Трудовой кодекс узбекской сср

Рубрики Статьи

Трудовой кодекс узбекской сср

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 11 марта 1997 года N133

Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового Кодекса Республики Узбекистан

(по состоянию на 27 октября 2009 года)

Во исполнение постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года N 162-1 «О порядке введения в действие Трудового Кодекса Республики Узбекистан» Кабинет Министров постановляет:

рекомендации по заключению трудового договора (контракта) и Примерную форму трудового договора (контракта) с работниками согласно приложениям N 1, 2;

минимальную продолжительность дополнительного отпуска работников с особым характером работы, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда не менее 12 рабочих дней.

3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Узбекской ССР от 29 декабря 1972 года N 565 «Об изъятиях из правила об ограничении совместной работы родственников в качестве служащих».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Хамидова Б.С.

Республики Узбекистан У.Султанов

к постановлению Кабинета Министров от 11 марта 1997 года №133

Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме

Настоящие Рекомендации и Примерная форма трудового договора (контракта) разработаны в целях оказания практической помощи предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности (в дальнейшем именуемым -работодатель) и работникам в заключении трудовых договоров (контрактов).

Письменный трудовой договор (контракт) заключается как с постоянными (принимаемыми на неопределенный срок), так и с работниками, принимаемыми на основе срочного трудового договора (на срок до пяти лет, на время выполнения определенной работы) по основному месту работы и при совместительстве, надомниками и т.п. Срочный трудовой договор (контракт) заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок:

— с учетом характера предстоящей работы;

— с учетом условий ее выполнения;

— с учетом интересов работников;

— в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Наличие судимости по статьям, указанным в справке (в приложении), относится к статье 331 ТК РФ? Должность – рабочий по текущему ремонту здания. Можно ли ему работать в школе?

Вопрос:

Наличие судимости по статьям, указанным в справке (в приложении), относится к статье 331 ТК РФ? Должность – рабочий по текущему ремонту здания. Можно ли ему работать в школе?

Ответ:

Действие статьи 331 ТК РФ распространяется на работников, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, в данной ситуации эта статья применению не подлежит.

Применительно к рассматриваемому вопросу надлежит руководствоваться нормами статьи 351.1. Трудового кодекса РФ, согласно которой к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Вышеперечисленные ограничения действуют не только для тех сотрудников образовательного учреждения, кто вступает в непосредственное взаимодействие с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (педагоги, тренеры), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал, поскольку данные сотрудники также имеют возможность в той или иной степени контактировать с детьми.

При поступлении на работу в любом из вышеперечисленных случаев гражданин обязан предъявить справку об отсутствии (наличии) судимости. Гражданам, не представившим справку или предоставившим справку с информацией о наличии судимости, работодатель вправе отказать в приеме на работу.

В предъявленной гражданином Узбекистана справке указано, что отсутствуют сведения о его привлечении к уголовной ответственности на территории РФ, но на территории Узбекистана он был привлечен к уголовной ответственности по статье 210 «Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ» (в ред. Уголовного Кодекса Узбекской ССР 1959 г., действовавшего до 21 сентября 1994 г.) и по ч.1 статьи 241 УК Республики Узбекистан «Несообщение о преступлении или его укрывательство» (в редакции Уголовного кодекса Узбекистана, принятого 22 сентября 1994 года и вступившего в силу с 1 апреля 1995 года, сменившего Уголовный кодекс Узбекской ССР 1959 года, применявшийся до тех пор).

Аналогичный состав преступлений в российском уголовном законодательстве предусмотрен статьями 205.6. «Несообщение о преступлении», 222.1. «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств», статьей 223 «Незаконное изготовление оружия», статьей 223.1. «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств» Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в редакции от 07.03.2017); данные статьи включены в главу 24 «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» Уголовного кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, учитывая высокую вероятность того, что если контролирующие органы обнаружат, что в общеобразовательном учреждении, в нарушение положений статьи 351.1. ТК РФ, ту или иную должность занимает работник с судимостью по вышеперечисленным составам преступлений, учреждение будет привлечено к административной ответственности, надлежит отказать в приеме на работу в школу вышеуказанного гражданина Узбекистана.

Охрана труда в законодательстве России и Узбекистана

(Сайдахмедов С. И.) («Трудовое право», 2008, N 7)

ОХРАНА ТРУДА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА

С. И. САЙДАХМЕДОВ

Несовершенство юридических норм, призванных служить надежным правовым инструментарием, способным регулировать создание и обеспечение условий труда и его охрану в соответствии с международными и национальными правовыми актами, отмечается в настоящее время большинством специалистов, исследующих данные вопросы. Несмотря на то, что в советском трудовом праве институту охраны труда уделялось значительное внимание, следует согласиться с мнением о том, что «вопросу о понятии охраны труда, его сущности и содержании придавалось в науке трудового права советского периода важное теоретическое и практическое значение… Однако в юридической литературе вопрос не был решен до конца» . ——————————— Голощапов С. А. Правовые вопросы охраны труда в СССР. М., 1982. С. 40.

Очевидно, нормы, составлявшие трудовое законодательство РСФСР и Узбекистана, их содержание и структура не давали однозначного ответа на проблемные понятийные вопросы, в частности на вопрос о природе и характере норм, определяющих и регулирующих саму охрану труда. Такой вывод мы можем сделать в результате анализа норм КЗоТ РСФСР и Кодекса законов о труде Республики Узбекистан, регулирующих вопросы охраны труда. Так, глава X КЗоТ РСФСР, несмотря на свое название «Охрана труда», не содержит легального определения данного понятия. Более того, его не содержалось также ни в одном акте, действовавшем наряду с КЗоТ РСФСР. Лишь в 1993 г. в России были введены в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. (с изм. и доп. от 18 июля 1995 г.) , в соответствии со статьей 1 которых охрана труда определялась как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. ——————————— Ведомости РФ. 1993. N 35. Статья 1412; СЗ РФ. 1995. N 30. Статья 2865.

В десятой главе КЗоТ Республики Узбекистан, посвященной охране труда, также не закреплялось данного определения. Так, глава открывается статьей 163, которая устанавливает, что «на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций» . Очевидно, что содержание данной статьи в значительной степени совпадает с содержанием статьи 139 КЗоТ РСФСР, также декларирующей установление на всех предприятиях, учреждениях и организациях здоровых и безопасных условий труда. При этом оба Кодекса не содержат норм, раскрывающих понятие «здоровые и безопасные условия труда». ——————————— Кодекс законов о труде Республики Узбекистан от 17 декабря 1971 г. (с изм. и доп. на 2 сентября 1993 г.) // http://pravo. uz/archive.

В законодательстве Узбекистана понятие охраны труда появилось в том же 1993 г. вместе с принятием Закона Республики Узбекистан «Об охране труда». В статье 2 данного Закона охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Безусловно, отсутствие на протяжении многих лет в законодательствах обеих стран легального определения столь важного понятия дезориентировало правоприменителя и вынуждало ученых-юристов, теоретиков и практиков, формировать доктринальные концепции, которые не всегда, на наш взгляд, угадывали реальные замыслы законодателя. Кроме отмеченного, ни КЗоТ РСФСР, ни КЗоТ Республики Узбекистан не определяли роль и место государственных органов в осуществлении мероприятий по охране труда, а также не указывали принципы, на основе которых такие мероприятия должны проводиться. К этому следует добавить, что и в том и в другом актах фактически отсутствовал механизм осуществления надзора и контроля за охраной труда, а те разрозненные нормы, которые косвенно регулировали данный вопрос, не были включены в институт охраны труда. На предпосылки для принятия нового трудового законодательства, более соответствующего изменившимся социально-экономическим реалиям, в Узбекистане внимание обратили раньше, чем в России. 21 декабря 1995 г. Законом Республики Узбекистан N 161-I был утвержден Трудовой кодекс Республики Узбекистан. В новом нормативном акте охране труда посвящена глава XIII, которая, однако, насчитывает всего лишь 13 статей. К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что новый Трудовой кодекс Республики Узбекистан по-прежнему не содержит понятия охраны труда и не перечисляет принципов ее организации. В соответствии с частью 2 статьи 211, которой открывается глава об охране труда, требования по охране труда устанавливаются Трудовым кодексом Республики Узбекистан, законодательными и иными нормативными актами об охране труда, а также техническими стандартами. Так, статья, в частности, отсылает правоприменителя к упоминавшемуся ранее Закону Республики Узбекистан «Об охране труда». В указанном Законе, как отмечалось выше, дано понятие охраны труда и перечислены следующие принципы, на которых основывается государственная политика в области осуществления мероприятий по ее реализации: — приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия; — координирование деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики; — установление единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования; — обеспечение экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах; — осуществление надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях; — участие государства в финансировании охраны труда; — подготовка специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях; — стимулирование разработок и внедрение безопасной техники, технологии и средств защиты работающих; — широкое использование достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда; — бесплатное обеспечение работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием; — проведение налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях; — обязательность расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирование населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; — социальная защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание; — всемерная поддержка деятельности профсоюзов и других общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленная на обеспечение охраны труда; — международное сотрудничество при решении проблем охраны труда. Как видно, перечисленные принципы исчерпывающим образом отвечают на вопросы о целях проведения трудоохранных мероприятий, а также о роли и месте государства в их осуществлении. Так, определено, что жизнь и здоровье работника являются приоритетными по сравнению с результатами производственной деятельности предприятия. Кроме того, мероприятия по охране труда являются одним из направлений экономической и социальной политики государства, и именно соответствующие государственные органы устанавливают единые требования в области охраны труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования. Определено и место государственных органов в осуществлении надзора и контроля за повсеместным выполнением охраны труда на предприятиях, а также участие государства в финансировании охраны труда. Безусловно, отсылка к Закону «Об охране труда» в принятом Трудовом кодексе Республики Узбекистан, а также те принципы охраны труда, которые содержатся в самом Законе, явились серьезным шагом на пути обогащения нормативно-правовой базы реализации мероприятий по охране труда, и прежде всего нормативного наполнения самого института. Однако мы все же вынуждены разделить обоснованные возражения ряда ученых-юристов Узбекистана по вопросу невключения в текст самого Кодекса понятийно-принципиального аппарата данного института. В частности, Й. Турсунов замечает, что «вряд ли можно признать совершенным текст Трудового кодекса, хотя бы с точки зрения юридической техники: невключение в текст кодифицированного источника основополагающих понятий, в частности понятия и принципов охраны труда, содержащегося в другом правовом источнике, более раннем, чем Кодекс, свидетельствует о недостаточной проработанности последнего» . ——————————— Турсунов Й. Дарслик. Т.: Молния, 2002. С. 127.

К сказанному следует добавить, что Трудовой кодекс Республики Узбекистан даже в отсылочном порядке не учитывает всего массива нормативных актов, устанавливающих требования по охране труда и порядок их реализации. В результате «обособленного» существования норм ТК Республики Узбекистан и остальных нормативных актов сложилась парадоксальная ситуация, при которой фактически применяются нормы тех нормативных актов, ссылки на которые не предусмотрены основным кодифицированным актом о труде Республики. Например, считая одной из основных задач поиск факторов по охране здоровья рабочих и служащих всех отраслей хозяйства страны, улучшение условий их труда, предупреждение профессиональных заболеваний, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан издало 6 июня 2000 г. обязательный для выполнения всеми работодателями (независимо от форм собственности и способов хозяйствования) Приказ N 300 по обязательному проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и неблагоприятных условиях труда и др., при этом статья 214 Трудового кодекса Республики, регламентирующая вопросы прохождения медицинских осмотров, даже не содержит отсылки на данный Приказ. В итоге некоторые работодатели по своему усмотрению применяют положения статьи 214, а любые ссылки на Приказ Министерства здравоохранения от 6 июня 2000 г. обоснованно отклоняют, так как на него не ссылается Трудовой кодекс страны. Кроме прочего, в сфере охраны здоровья к настоящему времени в Республике принят и действует ряд законодательных актов. Наиболее ранними были Законы «О профилактике СПИДа» (1991 г.) и «О Государственном санитарном надзоре» (1992 г.), предусматривающие охрану общественного здоровья, в том числе обеспечение защиты страны от угрозы завоза «чумы XX века» и других особо опасных инфекций, имевших место в сопредельных государствах. Разработаны и действуют санитарные нормы и правила (СанПиН) и гигиенические нормативы (ПДК и ПДУ). СанПиНы и гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения, им присваивается номер, и они имеют определенный срок действия. К этому стоит добавить, что в настоящее время действует большое количество гигиенических нормативов различных вредных и опасных факторов (шума, вибрации, метеоусловий, химических соединений и др.). Разработаны санитарные нормы и правила для многих видов производств, технологических процессов, выполнения различных работ, контроля и надзора. Стоит опять-таки отметить, что на применение ни одного из них нет ссылки в Трудовом кодексе страны. Анализ норм Трудового кодекса Республики Узбекистан позволяет прийти к выводу о недостаточной нормативной проработанности института охраны труда на уровне Кодекса, а также об отсутствии связи между его нормами и нормами многочисленных нормативных актов — законов и подзаконных актов, принятых в соответствии и во исполнение положений Кодекса. По этой причине нам видится весьма важным имплементация в текст Трудового кодекса понятия охраны труда, принципов реализации мероприятий, составляющих его суть, нормативное определение роли государства в проведении, финансировании и контроле за проведением таких мероприятий, а также дополнение текста Трудового кодекса отсылочными нормами, которые позволяли бы правоприменителю обращаться к иным нормативным актам при реализации норм об охране труда. На очевидность и необходимость таких изменений обращают внимание многие узбекские ученые-правоведы, отмечающие, что «несогласованность текстов Трудового кодекса и других нормативных актов, регулирующих вопросы охраны труда, могут создавать затруднения работникам в реализации своих конституционных прав, установленных статьями 37, 40 Конституции Узбекистана, на право на труд при справедливых условиях и на оказание квалифицированной медицинской помощи» . ——————————— Турсунов Й. Указ. соч. С. 156.

Читайте так же:  Жалоба на курение в общественных местах образец

Что касается развития института охраны труда в Российской Федерации, то необходимо отметить, что законодательство «переходного» периода здесь действовало гораздо дольше, чем в Республике Узбекистан, вплоть до принятия 30 декабря 2001 г. Трудового кодекса Российской Федерации и вступления его в силу с 1 февраля 2002 г. . ——————————— Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213-О) // Российская газета. N 256. 31 декабря 2001 г.

Охране труда в новом Трудовом кодексе посвящен раздел X, состоящий из глав: 33 — «Общие положения», 34 — «Требования охраны труда», 35 — «Организация охраны труда», 36 — «Обеспечение прав работников на охрану труда». Помимо структурированности и системности изложения норм, распределенных по подынститутам охраны труда, новеллой нового Трудового кодекса РФ по сравнению с действовавшим прежде КЗоТ РСФСР является обособление главы «Общие положения», которая фактически содержит понятийный аппарат института — то, чего так ждут от узбекского законодателя специалисты, занимающиеся проблемами охраны труда в Узбекистане. В соответствии со статьей 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Видно, что понятие охраны труда, данное в статье 209 ТК РФ, в значительной степени совпадает с легальным определением понятия, содержащимся в Законе «Об охране труда» Республики Узбекистан. Кроме того, в большей степени совпадают с узбекскими и основные направления государственной политики в области охраны труда, изложенные в статье 210 ТК РФ, которые в узбекском Законе названы принципами. Так, приоритетными направлениями государственной политики в области охраны труда ТК РФ называет: — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; — принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; — государственное управление охраной труда; — государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; — государственная экспертиза условий труда; — установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; — содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; — профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; — расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; — распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; — участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; — подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; — организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях; — обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; — международное сотрудничество в области охраны труда; — проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; — установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. Как видно из перечисленного, основные направления государственной политики в области охраны труда опираются на нормы Конституции РФ (статьи 7, 37, 41), на провозглашенный ею принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Как социальное государство Россия взяла на себя обязательства по обеспечению мер по охране труда, и здесь мы соглашаемся с высказанным мнением о том, что «основные направления государственной политики в области охраны труда представляют собой стержень, вокруг которого сформулированы нормы Трудового кодекса РФ. На реализацию указанных в статье 210 направлений ориентируется законодательство об охране труда» . ——————————— Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 553.

Несмотря на сказанное и принимая во внимание, что термин «охрана труда» в российском трудовом праве кодифицирован, а в трудовом праве Узбекистана определен на уровне закона, тем не менее используемый Трудовым кодексом РФ термин, с точки зрения некоторых цивилистов, не отражает существа вопроса, так как, по их мнению, охраняется не сам труд, а жизнь и здоровье работающих. В такой ситуации остается неясным, почему в Трудовом кодексе РФ до сих пор не расшифровано широко используемое понятие «труд». Таким образом, как видно из приведенного анализа, положения Трудового кодекса РФ, касающиеся вопросов охраны труда, уже сейчас нуждаются в существенной коррекции, которая сводится к исключению указанных пробелов и противоречий. Трудовой кодекс Республики Узбекистан нуждается, на наш взгляд, в корректировках другого порядка. Прежде всего, в соответствующую главу необходимо имплементировать понятийный аппарат, содержащийся в Законе Республики Узбекистан «Об охране труда», а именно: понятие охраны труда; принципы реализации государством и отдельно взятыми работодателями постоянных и событийных мероприятий по охране труда; включение в текст Закона ссылок на различные нормативные акты, действующие наряду с Трудовым кодексом и Законом «Об охране труда». Данные изменения, на наш взгляд, могли бы способствовать систематизации и унификации законодательства об охране труда и, следовательно, его более точному соблюдению. Ведь от этого нередко зависит не только здоровье, но и жизнь работника.

Трудовой кодекс узбекской сср

УЗБЕКИСТАН, Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии.

Граничит на юге с Афганистаном (протяженность границы 137 км.), на юго-востоке – с Таджикистаном (1161 км.), на северо-востоке – с Киргизией (1099 км.), на юго-западе – с Туркменистаном (1621 км.), на севере – с Казахстаном (2203 км.). Узбекистану принадлежит южная часть Аральского моря с побережьем в 420 км. Помимо компактной территории, имеются 4 принадлежащих Узбекистану анклава в Ферганской долине, окруженных территорией Киргизией. На территории Узбекистана имеются один киргизский и один таджикский анклав.

Территория — 447, 4 тыс. кв.км. Столица — г. Ташкент.

Население — 24,4 млн. чел. (2000 г.); 75% — узбеки, 6% — русские, а также каракалпаки, татары, казахи, таджики, корейцы.

Официальный язык — узбекский.

Господствующая религия — ислам суннитского толка.

История государственности и права Узбекистана насчитывает более 3000 лет. Территория Узбекистана являлась частью самых древних и выдающихся цивилизаций и империй: Бактрия, Хорезм, Согд, Парфия, Александра Македонского, Греко-Бактрийское царство Кушан; позднее здесь господствовали арабы, саманиды, карахиниды, темуриды, Тамерлан и его преемники. В XVI-XVIII вв. на территории Узбекистана сложились 3 государства — Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Части современного Узбекистана с 1860-х гг. вошли в состав Российской империи. После революции 1917 г. и Гражданской войны здесь образовались Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, Бухарская и Хорезмская советские народные республики. В 1924 г. в Средней Азии было проведено национально-государственное размежевание. В соответствии с этим был принят закон об образовании Узбекской ССР. 13 февраля 1925 г. в Бухаре состоялся I съезд Советов трудящихся, где была принята Декларация об образовании Узбекской ССР и ее вхождении в состав СССР в качестве союзной республики.

31 августа 1991 г. на внеочередной VI сессии Верховного Совета Уз ССР Узбекистан провозглашается независимым государством. Узбекская ССР переименовывается в Республику Узбекистан. Верховный Совет принимает Конституционный закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». 29 декабря 1991 г. состоялся всенародный референдум, который подтвердил государственную независимость Узбекистана. 2 марта 1992 г. Узбекистан был принят в ООН.

По форме государственно-территориального устройства Узбекистан — унитарное государство. Республика Узбекистан состоит из 12 областей, 174 районов, 119 городов, 115 поселков, множества кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана — город Ташкент — имеет статус самостоятельной административной и юридической единицы. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.

До нее действовали конституции Узбекской ССР 1927, 1937 и 1978 гг., следовавшие образцу конституций СССР и РСФСР.

Согласно Конституции 1992 г. Республика Узбекистан утверждает себя суверенной демократической республикой (ст.1), высшей ценностью которой является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права (ст.13).

Действующая Конституция Республики Узбекистан, являющаяся одной из наиболее стабильных постсоветских конституций, была принята Верховным Советом 8 декабря 1992 г. Она заменила Конституцию Узбекской ССР, принятую 19 апреля 1978 г.

Форма правления по Конституции Узбекистана — президентская республика, в которой Президент является как главой государства, так и Председателем Правительства (Кабинета министров), т.е. главой исполнительной власти.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Узбекистана, именуемому Олий мажлис. Он состоит из 250 депутатов, выбранных сроком на 5 лет по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Олий мажлис является высшим государственным представительным органом. Он собирается 3-4 раза в год на двух — или трехдневные заседания. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. в Узбекистане вводится двухпалатная система. В верхней палате должны быть представлены все регионы республики.

При возникновении в Олий мажлисе непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции, Олий мажлис может быть распущен решением Президента, принятым по согласованию с Конституционным судом. Новые выборы проводятся в течение 3 месяцев.

Помимо обычных для парламента полномочий (принятие и изменение Конституции, законов, ратификация и денонсация международных договоров, утверждение бюджета, введение налогов) к исключительной компетенции Олий мажлиса относятся: определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан; назначение выборов в Олий мажлис и местные представительные органы.

Олий мажлис непосредственно участвует в формировании других органов государственной власти. К его кадровым полномочиям относятся: образование Центральной избирательной комиссии; избрание Конституционного суда Республики Узбекистан; избрание Верховного суда Республики Узбекистан; избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета по охране природы и председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан.

Олий мажлис наделен определенными полномочиями и по контролю за деятельностью главы государства и исполнительной власти. Он утверждает указы Президента Республики о назначении и освобождении от должности Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей Премьер-министра, членов Кабинета министров; об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; о назначении и освобождении от должности генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей; об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий мажлиса, Кабинету министров, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, генеральному прокурору Республики Узбекистан.

Принятые законы подписывает Президент Республики; он вправе возвратить закон со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. Если Олий мажлис большинством в 2/3 голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон.

Глава государства и исполнительной власти — Президент Республики Узбекистан, занимающий центральное место в системе органов государственной власти Узбекистана. Он избирается непосредственно гражданами. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. срок полномочий Президента — 7 лет (прежде — 5 лет). Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более 2 сроков подряд.

Президент Республики Узбекистан одновременно является Председателем Кабинета министров.

Согласно Конституции Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан; принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства.

Во внешнеполитической сфере Президент представляет Узбекистан внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики, обеспечивает соблюдение заключенных Республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей; назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Как глава исполнительной власти Президент формирует ее аппарат и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления Республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий мажлиса; назначает и освобождает от должности Премьер-министра, первого заместителя, заместителей Премьер-министра, членов Кабинета министров с последующим утверждением их Олий мажлисом; формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Президенту принадлежит ключевая роль в формировании многих других органов власти. Он назначает и освобождает генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий мажлисом; представляет парламенту кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики, председателя Государственного комитета по охране природы; назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов.

Президент контролирует всю вертикаль исполнительной власти: он назначает и освобождает от должности хокимов (глав администраций) областей и г. Ташкента с последующим утверждением их соответствующими советами народных депутатов; вправе освободить от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления Республики, а также хокимов.

Важные полномочия принадлежат Президенту в области обороны и безопасности. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами Республики, назначает и освобождает от должности высшее командование вооруженных сил, присваивает высшие воинские звания; объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в пределах 3 суток вносит принятое решение на утверждение Олий мажлиса; в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в пределах 3 суток вносит принятое решение на утверждение Олий мажлиса.

Президент наделен и другими традиционными для главы государства полномочиями: право вето, награждение орденами и медалями Республики Узбекистан, решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; право помилования. Он также принимает акты об амнистии.

На основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан Президент издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики.

Читайте так же:  Орган опеки города подольска

Центральным органом государственного управления является Кабинет министров, возглавляемый Президентом Узбекистана, действующим в качестве председателя этого органа. Президент формирует Кабинет министров, состав которого утверждается Олий мажлисом, и включает в него по должности главу правительства Республики Каракалпакстан.

Кабинет министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента. В этих целях Кабинет министров издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан. Порядок его деятельности и компетенция определены Законом «О Кабинете министров Республики Узбекистан», принятым 6 мая 1993 г.

Республика Каракалпакстан является суверенной демократической республикой, входящей в состав Республики Узбекистан. В качестве суверенной республики была образована 9 января 1992 г. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию, принятую 9 апреля 1993 г., а в новой редакции 15 декабря 1997 г. Конституция Каракалпакстана не может противоречить Конституции Республики Узбекистан. Она имеет право выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимоотношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан строятся на основе заключаемых соглашений и договоров, а споры разрешаются путем согласительных процедур.

Политические партии. До 1991 в республике существовала одна партия – Коммунистическая; в 1989–1990 начали создаваться оппозиционные партии (Народное движение «Бирлик», Демократическая партия «Эрк», Исламская партия возрождения и др.). После распада СССР компартия была реорганизована в Народно-демократическую партию, а деятельность оппозиционных партий подверглась ограничениям и была парализована. В последующие годы в стране возникли несколько пропрезидентских партий.

Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) реорганизована в ноябре 1991 из коммунистической партии Узбекистана. Провозгласила своей целью создание «общества справедливости» на основе закона, народовластия и демократического правового государства. В области экономики выступает за многоукладность, развитие рыночных отношений и частной собственности при сохранении за государством ведущих позиций в базовых отраслях промышленности, за передачу земли в аренду или бессрочное личное пользование и активную государственную социальную политику. Президент Ислам Каримов вышел из партии в 1996, но НДПУ продолжает поддерживать его администрацию. На парламентских выборах 2004–2005 партия собрала 23,4% голосов и имеет 28 мест в Законодательной палате. Лидер – Аслиддин Рустамов.

Либерально-демократическая партия Узбекистана (ЛДПУ) образована в 2003. Основатели партии заявили о намерении опираться на предпринимательские, деловые круги и лоббировать их интересы в целях развития экономики страны. Наибольшее влияние имеет в Самарканде. На выборах 2004–2005 собрала 34% голосов и имеет 41 место в Законодательной палате. Лидер – Мухамеджан Ахмеджанов (генеральный директор АО «Ташкентский тракторный завод»).

Национально-демократическая партия «Фидокорлар» («Самопожертвование») создана в 1999. Провозгласила своими целями формирование экономики свободного рынка, строительство демократического государства, повышение уровня жизни населения и воспитание молодежи в духе национальной идеи. Выступает за укрепление независимости суда и расширение полномочий органов местного самоуправления. На выборах 2004–2005 завоевала 18 мест в Законодательной палате. Лидер – Ахтам Турсунов.

Демократическая партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») создана в июне 1995, объединяет преимущественно представителей интеллигенции, артистов и ученых. Основная цель – национальное возрождение демократическим путем в условиях перехода к рыночной экономике. Выступает за «сильное демократическое государство», формирование национального самосознания, укрепление частной собственности и поощрение свободного предпринимательства. На выборах 2004–2005 партия получила 11 мест в Законодательной палате. Лидер – Хуршид Достмухаммедов.

Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») основана в феврале 1995, выступает за активное проведение реформ в духе «цивилизованного рынка», «социальной демократии» и активной социальной политики. На выборах 2004–2005 завоевала 10 мест в Законодательной палате. Лидер – Тургунпулат Доминов.

Помимо перечисленных парламентских партий в стране действуют некоторые другие легальные политические организации.

Кроме того, имеется ряд запрещенных оппозиционных партии и группировок.

Среди них «Бирлик» («Единство») – оформившееся в 1989 как националистическое узбекское Народное движение «Бирлик». Выступало за превращение Узбекистана в светское демократическое государство, придание узбекскому языку государственного статуса и т.д. В 1991 преобразовано в политическую организацию «Бирлик» и вскоре подверглось преследованиям. Лидер Абдурахим Пулатов был в 1992 арестован, а партии отказали в перерегистрации. Многие активисты «Бирлика» находятся в эмиграции.

Демократическая партия «Эрк» («Свобода») откололась от «Бирлика» в 1989, первоначально занимала более умеренные позиции, но быстро эволюционировала к лозунгу независимости Узбекистана. Лидер партии Мухаммед Салих в 1991 выдвинул свою кандидатуру в президенты, но потерпел поражение. В 1992 партии было отказано в перерегистрации, многие ее лидеры арестованы или эмигрировали. Выступает в решительной оппозиции к президенту Каримову.

С 1990-х в Узбекистане активизировалась подпольная исламистская оппозиция, выступающая за превращение страны в исламское государство. В 1995 начало действовать отделение существующей с 1950-х международной исламской фундаменталистской организации «Хизб ут-Тахрир» (Партия освобождения). Оно призвало к насильственным действиям для достижения своих целей. В начале 2000-х от него откололись «Хизб ан-Нусара» (Партия защитников) и организация «Акрамийа» (основана ферганцем Акрамом Юлдашевым; организовала попытку государственного переворота в мае 2005 в Андижане).

Правовая система. Общая характеристика

Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции.

Узбекское право имеет длительную историю, которую можно разделить на несколько периодов. В древнейший, доисламский период народы Узбекистана руководствовались «Авестой» (священной книгой зороастризма) и, видимо, находились под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахеменидов и политико-правовых идей Платона, Аристотеля, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), Греко-Бактрийского и Парфянского царств, державы Кушан и Тюркского каганата.

С момента арабского завоевания (VIII в.) и вплоть до начала XX в. в Узбекистане господствовало мусульманское право (ханифитского толка). Оно вобрало многие нормы местного обычного права (адата).

После русского завоевания в 1860-1870-е гг. территория современного Узбекистана входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а также Хивинского и Бухарского ханств, признавших протекторат России. Колониальное право в Туркестанском крае складывалось из законов Российской империи и правовых актов регионального действия. Европеизация коснулась здесь в основном публичного права; личные отношения мусульман продолжали регулироваться прежними нормами.

После установления в 1917 г. советской власти в Ташкенте и создания Туркестанской АССР началась искусственная замена мусульманской правовой системы на советскую. На территории Республики было введено законодательство РСФСР: Кодекс о гражданском состоянии, семье и опеке 1918 г., Кодекс законов о труде 1922 г., ГК 1922 г., Земельный кодекс 1922 г., УК 1922 г., УПК 1922 г. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве вплоть до их падения в 1920 г. мусульманское право функционировало как единственная правовая система. В семейно-бытовой сфере применение шариатских и адатных норм сохранялось в той или иной мере до 1928 г. (а неформально — и в 1930-е гг.). В период 1919-1928 гг. в сфере семейного права допускалась также деятельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти.

В 1924 г. была образована Узбекская ССР, которая просуществовала до сентября 1991 г. За этот период были приняты 3 конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. В 1920-х гг. прошла первая кодификация основных отраслей узбекского права на основе рецепции кодексов и законов РСФСР. Были приняты: УК(1926), ГК (1927), УПК (1927), Земельно-водный кодекс (1929), КЗоТ (1929), Кодекс законов о браке, семье, опеке и записи актов гражданского состояния (1928). В 1960-1970-х гг. — вторая кодификация всех отраслей права, в ходе которой приняты 16 кодексов: Гражданский (1963), Семейно-брачный (1969), Гражданско-процессуальный (1970), Трудовой (1971), Исправительно-трудовой (1970), Водный (1972) и др.

31 августа 1991 г. Узбекистан был провозглашен независимым государством. Еще в 1990 г. в Республике развернулась широкомасштабная реформа, направленная на создание правовой базы для укрепления суверенной узбекской государственности, демократизации общества и перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

В 1992 г. Узбекистан один из первых на территории бывшего СССР принял новую демократическую Конституцию, закрепившую принципы идеологического и политического плюрализма, разделения властей, приоритета прав и свобод личности, многообразие форм собственности, институт конституционного контроля и многие другие принципы и институты, составляющие сущность современного правового государства.

К концу 1990-х гг. по темпам обновления законодательства Узбекистан значительно опередил все другие бывшие союзные республики, первым завершив принятие полного пакета постсоветских кодексов: УК (1994), УПК (1994), Кодекс об административной ответственности (1994), ГК (1996), ГПК (1997), Трудовой (1995), Уголовно-исполнительный (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997), Хозяйственно-процессуальный (1997), Земельный (1998), Семейный (1998).

Новая правовая система Узбекистана основывается на строго светских началах, ориентируется на романо-германские традиции и международно признанные принципы, нормы и стандарты, в том числе в области прав человека. В то же время новое законодательство Узбекистана в целом сохраняет структуру, систему и юридическую технику, сложившиеся еще в советский период и во многом общие для правового пространства СНГ. Почти все узбекские кодексы ничем принципиально не отличаются от новых российских. То же можно сказать о современной судебной системе Узбекистана. Сохраняется и значительная общность правового мышления узбекских и российских ученых-юристов.

Менее сходна с российской правовая культура узбекского общества. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние фикха. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. В то же время развитие правовой системы Узбекистана на современном этапе отличает самостоятельность и творческий, оригинальный подход.

Иерархия источников права в Узбекистане определяется Законом «О нормативных правовых актах», принятым 14 января 2000 г. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью.

Основным источником права в Узбекистане является законодательство. В стране существует строгая иерархия нормативных правовых актов: Конституция, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, нормативные правовые акты, издаваемые центральными и местными органами власти и управления. Собственную Конституцию и законодательство имеет Республика Каракалпакстан, но и они должны соответствовать Конституции Узбекистана.

С момента обретения независимости в 1991 г. Узбекистан принял более 400 законов. Как и другие государства СНГ, он по-прежнему признает и использует законодательство бывшего Советского Союза в части, не отмененной узбекским законодательством и не противоречащей ему. На практике применяется значительная часть бывшего советского законодательства. Государственные стандарты (ГОСТ) являют собой пример законодательства СССР, которое почти не заменено в Узбекистане; другим примером может служить законодательство о транспорте.

В качестве дополнительного источника права выступают обычаи делового оборота, а при наличии пробелов в гражданском законодательстве также местные обычаи и традиции (ст.6 ГК Узбекистана).

Определенное значение в качестве источника права имеет практика высших судов. Верховный суд Узбекистана публикует периодические бюллетени, содержащие тексты основных постановлений, руководящих разъяснений и решений или определений по отдельным делам.

Международные договоры Узбекистана, ратифицированные в установленном порядке, имеют приоритет над внутренним законодательством.

Гражданское и смежные с ним

Так же как в России, гражданское право Узбекистана в 1990-е гг. подверглось преобразованию в соответствии с принципами рыночной экономики и романо-германскими цивилистическими традициями.

Система частного права Узбекистана почти полностью соответствует традициям, сложившимся в России и большинстве других государств СНГ. Семейное и трудовое право выделены из классического гражданского права как самостоятельные отрасли, в то время как предпринимательские отношения, напротив, регулируются на основе единой гражданской кодификации.

Узбекистан стал первым государством — членом СНГ, полностью принявшим новый Гражданский кодекс. Первая часть ГК Узбекистана утверждена 21 декабря 1995 г., вторая — 29 августа 1996 г.; в целом он вступил в силу с 1 января 1997 г. Новый Кодекс, сменивший ГК 1963 г., основан на модельном гражданском кодексе, рекомендованном к принятию Межпарламентской ассамблеей СНГ. Он регламентирует весь спектр имущественных отношений, включая нормы о предпринимательской деятельности.

Часть первая ГК содержит 3 раздела: раздел I «Общие положения» (основные положения, лица, объекты гражданских прав, сделки и представительство, сроки, исковая давность): раздел II «Право собственности и другие вещные права»; раздел III «Обязательственное право» (общие положения об обязательствах, общие положения о договоре). Часть вторая ГК включает раздел III (отдельные виды обязательств); раздел IV «Интеллектуальная собственность»; раздел V «Наследственное право»; раздел VI «Применение норм международного частного права к гражданско-правовым отношениям».

Гражданское законодательство состоит из ГК Узбекистана и других законов, а также актов законодательного регулирования отношений, указанных в ГК. Нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах и иных законодательных актах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Обычаи делового оборота, а также местные обычаи и традиции могут применяться в случаях, когда гражданское законодательство не содержит соответствующих норм.

Гражданское законодательство Узбекистана основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Согласно ст.167 ГК собственность в Узбекистане выступает в форме частной и публичной. Субъектами права собственности являются граждане, юридические лица и государство (ст.168). Публичная собственность определяется ГК (ст.213) как государственная и состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность). Другими вещными правами являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного владения и пользования земельным участком; сервитуты (ст.165).

В соответствии со ст.53 Конституции основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

В 1990-е гг. в Узбекистане, как и других бывших советских республиках, принято обширное законодательство, создающее правовую базу для предпринимательской деятельности, в том числе законы «О предпринимательстве в Республике Узбекистан» от 15 февраля 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «О предприятиях в Республике Узбекистан» от 15 февраля 1991 г. (сизменениями и дополнениями), «О внешнеэкономической деятельности» от 14 июня 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «Об аренде» от 19 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «Об ограничении монополистической деятельности» от 2 июля 1992 г., «О хозяйственных обществах и товариществах» от 9 декабря 1992 г., «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 7 мая 1993 г. (с изменениями и дополнениями), «Об иностранных инвестициях» от 30 апреля 1998 г., «О банкротстве» от 5 мая 1994 г. (с изменениями и дополнениями), «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 26 апреля 1996 г., «О лизинге» от 14 апреля 1999 г., «О предпринимательстве и гарантиях деятельности предпринимателей» от 14 апреля 1999 г.

В сфере законодательства о хозяйственных обществах и товариществах Узбекистан заслуживает внимания в связи с поощрением в 1990-х гг. создания различных видов юридических лиц — гибридов, совмещавших черты государственного органа и обычной компании с ограниченной ответственностью. Как правило, из уставов этих образований становилось ясно, что они не являются собственниками их уставного капитала и в целом обладают специальной правоспособностью, как и государственные предприятия (их предшественники).

Руководство Узбекистана стремится привлечь в экономику страны иностранный капитал и технологии. В настоящий момент создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Республике Узбекистан регулируются законами об иностранных инвестициях 1998 г. и о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов 1998 г., о защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг 2001 г.

Подобно другим постсоциалистическим государствам составной частью социально-экономических реформ в Узбекистане была провозглашена приватизация государственной собственности (Закон «О разгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1991 г.).

Отношения интеллектуальной собственности в Узбекистане наряду с ГК регулируются законами «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 6 мая 1994 г., «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» от 6мая 1994 г., «Об авторском праве и смежных правах» от 30 августа 1996 г. и др.

Земельные отношения в Узбекистане регулируются Земельным кодексом 1998 г., сменившим Закон «О земле» от 20 июня 1990 г. Согласно Кодексу (ст.16) земля является государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан. Право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены (ст.18). Помимо этого юридические лица могут иметь земельные участки на праве постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования и аренды, а физические лица — на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования и аренды.

Читайте так же:  13 подоходный налог в рб

Важнейшими источниками аграрного права являются принятые 30 апреля 1998 г. законы о сельскохозяйственном кооперативе (ширкате), о фермерском хозяйстве и о дехканском хозяйстве.

Семейное право сохранилось как самостоятельная отрасль. Оно регулируется в Узбекистане Семейным кодексом, принятым 30 апреля 1998 г. Этот Кодекс основывается на тех же принципах, что и СК РФ 1995 г. Он впервые в регионе закрепил институт брачного контракта. Семья — основная ячейка общества и имеет право на защиту государства. Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон. Многоженство карается как уголовное преступление. Родители обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия.

Узбекистан первым среди государств СНГ провел кодификацию обновленного трудового права, которое теперь более гибко регулирует трудовые отношения в соответствии с новыми рыночными условиями. 21 декабря 1995 г. был принят первый Трудовой кодекс независимого Узбекистана, вступивший в силу с 1 апреля 1996 г. Он заменил Кодекс законов о труде 1971 г.

Конституция 1992 г. гарантирует право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы; в то же время в ней отсутствуют характерные для советской эпохи положения, устанавливавшие обязанность трудиться. Принудительный труд прямо запрещен (ст.37). Добровольная незанятость более не является основанием ни для административных мер, ни тем более — для уголовного преследования. В 1992 г. Узбекистан отменил обязательное распределение на работу выпускников вузов. Статья 7 Трудового кодекса 1995 г. еще более проясняет понятие принудительного труда. Существует общий запрет принуждения к труду под угрозой наказания. При этом устанавливается несколько исключений: военная или альтернативная служба, чрезвычайное положение, исправительные работы, назначенные судом как наказание по уголовным преступлениям, а также некоторые другие случаи.

Неотъемлемой частью трудового законодательства Узбекистана является Закон «Об охране труда», принятый 6мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 1 мая 1998 г.

Гражданско-процессуальный кодекс Республики Узбекистан был принят 30 августа 1997 г. (действует с 1 января 1998 г.) и заменил собой ГПК 1963 г. Споры в хозяйственных судах регулируются Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан, принятым 30 августа 1997 г., с изменениями и дополнениями от 1 мая 1998 г. Исполнение судебных решений регулируется Законом «Об исполнении судебных актов и актов других органов» от 29 августа 2001 г.

Уголовное право и процесс

Единственным источником уголовного законодательства в Узбекистане является Уголовный кодекс 1994 г., основанный на Конституции и общепризнанных нормах международного права. Он вступил в силу с 1 января 1995 г.

УК 1994 г. в целом сходен с уголовными кодексами других стран СНГ. Особенностью его является наличие раздела, содержащего определения используемых юридических терминов.

Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются в УК (ст.15) на: не представляющие большой общественной опасности; менее тяжкие; тяжкие; особо тяжкие.

Система наказаний (ст.43) включает: штраф; лишение определенного права; исправительные работы; ограничение по службе; арест; направление в дисциплинарную часть; лишение свободы; смертная казнь. Кроме основных к осужденным могут применяться дополнительные наказания: лишение воинского или специального звания; конфискация имущества. Лишение определенного права применяется в качестве и основного, и дополнительного наказания.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний» от 29 августа 2001 г. унифицировал и декриминализировал ряд норм Уголовного кодекса, а также либерализовал наказания по ряду составов преступлений, особенно за преступления в сфере экономики, предусмотрел совершенствование системы наказаний и оснований освобождения от ответственности и наказаний. Так в УК изменены критерии классификации преступлений, по которым их относят к различным категориям. В целях изменения пропорционального соотношения категорий преступлений в сторону большей либерализации смягчены санкции по 87 статьям преступлений, а в 26 из них исключены меры наказания в виде ареста или лишения свободы.

В Узбекистане постепенно сужается сфера применения смертной казни. Так, советский УК 1959 г. предусматривал это как наказание за 33 состава преступления. Согласно УК 1994 г. смертная казнь была предусмотрена за совершение лишь 13 видов преступлений. В 1998 г. смертная казнь была исключена из санкции еще 5 статей. На 1 сентября 2001 г. эта мера наказания сохранена только за совершение 4 видов особо опасных преступлений: агрессия, геноцид, терроризм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

В Особенной части на первое место поставлены преступления против личности. Специфика этой части — наличие уголовной ответственности за ненасильственное мужеложство, многоженство, вербовку людей для эксплуатации, принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак. Эти составы отражают национальные особенности Узбекистана.

Уголовный процесс регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Узбекистана, принятым 22 сентября 1994 г. с последующими изменениями первым постсоветским УПК на территории бывшего СССР. Отражая в целом идеи демократизации судопроизводства, этот Кодекс в ряде своих существенных черт сохраняет советскую модель уголовного процесса. Он не предусматривает введения суда присяжных и допускает арест во внесудебном порядке. Согласно УПК (ст.18) никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокуpоpа.

После принятия в УПК внесены существенные изменения и дополнения. Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Узбекистан» от 14 декабря 2000 г. и Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний» от 29 августа 2001 г. предусматривают совершенствование процессуального порядка рассмотрения уголовных дел в судах, внедрение апелляционного порядка рассмотрения дел, реформирование кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел в судах, обеспечение равенства обвинения и защиты на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Уголовные дела рассматриваются коллегиально, за исключением дел о нетяжких преступлениях (максимальное наказание — до 5 лет лишения свободы), которые рассматриваются судьей единолично. При коллегиальном рассмотрении дела по первой инстанции в состав суда входят судья и 2 народных заседателя. Верховный суд Республики Узбекистан заседает в составе 3 судей. Дела в коллегиях соответствующих судов (в кассационном и надзорном порядке) рассматриваются в составе 3 судей. Президиум суда слушает дела при наличии большинства членов президиума. Пленум Верховного суда Республики Узбекистан рассматривает дела при наличии не менее 2/3 его состава.

В целях реализации провозглашенного УПК принципа состязательности процесса на практике Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Узбекистан» от 14 декабря 2000 г. предусмотрена мера по обеспечению равенства прокурора и адвоката на всех стадиях уголовного судопроизводства, а также совершенствованию процессуального порядка собирания доказательств, повышение качества и оперативности осуществления правосудия и обеспечения справедливости судебных решений.

Согласно ст.121 Конституции на территории Республики Узбекистан запрещается создание и функционирование частных, кооперативных организаций, общественных объединений и их подразделений, самостоятельно выполняющих оперативно-розыскные, следственные и иные специальные функции по борьбе с преступностью.

Судебная система. Органы контроля

Конституция Узбекистана 1992 г. не пошла по пути создания единой судебной системы, возглавляемой Верховным судом. В место этого была создана полисистемная организация судебной власти, включающая суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом, хозяйственные суды во главе с Высшим хозяйственным судом и Конституционный суд.

Судебная система страны состоит из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, а также областных, Ташкентского городского, районных, городских и хозяйственных судов. В соответствии с Конституцией и законом судебная система в Узбекистане действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий и других общественных объединений. Запрещено создание чрезвычайных судов.

Организация и порядок деятельности судов определяются Законом «О судах» от 2 сентября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 31 августа 1995 г. и 27 декабря 1996 г.). В 2000 г. принята новая редакция закона о судах, согласно которому осуществлена специализация судов, т.е. созданы суды по гражданским делам и суды по уголовным делам.

В Узбекистане функционируют Высшая квалификационная комиссия судей при Президенте Республики и Департамент по организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов. Суды освобождены от несвойственной им функции исполнения своих решений и актов государственных органов.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты окончательны и обязательны для исполнения на всей территории Республики. Верховный суд Узбекистана обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, городских и районных судов.

Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.

Судьи Верховного суда и Высшего хозяйственного суда избираются Олий мажлисом по представлению Президента Узбекистана. Судьи Республики Каракалпакстан избираются или назначаются Жокаргы кенесом (законодательным органом) по представлению председателя, согласованному с Президентом Узбекистана. Судьи областных судов, Ташкентского городского суда, районных и городских судов назначаются Президентом Узбекистана по представлению министра юстиции Узбекистана, основанному на заключении председателя Верховного суда Узбекистана, а хозяйственных судов — по представлению председателя Высшего хозяйственного суда. Судьи Военного суда вооруженных сил, военных судов гарнизонов назначаются Президентом Узбекистана по представлению министра юстиции Узбекистана, основанному на заключении председателя Верховного суда Узбекистана. Все судьи назначаются сроком на 5 лет.

Конституционной контроль осуществляется Конституционным судом. Этот орган, введенный по Конституции 1992 г., был избран в конце 1995 г. и приступил к работе в 1996 г. Модель конституционного правосудия в Узбекистане во многом соответствует континентальной классической форме конституционного контроля.

В соответствии с Законом, принятым 30 августа 1995 г., Конституционный суд состоит из председателя, заместителя председателя и 5 членов, включая 1 от Республики Каракалпакстан. Суд избирается по представлению (рекомендации) Президента Узбекистана Oлий мажлисом на 5-летний срок.

Конституционный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти по защите Конституции и определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Узбекистана и иных актов, принятых Олий мажлисом, указов Президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан; дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан законам Республики Узбекистан; дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан; рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Статус прокуратуры в Узбекистане определен главой XXIV Конституции Республики, согласно которой надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан осуществляется генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. Прокуратура Узбекистана образует единую централизованную систему. Генеральный прокурор Республики и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом с последующим утверждением Олий мажлисом. Все прокуроры назначаются сроком на 5 лет. Прокурор Каракалпакстана назначается высшим представительным органом Республики Каракалпакстан по согласованию с генеральным прокурором Узбекистана. Прокуроры областей, районные и городские прокуроры назначаются генеральным прокурором Республики Узбекистан. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от государственных органов и должностных лиц и подчиняются только закону. Подробно деятельность прокуратуры регулируется Законом «О прокуратуре» от 9 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями). В 2001 г. принята новая редакция закона о прокуратуре, который предусмотрел меры по повышению эффективности деятельности прокуратуры, а также обеспечению равенства прокурора и адвоката на всех ступенях судопроизводства.

Правовую помощь гражданам и организациям оказывает адвокатура Узбекистана. Право на профессиональную юридическую помощь гарантировано Конституцией (ст.116) и законами на любой стадии расследования и судебного разбирательства. Организация и порядок работы адвокатуры определяются Законом «Об адвокатуре» от 27 декабря 1996 г. и Законом «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» от 25 декабря 1998 г. Лицо, получившее лицензию на адвокатскую деятельность, может осуществлять ее индивидуально, открывая свое адвокатское бюро, либо на добровольной основе образовывать с другими адвокатами (партнерами) коллегии и фирмы.

Одним из первых среди стран СНГ в Узбекистане в феврале 1995 г. был учрежден пост парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсман), являющегося специальным органом защиты прав человека. Деятельность омбудсмана регулируется Законом «Об уполномоченном Олий мажлиса по правам человека (омбудсмане)» от 24 апреля 1997 г. Помимо этого был создан Национальный центр по правам человека при Президенте Республики Узбекистан, который возглавляется генеральным директором.

До распада Советского Союза большинство юношей из Узбекистана проходили военную службу за пределами Средней Азии, а воинские подразделения, размещенные в пределах этого региона, в основном формировались из представителей других народностей. После провозглашения независимости в Узбекистане были созданы армия, национальная гвардия и полицейские силы. За подписанием в 1992 Договора о коллективной безопасности, в котором участвуют Узбекистан и некоторые другие члены СНГ, последовало заключение в 1994 соглашения между Россией и Узбекистаном о широком сотрудничестве в военной области. Со времени создания армии в 1991–1992 ее офицерский корпус подвергся значительной «узбекизации» – доля офицеров узбекской национальности выросла с 6% в 1992 до 60% в 1995. По оценке, общая численность армии и национальной гвардии Узбекистана составляет ок. 70 тыс. человек. В 1995 Казахстан, Киргизия и Узбекистан создали центральноазиатский батальон («Центразбат») для сотрудничества в военной сфере. В настоящее время вооруженные силы Узбекистана состоят из сухопутных, военно-воздушных сил, сил противовоздушной обороны и национальной гвардии. В стране существует воинская обязанность для мужчин с 18 лет; срок службы в армии составляет 12 месяцев. Военные расходы в конце 1990-х составляли 2% ВВП.

Международная политика Узбекистана отличается прагматизмом; руководство страны старается улучшить отношения с теми странами, которые могут оказать помощь в решении экономических проблем, а также с соседними странами, имеющими близкие культурные традиции. Узбекистан является членом ООН и региональной Организации экономического сотрудничества, включающей также Пакистан, Иран, Турцию, Афганистан, Азербайджан и бывшие советские республики Средней Азии. Сохраняются тесные связи со многими другими бывшими союзными республиками, особенно с Россией и Туркменистаном. Узбекистан подписал соглашения об экономической интеграции с Казахстаном и Киргизией; важную роль он играет в деле прекращения гражданской войны в Таджикистане. Серьезной проблемой для Узбекистана в конце 1990-х годов стала ситуация в Афганистане. С приходом талибов к власти в этой стране Узбекистан вынужден был заняться безопасностью своих южных границ. Узбекистан оказал помощь коалиции, свергнувшей режим талибов в Афганистане в 2001.