Требования к уроку математики в начальной школе по фгос

Рубрики Статьи

Проектирование урока математики в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО

педагогические науки

  • Радаева Алена Геннадьевна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • Похожие материалы

    Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

    а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года в основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который определил три группы требований к его проектированию и реализации:

    • к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
    • к структуре основной образовательной программы;
    • к условиям реализации стандартов.

    Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.

    Формирование УУД — это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации (под педагогическим проектированием мы понимаем поэтапную разработку образовательной системы, ее элементов и действий, сопровождающуюся изменением субъектов образовательного процесса и качества образования).

    Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать принцип системного построения курса математики;

    • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
    • принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;
    • принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
    • принцип развивающего обучения.

    Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

    Урок – клеточка педагогического процесса.

    В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

    Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

    Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

    Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    Необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

    • уроки «открытия» нового знания;

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

    Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    • уроки общеметодологической направленности;

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.

    • уроки развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

    Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Каждый урок имеет определенную структуру.

    Структура урока «открытия» нового знания:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
    2. Этап актуализации пробного действия;
    3. Этап выявления места и причины затруднения;
    4. Этап построения проекта выхода из затруднения;
    5. Этап реализации построенного проекта;
    6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
    7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
    8. Этап включения в систему знаний и повторения;
    9. Этап рефлексии учебной деятельности.

    Структура урока рефлексии:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
    2. Этап актуализации и пробного учебного действия;
    3. Этап локализации индивидуальных затруднений;
    4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
    5. Этап реализации построенного проекта;
    6. Этап обобщения затруднений во внешней речи;
    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
    8. Этап включения в систему знаний и повторения;
    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Структура урока общеметодологической направленности:

    1. Этап мотивации;
    2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
    3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
    4. Этап включения изученного в систему знаний;
    5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

    Структура урока развивающего контроля:

    1. урок:
      1. Этап проведения контрольной работы;
      2. Этап мотивации (самоопределения);
      3. Этап актуализации и самоконтроля;
    2. урок:
      1. Этап анализа контрольной работы;
      2. Этап локализация индивидуальных затруднений;
      3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
      4. Этап реализации построенного проекта;
      5. Этап обобщения затруднений во внешней речи;
      6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
      7. Этап повторения и решения заданий творческого уровня;
      8. Этап рефлексии учебной деятельности.

    Один из способов построения современного урока – это технологическая карта.

    В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

    1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
    2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
    3. блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

    Блок целеполагания (тема урока и цель урока)

    На современном уроке цель определяется:

    • планируемым результатом урока;
    • путями реализации этого плана.

    Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов, цель ставится перед каждым этапом учебной деятельности.

    Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.

    Инструментальный блок

    Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

    Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:

    • проверить…
    • объяснить…
    • повторить…
    • научить…
    • продемонстрировать…
    • побудить к самостоятельному… и т.п.

    На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

    Современный урок в реализации ФГОС начального образования «Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»

    Зеленкова Валентина Васильевна,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска

    Современный урок в реализации ФГОС начального образования «Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»

    В сентябре 2014 года наша школа № 52 перешла на новые стандарты. Я третий год работаю по ФГОС. Мой педагогический стаж составляет 28 лет. Сначала мне трудно было перестроить свою работу. Но пройдя курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС в начальном образовании» и изучив всю литературу и документацию, я четко следую новым формам работы.

    Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Главным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

    Какие требования предъявляются к современному уроку?

    -планирование своей деятельности и деятельности учащихся;

    -тему урока формулируют дети (учитель подводит учащихся к этому);

    -цели и задачи ставят учащиеся;

    -планирование учащимися способов достижения цели;

    -урок должен быть проблемным и развивающим;

    -организация проблемной и поисковой деятельности активизирует;

    -применение групповых и индивидуальных методов;

    -осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;

    -организация творческой работы;

    -устранение затруднений самостоятельно;

    -оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);

    -проведение рефлексии на каждом уроке.

    Свой урок я строю так, чтобы ребята добывали знания сами, а я руковожу этим процессом. Урок должен быть направлен на получение результатов: личностных, метапредметных, предметных.

    Я предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка, где подробно расписаны: этапы урока, цели для каждого этапа, содержание и взаимодействие с учащимися, методы и приемы работы, формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), деятельность учителя, деятельность ученика.

    Технологическая карта урока русского языка

    Тема: Корень. Однокоренные слова

    УМК «Перспектива»

    Цель урока:

    Научить распознавать однокоренные слова. Выделять корень.

    Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    – воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;

    – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

    – умение работать с информацией;

    – умение добывать информацию;

    – формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

    Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

    – развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;

    – освоение первоначальных знаний о грамматике;

    – умение грамотно писать, участвовать в диалоге.

    Планируемый результат:

    Познавательные умения:

    – умение выделять корень в однокоренных словах;

    – подбирать однокоренные слова.

    Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

    Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.

    Межпредметные связи: русский язык, чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

    Ресурсы: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, карточки для рефлексии.

    Статья по теме:
    Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

    Материал для выступления на педсовете рассказывает об основных отличаях традиционного урока и урока по ФГОС.

    Предварительный просмотр:

    Требования к современному уроку

    в начальной школе

    в условиях внедрения и реализации

    « Урок – это зеркало общей и

    педагогической культуры учителя,

    мерило его интеллектуального богатства ,

    показатель его кругозора, эрудиции»

    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
    Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

    Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)
    • анализировать свои действия; (щелчок)
    • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; (щелчок)
    • отличаться мобильностью; (щелчок)
    • быть способны к сотрудничеству; (щелчок)
    • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? (Слайд №4)
    Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №5)
    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. (щелчок)
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; (щелчок)
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками; (щелчок)
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; (щелчок)
    • вывод делают сами обучающиеся; (щелчок)
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; (щелчок)
    • времясбережение и здоровьесбережение; (щелчок)
    • в центре внимания урока — дети; (щелчок)
    • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым. (щелчок)

    При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №6)

    (щелчок)
    • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); (щелчок)
    • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); (щелчок)
    • деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); (щелчок)
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся); (щелчок)
    • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

    Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики деятельности педагога традиционного урока и современного.

    Характеристика изменений в деятельности педагога,

    Современный урок математики в свете ФГОС второго поколения

    Современный урок математики в свете ФГОС второго поколения.

    Главной целью введения ФГОС является повышения качества знаний учащихся. Принципиальным отличием от старых стандартов направление не на предметный, а на личностный результат. Достижение нового общеобразовательного результата возможно при реализации системно-деятельного подхода, заложенного в основу Стандарта.

    При этом задачей учителя становится научиться управлять процессом обучения, а не передавать знания, ученик – активный деятель, личность, умеющая самостоятельно ставить и достигать цели, самостоятельно находить и перерабатывать полученные знания, применять их на практике.

    В отличие от традиционного урока, современный урок направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД). Наиболее важными аспектами такого урока являются:

    — мотивационно-целеполагающий, который акцентирует внимание на способности использовать полученные знания;

    — деятельностный , позволяющий найти решение проблемы школьникам в ходе урока через самостоятельную познавательную деятельность.

    На основе этих аспектов у учащихся должны сформироваться:

    Требования нового Стандарта не являются новыми для учителя математики. Поскольку для жизни в обществе важным является формирование математического стиля мышления, поэтому на каждом уроке педагог старается научить самостоятельности; заинтересовать в результатах полученных знаний; организовать самоконтроль и взаимопроверку, используя индивидуальные, групповые, разноуровневые способы и методы обучения.

    Таким образом, с внедрением нового стандарта должна поменяться позиция учителя, который должен инициировать, консультировать и корректировать действия учащихся, применяя передовые технологии.

    Не является секретом, чтобы получить фундаментальные базовые знания на уроке математики, учитель требует от учащихся отработки, заучивания основных понятий, без которых они не смогут освоить курс. Научить мыслить, ставить цели, мотивировать свои действия, решать проблемы самостоятельно – это задачи не только учителей, но и родителей.

    Данные «Российского мониторинга комплексной оценки качества образования в начальной школе 2013» показали, что существенных изменений, заложенных в новом образовании, не произошло. Работа на уроках ведется по инструкции и контролем учителя- это один вариант, другой- учителя задают на дом изучение новой темы, которую пытаются объяснить родители, кто как может. Только одна треть учащихся овладевают регулятивными и коммуникативными УУД; половина оставшихся – на прежнем базовом уровне. Следовательно, ожидаемых результатов в среднем звене мы не сможем получить.

    Чтобы получить результат, необходимо изначально изменить позицию воспитания детей родителями(что довольно сложно). В семье должны закладываться мотивация действий, самостоятельность, а также личностные, регулятивные, познавательные действия. Без этого фундамента ребенок, привыкший к тому, что необходимо действовать по инструкции родителей, которые решат за него все проблемы, не будет искать эффективных способов, а вся его работа сведется к получению правильного результата с наименьшими затратами сил и времени.

    Работа учителя в классе сведется к нулю, т.к. дома сильная мотивация быстро выполнить (в лучшем случае) или списать из интернета полученное задание.

    Поэтому отказываться от традиционной формы урока математики следует не сразу, а постепенно, внедряя на каждом этапе элементы нового стандарта в начальной и средней школе, а полный переход осуществить в старшей школе, в которой учащийся, владея фундаментальными базовыми знаниями, имея перед собой цель, сможет самостоятельно и с помощью учителей-наставников и консультантов, ее достичь.

    Требования к уроку математики в соответствии с ФГОС

    Разделы: Математика

    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

    В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
    Одна из целей педагогической деятельности – создание единого образовательного и воспитательного пространства, приоритетом которого является личностная самореализация каждого ребенка.

    В процессе работы решаю задачи, направленные на:

    1) формирование у детей выраженной мотивации к обучению, устойчивого интереса к предмету;

    2) улучшение качества обучения и его развивающих функций;

    3) совершенствование методического обеспечения процесса преподавания математики в системе предпрофильной подготовки в школе;

    4) обеспечение более широких и разносторонних связей учебного материала с целью создания возможности на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету с ориентацией на требования будущего;

    5) формирование у детей логического мышления, сознательного пользования основными понятиями, правилами, законами логики, без которых математика невозможна; развитие геометрической интуиции, пространственного мышления.

    Для успешной реализации поставленных задач в своей образовательной практике соблюдаю следующие педагогические принципы:

    • принцип свободы выбора — в любом обучающем действии предоставлять ученику право выбора с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;
    • принцип открытости – не только давать задания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
    • принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;
    • принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Толстой.

    Более 20 лет работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых обучающимися на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

    При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (практические работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. На уроке не обойтись без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования ЗУН, но все же всегда, когда это уместно, я стараюсь применять проблемно – поисковые методы, которые, с моей точки зрения, как раз и служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Для поддержания интереса к предмету часто на различных этапах урока провожу дидактические игры. Большую роль на уроке я уделяю глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допускаю небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. И, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом стараюсь подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это — задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Придерживаюсь принципа: на каждый урок – интересную задачу.

    Для меня очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, конкурсы, викторины, КВН, уроки-сказки в 5-6 классах – «Путешествие в страну дроби» 5 класс; в 7-9 классах – урок-информация «Квадратные уравнения» 8 класс, урок «Брейн-ринг» по теме «Тригонометрические выражения и их преобразования» 9 класс.

    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

    В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

    • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
    • инициирует действия учащихся
    • консультирует и корректирует их действия
    • находит способы включения в работу каждого ученика
    • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

    В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

    Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
    Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

    В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

    Первый аспект — Мотивационно-целеполагающий.

    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такойподход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

    Второй аспект современного урока — Деятельностный аспект

    Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

    Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

    Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

    Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
    Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

    Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

    • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
    • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
    • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

    Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

    Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

    Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

    В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

    • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
    • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
    • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
    • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
    • На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
    • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

    Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал)

    Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

    Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

    Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность).

    Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

    На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

    Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

    Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

    Тема урока — это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

    С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

    Итак, использование учителем различных видов заголовков выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.

    Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как — интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

    • СУ направлен на формирование и развитие УУД,
    • на достижение личностных результатов;
    • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
    • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
    • Проектировать пути их реализации;
    • Контролировать и оценивать свои достижения.

    Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

    Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

    Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

    • создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.
    • использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
    • оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
    • поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

    Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из, предложенных в учебнике, задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО

    Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

    Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

    В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

    • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
    • инициирет действия учащихся
    • консультирует и корректирует их действия
    • находит способы включения в работу каждого ученика
    • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

    В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

    Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
    Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

    В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

    Первый аспект – Мотивационноцелеполагающий.

    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такойподход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

    Второй аспект современного урока — Деятельностный аспект

    Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

    Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

    Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

    Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

    Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

    Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

    • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
    • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
    • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

    Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

    Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

    Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

    В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

    • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
    • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
    • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
    • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
    • На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
    • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

    Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)

    Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

    Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

    Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

    Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

    На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

    Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

    Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так :Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

    Тема урока — это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

    В качестве примера рассмотрим несколько видов заголовков:

    2. Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.

    • «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIII веках?»
    • «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?»
    • «Нужны ли Ивану Грозному и Российскому государству завоевательные войны?»

    Заголовки такого типа предполагают рефлексию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.

    3. Заголовок, заимствованный из известных художественных и исторических текстов подходят для урока по анализу исторических документов, летописей.

    4. Заголовки, содержащие прием отстранения,освещения знакомого факта под новым углом зрения удобны для установления межпредметных связей и проведении интегрированных уроков.

    5. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации помогают ученикам задуматься о глубинных причинах событий, на уроках истории такие заголовки помогают увидеть возможность альтернативного развития страны. Они лаконично сочетаются с нетрадиционными формами урока.

    6. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

    Итак, использование учителем различных видов заголовков выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.

    Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как — интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

    • СУ направлен на формирование и развитие УУД,
    • на достижение личностных результатов;
    • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
    • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
    • Проектировать пути их реализации;
    • Контролировать и оценивать свои достижения.

    Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

    Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

    Читайте так же:  Клевета на нтв