Требования врачебно летной комиссии

Рубрики Статьи

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК)

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК) — орган врачебно-летной экспертизы в Вооруженных Силах СССР и ДОСААФ. В гражданской авиации врачебно-летную экспертизу проводят врачебно-летные экспертные комиссии (ВЛЭК).

ВЛК осуществляет мед. отбор лиц, способных по состоянию здоровья выполнять полеты на современных летательных аппаратах; кроме того, проводит профилактические мероприятия по сохранению здоровья летного состава и курсантов авиационных училищ.

В России специальные мед. требования к состоянию здоровья летного состава введены в 1911 г. («Расписание болезней и телесных недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных техников в воздухоплавательных частях, на аэростатах и аэропланах»). Тогда же для экспертизы летного состава была организована первая врачебная комиссия при клиническом военном госпитале в Петербурге. В Советской Армии мед. требования к летному составу были разработаны в 1924 г. За рубежом (во Франции, Германии, США и других странах) врачебная экспертиза летного состава организовалась в 1911 — 1920 гг.

Организация ВЛК, ее права и обязанности изложены в «Положении о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах СССР».

Особенностью врачебно-летной экспертизы, определяющей ее организацию и методы исследования, являются высокие требования, предъявляемые летной работой к состоянию здоровья, физической выносливости и психологическим качествам обследуемых лиц. Вследствие этого при мед. обследовании ВЛК особое значение придает выявлению начальных форм заболеваний и оценке функциональных возможностей организма для определенной летной деятельности. Решение этих задач достигается систематическим наблюдением врачей авиационных частей за состоянием здоровья и работоспособностью летного состава в полетах, широким использованием специальных клинико-физиол. методов исследования в специальных мед. учреждениях и изучением данных командования об особенностях профессиональной деятельности членов летных экипажей (см. Полеты, врачебный контроль за летным составом) .

Центральным органом врачебнолетной экспертизы для всей авиации Вооруженных Сил независимо от ее подчиненности и предназначения является Центральная врачебно-летная комиссия (ЦВЛК). В военных округах организацию и руководство врачебно-летной экспертизой осуществляют окружные военно-врачебные комиссии (ОВВК), на флотах — лаборатории авиационной медицины. ВЛК организуются в авиационных соединениях и авиационных училищах для проведения ежегодного освидетельствования летного состава, курсантов авиационных училищ и кандидатов, поступающих в учебные заведения но подготовке летного состава. Лица, для к-рых вынесение экспертного постановления связано со стационарным обследованием, проходят освидетельствование в ВЛК окружных, авиационных и других госпиталей, летный состав запаса — в ВЛК военкоматов и ОВВК, а при наличии показаний — в ВЛК военных госпиталей. Наиболее сложные экспертные вопросы решаются в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.

В состав ВЛК входят: председатель — авиационный врач, врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, хирург, оториноларинголог) и секретарь (из числа среднего медперсонала). Для стоматологического осмотра свидетельствуемых к работе в ВЛК привлекается стоматолог или зубной врач. При необходимости в работе ВЛК принимает участие летчик-консультант, выделяемый распоряжением соответствующего командира (начальника). При освидетельствовании летного состава и курсантов в воинских частях, соединениях и военно-учебных заведениях в работе ВЛК на правах ее членов участвуют врач войсковой части, летный и курсантский состав к-рой проходит освидетельствование, а также командир части или его заместитель по летной подготовке.

ВЛК и ВЛЭК в своей работе руководствуются положениями о мед. освидетельствовании летного состава, кандидатов и курсантов учебных заведений по подготовке летного состава, вводимыми в действие соответственно приказами министра обороны СССР и министра гражданской авиации СССР, а также указаниями и методиками исследования, изложенными в пособии для ВЛК.

Порядок освидетельствования в учебных организациях ДОСААФ определяется специальным положением ЦК ДОСААФ.

Медкомиссия для пилотов или ВЛЭК по-новому

С нее начинается обучение на пилота в АУЦ, без нее немыслима работа пилотом, поэтому между собой ее часто зовут «хлебной карточкой».

Процедура медосвидетельствования летного состава в России, по признанию многих, является одной из самых сложных в мире. Для сравнения, в США свидетельство пилота может получить даже человек с ограниченными возможностями, тогда как у нас пилот самолета должен быть здоров как космонавт. Все потому, что принцип работы ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) практически не менялся десятилетиями, с советских времен, когда частной и малой авиации в стране в принципе не существовало.
Между тем, научиться управлять самолетом вроде Цессна-172 сейчас не многим сложнее, чем управлять машиной. Обладать для этого суперспособностями и возможностями совершенно необязательно. Но в существующей системе координат проходить ВЛЭК пилоту маленького самолета АОН приходится практически по тем же критериям, что пилоту огромного «Боинга».

Изменится ли такое положение дел после предложенных Президентом РФ нововведений, пока непонятно, но факт остается фактом: Владимир Путин дал поручение Правительству в срок до 1 октября изменить порядок работы врачебно-летных комиссий гражданской авиации.

Как минимум, полномочия по ее проведению планируется передать Росавиации. Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Минтрансу. Медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы:

  • Первая (она же самая жесткая) – для тех, кто поступает и проходит обучение в летном училище гражданской авиации
  • Вторая – для тех, кто уже имеет свидетельство пилота гражданской авиации
  • Третья – для тех, кто начинает обучение на пилота в летной школе или АУЦ по программе частный пилот, он же пилот-любитель.

Полностью требования к здоровью летчиков прописаны в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава ».

Поменяются ли сами требования, или только порядок работы медкомиссий, пока не ясно. Поэтому на всякий случай для тех, кто начинает обучение на пилота прямо сейчас, мы подготовили список советов, как успешно преодолеть самый нелюбимый эпизод из жизни человека летающего под названием ВЛЭК. Итак:

  • Заранее (за несколько месяцев) вылечить зубы.
  • Проверить зрение. Раньше к кандидатам в пилоты в этом отношении предъявляли очень жесткие требования. Зрение должно быть строго 100-процентным без коррекции. Сейчас позволяется лазерная коррекция, после которой зрение должно быть на «единичку» по первой графе или 0,8 по третьей.
  • Сходить в свою «домашнюю» поликлинику, померить давление, сделать ЭКГ. Если обнаружатся какие-то отклонения, останется время пропить курс препаратов для нормализации давления, чтобы явиться на ВЛЭК с нормальными показателями.
  • Проверить вестибулярный аппарат. Летчиков, конечно, проверяют гораздо проще, чем космонавтов, но несколько оборотов на специальном кресле придется сделать. Если с детства не переносите качели, знаете, что вас регулярно укачивает в машине, это может стать проблемой. Но есть и хорошая новость – вестибулярный аппарат можно тренировать. Например, прыжками на батуте.
  • Вылечить любые малейшие намеки на простуду. Дело в том, что всевозможные гаймориты, синуситы, тонзиллиты и прочие хронические заболевания дыхательных путей являются серьезным противопоказанием к полетам, и объяснить ЛОРу, что у вас всего лишь заложен нос, скорее всего, будет крайне сложно.
  • За несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, вредных привычек
  • Накануне: как следует выспаться, чтобы придти на медкомиссию бодрым и в отличном настроении. В конце концов, вы же не просто за какой-то там справкой пришли, вы пришли получить пропуск в небо, чтобы научиться управлять самолетом и получить свидетельство пилота в АУЦ.

Медицинская комиссия для пилота или прохождение ВЛЭК пошагово

ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.

В настоящее время издан указ об обязательном прохождении комиссии на территории России и других государств. ВЛЭК можно пройти только в тех учреждениях, которые имеют разрешение, а также все необходимые документы на свою деятельность. Прежде чем начать проходить ВЛЭК, вам придётся пройти собеседование, на котором проверят ваш паспорт и выдадут соответствующую анкету вместе со списком необходимых медицинских справок, которые вам предстоит собрать.

Требования к здоровью: справки, врачи и анализы

Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.

Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.

ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.

Читайте так же:  Пособие для монтажников

Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Распространенные вопросы по ВЛЭК

Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.

Список основных центров прохождения ВЛЭК

Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации». Здесь можно скачать список центров с контактными данными.

Срок, на который выдается заключение ВЛЭК

Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.

Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово

  1. Перед приходом во ВЛЭК необходимо подготовить следующие документы и анализы, которые должны быть свежими: ФЛГ, анализ мочи, крови, крови на сахар и резус фактор. В поликлинике узнайте ответ заранее, чтобы в случае чего можно было пересдать и не тратить лишнее время, своё и представителей ВЛЭК. Анализы важно делать накануне перед посещением ВЛЭК, иначе вас могут попросить их переделать.
  2. Делаем ЭКГ, дожидаемся отличного результата и консультации специалиста. Если возникают проблемы, возможно, придётся прислушаться к рекомендациям кардиолога или пройти дополнительное обследование. Будьте готовы к этому.
  3. Необходима выписка из амбулаторной карты, где терапевт обязан выписать все ваши болезни и недомогания. Без этой справки ВЛЭК вас не примет. Должны быть подписи и печати на документах. Справка действительна неделю, придётся поторопиться с походом во ВЛЭК.
  4. Едете во ВЛЭК по нужному адресу, стоите очередь, к председателю, который проверяет наличие всех документов. С его разрешения идёте дальше, где вам оформят медицинскую карту и дадут направления в психиатрический и наркологический диспансеры. Здесь придётся потратить время, очереди достаточно большие, стоит отправляться туда к самому открытию.
  5. По полученным направлениям отправляетесь в данные инстанции и проходите освидетельствование, ждёте заключения и с результатом отправляетесь во ВЛЭК. Если на этом этапе возникают трудности, придётся их решать. Дальнейшее ваше продвижение отодвигается.
  6. Проходим ЛОРа, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта, женщинам дополнительно придётся пройти гинеколога. Невропатолога необходимо проходить строго после окулиста. На основании всех заключений вы направляетесь к терапевту. Врачи-специалисты должны записывать все факторы и изменения в здоровье пациента, оставлять свои рекомендации по устранению недомоганий и ставить статус: пригоден или нет. Любое заключение вы можете опровергнуть и пройти его повторно, а также имеете возможность обратиться в ЦВЛЭК для разъяснения разногласий.
  7. Если у вас всё в порядке и терапевт с этим согласен, то он подпишет вам все необходимые справки и даст заключение.
  8. Получаете квитанцию на оплату ВЛЭК в размере 2800 рублей и идёте к председателю за окончательным заключением. Как правило, заключение выдаётся на два года, но требуется через год посетить терапевта.
  9. Пройти ВЛЭК можно достаточно быстро, как правило, всё заведения, где вам необходимо получить заключение находятся в ближнем радиусе. Многие кандидаты умудряются пройти комиссию за один день, это скорее исключение из правил, чем закономерность, но, тем не менее, такое может быть. Большая часть пилотов проходит комиссию за 3-4 дня. Если вы будете действовать оперативно и у вас всё как говориться, срастётся, то шансов получить ВЛЭК в минимально короткие сроки у вас предостаточно.

Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать

У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.

Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.

Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.

Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.

Работа бортпроводника. Врачебно-Лётная Экспертная Комиссия (ВЛЭК).

С момента выхода первого поста о работе моих подписчиков стало в 8 (. ) раз больше, надеюсь, скоро цифра достигнет 200 человек! За это мне безумно приятно, поэтому я буду стараться держать планку! Спасибо Вам всем огромное!

После успешного прохождения всех этапов собеседования мне дали необходимые инструкции по сбору документов для дальнейшего обследования у врачей. По-началу казалось, что врачи будут придираться буквально к каждой мелочи, но на деле оказалось всё куда проще. Заведение называлось «Центравиамед». Снабдившись всеми необходимыми документами я поехал в этот центр, благо добираться до него было совсем не долго. Увы, но тех, кто прошел первый этап собеседования могли по выявленным ранее болезням или каким-либо травмам несовместимым с лётной работой тут же «завернуть» и дать отказ, либо назначить курс лечения (к примеру выявленная на обследовании кривая перегородка носа заканчивалась тем, что у кандидата не оставалось шансов пойти к другим специалистам). И тут либо делать операцию, либо прощаться с лётной работой даже по сути к ней и не приступив. Это наверно еще обиднее чем когда тебе приходит отказ с устного этапа прохождения. Слава Богу со здоровьем у меня всё было хорошо, всё-таки спорт дал необходимые данные, благодаря которым я успешно прошел всех врачей. Единственное пришлось чуть чуть подлечить зубы, поставить пломбы, потому что даже крохотная дырочка, которую едва замечал стоматолог являлась поводом не допускать до лётной работы. Вам наверняка знакома мучительная зубная боль, когда ты грызешь лёд в прямом смысле, чтобы хоть как-то сделать заморозку до прихода в клинику. А уж если это случается ночью (личный опыт), то мама не горюй. Никакие анальгины не помогут. И не Дай Бог такая адская мука выпадет тебе во время выполнения рабочего рейса. Поэтому с этим было очень строго.

Читайте так же:  Кадастровый паспорт на квартиру московская область где получить

Более подробно по кабинетам, в которые предстоит заглянуть. Всего порядка 20-ти врачей. У девушек чуть больше, добавляется пара специалистов. Проверяют ОТ и ДО. В военкомате так не проверяют как на ВЛЭК перед допуском к полётам. Хирург, Психолог, ЭКГ, Флюорография, Офтальмолог, Дерматолог, различные сдачи анализов, Психолог, ну и так далее. Побегать придется изрядно, но благо все кабинеты рядом и большие очереди скапливались не во всех, а лишь в самых долгих по времени (ЭКГ к примеру или терапевт, который дает заключения после обхода всех врачей). Сейчас у нас сменилось место прохождения ВЛЭК. Надеюсь, это временно, теперь она расположена вблизи аэропорта ВКО. Мне конечно теперь в жирный плюс то, что здание находится возле меня (15 минут пешком и на месте), но недавно я проходил всё по-новой так как истёк срок действия справки допуска к полетам.

Совсем забыл написать про периоды прохождения. Их несколько: 1) Сам ВЛЭК — проходится каждые 5 лет (с недавнего времени). До этого он был каждые 2 года. 2) Полугодовой, на котором ты зачастую даже не доходишь до врачей, а получаешь допуск прямо в службе на работе. Полугодовой чаще всего бывает по зрению или зубам, наблюдают твой прогресс или регресс и на этом всё заканчивается. И если всё идёт в плохую для тебя сторону, то дают направление на проверку у специалистов. У некоторых бортпроводников врачи могут быть другие. 3) Годовой. Каждый год мы снова возвращаемся в мед. учреждение и проходим практически всех врачей, которые были на самом первом этапе, убирается буквально несколько из них, уже не осматривают тебя полностью, но анализы сдаются обязательно. Постоянные полёты — это конечно сильный удар по организму, который испытывает практически каждый день взлёты-посадки, перепады давления и закладывание ушей, даже смена часовых поясов сильно влияет на состояние человека. К примеру ты прилетел во Владивосток, твой организм «говорит» тебе что пора спать, а на часовых поясах уже +8 и раннее утро. И если ляжешь спать, то можно проснуться поздно вечером, когда мозг требует бодрствовать. Иногда от таких перелетов можно «отходить» и 2 и даже 3 дня. Поэтому здесь всё очень строго. На ВЛЭК и на годовой осмотр обычно полагается 4 дня. Все они конечно же оплачиваются, так как это твой официальный рабочий день. Не знаю как другие, но я обычно в первый день брал направления, сдавал все анализы на кровь и т.д и на этом всё заканчивалось. Полчаса рабочего времени — красота! И ты уже едешь домой. Второй день как всегда радовал положительными анализами, можно было пройти несколько врачей и тоже ехать домой. На третий день «добиваешь» остаток кабинетов, которые не прошел ранее и снова Добби свободен. Ну и на четвертый оставляешь себе самые сливки — очередь у терапевта на заключение и получение справки о том, что ты годен к лётной работе. Можно было просидеть там 5 минут, а можно было и все 4 часа. В один только кабинет. Но радовало, что он был последним и нужно было только запасаться терпением. Помимо нас в этот кабинет сидели и пилоты и даже парашютисты. Зато было о чем поговорить в этой очереди.

Вернусь я к старому (оно реально старое, древнее) доброму зданию мед. учреждения в ВКО, хоть с виду здание кажется отремонтированным, но это только красивая обертка от конфетки. К сожалению свою фотографию не могу приложить, поэтому нагло сворую ее у первой ссылки поисковика. Оно из себя представляло 3 корпуса. В одном из них были сдача различных анализов, а в двух других разбросаны в хаотичном порядке врачи. 2 этажа в одном корпусе, 2 в другом и ты бегаешь как идиот по всем этим лестницам, потому что некоторых врачей нужно было проходить по порядку и бегать из одного корпуса в другой. Вот так выглядит дальний корпус. Второй практически не отличается внешним видом. Табличка на здании 1951 год говорит сама за себя.

Я приехал в 08.00 утра в надежде что никого не будет. Ага. -Х*й там плавал, сказал я в полголоса. Кого там только не было, и наши бортпроводники, и пилоты, и даже черт побери наземные работники! Они же тоже обязаны проходить плановые осмотры. Я такого скопления разных профессий не видел никогда! Очередь как в поликлинике, все орут, коридоры настолько узкие, что двум людям нужно прижиматься к стенке чтобы разойтись, т.к. вдоль одной из стен стоят стулья. Духота невыносимая, а ты еще даже не прошел ни одного врача, а их напоминаю порядка 20-ти! Если в «Центравиамед» были широченные коридоры и можно было обойти с десяток врачей за 40 минут, то тут я сидел к первому из них полтора часа! Это был кажется хирург или офтальмолог, я уже не помню. Многие пользовались местным «лайфхаком» — поняв что очередь совсем мертвая и не движется ни в каком направлении, люди обычно занимали за кем-то и уходили в другие, более разгруженные и свободные кабинеты. Это экономило достаточно времени, главное сильно не увлекаться, а то можно проспать свою вспышку и еще часа 3 отстоять там, где ты по сути уже должен быть освободен.

Вам же знакома ситуация с бабками в очереди в 08.00 утра, которые устраивают срач в мировых масштабах. И ты среди этой толпы всё слушаешь. Может и тебе чего перепадет из ругани. А теперь представьте такую же «войну», но орёт молодняк, скандал слышно на первом этаже, кому-то только спросить, кто-то кого-то на хер посылает, третий проспал вспышку и вся очередь накрылась к чертям собачьим, никто уже не понимает кто крайний, кто следующий заходит, начинается паника, а коридоры-то узкие, все пытаются протиснуться, вот я тогда стоял и думал какими же мы будем в старости и почему пожилые люди так агрессивны в очередях, да всё с молодости идёт, такими же будем и мы.

Первый день в этом хаосе казался мне бесконечным. Мои надежды освободиться хотя бы к обеду с треском провалились. На часах уже было почти 17 вечера, многие специалисты уже стали уходить домой, а я не прошел даже половины из них. Поняв, что с этим делом тут затягивать нельзя, я на следующий день поехал не к 08.00 утра, а к 10.00 и как попал в точку. Многие кто приехал заранее уже по сути создали толпу, пусть и более-менее организованную, а к 10 часам многие из них уже разошлись по разным кабинетам и стало как-то легче, помню что самое долгое где я просидел была ЭКГ, мы даже список составили кто идет следующий чтобы исключить ошибки прошлых давок и скандалов. Еще полтора часа отсидки и оставался только терапевт, к которому я конечно же в первый день не успел, но успел во второй, правда опять под закрытие, спасибо доброй женщине, которая уделила нескольким людям свои дополнительные часы работы, при этом в ней не было ни одной капли негатива, доброй души человек согласилась принять нас и выписать все необходимые справки, хотя все остальные уже благополучно оставили свои рабочие места и ушли восвояси.

После всех успешно пройденных этапов на медкомиссии терапевт выписывает такую долгожданную для тебя бумажку о допуске к полётам! По выходу оттуда с твоих плеч как будто «падает» Эверест! Теперь ты еще ближе к небу, кажется что вот оно, получилось! Что еще может мне выпасть на пути?! Но нет. Впереди тебя ждет 3 месяца подготовки. 6 дней в неделю.

Врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) для частного пилота.

Давно я не проходил ВЛЭК, причин у меня было несколько — это проблемы со зрением (близорукость), высокая стоимость и отсутствие лишнего времени на сбор справок. Крайний раз, по честному, я проходил ВЛЭК ещё в Тушино, рядом с Центральным аэроклубом им. В.П. Чкалова — когда учился летать сначала в ЮПШ, потом во 2-м Московском аэроклубе и в последствии в аэроклубе при КБ Сухого.

Хочу сказать сразу, что требования медицины к нашим пилотам крайне избыточны.

Вокруг меня летает много людей, которые честно пройти наш ВЛЭК не могут. Пилоты, у кого есть диагнозы решают данную проблему по разному, линейные и коммерческие сколько могут уговаривают врачей, частные пилоты либо забивают на ВЛЭК, либо делают «липу» на принтере. Каждый честный поход ВЛЭК для пилота — это подвиг и личное достижение. Но ведь это не нормально! В США медицинские требования к частным пилотам аналогичны требованиям на водительские права. У нас же всё иначе.

Помню, как ещё на первом ВЛЭК в аэроклубе как я уговаривал окулиста пропустить, обещал есть морковку и чернику ящиками, делать зарядку для глаз. И искренне не понимал, как врач, а не инструктор может решать — могу я летать или нет? Врач пошёл мне на встречу и пропустил. В утешение мне врач сказал, что близорукость это болезнь современного городского общества, когда очень много информации проходит через глаза и глаз адаптируется, при этом живя в городском «каменном мешке», где мы за неделю можем ни разу не увидеть горизонта глаз не может отдохнуть и настроиться на большое расстояние. Когда я начал летать на своём самолёте, то ознакомившись с требованиями медицины понял, что честно пройти ВЛЭК не получится. Но в силу вступили Федеральные авиационные правила «медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП-50), а потом и изменения в них, которые позволили мне получить надежду легализоваться в плане медицины.

Читайте так же:  Как оформить субсидию 2019 год

И вот я решил рискнуть, пройти ВЛЭК.

Вся подготовка началась со сбора справок:

  • Справки из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • Справка из поликлиники по месту жительства об обращаемости за медицинской помощью за последние 5 лет;
  • Флюорография органов грудной клетки;
  • Общий анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Скрининг-тест на определение наркотических веществ;
  • ЭКГ;
  • Электроэнцефалография;
  • УЗИ сосудов головного мозга

Диспансеры стали платными и больше напоминают компании по торговле бумажками за достаточно приличные деньги.

Справка из наркодиспансера + тест на определение наркотических веществ стоит в Москве 2100р

Справка из психиатрического диспансера — 950р

Электроэнцефалография — в коммерческом мед.центре — 1500р

Дальше предстоял поход в поликлинику, в которой я не был лет 8. (слава богу просто не болел и причин для обращений не было)

Городская поликлиника, как не странно порадовала хорошей организацией обслуживания. Всё по талонам, внизу внимательный консультант. Анализы выдаются на отдельном сёстренском посту. Но идти туда надо с направлением, это поможет быстро сделать анализы. Я взял направление на ВЛЭК в АОПА-Россия.

Анализы, ЭКГ, УЗИ, флюорография — всё было быстро сделано в городской поликлинике по месту жительства. На те процедуры, на которые не было свободных талонов на ближайшие дни я записался через платный кабинет (оказывается сейчас в поликлиниках и такое тоже есть). Цены — дешевле, чем в коммерческих центрах. Например УЗИ в ком. центре стоит 2500р, а в поликлинике делают за 1800р. Четыре анализа крови (общий, биохимия, группа крови и на сифилис) обошлись в 1505р.

Итого, подготовка к ВЛЭК вышла: 2100 + 950 + 1500 +1800+1505 = 7855р

Но морально я был рад, что хотя бы сделал для себя диспансеризацию. (крайний раз в институте ведь проходил)

Дальше стоял выбор — на какой ВЛЭК ехать? Открыл сайт Росавиации, посмотрел список действующих мед. комиссии.

Последнее время Росавиацию лихорадит в плане аннулирования пилотских и ликвидации АУЦ, ВЛЭКи тоже задевает.

Хотелось попасть на ВЛЭК, где не будет суеты, толпы посетителей и в то же время будут грамотные врачи. Друзья порекомендовали присоединиться к ним и поехать в Воронеж в ООО «Медико-санитарная часть «Полет» . Данный ВЛЭК находится прямо в аэропорту, поэтому можно прилетев на самолёте в аэропорт тут же пройти ВЛЭК. Незнаю уж кто и за какое место «укусил» Росавиацию, но своим приказом она отняла возможность у данного ВЛЭКа с 15.01.2018г. выдавать медицинские заключения I класса (линейным пилотам, пилотам коммерческой авиации, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам), поэтому сейчас там нет очередей к врачам. А ведь данный приказ фактически убивает ООО «МСЧ «Полёт», т.к. живут они за счёт медкомисии.

И вот мы вчетвером ранним утром приехали в Домодедово, прыгнули на рейсовый самолёт и уже через час были в Воронеже.

Первым делом зашли к главному врачу, председателю ВЛЭК — Александру Петровичу Дубовику. Это военный хирург, настоящий специалист в своей области. Заполнили заявления, получили бегунок и пошли по специалистам:

— окулист ( с трудом прошёл — получил диагноз в мед. книжку), проверили и остроту зрения и глазное дно и цветовосприятие;

— ЭКГ (сделали второй раз)

— терапевт (общий осмотр, оценка показателей анализов, ЭКГ)

— лор (осмотр, проверка вестибюлярного аппарата)

— хирург (полный осмотр, опрос, замер веса, роста)

— сделали аудиметрию (какие частоты слышит ухо)

— стоматолог (зубы осмотрел)

— невропатолог (заставил раздеться, стучал молоточком, водил перед глазами, проверял координацию, куча вопросов)

— анализы приняли из поликлиники

— психолог (30 минут пришлось на компьютере решать тесты: показания компаса определять, показания приборов считать и кучу кружочков друг в друге сравнивать)

Т.к. анализы сдавать не пришлось — ВЛЭК мы прошли за один полный день. Стоимость ВЛЭК: 9300р

Результатом стало Медицинское заключение II класса на 5 лет. (тоже кстати достижение Минтранса, позволившее проходить полноценный ВЛЭК не каждый год).

Внимание врачей в Воронежском ВЛЭКе достаточно дотошное. Ощущение, что не на частного пилота тебя проверяют, а как будто на 1 графу. Но при этом все врачи внимательные и относятся к тебе по доброму.

По финансам вышло: 7855 + 9300 = 17155р

P.S. сейчас после прохождения комиссии — медицинское заключение сканируется и отправляется в Росавиацию. Уж не знаю зачем, но видимо что-то там снова удумали.

Отчёты других пилотов и врачей:

Я еще только учусь, или Что входит в программу подготовки пилотов вертолетов

Пройти обучение и управлять вертолетом может любой человек старше 18 лет. Чтобы получить допуск к полетам, придется освоить теорию. В обязательный курс входят базовые знания по аэродинамике, навигации, техническому устройству вертолетов, медицине, радиосвязи. Летчик должен знать законодательство. Практическая подготовка включает предполетную подготовку, изучение правил эксплуатации воздушной машины. Также летчик учится управлять вертолетом сначала с помощью симуляторов, а затем в условиях реального полета.

Какие требования предъявляются к здоровью пилотов вертолетов

Чтобы подтвердить удовлетворительное состояние здоровья, необходимо получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) второго класса. Комиссия выдает заключение, если результаты обследования соответствуют следующим критериям:

  • острота зрения 0,8 с коррекцией, астигматизм не превышает 2 диоптрии;
  • удовлетворительное цветовосприятие;
  • нормальный индекс массы тела. В индивидуальном порядке заключение выдается кандидатам с первой степенью ожирения;
  • отсутствие следующих заболеваний: хронические болезни сердечно-сосудистой системы, (включая гипертоническую болезнь и ишемическую болезнь сердца), эпилепсия, психические расстройства и другие заболевания, которые могут повлиять на способность управлять вертолетом;
  • отсутствие травм и операций за последние полгода.

В число заболеваний, с которыми летать нельзя, входят: бронхиальная астма и другие бронхообструктивные болезни, некоторые формы хронического тонзиллита, сахарный диабет, выраженные дефекты речи, тугоухость и прочие.

Профессиональным коммерческим пилотам необходимо заключение ВЛЭК первого класса. Комиссия предъявляет более строгие требования к кандидатам в профи. Например, острота зрения с коррекцией должна составлять 1,0.

Какие знания и умения получают в школе пилотов

Теоретическая подготовка пилотов включает изучение нормативной базы, метеорологии, навигации, аэродинамики и т. д. Будущие летчики знакомятся с правилами оказания срочной медицинской помощи. Также курсанты изучают конструкцию вертолета. Обучающиеся учатся правильно эксплуатировать и обслуживать двигатель.

Во время практических занятий на тренажерах и в вертолете пилоты изучают приборы управления воздушным судном, учатся пользоваться радиосвязью, читать и интерпретировать показания датчиков приборной панели.

Во время воздушной подготовки курсант под руководством инструктора учится поднимать машину в воздух. На следующем этапе летчик учится перемещать машину на небольшой высоте над вертолетной площадкой. После отработки базовых умений пилот летает по указанному инструктором маршруту.

Также курсанты изучают, как выполнять аварийную посадку и совершать экстренные маневры. Это необходимо, чтобы летчик знал алгоритм действий при внештатных ситуациях. Например, пилот должен уметь сажать вертолет в режиме авторотации винта. Это позволяет спасти машину и пассажиров при отказе двигателя.

Пилоты вертолета SA315B Lama в 1972 году установили рекорд высоты полета. Они подняли машину на 12 442 м. Когда на этой высоте загорелся двигатель, летчикам удалось посадить ее в режиме авторотации. Он предполагает раскручивание винта при снижении вертолета за счет встречного воздуха. Крутящийся винт создает подъемную тягу и позволяет вертолету сесть.

Обучение на курсах пилотов в компании «ХелиКо Групп» организовано так:

  • теоретическая подготовка в течение 204 академчасов;
  • наземная и тренажерная подготовка – 19 и 11 часов соответственно;
  • летная подготовка продолжается в течение 40 часов.

После завершения курса будущие пилоты сдают экзамен. Курсанты отвечают на теоретические вопросы по программе обучения. Также они должны показать практические умения работы с навигационным оборудованием, приборной панелью вертолета и как необходимо проверять судно перед полетом. Пилоты демонстрируют летную подготовку: умение выполнять взлет и посадку, ориентироваться в полете визуально и по приборам, пролетать препятствия, предупреждать внештатные ситуации.

После экзамена курсант получает документы, подтверждающие обучение на курсах пилотов (в пакет входит справка о практической летной подготовке). После этого в региональном представительстве Росавиации ему вручат свидетельство частного пилота.

Дополнительную информацию о курсах пилотов можно получить в компании «ХелиКо Групп» по телефону: 8-495-104-58-84.