Выплата пособия по безработице в беларуси

Рубрики Статьи

Пособие по безработице: сколько получают в Беларуси и соседних странах

Средний размер пособия по безработице в мае в Беларуси составил 265,6 тысячи неденоминированных рублей, сообщает Белстат. Эта сумма равняется 15,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. FINANCE.TUT.BY сравнил, как пособия по безработице белорусов отличаются по регионам, а также посмотрел, какие суммы выплачивают нетрудоустроенным в соседних странах.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Майское среднее пособие по безработице упало на 7300 неденоминированных рублей по сравнению с апрельским.

Лидирует по размеру среднего пособия по безработице в мае Гомельская область — 303 тысячи рублей, или 17,5% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (майские пособия белорусы получили еще в миллионах, поэтому суммы указываем в неденоминированных рублях).

Меньше всего в мае выплачивали безработным в Минске — в среднем 232 400 рублей. Напомним, в столице самый низкий уровень безработицы — 0,7% к численности экономически активного населения.

Средний размер пособия на одного безработного в мае, в рублях

Соотношение к БПМ

К примеру, в Минском районе в мае пособие по безработице получали 233 человека. Средний размер выплат составил 275 тысяч рублей.

В России пособие по безработице зависит от продолжительности поиска работы и от зарплаты на последнем месте работы. Выплаты составляют от 267 тысяч до 1,5 миллиона рублей (все суммы в тексте приведены в неденоминированных белорусских рублях по курсу Нацбанка на 15 июля. — FINANCE.TUT.BY). Сейчас в соседней стране обсуждается вопрос, чтобы увеличить минимальные выплаты до 628 тысяч рублей, а максимальные — до 2,5 миллиона.

В Украине в мае нетрудоустроенные получали в среднем 1,2 миллиона рублей, сообщает Госстат.

Польские безработные могут рассчитывать на пособие в 4,1 миллиона рублей в течение первых 90 дней после регистрации на бирже труда, а дальше — 3,3 миллиона.

Напомним, в Беларуси могут увеличить размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума. Повышение выплат, как ожидается, коснется тех, кто потерял работу из-за сокращения численности или штата работников, ликвидации предприятия. Сейчас максимальный размер пособия по безработице составляет 2 базовые величины.

Тем временем в Беларуси второй месяц подряд снижается число безработных. На 1 июля нетрудоустроенными были 47,2 тысячи человек. В июне, как и месяцем раньше, число безработных уменьшилось на 3,3 тысячи. Уровень безработицы по стране на начало июля остался на прежней отметке — 1,1% к численности экономически активного населения.

Пособие по безработице: сколько платят в Беларуси и соседних странах

Средний размер пособия на одного безработного в апреле в Беларуси составил 26,4 рубля (минус 1,2 рубля к марту).

Этот показатель составляет 14,3% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. FINANCE.TUT.BY посмотрел, как пособие по безработице белорусов отличается от выплат в других странах, а также как оно разнится по регионам Беларуси.

Больше всего пособие по безработице в апреле было в Гомельской области — 30,3 рубля, а меньше всего — в Минске (23,4 рубля).

В ближайшее время безработным не стоит ждать увеличения пособия. Об этом на отчетном заседании в парламенте заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Министр напомнила, что сейчас в Беларуси обсуждается так называемая страховка от безработицы, которая позволит увеличить размер пособий. До 100% БПМ для тех, кто попал под сокращение или оказался на бирже труда после ликвидации его организации, до 50% БПМ для тех, кто лишился работы по другим уважительным причинам. Сейчас новый документ проходит согласование. Ожидать его принятия в ближайшее время не стоит.

Пособие по безработице белорусов отличается от выплат в других странах. Так, в России минимальное пособие официальным нетрудоустроенным составляет 28 рублей, максимальное — около 160 рублей (все суммы приведены в тексте в белорусских рублях по курсу Нацбанка на 7 июня).

В Литве среднее пособие составляет 413 рублей. Выплаты получают около 44 тысяч нетрудоустроенных.

В Украине с 1 апреля этого года минимальный размер помощи по безработице для застрахованных лиц повысили до 91 рубля.

В Польше безработные получают от 260 рублей до почти 500 рублей.

Пособие по безработице в республике Беларусь

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Уровень безработицы

Официальная статистика показывает, что безработица в республике Беларусь находится под контролем властей. В феврале 2017 года была заявлена цифра 1,1%, ещё годом ранее объявлялось 0,8%. Но можно ли доверять официальной статистке в этом непростом вопросе? Международные эксперты в этом сильно сомневаются.

Ещё в 2018 году многие предприятия заявили о сокращении персонала и связанных этим увольнениях. При этом в начале 2019 года было всего 43300 человек, обратившихся в службу занятости. В то же время в период кризиса пострадали и многие мелкие предприниматели. Мало кому удалось остаться с приличной прибылью. Часть осталась на плаву, но многие не выдержали экономических сложностей и разорились, пополнив ряды безработных.

Многие россияне, решившие приехать в Беларусь на ПМЖ, оформили гражданство этой страны и нашли себя в любимом деле. Некоторым из них, к сожалению, тоже пришлось идти на биржу труда.

Методика белорусских расчётов учитывает только зарегистрированных безработных, что не может дать полной картины. В первую очередь, срок постановки на учёт ограничен сроками выплат. Получается, что те, кого лишили выплат по тем или иным причинам, уже не учитываются.

График уровня безработицы в Беларуси

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы работают за границей — в Венесуэле, Польше, Германии, как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

Читайте так же:  Приказ минздрава 172 от 29051997

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

В 2019 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. Уровень жизни в Беларуси нестабилен. Всего в течение 2019 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Размер материальной помощи

Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.

  • 210 тыс. бел. руб. назначается всем проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации.
  • 420 тыс. — безработным в возрасте 29 лет, если их направили на обучение за пределы места проживания.
  • 210 тыс. — гражданам до 29 лет, направленным на обучение за пределы места проживания при условии, что общий семейный доход на члена семьи больше прожиточного минимума.
  • 630 тыс. назначается инвалидам, проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации. В случае наличия прожиточного минимума на каждого члена семьи пособие сокращается до 420 тыс. бел. руб.

Вернуться к оглавлению

Пособие по безработице, которое выплачивается в Беларуси сейчас, в несколько раз ниже прожиточного минимума. Реально жить только на эти деньги невозможно. Правительство страны всерьёз озабочено этой проблемой и планирует преломить эту ситуацию в лучшую сторону.

В правительстве было заявлено, что систему социального обеспечения безработных будут выводить на новый уровень. В том числе планируется ввести страхование от безработицы. Имеются в виду отчисления работающими гражданами части зарплаты в специальный фонд. Из этого фонда впоследствии можно будет получать пособие в случае лишения рабочего места. Это позволит сократить расходы бюджета и перенаправить освободившееся средства на повышение пособий другим категориям безработных.

Подобные страховые ужа давно работают в европейских профсоюзах, где они показали состоятельность идеи. Пособие планируется довести до суммы более 1,5 млн. бел. руб. Сейчас средний размер ежемесячных выплат составляет всего 197 тысяч.

Новшество вводиться будет поэтапно, в течение нескольких лет. Первоначально будут созданы сами страховые фонды. Только после накопления в них определённого резерва можно будет переходить к этапу финансированиях из них материальной помощи безработным, производящим отчисления. Пока ещё полностью не продумано, кто будет переводить средства в фонд, — работодатель или сам работник.

Сейчас в республике Беларусь социальная поддержка безработных работает достаточно активно, но это пока не позволяет значительно снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей.

Основной задачей государство поставило сейчас реформу материальной помощи безработным.

Часть из них будет оплачена из страховых фондов. Уровень прожиточного минимума равен уровню пособия — вот такая поставлена цель.

Пособие по безработице в Беларуси — чуть больше 14 долларов

В июне средний размер пособия по безработице в Беларуси составлял 27,9 рубля. По сравнееию с маем выплата выросла на 10 копеек.

Как сообщает Национальный статистический комитет, размер июньского пособия по безработице составляет 14,1% от бюджета прожиточного минимума. При этом размеры пособий безработным отличаются в разных регионах Беларуси.

Читайте так же:  Деньги под залог в ломбарде

Так, самый низкий размер пособия приходится на Минск (где, по статистике, всегда самые высокие средние зарплаты в разных сферах по стране) — 23,9 рубля. Чуть больше получают официально стоящие на бирже труда безработные Могилевской области — 26,2 рубля, в Гродненской — 26,6 рубля, 27,9 рублей — в Минской и Брестской областях, в Витебской — 28,2 рубля.

При этом официальная безработица по стране сокращается: по последним данным Белстат, в Беларуси — 34,2 тысячи безработных. По данным президента — полмиллиона, с которых власти хотят получить «тунеядский сбор».

Отметим также, что в Беларуси то и дело заговаривают о повышении размера пособия по безработице. Однако дальше разговоров дело не идет: тратить деньги на тех, кто не приносит государству дохода, в Беларуси не хотят, да и экономическое положение не особо позволяет разгуляться.

Еще в марте чиновники говорили о том, что повышение пособия — вещь необходимая и давно назревшая, а также говорили о том, что в стране могут ввести страхование от безработицы, однако уже к маю этого года они свою позицию изменили.

Так, министра труда и соцзащиты Ирину Костевич, после многочисленных ходов вокруг да около, ответила отрицательно на прямой вопрос о возможном скором повышении пособия.

В Беларуси — самое низкое пособие для безработных в регионе, прожить на которое можно едва ли один-два дня.

Сохранились ли в Беларуси профессионально-технические училища?

«Беларусь — моя родина, которую, увы, давно покинул. Но слежу за новостями. Знаю, что в стране сохранилось много хорошего, что было при СССР. Интересно, осталась ли система профтехобразования: профтехучилища, техникумы? Это была уникальная возможность работающей молодежи повышать уровень образования, так сказать, без отрыва от производства.

Юрий Матвеев, Южно-Сахалинск».

Система среднего технического образования сохранена, изменились разве что названия учебных заведений. ПТУ в основной массе стали лицеями, техникумы — колледжами. Вскоре их планируют объединить под одной крышей колледжей. В 2017 году в ссузы готовы были принять 39 тыс. человек, в том числе 24 тыс. — за счет средств бюджета. Бюджетные места заполнены на 99,5%. Общий план приема выполнен на 97%, по предварительным данным.

Самые востребованные специальности у абитуриентов — правоведение, фотография, автосервис, а также педагогические, медицинские и IT-специальности. Основная часть вступительной кампании в ссузы завершилась 17 августа. С 1 октября по 30 ноября будут принимать документы на аграрные профессии и заочное отделение. И вплоть до 15 октября продолжается прием иностранных граждан.

В белорусских профессионально-технических колледжах, училищах и лицеях можно получить 251 профессию, которые продиктованы реальной экономикой.

Кому и в каком размере платят в Беларуси пособие по безработице?

«Мой сын приехал досматривать меня из Тюмени. Но у нас в районе с работой туго. Вот уже два месяца никак не может никуда устроиться. Стоит на бирже труда, однако пособия по безработице ему не выплачивают. Кому положено пособие?

Н. Майрова, Витебская область».

Размер и порядок выплаты пособия по безработице изложены в статье 24 закона N 125-З о занятости населения от 15 июня 2006 года. Пособие привязано к базовой величине (сегодня базовая величина равняется 23 белорусским рублям) и варьируется от 70% базовой величины в месяц до двух. Кому и как оно выплачивается?

Как минимум две базовые величины в месяц в течение 26 календарных недель могут получить граждане, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели доход не менее 12 календарных недель. Одну базовую величину в месяц в первые 13 календарных недель и 75% базовой величины в месяц еще 13 недель выплачивают безработным, имевшим оплачиваемую работу менее 12 календарных недель, а также после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года. Положено пособие и впервые ищущим работу и безработным после перерыва в работе более 12 месяцев, при стаже менее года — в размере 85% базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель и 70% базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель.

В назначении пособия могут отказать: если уход с последнего рабочего места произошел по личной инициативе работника; ввиду расторжения контракта по соглашению работника с нанимателем; если увольнение произошло из-за неисполнения сотрудником своих обязанностей, несоблюдения трудовой дисциплины, прогула, появления на службе в нетрезвом виде, совершения хищения либо нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других сотрудников; по факту вступления в действие судебного приговора и отсутствием возможности продолжать трудовую деятельность на прежнем месте; увольнения по статье 47 Трудового кодекса Беларуси; отсутствия справки о доходах.

Как в Беларуси планируют региональные рейсы?

«Каждое лето приезжаю к родителям, которые живут в деревне Нивки. Уже 2 года, как туда отменены прямые автобусы. Приходится из Минска добираться через Борисов, но оттуда всегда проблематично уехать — много желающих. Хотелось бы спросить, с чем связана отмена автобусов? И нет ли возможности их восстановить?»

Клавдия, Смоленская область».

Сергей Невмержицкий, заместитель председателя Миноблисполкома:

— Количество выполняемых рейсов по регулярным маршрутам определяется исходя из требований нормативных актов, данных изучения пассажиропотока и экономической целесообразности.

Выполнение рейсов по междугородным маршрутам Минск — Нивки и Минск — Ганцевичи было отменено ГУ «Минсктранс» в связи с крайне низким пассажиропотоком. Статьями 45, 46, 47 Бюджетного кодекса предусмотрено субсидирование только городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Расходы, понесенные перевозчиком на выполнение междугородных перевозок, из бюджета не возмещаются. Восстановление движения по указанным маршрутам не планируется. Были попытки предоставить право выполнения регулярных перевозок пассажиров в данном направлении различным негосударственным перевозчикам. По результатам работы на маршруте в связи с практически полным отсутствием пассажиропотока и убыточностью они также обслуживание маршрута прекратили.

В соответствии с требованиями системы государственных социальных стандартов, утвержденной постановлением Совмина N 724 от 30 мая 2003 года, транспортное обслуживание населенных пунктов с численностью от 20 до 50 человек предусмотрено с обязательным выполнением не менее 4 рейсов в неделю. Норматив соблюдается.

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
    • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорсовет депутатов
    • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
    • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
    • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорисполком
    • Руководство Мингорисполкома
    • Структурные подразделения Мингорисполкома
      • Комитеты
      • Управления
      • Главное управление внутренних дел
    • Администрации районов г. Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    • Минский городской суд
    • Экономический суд города Минска
    • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
    • Предприятия и организации
  • Администрации районов Минска
    • Заводской район
    • Ленинский район
    • Московский район
    • Октябрьский район
    • Партизанский район
    • Первомайский район
    • Советский район
    • Фрунзенский район
    • Центральный район
  • О Минске
    • Устав города
    • Символика
    • История города
    • Руководители города с 1879 года
    • Общие сведения
    • Почетные граждане
    • Минчане года
    • Города-побратимы
    • Знаменательные даты
    • Фотогалерея
    • Видеоролик о г.Минске
    • Экскурсионный путеводитель
  • Одно окно
    • «Одно окно» Мингорисполком
    • «Одно окно» Заводской район
    • «Одно окно» Ленинский район
    • «Одно окно» Московский район
    • «Одно окно» Октябрьский район
    • «Одно окно» Партизанский район
    • «Одно окно» Первомайский район
    • «Одно окно» Советский район
    • «Одно окно» Фрунзенский район
    • «Одно окно» Центральный район
  • Обращения
    • Форумы
    • Электронные обращения
    • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
    • Нормативные документы
    • График «прямых телефонных линий»
    • Графики приема граждан и юридических лиц
    • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
  • Объявления
    • Конкурсы
    • Аукционы
    • Аренда помещений
    • Закупки
    • Все объявления
  • Поиск
Читайте так же:  Штраф гибдд по акту

Управление занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома пр-т Независимости 113
тел.: +375 17 3535740

Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае: прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

  • непредставления декларации о доходах.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

  • за первые 13 календарных недель — в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);
  • за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;
  • за первые 13 календарных недель — в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель — 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице, определенным настоящим Законом.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»).

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины.

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью шестой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей статьи 24 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения возраста, дающего право на пенсию, в том числе на льготных условиях, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

В соответствии со статьей 47 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республики Беларусь» государственному служащему, высвобожденному в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, при регистрации в качестве безработного выплачивается пособие по безработице в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста на 20 процентов.

Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Обращение взыскания на пособие по безработице осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.