Требования к контейнерам отходов

Рубрики Статьи

Установка мусорных контейнеров: правила и нормы

Одной из острых проблем в сфере ЖКХ является установка мусорных контейнеров. Проблемные вопросы часто возникают по поводу неправильной установки: слишком близкое или слишком дальнее расположение к жилым домам, ненадлежащее оборудование территории под площадку, а также другие нарушения правил и норм.

Нормы Санпин на установку мусорных контейнеров

Большое скопление бытовых отходов сопровождается зловонными запахами, привлекает большое количество различных насекомых, а также мышей и крыс. Правильное расположение мусорных баков в соответствии с нормативной документацией — единственное верное решение данной проблемы. СанПин 2.1.2.2645-10 является основополагающим документом. Согласно ему, производится правильная установка контейнеров вблизи жилых домов, а также указывается с какой периодичностью должен быть произведён вывоз мусора.

Действующий СанПин гласит, контейнеры для мусора, расположенные вблизи с жилыми строениями, должны освобождаться от мусора ежедневно.

Мусорные контейнеры по правилам необходимо располагать от жилых зданий, мест массового отдыха на расстоянии от 20 м и до 100 м (это требование относится и к частному сектору и к деревне, и к СНТ). На площадке должна быть обеспечена вместимость всех мусорных баков. Можно устанавливать до пяти контейнеров. Площадку лучше всего забетонировать, либо заасфальтировать. С трёх сторон должны обязательно находиться бордюрные ограждения до 1,5 м в высоту. Должна обеспечиваться хорошая освещённость мусорной площадки в тёмное время суток.

Какие мусорные контейнеры устанавливать?

Важный вопрос при выборе мусорных контейнеров — правильный объём. Подбор мусорного бака осуществляют в соответствии с необходимыми задачами, требованиями, временем заполнения. Самый популярный вид контейнеров, устанавливаемых на во дворах – 0.8 … 1.1 куб.м. Бак объёмом 8 куб. м. также подходит для повседневных бытовых нужд. Этот вид баков чаще встречается вблизи офисов, торговых центров.

20 куб. м. — вариант для небольшой стройки. Его основное предназначение — твёрдые бытовые отходы.

27 куб. м. — используются при масштабных демонтажных или строительных работах. Иногда встречаются рядом с крупными бизнес — центрами, супермаркетами.
Мусоровозу должен быть обеспечен подъезд к контейнерам. Это обеспечит удобный забор мусора из контейнеров. Ответственность за своевременный вывоз мусора, чистоту содержания мусорных площадок несёт та управляющая организация, которая занимается обслуживанием жилищного фонда в данном районе.

Если по каким-то причинам выполнение данных требований невозможно, то мусорные контейнеры устанавливаются с согласования с жителями домов, расположенных в непосредственной близости.

В некоторых крупных городах начали появляться особые мусорные контейнеры — подземные. Вместимость таких контейнеров составляет 5 куб. м. Глубина части бака, спрятанной под землей составляет 1,7 м., а надземной — менее 1 м. Крышки таких контейнеров снабжены специальными клапанам, препятствующими выходу запахов наружу. Предпочтения таким контейнерам отдаётся по нескольким причинам:

  • увеличенная вместительность;
  • удобство;
  • экологичность.

Что же касается садоводческих (дачных) объединений СНТ, то на их территориях и за их пределами запрещена организация свалок. Бытовые отходы необходимо утилизировать на садовых участках, а вот для не утилизируемых отходов должны быть установлены согласно СанПин на площадках мусорные контейнеры.

Как защитить контейнер от кражи?

Всё чаще стали появляться случаи краж мусорных контейнеров. Для того, чтобы это предотвратить, необходимо заранее позаботиться о специальных противоугонных системах. Хорошими вариантами станет:

  • Противоугонный замок, который устанавливается на контейнер. Опорожнение бака возможно только в случае открытия замка ключом, который находится у водителя мусоровоза.
  • Использование подземных контейнеров, о которых говорилось выше.
  • Наличие на контейнере фирменного знака (заводская метка, логотип компании), который наносится с помощью сварки. Сдать такой бак с клеймом в металлолом уже не получиться.
  • Наличие веб — камеры. Вариант интересный, но мало распространённый, поскольку требует лишних финансовых затрат.
  • Установка сигнализации.
  • Страхование мусорного бака.

4. Требования к обустройству мест временного накопления отходов

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

  • принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
  • необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).
Читайте так же:  Договор аренды квартиры минск

Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».

Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

Комментарий к статье 13 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. В большинстве случаев размещение отходов производства и потребления производится на территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем в значительной степени регулирование указанных аспектов деятельности относится к компетенции органов местного самоуправления. Нормы комментируемого Закона призваны урегулировать лишь основные направления деятельности органов местного самоуправления в области размещения отходов, которые конкретизируются актами соответствующих органов местного самоуправления, т.е. применительно к территории соответствующего муниципального образования. Пункт 1 настоящей статьи указывает на необходимость регулярной очистки территории муниципального образования от отходов, не устанавливая при этом понятия “периодичности”. Одновременно закон формирует отсылочное положение, в соответствии с которым периодичность очистки определяется экологическими, санитарными и иными требованиями.

Сбор отходов от жилых и административных строений, объектов социальной сферы производится в урны, контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках, и специальный автотранспорт, работающий по установленному графику. Контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, быть освещены, ограничены ограждениями или зелеными насаждениями, иметь удобные пути для подъезда машин и подхода жителей. Количество устанавливаемых контейнеров определяется расчетами накопления отходов. Периодичность удаления ТБО определяется в зависимости от сезона, погодных условий и эпидемиологической обстановки. При хранении отходов в контейнерах, открытых площадках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года (при -5°C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время года (при выше -5°C) – не более одних суток (ежедневный вывоз). Сбор отходов на территории комплексов объектов мелкорозничной торговли (мини-рынков, торговых комплексов площадью более 50 кв. м) производится в контейнеры. Территории рынков очищаются их владельцами до начала и по окончании торговли; в теплое время года – с обязательной предварительной их поливкой. Текущая уборка рынка проводится непрерывно, в течение всего торгового дня. Один раз в неделю проводится санитарный день с тщательной уборкой и дезинфекцией павильонов, оборудования всей территории рынка. Для сбора мусора на территории рынков их владельцами устанавливаются мусоросборники и урны, которые ежедневно по окончании торговли очищаются и хлорируются. Вывоз и утилизация отходов с территории комплексов объектов мелкорозничной торговли должны осуществляться ежедневно по договорам между владельцами объектов мелкорозничной торговли и специализированными организациями.

Читайте так же:  Осаго росно страховая компания нижний новгород

Вывоз и утилизация отходов с территории некоммерческих организаций осуществляется по договорам соответствующей некоммерческой организации со специализированными организациями. Вывоз отходов с территории некоммерческих организаций осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в месяц. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов лежит на руководителе некоммерческой организации.

Сбор отходов, образующихся при проведении работ по строительству, ремонту и реконструкции объектов, осуществляется в контейнеры, специальные емкости или места, определяемые проектом до накопления транспортных партий. Из образующихся отходов выделяются бытовые отходы для вывоза на полигон ТБО и строительные отходы. При проведении работ на объектах ремонта и реконструкции без отведения строительной площадки или при отсутствии специально обустроенных мест складирования отходы допускается хранить в специальных емкостях на улице, около объекта ремонта и реконструкции; при этом не допускается ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей и захламление газонов. Не допускается хранить отходы до их вывоза более трех суток. Малоопасные строительные отходы (бой кирпичных и бетонных изделий) допускается использовать при отсыпке дорог, карьеров и других объектов.

Сбор бытовых отходов на территории предприятия производится в:

– контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках;

– специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.

Все юридические лица – собственники предприятий, а также владеющие или управляющие имуществом предприятия по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны:

– обеспечивать чистоту на площадках по сбору отходов и прилегающей к ней территории, своевременно очищать их от снега;

– обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров;

– в весенне-летний период проводить специальную обработку и дезинфекцию контейнеров;

– контролировать соблюдение графика вывоза мусора.

В целях обеспечения чистоты территории муниципального образования запрещается:

– складирование в контейнерах и иных местах сбора и размещения ТБО химически и эпидемиологически опасных отходов, материалов, веществ, отработанных горюче-смазочных материалов, автошин, аккумуляторов, металлолома, биологических отходов;

– засор проезжей части улиц, тротуаров, дворов, набережных, скверов, парков, городских лесов, пляжей и других мест общего пользования; устройство несанкционированных свалок;

– оставление на улицах и во дворах не вывезенного собранного мусора, нечистот, снега, сколов льда, строительных и бытовых отходов;

– сброс бытовых и промышленных отходов, грязи, хозяйственно-бытовых стоков, сколов льда и загрязненного снега в смотровых и дождевых колодцах, водоотводных канавах, водоемах, водоохранных зонах, на газонах, под деревьями и кустарниками, на проезжей части дорог, тротуары, в городских лесах и других, не отведенных для этого местах;

– слив нечистот на улицах, дворовых территориях;

– переполнение мусорных контейнеров и урн;

– сжигание мусора, опавших листьев, автопокрышек и других ТБО (в том числе в контейнерах для сбора ТБО);

– использование сборников, предназначенных для пищевых отходов, для сбора иных видов отходов;

– перевозка мусора, летучих и распыляющих веществ (отходов), строительных материалов способом, приводящим к загрязнению окружающей среды.

Органы местного самоуправления могут в рамках своих нормативных актов предусмотреть и иные правила очистки территории. Определяющим в данном случае выступает критерий периодичности, который конкретизируется применительно к отдельным видам субъектов.

2. Анализ действующих актов органов местного самоуправления свидетельствует о том, что в большинстве своем очистка территории муниципального образования вменяется в обязанности хозяйствующих субъектов. Органы местного самоуправления в данном случае наделены лишь контрольно-надзорными полномочиями. В структуре большинства местных администраций образуются экологические отделы, в ведении которых находится и контроль за деятельностью, связанной с обращением с отходами. Должностные лица указанных подразделений вправе осуществлять проверки деятельности подведомственных им хозяйствующих субъектов, причем такие проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Следует также отметить, что анализ деятельности структурных подразделений администраций отдельных муниципальных образований свидетельствует о том, что основным результатом проведения проверок являются факты привлечения к ответственности, в первую очередь административной.

Пример: основанием для судебного разбирательства стал факт выявления административным органом, образования отходов в результате деятельности, осуществляемой предпринимателем. При этом отсутствовали документы (договор, талоны на вывоз ТБО, ЖБО (жидких бытовых отходов)), подтверждающие передачу отходов на объекты их размещения, что является нарушением п. 1.8, 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест”. Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. В п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что при осуществлении удаления отходов методом “самовывоза” должна применяться талонная система. Доказательства того, что договор и талоны на вывоз ТБО и ЖБО имелись у предпринимателя на момент проверки, материалы дела не содержат. Суд пришел к выводу, что в действиях предпринимателя содержится событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку им не выполнена обязанность, возложенная на него требованиями вышеуказанных норм (подробнее см. Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2012 г. N Ф09-9073/11 по делу N А71-5452/2011).

3. Еще одним направлением нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами выступает разработка и утверждение порядка сбора отходов на территории соответствующего муниципального образования. Применительно к данному нормативному акту Закон устанавливает два принципиальных требования. Он должен отражать разделение отходов на виды и соответствовать экологическим, санитарным и иным установленным требованиям.

Сбор бытовых отходов производится в емкости, предназначенные для временного хранения отходов малой емкости (урны, баки), контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках. Сбор жидких отходов производится в оборудованные выгребы для жидких отходов в неканализованных зданиях. Вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в неблагоустроенном жилищном фонде, осуществляется специализированной организацией специализированным автотранспортом, оборудованным необходимым инвентарем и защитными средствами.

Сбор отходов производится в контейнеры, размеры и конструкция которых должны быть согласованы производителем (собственником) отходов со специализированными организациями, выполняющими работы по транспортировке отходов. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках.

В большинстве своем действующие акты органов местного самоуправления, устанавливающие порядок сбора отходов, предусматривают общие требования к отдельным видам отходов, обусловленные предписаниями соответствующих санитарных норм и правил. Например, Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утвержденный решением Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края от 27 апреля 2011 г. N 157, отражает общие положения, ограничиваясь лишь двумя основными видами отходов: твердые и жидкие, что в большей степени предоставляет свободу действий хозяйствующих субъектов, а соответственно, дает им возможность не соблюдать ряд установленных требований, поскольку местными нормативными актами такие требования не отражены. В данном случае следует также учитывать специфику муниципального образования. Если речь идет о сельском поселении, то производственная деятельность на его территории минимальна, в большинстве случаев она ограничивается отдельными видами сельскохозяйственной направленности, вследствие чего изменяются и виды образуемых отходов. В сельской местности практически отсутствуют отходы производства. В большинстве своем они замещаются отходами потребления. Указанные обстоятельства также должны учитываться органами местного самоуправления при реализации предоставленного им права нормотворчества.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПРАВИЛА СБОРА, ХРАНЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВ ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.1.7.728-99» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.99 N 2)
  • Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, М., 1999
  • «Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора», N 3, сентябрь, 2009

7. Общие требования к инвентарю для организации системы сбора и удаления отходов и местам установки (меж)корпусных контейнеров

7.1. Одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В, должны обеспечивать герметизацию и возможность безопасного сбора в них до 15 кг отходов. Пакеты для сбора отходов класса Б должны иметь желтую окраску, класса В — красную, класса А — белую.

Читайте так же:  Таможенная пошлина на ввоз товара из китая

7.2. Конструкция одноразовых баков для сбора отходов классов Б и В должна обеспечивать их герметизацию в процессе сбора и невозможность их вскрытия при транспортировке отходов вне пределов медицинского отделения (лаборатории).

7.3. Конструкция тележек (стоек) для транспортирования одноразовых пакетов должна обеспечивать возможность их закрепления и быть удобной в эксплуатации.

7.4. Конструкция многоразовых баков для сбора отходов класса А и установки одноразовых пакетов должна предусматривать крышку, а также колеса и ручки для удобного транспортирования.

7.5. Сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов разных классов должны обладать легко различимыми отличиями. Контейнеры для сбора отходов одного класса должны быть полностью идентичны.

7.6. Используемые (меж)корпусные контейнеры должны обладать герметичными плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров должна быть полностью герметична и влагонепроницаема, не допускать возможность контакта посторонних лиц с их содержимым, недоступна животным.

7.7. Контейнеры для сбора отходов классов А, Б, Г располагаются на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса. К помещениям корпуса, в которых располагаются контейнеры с отходами, предъявляются специальные требования (Приложение 1).

7.8. Контейнеры для сбора отходов класса В располагаются только в изолированном помещении медицинского корпуса. К помещениям корпуса, в которых располагаются контейнеры с отходами класса В, предъявляются специальные требования (Приложение 1).

Хранение контейнеров с отходами класса В совместно с контейнерами отходов классов А, Б, Г недопустимо.

7.9. Открытая площадка для установки контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно — разгрузочных работ. Открытые площадки для установки контейнеров располагаются не менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и не менее 100 метрах от пищеблоков.

7.10. Допускается расположение контейнеров для сбора отходов различных классов на одной открытой площадке. На открытой площадке допускается расположение не более 5 контейнеров.

Правила организации контейнерной площадки

Контейнерная площадка для мусора появляется во все большем числе домов, как экологичное и рациональное решение взамен устаревшего мусоропровода или вместе с ним. Еще пару десятков лет назад в нашей стране повсеместно в многоквартирных домах использовалась система мусоропровода. Но сейчас можно наблюдать, что жильцы начинают отказываться от такого способа сбора мусора.

В новых многоквартирных домах мусоропровод есть, но он не функционирует. Благодаря постепенной ликвидации мусоропровода, все большую популярность набирают всем знакомые площадки, оборудованные контейнерами или бункер-накопителями для сбора ТБО. Площадка для мусорных контейнеров позволяет не просто выбрасывать отходы, а сортировать их и вывозить по мере накопления.

Организация мест сбора

Места сбора ТБО должны соответствовать ряду требований. При проектировании площадок следует учитывать все нюансы:

  • удобство местоположения для пользователей и обслуживающей компании
  • изоляция
  • частота обслуживания
  • практичность

Требования к содержанию таких мест отражаются в СанПиН 42-128-4690-88. В этом документе отражаются требования не только для территории жилых домов, но и для населенных мест и обособленных территорий. Площадка может быть оборудована поблизости от жилых домов, промышленных организаций, строительных объектов и предприятий торговли.

Сейчас на рынке можно найти продажу мусорных площадок «под ключ», нестандартных размеров, различных цветов. Таким образом, широкое разнообразие предложений может удовлетворить любые потребности и обеспечить исполнение всех требований, предъявляемых к организации мест сбора мусора.

Территория жилых домов

  • Около жилых домов должно быть выделено место для площадки ТБО, оно должно быть доступно для специализированного транспорта и находится на расстоянии 20-100 метров от застроек и мест отдыха.
  • Для расчета количества мусоросборников необходимо учитывать количество населения, нормы накопления и сроки хранения. Контейнерные площадки для мусора могут содержать не более 5 контейнеров и не более 1 бункер-накопителя.
  • Выбрасывать можно только твердый бытовой отход, не допускается использовать контейнерные площадки для складирования строительного или производственного мусора.
  • Место для сбора должно быть открытым для пешеходов и автомобилистов.
  • Должно иметь водонепроницаемую крышу.
  • С водонепроницаемым бетонным или асфальтовым покрытием.
  • Должно иметь ограждение мусорных контейнеров, желательно обустройство зелеными насаждениями. Ограждает контейнер ТБО забор с высотой минимум 1 метр.
  • При температуре ниже 0 °C срок хранения не должен превышать 3 суток. При температуре выше 0 °C – не более суток. То есть летом вывоз мусора должен в обязательном порядке производиться ежедневно.
  • Летом должна проводиться дезинфекция металлических мусоросборников.
  • Компания, в ведении которой находится площадка, проводит своевременную дератизацию. К сожалению, эта проблема до сих пор актуальна во многих городах.
  • Управляющая компания и жители дома обязаны обеспечить удобный подъезд спецтранспорта непосредственно к площадке.

После сбора ТБО подлежат транспортировке на свалки, заводы для последующей ликвидации. К организации свалок также применяются специальные требования. Особые правила действуют и для перевозки ТБО в черте города.

Требования, предъявляемые к площадкам и контейнерам на территории садоводческих объединений отражены в СНиП 30- 02- 97 «Площадки для мусорных контейнеров». Так как правила довольно объемные, многие участники садоводческих и дачных кооперативов предпочитают просто заключить договор с компанией, которая будет заниматься установкой и вывозом мусора.

Организация площадки в садоводческих и дачных хозяйствах не обязательна, но она поможет жителям кооператива сохранить чистоту.

Емкости для сбора ТБО

Сбор отработок может производиться в:

В местах выброса ТБО используются контейнеры и бункеры-накопители. Для сбора ТБО на территории жилых домов применяются емкости, их размеры варьируют 0,5 — 1,1 м³ в зависимости от потребностей.

К ним применяются особенные требования:

  • Строение. Так как контейнер подлежит захвату погрузчика, его стенки и верхний край должны быть усилены.
  • Должен быть герметичным.
  • Может иметь крышку и колесики.

Бункеры-накопители используют для сбора и транспортировки ТБО и крупногабаритных отходов. Они имеют большую вместимость и грузоподъемность. Бункер фиксируется на мусоровозе с помощью специальных креплений, установленных на нем. Далее бункер – накопитель может отправится на свалку.

Стандартный объем бункера – 8 м³. Изготавливается из высокопрочной стали. Для увеличения грузоподъемности применяют металлические листы большей толщины.

Существует несколько разновидностей:

  • обычный
  • с крышкой
  • с откидным бортом

Эти отличия не являются принципиальными, а служат скорее для удобства. Выбирают в зависимости от вида спецтранспорта, который будет заниматься вывозом. Так, есть машины, которым удобнее работать с обычными бункерами, некоторые предназначены для работы с бункерами с откидным бортом. Бункер с крышкой заметно гигиеничнее и позволяет сохранить чистым пространство вокруг площадки.

Также применяются различные цвета, в которые окрашиваются емкости. Особых правил относительно разнообразности цветов не предусмотрено, так как ТБО не относится к опасным отходам.

На сегодняшний день рынок насыщен различными предложениями по продаже контейнеров и бункеров-накопителей. Они являются общедоступными и настолько разнообразными, что не сложно найти емкость, удовлетворяющую всем выставленным требованиям.