Требования предъявляемые к правоприменительным актам

Рубрики Статьи

Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом – документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов – документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется для характеристики как действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления – результат правоприменительной деятельности.

В основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

· по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.;

· по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные;

· в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные:

а) регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

б) правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

· по своему юридическому значению акты применения права подразделяют на основные и вспомогательные. Основные акты – это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные – это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на их осуществление (разные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

· в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

· по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

· в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие; такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

· по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

· по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

· в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция;

· по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

· по сферам использования:

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований к правоприменительным актам:

Законность – означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Обоснованность – это означает, что:

а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны, выражая волю народа, закон сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в тоже время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве – это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Справедливость – это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права – это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права. В правоприменительной деятельности огромное значение имеет толкование правовых норм.

Читайте так же:  Иск о возмещении стоимости ремонта

С.А. Комаров дает следующее определение этого понятия «Толкование норм права — деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в юридической норме». Термин «толкование» может употребляться в различных, взаимосвязанных смыслах:

· уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, его применяющим (толкование по способу);

· принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы;

· интерпретация, т.е. выяснение, как соотносится объем толкуемой нормы права с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Деятельность истолкователя, дабы быть рациональной, неизбежно ориентируется на некоторую совокупность соответствующих правил, цель которых – рационализировать сам процесс. Однородные правила толкования группируются в способы толкования. Общепризнанными являются такие способы, как языковой, систематический и исторический. Первый способ именуется в разных источниках по-разному: грамматический, филологический и даже текстовой.

Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический способ (историко-целевой) предполагает выяснение общественных условий и выявление различных факторов (экономических, политических, социальных и т.д.), обусловивших появление данной нормы, а также позволяет понять цель, поставленную законодателями. По мнению П.Е. Недбайло этот способ отличает то, что без уяснений цели закона нельзя правильно истолковать и применить норму права, в нем содержащуюся. « При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его актах”.

С точки зрения С.С. Алексеева в качестве самостоятельного способа можно рассматривать специально-юридическое толкование, под которым он понимает исследование технико-юридических средств и способов изложения воли законодателя, базирующихся на знаниях и прежде всего юридической техники. Юридические конструкции играют определенную роль в толковании, служат своеобразным ориентиром для интерпретатора.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта, здесь важно изучить не смысл отдельных слов, а связь между ними.

А.Ф. Черданцев предложил выделить и функциональный способ толкования, разъясняя его особенности он предлагает остановиться на характеристике факторов, влияющих по создание нормы права (по сути этот прием во многом совпадает с историко-политическим).

Перейдем к толкованию права по объему.

Толкование правовых норм преследует цель выяснений действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное толкование.

Толкование – разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение, оно может быть официальным или неофициальным.

Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Официальное толкование может быть нормативным и казуальным. В первом случае оно распространяется на все случаи. предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведение, нормативное толкование не содержит новых норм, а лишь разъясняет смысл уже действующих. Если официальное нормативное толкование дается тем органом. который издал данный акт, то оно называется аутентическим (основанным на первоисточнике, авторским). В РФ подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Если официальное толкование дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Таким правом наделены все высшие судебные органы.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Акты толкования — это один из видов правовых актов. Акты толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права. В теории права различают два вида актов толкования: — интерпретационные акты правотворчества – нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования; — интерпретационные акты правоприменения – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвоката, судьи или прокурора в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (даваемое гражданами в быту), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, юристами), доктринальное (осуществляется учеными).

В.А.Петрушев отмечает, «любое научное положение, позволяющее лучше понять содержание права, истинный смысл его отдельных норм, есть результат именно доктринального толкования права». Он делает обоснованный вывод, что такое толкование влияет на правотворческую и правоприменительную практику. Ведь как правотворческие, так и правоприменительные органы, как правило, учитывают в своей работе результаты доктринального толкования. Причем особую важность приобретает такое толкование именно сейчас, когда, по сути дела, стерта граница между позитивным и естественным правом и на конституционном уровне нашли свое закрепление идеи естественного происхождения и неотчуждаемости прав человека. В этих условиях юрист-практик как никогда нуждается в рекомендациях юриста-ученого по разрешению возникающих в правотолковательной практике вопросов.

Однако при этом не нужно преувеличивать возможности доктринального толкования права. Его сила лишь в авторитете ученого, толкующего нормы права, в весомости аргументации в пользу того или иного варианта их понимания. Но последнее слово всегда остается за субъектами правотворчества и правоприменения.

В наиболее развернутом виде процесс толкования норм права характеризуется в работах Н.Н.Вопленко, Б.Б.Спасова и А.Ф.Черданцева.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 138 ; Нарушение авторских прав

Требования предъявляемые к правоприменительным актам

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫМ АКТАМ

Решение, принимаемое правоприменительным органом, должно отвечать ряду требований, к числу которых относят: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.

Требование законности означает, что решение дела должно основываться на правильной юридической квалификации, точном соответствии со смыслом и содержанием правовой нормы и в пределах предоставленных правоприменителю полномочий. Законным может быть только то решение, которое принято с соблюдением норм как материального, так и процессуального права. Требования законности могут быть нарушены и в том случае, когда правоприменительный орган (должностное лицо) по каким-либо причинам не применяет норму права в случаях, когда это законом ему прямо предписывается (перевод работника на другую работу по состоянию здоровья, при наличии -ребенка в возрасте до полутора лет — ст. 72, 254 Трудового кодекса РФ).

Отмеченное объясняется тем, что полномочиями правоприменителя охватывается не только право, но и обязанность применять право.

Требование обоснованности означает, что правоприменитель обязан всесторонне и объективно оценить фактические обстоятельства дела, исключая тем самым ситуацию, когда сомнительные и непроверенные факты могли бы быть положены в основу принимаемого правоприменительного решения. Обоснованное — это такое решение,

Читайте так же:  Требования к автомобилям европа

которое свободно от конъюнктурности и ошибок правоприменителя. Так, необоснованным будет приговор, осуждающий невинного, либо оправдательный приговор, вынесенный при достаточных доказательствах, подтверждающих обвинение.

Целесообразность правоприменительного акта означает принятие в рамках закона оптимального решения, т.е. такого решения, осуществление которого приведет к результатам, предусмотренным законом. Это значит, что правоприменитель наилучшим образом учитывает обстановку рассматриваемого им события, время, место действия, особенности его совершения, если речь идет о правонарушителе, — личности виновного, учитывает извинительные обстоятельства и т.д. Целесообразное решение — это всегда законное решение. Незаконное решение не может быть признано целесообразным.

Требование справедливости исходит из того, что правоприменительное решение имеет нравственное обоснование, оно справедливо и по совести, и по закону. Справедливость в приложении к правоприменительной деятельности означает объективный и беспристрастный подход правоприменителя к рассматриваемому делу, его служение истине, уважительное отношение к правам и законным интересам граждан. Справедливость решения основывается на его законности и обоснованности, хотя и не сводится к ним. Справедливость решения выступает нравственной оценкой в глазах общества, должна быть отражением социальной справедливости. Законное и обоснованное решение в этой связи может не быть справедливым. В частности, если применяемый закон в изменившихся условиях не отвечает потребностям общества, его нравственно-правовым воззрениям.

Требования предъявляемые к правоприменительным актам

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Требования, предъявляемые к актам применения права

Для того, чтобы акт применения выполнил свои функции, он должен отвечать трем группам требований (обязательных условий):

а) Требования к содержанию акта. По своему содержанию государ-

ственно-властное веление, выраженное в правоприменительном акте, должно соответствовать общим требованиям правильного (надлежащего) применения, т.е.

б) Требования к порядку издания акта. Издание акта подчиняется

определенной процедуре, направленной на обеспечение законности и обоснованности принимаемого решения. Эта процедура, регламентированная нормами процессуального права, включает как действия,

Раздел четвертый. Применение права

связанные с установлением обстоятельств дела и анализом юридических норм, так и действия по вынесению решения.

в) Требования к документальной форме акта. В интересах строгого

проведения начал социалистической законности в законодательстве установлены определенные правила, регламентирующие документальную форму многих актов применения. Эти правила предусматривают юридическую обязательность соблюдения ряда формальных моментов при документальном выражении велений, совершаемых в результате применения.

В своей совокупности указанные требования образуют обязательные условия, которым должны соответствовать акты применения. Их несоблюдение (условий) может повлечь за собой отмену акта или его изменение (дооформление). Для того, чтобы обеспечить возможность заинтересованным лицам возбудить вопрос об отмене или изменении акта, в социалистическом праве установлен порядок обжалования и опротестования актов применения.

Основные требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности стадии правоприменительного процесса

Применение норм права – властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц.

1) Субъекты правоприменения.

Субъектным правоприменением занимаются компетентные органы или должностные лица. Должностным лицом является сотрудник государственного органа, осуществляющий исполнительнораспорядительные или властные функции (должностными лицами являются и сотрудники негосударственных органов и органов общественных организаций).

Субъекты правоприменения, как правило, отправляют и правотворческую и (или) правоохранительную функции.

Правоприменитель может вмешиваться: когда есть спор о наличии субъективных прав или юридических обязанностей; при необходимости определить момент действия или факт прекращения юридических прав или обязанностей; когда необходимо осуществить установленный законом контроль над приобретением прав или возложением обязанностей.

2) Стадии правоприменения:

Установление фактических обстоятельств дела (на этой стадии устанавливаются юридические факты и юридические составы).

Все юридические факты и составы устанавливаются через доказательства.

Не подлежат доказательству:

—презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами.

Установление юридической основы дела: после доказательства времени, места, участников события и других обстоятельств необходимо установить юридическую основу.

Начинают с нахождения и анализа юридической нормы, которая наиболее полно регулировала бы данные общественные отношения:

а) когда есть одна юридическая норма;

б) столкновение юридических норм (коллизия). При этом пользуются следующими критериями: либо берется норма, содержащаяся в нормативноправовом акте, обладающая высшей юридической силой, либо (если нормативноправовые акты содержат одинаковую юридическую силу) та норма, которая содержится в нормативноправовом акте, принятом позднее;

в) если нет юридической нормы (пробел в праве), то необходима ликвидация пробелов: либо через аналогию закона, либо через аналогию права (ликвидируются пробелы, используя общий смысл и принципы права15).

После нахождения юридической нормы необходимо проверить правильность текста нормы. Существуют три этапа проверки правильности действия нормы: во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Решение дела (сводится к принятию акта правоприменения).

Акт правоприменения – это государственновластный, индивидуально определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъектных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования. В уголовном праве ликвидация пробельности не применяется.

71. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в праве и способы их восполнения

Пробел в праве – отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Обычно вопрос о восполнении пробелов в праве поднимается и обосновывается в научных работах, в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей права, в ходе опроса общественного мнения и других формах, а их ликвидация – дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле.

Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует.

В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право чаще всего отстает от порой быстро развивающихся экономических и социально-политических отношений, и должное правовое регулирование этих отношений вырабатывается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильной и всесторонней регламентации основных вопросов общественной жизни.

Читайте так же:  Договор купли-продажи дома с земельным участком с рассрочкой платежа

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью.

В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии. Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости.

В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. Если компетентные органы решают дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные общественные отношения, то имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение не регулирует.

Аналогия права – принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Она применяется, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную норму права. Применение права по аналогии в современном государстве ограничено, оно исключается при решении уголоеных дел.

37. Требования, предъявляемые к правильному применения права.

Каждый акт применения права является актом — документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова­ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необ­ходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного.

38.Акты применения права: понятие, виды.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит госу­дарственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государ­ством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом — документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова­ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. В основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

39. Толкование права: понятие, виды, значение.

Толкование права – это интеллектуально – волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Толкование также вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники. Отсутствие точного и понятного языка нормативного акта влечет необходимость конкретизации формулировок. Причем сделано это должно быть так, чтобы истинный смысл правовой нормы не был утерян. Толкование права является необходимым и важным элементом правореализационного процесса, в частности право применения. Толкование права есть сложный организационно-волевой процесс, протекающий во времени и включающий в себя две основные стадии: уяснение и разъяснение. Уяснение характеризует гносеологическую природу толкования и направлена на познание права. Толкование – уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании самого субъекта и направленный на уяснение нормы права самим субъектом. Это уяснение для самого себя и потому не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор использует различные приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический, логический, историко-политический и систематический способы толкования. Уяснение является необходимым условием для реализации права во всех формах и всегда предшествует разъяснению.

Разъяснение – не всегда следует за уяснением, однако, является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельности адресована уже не себе, а другим участникам отношений, при которой объективируются результаты первой части процесса. Результаты эти впоследствии, поскольку адресованы другим субъектам, получают внешнее выражение в письменной или устной форме. К письменным формам выражения относятся официальные документы и акты; к устным – советы и рекомендации. Таким образом, разъяснение норм права есть не что, иное, как изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах.

Толкование права необходимо еще и в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными вплоть до их законодательного изменения