Требования базеля 3

Рубрики Статьи

Базель III значительно ужесточает требования

Внедрение нормативов Базеля III вызывает повышенный интерес, если не сказать, панику у банковского сообщества уже достаточно продолжительный промежуток времени. Вопросов много, а ответы не всегда однозначны. В данной ситуации «Б.О» помог разобраться Василий Поздышев, руководитель департамента банковского регулирования ЦБ РФ.

— Василий Анатольевич, сегодня значительный интерес банковского сообщества вызывают вопросы, касающиеся новых международных требований к качеству и достаточности капитала банка, закрепленных в документе Базельского комитета по банковскому надзору (далее Комитет) Базель III.

— Основные требования Базеля III направлены на повышение устойчивости банковских систем стран, являющихся членами Комитета, по отношению к финансовым и экономическим кризисам, улучшение качества управления рисками и их оценки, повышение прозрачности и стандартов раскрытия информации финансовыми институтами.

Базель III не отменяет предыдущие соглашения по капиталу (в рамках Базеля I и Базеля II), а дополняет их и направлен на устранение признанных международным сообществом недостатков существующих стандартов регулирования, таких как недостаточный уровень требований к капиталу банка, возможность включать в капитал гибридные инструменты без обязательств их конвертации или списания на убытки, процикличность регулирования, недооценка риска по секъюритизированным активам и риска на контрагента по сделкам с деривативами; недостаточность раскрытия банками информации.

— Какие основные части Базеля III?

— Во-первых, Базель III значительно ужесточает требования к структуре и качеству капитала банка: вводятся новые минимальные требования к достаточности капитала первого уровня и его составляющей части — базового капитала, происходит постепенное прекращение признания в капитале гибридных инструментов, уточняется список регулятивных вычетов из капитала.

Базовый капитал первого уровня (Common Equity Tier 1) включает в себя обыкновенные акции (или их эквивалент для неакционерных компаний), а также нераспределенную прибыль и эмиссионный доход по обыкновенным акциям.

Далее в целях расчета базового капитала будут производиться регулятивные корректировки, такие как нематериальные активы, отложенные налоговые активы, прямые или косвенные вложения банка в обыкновенные акции и доли участия, собственные акции, приобретенные за счет банка, убыток, полученный в течение года, и другие вычеты. В результате минимальное значение базового капитала по стандартам Базеля III — 4,5%.

Базельский комитет допускает постепенное повышение требований к базовому капиталу (на усмотрение национального регулятора): 3,5% в 2013 году, 4% в 2014 году и 4,5% в 2015 году.

Стоит отметить, что не все страны воспользовались этой опцией прогрессивного повышения требований. Например, Китай сразу ввел требования к достаточности базового капитала в размере 5%, а Индия — 5,5%.

Добавочный капитал первого уровня включает в себя: гибридные инструменты, удовлетворяющие единому критерию конвертации и списания на убытки и дополнительным критериям — таким как бессрочность, а также эмиссионный доход от инструментов, учитываемых в добавочном капитале, с учетом регулятивных корректировок. Например, участие в добавочном капитале дочерних обществ, субординированные кредиты, предоставленные дочерним обществам, и иные вычеты.

По сравнению с соглашениями Базеля I и II в Базеле III основная нагрузка по вычетам ложится на базовый капитал первого уровня. Базель III не ограничивает величину дополнительного капитала второго уровня величиной основного капитала первого уровня, а устанавливает минимальные требования к достаточности компонентов капитала на покрытие рисков.

Также допускается постепенное повышение требований к капиталу первого уровня: 4,5% в 2013 году, 5,5% в 2014-м, 6% в 2015 году.

— Вторая часть Базеля III касается надбавок на капитал?

— Да. Новыми стандартами предусматривается создание двух буферов капитала: буфера консервации (conservation buffer) и контрциклического буфера (countercyclical buffer range).

Основной целью формирования буфера консервации, «простой» надбавки к минимальным требованиям, является поддержание достаточности капитала на определенном уровне в целях покрытия убытков банка во время системного экономического спада. В целях поддержания буфера консервации банки будут ограничиваться в распределении прибыли (чтобы она направлялась в капитал).

Данный показатель будет увеличиваться с 2016 года на 0,625% ежегодно до достижения к 1 января 2019 года значения 2,5%.

Ограничение избыточной кредитной активности банков регулируется формированием контрциклического буфера.

— Для чего необходим контрциклический буфер?

— Контрциклический буфер предназначен для сдерживания кредитной активности банков в периоды экономического подъема и стимулирования ее в периоды спада.

Важно отметить, что буферы капитала формируются из инструментов, удовлетворяющих критериям базового капитала первого уровня, т.е. инструментов, обладающих наибольшей способностью поглощать убытки.

— Третий элемент что подразумевает?

— Разработаны предложения по введению нового регулятивного показателя «leverage ratio» — это соотношение всех активов банка (без взвешивания на риск к его капиталу первого уровня). Минимальный показатель левериджа предлагается установить на уровне 3% для капитала первого уровня:
Пока все страны ведут мониторинг данного показателя, правда, некоторые уже заявили о предполагаемых значениях выше минимальных.

— Четвертая часть касается регулирования ликвидности?

— Да. Базель III для оценки стабильности банков вводит два норматива ликвидности: показатель краткосрочной ликвидности (Liquidity coverage ratio, LСR) и показатель чистого стабильного фондирования (Net Stable Funding Ratio, NSFR), которые должны стать внешними индикаторами устойчивости банков на случай возникновения кризисных проблем с ликвидностью.

Показатель краткосрочной ликвидности (или ликвидного покрытия) LCR, позволяющий оценить, располагает ли банк возможностями продолжать свою деятельность в течение ближайших 30 дней, представляет собой отношение ликвидных активов к чистому денежному оттоку. Мы планируем в 2013 году дать банкам методику расчета LCR, но сразу стоит обратить внимание на то, что методика расчета этого показателя — в значительной степени оценочная, так как включает индивидуальные коэффициенты притоков-оттоков и особенности принятия решений относительно ценных бумаг торгового и казначейского портфелей.

Показатель чистого стабильного фондирования NSFR позволяет оценить ликвидность банка с временным горизонтом в 1 год. NSFR определяется как отношение имеющихся в наличии стабильных источников финансирования к необходимому объему стабильного финансирования. Этот показатель должен быть выше 100%. Надзорный орган вправе устанавливать дополнительные пороговые значения коэффициентов чистого стабильного финансирования, которые будут являться индикатором для применения соответствующих мер.

— Какие-то новые изменения в стандартах есть?

— Да, они касаются расчета риска активов. Это увеличение требований по покрытию капитала по кредитным рискам контрагента (counterparty credit risk — CCR) по операциям с производными финансовыми инструментами, сделками РЕПО и операциями по секьюритизации активов. Документ определяет подход к оценке данного вида риска через показатель CVA (Credit Value Adjustment). В отличие от кредитного риска по ссуде, CCR создает двусторонний риск убытков: рыночная стоимость данной транзакции может быть положительной или отрицательной в отношении каждой из сторон данной сделки, а рыночная стоимость является величиной неопределенной и может варьироваться с течением времени по мере изменения основополагающих рыночных факторов.

Также для вложений в секьюритизированные активы установлен коэффициент взвешивания 1250% (равно покрытию регулятивным капиталом на 100%) вместо вычетов из капиталов первого и второго уровня 50/50 согласно Базелю II.

Меняется расчет кредитного риска по требованиям к центральному контрагенту. В рамках стандартизированного подхода требования к ЦКА подлежат взвешиванию с коэффициентом не менее 2% (ранее не взвешивались вообще).

Дополнительно (в рамках IRB подхода) увеличивается коэффициент корреляции (на 25%) для расчета кредитного риска крупных финансовых организаций (банки, брокеры/дилеры, страховые компании с активами более 100 млрд. долларов). По сути, это изменение требований к параметрам модели.

Требования «Базеля III» к достаточности капитала банков

С 1 января 2016 года в РФ вводятся дополнительные требования к достаточности капитала банков в соответствии с требованиями «Базеля III». К ним относятся надбавка для поддержания достаточности капитала (capital conservation buffer) и антициклическая надбавка (countercyclical buffer). Все кредитные организации будут обязаны рассчитывать данные показатели на консолидированной либо индивидуальной основе дополнительно к обязательному экономическому нормативу достаточности капитала Н1.

Надбавка для поддержания достаточности капитала необходима для покрытия убытков банка в периоды финансовой нестабильности. С 1 января 2016 года она должна составлять не менее 0,625% от взвешенных по риску активов и с 1 января 2017 года будет повышаться на 0,624 процентного пункта ежегодно до достижения величины 2,5% с 1 января 2019 года.

Антициклическая надбавка необходима для покрытия убытков банка в случае возникновения предельных значений системного риска в банковском секторе. Согласно «Базелю III», она рассчитывается как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая РФ), установленных надзорными органами, и отношений сумм требований банков к резидентам соответствующих государств к совокупной величине требований к резидентам всех государств. При этом Банком России на 2016 год предполагается определить размер антициклической надбавки в размере 0% от взвешенных по риску активов, хотя ранее мегарегулятор планировал ввести минимально допустимое числовое значение антициклической надбавки с 1 января 2016 года в размере 25%, с 2017 года – 50%, с 2018-го – 75%, с 1 января 2019-го – 100%.

Читайте так же:  Российская трудовая инспекция ее полномочия и функции

Системно значимые кредитные организации будут обязаны дополнительно рассчитывать надбавку за системную значимость в размере 0,15% от взвешенных по риску активов с повышением ежегодно до достижения величины 1% с 1 января 2019 года.

Методики расчета данных надбавок будут разработаны Банком России до конца III квартала 2015 года.

Таким образом, начиная с 1 января 2016 года в случае снижения достаточности капитала банка до уровня ниже нормативного значения достаточности капитала (Н1), увеличенного на надбавки к достаточности капитала, к нему будут применены меры по ограничению прав на распределение прибыли и выплату нефиксированного вознаграждения руководству в соответствии со ст. 24 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.05.2014 2014-05-21

Статья просмотрена: 847 раз

Библиографическое описание:

Сафиканов Р. Г. Базель III как реакция на глобальный финансовый кризис // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 578-581. — URL https://moluch.ru/archive/67/11197/ (дата обращения: 07.02.2019).

В статье анализируются нововведения в рамках нового документа Базельского комитета по банковскому надзору — Базель III. Рассмотрены причины необходимости постоянного совершенствования соглашения. Особое внимание уделяется вопросам внедрения новых правил регулирования банковского сектора Российской Федерации, проводится анализ ожидаемого влияния нововведений.

Ключевые слова:Базельский комитет по банковскому надзору, Базель III, достаточность капитала, ликвидность, леверидж, риски, банковский сектор.

Стремительно меняющаяся ситуация в мировой экономике, увеличение рисков банковской деятельности, стремления макросубъектов к постоянному поступательному развитию диктуют необходимость совершенствования Базельских соглашений, приведение их в соответствие со сложившимися реалиями.

Внедрение базельских документов является серьезным шагом в формировании абсолютно новой системы контроля банков, поэтому вопрос влияния требований Базельского комитета на развитие банковских систем является столь актуальным.

Последний мировой финансовый кризис выявил слабые места действовавшего на тот момент соглашения — Базель II: «Международной конвергенции измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы». Несмотря на то, что ни один из принятых за последние 20 лет нормативов, не оказал большего влияния на деятельность банков, чем Базель II, принятые изменения оказались явно недостаточными, для того чтобы предотвратить, или хотя бы смягчить, последствия глобальных финансовых потрясений.

Кризис показал, что регуляторам необходимо обратить большее внимание на качество и структуру капитала, диверсификацию кредитного портфеля, стандарты управления ликвидностью и другие сферы деятельности банков, в том числе устранение «клубного подхода» в управлении рисками [6].

В результате Базельский комитет по банковскому регулированию и надзору разработал новую редакцию положений — Базель III, направленных на устранения недостатков предыдущего соглашения, укрепление устойчивости мировой финансовой системы и предотвращение наступления новых глобальных финансовых кризисов.

Новое Соглашение ужесточает требования к составу капитала 1 уровня за счет исключения из него суммы отложенных налогов и секьюритизированных активов. Кроме того, Базель III рекомендует увеличить долю капитала 1 уровня и долю акционерного капитала (Таблица 1).

Базель III устанавливает необходимость формирования кредитными организациями за счет чистой прибыли дополнительного резервного буфера. Буферный капитал позволит банкам в случае системного кризиса и снижения норматива достаточности капитала ниже минимально допустимого получить дополнительную ликвидность без санкции регулятора. Однако после кризиса кредитные организации обязаны этот капитал восстановить.

Одновременно Базель III вводит нормативы, нацеленные на ограничение финансового рычага (левериджа — соотношение заемного и собственного капитала), который допустим для финансовых посредников. В частности, речь будет идти о пересмотре нормативов текущей и долгосрочной ликвидности.

Новый норматив текущей ликвидности планируется ввести в 2015 году, а обновленный норматив долгосрочной ликвидности — тремя годами позже.

Первый предполагает, что банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны будут покрываться ликвидными активами на 100 %.

Второй норматив регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы, которые должны быть покрыты стабильными пассивами также не менее чем на 100 %.

Появляется понятие не только резервного банковского капитала, но и капитала, который может вводиться дополнительно регулятором для контрциклического регулирования.

Если регулятор считает, что в стране наблюдается кредитный бум или перегрев экономики, он может повышать требования к достаточности капитала, согласно чему банки в периоды потенциального возникновения кредитных «пузырей» будут обязаны формировать специальный «контрциклический» резерв.

Базель III устанавливает, что в случае несоблюдения нормативов кредитные организации не имеют права выплачивать дивиденды акционерам, а также бонусы и другие премии своим управляющим.

Постепенный переход на новые стандарты начнется с 2013 года и будет продолжаться в течение последующих шести лет (до 1 января 2019 года). (Таблица 1).

Базельским комитетом был разработан довольно подробный календарный график с указанием конкретных сроков принятия кредитными организациями тех или иных требований Базеля III и времени, отводимого на их внедрение.

Сроки внедрения стандартов Базеля IIIв мире [2]

Сроки внедрения зависят от позиции национального регулятора. В настоящий момент страны, планирующие внедрять Базель III, можно разделить на 3 группы:

1. Опубликовавшие окончательные правила и приступившие к введению согласно графика: Китай, Индия, Гонконг, ЮАР, Швейцария, Япония, ЮАР, Канада, Мексика, Саудовская Аравия и Сингапур.

2. Опубликовавшие первые проекты нормативных документов в 2012 году: Аргентина, Бразилия, Индонезия, Россия, Республика Корея.

3. Объявившие о намерении отсрочить внедрение требований Базеля III, но опубликовавшие первые изменения в нормативные документы: США и ЕС.

Стратегией развитий банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года предусмотрена гармонизация регулятивных требований к банковскому сектору с положениями Базельского комитета по банковскому надзору. Банком России предусмотрен поэтапный, согласующийся по сроками Базеля III, график реализации основных положений в отношении российского банковского сектора.

В настоящий момент Банк России продолжает работу по внедрению в российскую практику остаточных положений Базеля II (второй компонент -надзорный процесс) и приступает к поэтапному принятию положений Базеля III. Так, в части требований к расчету капитала уже приняты первые поправки (с апреля 2013 года введен параллельный расчет капитала), в отношении показателей «леверидж», краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования определены сроки внедрения с 1 января 2015 года по 1января 2018 года. В части других механизмов повышения финансовой устойчивости (буфер консервации капитала, контрциклический буфер и пр.) проводятся анализ и обсуждение.

По мнению д. э.н. В. Д. Андрианова, к принятию качественно новых стандартов организации банковского надзора, за соблюдением нормативов достаточности капитала и соблюдением рыночной дисциплин, российские банки пока не готовы, так как не обладают достаточными инструментами и практикой. Также критике подверглась идея внедрения в существующих реалиях контрциклического надзора, ввиду недостаточного уровня развития национальной банковской системы.

Вице-президент международного рейтингового агентства Moody’s investors service О. Ульянова считает, что введение требований Базеля III к капиталу положительно скажется на кредитоспособности российских банков, но в тоже время ожидаемый эффект будет не столь существенным, как в Европе. Связанно это с более высокими текущими требованиями к достаточности капитала для российских банков, лежащих в диапазоне от 10 до 11 процентов, что сопоставимо с максимальными требованиями к достаточности капитала согласно Базель III. Это объясняется тем, что Банк России при установлении нормативов изначально исходил из понимания более высоких рисков российской экономики.

Исходя из таблицы № 2 становится очевидным, что эффект внедрения положений Базель IIII отразится на ВВП России незначительно, в отличии от ряда других стран: Великобритания диапазон эффекта от 0,25 % до 2,8 %, Индия от 0,2 % до 2,6 %. Связано это с тем, что для России характерна относительно низкая доля банковских кредитов в ВВП и относительно высокий текущий уровень достаточности капитала.

Приведение банковского регулирования и надзора к международным стандартам позволит повысить кредитные рейтинги российских банков, что в результате позволит им стать полноправными участниками международных финансовых операций.

Оценка эффекта принятия Базель III на ВВП

Источник: Moody’s investors service

Проанализировав мнения профессиональных участников банковского сектора, экспертов, учитывая собственное профессиональное суждение выделим основные последствия внедрения положений Базель III:

1) повышение требований к капиталу и ликвидности повысит кредитоспособность банков, в том числе и в кризисный период,

2) банковская система и экономика в целом должны стать более устойчивыми к кризисным явлениям.

1) введение более жестких правил приведет к снижению рентабельности банковского бизнеса, в таким условиях возможно увеличение «аппетита» банков к риску,

2) повышение процентных ставок и снижение экономического роста,

3) повышенные требования к качеству и структуре капитала приведут к ограничению роста кредитного портфеля, возникновение сложностей формирования добавочного капитала для российской банков.

Прогнозы относительно влияния Базеля III на деятельность банков действительно являются неоднозначными, однако большая часть экспертов остаются единодушны в том, что новая реформа оставила без должного внимая такие критически-важные вопросы как:

«Теневой» банкинг:требования Базель III не распространяются на деятельность таких небанковских финансовых организаций как страховые компании, хеджевые и пенсионные фонды, и инвестиционные фонды и др.

Читайте так же:  Понятие морального вреда его компенсация

Отсутствие реальных штрафов;

Возможность регуляторного и налогового арбитража;

Структура глобального и межстранового регуляторного надзора осталась разрозненной.

Очевидно, что мировой финансовый кризис продиктовал необходимость банковской системе поднять уровень и качество собственного капитала и ликвидности, внедрить инструменты, сглаживающие цикличность развития. Предлагаемые Базельским комитетом изменения направлены на обеспечение таких условий, при которых эти достижения будут сохранены в долгосрочной перспективе и обеспечат банковскому сектору меньший уровень левериджа, меньший уровень процикличности и большую степень устойчивости в отношении общесистемного риска.

1. Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора http://www.bis.org/publ/bcbs189_dec2010.pdf

2. График внедрения новых нормативных требований к капиталу и ликвидности http://www.bis.org/bcbs/basel3/basel3_phase_in_arrangements.pdf

3. Информация Банка России «Об основных направлениях и сроках реализации пакета реформ Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=110329_120551bazel1.htm

4. КПМГ, Базель III: вопросы внедрения, 2011.

Базельский комитет по банковскому надзору разработал третью часть Базельского соглашения в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 года, который обнаружил недостатки в банковском регулировании. Целью создания третьей части соглашения стало повышение качества управления рисками в банках и, как следствие, укрепление финансовой системы страны. Документ был утвержден в 2010–2011 годах.

Основные положения «Базеля III»:

– введение дополнительных требований к достаточности капитала банков (к составу акционерного капитала, капитала первого уровня, капитала второго уровня, буферного капитала, совокупного капитала);

– введение обязательных нормативов, нацеленных на ограничение финансового рычага (левериджа – соотношения заемного и собственного капитала);

– введение новых обязательных нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio, LCR) и показателя чистого стабильного фондирования на регулярной основе (Net Stable Funding Ratio, NSFR).

Переход на «Базель III» планируется завершить в 2019 году.

Внедрение стандартов Базель III в России похоже на бесконечную гонку по устранению банковских рисков

С 2016 года российское банковское регулирование приводится в соответствие с базельскими стандартами (так называемый Базель III), утвержденными Базельским комитетом банковского надзора. Дискуссии о целесообразности таких новшеств то и дело вспыхивали в экономическом сообществе, но широкой публике были малопонятны. Что кроется за этими нормами и как это скажется на функционировании банковского рынка в наступающем году, постарался осветить экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов.

Что такое Базельский комитет?

Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран Группы десяти (G-10) в 1975 году. В его состав входят высокопоставленные представители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Комитет обычно заседает в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянно действующий секретариат.

Образование такого транснационального органа стало реакцией со стороны банковского сообщества и надзорных органов на случаи крупных потерь и банкротств банков, хедж-фондов и институциональных инвесторов, наблюдавшихся в 70-80-е годы. Необходимы были стандарты, правила и методики предотвращения таких «финансовых бурь». Самые известные документы комитета — стандарты Базель I, Базель II и Базель III.

Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и т.д.) путем разработки ряда принципов надзора.

Первым глобальным документом стала разработка в 1988 году Базельским комитетом по банковскому надзору первого Соглашения по достаточности капитала (Базель I). Первоначально соглашение рассматривалось как рекомендация, однако уже с 1992 года становится обязательной нормой для стран G-10. На настоящий момент к Базель I полностью или частично присоединились более 100 стран (включая Россию).

Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и т.д.) путем разработки ряда принципов надзора. Основным в документе является определение достаточности капитала. Минимальный размер достаточности капитала банка, который иногда называют нормативным (регулятивным) капиталом, устанавливается в расчете 8% от суммы активов и забалансовых статей, определенных с учетом кредитного риска.

Согласно положениям Базель I, общая величина нормативного (регулятивного) капитала, которая проверяется на предмет достаточности, состоит из капиталов двух уровней.

Уровень 1 — это акционерный капитал и объявленные резервы.

Уровень 2 — это дополнительный капитал, или капитал второго уровня, к которому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка в соответствии с законодательством страны, и т.д. Капитал второго уровня в совокупности не должен превышать сумму капитала первого уровня.

Но дальнейшая практика показала, что выполнение требования минимально допустимого размера капитала не может обеспечить надежность работы банка и всей банковской системы. Базель I определял требования к капиталу формально, без учета реальной (экономической) потребности в нем банков.

С 1993 года с учетом критики банковского сообщества и мнения ряда экономистов Базель I подвергался доработке, и в 2004 году были опубликованы уточненные рамочные подходы — Базель II.

Базель II состоит из трех основных компонент: минимальные требования к структуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина.

Базель II состоит из трех основных компонент: минимальные требования к структуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина.

Базель II сохраняет требования к достаточности капитала на уровне 8%. При этом вместе с кредитным риском учитываются рыночный и операционный риски.

Вторая компонента — надзорный процесс. Рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора в применении к банковским рискам.

Третья компонента — рыночная дисциплина. Дополняет минимальные требования к достаточности капитала и надзорный процесс. Рыночная дисциплина стимулируется путем установления ряда нормативов информационной открытости банков, стандартов их связей с надзорными органами и внешним миром.

Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы: глобальный финансовый кризис 2008 года ярко показал провалы регулирования деятельности банков. Так что Базель II опять пришлось пересматривать.

Появление стандартов Базель III началось с введения дополнительных требований к достаточности капитала банков (акционерный капитал, капитал первого уровня, капитал второго уровня, буферный капитал, совокупный капитал).

Базель III ужесточает требования к составу капитала первого уровня за счет исключения из него суммы отложенных налогов и секьюритизированных активов.

Базель III устанавливает необходимость формирования кредитными организациями за счет чистой прибыли дополнительного резервного буфера. Буферный капитал позволит банкам в случае системного кризиса и снижения норматива достаточности капитала ниже минимально допустимого получить дополнительную ликвидность без санкции регулятора. Однако после кризиса кредитные организации обязаны этот капитал восстановить.

Одновременно Базель III вводит нормативы, нацеленные на ограничение финансового рычага (левериджа — соотношение заемного и собственного капитала), который допустим для финансовых посредников. В частности, речь будет идти о пересмотре нормативов текущей и долгосрочной ликвидности.

Постепенный переход на новые стандарты начался с 2013 года и будет продолжаться в течение последующих 6 лет (до 1 января 2019 года).

Базель II — правда, в довольно видоизмененной форме — был внедрен в России только в последнее время.

Приключения Базеля в России

Впервые в России Базельские соглашения нашли отражение в инструкции Банка России №1 от 30 апреля 1991 года «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которое связано с появлением Базель I (документ утратил силу с 1 апреля 2004 года). В настоящее время Базель I в России применен в полном масштабе. Базель II — правда, в довольно видоизмененной форме — был внедрен в России только в последнее время. Но не полностью — помешал целый вал причин.

Здесь и сравнительно малое количество национальных рейтинговых агентств, а также заемщиков, получивших кредитные рейтинги от международных рейтинговых агентств; и неразвитость систем внутренних рейтингов в большинстве коммерческих банков, значительные расхождения в определениях дефолта, просроченной задолженности и кредитных потерь, применяемых в банковской практике; и недостаточный объем статистических данных по потерям вследствие кредитного и операционного рисков в распоряжении банков, желающих перейти на передовые подходы к оценке рисков; и сравнительно малый объем данных по частоте дефолтов и миграции внешних рейтингов рыночных долговых обязательств и внутренних рейтингов банковских ссуд; и отсутствие или недостаточное количество исследований, посвященных влиянию экономических и отраслевых циклов на уровни потерь и рисков в банковском секторе; и нехватка финансовых, кадровых и информационных ресурсов, необходимых для внедрения более передовых подходов, как у самих банков, так и у регулирующих органов; и неясность с объемом полномочий национальных органов надзора в части трактовки и конкретизации отдельных положений Базель II, отнесенных к их компетенции.

Но тем не менее Центральный банк жестко настоял на внедрении уже следующих стандартов Базель III именно с 1 января 2016 года.

Главная причина внедрения Базеля – повышение в банках качества управления рисками, что обеспечивает устойчивость банковской системы.

Зачем в нынешних непростых условиях Центробанк России навязывает компоненты Базельского регулирования?

Во-первых, главная причина внедрения Базеля – повышение в банках качества управления рисками, что обеспечивает устойчивость банковской системы и дает реальную защиту прав вкладчиков и кредиторов. Что немаловажно в наше кризисное время.

Читайте так же:  Лечение и моральный ущерб

Во-вторых, подавляющее большинство наших банков работают на международном рынке, имеют корсчета в иностранных кредитных организациях. Поэтому следовать правилам, принятым на международном рынке, — единственно правильный путь. Так что Базель здесь выступает как обычай делового оборота. Если мы не будем соблюдать требования Базеля, то к нашим банкам будут относиться как к партнерам, которые не соблюдают общепринятые правила, и стоимость заимствований на внешних рынках для российских банков неизбежно повысится. И пусть аргумент о зарубежных заимствованиях в свете санкционной блокады выглядит несколько натянутым, но есть же азиатские и другие фондовые рынки…

Что изменяют в российском Базеле?

Соответствующие проекты нормативных актов уже публиковались на сайте Банка России и обсуждались с банковским сообществом.

Согласно новым нормам, с 1 января 2016 года Банк России меняет требования к достаточности капитала. Уровень базового капитала будет приведен к 4,5% против 5% сейчас. Кроме того, ЦБ изменяет норматив общей достаточности капитала, снижая его на 2 п.п. — с 10 до 8%.

На взгляд Центрального Банка РФ, российская банковская система выдерживает введение Базеля III. Понятно, что внедрение стандартов Базеля III в нынешних условиях оказывает воздействие на банки, так как повышаются требования к капиталу и оценке рисков. Поэтому ЦБ РФ провел тщательную оценку влияния внедрения Базеля на банковскую систему в целом, на отдельные банки и группы банков.

Более того, принят ряд серьезных смягчений собственного регулирования, потому что по некоторым параметрам российское регулирование было жестче, чем Базель. Например, норматив достаточности совокупного капитала снизился с российских 10% до минимально требуемых Базелем 8%. Смягчение требований регулятора действительно позволит банкам высвободить некоторый объем средств, который сейчас зарезервирован под банковские риски. В итоге у банковского сектора появится возможность увеличить активность на кредитном рынке.

И таким образом, с учетом этих компенсирующих мер, эффект от введения Базеля на российскую банковскую систему будет нейтральным.

Послабления по кредитам малому и среднему бизнесу

Для кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) коэффициент риска по «лучшим» кредитам устанавливается на уровне 75% (каждый такой «льготный» кредит не должен превышать 50 млн рублей и 0,2% от размера кредитного портфеля). Это решение должно способствовать оживлению кредитования малого бизнеса.

Еще одно послабление — уровень наименьшего риска по кредитным операциям, в том числе по ипотеке, составляет 35%.

Еще одно послабление — уровень наименьшего риска по кредитным операциям, в том числе по ипотеке, составляет 35%. В России минимальный уровень находился на отметке 50%. Казалось бы, отлично — ипотека простимулирована, если бы не одно «но»: многие банки финансируют ипотеку за счет выпуска и дальнейшей перепродажи (секьюритизации) ипотечных облигаций. Банки обычно выпускают два транша облигаций: младший оставляют у себя, поскольку он более рискованный и должен покрыть максимум убытков, а старший размещают на рынке. В счет младших траншей погашаются потери по секьюритизированным активам в приоритетном порядке по отношению к старшему траншу.

Из-за требований стандартов Базель III банки с 1 января 2016 года будут применять к удерживаемым на балансе младшим траншам облигаций, выпущенных в рамках секьюритизации, коэффициент риска 1250% вместо нынешних 100%. Коэффициент 1250% сделает экономически нецелесообразными новые сделки по секьюритизации активов и ударит по банкам, которые выпускали облигации на систематической основе.

По сути, это смерть рынка с достаточно большим потенциалом — текущий объем российского рынка секьюритизации (облигации по номиналу) на 1 декабря оценивается в 0,5 трлн рублей.

Но, повторимся, в целом влияние введения норм Базеля III на банковскую деятельность оценивается нейтрально. И негатив для банковской системы в следующем году будет находиться совсем в других областях.

Минфин и ЦБ поспорили из-за Базеля-3

СОЧИ, 20 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Представители Минфина и Банка России в ходе панельной сессии на Международном инвестиционном форуме в Сочи поспорили о целесообразности внедрения требований Базеля-3 в текущих сложных экономических и геополитических условиях.

Это произошло после того, как глава ВТБ Андрей Костин предложил отложить внедрение базельских стандартов. «Я считаю, что мы могли бы его отложить в нынешних условиях, потому что капитал у банков наращивать сложновато будет в ближайшее время, а стандарты Базеля-3 серьезно повысят требования к капиталу. Я считаю, что такая дискуссия может быть», — сказал Костин.

Стандарты Базель-3 постепенно вводятся для российских банков с 1 января 2014 года в части требований к достаточности капитала.

С 1 января 2015 года ЦБ может обязать около 150 банков рассчитывать новый коэффициент краткосрочной ликвидности (LCR). Проект соответствующего положения с методикой расчета был опубликован в мае. Коэффициент должен показывать способность банка обеспечивать своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, а также возможность продолжать деятельность в условиях нестабильности.

Требования «Базеля III» соблюдают 7 из 19 крупнейших российских банков, заявил заместитель главы ЦБ Михаил Сухов в начале сентября. По его словам, ЦБ уложится в сроки по внедрению норматива «Базеля III».

Директор департамента Банка России по надзору за системно значимыми кредитными организациями Михаил Ковригин об этом напомнил, подчеркнув, что пока стандарты Базеля-3 касаются только капитала банков: теперь они исполняют три норматива достаточности капитала.

По мнению Ковригина, банки предпринимают нормальные и реализуемые решения для улучшения структуры и качества капитала, чтобы было больше так называемого «базового» капитала, куда относится прибыль и акционерный капитал.

«В этом плане, с точки зрения притока свежего капитала, в целом для кредитных организаций ничего не поменялось. И, на мой взгляд, какие-либо решения, откатывающие назад действующий с начала года режим, предпринимать просто нерационально», — считает Ковригин.

ЦБ: банки справятся

Представитель мегарегулятора также заявил, что Банк России не намерен отказываться и от внедрения базельских стандартов в части ликвидности банков — норматива краткосрочной ликвидности.

«Мы поступаем очень аккуратно, и в настоящее время идет режим мониторинга: банки нам сообщают информацию о своих ликвидных активах, о планируемых притоках и оттоках денежных средств. Анализ этой информации, естественно, будет влиять на окончательное решение», — пояснил Ковригин.ъ

Он отметил, что Банк России понимает существование дефицита ликвидных активов у банков того качества, которое требует базельское регулирование в России. Чтобы это исправить регулятор предоставит кредитным организациям возможность получить о ЦБ так называемую контрактную кредитную линию — обеспеченную кредитную линию, которая может быть использована для соблюдения требований.

По мнению Ковригина, банки способны справится с базельскими нормативами, и откладывать их внедрение нецелесообразно.

Базель любой ценой?

С ним не согласился заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, который не считает, что вводить базельское регулирование нужно любой ценой.

«То, что вы сказали, на мой взгляд, только подтверждает правильность ваших оппонентов. Вы говорите: «Да, мы понимаем, что с точки зрения ликвидности наша страна не адекватна с точки зрения «Базеля», вся в целом, ликвидных инструментов нет, рейтинги у нас низкие, поэтому выдумываем, как бы так нам сделать, что бы такое придумать, чтобы всю страну на уши поставить, извините за выражение, но «Базель» ввести».

«Честно говоря, давайте так, а если у нас завтра будут такие санкции, что у нас отзовут рейтинги вообще всей страны. C экономикой все будет плохо, но ситуация с «Базелем» будет нормальной» — привел свои аргументы Моисеев.

Примирил стороны выступавший до этого Костин.

Нужен «человеческий» подход

«Я выступлю примирителем между Центральным Банком и Минфином — двумя основными кормящими матерями банковского сектора. Не надо вообще отказываться от внедрения Базеля-3, но имплементация может быть разной», — считает Костин.