно — архивные справки государственного архива Белгородской области, администрации Ивнянского района, выписку из индивидуального лицевого счета.

Решением УПФР № 1342-16 от 10.12.2020 г. в назначении страховой пенсии по старости мне отказано. Со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа. А именно не подтверждение факта занятости на строительстве, реконструкции зданий и сооружений объектов. Должностными лицами в стаж работы не был включен период с 10.10.1978 г. по 20.01.1988 г. в качестве мастера в Управлении механизации № 6.

С указанным решением не могу согласиться по следующим основаниям.

В период работы мастером Управления механизации в СССР действовал Список №2 от 22.08.1956 г. №1173, в соответствии с разделом ХХIХ которого право на досрочную пенсию предоставлялось мастерам и прорабам. А основным документом для назначении пенсии являлась трудовая книжка. Управление механизации № 6, в котором я работал, являлось структурным подразделением «Спецстроймеханизация» Министерства строительства СССР, о чем свидетельствует оттиск печати в трудовой книжке.

Статья 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» закрепляет обязанность государства предоставить трудовую пенсию мужчине по старости ранее достижения пенсионного возраста. Для этого необходимо 3 условия: достижение 55 лет, работа с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и наличие страхового стажа не менее 25 лет.

Спискок №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда предусматривает должность мастера строительных и монтажных работ (позиция 2290000б-23419). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. устаноавливает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. И только после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица стаж рассчитывается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сейчас по причине ликвидации организации я лишен возможности истребовать справку, которая уточнила бы особый характер работы в спорный период, не включенный в специальный стаж. Из наименования учреждения, где я работал, его ведомственной подчиненности напрямую следует, что предприятие непосредственно осуществляло деятельность по строительству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 30 закона «О страховых пенсиях», ст. 131-132 ГПК РФ,

  1. Признать незаконным решение УПФР в Ивнянском районе Белгородской области № 1342-16 от 10.12.2020 г. об отказе в назначении пенсии;
  2. Включить периоды работы период с 10.10.1978 г. по 20.01.1988 г. в качестве мастера в Управлении механизации № 6 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  3. Обязать УПФР в Ивнянском районе Белгородской области назначить истцу трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 20.11.2020 г.
  1. Копия искового заявления
  2. Квитанция об уплате госпошлины
  3. Решение УПФР в Ивнянском районе Белгородской области № 1342-16 от 10.12.2020 г.;
  4. Копия документов, подтверждающих трудовой стаж;
  5. Трудовая книжка

23.12.2020 г. Токоеков Л.В.

Как составить исковое заявление о назначении пенсии

До обращения в суд гражданин должен обратиться в Пенсионный фонд, который принимает решение о назначении пенсии. Обязательно сохраните копию заявления с отметкой о принятии ее специалистом указанной организации. Отказ Пенсионного фонда в назначении пенсии и обжалуется в суде.

В исковом заявлении истец должен описать, когда он обратился в ПФР. С какими документами он подал заявление. И почему заявитель считает, что государство обязано назначить пенсию. И, разумеется, какое решение и в связи с чем вынес Пенсионный фонд.

Каждый иск о назначении пенсии является индивидуальным, что связано с личным характером трудовой деятельности. Разобраться, есть ли право на досрочную пенсию, на больший ее размер, заинтересованное лицо может с помощью юриста. Его услуги, как при составлении иска, так и за представительство в суде, при поступлении соответствующего ходатайства будут возмещены в случае выигрыша в качестве судебных расходов с ответчика.

Для подтверждения факта осуществления трудовой деятельности в суд истец предоставляет, а к иску прилагает, копии трудовой книжки. А также сведения работодателя о прохождении учебных курсов, справки организаций о факте работы.

Подача искового заявления о назначении пенсии в суд

Иск и копии материалов подаются в районный суд по месту нахождения ответчика (его филиала) при условии оплаты госпошлины – 300 руб.

В суд могут быть вызваны свидетели, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец. Однако свидетельские показания не могут использоваться при подтверждении особенностей работы (работы в определенных условиях).

Рассматривается исковое заявление о назначении пенсии по общим правилам. В судебное заседание истец, ответчик и иные лица приглашаются судебной повесткой. Решение суда вступит в силу после истечения срока для апелляционного обжалования.

Истец может в судебном процессе просить назначить пенсию с даты обращения в ПФР. А не с момента вступления решения суда в силу. Или он может указать такую просьбу в тексте иска, как в нашем примере. И тогда, удовлетворяя исковое заявление о назначении пенсии, суд может обязать назначить пенсию с момента обращения в ПФР.

Уточняющие вопросы по теме

Вопрос по учету стажа до 2002 года. Служба в органах внутренних дел в районе РКС 4 года. Я считаю этот период 6 лет (год за полтора), а ПФРр учитывает 4 года. Аргумент ПФР в законе прописано работа. Это не работа, а служба.

При несогласии с решением Пенсионного фонда РФ вы вправе обжаловать его в суд.

В отделе народного образования утеряны приказы о принятии на работу в пионерский лагерь вожатых и воспитателей. Я в 1991 году работала в пионерском лагере вожатой 1 сезон,в подтверждением этого имею, районную газету с публикацией обо мне в этот период с фотографией, так же старшая вожатая меня помнит и согласна подтвердить. Могу ли я на основании этих сведений высудить к льготной пенсии 21 день работы в лагере?

Обычно для подтверждения стажа необходимо 2 свидетелей, которые знают вас по совместной работе и могут это подтвердить. У свидетелей должны быть документы, подтверждающие их работу в спорный период. Если вы не можете найти еще одного свидетеля, то стоит попытаться подать в суд с имеющимися доказательствами.

Заявление в суд на льготную пенсию

В И. районный суд С. края 356140, г. И., ул. Л.,3. ИСТЕЦ: С.П.И.

ОТВЕТЧИК:

Управление Пенсионного Фонда РФ

о признании права на досрочное получение пенсии

21.09.2011 года я С.П..И. обратился в Государственное учреждение — Управление Пенсионного Фонда РФ по И. району С. края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». У меня приняли заявление и документы в подтверждение наличия у меня на дату обращения 25 летнего стажа работы по педагогической деятельности (копии документов приложены к исковому заявлению).

В январе 2012 года по почтовым сообщением мне поступил протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № 1978 от 21.12.2011 года (копия приложена к исковому заявлению).

Отказ основан на том, что мне не включили по надуманным мотивам, ссылаясь на Список № 781, следующие периоды в стаж педагогической деятельности:

период военной службы по призыву с 10.10.1981 года по 15.10.1983 года, так как на 01.10.1993 год не выработан требуемый стаж на соответствующих видах работ;

период обучения в К. государственном пединституте и К. государственном университете по специальности черчение и изобразительное искусство с 01.09.1988 года по 18.06.1993 года, так как на 01.10.1993 год не выработан требуемый стаж на соответствующих видах работ;

период работы с 01.09.1984 года по 22.10.1984 года в должности воспитателя группы продленного дня в И. средней школе № 18, так как данная должность не предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденных Постановлением № 1397 и Списком № 463;

период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2009 года по 07.10.2009 года во время работы в должности учителя изобразительного искусства в МОУ СОШ № .. с. П..

После изучения ответчиком представленных мною документов мой стаж по подсчетам ответчика составил 22 года 1 месяц 17 дней. В резолютивной части протокола решения мой стаж по подсчетам ответчика составил 21 год 11 месяцев 25 дней.

С данным отказом я не согласен, полагаю, что он не обоснован и незаконен, вынесен ответчиком при неправильном применении норм материального права.

Читайте так же:  Приказ 302н работа токарем

Периоды прохождения военной службы, очной учёбы, нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения на должности воспитателя группы продленного должны быть зачтены в стаж педагогической деятельности в силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое действовало в период моей учёбы, так как в то время, когда они имели место, для этого не было законодательных ограничений.

В соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона (мужчинам – по достижении 60 лет, женщинам – 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно моей трудовой книжки не включенные периоды педагогической деятельности внесены в нее. Кроме этого эти периоды подтверждены военным билетом, дипломами о прохождении обучения.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 — 13 пункта 1 ст. 28 данного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Постановление № 781) утверждены:

— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список должностей педагогических работников),

— Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Правила исчисления педагогической деятельности).

Согласно постановлению Правительства РФ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 21.01.2002г. № 30, нормативные правовые акты, определяющие порядок и реализацию прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов « О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным Законам.

Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по зачету в льготный стаж педагогической работы по определенной должности до введения нового правового регулирования, недопустимо.

До 01 января 2002 года пенсия педагогическим работникам назначалась в соответствии со статьями 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Согласно ст. 83 указанного Закона списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

В соответствии с п. 3 названного постановления Совмина РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период этого обучения действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, я имею право на зачет периода обучения в К. государственном пединституте и К. государственном университете по специальности черчение и изобразительное искусство с 01.09.1988 года по 18.06.1993 года в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о моей праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило меня в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, не должно нарушать мои законно возникшее право.

Иное толкование пенсионного законодательство свидетельствует о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 2,7,17,18,19,54 и 55 Конституции РФ.

По тем же основаниям подлежит включению в льготный стаж истца период работы с 01.09.1984 года по 22.10.1984 года в должности воспитателя группы продленного дня в И. средней школе № 18, поскольку он имел место в период действия постановления Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397, которое утратило силу 01.10.1993 года и в это время я работал в школе, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2009 года по 07.10.2009 года во время работы в должности учителя изобразительного искусства в МОУ СОШ № .. с. П.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период времени прохождения мною военной службы по призыву с 10.10.1981 года по 15.10.1983 года действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период моей службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный мой период службы подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени моего обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона «О статусе военнослужащих» предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Таким образом, всего стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет на дату моего обращения к ответчику 31 год 0 месяцев 3 дня. Данный стаж образуется путём сложения не включенных период работы с включенными ответчиком.

При таком количестве стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, я имею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в муниципальных учреждениях для детей на основании пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях.

Статья 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Читайте так же:  Права опекаемых на наследство

Действиями сотрудников Государственного учреждения — Управления Пенсионного Фонда РФ по И. району С. края было нарушено мое конституционное право на социальное обеспечение.

Защита права осуществляется в судебном порядке на основании статьи 12 ГК РФ: « Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права …»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 » О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии » устанавливает, что поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства (пункт 7).

Руководствуясь ст. ст. 23, 24, 28, 57, 131, 254 – 256 ГПК РФ,

Признать незаконным решение Государственного учреждения — Управление Пенсионного Фонда РФ по И. району С. края протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № 1978 от 21.12.2011 года.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по И. району С. края включить в стаж С.П.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:

период военной службы по призыву с 10.10.1981 года по 15.10.1983 года, так как на 01.10.1993 год не выработан требуемый стаж на соответствующих видах работ;

период обучения в К. государственном пединституте и К. государственном университете по специальности черчение и изобразительное искусство с 01.09.1988 года по 18.06.1993 года, так как на 01.10.1993 год не выработан требуемый стаж на соответствующих видах работ;

период работы с 01.09.1984 года по 22.10.1984 года в должности воспитателя группы продленного дня в И. средней школе № 18, так как данная должность не предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденных Постановлением № 1397 и Списком № 463;

период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2009 года по 07.10.2009 года во время работы в должности учителя изобразительного искусства в МОУ СОШ № 10 с. П..

Признать за С.П.Ивановичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 21 сентября 2011 года.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по И. району С. края назначить С.П.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 21 сентября 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по И. району С. края в пользу С.П.И.государственную пошлину в сумме 200,00 рублей за подачу искового заявления в .

Копия искового заявления – 1 экз. на 3 л.;

Копия трудовой книжки – 2 экз. на 4 л.;

Копия протокола решения № 1978 от 21.12.2011 года – 2 экз. на 4 л.;

Копия диплома – 2 экз. на 2 л.;

Копия военного билета – 2 экз. на 2 л.;

Чек-ордер об уплате государственной пошлины – 1 экз. на 1 л.

Заявление в суд на льготную пенсию

Все чаще отделения ПФР отказывают в назначении пенсии по льготным основаниям. Доказывать свое право на льготную пенсию гражданам приходится в суде. Как правило, суд встает на сторону работника, и пенсия оформляется, но уже на основании решения суда. Почему так происходит, в связи с чем возрастает количество обращений в суды по вопросу назначения льготной пенсии мы и постараемся разобрать в этой статье

Прежде всего вспомним, что право на льготную пенсию имеет достаточно обширная категория лиц. В том числе на основании так называемых списков №1 и №2. Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги – работай, не хочешь – до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров – военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС – уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас – ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина – несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 — «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части – должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Читайте так же:  Комитет опеки и попечительства нефтеюганский район

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(. ). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности — Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример – положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание – отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности – при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано – ни советом, ни документами, словом – никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит – никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь – советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь:

Выкладывать апелляционные определения судов высших инстанций думаю нет смысла, так как ими решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. Кому интересно – обращайтесь через контакты. Тоже самое и в отношении подтверждающих документов, одно перечисление наименований которых займет порядка 2 – 3 страниц.

Хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу, а также горноспасателей аварийно-спасательного формирования «Горноспасательный взвод» Колымской ГЭС, руководства и специалистов станции. Обсудить вопрос предлагаю здесь в комментариях или в нашей группе на «Одноклассниках».

Процедура оформления льготной пенсии через суд

В РФ, по достижению возраста в 60 лет для мужчин, и 55 для женщин — гражданин имеет право оформить в ПФ РФ пенсию. Это денежные начисления, основанные на трудовом стаже гражданина, на его рабочих заслугах. Помимо обычной пенсии, новоиспеченные пенсионеры имеют право претендовать на льготную. Льготные, или же досрочные пенсионные выплаты, представляют собой те же выплаты, с отличием в сдвинутом на пять лет сроком их назначения. Для мужчин новый срок — 55 лет, и 50 лет для женщин соответственно.

Для того, чтобы иметь право на оформление досрочной пенсии, в трудовой книжке гражданина должна быть профессия из списка, утвержденного правительством РФ.

В этот список входят работники:

  • метрополитена;
  • водители общественного транспорта;
  • морских и речных судов;
  • службы спасения, пожарники и т.д.

Также, если профессия является вредной, досрочные выплаты, при законодательно установленном непрерывном трудовом стаже, начинаются еще раньше — с 45 лет для женщин и 50 для мужчин. К такой категории причисляют шахтеров, работников горячих цехов и т.д.

О том, с чего начать оформление выплат, а также в каком порядке оно происходит — читайте в нашей статье.

Для того, чтобы оформить льготную пенсию, сначала необходимо подтверждение льготного трудового стажа. Он подтверждается, на основе информации из трудовой книжки. В случае, если гражданин потерял книжку, подтверждать льготный стаж придется через судебные инстанции.

На судебном заседании, одним из вариантов доказательства является предоставление архивных записей, справок с места работы. Другой вариант — это предоставление копии трудового договора, который подтвердит трудовую деятельность гражданина на судебном процессе.

Также, гражданин имеет право предоставить на судебном процессе любые документы, подтверждающие его трудовой стаж. Любая бумага, которую вы подписывали в ходе работы, может стать доказательством вашего стажа.

Кто имеет право на оформление льготной пенсии через суд?

Досрочный выход на пенсионный отдых предоставляется гражданам, профессии которых законодательно вписаны в 1 и 2 список вредных. Трудовой стаж на должности, относящейся к данным профессиям — это достаточное основание для оформления льготных пенсионных выплат.

К первому списку относятся профессии с критичной, особо опасной степенью вредности. Второй список включает профессии с опасными и тяжелыми условиями производства.

Порядок действий

В отличии от пенсии по старости, при оформлении льготной пенсии, может возникнуть множество нюансов. Например, ПФ РФ может просто не засчитать льготный стаж гражданина, что делает невозможным получение пенсионных выплат. Даже если выплаты уже оформлены, ПФ могут приостановить ее выплату. В таких случаях, необходимо оформить досрочные выплаты через судебную инстанцию.

Порядок действий в таком случае следующий:

  • подача искового заявления в арбитражный суд;
  • предоставление документов, подтверждающих льготный трудовой стаж;
  • предоставление документов, подтверждающих причастность к первой или второй группе граждан, которым положены досрочные выплаты;
  • ожидания решения.

В случае верно составленного заявления, а также, если доказательная база будет достаточной, суд признает право гражданина на льготную пенсию, и дальнейший порядок действий будет стандартный — как при обычном оформлении пенсии по старости.

Необходимые документы

Список документов для оформления льготной пенсии через суд включает в первую очередь исковое заявление.

Исковое заявление на оформление досрочной пенсии должно содержать следующую информацию:

  • название судебной инстанции;
  • контактные и идентификационные данные истца;
  • доказательства трудового стажа;
  • требования истца;
  • прикрепленные документы;
  • дата, подпись.

Перечень документов, которые можно прикрепить к основному заявлению:

  • копию паспорта (о том, что делать при утере паспорта, читайте тут:);
  • копию трудовой книжки;
  • архивные выписки с места работы.

Также, к заявлению рекомендуется приложить справку о страховом стаже. Суд примет во внимание и свидетельские показания. Поэтому, в качестве свидетелей на судебном процессе, можно привести работодателя, бухгалтера и т. д.

Если у вас возникли вопросы — обратитесь к нашему юристу. Он снабдит вас необходимой информацией. Для этого, заполните форму справа.

Новоиспеченных пенсионеров интересует вопрос — в течении какого срока необходимо подать исковое заявление в суд на оформление льготной пенсии. Заявление в суд на оформление пенсионных выплат, подается в случае отказа Пенсионного фонда Российской Федерации назначать гражданину заслуженные трудовым стажем выплаты. Оформлять их в ПФ РФ можно за 1 месяц, до наступления пенсионного возраста. Затем, в течении 3-х последующих месяцев, разрешается предоставлять недостающие документы. Это и есть срок подачи заявления в суд.