Требования к организации питания детей школьного возраста

Рубрики Статьи

Питание детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах

Организацию питания детей в организованных коллективах регламентируют СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обуча-ющихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессио-нального образования» , СанПиН 2.4.3259- 15 «Санитарно- эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

На образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источни-ки и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные медико-биологические требования:

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетиче-ском питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пище-вой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

Реализация медико- биологических требований осуществляется через разработанные меню.

При разработке меню и организации питания следует руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллекти-вах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использо-вать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений разрабатываются на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания

В рацион питания детей следует ежедневно включать мясо, молоко, сливочное и расти-тельное масло, кисломолочные продукты, хлеб ржаной и пшеничный(с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца,сыр ,творог- один раз в 2-3 дня. Колбасные изделия – не обязательный продукт питания для детей.

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник

В примерном меню нужно учитывать рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи: завтрак 20-25% от суточной потребности в энергии, обед 30-35%, полдник-10%, ужин 20-25%.

Рацион питания школьника должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20-25 и 30-35% суточной потребности в энергии, соответственно, а по содержанию белков, жиров, уг-леводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в сумме (завтрак и обед) должен обеспечивать 55-60 % рекомендуемых суточных физиологических норм потребности и диффе-ренцирован в зависимости от возраста детей (для 7-11 лет и 11-18 лет);

Необходимо соблюдение режима питания: завтрак перед уходом в школу, второй зав-трак в школе ( в 10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения дома или в школе, полдник и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна)

Для детей дошкольного возраста по энергетической ценности и содержанию пищевых ве-ществ приемы пищи должны составлять: завтрак – 25% от суточной потребности; обед – 35-40%;полдник – 10-15%; ужин – 20%. легкий ужин (кисломолочный продукт, например, кефир) – 5% – не позднее, чем за 1 час до сна.

С учетом удовлетворения физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для всех возрастных групп и устранения алиментарного дисбаланса питания, вызванного неправильным питанием детей в домашних условиях меню корректирует среднесуточный рацион. В рекомендуемых среднесуточных наборах пищевых продуктов для организации питания детей 1-3 лет, 3-7 лет,7-11 лет и 11-18 лет уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий, соли. Продукты с высоким содержанием жира заменяются на продукты с пониженным содержанием (сметана 10-15% жирности, творог 5-9% жирности) Это в свою очередь направлено на снижения риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабе-та, кариеса, гипертонической болезни

Меню — основной источник информации о получаемом ребенком в детском саду или в школе питании для его родителей и основной канал связи по вопросам питания между семьей и образовательной организацией.

Наличие меню, вывешенного в максимально доступных для родителей местах (не только в обеденном зале) служит залогом преемственности питания ребенка в детском саду либо школе и дома.

Организация питания в школе

Начался учебный год, от того, насколько благоприятными будут условия для проведения учебных занятий, трудового обучения, физического воспитания, культурно-массовой и воспитательной работы, а также питания и отдыха в учреждениях образования, зависит не только успех образовательного процесса, но и здоровье тех, кто учится, и тех, кто учит. На одном из аспектов этой большой работы – организации питания в школе мы и хотим остановиться.

Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания – кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Организация питания в школе должна соответствоватьтребованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016г.

— Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 03.03.1999 г. № 52-ФЗ;

— Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ;

— Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;

— Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2000г. №184-ФЗ;

— Технические регламенты Таможенного союза на пищевые продукты;

— СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»

— СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

— СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

— СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

— МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»

Руководитель образовательного учреждения отвечает за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

Юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией питания обучающихся, обеспечивают следующее:

-наличие в каждой организации СанПиН 2.4.5.2409-08;

-выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия;

-должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них;

-организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования;

-наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих ихкачество и безопасность для здоровья школьников;

-прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

-наличие личных медицинских книжек у каждого работника;

Читайте так же:  Выбор налогообложения для ип заявление

-своевременное прохождение предварительного, при поступлении на работу, и периодических медицинских обследований всеми сотрудниками;

-организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовкиперсонала по программе гигиенического обучения не реже одного раза в два года;

-выполнение постановлений, предписаний федерального органаисполнительной власти, уполномоченного осуществлять надзор в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека, и его территориальных органов;

-ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания,и другие документы, в соответствие с СанПиН 2.4.5.2409-08);

-создание условий труда работников в соответствии с действующим законодательством РФ, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;

-организацию регулярной централизованной стрики и починки санитарной одежды;

-исправную работутехнологического, холодильного и другого оборудования предприятия;

-наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;

-проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

-наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

-организацию санитарно-просветительной работы с персоналом (проведение семинаров, бесед, лекций).

Кто контролирует качество и безопасность питания детей в школе? За чем должны следить медицинские работники?

Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий питание в образовательном учреждении.

Медицинские работники должны следить за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числеза качеством поступающих продуктов, правильностью их закладки. Продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документацией, удостоверяющей их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.

Для контроля за качеством поступающей продукции проводят её бракераж и делают запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой.

Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья медицинский работник ведет ведомость контроля за питанием. В конце каждой недели или один раз в 10 дней осуществляет подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания (в расчете на одного человека, в среднем за неделюили за 10 дней).

Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее?

Выдача готовой пищи осуществляется только послеснятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менеетрех человек:медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учрежденияпо органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.

Кто отбирает суточную пробу?

С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору про СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.

Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока?

Ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносят в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.

Какие исследования должны проводиться при организации питания в школе?

Для определения в продуктах пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов) и подтверждения безопасности приготовления блюд на соответствие их гигиеническим требованиям должны проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Их порядок и объем устанавливают юридические лица или индивидуальные предприниматели, обеспечивающие и (или) организующие питание, независимо от формы собственности и профиля производства, в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в соответствие с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В образовательном учреждении рекомендуется организовывать работу по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно зависимых болезней, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний. Формы такой работы могут быть разными-лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья.

Должно ли вывешиваться в обеденном зале меню и можно ли привлекать детей к уборке зала, а педагогов к раздаче (порционированию) блюд?

Меню, в котором указывают сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий, вывешивают в обеденном зале ежедневно. Что касается детей, присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой категорически запрещается. Привлекать учеников к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовых блюд, резке хлеба, мытью посуды и уборке помещения не разрешается.

В соответствие с СанПиН2.4.5.2409-08 нельзя привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

Подготовлено специалистами отдела гигиенического обучения и воспитания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов журнала Санэпидсобеседник №8 (144) 2014.

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

«Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях» (МосСанПиН 2.4.2.011-98)»

Утверждены
постановлением Главного
государственного санитарного
врача по г. Москве
от 27 ноября 1998 г. N 39

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Введены в действие с 6 декабря 1998 года

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила разработаны и утверждены на основании Закона РСФСР от 19.04.91 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с требованиями и на основании действующих нормативных документов.
1.2. Настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях (ОУ) города Москвы (в школах, гимназиях, лицеях, частных ОУ и т.п.), кроме учреждений с постоянным пребыванием детей (детских домов, школ-интернатов). К области применения настоящих Санитарных правил относятся транспортировка, приемка и хранение продукции, производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания, реализация и организация потребления готовой продукции промышленного производства, предназначенной для детей и подростков школьного возраста — учащихся образовательных учреждений.
1.3. Требования настоящих Санитарных правил относятся к пищеблокам детских и подростковых образовательных учреждений и к базовым предприятиям общественного питания, организующим питание детей и подростков школьного возраста в детских и подростковых учреждениях (далее — базовое предприятие школьного питания).
1.4. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
1.5. Нарушение Санитарных правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы г. Москвы, медицинским персоналом образовательных учреждений и предприятий общественного питания, осуществляющих производство продукции для детей и подростков.

II. Нормативные ссылки

В настоящих Санитарных правилах использованы ссылки на следующие документы:
— Закон РСФСР от 19.04.91 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 680;
— Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.94 N 625;
— СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое»;
— СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли»;
— СанПиН 42-123-4147-86 «Условия, сроки хранения особоскоропортящихся продуктов»;
— СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы»;
— СанПиН 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения в различных видах современных общеобразовательных учреждений»;
— СанПиН 3.1.084-96, 3.1.086-96, 3.1.087-96, 3.1.094-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» (разделы «Общие положения», «Сальмонеллез», «Кампилобактериоз», «Иерсиниоз»);
— СанПиН 2.1.4.559-96 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
— Санитарные правила N 3-97 от 22.08.97 «Временные санитарно-гигиенические требования к условиям и срокам транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов», утвержденные главным государственным санитарным врачом по г. Москве.

Читайте так же:  Страховка автобуса в уфе

III. Гигиенические требования
к рациону питания учащихся, продуктам, блюдам
и кулинарным изделиям, используемым в питании
детей и подростков, и к ассортименту
реализуемой продукции

3.1. Во всех образовательных учреждениях для детей и подростков обязательно (за исключением учреждений дополнительного образования) предусматривается организованное питание учащихся.
3.2. Для учащихся общеобразовательных учреждений следует предусмотреть организацию двухразового горячего питания с реализацией готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный расчет или по абонементам. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену — обеда и полдника.
3.3. Организация питания учащихся с использованием только готовых продуктов промышленного производства (продуктами «сухого пайка») возможна только в исключительных случаях (при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке или по эпидемиологическим показаниям).
3.4. При организации бесплатного (льготного) питания учащихся за счет бюджетных средств (или из иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают завтраки (обучающиеся во 2-ю смену — полдники). При этом с учетом размера выделяемых средств и компенсационных выплат на питание полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся I-IV классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.
3.5. При наличии в образовательном учреждении групп продленного дня учащиеся последних обязательно должны получать завтрак и обед, а при длительном пребывании в школе и полдник.
3.6. Для детей 6-летнего возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник).

Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах

Методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров, врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов здравоохранения. В документе представлены основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

2.4.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

Организация питания детей
дошкольного и школьного возраста
в организованных коллективах

Методические рекомендации
МР 2.4.5.0107-15

1. Разработаны ФГБНУ «НИИ питания»: академик РАН В.А. Тутельян, д.м.н., профессор И.Я. Конь, д.м.н., профессор А.К. Батурин, д.м.н. М.В. Гмошинская, к.м.н. А.И. Сафронова, к.м.в. З.Г. Ларионова, С.А. Дмитриева, М.А. Тоболева, И.В. Алешина.

2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 12 ноября 2015 г.

3. Введены впервые.

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации

_______________________ А.Ю. Попова

12 ноября 2015 г.

2.4.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

Организация питания детей
дошкольного и школьного возраста
в организованных коллективах

Методические рекомендации
МР 2.4.5.0107-15

I. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для врачей и медицинских сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров, врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов здравоохранения.

1.2. В настоящем документе представлены основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

2.1. Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни. В то же время, широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков, проведенные в последние годы специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и других медицинских учреждений страны, указывают на существенные недостатки в организации питания детей разного возраста.

2.2. Серьезной проблемой является избыточное потребление сахара и кондитерских изделий, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли на фоне сохраняющегося дефицита ряда микронутриентов и, в частности, витаминов С, В1, В2, β-каротина; железа, кальция (у 30 — 40 % детей); йода (у 70 — 80 % детей), а также ПНЖК, пищевых волокон.

2.3. У детей дошкольного и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена веществ (в первую очередь, ожирения), анемий: заболеваний желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. В среднем по всем половозрастным группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения составили 19,9 и 5,6 % соответственно.

2.4. Недостаточное использование рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей и фруктов ведет к сниженному потреблению ПНЖК, особенно семейства ω-3, низкому потреблению пищевых волокон, микронутриентов: витаминов (особенно С, В2 и β-каротина), кальция, железа, йода, цинка.

III. Принципы и рекомендации при организации здорового
питания детей в организованных коллективах

3.1. Общие принципы здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья, следующие:

а) адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

б) сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;

в) максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

г) оптимальный режим питания;

д) адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

е) учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

ж) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

3.2. В соответствии с этими принципами рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно — мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

3.3. Детям не рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).

3.4. Среднесуточный рацион питания должен удовлетворять физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп населения в Российской Федерации» МР 2.3.1.2432-08 ).

3.5. Большинство детей посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация питания в детских образовательных учреждениях регламентируется среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от длительности пребывания в образовательных учреждениях.

Во время пребывания в дошкольных организациях основную часть суточного рациона питания (не менее 70 %) ребенок получает именно в этих учреждениях.

3.6. Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях представлено в табл. 1.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи
в зависимости от времени пребывания детей
в дошкольных организациях (%)

Для детей с круглосуточным пребыванием

Для детей с дневным пребыванием 8 — 10 ч*

Для детей с дневным пребыванием 12 ч*

полдник (10 — 15 %)/или уплотненный полдник** (30 — 35 %)

2-й ужин (до 5 %) — дополнительный прием пищи перед сном — кисло-молочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием

* Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми во время пребывания в дошкольных организациях должно составлять не менее 70 % от суточной потребности;

** Вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30 — 35 %)

3.7. При организации питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях, следует иметь в виду следующие основные медико-биологические требования:

а) рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20 — 25 и 30 — 35 % суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55 — 60 % рекомендуемых суточных физиологических норм потребности;

Читайте так же:  Разрешены ли коллекторы

б) рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7 — 11 лет и 11 — 18 лет);

в) необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10 — 11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе), полдник и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

3.8. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ (завтрак, обед) в образовательных учреждениях детьми 7 — 18 лет должно составлять 55 — 60 % от суточной потребности (табл. 2).

Распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам
пищи детьми 7 — 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях

Доля суточной потребности в энергии, %*

* Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно составлять 55 — 60 % от суточной потребности

При увеличении умственных и физических нагрузок допускается увеличение калорийности рационов питания детей в соответствии с нагрузками (кадетские школы, школы олимпийского резерва и др.).

3.9. Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Соблюдение требований, содержащихся в указанных документах, обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста.

3.10. Продукты, используемые в питании детей в детских организованных коллективах, должны быть качественными, безопасными и соответствовать требованиям действующего законодательства. Питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение пищевых добавок, поваренной соли, специй и др.).

3.11. Питание детей в домашних условиях, согласно имеющимся данным мониторинга, отличается наличием выраженных дисбалансов, состоящих в избыточном потреблении животного жира, сахара (как добавленного, так и поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий), газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых добавок при одновременном недостаточном потреблении ряда критически важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов С, группы В, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка, пищевых волокон, ПНЖК ряда ω-3.

Принимая во внимание, что питание должно удовлетворять физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп («Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастных групп населения в Российской Федерации» МР 2.3.1.2432-08 ), требуется коррекция среднесуточного рациона в целях устранения алиментарных дисбалансов, вызванных неправильным питанием детей в домашних условиях.

3.12. С целью снижения риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета II типа, кариеса, гипертонической болезни в рекомендованных наборах (табл. 3 и 4) уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий, соли.

3.13. Продукты с высоким содержанием жира должны быть заменены на продукты с пониженным его содержанием. Так, рекомендовано использовать сметану 10 — 15 %-й жирности, а творог — 5 — 9 %-й жирности. Важным вопросом является формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, правильных пищевых (вкусовых) предпочтений, направленных на потребление продуктов, являющихся источниками многих важных макро- и микронутриентов (овощи, фрукты, рыба, зернобобовые), при ограничении потребления кондитерских изделий, газированных напитков.

3.14. В табл. 3 и 4 представлены рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей в организованных коллективах. При разработке этих наборов предусмотрено использование продуктов отечественного производства.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов
для организации питания детей 1 — 3 лет, 3 — 7
лет в организованных коллективах

Питание школьников

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков , школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Требования к организации питания детей школьного возраста

Фрагмент документа «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОССАНПИН 2.4.2.011-98».

Фрагмент документа «САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОССАНПИН 2.4.2.011-98».