Заявление от ипр

Рубрики Статьи

Работник-инвалид хочет отказаться от реабилитационных мероприятий, прописанных в его индивидуальной программе реабилитации, и предоставить работодателю лишь справку об инвалидности. Какие льготы в таком случае должен предоставлять инвалиду работодатель и как оформить добровольный отказ работника от льгот?

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации (далее — ИПР) имеет для инвалида рекомендательный характер; он вправе отказаться как от отдельных реабилитационных мероприятий, так и от реализации ИПР в целом. Этот отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации от ответственности за исполнение ИПР (смотрите также кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2012 N 33-4106/2012, решение Московского районного суда г. Твери от 09.08.2006 N 2-1182/06).

Закон N 181-ФЗ прямо не предусматривает, как должен быть оформлен такой отказ и кому его следует адресовать. Но, как следует из ст. 224 ТК РФ и ст. 23 Закона N 181-ФЗ, ответственность за исполнение ИПР в части рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда возлагается на работодателя. Поэтому полагаем, что основанием для освобождения организации от ответственности за неисполнение ИПР будет письменное заявление работника об отказе от тех или иных мероприятий, представленное непосредственно работодателю.

Форма ИПР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н. Данная форма в разделе «Мероприятия профессиональной реабилитации» имеет графу «Отметка о выполнении или невыполнении (указать причину)». В случае, если ответственным за исполнение мероприятия ИПР является работодатель, то он должен сделать отметку о невыполнении такого мероприятия со ссылкой на соответствующее заявление работника-инвалида.

Отметим, что законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида предоставления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном предоставлении и сроках предоставления ИПР самим работником-инвалидом. Следовательно, и ответственность за отсутствие у работодателя ИПР в ситуации, когда указанную программу не предоставил сам работник-инвалид, либо за непредоставление ИПР работником законодательством также не предусмотрена.

Поэтому, если работник не предоставляет работодателю ИПР или отказывается от соблюдения ее рекомендаций, работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов:

— устанавливать для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенную продолжительность рабочего времени, не превышающую 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ, часть третья ст. 23 Закона N 181-ФЗ);

— предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона N 181-ФЗ);

— предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);

— привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).

Поскольку эти требования определены законом, работодатель обязан обеспечить их соблюдение.

Если на основе ИПР работник может с учетом состояния здоровья продолжать работу, работодатель обязан обеспечить ему необходимые условия труда*(1) (часть вторая ст. 11, часть первая ст. 23 Закона N 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ). Отметим, что даже при наличии заявления об отказе от ИПР работодатель, в соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ, обязан соблюдать требования трудового законодательства о запрете поручения сотруднику работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

8 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Вместе с тем в случае возникновения спора с работником-инвалидом относительно непредоставления ему соответствующих ИПР условий труда (либо аналогичных претензий со стороны трудовой инспекции) работодатель не сможет подтвердить тот факт, что он не был ознакомлен с указанным документом или хотя бы предпринял меры для ознакомления с ним. Учитывая изложенное, представляется целесообразным для работодателя все же письменно запросить у работника ИПР. В случае отказа работника от представления ИПР данный отказ следует зафиксировать.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальная программа реабилитации инвалида (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Заявление на компенсацию ИПР

В Управление
социальной защиты населения
(название города, района, области)
от Ивановой М.А.,
проживающей по адресу (индекс, адрес)

На основании ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации №. выданной бюро медико-социальной экспертизы №. «. » . 200. г., в сумме . руб. . коп…

Образцы заявлений

В Управление
социальной защиты населения
(название города, района, области)
от Ивановой М.А.,
проживающей по адресу (индекс, адрес)

На основании ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации №. выданной бюро медико-социальной экспертизы №. «. » . 200. г., в сумме . руб. . коп…

Председателю______________ бюро
медико-социальной экспертизы
от Ивановой М.А.,
проживающей по адресу (индекс, адрес)

Прошу при разработке индивидуальной программы реабилитации для моего сына, Иванова Петра, 1994 года рождения, ребенка-инвалида (справка МСЭ №___ или пенсионное свидетельство №___) учесть рекомендации…

Мой/я сын/дочь _______________, 19__ года рождения, является ребенком-инвалидом и, в соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ему гарантируется социальное обеспечение. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.
«___» ________ 200_ г. бюро медико-социальной экспертизы №__ была разработана индивидуальная программа реабилитации, в которой не были учтены потребности моего ребенка в социальной реабилитации…

В Главное бюро медико-социальной экспертизы
Копия: Районное бюро медико-социальной экспертизы №__
от Ивановой М.А.,
проживающей по адресу (индекс, адрес)

Мой сын, Иванов Петр, 1994 года рождения, является ребенком-инвалидом и, в соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ему гарантируется социальное обеспечение. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации…

Заявление об организации обучения ребенка на дому усилиями педагогов из государственной школы по месту жительства

Мой . является ребенком-инвалидом (копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности № . выданной . прилагается). В связи с имеющимися у моего ребенка нарушениями развития и невозможностью очного посещения общеобразовательной школы прошу Вас организовать его обучение на дому усилиями педагогов возглавляемой Вами государственной общеобразовательной школы №. Заключение лечебно-профилактического учреждения, предоставляющее право организации обучения моего ребенка на дому, прилагается…

Заявление о компенсации расходов на организацию дополнительных занятий при очной форме обучения ребенка на дому усилиями педагогов из государственной школы по месту жительства

Мой . является ребенком-инвалидом (копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности № . выданной . прилагается). В связи с имеющимися у моего ребенка нарушениями развития его обучение организуется на дому педагогами государственной общеобразовательной школы № . Однако, количество часов занятий, проводимых педагогами школы, значительно меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать, обучаясь в классе. Для восполнения этого разрыва мною дополнительно приглашены преподаватели из других образовательных учреждений (или: мой ребенок дополнительно посещает занятия в негосударственном образовательном учреждении . )…

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: что это такое и как её получить

СОДЕРЖАНИЕ

В прошлой статье я обещала рассказать, что такое индивидуальная программа реабилитации инвалида, мне кажется очень важным это сделать сейчас, так как с помощью ИПР можно эффективно решать многие вопросы.
В ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано понятие реабилитации: «Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Реабилитация инвалидов включает в себя: медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию».
Медицинская реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление здоровья; профессиональная реабилитация — это помощь инвалиду в выборе профессии, профессиональном обучении и трудоустройстве. Социальная реабилитация — это совокупность мер, позволяющих инвалиду быть самостоятельным в быту, в окружающей среде, чувствовать себя комфортно в обществе.
Согласно ст. 11 того же закона Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Почему этот документ является важным? Государство бесплатно предоставляет инвалидам услуги, спецсредства… для того, чтобы помочь им стать равноправными членами общества. Это как раз происходит в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Важно подчеркнуть, что в программе определяются объём, сроки, порядок реализации реабилитационных мероприятий. С картой ИПР вам будет на много легче отстаивать свои права.
Для получения карты ИПР надо обратиться к лечащему врачу с просьбой дать направление в районное бюро медико-социальной экспертизы. Затем вы должны будете пройти всех тех врачей, которые указаны в направлении. К направлению нужно приложить заявление в двух экземплярах, в котором вы должны указать те услуги, спецсредства, мероприятия во всех трёх видах реабилитации, в которых вы нуждаетесь, для обеспечения вам равных с другими людьми возможностей. С этими документами нужно обратиться в районное бюро службы медико-социальной экспертизы. Один экземпляр заявления остаётся у вас, на нём должны сделать отметку о принятии документов для разработки ИПР с указанием даты принятия. Программа должна быть подготовлена в течение месяца со дня подачи заявления. Она разрабатывается специалистами службы МСЭ. Программа печатается в трёх экземплярах, заверяется печатью и утверждается подписью руководителя учреждения МСЭ. Очень важно помнить, что вы не должны быть сторонним наблюдателем при разработке программы: кто лучше вас знает, что вам нужно для того, чтобы быть полноправным членом общества. Поэтому, перед тем как обратиться в бюро МСЭ с заявлением о разработке ИПР, стоит чётко определить для себя, какие средства, услуги… вам нужны. Однако здесь следует сказать, что из рекомендованных вам в ИПР средств, услуг, мероприятий в обязательном порядке власти будут исполнять только те, которые включены в базовую (федеральную или субъекта Федерации) программу реабилитации инвалидов. Постарайтесь ознакомиться с этими программами, чтобы знать, что требовать. При запол
нении карты не бойтесь высказывать своё несогласие, аргументировать свою позицию, если вам что-то непонятно, попросите разъяснений. Если вы считаете, что в ИПР не включены необходимые вам мероприятия, средства, услуги, скажите об этом, вы имеете право не согласиться. Внимательно ознакомьтесь с вашей программой реабилитации, подумайте, к каким последствиям может привести та или иная запись. Лучше обсудить каждый пункт ИПР, чем пропустить что-то важное и потом жалеть об этом. После заполнения карты ИПР вы должны расписаться, выражая тем своё согласие, на каждом листе и в конце карты. Не спешите это делать, если вы с чем-то не согласны. Карта заполняется в трёх экземплярах, один из которых остаётся у вас, второй — направляется в течение трёх дней в орган социальной защиты населения по вашему месту жительства, а третий — остаётся в бюро МСЭ для осуществления контроля за выполнением ИПР.
Также необходимо отметить, что ИПР, являясь обязательной для органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, носит рекомендательный характер для самого инвалида. Он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, и другими аналогичными средствами. Однако если предусмотренное в ИПР техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных её частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за её исполнение и не даёт инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
В конце хотелось бы процитировать строки из книги Людмилы Коноплиной «Жить инвалидом, но не быть им», в которых она даёт советы, как отстаивать свои права при разработке и реализации ИПР.
«Прежде всего определи, какие жизненно важные проблемы необходимо решить, чтобы получить возможность твоей интеграции в общество. Рекомендации по решению этой проблемы должны быть максимально отражены в твоей ИПР. Получи удовлетворяющую тебя ИПР, определи приоритетную очерёдность реализации рекомендуемых мероприятий. Сделай, если есть необходимость, официальный письменный запрос органу социальной защиты о том, каким документом определяется механизм реализации каждого конкретного мероприятия, включённого в ИПР. В письме необходимо решать только один вопрос». Нужно напомнить, что руководители предприятий, учреждений, организаций, не выполняющие мероприятия, определённые в ИПР, несут ответственность в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Читайте так же:  Отправить отчетность фсс

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ: БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Мы не раз уже публиковали различные материалы по теме индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), замечательного механизма, заложенного в Законе о социальной защите инвалидов. Сегодня мы решили ещё раз вернуться к этому вопросу и осветить его с максимально возможной на сегодняшний день полнотой, поскольку при общении с органами социальной защиты и при получении образования этот документ — ИПР — становится всё более и более важным.

Основным законодательным актом, регулирующим права и возможности инвалидов, является Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. Для учёта всех особенностей реабилитации конкретного человека с инвалидностью этим законом закреплён особый механизм, предусматривающий индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, которые необходимы инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

• об образовательном уровне (общем и профессиональном);

• о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

• о социально-бытовом, социально-экономическом и социально-средовом статусе;

• о социально-средовых условиях и источниках дохода.

В этом же разделе даётся оценка реабилитационного потенциала и реабилитационный прогноз, а также приводятся показания к проведению реабилитационных мероприятий.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие три раздела:

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе «социальная реабилитация» предусмотрены:

1. Необходимость адаптации жилья к потребностям инвалида.

2. Необходимость в бытовых приспособлениях для самообслуживания.

3. Потребность в технических средствах реабилитации.

4. Обучение инвалида «жизни с инвалидностью».

5. Обучение персональной сохранности.

6. Обучение социальным навыкам ведения хозяйства.

7. Обучение решению личных проблем.

8. Обучение членов семьи, родственников, знакомых, сотрудников по работе (по месту работы инвалида) общению с инвалидом, оказанию ему необходимой помощи.

9. Обучение социальному общению, помощь и содействие в организации и проведении активного досуга.

10. Помощь и содействие в обеспечении необходимыми протезно-ортопедическими изделиями, протезированием и ортезированием.

11. Психологическая помощь, направленная на воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма.

12. Психотерапевтическая помощь, направленная на коррекцию отношений субъекта.

13. Профинформация, профориентация с учётом результатов реабилитации.

15. Содействие в получении необходимой медицинской реабилитации (восстановительная терапия, восстановительная хирургия, санаторное лечение, технические средства медицинской реабилитации).

16. Содействие в получении дополнительного образования, новой профессии, рациональном трудоустройстве.

Профессиональная реабилитация инвалида — это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Профессиональную ориентацию.

2. Психологическую коррекцию.

3. Обучение или переобучение.

4. Создание специального рабочего места инвалида.

5. Профессионально-производственную адаптацию.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, касающиеся медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (данное описание касается московского варианта карты ИПР, в других регионах формат карты может быть несколько иным). Каждый раздел состоит из двух частей. В одной из них намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Карта ИПР разрабатывается на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно — в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) — структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они подведомственны Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

ИПР — это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Читайте так же:  Федеральный закон о работе на крайнем севере

На настоящий момент очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас вузы и ссузы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР — это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

В Положении о признании лица инвалидом, утверждённое Постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. № 965, сказано, что ИПР должна быть разработана в 30-дневный срок после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений.

Однако сейчас на практике существует следующий порядок:

Для получения ИПР вам необходимо обратиться к вашему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ.

Вместе с направлением лечащего врача следует подать в бюро МСЭ в двух экземплярах заявление следующего образца:

В бюро медико-социальной экспертизы района

инвалида группы, проживающего по адресу:

(индекс и адрес без сокращений)

Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации.

Один экземпляр заявления вместе с направлением передаётся в бюро МСЭ.

Для возможности проконтролировать процесс разработки ИПР следует продублировать заявление. На втором экземпляре, остающемся у инвалида или его законного представителя, должна содержаться следующая запись:

Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ.

Дата Должность Подпись

В заявлении вам целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых вы нуждаетесь для обеспечения вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую ничего невозможно вписать. В таком случае полезно написать все ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении».

К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют вам реабилитационные услуги, поскольку зачастую специалисты МСЭ не обладают полной информацией о ваших потребностях и достаточной квали­фика­­цией для определения вашего реабилитационного потенциала.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования.

ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Хотя, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 965, органы МСЭ обязаны разработать ИПР для каждого инвалида. Однако иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей-инвалидов (или самим совершеннолетним инвалидам) подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПР. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Инвалид должен расписаться в каждом разделе ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи надо написать: «С содержанием карты ИПР не согласен» и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в региональном Комитете (или Департаменте) социальной защиты населения, который должен поручить необходимому составу специалистов провести контрольную экспертизу.

На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 11) ИПР «является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что, если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесённые в ИПР, вы можете отказаться от них.

Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включённые в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов», является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

1. Исполнители ИПР — конкретные государственные учреждения.

Обычно органы МСЭ в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация — исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.

Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПР — не конкретные организации, а учреждения определённого типа.

Органы МСЭ могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, «центр социального обслуживания» или «школа ___ вида»).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).

При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР органами МСЭ в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.

Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.

Читайте так же:  Периоды работы включаемые в специальный трудовой стаж

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждается следующее: «Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду». Это означает, что если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесённую в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Однако на настоящий момент он не утверждён Правительством России, т. е. фактически его не существует. В некоторых регионах приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включённые в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона. Региональные программы будут действовать до 1 января 2005 г. Если ваша ИПР была оформлена до этого времени, вы ещё сможете получить средства реабилитации в рамках региональных программ. Однако отсутствие федерального перечня не лишает людей с инвалидностью права на компенсацию средств, затраченных на оплату включённых в ИПР реабилитационных мероприятий, а напротив, снимает любые ограничения в этом списке.

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы соцзащиты.

Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов соцзащиты должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган соцзащиты с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В Управление социальной защиты населения (название города, района, области)

От , проживающего по адресу:

(указать индекс и адрес)

На основании ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прошу компенсировать расходы, понесённые мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации № , выданной БМСЭ № « » 200 г., в сумме руб. коп.

Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста — реального исполнителя ИПР).

1. Копия карты ИПР.

2. Копии договоров об оказании услуг.

3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.

Оригиналы всех документов остаются у вас.

Заявление можно оставить в канцелярии территориального органа соцзащиты, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию соцзащиты лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган социальной защиты.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов соцзащиты завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ведомством соцзащиты на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов соцзащиты и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что отказ органов соцзащиты в выплате компенсации, мотивируемый, как правило, неправомерностью получения платных услуг инвалидом и отсутствием средств у государства, вызван не злой волей чиновников социального ведомства, а их правовой неосведомлённостью. Поэтому ваше обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам, поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.

Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 («Государственная служба медико-социальной экспертизы»), ст. 18 («Воспитание и обучение детей-инвалидов»), ст. 19 («Образование инвалидов»), ст. 23 («Условия труда инвалидов»), ст. 25 («Порядок и условия признания инвалидов безработными»), ст. 29 («Санаторно-курортное лечение инвалидов») и ст. 32 («Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров»).

ФЗ «О социальной защите инвалидов» даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Государственной службой медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Кроме того, инвалид не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПР, а все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде. Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

Но ФЗ о социальной защите инвалидов не определил форму ИПР, порядок и условия разработки, реализации и финансирования ИПР. Все эти моменты нашли отражение в постановлении Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 14 декабря 1996 года «Об утверждении примерного положения об Индивидуальной программе реабилитации инвалида». Было определено, что ИПР выдаётся в форме карты установленного образца и основой разработки ИПР является последовательность, комплексность и непрерывность реабилитационных мероприятий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право утверждать региональный порядок разработки и реализации ИПР.

Также правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:

«Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965). «Примерное положение о реабилитационном учреждении» (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. № 21/417/515).

Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (приняты Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.); Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 22 марта 1996 г.); Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 года).

После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.

Механизм реализации ИПР на настоящий момент не отработан, поэтому на практике препятствия для индивидуальной реабилитации инвалида возникают на каждом шагу — от момента составления ИПР до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов.

Вопросы, связанные с реализацией ИПР, решаются как в договорном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не существует, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесённых инвалидом или его семьей расходов на реабилитацию по Москве и Московской области уже имеются.