Украина налог на автомобили

Рубрики Статьи

Транспортный налог: плательщики, объекты налогообложения, ставка, порядок уплаты и отчетности

С 2015 года вводится новый налог для владельцев транспортных средств или налог на роскошь. Кто, в каком размере, в какие сроки и в каком порядке должен будет оплачивать транспортный налог узнавал Prostopravo.

Кредитную карту

Кредит под 0%

Кредит наличными

Кредит под залог

Кредит на карту

Краткое содержание и ссылки по теме

Простоправо ТВ рассказывает о правилах и сроках подачи налоговой декларации физических лиц.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Плательщики налога на авто

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе и нерезиденты, которые имеют в собственности зарегистрированный в Украине легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет, и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Такая стоимость определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику экономического, социального развития и торговли, по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из марки, модели, года выпуска, объема цилиндров двигателя, типа горючего. Перечень таких автомобилей ежегодно до 1 февраля налогового (отчетного) года обнародуется на официальном сайте.

Ставка транспортного налога

Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, который является объектом налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты налога на машину

Исчисление суммы налога с объекта налогообложения физических лиц осуществляется контролирующим органом по месту регистрации налогоплательщика.

Налоговые уведомления-решения об уплате суммы налога и соответствующие платежные реквизиты направляются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) года.

По объектам налогообложения, приобретенным в течение года, налог уплачивается физическим лицом-плательщиком начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности.

Начисление налога и направление налоговых уведомлений-решений об уплате налога физическим лицам — нерезидентам осуществляют контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения, находящихся в собственности таких нерезидентов.

Органы внутренних дел обязаны до 1 апреля 2015 подать контролирующим органам по месту регистрации объекта налогообложения сведения, необходимые для расчета налога.

С 1 апреля 2015 органы внутренних дел обязаны ежемесячно, в 10-дневный срок после окончания календарного месяца подавать контролирующим органам сведения, необходимые для расчета налога, по месту регистрации объекта налогообложения по состоянию на первое число соответствующего месяца.

Плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.

По объектам налогообложения, приобретенным в течение года, декларация юридическим лицом — плательщиком подается в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение отчетного года налог исчисляется предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на этот объект.

Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности.

За объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, которые остались до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства.

Налог уплачивается по месту регистрации объектов налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет.

Сроки уплаты транспортного налога

Транспортный налог уплачивается:

  • а) физическими лицами — в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения;
  • б) юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.

Ждем транспортный налог для авто старше 5 лет

По законопроекту № 8487, Верховная Рада собирается обложить автовладельцев налогом на транспортное средство старше пяти лет. Это касается любого транспортного средства, от мотоцикла до автобуса. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Украине составляет 20 лет, то казну придется пополнять кругленькой суммой очень многим.

К примеру, налог за шестилетнее авто на бензине с двигателем 2200 куб. см составит 660 грн., на седьмой год он вырастет до 1320. За машину на дизеле придется заплатить еще больше. За 10-летнее авто при двигателе в 1000 куб. см платеж составит 3000 грн.

Таким образом, чем старше авто, тем больше придется платить его владельцу.

Законопроект, поданный еще 15 июня 2018 года, замышлялся как инструмент для снижения акцизного налога на ввозимые в Украину автомобили. За законопроект уже проголосовали в первом чтении, но после этого в него было внесено уже более 150 правок. По мнению Олега Назаренко, генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, «Все они задуманы для того, чтобы заблокировать законопроект». В интервью сайту Сегодня.ua господин Назаренко высказал предположение, что в Верховной Раде продолжат блокирование принятия законопроекта, “чтобы налоги остались на старом уровне“, а непрозрачные схемы по импорту б/у иномарок сохранились.

Налогообложение авто в Украине

С 2015 года в Украине появился новый налог – налог на имущество, в составе которого можно выделить три основных подвида:

Плательщиками данного налога выступают как предприятия, так и физлица, в т.ч . нерезиденты.

Что касается налога на авто (транспортного налога), то стоит упомянуть, что в разные периоды таковыми были:

  • транспортный сбор, который подлежал уплате при перерегистрации автомобиля, а также при техосмотре.
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства, которым облагались автомобили при первой регистрации в Украине

В настоящий момент владельцы автотранспорта платят исключительно транспортный налог (налог на авто).

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Читайте так же:  Нотариус по выходным отрадное

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Транспортный налог или налог на авто

С 2015 года налог на авто подлежал уплате владельцами легкового автотранспорта, возраст которого составлял менее 5 лет и объем цилиндров двигателя которых составляял более:

  • 3000 куб. см – для бензиновых двигателей;
  • 2500 куб см. – для дизельных агрегатов.

С 2016 года правила уплаты налога на авто изменились: налогообложению подлежат автомобили возрастом не более 5 лет с момента производства и рыночная стоимость такого автомобиля превышает 750 минзарплат в Украине.

С 2017 года претерпел изменение стоимостный ценз автомобиля: так с 2017 года налогообложению подлежат автомобили не более 5 лет с момента производства и рыночная стоимость такого автомобиля превышает 375 минзарплат, размер которой установлен на 1 января отчетного года (в 2019 году это 4173 грн.), при этом определение рыночной стоимости автомобиля осуществляет Минэкономики и публикует до 1 февраля такие данные по каждой марке авто в открытом доступе. Для расчета рыночной стоимости используются такие данные: марка, модель, год выпуска, тип двигателя, объем двигателя, тип коробки передач, пробег.

Кто платит транспортный налог

Плательщиками налога на авто выступают физически лица и предприятия (в т.ч. иностранные), на которые зарегистрирован автомобиль. Обратите внимание, что в довольно распространенных случаях продажи авто по генеральной доверенности – плательщиком налога будет лицо, которое в Реестре МРЕО указано именно собственником.

Ставка налога на авто

Ставка налога в годовом измерении составляет 25 тыс. грн за одну единицу автотранспорта. Следовательно, лицо, владеющее несколькими автомобилями, подпадающими под налогообложение должны оплачивать транспортный налог за каждый автомобиль.

Как платить транспортный налог

Налоговый кодекс установил несколько способов оплаты налога, в зависимости от организационного статуса плательщика налога:

уплата налога с авто физическим лицом

Физическое лицо оплачивает налог на авто раз в год на основании налогового уведомления, которое органы ГНС (по месту регистрации физлица, а для иностранцев – по месту регистрации авто) обязаны отослать плательщику до 1 июля отчетного года на заявленный регистрационный адрес проживания.
Стоит обратить внимание, что налог на авто подлежит уплате в местный бюджет по месту регистрации автомобиля, следовательно в налоговом уведомлении будет не только сумма налога, но и реквизиты банковских счетов местного бюджета.

И хотя с одной стороны, отсутствие налогового уведомления является основанием для неуплаты транспортного налога, но с другой стороны, неуплата налога может грозить санкциями, которые возможно будет оспорить исключительно через суд.
Физлицо обязано оплатить налог в течении 60-ти календарных дней с момента получения налогового уведомления.

Важным измением 2018 года в части уплаты транспортного налога является отмена ответственности налогоплательщика за неуплату налога в том случае, если налоговый орган не отправлял либо не вручал уведомление об уплате налога. Тем не менее, орган может насчитать налог в последующие годы, однако не более чем за трехлетний период.

уплата транспортного налога предприятиями

Предприятия самостоятельно либо с помощью бухгалтерских услуг профессиональных компаний рассчитывают налог на авто, зарегистрированные на них состоянием на 1 января отчетного года, и подают налоговую декларацию по месту регистрации автомобиля.

Уплата налога на авто предприятиями осуществляется поквартально пропорциональными частями путем осуществления авансовых платежей ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Что касается уплаты налога на авто физлицами-предпринимателями (СПД), то они оплачивают налог по схеме, аналогичной оплате для физических лиц.

Уплата транспортного налога при продаже авто

Продажа автомобиля физическим лицом

Исходя из трактовки закона, физлица платят налог на авто предоплатой за отчетный год. Потому в случае, продажи автомобиля после уплаты транспортного налога (например, в сентябре) налог не пересчитывается и возврату не подлежит.

Покупка автомобиля физическим лицом

В случае покупки автомобиля в течение года, сумма налога начинает исчисляться с месяца, в котором автомобиль прошел регистрацию. При это налоговый орган обязан в отправить новому владельцу налоговое уведомление о необходимости уплаты налога.

Размер налога составит сумму пропорциональную количеству месяцев владения автомобилем в отчетном году. При этом первым месяцем уплаты налога на авто будет считаться месяц перехода права собственности.

Покупка и продажа авто предприятием

В случае приобретения автомобиля в течении года, декларация подается в течение месяца с момента возникновения права собственности, а сумма налога рассчитывается пропорционально количеству оставшихся в отчетном году месяцев, при этом первым месяцем считается месяц в котором возникло право собственности.

Например, автомобиль куплен в августе, следовательно, общая сумма налога составит: 25000грн./12 мес. итого общая сумма налога на авто в месяц составляет 2084грн/мес. Предприятие приобрело автомобиль в августе, значит до 30 октября необходимо уплатить транспортный налог за август и сентябрь в общем размере 4168 грн., оставшуюся часть за ноябрь-декабрь необходимо оплатить до 30 января в размере 6252 грн.

Аналогичные правила распространяются на предприятия, отчуждающие автомобиль. При этом последним месяцем уплаты налога на авто будет месяц, предшествующий продаже автомобиля.

Рассмотрим пример уплаты налога на авто предприятием. Итак, предприятие состоянием на 01 января 2015 года владеет одним налогооблагаемым автомобилем. Следовательно, до 30 числа месяца следующего за кварталом предприятие должно заплатить 6252 грн. Однако, автомобиль продается в феврале 2015 года. Следовательно, у предприятия возникает переплата налога на авто. Законодательство не предусматривает возврат излишне уплаченного налога

История налога на авто

До 2015 года глава VIII НКУ устанавливала единственный общегосударственный платеж владельцев авто – сбор за первую регистрацию транспортного средства, которая осуществлялась согласно ст. 34 закона «О дорожном движении». Вспомним, что ранее сбор осуществлялся не только при первой регистрации, но и при перерегистрации, и перед техническим осмотром. А юридические лица вообще платили сбор ежеквартально вне зависимости от наступления события.

Сбор за первую регистрацию транспорта

Плательщиками сбора выступали как физические, так и юридические лица. Объектами сбора являлись такие транспортные средства:

  • колесные транспортные средства;
  • суда;
  • самолеты и вертолеты.,
  • исключения:
  • автомобили скорой медицинской помощи;
  • прицепы (полуприцепы);
  • мопеды;
  • велосипеды;
  • некоторые механизмы и машины для сельскохозяйственных работ;
  • вертолеты и самолеты ВВС;
  • средства, закрепленные на праве оперативного управления за военными учебными заведениями, военными частями, учреждениями и организациями ВС Украины и прочими бюджетными учреждениями.

Как ранее, размер налогов в Украине зависел от мощности транспортного средства.

НКУ устанавливал следующий порядок определения налоговой базы:

  • для колесных транспортных средств (мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, спецавтомобилей и прочих колесных транспортных средств) – в зависимости от объема цилиндров двигателя в см3;
  • для легковых автомобилей с электродвигателем – в зависимости от мощности двигателя в кВт;
  • для судов с двигателем – в зависимости от мощности двигателя в кВт;
  • для судов без двигателя – в зависимости от длины корпуса в см;
  • для вертолетов и самолетов – в зависимости от максимальной взлетной массы.

Разумеется, определение размера налога с автомобиля осуществляется по каждой единице транспорта отдельно.

Читайте так же:  Приказ 1315 от 9122019 минобрнауки

Для новых транспортных средств независимо от вида закон установил коэффициент в размере 1, то есть сумма налога на автомобили дополнительно не увеличивается.

Для подержанных транспортных средств установлены коэффициенты.

По уплате сбора существовали льготы. От его уплаты освобождались:

  • легковые автомобили для инвалидов с объемом двигателя до 1500 см3, которые приобретены за счет средств государственного или местных бюджетов и (или) переданы инвалидам безвозмездно;
  • транспортные средства домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, пансионатов для ветеранов войны и труда, детских домов-интернатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые финансируются из государственного и местного бюджетов.

Налог на роскошь

Вокруг вопроса о необходимости облагать налогом богатство велись долгие дискуссии. На рассмотрении Верховной Рады находились несколько законопроектов. Каковой бы ни была окончательная редакция закона, транспортные средства были указаны в числе объектов налогообложения. Предлагалось включить в число объектов налогообложения следующие транспортные средства:

  • легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3990 см3 (кроме подержанных);
  • мотоциклы с объемом цилиндров двигателя более 995 см3 (кроме подержанных);
  • суда с регистрацией в Судовой книге Украины или Государственном судовом реестре Украины, оснащенные подвесным или стационарным двигателем (двигателями) мощностью свыше 75 кВт (кроме подержанных);
  • вертолеты и самолеты, с регистрацией в Госреестре гражданских воздушных судов Украины (кроме подержанных).

Предполагалось, что налог на роскошь будет взимается единожды при покупке транспортного средства или ввозе его на таможенную территорию Украины. В отношении транспортных средств как предмета роскоши налогоплательщиками выступали физические лица. Авторы законопроекта предлагали установить налог по ставке в 40% от стоимости приобретенного транспортного средства.

Главная новость

Налоги на авто: сколько и за что будут платить украинцы ежегодно

Новый законопроект №8487 сдерет с украинских водителей налог на автомобили, которые старше 5 лет.

Если сегодня такой налог действует на «элитные» авто, которые стоят от 1 млн 396 тыс грн. (размер платы составляет 25 тысяч гривен), то скоро большинство будет платить водители, — пишет Politeka.

Так украинцы ездят в основном на старых авто, то и налогов не избежать, более того, для некоторых они окажутся просто неподъемными.

Парламентарии хотят, чтобы налог платили все. Буквально все, у кого есть транспорт: будь то автобус, автомобиль или мотоцикл. И не важно, сколько стоит транспортное средство. Главное одно, его возраст – облагаться будет машина старше пяти лет от года ее производства. Платежки фискальщики будут присылать по месту регистрации собственника авто.

Налог на все транспортные средства старше пяти лет будут рассчитывать по специальной формуле: Ставка = базовая Ставка х К двигателя х К возрасту х К экологический.

Как высчитать сумму за формуолою

Если автомобиль на бензине, то базовая ставка – 200. Если на дизеле – 300. Коэффициент двигателя – это об’объем двигателя, разделен на 1000 куб см. Коэффициент возраста – возраст автомобиля минус пять. Экологический коэффициент зависит от соответствия автомобиля экологическим стандартам: Евро-2 и ниже – 4; Евро-3 – 3; Евро-4 – 2; Евро-5 – 1,5; Евро-6 и выше – 1.

Например, есть автомобиль на бензине с двигателем 2200 см³ и ему пошел шестой год от даты производства. Если первые п’пять лет владелец может не вносить никакой оплаты, то начиная с шестого года от даты производства – фискальная служба пришлет платежку от фискальной службы на сумму 660 гривен.

И так каждый год, только сумма будет увеличиваться. Так, на седьмой год – налог вырастет вдвое (1320 грн). А машина на дизеле с еще большим объемом двигателя станет совсем невыгодной.

Например, десятилетнее авто с об’объемом двигателя 3000 см³ обойдется владельцу в 9000 гривен ежегодно. С двигателем на 1000 см³ – 3000. А учитывая то, что средний возраст автомобилей в Украине 20 лет, цифры в платежках будут значительно страшнее.

Например, за старый автомобиль на бензине, которому 19 лет с двигателем 1300 см ³, придется ежегодно платить 10 920 гривен.

В Украине могут ввести транспортный налог на автомобили старше 5 лет

В Украине хотят ввести транспортный налог, который придется платить всем владельцам транспортных средств, произведенных более 5 лет назад.

Сейчас транспортный налог платят только владельцы премиальных автомобилей возрастом до 5 лет и стоимостью, свыше 1,3 миллиона гривен. Владельцы же подержанных легковых автомобилей, грузовиков и автобусов оплачивать налог не обязаны, сообщает Авто Информатор.

Однако ситуация может измениться, так как в поправках к законопроекту №8487 есть пункт, в котором предложено облагать все подержанные автомобили налогом. Данный законопроект в скором времени заслушают депутаты Верховной Рады во втором чтении.

Даже если данная поправка будет принята, то в силу она вступит не сразу. «Временно, до 2024 года, не начислять транспортный налог на ТС старше 5 лет, первая регистрация которых состоялась до 1 января 2019 года», — говорится в документе.

Абсурдность предложения заключается в формуле расчета налоговой ставки. Исходя из нее, за ВАЗ 1988 года с объемом двигателя 1600 см³, владельцу придется заплатить 38 400 гривен в год.

Формула выглядит следующим образом:

Налог = (Базовая ставка) х (К двигателя) х (К возраста) х (К эко)

Базовая ставка — 200 гривен для бензинового двигателя и 300 — для дизельного

Коэффициент двигателя — объем двигателя в литрах (то есть 1600 см³/1000 = 1,6 литра)

Коэффициент возраста — количество полных календарных лет автомобилю

Коэффициент экологии — Евро 2 и ниже – 4; Евро 3 – 3; Евро 4 – 2; Евро 5 – 1,5; Евро 6 – 1.

Страшно представить, во сколько обойдется владение старым дизельным грузовиком или автобусом. Однако, для гибридных автомобилей коэффициенты будут несколько снижены.

Также стоит отметить, что автомобили на иностранной регистрации не будут подпадать под действие транспортного сбора, если таковой, конечно, примут.

Новый налог для водителей: за б/у авто придется платить десятки тысяч гривен

Украинским автомобилистам готовят новый налог. Не исключено, что уже со следующего года за возраст и «прожорливость» авто придется доплачивать немалые суммы.

В скандальный законопроект №8487, который, как уже писал «Минфин», предлагает рассчитывать акцизы на иномарки по новой формуле и отменить Евро-5, хотят «зашить» неприятный сюрприз для водителей.

Как сообщил руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий, в числе правок к законопроекту, которые сейчас рассматриваются в парламенте, есть и предложение о реанимации транспортного сбора. Налог предлагают «привязать» к возрасту и объему двигателя машины. Причем, как подсчитали в AUTO-Consulting, самые старые и прожорливые авто станут для их владельцев «золотыми». Скажем, за видавшую виды «Волгу» придется платить почти 77 тыс. грн. в год.

«Минфин» разбирался, чем рискуют водители, если транспортный сбор утвердят.

30 000 за старую иномарку, 70 000 за «Волгу»

Народные депутаты предлагают сделать транспортный сбор обязательным для всех авто старше 5 лет. Его придется платить раз в год. Рассчитывать налог будут по специальной формуле. На базовую ставку насчитают повышающие коэффициенты, размер которых зависит от возраста, объема двигателя и класса экологичности (уровня Евро- стандарта) автомобиля. Базовые ставки невелики — 200 грн. для бензинового авто и 300 грн. — для дизельного.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей на рынке

Но уже на этом этапе начинается путаница. «Непонятно, к примеру, почему за дизельное авто платить в 1,5 раза больше», — недоумевает Омельницкий. Он также добавляет, что многие владельцы подержанных иномарок не знают точно к какому классу экологичности относится их авто. «В документах уровень Евро не указывается. Как его будут определять, кроме как «на глаз» — неясно. Сразу видно, что это предложение скопировано с иностранных законов. Но там другая система контроля, которой в Украине пока не создали», — отмечает эксперт. «Расчет наверняка попытаются сделать максимально сложным, чтобы запутать автовладельца и лишить его возможности самому проверить правильность начисления налога», — говорит старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Стоит отметить, что Украина, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, обязалась постепенно повышать транспортные экологические нормы. Скажем, сейчас у нас действует стандарт Евро-5, и импорт техники, которая ему не отвечает — запрещен. Вскоре обязательным станет стандарт Евро-6. Это делается для того, чтобы постепенно убрать с рынка старые машины, загрязняющие окружающую среду.

Парадокс заключается в том, что в законопроекте №8487 есть предложение убрать обязательное Евро-5. То есть, с одной стороны, власти хотят открыть рынок для автохлама из Европы, а с другой — тут же обложить его высокими поборами.

Как подсчитали эксперты, за среднестатистическое подержанное авто придется платить не меньше 10-15 тыс. грн. в год. А машины начала 2000-х с двухлитровыми дизельными моторами (это самые ходовые модели среди евробляхеров) потянут уже на 30-36 тыс. грн. в год.

Но и эти суммы — не предел. Скажем, за старую «Волгу» в бюджет придется отдать почти 77 тыс. грн. в год, — говорит Олег Омельницкий.

«Достанут» из бензина?

Сама идея транспортного сбора для Украины не нова. Такой налог действовал в нашей стране до 2009 года. Сумма была небольшой — порядка 200-400 грн. в зависимости от авто. Сбор оплачивался при прохождении обязательного ежегодного техосмотра. Но затем на депутатов снизошло озарение, и они решили поменять формулу расчета налога.

«Приняли «под елочку» закон, в котором налог привязали к объему двигателя. И получились рекордные суммы — по 15-20 тыс. грн. в год. Тогда под стенами парламента собралась, по-сути, одна из первых автомобильных акций протеста. Она была настолько массовой, что власти испугались. Закон отозвали, а вскоре отменили и обязательный техосмотр. Так как исчезла «контрольная точка», позволяющая отслеживать уплату транспортного сбора, его включили в стоимость автомобильного топлива», — вспоминает Олег Омельницкий.

Собственно, в структуре цены на бензин, дизель и газ, сбор с автомобилистов существует до сих пор. Главный аргумент сторонников такой системы — кто больше ездит и разбивает дороги, тот покупает больше бензина, и, следовательно, больше платит налогов. Эти деньги обещали пустить на ремонт дорог. Но до недавнего времени вместо специального фонда транспортный сбор шел в общий бюджет, где попросту «растворялся». В этом году его распределяют между спецфондом и госбюджетом в пропорции 50 к 50. Со следующего года в спецфонд должно идти уже 75%.

Но, если примут новую формулу транспортного сбора, существующий налог и его распределение, очевидно, пересмотрят.

Неясно что будет с еще одним транспортным налогом — на дорогие новые иномарки. Сейчас владельцы таких роскошных авто (стоимостью более 1 млн. грн. и не старше 5 лет) ежегодно платят в бюджет по 25 тыс. грн. Но если этот налог оставят неизменным, и одновременно введут новый транспортный сбор, получится, что за старую иномарку придется платить дороже, чем за новенький Mercedes.

Отсудить не получится

Эксперты уверены — скорее всего, норму о транспортном сборе утвердят. Учитывая, что бюджет в Украине дефицитный, депутаты вряд ли проигнорируют дополнительный источник его наполнения. По данным AUTO-Consulting, в Украине зарегистрировано порядка 9 млн. авто и еще около 1 млн. мотоциклов. То есть потенциальная база для налогообложения — 10 млн. транспортных средств. Даже если каждый водитель заплатит по 1 тыс. грн., бюджет получит 10 млрд. грн. Если же законодательно закрепят рекордные платежи по 30 тыс. грн. и больше, старые машины в Украине могут стать золотым дном для фискалов.

Тем более, что если налог на роскошные авто эксперты критиковали за то, что он плохо администрируется — мол, на контроль за уплатой нужно потратить больше денег, чем реально получить с плательщиков. В этот раз такого недостатка не будет.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко говорит, что, подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась вернуть ежегодные техосмотры уже с 2019 года. А в этом случае проконтролировать уплату транспортного сбора будет несложно — без соответствующей квитанции водитель попросту не получит отметки о прохождении ТО, следовательно, не сможет эксплуатировать авто.

Как пояснил «Минфину» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, скорее всего, транспортный сбор будет отнесен не к местным, а к общим налогам. Если его утвердят законом и внесут соотвествующие правки в Налоговый кодекс, оспорить новый налог вряд ли получится. Тот же налог на роскошные авто является местным и многие автовладельцы его не платили, ссылаясь на то, что ставки не были вовремя утверждены местными органами власти.

То есть, если транспортные сборы в предложенном варианте утвердят, украинцам придется или платить немалые суммы, или попросту избавляться от своих старых автомобилей.