Требования к договору аренды лесного участка

Рубрики Статьи

4.3. Договор аренды лесного участка

Вместо ранее действовавшего договорно-разрешительного порядка использования лесов на основе договора и лесорубочного билета, ордера или лесного билета для снятия административных барьеров в ЛК РФ предусмотрен договорный порядок использования лесов путем заключения договора аренды.

Большинство видов использования лесов осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поэтому значение договора аренды лесного участка резко возрастает.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым ЛК РФ устанавливает приоритет норм ЛК РФ в регулировании арендных отношений.

Правовое регулирование данного договора также осуществляется приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

В качестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74).

Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

  • а) использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
  • б) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  • в) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • г) использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
  • д) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • е) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛКРФ.

Существенной особенностью рассматриваемого договора является его целевой характер. Виды использования лесов обязательно указываются в заключенном договоре.

Арендодателем выступает соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления. Ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами, ЛК РФ не устанавливает.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 ЛК РФ.

Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе площади, его местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора.

Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (ч. 2 ст. 610), договор аренды лесного участка заключается на определенный срок, который определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ч. 4 ст. 72 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный срок заключения договора аренды по использованию лесов в предпринимательских целях — по общему правилу от 10 до 49 лет. Однако ЛК РФ установил исключения из данного правила в ч. 3 ст. 72. Договор аренды лесного участка заключается от одного года до 49 лет при строительстве и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, при предоставлении лесных участков для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Данный договор заключается на срок до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ.

Гражданский кодекс РФ допускает признание договора аренды заключенным при отсутствии в нем условия о сроке (п. 2 ст. 610) и арендной платы (п. 1 ст. 614), поэтому по существу единственным существенным условием договора аренды является его предмет. Однако круг существенных условий договора аренды лесного участка существенно шире, хотя они в отличие от ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г. предусмотрены не ЛК РФ, а Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка. К ним отнесены 1) подробные сведения о лесном участке; 2) срок договора; 3) виды использования лесов; 4) размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; 5) объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

В отличие от других видов арендованного имущества, арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Статья 73 ЛК РФ предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке. При использовании же лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Ставки платы, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310.

Важным является вопрос о возможности передачи арендованных лесных участков в субаренду. Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК

РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ, в соответствии с которыми передача арендованного имущества в субаренду допускается только с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой — их реализация может способствовать «. массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства».

Передача лесного участка в субаренду существенно затрагивает интересы арендодателя, может ухудшить условия использования лесных участков, поэтому с целью обеспечения интересов арендодателя в законодательном порядке необходимо предусмотреть правила о том, что при передаче лесного участка в субаренду запрещается изменять предусмотренный в договоре аренды вид использования лесов и объемы изъятия лесных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим ЛК РФ круг обязанностей арендаторов лесных участков увеличился. Арендаторы обязаны в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. 88, 89 ЛК РФ), ежегодно представлять в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).

Действующий ЛК РФ возлагает обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др., создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) на арендатора (ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ).

Арендаторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, осуществляют также лесовосстановительные мероприятия. Лесной кодекс РФ данные обязанности и бремя затрат возлагает на арендаторов, осуществляющих один из основных видов предпринимательской деятельности по использованию лесов — заготовку древесины. Арендаторы, осуществляющие другие виды деятельности, такой обязанности не несут.

Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.

Таким образом, рассмотренные условия договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свидетельствуют о существенных особенностях данного договора, сочетающего в себе частноправовые и публично-правовые элементы, что позволяет рассматривать его в качестве отдельного вида договора аренды.

Возросшее значение этого договора обусловливает необходимость сформулировать определение данного договора в ЛК РФ, в котором отразить его специальные признаки: «По договору аренды лесного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору лесной участок за плату во временное владение и пользование для осуществления одного или нескольких видов использования лесов, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать лесной участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенными видами использования лесов и соблюдать установленные законодательством требования». Существенные условия договора аренды лесного участка следует предусмотреть в ЛК РФ, а не в подзаконном нормативном акте.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 октября 2015 г. № 445 “Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599, 3616; 2009, № 30, ст. 3735; 2011, № 1, ст. 54; 2014, № 26, ст. 3377, № 30, ст. 4251; 2015, № 27, ст. 3997) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2015 г.
Регистрационный № 40188

Приложение
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии РФ
от 28 октября 2015 г. № 445

Порядок
подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

I. Общие положения

1. Предоставление в аренду лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее — лесной участок) осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации*(1) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251, № 30, ст. 3597, № 30, ст. 3599, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6732, № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4322, № 51, ст. 6680; 2013, № 52, ст. 6961, № 52, ст. 6971, № 52, ст. 6980; 2014, № 11, ст. 1092, № 26, ст. 3377, № 26, ст. 3386, № 30, ст. 4251; 2015, № 27, ст. 3997, № 29, ст. 4350, № 29, ст. 4359).

К договору аренды лесного участка (далее — договор аренды) применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации и земельным законодательством Российской Федерации, если иное не установлено лесным законодательством Российской Федерации.

2. Для выполнения изыскательских работ лесной участок предоставляется в аренду в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и земельным законодательством Российской Федерации в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1125; 2012, № 38, ст. 5106).

Читайте так же:  Образец заявления о рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа

3. Договор аренды заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации*(2).

4. Подготовка проекта договора аренды осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) до принятия решения о предоставлении в аренду лесного участка или принятия решения о проведении торгов по продаже права на заключение такого договора.

5. При подготовке проекта договора аренды уполномоченный орган определяет размер арендной платы в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

6. Договор аренды заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором, в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. № 1003 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 39, ст. 5415).

7. После подписания сторонами договор аренды подлежит государственной регистрации в случае, если он заключается на срок не менее 1 года.

Договор аренды, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом*(3).

8. В случае заключения договора аренды на срок менее 1 года срок действия такого договора устанавливается с момента его подписания.

II. Подготовка и заключение договора аренды лесного участка по результатам проведения аукциона

9. Договоры аренды заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы).

10. При заключении договора аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка арендная плата устанавливается с учетом увеличения начального размера арендной платы, сложившегося по результатам проведения аукциона.

11. Договор аренды подписывается сторонами в срок, установленный частью 6 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

III. Подготовка и заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации

12. В случае, если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3597, № 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, № 19, ст. 2283, № 29, ст. 3582, № 52, ст. 6410, № 52, ст. 6419; 2011, № 1, ст. 47, № 23, ст. 3269, № 27, ст. 3880, № 30, ст. 4563, № 30, ст. 4594, № 30, ст. 4605, № 49, ст. 7024, № 49, ст. 7061, № 50, ст. 7365; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1651, № 23, ст. 2866, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4083; 2014, № 26, ст. 3377, № 30, ст. 4211, № 30, ст. 4218, № 43, ст. 5799, № 43, ст. 5802, № 45, ст. 6145, № 52, ст. 7558; 2015, № 1, ст. 39, № 1, ст. 52, № 9, ст. 1193, № 14, ст. 2019, № 27, ст. 3975, № 27, ст. 3997, № 29, ст. 4339, № 29, ст. 4359, № 29, ст. 4370, № 29, ст. 4385), осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 27, ст. 3997).

13. Для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо (далее — заявитель) подает заявление в уполномоченный орган лично или через законного представителя при посещении уполномоченного органа, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

14. В заявлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;

б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;

в) обоснование цели, вида(видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду;

г) кадастровый номер лесного участка*(4);

д) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовался или его границы уточнялись на основании данного решения (при наличии);

е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

15. К заявлению прилагаются следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);

документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (при необходимости).

Уполномоченный орган получает путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц — в отношении юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — в отношении индивидуального предпринимателя;

сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов);

сведения о наличии лицензии на пользование недрами (при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых);

сведения о документах, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов (при предоставлении лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов);

документы, удостоверяющие право собственности на здания, сооружения, помещения в них, расположенные на лесном участке, или документы, подтверждающие право хозяйственного ведения или оперативного управления такими объектами (при предоставлении лесных участков в соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).

16. Заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, перечисленные в пункте 15 настоящего Порядка.

17. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в аренду лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса Российской Федерации);

б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

в) предоставление заявителем недостоверных сведений;

г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка);

е) площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации лесного участка, в соответствии с которой такой участок образован, более чем на десять процентов*(5).

При вынесении решения об отказе в предоставлении лесного участка представленные документы возвращаются заявителю в течение 2 рабочих дней. В решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Заявитель вправе повторно направить заявление и прилагаемые документы в уполномоченный орган после устранения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

18. В случае принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней письменно уведомляет заявителя о принятом решении.

19. Решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать следующие сведения:

о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя);

о местоположении и площади лесного участка;

кадастровый номер лесного участка*(6);

о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;

о сроке подготовки и заключения договора аренды.

20. Подготовка договора аренды осуществляется уполномоченным органом в течение 3 дней с даты принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду.

21. Договор аренды подписывается сторонами в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду.

IV. Подготовка и заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации

22. Арендаторы лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случаях, установленных в части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации*(7).

23. Для подготовки и заключения нового договора аренды граждане или юридические лица, являющиеся арендаторами лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды, по истечении сроков действия этих договоров и заинтересованные в заключении новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов подают заявление в уполномоченный орган о заключении нового договора аренды такого лесного участка не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды, лично или через законного представителя при посещении уполномоченного органа, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

24. В заявлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, реквизиты банковского счета — для юридического лица, фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, реквизиты банковского счета;

б) номер и дата подписания ранее заключенного договора аренды (в том числе дата государственной регистрации договора аренды), срок его действия, вид(виды) использования лесов, кадастровый номер лесного участка и (или) номер учетной записи в государственном лесном реестре;

в) планируемый срок действия нового договора аренды;

г) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

25. Уполномоченный орган получает путем межведомственного информационного взаимодействия документы, предусмотренные пунктом 15 настоящего Порядка.

26. Заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, предусмотренные пунктом 15 настоящего Порядка.

27. В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления, предусмотренного пунктом 23 настоящего Порядка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды. По результатам указанных рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из следующих условий*(8):

а) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;

Читайте так же:  Страхование осаго без допов

б) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;

г) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;

д) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;

е) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;

ж) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать указания на все основания отказа.

28. В течение 2 рабочих дней указанное в пункте 27 настоящего Порядка решение направляется гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка и подавшим заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов*(9).

29. Гражданам или юридическим лицам после получения решения о заключении нового договора аренды необходимо обратиться в уполномоченный орган для подписания договора аренды.

30. Решение о заключении нового договора аренды должно содержать сведения, предусмотренные в пункте 19 настоящего Порядка.

31. Подготовка нового договора аренды осуществляется уполномоченным органом в течение 3 дней с даты принятия решения о заключении такого договора.

32. Новый договор аренды подписывается сторонами в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о его заключении.

33. Уполномоченный орган не вправе отказать гражданину или юридическому лицу, являющимися арендаторами лесного участка, в заключении нового договора аренды этого лесного участка без проведения торгов в предусмотренном частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации случае и при наличии совокупности условий, предусмотренных в пункте 27 настоящего Порядка*(10).

*(1) Часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(2) Часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(3) Пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2015, № 10, ст. 1412).

*(4) За исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 31, ст. 4014; 2009, № 52, ст. 6441; 2011, № 51, ст. 7448; 2015, № 1, ст. 12, № 27, ст. 3997).

*(5) Пункт 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 27, ст. 3997).

*(6) За исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 31, ст. 4014; 2009, № 52, ст. 6441; 2011, № 51, ст. 7448; 2015, № 1, ст. 12, № 27, ст. 3997).

*(7) Часть 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(8) Часть 6 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(9) Часть 7 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(10) Часть 8 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

Установлено, как готовится и заключается договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Он подписывается по результатам открытого аукциона. В некоторых случаях торги по продаже права на заключение договора не проводятся (напр., речь идет о реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов).

Проект договора готовится государственными/местными органами до принятия решения о предоставлении в аренду лесного участка или о проведении торгов по продаже права на заключение договора. На этом же этапе определяется размер арендной платы.

Договор составляется в письменном виде в 1 экземпляре по типовой форме, утвержденной Правительством РФ.

Если договор заключается на срок не менее 1 года, то он подлежит государственной регистрации.

Для заключения договора без проведения торгов заинтересованное лицо подает заявление в уполномоченный орган лично или через законного представителя при посещении ведомства, через многофункциональный центр, Единый портал госуслуг или иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные необходимые документы. Приведен перечень последних. Решение о предоставлении лесного участка в аренду либо об отказе в этом принимается в течение 30 календарных дней с даты обращения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к договору аренды лесного участка

Договор аренды, как любой другой договор, включает в себя ряд существенных условий.

Основным существенным условием договора аренды лесного участка является цель использования этого участка арендатором.

Договор аренды может быть заключен для любого лесопользования, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ — для заготовки древесины, рекреационной деятельности и другого не противоречащего целевому назначению земли, на которой находится лесной участок. Арендодателем лесного участка является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ (пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ).

Лесной участок может быть передан органом государственной власти субъекта РФ в аренду только в случае, если он прошел кадастровый учет (часть 2 статьи 72, статья 92 ЛК РФ), что означает необходимость его предварительного проектирования и государственной регистрации. Если лесной участок предоставляется в аренду на аукционе, победитель которого предполагается заранее неизвестным, все работы по проектированию и кадастровому учету лесного участка должны проводиться за счет бюджетных средств.

Срок договора аренды лесного участка — такое же его существенное условие, без которого он не может заключаться, как и условие об арендной плате. Иные существенные условия договора ЛК РФ не называет. Они должны быть отражены в его примерной форме, которая утверждена Правительством РФ [1] на основании части 5 статьи 74 ЛК, без которой договоры, очевидно, заключаться не будут.

Срок договора аренды лесного участка зависит от цели лесопользования. Максимальный срок аренды для всех целей лесопользования — 49 лет.

Минимальный срок аренды лесного участка зависит от цели лесопользования. Если лесной участок предполагается использовать для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК), строительства и эксплуатации искусственных водных объектов или гидротехнических сооружений (статья 44 ЛК) или для линейных объектов (статья 45 ЛК), то минимальный срок аренды не может быть меньше 1 года. Для всех остальных целей лесопользования он не может быть меньше 10 лет.

Указанные сроки аренды лесных участков не имеют ни социального, ни экологического, ни даже экономического обоснования. Разве линейные объекты (дороги, трубопроводы, линии электропередачи и т.д.) или водохранилища предполагается эксплуатировать всего 1 год? Ведь этого срока не хватит даже на их строительство.

Почему договор аренды лесного участка для заготовки древесины не может быть заключен на срок меньше 10 лет? Ведь за 10 лет могут быть вырублены, в том числе с нарушениями законодательства и договоров, огромные площади лесов. Исходя из части 2 статьи 74 ЛК, договор аренды лесного участка, заключенный по результатам лесного аукциона для заготовки древесины, не может быть расторгнут даже по соглашению обеих сторон. Формально за невыполнение установленных правил договор аренды лесного участка может быть досрочно расторгнут в судебном порядке, но это предполагает длящиеся годами сроки рассмотрения дел, обжалования и пересмотра судебных решений и т.д. За это время лесу может быть нанесен непоправимый вред.

Срок аренды в 49 лет не обосновывался в пояснительных записках к законопроектам. Почему именно 49 лет, а не, например, 50 лет? Такой срок аренды леса охватывает период активной трудовой деятельности еще не родившегося поколения граждан России и означает его утверждение без их согласия теми, кто разрабатывал, принимал новый ЛК и подписывал договоры аренды лесных участков, но до окончания срока их действия (через 49 лет) не доживет.

Практика показывает, что столь продолжительные сроки договоров аренды либо не могут действовать вследствие последующего изменения законодательства, что вынуждает заключать новый договор либо изменять прежний, либо — если законодательство за 49 не изменится (что крайне маловероятно) — продолжительный срок аренды с преимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора аренды на новый 49-летний срок (часть 5 статьи 72 ЛК) фактически является передачей леса в собственность арендатора и способствует монополизации лесопользования. Например, статья 31 ЛК-97 в первоначальной редакции также предусматривала максимальный срок аренды участка лесного фонда до 49 лет, а затем — после изменения ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ — повысила его до 99 лет. Однако принятие нового ЛК РФ и Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ» вынуждает прекратить действие ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда (ст. ст. 4 и 5 Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ»).

Общее у всех этих сроков аренды одно — создание «предпринимателям» условий для обогащения за счет русских лесов, безответственное и пренебрежительное отношение к природе и условиям жизни подавляющего большинства коренных жителей России. При таком лесном законодательстве, договорах аренды, их исполнении и нарушении граждане России, родившиеся после принятия нового ЛК, к своему совершеннолетию могут остаться без лесов [2] .

Минимальный срок аренды лесного участка во всех случаях не может быть меньше года, что означает обязанность его государственной регистрации в ЕГРП (пункт 2 статьи 26 ЗК) в соответствии с ФЗ о регистрации [3] .

Без деревьев леса не бывает. Поэтому сроку использования леса для заготовки древесины должно быть уделено повышенное внимание.

Учитывая, что ни естественное свойство лесов к самовоспроизведению, ни искусственное воспроизводство лесов (посадка деревьев и т.п.), в том числе на вырубках, не способны восстановить лес в том же состоянии быстрее, чем за несколько десятков лет, представляется необходимым ограничить срок аренды лесного участка для заготовки древесины десятью годами. Это достаточный срок для освоения леса в целях промышленной заготовки древесины, согласующийся с максимальным сроком действия лесохозяйственного регламента (часть 4 статьи 87 ЛК), который в то же время должен заставить заготовителя древесины одновременно восстанавливать и охранять леса под угрозой непродления договора аренды лесного участка на новый срок.

Для всех видов лесопользования срок договора аренды участка лесного фонда не должен превышать 25 лет, то есть период активной трудовой деятельности одного поколения, представители которого и заключают такой договор. Независимо от срока договора аренды арендатор имеет преимущественное перед всеми иными лицами право его заключения на новый срок [4] .

Преимущественное право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК) имеет лишь арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, то есть в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Однако это право не означает обязанность заключения нового договора на прежних условиях.

При заключении такого договора на новый срок сторона не связана условиями ранее действовавшего договора. Сохранение в новом договоре всех или некоторых прежних условий не означает его продление (пролонгацию). Речь в данном случае идет о заключении нового договора в отношении прежнего объекта аренды, в котором может быть указан новый размер арендной платы.

Отсутствие письменного уведомления о намерении заключить договор на новый срок является молчаливым отказом арендатора от преимущественного права на заключение с ним нового договора лесного участка. Если же уведомление о намерении воспользоваться своим преимущественным правом будет направлено им арендодателю, это право будет существовать в течение года с момента прекращения договора аренды лесного участка. На существование этого права не влияет даже то, что арендодатель уведомил лесопользователя до истечения срока действия договора о его прекращении и об отказе от возобновления договора на новый срок, поскольку в этом случае арендодатель должен воздерживаться от заключения договора аренды лесного участка с третьим лицом в течение года с момента прекращения прежнего договора.

Читайте так же:  Заявление о разводе и алиментах образец в суд

Если арендодатель в дальнейшем не намерен передавать лесной участок новому арендатору, он вправе отказать прежнему арендатору в заключении договора. Отказ будет правомерным, если в течение года со дня истечения срока прежнего договора он будет воздерживаться от заключения договора с третьим лицом.

Если арендатор получил от уполномоченного органа (арендодателя) отказ в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора он был заключен с другим лицом, арендатор по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить договор с ним, или только возмещения таких убытков (статья 621 ГК, пункт 33 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 года N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» [5] ).

Статья 73 ЛК предписывает определять размер арендной платы в зависимости от изъятия или отсутствия изъятия при лесопользовании лесных ресурсов. Изъятием в данном случае является не только перемещение лесного ресурса за границу лесного участка, но и отделение лесных ресурсов от леса как экологической системы, в том числе в случаях, если оно вынужденное и если лесной ресурс не покидает границы лесного участка — рубка деревьев для заготовки древесины без вывоза древесины, добыча животного при охоте и употребление его мяса в пищу в лесу, сбор ягод и их случайное рассыпание и т.д.

Установление исчерпывающего перечня лесных ресурсов, от чего зависит ставка арендной платы, затрудняется отсутствием в новом ЛК четкого определения понятия «лес», которое дано в статье 5 ЛК. Если же исходить из того, что в статье 73 ЛК имеется в виду любой лесной ресурс, то к лесопользованию без изъятия лесного ресурса человеком могут быть отнесены:

· ведение сельского хозяйства, например, пчеловодства;

· некоторые виды научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности, если при этом лесные ресурсы не изымаются;

· выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений;

· строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;

· переработка лесных ресурсов (пункты 6 — 10, 13 — 16 части 1 статьи 25 ЛК).

При иных видах лесопользования неизбежно изъятие того или иного лесного ресурса — заготовка древесины, охота и др.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; без изъятия лесных ресурсов — как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (части 2 и 3 статьи 73 ЛК).

Дифференцированные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка, а в связи с ними также единицы объема лесных ресурсов — кубометр древесины, килограмм ягод и др. и единицы площади лесных участков — квадратные километры или гектары утверждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесного участка к определенной категории земель и их собственника.

Для лесных участков на землях лесного фонда и других землях, находящихся в федеральной собственности, ставки платы утверждаются Правительством.

Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, ставки утверждаются законом либо нормативным актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от того, как распределены полномочия между ними в конкретном субъекте РФ их конституциями, уставами и законами.

Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности, ставки утверждаются представительным или высшим исполнительным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа или населенного пункта — в зависимости от того, на чьей территории расположен лес и как распределены полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Арендная плата не может взиматься за пребывание граждан в лесах (статья 11 ЛК) и лесопользование для собственных нужд.

Новый ЛК не допускает заключение договоров аренды по результатам лесных конкурсов, что предусматривалось ЛК-97. Тем самым проигнорировано положение Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 — 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства от 18 января 2003 года N 69-р [6] , предусматривавшее одним из приоритетных направлений «переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов».

В соответствии со статьей 74 ЛК договор аренды лесного участка должен заключаться по результатам лесного аукциона, но из этого правила частью 3 статьи 74 ЛК сделаны исключения: договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линейных объектов (статьи 43 — 45 ЛК), а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов может и должен заключаться без лесного аукциона. Кроме того, преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок имеют арендаторы, которым лесные участки для любых целей лесопользования предоставлялись в соответствии с ЛК-97 на срок свыше 10 лет (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ»).

Освоению лесов, в том числе для получения древесины, посвящена статья 12 ЛК. Что касается приоритетных инвестиционных проектов, то ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [7] определяет его как «инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации». В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [8] приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, включенные в перечень, утверждаемый Правительством. Названные ФЗ предусматривают дополнительные гарантии для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.

Таким образом, статья 74 ЛК во взаимосвязи с «инвестиционными» ФЗ освобождает от участия в лесных аукционах по освоению лесов фирмы, в том числе иностранные, реализующие инвестиционные проекты, которые по усмотрению Правительства включаются в перечень приоритетных. До настоящего времени такой перечень не был утвержден Правительством либо не размещался в электронных правовых системах. От участия в аукционах освобождены также фирмы, претендующие на использование лесов для добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК), эксплуатации водохранилищ и портов (статья 44 ЛК), а также линейных объектов (статья 45 ЛК). С какой из указанных фирм будет заключен договор аренды лесного участка, в зависимости от нахождения леса в той или иной форме собственности, будут определять руководители уполномоченных органов государственной власти (часть 4 статьи 74 ЛК).

Безаукционное заключение договора аренды оправданно, если указанные объекты уже имеются и эксплуатируются определенным лицом — в этих случаях проигрыш аукциона обяжет эксплуатирующую организацию прекратить такую эксплуатацию, что приведет либо к переделу собственности на такие объекты, либо к признанию их бесхозяйными и дополнительным бюджетным затратам на поддержание их эксплуатации [9] .

Однако, безаукционное заключение договора статьей 74 ЛК распространено и на случаи первичного предоставления лесных участков для указанных целей.

Таким образом, договор аренды лесного участка содержит достаточно большое количество существенных условий, обязательных для включения в него. Поэтому примерное содержание договора аренды лесного участка установлено Правительством РФ.

[1] Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями от 17 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 23 ст. 2793

[2] Тихомиров М.Ю. Новый Лесной кодекс // Законы России: опыт, анализ, практика. Ежемесячный правовой журнал. — М.: Изд. Дом «Буквовед», 2007, № 3. — С. 100-107

[3] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 8, 23 ноября 2007 г.) // «Российская газета» от 30 июля 1997 г.

[4] Алихаджиева А.С. Лесное законодательство Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2005, Вып. 6. — С. 154-157

[5] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2002 г., N 3

[6] Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р (с изменениями от 28 сентября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 4 ст. 364

[7] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 4 марта 1999 г.

[8] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г.) // «Российская газета» от 14 июля 1999 г.

[9] Галазий О.В. Лесное законодательство: проблема адаптации к современным условиям // Евразийское пространство: опыт создания экологического законодательства. Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, 7-8 октября 2004, г. Иркутск. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2004. — С. 56-64