Заявление о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка

Рубрики Статьи

Содержание:

Снятие земельного участка с кадастрового учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие земельного участка с кадастрового учета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Снятие земельного участка с кадастрового учета

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снятие земельного участка с кадастрового учета

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Снятие земельного участка с кадастрового учета

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Основание для положительного решения суда о снятии участка с кадастрового учета

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какое обоснование для снятия с кадастрового учета земельного участка для суда нужно указать, при обращении к ним с подобным заявлением. Земельный участок был сформирован до 01.03.2008 года и поставлен на кадастровый учет, но не зарегистрированы права на него. Сроки прошли, но сведения о нем не аннулированы. Сейчас пытаемся провести процедуру регистрации заново, но для этого необходимо снять и снова поставить участок на кадастровый учет. Уже получили официальный отказ из рег.палаты о снятии с учета (это для суда). Что же указать в заявлении? Спасибо. Владимир

Уточнение клиента

Данный участок носит статус земель сельхоназначений и являлся заброшенным пастбищем, но при геологоразведывательных работах на нем нашли небольшой участок супеси. Решением администрации района этот участок (по нашему заявлению) был согласован под карьер. После необходимых процедур (торги, получение лицензии и пр.), мы не смогли оформить аренду этого участка, т.к. участок не был переведен из с/х назначения в земли промышленные назначения. По нашему заявлению в департамент имущественных отношений о переводе земли из одной категории в другую нам отказали именно по причине: «Распоряжение администрации . о предварительном месте размещения песчаного карьера в соответствии с актом выбора земельного участка от 07.11.2006г. Согласно кадастровому плану . информация о земельном участке внесена в ГКН 29.05.2008 г.

Таким образом, администрацией проведена процедура предварительно согласования сформированного и учтенного в ГКН земельного участка. «

В связи со сложившимися обстоятельствами, нам (т.е. нашей администрации района) было предложено (Департаментом имущественных отношений) снять этот участок с ГКУ в судебном порядке и начать процедуру его оформления заново.

13 Февраля 2014, 09:36

Ответы юристов (2)

К сожалению, действующее законодательство не содержит оснований для снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка (поставленного на учет до 01.03.2008 года), кроме как в случае его преобразования (раздела или объединения) или на основании решения суда.

В качестве основания для вынесения судом решения о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, Вам необходимо доказать, что наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке нарушает Ваше право на формирование земельного участка и регистрацию права собственности на него (отказ в снятии с учета может являться таким доказательством). Именно указывайте на то, что иного способа восстановить Ваше право, кроме как на основании решения суда о снятии, невозможно.

Кроме того, поскольку Ваш участок был поставлен до 01.03.2008, то действие ст. 24 Закона о кадастра (в ней как раз говорится о том, что в течение определенного количества времени необходимо зарегистрировать права на участок — ранее было 2 года, а сейчас этот срок увеличили до 5 лет) не распространяется на Ваш земельный участок.

Владимир, уточните если это возможно причину по которой вы решили снять земельный участок с кадастрового учета

Уточнение клиента

Данный участок носит статус земель сельхоназначений и являлся заброшенным пастбищем, но при геологоразведывательных работах на нем нашли небольшой участок супеси. Решением администрации района этот участок (по нашему заявлению) был согласован под карьер. После необходимых процедур (торги, получение лицензии и пр.), мы не смогли оформить аренду этого участка, т.к. участок не был переведен из с/х назначения в земли промышленные назначения. По нашему заявлению в департамент имущественных отношений о переводе земли из одной категории в другую нам отказали именно по причине: «Распоряжение администрации . о предварительном месте размещения песчаного карьера в соответствии с актом выбора земельного участка от 07.11.2006г. Согласно кадастровому плану . информация о земельном участке внесена в ГКН 29.05.2008 г.

Таким образом, администрацией проведена процедура предварительно согласования сформированного и учтенного в ГКН земельного участка. «

В связи со сложившимися обстоятельствами, нам (т.е. нашей администрации района) было предложено (Департаментом имущественных отношений) снять этот участок с ГКУ в судебном порядке и начать процедуру его оформления заново.

13 Февраля 2014, 10:37

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Министерство экономического развития Российской Федерации

Письмо № ОГ-Д23-1484 от 10 февраля 2017 г. относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее − Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до 1 января 2017 г.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также – реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до вступления в силу Закона № 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона № 218-ФЗ.

Читайте так же:  Приказ под роспись образец

Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, – в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН).

Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Заявление о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка

Снятие с кадастрового учета земельного участка является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с прекращением существования земельного участка. Необходимость снять с кадастрового учета земельный участок возникает существенно реже, чем обратная необходимость.

Тем не менее, процедура эта отнюдь не проста и может занять много времени. Основные сложности возникают со сбором и правильным оформлением всех необходимых документов.

Снятие с учета земельного участка осуществляется:

— на основании заявления и необходимых документов в отношении земельного участка, сведения о котором имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном вещном праве на земельный участок) и в отношении части земельного участка, сведения о которой имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права;

— на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок);

— на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и свидетельствующих об отсутствии зарегистрированного вещного права в отношении земельного участка, имеющего статус временный (по истечении 2 лет со дня постановки на учет земельного участка), или об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права в отношении части земельного участка, имеющей статус временный (по истечении 1 года со дня учета части земельного участка),.

Документы для снятия земельного участка с кадастрового учета:

1) заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (подлинник);

2) документа, подтверждающего соответствующие полномочия заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (подлинник):

— федеральный закон, в соответствии с которым у представителя возникают соответствующие полномочия (возможно указание в заявлении № и даты ФЗ);

— акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о наделении представителя соответствующими полномочиями;

3) документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект в ГКН) — (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;

4) документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой земельный участок в пользу заявителя (при учете части такого земельного участка, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой земельный участок) (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.

Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается.

Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:

— посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.

Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.

В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа «расписка получена», дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.

Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления. Лица, имеющие право на обращение с заявлением, не установлены ст.20 ФЗ. Учитывая установленное п.6 и п.7 ч.1 ст.22 ФЗ требование к составу документов, предъявляемых для снятия с учета (а именно документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок либо документа, подтверждающего установленное (устанавливаемое) ограничение (обременение) вещных прав в пользу заявителя), а также п.53 Порядка №35 косвенно можно сделать вывод, что надлежащим лицом на обращение с заявлением о снятии с учета земельного участка является лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, о снятии с учета части земельного участка — лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или лицо, в пользу которого установлено или устанавливается ограничение (обременение) вещных прав, а также их представители.

Срок снятия земельного участка с кадастрового учета:

— не более 20 рабочих дней со дня получения заявления;

— не более 3 рабочих дней со дня поступления в порядке информационного взаимодействия документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок).

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о прекращении существования объекта.

Снятие с учета преобразуемых объектов осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в ОКУ в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные объекты. Указанный учет осуществляется на основании таких документов в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в ОКУ.

ОКУ снимает с учета земельный участок только в том случае, если такой участок является преобразуемым объектом (исходным) и подлежит снятию с учета в соответствии поступившими в порядке информационного взаимодействия документами, подтверждающими государственную регистрацию прав на образованные из исходного земельные участки.

Если по истечении одного года со дня постановки на учет части земельного участка или двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ на следующий рабочий день после исключения таких сведений, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявление и документы, представленные для постановки на ГКУ, по указанному в заявлении почтовому адресу.

В установленных законом случаях сведения, внесенные в ГКН, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Внесенные в ГКН сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Читайте так же:  Дьяконова валентина викторовна нотариус королев

Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявителю или его представителю документы вместе с заявлением о кадастровом учете данного объекта недвижимости, по указанному в этом заявлении почтовому адресу.

Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.

Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения.

Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.

Выполнение кадастровой процедуры, связанной со снятием с учета земельного участка, сопровождается принятием:

— решения о снятии с учета объекта недвижимости;

— решения о приостановлении осуществления кадастрового учета;

— решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия ОКУ решения об осуществлении кадастрового учета. При снятии с учета земельного участка не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровую выписку о земельном участке заявителю или его представителю лично под расписку.

Если заявление содержит просьбу о направлении КВЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.

Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КВЗУ, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления.

В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КВЗУ до дня истечения установленного выше срока.

ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КВЗУ, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КВЗУ указывается в заявлении — не менее 1 и не более 5.

ОКУ принимает решение о приостановлении в снятии с учета земельного участка в случае:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости;

2) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений должны быть указаны возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием приостановления осуществления кадастрового учета и рекомендации по устранению данных причин (кроме случаев приостановления, связанных с отсутствием необходимого документа — в этом случае указывается какой документ отсутствует. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях ГКН исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для исправления кадастровых ошибок.

Если при осуществлении проверки сведений о земельных участках и содержащих их документов, представленных для кадастрового учета, на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.

Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (имеются противоречия или имеется пересечение границ) являются ошибки в ГКН, исправление этих ошибок осуществляется в порядке исправления технических или кадастровых ошибок.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем три месяца со дня регистрации решения. Принятие решения о приостановлении прерывает течение 20-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

Отказ в снятии с учета земельного участка осуществляется в случае:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществлялся в соответствии с ФЗ:

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ;

3) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

4) истек срок (три месяца со дня регистрации решения) приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

5) земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку на 21 день после регистрации заявления, либо направлено на 26 день после регистрации заявления посредством почтового направления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

Обратите внимание

Действующее законодательство не содержит оснований для снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка поставленного на учет до 01.03.2008 года, кроме как в случае его преобразования (раздела или объединения) или на основании решения суда.

В качестве основания для вынесения судом решения о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, Вам необходимо доказать, что наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке нарушает Ваше право на формирование земельного участка и регистрацию права собственности на него (отказ в снятии с учета может являться таким доказательством).

Иного способа восстановить Ваше право, кроме как на основании решения суда о снятии, невозможно. Кроме того, поскольку Ваш участок был поставлен до 01.03.2008, то действие ст. 24 Закона о кадастра (в ней как раз говорится о том, что в течение определенного количества времени необходимо зарегистрировать права на участок — ранее было 2 года, а сейчас этот срок увеличили до 5 лет) не распространяется на Ваш земельный участок.

Специально для Информационного Агентства «Финансовый Юрист»

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

Кадастровый учет является обязательным для всех существующих на территории Российской Федерации объектов недвижимости, в том числе, для земельных участков. Для последних нередкой является процедура снятия с кадастрового учета.

Когда она может потребоваться и каким образом осуществляется?

По каким основаниям снимается и для чего может потребоваться?

В соответствии с положениями действующего законодательства снятие участка с кадастрового учета чаще всего осуществляется в тех случаях, когда участок прекращает полностью свое существование. К наиболее распространенным основаниям для осуществления такого мероприятия относятся:

  • полное прекращение физического существования конкретного земельного участка в силу осуществленных в отношении него трансформационных процедур, например, раздела, перераспределения, объединения и т.д.;
  • физическое прекращение существования земельного участка по причине его уничтожения ввиду техногенной или природной катастрофы, нанесшей непоправимый ущерб такому участку;
  • прекращение существования сведений временного характера об участке, если таковые сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости;
  • участок был ранее учтен в кадастровых базах, однако оформление права собственности на него так и не последовало;
  • на участок, поставленный на учет в пределах одного года, не было оформлено установленное обременение права собственности;
  • для снятия участка с кадастрового учета вынесено соответствующее решение суда по исковому заявлению собственника участка или уполномоченных органов муниципальной администрации или государственной власти.
Читайте так же:  Договор аренды торгового помещения безвозмездно

Последнее основание чаще всего используется для земельных участков, носящих статус ранее учтенных.

Чаще всего снятие с кадастрового учета земельного участка может потребоваться для того, чтобы такой участок полностью прекратил свое существование с точки зрения объекта возможных имущественных и гражданско-правовых отношений.

Такая манипуляция используется чаще всего в тех случаях, когда земельный участок претерпевает какое-либо изменение, например, участвует в процедуре перераспределения, что влечет за собой возникновение новых земельных наделов.

Порядок действий

Снятие земельного участка с кадастрового учета осуществляется в Росреестре как специально уполномоченном государственном органе, осуществляющем учет всех объектов недвижимости в Российской Федерации. Обращение следует осуществлять только в тот территориальный орган, к которому относится конкретный земельный участок (узнать адрес территориального подразделения можно на сайте Росреестра либо, в случае обращения через многофункциональные центры по территориальной принадлежности, – через сайт таких центров).

Для того, чтобы участок был снят с кадастрового учета, следует выполнить определенные действия:

  • подать заявление в территориальный орган Росреестра;
  • предоставить документы, подтверждающие необходимость снятия земельного участка с кадастрового учета (в случае, если такое снятие осуществляется по решению суда, прилагается решение с отметкой о вступлении его в силу);
  • оплата госпошлины не потребуется, так как данная процедура является бесплатной.

В случае, если снятие должно происходить на основании решения суда, порядок действий будет состоять из следующих шагов:

  • подача искового заявления в соответствующую судебную инстанцию;
  • оплата госпошлины (рассчитать можно на сайте суда);
  • предоставить документы, подтверждающие необходимость снятия участка с кадастрового учета;
  • получение решения с отметкой о вступлении в юридическую силу.

Необходимые документы

Для снятия участка с кадастрового учета потребуются такие документы:

  • заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета (образец заявления можно скачать здесь);
  • документы на заявителя (паспорт, а в случае, если его интересы представляет доверенное лицо – документы на такое лицо, а также доверенность с указанием тех государственных органов, куда доверенное лицо может обращаться, пределов его полномочий, а также данных о сроках действия такой доверенности);
  • документы на участок (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, документы о выполненном ранее межевании в отношении конкретного участка);
  • документы, подтверждающие основание для необходимости снять участок с кадастрового учета.

Если речь идет о судебном порядке рассмотрения дела, то потребуется также еще и исковое заявление. Образец искового заявления можно скачать тут.

Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета

Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета является основным документом, на основании которого происходит рассмотрение дела и вынесение соответствующего решения.

В таком документе необходимо указать следующие данные:

  • сведения о заявителе;
  • данные на участок (его кадастровый номер, адрес расположения, площадь);
  • основания для снятия участка с кадастрового учета;
  • дата составления заявления и подпись заявителя.

Если речь идет об исковом заявлении, то в нем необходимо указать причины снятия с кадастрового учета в развернутом виде, а также пояснить, по какой причине приходится обращаться в судебную инстанцию (например, было отказано в Росреестре в снятии с учета участка).

Основания для отказа

Отказать в снятии участка с кадастрового учета могут по причинам:

  • заявление подал не тот человек, который имеет на это право;
  • участок не состоял на кадастровом учете;
  • в документах есть ошибки;
  • учет участка был приостановлен по причинам, которые так и не были устранены.

Снять участок с кадастрового учета можно в том случае, если для этого есть должные основания. Для этого существует специальная процедура, предусмотренная законодательством.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как снять земельный участок с кадастрового учета, если договор аренды расторгнут?

Здравствуйте! Как снять земельный участок с кадастрового учета , со статусом ранее учтенный, но без прав, договр аренды расторгнут. Администрация должна по заявке снять или в суде?

Ответы юристов (4)

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О государственном кадастре недвижимости»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
2. Постановка на учет и снятие с учета
объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением
уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в
пунктах 7, 13 — 20, 25 — 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального
закона сведений (далее также — учет изменений объекта недвижимости),
кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9
части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет части
объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2
статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет адреса
правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и
необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для
осуществления такого учета документов, представленных заявителем или
представленных в порядке межведомственного информационного
взаимодействия (далее — необходимые для кадастрового учета документы).
Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового
регулирования в сфере кадастровых отношений.
© КонсультантПлюс, 1992-2017

Да, собственник обращается с таким заявлением — в нашем случае администрация.

Уточнение клиента

Статья 7 Федерального закона 221-фз утратилу силу с 1 января 2017 года.

03 Февраля 2017, 09:42

Есть вопрос к юристу?

Согласен, редакция старая. Но в любом случае — все действия со стороны распоряжением участком, в том числе и снятие с кадастрового учёта — от собственника.

К сожалению снятие земельного участка в данном случае возможно только в судебном порядке, во внесудебном порядке орган кадастрового учета Вам откажет, так как снять с кадастрового учета возможно лишь земельный участок, который является преобразуемым или сведения о котором носят временный характер. С заявлением о снятии в суд должен обратиться собственник объекта недвижимости.

Уточнение клиента

Какая статья закона указывает на снятие только в судебном порядке?

03 Февраля 2017, 19:27

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статья 40, 41 исходя из данных статей можно сделать этот вывод

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.