Торговый спор вто

Рубрики Статьи

Спор относительно торговли бананами на рынке ЕС

Европейский Союз является одним из наиболее значительных импортеров бананов в мире. ЕС импортирует бананов примерно столько же, сколько США, что более чем в три раза превышает объем импорта бананов третьего по потреблению бананов государства – Японии. При этом только в ЕС существуют тарифные и количественные ограничения импорта бананов.

В 1975 году Европейское Экономическое Сообщество подписало международный договор с 48 бывшими колониями (в основном колониями Франции и Британии). В соответствии с Договором, данным странам предоставлялся режим беспошлинной торговли бананами на территории ЕЭС. Данное соглашение касалось в основном Африканских стран и стран Карибского бассейна: Берега слоновой кости, Камеруна, Ямайки, Доминика, Суринама, Сомали и др. При этом бананы произведенные в странах Латинской Америки – прежде всего в Эквадоре, Коста Рике, Гватемале, Панаме и др.- облагались импортной пошлиной и квотировались. Вводились также и другие требования, например, импорт бананов из этих стран лицензировался. После создания единого европейского рынка ситуация полностью сохранилась несмотря на протесты некоторых членов ЕС – прежде всего Германии выступавшей за либерализацию рынка бананов.

Подобная ситуация не могла устраивать ни латинские страны, чья экономика в значительной степени зависит от экспорта бананов (в первую очередь Эквадор, Коста-Рика, Гондурас), ни транснациональные корпорации США, которые прямо или косвенно контролируют около 60% бананового экспорта этих стран.

Первые жалобы США на неправомерные действия ЕС были поданы еще в рамках ГАТТ. В 1993 году ГАТТ признало, что торговые режимы отдельных стран в отношении импорта бананов не соответствовали нормам ГАТТ. В 1994 году единый режим в отношении импорта бананов ЕС также был признан не соответствующим правилам ГАТТ в соответствии с иском США. ЕС обвинялся, прежде всего, в нарушении режима наибольшего благоприятствования, так как предоставлял некоторым членам ГАТТ более выгодный торговый режим. Но тогда никаких санкций против ЕС введено не было.

В 1996 году, немногим более года после создания ВТО, пять стран – Гондурас, Гватемала, Эквадор, Мексика и США — подали жалобу против ЕС. Гондурас, Гватемала и Эквадор (крупнейшие экспортеры бананов в мире) заявили о том, что дискриминационные действия ЕС не позволяют им занять существенного положения на рынке. США, лоббировавшие интересы своих транснациональных корпораций, таких, например, как Chiquita Brands International, также хотели увеличить долю своего присутствия на рынке Европы. Через 16 месяцев Орган по разрешению торговых споров ВТО вынес решение, в соответствии с которым ЕС было разрешено сохранить в действии соглашение, создававшее преференции, но механизмы выдачи импортных лицензий и механизмы распределения квот должны были быть изменены, так как были признаны дискриминационными.

В соответствии с этим решением в 1999 году начались реформы торгового режима ЕС в отношении импорта бананов. Были, например, ликвидированы требования предоставлять экспортные сертификаты и упрощена система импортного лицензирования; изменено соотношение в рамках общей квоты для стран Латинской Америки.

Правительство Эквадора по-прежнему осталось недовольным, так как считало, что квота, выделенная Эквадору, слишком мала, а новая система выдачи импортных лицензий дискриминировала производителей Эквадора. США также остались недовольны результатами реформы.

Эквадор снова подал иск. И в апреле 1999 года ВТО признало, что новый режим действительно дискриминировал производителей Эквадора. ЕС был обязан в течение 15 месяцев привести режим торговли бананами в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Кроме того, в 2000 году Эквадор выиграл у ЕС еще и другой иск, – ВТО разрешила Эквадору ввести санкции против ЕС на общую сумму 201 млн. долл. США. Таковым был признан ущерб, понесенный Эквадором вследствие «банановой» политики ЕС. Это был беспрецедентный случай, когда развивающаяся страна выиграла иск у такого торгового и политического гиганта как ЕС. Другой вопрос, что когда Эквадор изучил, что он импортирует из ЕС, выяснилось, что это в основном продовольствие и обложение высокими импортными пошлинами этих товаров будет означать голодную смерть для населения Эквадора. Тогда Эквадор потребовал от ЕС увеличения его банановой квоты вместо санкций.

Конфликт разрешился лишь в апреле 2001 года, когда ЕС пришел к соглашению с США и Эквадором. Главным достижением достигнутых договоренностей можно считать обязательство ЕС ввести с 1 января 2006 года только тарифный режим для бананов из стран Латинской Америки без квотирования и импортного лицензирования, а также значительное уменьшение «преференциальной» квоты (т.е. квоты для бывших колоний).

Торговые вопросы

Заказать заключение

Ведущий эксперт Центра экспертизы ВТО

2018 / декабрь 5

Наше мероприятие

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы

Пять лет России в ВТО

Елена Шапиро: в ВТО мы учимся спорить в правовом поле



Торговые споры в ВТО

Среди аргументов «за присоединение к ВТО» часто упоминается то, что участвуя в ВТО, Россия получит доступ к механизмам разрешения споров и, благодаря этому урегулирует часть имеющихся конфликтов, улучшив условия доступа своих товаров на внешние рынки. Что же это такое – процедура разрешения споров в ВТО?

В рамках ВТО торговые споры ведутся только правительствами государств в случае возникновения торгового спора по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия Договоренности по правилам и процедурам разрешения споров (далее ДРС). Таким образом, сфера урегулирования торговых споров включает в себя споры, возникающие не только по обязательствам ГАТТ, но и предусмотренные ТРИПС и ГАТС. Однако все эти соглашения содержат некоторые специфические правила, которые превалируют над правилами и процедурами ДРС.
Компании в таких спорах не участвуют, они могут либо полностью доверить защиту своих интересов правительствам, либо принимать участие в качестве третьей стороны.
В рамках ВТО существуют два основных способа урегулирования споров:

  • поиск взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций
  • обращение в Орган по урегулированию споров (далее ОРС).

На практике ОРС – это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он собирается один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать третейскую группу, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа и осуществлять надзор за применением вынесенных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок по Соглашению об учреждении ВТО.

Процедура урегулирования спора в случае обращения в ОРС состоит из трех основных этапов:

  • консультации между сторонами;
  • разбирательство в рамках ОРС;
  • выполнение сторонами спора решения ОРС.

Теперь более подробно остановимся на этапах урегулирования торговых споров.

1. Проведение консультаций.
Процедура урегулирования спора начинается с консультаций. Стороны должны приступить к консультациям в 30-дневный срок с даты получения запроса на проведение консультаций. Их общая продолжительность не должна превышать 60 дней.

2. Учреждение третейской группы.
В случае если в течение консультаций сторонам не удалось прийти к согласованному решению, то они запрашивают об учреждении третейской группы. Третейская группа создается на заседании ОРС, следующим за тем, в ходе которого была подана такая просьба. В состав группы входят высококвалифицированные правительственные или неправительственные эксперты. Как правило, состоят они из 3 членов, если только в течение 10 дней с даты ее учреждения стороны спора не достигнут соглашения о формировании третейской группы из 5 человек.
Функция такой группы состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей на основе Договоренности по правила и процедурам разрешения споров.

Читайте так же:  Типовой договор на обучение на курсах

3. Рассмотрение дела на стадиях производства.
На первом слушании третейской группы стороны и иные третьи лица, заинтересованные в споре излагают свою позицию по предмету спора. На втором слушании предоставляются письменные доказательства и устные контраргументы по позициям противоположных сторон по предмету спора. В случае если какие–то факты, предоставляемые сторонами, требуют привлечения эксперта, третейская группа может провести консультации с экспертами или назначить экспертную группу для подготовки рекомендательного заключения по предмету спора.

4. Предварительный доклад третейской группы.
После прений сторон третейская группа готовит и направляет спорящим сторонам предварительный доклад, состоящий исключительно из описательных разделов и не содержащий выводов и заключений. В течение двух недель у них есть возможность прокомментировать и ознакомиться с первичным проектом решения. Если никаких замечаний и предложений не поступает, то этот доклад рассматривается как окончательный и распространяется среди членов ВТО.

5. Предварительное решение для сторон.
Предварительное решение содержит выводы и заключения третейской группы по существу предмета спора, которое тоже в свою очередь направляется сторонам, предоставляя им возможность потребовать пересмотра предварительного решения в течение одной недели.

6. Окончательное решение ОРС.
Окончательный доклад третейской группы также направляется сторонам и распространяется среди прочих членов ВТО. В течение 60 дней с даты распространения окончательного доклада третейской группы среди членов ВТО он принимается на очередном заседании ОРС на основе негативного консунсуса.

7. Апелляция.
В рамках ОРС учрежден постоянно действующий Апелляционный орган. Он состоит из семи лиц, из которых по одному делу свои функции выполняют только трое.
На апелляцию доклада третейской группы могут подать только стороны спора. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады составляются на основе предоставленной сторонами спора информации.
Апелляция может быть назначена только для разрешения вопросов толкования норм соглашений ВТО и не может использоваться для пересмотра дел по существу или для оценки новых фактов.

8. Сроки для принятия решений.
Если иное не оговорено сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы ОРС и датой рассмотрения ОРС доклада третейской группы, как правило, не может превышать 9 месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция или 12 месяцев, если такая апелляция подана.

9. Контроль за выполнением рекомендаций и решений.
В течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС в течении разумного периода времени. Разумный период времени не должен превышать 15 месяцев с даты принятия доклада третейской группы или решения Апелляционного органа. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств продолжительность этого периода может варьироваться.
Если рекомендации и решения не выполняются в течение разумного периода времени, то сторона, чьи права в рамках членства в ВТО были нарушены, имеет право на компенсацию и временное приостановление уступок.
Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным сроком, то вопрос может быть решен путем обязывающего арбитража.

С даты образования ВТО (1995 г.) и по 2006 г. было рассмотрено 356 торговых споров.

Урегулирование торговых споров

Невыполнение обязательств по соглашению — классическая причина международных торговых споров вообще, в том числе споров с участием России. Договорно-правовая база торгово-экономических взаимоотношений России с третьими странами основывается на 2000 соглашений (основная их часть приходится на долю стран СНГ), причем некоторые из них по объему обязательств сопоставимы с ГАТТ и другими соглашениями системы ВТО. В этом контексте следует отметить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года и многосторонний Договор к Энергетической хартии 1994 года, которые максимально приближены к ГАТТ.

В настоящее время, по имеющимся данным, против России применяется более 100 дискриминационных торговых ограничений, ежегодный ущерб от которых достигает 2,5 млрд. долларов. Такие ограничения применяются в отношении российского экспорта стали, проката, удобрений и многих других товаров. Большинство из них, как считают некоторые эксперты, применяются в нарушение действующих двусторонних торговых договоров. Вместе с тем, поскольку эти договора не предусматривают процедуру разрешения споров, связанных с невыполнением обязательств, список претензий со стороны России к своим торговым партнерам только растет.

Среди аргументов «за присоединение к ВТО» часто упоминается следующий: участвуя в ВТО, Россия получит доступ к механизмам разрешения споров (предусмотренных в Договоренности ВТО по правилам и процедурам разрешения споров — ДРС) и, разрешив по крайней мере часть имеющихся конфликтов в свою пользу, улучшит условия доступа своих товаров на внешние рынки и — тем самым — экономические показатели деятельности конкретных предприятий. Рассмотрим, как же функционирует эта процедура в ВТО.

ДРС применяется ко всем спорам, возникающим по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия ДРС.

Орган по разрешению споров (ОРС) является центральным органом, уполномоченным обеспечивать соблюдение правил и процедур, установленных ДРС. На практике ОРС — это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он заседает один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать арбитражную комиссию, принимать доклады арбитражной комиссии или Апелляционного органа, осуществлять надзор за применением судебных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок (иными словами, разрешать уклоняться от выполнения обязательств) по Соглашению об учреждении ВТО.

Процедуры разрешения споров, определенные ДРС, сводятся к следующим

Консультации — это основной метод разрешения спора в системе ВТО. Консультации обычно ведутся по дипломатическим каналам. Встрече представителей государств, участвующих в споре, обычно предшествует переписка. Компетентные органы государства, чьи интересы нарушены (обычно это министерство иностранных дел, министерство торговли или иное ведомство, отвечающее за торговую политику), направляют соответствующему органу другого государства имеющуюся у него информацию о предмете торгового спора. В этой информации объясняется, почему та или иная мера нарушает интересы этого государства, в чем ее несоответствие международным соглашениям, и предлагается отменить меру либо провести специальные консультации. Органы государства, которым направляется информация, в свою очередь могут либо пойти навстречу предложению об отмене меры (что бывает крайне редко), либо представить свои аргументы, обосновывающие ее введение. Однако, как правило, решить проблему по переписке не удается, и стороны договариваются о проведении консультаций.

ДРС устанавливает временные рамки для консультаций. Участник должен ответить в течение десяти дней на запрос другого участника, и консультации должны начаться в течение трех дней после первоначального запроса. Если участник отказывается вступить в процесс консультаций, то жалующийся участник имеет право добиваться немедленного учреждения арбитражной комиссии. Если по истечении шести дней консультаций не удается достичь соглашения, удовлетворяющего стороны, или же обе стороны договорились до истечения шести дней о том, что соглашения достигнуто быть не может, жалующаяся сторона может потребовать созыва арбитражной комиссии. Если же вопрос, который подлежит рассмотрению, является безотлагательным, как, например, в случае, когда речь идет о скоропортящихся товарах, процесс консультаций ускоряется.

Содействие, примирение и посредничество

Если стороны не способны разрешить свои споры путем консультаций, ДРС предлагает на выбор различные альтернативы примирения сторон, чтобы избежать носящего судебный характер процесса арбитражной комиссии. Генеральный директор ВТО может выступить с предложением об оказании надлежащего содействия, посредничества или примирения сторон в разрешении их спора в процессе консультаций или процессе, проводимом арбитражной комиссией, но только с согласия сторон. Если обе стороны, участвующие в споре, согласны, арбитраж может быть использован в качестве альтернативы системе рассмотрения вопроса в рамках арбитражной комиссии.

Читайте так же:  Приказ об утверждении штатного расписания доу образец

Учреждение арбитражной комиссии

Если консультации не привели к взаимосогласованному решению в течение 60 дней после получения просьбы о проведении консультаций, сторона, подавшая жалобу, может запросить ОРС учредить арбитражную комиссию, состоящую из трех независимых экспертов в области торговли. Цель комиссии — вынести решение судебного характера по предмету спора.

Выбор состава арбитражной комиссии

Для того чтобы ускорить отбор экспертов, Секретариат ВТО утверждает реестр квалифицированных представителей правительств и неправительственных экспертов. Стороны, участвующие в споре, проводят консультации с Секретариатом, который ведет реестр, с тем, чтобы достичь соглашения в отношении того, какие три лица будут включены в состав арбитражной комиссии. Если соглашение в отношении учреждения арбитражной комиссии не может быть достигнуто в течение 20 дней, Генеральный директор имеет право определить состав арбитражной комиссии сам.

Поскольку Соединенные Штаты и Европейские сообщества являлись участниками примерно половины споров, принятых к рассмотрению в рамках ГАТТ и затем ВТО, до сих пор состав арбитражных комиссий формировался из числа представителей малых наций, таких как Норвегия и Новая Зеландия. Когда происходит урегулирование спора между участником, который является развивающейся страной, и участником, который является развитой страной, развивающаяся страна может потребовать, чтобы арбитражная комиссия включала в себя по меньшей мере одного эксперта из развивающейся страны, являющейся участником ВТО.

Полномочия арбитражных комиссий

ДРС решил эту проблему путем утверждения полномочий по стандартной форме, которая применяется, если только стороны не договорились о другом. Стандартные полномочия определяются следующим образом:

«Изучить в свете соответствующих положений (наименование охваченного(ых) соглашения(ний), названного(ых) сторонами спора), вопрос, переданный на рассмотрение ОРС стороной (наименование стороны) спора, и сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в данном (данных) соглашении (соглашениях)».

Процедуры арбитражных комиссий

В течение первой «организационной встречи» арбитражная комиссия определяет календарный график работы. Обычно в течение двух месяцев с момента формирования арбитражной комиссии стороны обмениваются первыми экземплярами заявлений в письменной форме. В течение двух недель после обмена заявлениями арбитражная комиссия проводит первую встречу со сторонами, в ходе которой стороны защищают свои позиции и отвечают на вопросы, заданные арбитражной комиссией. В течение четырех недель после первого заседания арбитражной комиссии стороны обмениваются опровержениями, сделанными в письменной форме, которые рассматриваются на втором заседании.

Арбитражная комиссия затем распространяет описательные (содержащие факты и аргументы) разделы их доклада среди сторон с целью получения замечаний в письменной форме. После получения комментариев сторон издается промежуточный доклад, который включает выводы и заключения арбитражной комиссии. Стороны могут сделать дополнительные замечания по промежуточному докладу и, если будет высказано такое пожелание, проводится другое заседание. Промежуточный доклад, включая выводы, затем распространяется среди спорящих сторон для дальнейших комментариев.

На этой стадии существует надежда, что стороны придут к соглашению между собой, поскольку они видят направление, в котором движется арбитражная комиссия в выработке решений. Если никакого соглашения достигнуто не было, издается заключительный доклад, который передается сторонам и распространяется среди всех участников ВТО. Вопрос о рассмотрении Доклада включается в повестку дня следующего заседания Совета ВТО.

Как правило, арбитражная комиссия не заседает более шести месяцев, начиная со дня ее создания и до принятия заключительного доклада. Для дел, имеющих безотлагательный характер, доклад должен быть представлен в течение трех месяцев.

Арбитражная комиссия может потребовать информацию или воспользоваться консультацией технического характера от любого лица или органа, которые она сочтет подходящими.

Апелляционный орган

Апелляционный орган рассматривает апелляции в связи с докладами арбитражной комиссии. В соответствии с порядком рассмотрения апелляций любая из сторон, участвующая в споре, имеет право подать апелляцию на решение комиссии в связи с ее выводами, которые касаются вопросов права или правового толкования. Выводы комиссии по вопросам права могут быть утверждены, изменены или отменены Апелляционным органом. Апелляционный орган не вправе отменять выводы комиссии в отношении фактов. Только основные стороны спора могут обжаловать доклад комиссии, хотя третьи стороны могут сделать письменное заявление и им должна быть предоставлена возможность быть заслушанными Апелляционным органом, если они имеют существенный интерес в деле. Хотя принцип обязательности прецедента, присущий общему праву, не применяется в ВТО, доклады комиссий ВТО оказывают влияние на решения, принимаемые комиссией и Апелляционным органом.

Апелляционный орган состоит из семи человек, которые доказали свою компетентность в области международного торгового права. Они назначаются на четырехлетний срок. Трое из них могут быть задействованы в одном и том же отдельном споре.

Обычно продолжительность процедуры апелляции должна ограничиваться 60 днями с момента ее начала и до окончания, и в любом случае процедура не должна продолжаться более 90 дней. Как правило, все решения комиссии обжалуются.

Рассмотрение и одобрение докладов

В своих докладах комиссия и Апелляционный орган представляют рекомендации, адресованные участнику, на которого подана жалоба, о приведении мер, не соответствующих обязательствам, в соответствие с данным соглашением.

Рекомендации комиссии сами по себе не имеют юридической силы. Участник, против которого подана жалоба, обязан их исполнить только после утверждения ОРС.

Общий срок осуществления процедуры, исчисляемый с даты создания комиссии до даты принятия доклада комиссии, как правило, не должен превышать 9 месяцев. В случае подачи апелляции доклад не рассматривается до окончания процесса ее рассмотрения. Также как и при принятии доклада арбитражной комиссии, доклад Апелляционного органа автоматически одобряется ОРС через 30 дней с момента его распространения среди участников, если только не будет достигнут консенсус в отношении отклонения доклада.

Контроль за выполнением рекомендаций и решений

Выполнение принятых рекомендаций является предпочтительным завершением процесса в рамках ДРС. ДРС определяет, что «надлежащее соблюдение рекомендаций или решений ОРС важно для обеспечения эффективного разрешения споров в интересах всех участников». На заседании ОРС, которое проводится через 30 дней после принятия рекомендаций комиссии или Апелляционного органа, сторона, на которую подана жалоба, должна изложить ОРС планы выполнения рекомендаций. В случае, если незамедлительное выполнение рекомендаций невозможно, это должно быть сделано в «разумный срок», определяемый сторонами, который является удовлетворительным также и для ОРС. Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным сроком, вопрос решается путем обязывающего арбитража. Исполнение в полной мере не должно откладываться более, чем на 15 месяцев, считая с даты принятия доклада.

ОРС осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, содержащихся в докладе, и вопрос о выполнении рекомендаций автоматически включается в повестку дня ОРС через шесть месяцев с даты определения срока исполнения и остается в повестке дня до решения поднятого вопроса. При невыполнении рекомендаций в полной мере в установленный период времени, отвечающая сторона, если ее об этом попросят, должна начать переговоры со стороной, подавшей жалобу, с целью определения взаимовыгодной компенсации. Если не будет достигнуто соглашение о компенсации, или отвечающая сторона не сумеет надлежащим образом выполнить рекомендации в разумный период времени, ОРС может разрешить стороне, подавшей жалобу, приостановить действие уступок и обязательств по отношению к ответчику в качестве ответной меры. Если по истечении 30 дней с даты окончания «разумного срока» не удается достичь соглашения, разрешение на приостановление считается автоматически полученным, если его предоставление не было отклонено на основе консенсуса. Принцип аннулирования уступок (ответных мер) может быть использован как крайняя мера для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных ГАТТ.

Например, один из участников, в отношении которого была подана жалоба, увеличил свои импортные пошлины на ввоз конкретного товара таким образом, что это привело к сокращению поставок другого участника на 100 млн. долларов, тогда в качестве ответной меры «пострадавший» участник может аналогичным образом увеличить пошлины на ввоз товара первого участника с тем, чтобы его потери были бы примерно такими же.

Читайте так же:  Пособие для аналитика

Ответные меры носят временный характер и должны применяться до выполнения рекомендаций или до достижения взаимоприемлемого решения. Одностороннее применение ответных мер или применение ответных мер вне порядка, предусмотренного ВТО, не допускается.

Такова достаточно непростая, но — как показывает практика — эффективная процедура разрешения споров в ВТО. Очевидно, что использование ее преимуществ потребует как минимум подготовки грамотных российских специалистов, которые смогут защитить интересы страны в торговых спорах.

Россия начала торговый спор с США в ВТО

Фото: Пресс-служба ВТО

Москва, 2 июля — «Вести.Экономика». Всемирная торговая организация уведомила страны о начале торгового разбирательства по вопросу с США о пошлинах на сталь и алюминий после подачи жалобы со стороны России.

ВТО получила просьбу России о начале спора по поводу правомерности применения США импортных пошлин на сталь и алюминий. В пресс-релизе организации отмечается, что власти РФ усматривают в действиях США нарушение ранее заключенных торговых соглашений.

«Российская Федерация запросила в ВТО консультации в споре с США по вопросу американских пошлин на определенную импортируемую продукцию из стали и алюминия. Просьба была распространена 2 июля среди членов ВТО.

Россия заявляет, что пошлины США на 25% и 10% на импортируемую продукцию из стали и алюминия не соответствуют положениям Соглашения ВТО по тарифам и торговле от 1994 года и Соглашения о защитных мерах».

С учетом данного запроса это уже седьмая жалоба на пошлины США на сталь и алюминий, инициированная со стороны стран, входящих в ВТО. Ранее жалобы на действия США в ВТО подали Европейский союз, Индия, Канада, Китай, Норвегия и Мексика.

Механизм решения споров в рамках ВТО. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Механизм решения торговых споров между государствами был создан в 1947 г. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественника Всемирной торговой организации (ВТО).

В ГАТТ эта система работала недостаточно эффективно: в частности, вердикты должны были приниматься только на основании общего консенсуса, из-за чего большинство споров могли оставаться без решения десятилетиями.

При учреждении ВТО в 1994 г. механизм решения споров был изменен. В настоящее время регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров. Согласно документу, любая страна в ответ на ущемление своих интересов (например, демпинг) со стороны государства-торгового партнера или нарушение ранее достигнутых договоренностей может направить на него жалобу в ВТО.

Согласно регламенту, рассмотрение жалобы состоит из четырех последовательных этапов: консультаций, экспертного рассмотрения, вынесения вердикта и возможной апелляции. Спор может быть урегулирован на любом из этих этапов.

Этап консультаций длится минимум 60 дней. На нем сторонам спора дают время договориться между собой самостоятельно или с привлечением посредника, например, генерального директора ВТО. Если консультации не приводят к урегулированию разногласий, участники спора могут подать заявку на создание группы разрешения спора (иногда ее называют экспертной или третейской группой, а также панелью арбитров).

В такую группу входят от 3 до 5 специалистов, которые не являются официальными представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон конфликта. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы, в случае сложных ситуаций группа приглашает экспертов. По истечении 6 месяцев после создания группа вносит в Орган решения споров ВТО (ОРС) свой проект заключения.

ОРС, фактически, является генеральным советом ВТО. Поэтому жалобы, достигшие этапа рассмотрения на его уровне, могут рассматривать все страны-члены организации. Вердикт по конкретным жалобам выносится на основании «отрицательного консенсуса»: доклад третейской группы принимается, если хотя бы одна страна не возражает против его принятия.

Если участники спора не удовлетворены вердиктом ОРС, они имеют право подать апелляцию. Ее рассматривает группа из трех членов постоянного апелляционного органа. Доклад апелляционного органа принимается ОРС по тому же принципу «отрицательного консенсуса», данное решение обжалованию уже не подлежит.

В совокупности дело в рамках разрешения споров рассматривается не меньше года (или года и трех месяцев в случае подачи апелляции). В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться решить спор самостоятельно.

Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС, при этом страны должны договориться о компенсации. Например, проигравшая сторона может понизить тарифы на ввоз конкретной группы товаров. Если та этого не сделает, выигравшему дело государству могут позволить в ответ ввести квоты или повысить тарифы.

При этом правила ВТО требуют, чтобы подобная ответная мера была временной и, по возможности, касалась только сектора экономики, затронутого в данном споре. В Договоренности о правилах и процедурах урегулирования споров подчеркивается, что цель системы разрешения споров в рамках ВТО — не наказание виновных, а поиск решения конфликта.

Всего с 1995 г. в ВТО поступило 490 жалоб, из них 93 удалось решить на уровне консультаций, и лишь четыре жалобы закончились разрешением введения ответных мер. Остальные жалобы остаются на этапе консультаций и рассмотрения. Например, 4 иска в ВТО находятся на стадии консультаций с 1995 г.

Больше всего жалоб направили и получили США (108 и 123 жалоб соответственно). Среди наиболее известных из них — дело о запрете поставок в ЕС генно-модифицированных продуктов из Аргентины, США и других стран. По итогам трехлетнего рассмотрения ОРС объявил запрет незаконным, но потребовал от импортеров наносить маркировку «содержит ГМО» на соответствующую продукцию.

По состоянию на март 2014 г. Россия (член ВТО с 2012 г.) выступала истцом по двум искам и ответчиком по пяти делам. Из других стран СНГ споры с помощью ВТО решали Украина (3 раза в качестве истца, 2 раза в качестве ответчика), Молдавия (по 1 в качестве истца и ответчика) и Армения (1 иск в качестве ответчика).