Технические требования к тракторам

Рубрики Статьи

ГОСТ 27434-87
Тракторы промышленные. Общие технические условия

Общие технические условия

Industrial tractors. General specifications

МКС 65.060.10
ОКП 47 2700

Дата введения 1989-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 N 3805

Изменение N 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 28.05.2002)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3. ВЗАМЕН ГОСТ 19677-74 (в части промышленных тракторов)

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, раздела

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (июнь 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в апреле 1989 г., сентябре 2002 г. (ИУС 7-89, 12-2002)

Настоящий стандарт распространяется на гусеничные промышленные тракторы общего назначения (далее — тракторы) классов до 75 включительно без технологического (рабочего) оборудования.

Стандарт не распространяется на промышленные тракторы специального назначения (болотоходные, мелиоративные, подводные, земноводные, подземные, шагающие, плавающие), погрузочные и трубоукладочные модификации промышленных и промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов.

Требования по пп.2.4, 2.7 (в части поддержания теплового режима), 2.8 (в части опускания оборудования при неработающем двигателе), 2.28 (в части мест ввода измерительных портативных приборов для диагностирования), 2.21 (в части конструкции уменьшителя хода), 2.22 и 2.30 распространяются на тракторы, технические задания на проектирование которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Тракторы по номинальным тяговым усилиям подразделяют на классы: 3, 4, 6, 10, 15, 25, 35, 50, 75.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Тракторы следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке, и техническим условиям на тракторы конкретной модели.

2.2. Значения основных показателей технического уровня и качества тракторов — по стандарту общих технических требований на промышленные тракторы.

2.3. Тракторы должны быть оборудованы устройством, исключающим запуск двигателя при включенной передаче.

2.4. Конструкция коробки перемены передач должна обеспечивать переключение передач на ходу.

2.5. Конструкция тракторов должна предусматривать возможность установки вала отбора мощности (ВОМ), обеспечивающего полную передачу мощности от двигателя, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Установка ВОМ — по заказу потребителя.

2.6. Тракторы должны иметь заправочные емкости для топлива, обеспечивающие продолжительность выполнения работ любых видов без дозаправки топливом в течение не менее 12 ч.

2.7. Тракторы должны иметь пусковой двигатель (агрегат) с электростартерным пуском или прямой электростартерный запуск.

Тракторы по требованию потребителя должны быть оборудованы средствами тепловой подготовки, обеспечивающими пуск двигателя не более чем за 30 мин при температуре окружающего воздуха минус 40 °С.

По заказу потребителя на тракторах должны быть установлены устройства для автоматического поддержания тепла двигателя в межсменный период или подготовки его к пуску по заданной программе.

2.6, 2.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8. Тракторы должны быть оборудованы гидросистемой управления приводами технологического (рабочего) оборудования.

Привод гидросистемы должен быть независим от трансмиссии.

Тип гидропривода должен быть раздельно-агрегатным с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией рабочей жидкости.

Конструкция гидропривода должна обеспечивать опускание оборудования при неработающем двигателе и отсутствии напряжения в бортовой сети.

Тракторы классов до 15-го включительно могут иметь негидрофицированные модификации.

2.9. Тракторы должны иметь установочные места для крепления навесных машин и навесного оборудования — по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.11. Тракторы должны иметь электрооборудование в соответствии с требованиями ГОСТ 3940*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52230-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Фары головного освещения должны иметь световое отверстие диаметром 170 мм и допускать установку инфракрасных фильтров.

По согласованию с потребителем допускается устанавливать головные фары другого диаметра.

2.12. Конструкция тракторов должна предусматривать возможность установки защиты ходовой системы и агрегатов трактора, расположенных у днища. Допускается на тракторах с независимой эластичной подвеской не предусматривать возможность защиты ходовой системы.

2.13. Максимальная расчетная транспортная скорость движения по грунтовым дорогам должна быть не менее:

13 км/ч — тракторов с эластичной подвеской ходовой системы;

10 км/ч — тракторов с полужесткой подвеской ходовой системы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.14. Механизмы поворота должны обеспечивать поворот трактора вокруг полностью заторможенной гусеницы.

2.15. Тракторы должны сохранять работоспособность на подъеме (спуске) и склоне, крутизна которых должна соответствовать значениям, указанным в таблице.

Технические требования к тракторам

(ВКЛЮЧАЯ ПАРАМЕТРЫ), ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА К МАШИНАМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

I. Тормозные системы

1. Тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении:

а) для тракторов и самоходных машин — согласно пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019;

б) для тракторов малогабаритных — согласно пункту 4.20 ГОСТ 12.2.140;

в) для прицепов и полуприцепов тракторных — согласно пункту 5.5 ГОСТ Р 52746;

г) для самоходных дорожно-строительных машин — согласно пунктам 4.3 — 4.5 ГОСТ Р ИСО 3450;

д) для лесопромышленных и лесохозяйственных колесных тракторов, лесозаготовительных и лесохозяйственных колесных машин — согласно пунктам 7.5 и 7.6 ГОСТ Р ИСО 11169;

е) для лесопромышленных и лесохозяйственных гусеничных тракторов, лесозаготовительных и лесохозяйственных гусеничных машин — согласно пунктам 6.1.1 и 6.1.2 ГОСТ Р ИСО 11512;

ж) для снегоходов — согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 50944;

з) для снегоболотоходов — согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 50943;

и) для погрузчиков, штабелеров — согласно пунктам 3.2 и 4.1 ГОСТ Р 51348.

2. Рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

3. Утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы не допускается.

4. Подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов либо соединений в гидравлическом тормозном приводе не допускаются.

5. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается.

6. Механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается.

7. Наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается.

8. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

9. Набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются.

10. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа).

II. Рулевое управление

11. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии) не допускается.

12. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается.

13. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия данных, установленных изготовителем, — следующие предельные значения:

для тракторов, включая малогабаритные, и самоходных сельскохозяйственных машин — не более 25 градусов;

для снегоходов и снегоболотоходов — не более 15 градусов.

14. Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

15. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

16. Максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией машины.

III. Механизм управления машин на гусеничном ходу

17. Свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, допускаемых изготовителем.

18. Должен обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при полном перемещении рычага управления на себя.

19. Свободный ход тормозных педалей не должен превышать значения, установленные изготовителем.

20. Различная величина свободного хода тормозных педалей не допускается.

IV. Внешние световые приборы

21. Применение устройств освещения и световой сигнализации определяется:

а) для сельскохозяйственных и лесных тракторов — ГОСТ Р 41.86;

б) для тракторов малогабаритных — пунктами 8.2 и 8.3 ГОСТ 12.2.140;

в) для самоходных сельскохозяйственных машин — пунктом 8.6 ГОСТ 12.2.019;

г) для прицепов и полуприцепов тракторных — ГОСТ 8769;

д) для снегоходов — пунктами 5.2.21 и 5.2.22 ГОСТ Р 50944;

е) для снегоболотоходов — пунктами 5.2.21 и 5.2.22 ГОСТ Р 50943.

22. Разрушение и отсутствие рассеивателей световых приборов либо использование рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора, не допускаются.

23. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.

24. Установка спереди машины световых приборов с огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, не допускается.

25. На машинах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также на машинах, передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 км/ч и более и имеющих ширину более 2,55 метра , должны устанавливаться специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света.

V. Стеклоочистители и стеклоомыватели

26. Машины, имеющие кабину, должны оснащаться хотя бы одним стеклоочистителем.

27. Применение стеклоочистителей и стеклоомывателей для сельскохозяйственных и лесных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин должно соответствовать пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 12.2.120.

28. Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны.

29. Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону очистки стекла.

VI. Колеса, шины и гусеницы

30. Шины колес должны иметь остаточную высоту почвозацепов (рисунка протектора):

а) ведущих колес:

не менее 5 мм — для тракторов класса до 2 т включительно;

не менее 10 мм — для тракторов класса 3 т и выше;

б) управляемых колес:

не менее 2 мм — для тракторов класса до 2 т включительно;

не менее 10 мм — для тракторов класса 3 т и выше;

в) колес прицепов — не менее 1 мм .

31. Шины не должны иметь внешние повреждения (пробоины, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

32. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается.

33. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов устранения их сваркой не допускается.

34. Видимое нарушение формы и (или) размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускается.

35. Шины по размеру или допустимой нагрузке должны соответствовать модели машины.

36. Установка на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей, с разными рисунками протектора не допускается.

37. Давление в шинах не должно превышать значения, указанные в маркировке шин. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,01 МПа (0,1 кгс/см2).

38. Провисание гусеничных цепей машин на гусеничном ходу не должно превышать значение, предусмотренное изготовителем, а если такое значение отсутствует — не должно превышать 65 мм .

39. Остаточная высота почвозацепов машин на гусеничном ходу должна быть не менее 7 мм .

40. Число звеньев в левой и правой гусеничных цепях должно быть одинаково.

41. Наличие трещин и изломов в звеньях гусеничной цепи не допускается.

42. Разность провисаний левой и правой гусеничных цепей не должна превышать значение, предусмотренное изготовителем, а если такое значение отсутствует — не должна превышать 5 мм .

VII. Двигатель и его системы

43. Уровень дымности отработавших газов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин с дизелями должен соответствовать ГОСТ Р 17.2.2.02.

44. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах машин с бензиновыми двигателями должно соответствовать требованиям, предусмотренным изготовителем.

45. Содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя снегоходов, четырехколесных внедорожных мототранспортных средств и снегоболотоходов не должно превышать 4,5 процента (в объемных долях).

46. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются.

47. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны.

48. Система питания машин, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична. На наружную поверхность газовых баллонов машин, оснащенных такой системой питания, должны наноситься их паспортные данные, в том числе дата действующего и последующего освидетельствования. Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.

Читайте так же:  Не являются субъектами взятки

49. Выпускные системы двигателей должны быть исправными и комплектными.

VIII. Прочие элементы конструкции

50. Тракторы и самоходные дорожно-строительные машины должны укомплектовываться зеркалами заднего вида слева и справа.

Снегоходы (кроме снегоходов категории S1 по ГОСТ Р 50944) должны оборудоваться зеркалом заднего вида. Установленные на снегоходах зеркала должны соответствовать требованиям пункта 5.4.2 ГОСТ Р 50944.

Снегоболотоходы (кроме снегоболотоходов категории SB1 по ГОСТ Р 50943) должны оборудоваться зеркалом заднего вида. Установленные на снегоболотоходах зеркала должны соответствовать требованиям пункта 5.4.2 ГОСТ Р 50943.

51. Наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

52. Замки дверей кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренные конструкцией, должны быть работоспособны.

53. Запоры бортов грузовой платформы прицепов и полуприцепов должны быть работоспособны.

54. Аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения кабины должны быть работоспособны.

55. Предусмотренные конструкцией самоходных машин звуковые сигналы должны быть исправны.

Звуковой сигнал при приведении в действие органа его управления должен издавать непрерывный и монотонный звук.

Уровень звука сигнала должен быть в пределах 90 — 112 дБА при заглушенном двигателе.

56. На прицепах и полуприцепах должны устанавливаться задние защитные устройства, предусмотренные конструкцией.

57. Тракторные прицепы и полуприцепы должны оборудоваться работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами). Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства.

58. Прицепы (за исключением одноосных и роспусков) должны оборудоваться устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговой машиной.

59. Деформация сцепной петли или дышла прицепа, нарушающая их положение относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются.

60. Машины должны оснащаться ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией. Ремни безопасности не должны иметь следующие дефекты:

а) надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;

б) замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

в) лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

г) при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

61. Тракторы, самоходные дорожно-строительные, самоходные сельскохозяйственные машины, прицепы и полуприцепы должны укомплектовываться не менее чем 2 противооткатными упорами.

62. Самоходные машины должны оснащаться не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л .

Огнетушитель должен быть опломбирован, и на нем должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.

63. Аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на тракторах, самоходных дорожно-строительных машинах, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны надежно закрепляться в местах, предусмотренных конструкцией.

64. Колесные тракторы и машины должны оборудоваться надколесными крыльями. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин.

65. Отсутствие предусмотренных конструкцией машин грязезащитных фартуков и брызговиков не допускается.

66. Фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении, должны быть работоспособны.

67. Подтекание масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, мостов, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых гидравлических устройств не допускается.

68. Предусмотренное конструкцией самоходной машины устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче, должно быть работоспособно.

69. Повышенное перемещение в подвижных сопряжениях машин не допускается.

70. Движущие (вращающиеся) части машин (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и т.п.) должны быть огорожены защитными кожухами.

71. Ослабление крепления кабины, двигателя, компрессора, пускового двигателя, облицовки, рабочих органов, других элементов конструкции не допускается.

72. Рычаги управления рабочими органами машин и орудия в заданных положениях должны обеспечиваться надежной фиксацией.

73. Установка дополнительных предметов или нанесение покрытий, ограничивающих обзор с места водителя, ухудшающих прозрачность стекол, влекущих опасность травмирования, не допускается.

На верхнюю часть ветрового стекла машины могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727.

74. Замена аккумуляторных батарей, применяемых для запуска двигателя машины, а также аккумуляторных батарей машин с электроприводом батареи, напряжение, масса или размеры которых отличаются от предусмотренных изготовителем, не допускается.

75. Предусмотренные конструкцией устройства, предотвращающие самопроизвольный запуск рабочих органов машин, должны быть работоспособны.

76. Предохранительные муфты привода рабочих органов машин должны быть исправны и отрегулированы.

77. Предусмотренные конструкцией устройства для экстренного отключения рабочих органов должны быть работоспособны.

78. Предусмотренные конструкцией устройства для снятия статического электрического заряда должны быть работоспособны.

79. Дисбаланс вращающихся частей машин, превышающий установленные изготовителем значения, не допускается.

80. Самоходные машины должны оборудоваться знаком аварийной остановки.

81. На машинах сзади должен устанавливаться государственный регистрационный знак.

Государственный регистрационный знак должен устанавливаться на плоской вертикальной поверхности, при этом должно исключаться загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции, а государственный регистрационный знак не должен закрывать внешние световые и светосигнальные приборы и выступать за боковой габарит.

Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии машины или слева от нее по направлению движения машины.

82. На колесных тракторах класса 1,4 и выше, работающих с прицепами, должен устанавливаться знак «Автопоезд».

83. На самоходных машинах, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 30 км/ч , должен устанавливаться знак «Тихоходное транспортное средство».

ГОСТ 25942-90 Тракторы и сельскохозяйственные машины. Устройства быстросоединяющие. Требования к конструкции

Текст ГОСТ 25942-90 Тракторы и сельскохозяйственные машины. Устройства быстросоединяющие. Требования к конструкции

ТРАКТОРЫ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ

УСТРОЙСТВА БЫСТРОСОЕДИНЯЮЩИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

ГОСТ 25942-90 (СТ СЭВ 3088-89)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Тракторы и сельскохозяйственные машины

Настоящий стандарт распространяется на быстросоединяющие сцепные устройства (в дальнейшем — БСУ) для навесных сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами от 0,6 до 4.

1. БСУ должно обеспечивать присоединение навесной машины к трактору при следующих положениях машины:

1) при продольном наклоне машины вперед на угол ai до 5°> при продольном наклоне назад на угол ct2 до 4° (черт. 1);

Требования к конструкции

Tractors and machinery for agriculture. Quick-connective devies. Construction requirements

Дата введения 01.01.92

© Издательство стандартов, 1990

2) при боковом перекосе машины относительно трактора в го* ризонтальной плоскости (угол подъезда трактора к машине) на угол р до ±5° (черт. 2);

3) при поперечном наклоне машины на угол у до ±5° (черт. 3);

4) при поперечном смещении машины относительно трактора на величину Z не более ±20 мм (черт. 4).

2. Присоединение навесной машины к трактору при помощи

БСУ следует осуществлять с рабочего места оператора.

3. БСУ должны обеспечивать работу карданного вала с защитным кожухом.

1. РАЗРАБОТАН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

М. М. Фирсов, И. Ф. Шафоростов, Н. М. Орлов, С. Н. Колчим

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 09.04.90 № 827

3. Срок первой проверки — 1997 г.

Периодичность проверки — 5 лет

4. Стандарт соответствует СТ СЭВ 3088—89

5. ВЗАМЕН ГОСТ 25942—83

Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор Г. А. Теребинкина Корректор В И Кануркина

Сдано в наб 28.04 90 Лодп в печ. 06 08 90 0,375 уел п. л. 0,38 уел кр-отт 0,14 уч -изд л. Тнр 7000 Цена 5 к

Ордена «ЗнакПочета» Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП, Новопресненский пер , 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер ,6 Зак 2063

1.5. Требования, предъявляемые к трактору при работе в составе МТА

Трактор в сборе с разнообразными машинами-орудиями (в составе МТА) выполняет определенный технологический процесс, обусловленный его классификационным назначением. Сельскохозяйственные тракторы в основном движутся по почвам, на плодородие которых влияет давление, оказываемое их движителями. При этом в большинстве случаев тракторы должны иметь устойчивое прямолинейное движение в период предпосевной обработки почвы, а в ряде случаев — для последующей обработки пропашных культур.

Промышленные тракторы общего назначения должны иметь хорошую проходимость и сцепление с разнообразными грунтами, хорошую маневренность при выполнении разнообразных землеройных работ и т.п.

Лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы должны

иметь хорошую проходимость и маневренность в условиях леса и в то же время должны оказывать минимальное повреждающее воздействие травяного покрова почвы.

Условия технологических процессов и внешней среды работы разнообразных тракторов предъявляют к ним различные требования, порой противоречивые.

К трактору в составе МТА предъявляют различные эксплуатационные, экономические, технические, экологические и другие требования, которые вместе с приведенными выше можно условно подразделить на четыре основные группы:

требования технологического процесса работы МТА; технико-экономические требования; общетехнические требования;

требования охраны труда, безопасности движения и защиты окружающей среды.

Требования технологического процесса работы МТА должны обеспечивать условия для качественного выполнения проводимой работы. Основными агротехническими требованиями сельскохозяйственных тракторов, нарушение которых вызывает снижение плодородия почвы и ухудшение процесса ее обработки являются:

— малое давление движителей на почву (не более 0,045 МПа для гусеничных и 0,08. 0,11 МПа для колесных тракторов);

— относительно малая скорость движения трактора по обрабатываемой почве с целью сохранения ее структуры;

— способность агрегатироваться с большим комплексом машинорудий как по их установке на тракторе, так и по необходимой тяге на крюке;

— плавность и стабильность прямолинейного движения МТА при минимальных угловых и линейных колебаниях остова трактора;

— хорошая маневренность движения МТА при работе в междурядьях, характеризующаяся минимальным радиусом поворота;

— достаточный агротехнический и дорожный просветы (клиренс) трактора и защитные зоны для обработки пропашных культур.

Два последних требования относятся в основном к универсаль- но-пропашным колесным тракторам.

Технико-экономические требования относятся ко всем трак-

торам. Важнейшими из них являются требования высокой производительности МТА и его экономичности. Производительность оценивается почасовой выработкой, которая для сельскохозяйственных МТА,

в основном, зависит от ширины его захвата и скорости движения (га/ч), т.е. от тягового усилия трактора, числа и диапазона передач, величины буксования движителей. Для промышленных МТА, имею-

щих циклический характер работы, часовая выработка (т/ч) во многом зависит от времени и числа циклов, максимального тягового усилия трактора и массы перемещающейся призмы грунта (для землеройных работ). Для трелевочных тракторов и тракторов, выполняющих транспортные перевозки с применением колесных и санных прицепов, часовая выработка (т км /ч) зависит от массы древесины или других грузов и рабочей длины пути перевозки от места погрузки до места складирования.

Экономичность работы МТА обычно оценивают по расходу топлива на единицу выполненной работы, т.е. топливную экономичность. Последняя же, в основном, зависит от удельного расхода топлива двигателем при различных режимах его работы, от потерь при непроизводительных остановках движения МТА, от подбора передачи и других эксплуатационных причин.

Единицами топливной экономичности являются кг/га; кг/т и кг/(т км) соответственно при выполнении полевых, землеройных и транспортных работ.

Общетехнические требования направлены на обеспечение на-

дежности самого трактора и удобство его технического обслуживания и ремонта.

Надежность трактора характеризуется его долговечностью, безотказностью и ремонтопригодностью.

Основными показателями долговечности являются средний срок службы и ресурс. Срок службы – календарная продолжительность (в годах) всего времени использования трактора. Срок службы трактора находится в пределах от 8 до 15 лет и зависит от его годовой загрузки и качества эксплуатации.

Ресурс характеризует наработку (в часах или моточасах) агрегатов и узлов трактора до достижения ими предельного состояния. Ресурс для разных агрегатов, узлов и деталей колеблется в пределах 6…10 тыс. моточасов.

Требования охраны труда, безопасности движения и защиты окружающей среды в целом направлены на облегчение труда и безопасности тракториста при работе МТА.

Главными из них являются:

— обеспечение комфортности работы тракториста (совершенствование системы подвески его сиденья, создание необходимого микроклимата внутри кабины, уменьшение в ней уровня шума и т.п.);

— малые усилия на органах управления движением трактора и работой гидронавесной системы и удобство их расположения по отношению к трактористу;

— надежность работы тормозных механизмов трактора как при

движении МТА, так и при его остановках на уклонах;

— применение травмобезопасной кабины трактора с защитными приспособлениями при его опрокидывании;

— малый внешний уровень шума МТА;

— отсутствие выбросов отработанных масел, топлива и других ядовитых веществ на почву, небольшая токсичность выхлопных газов двигателя и токсичных продуктов изнашивания, загрязняющих природу.

Технические требования к тракторам

ГОСТ Р 51863-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ,
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ
И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 «Лесные машины»

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 января 2002 г. № 27-ст

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ, ТРАКТОРЫ
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Machines and tractors for forestry.
Safety requirements

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы, лесозаготовительные машины и лесовозные автопоезда (далее — машины) и устанавливает требования их безопасности.

Читайте так же:  Претензия в почтовую службу
2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности конструкции.

ГОСТ 12.2.120-88 (ИСО 3411-82, ИСО 3449-80, ИСО 3457-79, ИСО 3471-80, ИСО 3789-1-81, ИСО 3789-2-82, ИСО 4253-77, ИСО 4552-82, ИСО 5353-79, ИСО 5700-84, ИСО 6011-78, ИСО 6405-82, ИСО 6682-86, ИСО 6683-81) Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин.

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 22613-77 Система «человек — машина». Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования.

ГОСТ 22614-77 Система «человек — машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования.

ГОСТ 22615-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования.

ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы.

ГОСТ 26879-88 Тракторы сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Технические требования и методы испытаний.

ГОСТ 27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управления колесных машин.

ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86) Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления.

ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78) Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья.

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

ГОСТ Р 41.86-99 (Правила ЕЭК ООН № 86) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных и лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации.

ГОСТ Р ИСО 3164-99 Машины землеройные. Защитные устройства. Характеристика объема ограничения деформации при лабораторных испытаниях.

ГОСТ Р ИСО 8082-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты при опрокидывании. Требования безопасности и методы испытаний.

ГОСТ Р ИСО 8083-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний.

ГОСТ Р ИСО 8084-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний.

ГОСТ Р ИСО 11169-2000 Машины лесозаготовительные и лесохозяйственные колесные. Тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные колесные. Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем.

ГОСТ Р ИСО 11512-2000 Машины лесозаготовительные и лесохозяйственные гусеничные. Тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные гусеничные. Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем.

3. Требования к системе доступа и прохода

3.1. К рабочим местам и местам технического обслуживания машин должны быть обеспечены безопасные доступ и проход.

3.2. Для доступа на рабочее место, находящееся на высоте более 650 мм над опорной поверхностью машины, должны быть предусмотрены подножки, лесенки с поручнями, а также другие конструктивные устройства. В качестве опорной поверхности для ног допускается использовать верхнюю ветвь гусеничной ленты и другие конструктивные элементы машины.

3.3. Размеры лесенок и подножек должны соответствовать указанным в таблице 1 .

Ширина опорной поверхности, не менее

Глубина опорной поверхности, не менее

Свободная глубина, не менее

Свободная высота, не менее

Высота первой опорной поверхности лесенки или подножки над опорной поверхностью машины, не более

Интервал между опорными поверхностями подножек или ступеней, не более

* При опоре на поверхность двумя ногами.

** Глубина опорной поверхности лесенки, стоя на которой персонал может выполнять работы.

3.4. Подножка не должна перемещаться под действием массы оператора в горизонтальном и вертикальном направлениях более чем на 20 мм.

3.5. Опорные поверхности подножек и лесенок не должны иметь остаточной деформации при приложении к ним вертикальной сосредоточенной силы, равной 2·10 3 Н.

3.6. Высота мест обслуживания должна быть не более 1600 мм от опоры для ног персонала. В качестве опоры для ног допускается использовать поверхности или элементы конструкции машин, имеющие противоскользящее исполнение и размеры не менее 300×180 мм.

3.7. Рабочая поверхность металлических поручней должна быть покрыта материалом низкой теплопроводности толщиной не менее 0,5 мм.

3.8. Поручни должны быть установлены так, чтобы вокруг их поверхности было свободное пространство не менее 60 мм.

Длина поверхности поручня должна быть не менее 120 мм, диаметр — 15 — 38 мм. Если поручень имеет некруглое сечение, то радиус скругления кромок должен быть не менее 3 мм.

3.9. Поверхность поручня должна быть на высоте не более 1,7 м над опорной поверхностью.

4. Требования к кабине и рабочему месту

4.1. Машины должны быть оснащены кабинами и оборудованы устройствами защиты от опрокидывания по ГОСТ Р ИСО 8082, падающих предметов по ГОСТ Р ИСО 8083 и проникающих предметов по ГОСТ Р ИСО 8084.

Размеры зоны ограничения деформации — по ГОСТ Р ИСО 3164.

Для машин с реверсивным постом управления минимальное рабочее пространство, ограниченное элементами кабины и ее оборудованием при среднем отрегулированном положении сиденья, — согласно рисунку 1 .

Допустимая минимальная ширина двухместной кабины без реверсивного поста управления на высоте от 310 до 810 мм над контрольной точкой сиденья (КТС) — не менее 1400 мм.

4.3. Боковые двери кабины навешиваются на петлях, расположенных с задней части дверного проема по ходу движения машины, и должны открываться наружу с рабочего места при повороте ручки вверх или на себя.

Для машины с реверсивным постом управления допускается навешивать двери на петли, расположенные на передней части дверного проема.

4.4. Кабины должны запираться на ключ. Двери кабины должны фиксироваться в закрытом и полностью открытом положениях.

4.5. Кабины должны иметь не менее трех аварийных выходов, которыми могут служить двери, окна, люки.

Аварийные выходы должны быть расположены на разных стенках и крыше кабины.

Минимальные размеры аварийных люков должны быть такими, чтобы в их поперечное сечение вписывался эллипс с главными осями 640×440 мм.

Аварийные выходы должны открываться без помощи инструментов.

Для кабин, установленных на поворотной платформе, допускается наличие двух аварийных выходов.

4.6. Кабины должны защищать оператора от атмосферных осадков.

4.7. Кабины должны быть оборудованы устройствами нормализации микроклимата.

4.8. При установке кондиционера в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать 28 °С, а относительная влажность — 60 %.

При установке воздухоохладителей температура воздуха в кабине не должна превышать:

28 °С — при температуре наружного воздуха до 25 °С;

31 °С — при температуре наружного воздуха 25 — 30 °С;

33 °С — при температуре наружного воздуха свыше 30 °С.

При остановке вентилятора в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать температуру наружного воздуха более чем на 5 °С.

4.9. В холодный период года температура воздуха в кабине машины должна быть не ниже 14 °С при температуре наружного воздуха минус 20 °С.

4.10. Перепад температур воздуха на уровнях головы и ног оператора в теплый и холодный периоды года не должен превышать 4 °С.

4.11. Направление и скорость движения воздуха в кабинах должны быть регулируемыми. Скорость движения воздуха в зоне дыхания оператора должна быть не более 1,5 м/с.

Рисунок 1 — Размеры минимального рабочего пространства для машин с реверсивным постом управления.

1. Размеры от КТС до элементов кабины и (или) ее оборудования указаны при развороте сиденья как к основному, так и реверсивному посту управления.

2. Чертеж не определяет конструкцию кабины.

3. КТС — по ГОСТ 27715.

4.12. В кабинах должно быть предусмотрено место для установки радиоприемника и антенны.

4.13. Стекла кабины со стороны технологического оборудования (направления проведения работ) и направления движения машины должны быть снабжены стеклоочистителями. Поверхности стекол, очищаемые стеклоочистителями и контактирующие с щетками, должны быть устойчивы к износу и царапинам.

4.14. Машины, используемые на дорогах общего пользования, должны быть оборудованы смывателями передних стекол.

Установка смывателей передних стекол на гусеничных машинах — по требованию заказчика.

4.15. В кабинах машин должны быть предусмотрены устройства, устраняющие запотевание и обледенение стекол в зонах, очищаемых стеклоочистителями. Для кабин, установленных на поворотной платформе, допускается установка таких устройств только для передних стекол.

4.16. Открываемые окна кабины должны открываться изнутри и быть оборудованы устройствами для их фиксации в открытом и закрытом положениях.

4.17. Рабочее место оператора должно быть оборудовано подрессоренным сиденьем со спинкой. Сиденье должно иметь размеры: длина основания подушки сиденья от КТС до кромки — 215 — 265 мм; ширина основания сиденья подушки — 430 — 500 мм; угол наклона основания подушки сиденья — 5° — 15°; высота спинки подушки сиденья над КТС — 150 — 400 мм; ширина спинки сиденья по верху — не менее 300 мм; ширина спинки сиденья по низу — не менее 300 мм; угол наклона спинки сиденья — 5° — 15°.

При наличии подлокотников их размеры должны быть: длина подлокотников — 90 — 190 мм; ширина подлокотников — 50 — 75 мм; ширина подлокотников по вертикали — 50 — 100 мм; высота подлокотников над КТС — 95 — 160 мм.

Для рабочих мест с реверсивным постом управления должен быть обеспечен поворот сиденья на 180° с фиксацией в рабочих положениях.

Размеры дополнительного сиденья (при его наличии) должны соответствовать техническим условиям на машины конкретных моделей.

4.18. Положение посадочного места сиденья должно допускать регулирование в пределах не менее 80 мм (число фиксированных положений должно быть не менее трех) и 150 мм (число фиксированных положений должно быть не менее пяти) соответственно в вертикальном и продольном направлениях.

Положение спинки сиденья по углу ее наклона должно регулироваться в диапазоне ± 5° по отношению к вертикали. Число фиксированных положений — не менее четырех.

Конструкция подвески сиденья должна обеспечивать возможность регулирования в зависимости от массы оператора от 60 до 120 кг.

4.19. Усилия, необходимые для регулирования сиденья, должны быть не более 100 Н.

4.20. Кабины должны быть оборудованы: подвижными устройствами, защищающими лицо оператора от прямых солнечных лучей, местом для хранения аптечки первой медицинской помощи, устройствами для крепления огнетушителя, термоизолированного бачка и верхней одежды, а также местом для хранения эксплуатационной документации.

Извлечение огнетушителя, аптечки и термоизолированного бачка должно осуществляться без применения инструмента.

4.21. Пол кабины должен быть покрыт рифленым ковриком.

Потолок кабины должен иметь мягкую обивку в зоне расположения головы оператора.

4.22. Параметры вибрации на сиденье оператора — по ГОСТ 12.1.012.

4.23. Уровень шума на рабочем месте оператора — по ГОСТ 12.1.003.

4.24. Концентрация оксида углерода в кабине при работе машины в технологическом режиме не должна превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.005.

4.25. Конструкция кабины и ее расположение на машине должны обеспечивать обзор с рабочего места оператора рабочих органов и зон наблюдения, необходимых для выполнения технологических операций в зависимости от назначения машины.

4.26. Углы обзора рабочих зон и технологического оборудования через стекла кабины с рабочего места оператора машин, предназначенных для валки леса, должны быть не менее: в горизонтальной плоскости — 170°, в вертикальной плоскости — 120°; для остальных машин: в горизонтальной плоскости — не менее 170°, в вертикальной плоскости — не менее 30°.

5. Требования к органам управления и средствам отображения информации

Органы управления электрогидравлической, гидрогидравлической и других аналогичных систем управления должны быть расположены в зонах, указанных на рисунке 2 .

Педали двустороннего действия должны быть расположены в зонах, указанных на рисунке 3 .

Рисунок 2 — Рекомендуемые зоны расположения органов ручного управления при электрогидравлической, гидрогидравлической и аналогичных системах управления

Рисунок 3 — Зоны расположения педалей двустороннего действия

5.2. При реверсивном посте управления должна быть предусмотрена возможность установки по требованию заказчика дублирующих органов управления.

5.3. Кнопочные выключатели и переключатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 22614, поворотные выключатели и переключатели — ГОСТ 22613, выключатели и переключатели типа «Тумблер» — ГОСТ 22615.

5.4. Органы управления машиной и технологическим оборудованием при окончании воздействия на них должны возвращаться из рабочих положений в исходные, если в технических условиях на машину конкретной модели не предусмотрена их фиксация в рабочих положениях.

5.5. Электро- и гидрогидравлическая системы управления технологическим оборудованием должны быть снабжены блокировкой, исключающей возможность его непреднамеренного включения при транспортировании.

5.6. Символы органов управления и средств отображения информации — по ГОСТ 26336.

Допускается использовать символы, не указанные в ГОСТ 26336, а также надписи, отражающие специфику назначения органов управления и средств отображения информации.

5.7. Силы сопротивления перемещению органов управления указаны в приложении А .

5.8. Параметры вибрации на органах управления — по ГОСТ 12.1.012.

5.9. Требование к рулевому управлению колесных машин — по ГОСТ 27254.

6. Требования к электрооборудованию, сигнальным и световым устройствам

6.1. Машины должны быть оборудованы фарами для работы в темное время суток, обеспечивающими освещенность рабочих зон в соответствии с приложениями Б и В .

Читайте так же:  Курсовая работа залог как способ обеспечения исполнения обязательств

6.2. В системе электрооборудования должны быть предусмотрены выключатель массы и розетка для подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.

6.3. Клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к массе, должны быть закрыты защитными колпачками.

6.4. Электропроводка в местах перехода через острые углы и кромки деталей должна иметь дополнительную защиту от механических повреждений.

6.5. Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих и горючесмазочных материалов, а также в местах скопления газов.

6.6. Колесные машины и тракторы должны быть оборудованы устройствами освещения и световой сигнализации: огнями дальнего и ближнего света, указателями поворота, аварийным сигналом, передним и задним (боковым) габаритными огнями, задним красным светоотражающим приспособлением нетреугольной формы, сигналом торможения, огнем заднего хода, стояночным огнем, габаритным огнем для машин и тракторов шириной более 2,1 м.

Установка устройств освещения и световой сигнализации должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 41.86.

6.7. Колесные машины, эксплуатируемые с прицепом или полуприцепом, должны быть снабжены штепсельными разъемами для подключения электрооборудования.

6.8. Контрольно-измерительные приборы должны иметь подсветку, исключающую появление бликов, и должны быть расположены в удобном для обзора месте.

6.9. Машины должны иметь звуковой сигнал с уровнем звука не менее 110 дБА.

6.10. Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением. Освещенность на уровне пульта управления и панели приборов от внутреннего освещения кабины должна быть не менее 5 лк.

7. Требования к средствам защиты

7.1. Конструктивные элементы машин, которые могут быть источником травм при эксплуатации и техническом обслуживании, должны иметь защитные ограждения по ГОСТ 12.2.062.

7.2. Угол поперечной и продольной статической устойчивости для тракторов должен быть не менее 35°, для машин углы должны быть указаны в технических условиях на машины конкретных моделей.

7.3. Колесные машины должны быть оснащены ремнями безопасности по ГОСТ 26879.

7.4. Машины, транспортирующие деревья, хлысты и сортименты в полностью погруженном состоянии, должны быть оборудованы защитной решеткой, способной выдержать нагрузку 3,5·10 4 Н. Высота и ширина защитной решетки должны соответствовать высоте и ширине кабины машины. Максимальный размер ячейки защитной решетки должен препятствовать проникновению предметов диаметром 100 мм и более.

7.5. Машины должны быть оборудованы блокирующими устройствами, исключающими запуск двигателя при включенной передаче.

7.6. В машинах с автоматизированными системами управления должно быть предусмотрено прекращение технологического процесса или обеспечены звуковая и световая сигнализации в случае, если оператор покинет рабочее место.

7.7. Опасные конструктивные элементы машин, нерабочие поверхности движущихся деталей под защитным ограждением, внутренние поверхности ограждений, открываемые или снимаемые без применения инструмента, кожухи ограждения вращающихся деталей, снимаемые с применением инструмента, должны быть окрашены в сигнальные цвета по ГОСТ Р 12.4.026.

7.8. Оборудование машин сигнализаторами опасного крена — по требованию заказчика.

7.9. Требование пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004.

8. Требования к узлам и агрегатам

8.1. Гидроприводы машин должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040.

8.2. Тормозные системы машин и их эффективность должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 11169, ГОСТ Р ИСО 11512.

8.3. Двигатели машин должны быть оборудованы системой запуска с рабочего места оператора.

8.4. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр.

8.5. Расположение выхлопной трубы и глушителя не должно мешать оператору наблюдать за ходом выполнения основных технологических операций. Струя отработанных газов не должна быть направлена на кабину и транспортируемую древесину.

8.6. Двигатель должен быть оборудован средствами для облегчения его запуска в холодный период года.

8.7. Конструкция системы питания и смазки двигателя должна исключать падение капель топлива и масла. Допускается падение капель из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого закрытые заправочные емкости.

8.8. Конструкция топливного, масляного баков и радиатора системы охлаждения двигателя должна предусматривать их механизированную заправку.

Заправочные горловины топливного, масляного баков и радиатора системы охлаждения должны находиться вне кабины и располагаться на высоте не более 1100 мм от опорной поверхности.

8.9. Узлы и детали машин, поднимаемые при проведении ремонта и технического обслуживания, должны быть оборудованы устройствами, исключающими их самопроизвольное возвращение в первоначальное положение.

8.10. Места смазки должны быть приведены в руководстве по эксплуатации на машину конкретной модели.

8.11. Разрывное усилие чокера должно соответствовать требованиям таблицы 2 .

Разрывное усилие, кН, не менее

8.12. Крюк, кольцо и канат чокера не должны иметь острых кромок, заусенцев, трещин и окалины, представляющих опасность для работающих.

8.13. Пильные цепи, предназначенные для пильных аппаратов машин, должны соответствовать требованиям таблицы 3 .

Статическое разрывное усилие, кН, не менее

Допускаемая скорость пиления, м/с, не более

8.14. Привод рабочего органа самоходной рубительной машины должен быть оснащен тормозным устройством. Время остановки рабочего органа машины с момента начала торможения — не более 30 с.

8.15. Время открытия смотровых люков и съемных кожухов самоходной рубительной машины должно быть больше времени торможения на 6 с.

8.16. Машины для валки деревьев должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими валку деревьев в заданном направлении.

9. Требования безопасности к лесовозным автопоездам

9.1. Подключение дополнительных приборов электрооборудования технологического оборудования лесовозных автопоездов к электросети базового автомобиля должно осуществляться через устройство защиты.

9.2. Если конструкцией прицепа-роспуска предусмотрено транспортирование его на тягаче, тягач и роспуск должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими фиксацию шарнирных соединений переднего и заднего концов дышла роспуска.

9.3. Лесовозные автопоезда, предназначенные для перевозки хлыстов и деревьев, должны быть оснащены приспособлениями для обвязки транспортируемых хлыстов и деревьев между кониками.

Основание коника должно быть оснащено устройством, предотвращающим смещение хлыстов и деревьев при движении.

9.4. Лесовозные автопоезда для перевозки сортиментов должны быть оборудованы устройствами для утяжки пакетов сортиментов, предотвращающими их смещение при движении (не менее одного устройства на каждый пакет сортиментов). На верхней плоскости основания коников должна быть «гребенка».

9.5. Коники с откидывающимися стойками должны быть оснащены фиксирующими приспособлениями с замками.

9.6. Откидывающиеся или выдвижные стойки коников должны быть оборудованы фиксаторами. Замки откидывающихся коников должны открываться со стороны, противоположной разгрузке.

9.7. Раздвижные коники, дышла, рамы прицепов и полуприцепов должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими их фиксацию в рабочих положениях, предусмотренных в нормативных документах на них.

9.8. Лесовозные автопоезда, оборудованные манипуляторами, должны быть оснащены аутригерами. Манипулятор в транспортном положении должен быть зафиксирован от самопроизвольного поворота.

9.9. Сигнальные фонари и номерные знаки на лесовозных автопоездах для перевозки хлыстов и деревьев должны быть установлены на верхней части ограждения кабины.

9.10. Оператор манипулятора лесовозного автопоезда должен быть защищен от случайного воздействия хлыстов и сортиментов в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

10. Требования безопасности к погрузчикам леса манипуляторного типа (гидроманипуляторам)

10.1. Гидроманипуляторы, предназначенные для эксплуатации в районах с расчетной температурой ниже минус 40 °С, должны изготовляться в климатическом исполнении ХЛ по ГОСТ 15150.

10.2. Сварка несущих металлоконструкций гидроманипуляторов и контроль качества сварных соединений должны проводиться в соответствии с нормативными документами на гидроманипулятор.

10.3. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

— трещины всех видов и направлений, расположенные в сварном шве, по линии сплавления и в околошовной зоне, в том числе микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;

— непровары (несплавления), расположенные на поверхности сечения сварного соединения;

— непровары в вершине (корне) угловых и тавровых соединений, выполненных без разделки кромок;

— поры, расположенные в виде сплошной сетки, подрезы и наплывы (натеки), незаваренные кратеры, свищи и прожоги в металле шва;

— смещения кромок выше норм, предусмотренных в нормативных документах.

10.4. Контроль качества сварных соединений, проводимый в процессе изготовления гидроманипуляторов, должен осуществляться внешним осмотром, измерениями и методами неразрушающего контроля, предусмотренными в нормативных документах.

10.5. Контроль качества сварных соединений должен проводиться после термической обработ ки (если она является обязательной для данного сварного соединения). Результаты контроля сварных соединений должны быть зафиксированы в соответствующих нормативных документах (журналах, картах и т.п.).

10.6. Контроль сварных соединений неразрушающими методами должен проводиться по ГОСТ 14782 и другим нормативным документам.

10.7. Гидрооборудование гидроманипуляторов должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040.

10.8. Сборочные единицы гидрооборудования (гидронасосы, гидромоторы, гидрораспределители, клапаны предохранительные, трубопроводы, рукава высокого давления) должны иметь паспорт или другой эксплуатационный документ.

10.9. В гидравлических контурах должны быть установлены предохранительные клапаны, отрегулированные на требуемое давление. Отрегулированные клапаны должны быть опломбированы.

Гидравлические контуры могут иметь один общий предохранительный клапан. Между гидронасосом и предохранительным клапаном не допускается устанавливать запорную арматуру.

10.10. В гидросистеме должна быть предусмотрена возможность удобного и безопасного заполнения, слива рабочей жидкости без попадания ее на землю и удаления воздуха.

10.11. Конструкция гидропривода должна исключать возможность самопроизвольного опускания груза, стрелы, рукояти и раскрытия грейферного или клещевого захвата при падении давления в гидросистеме, разрыве трубопроводов и рукавов высокого давления или повреждений их соединений.

10.12. Сменные грузозахватные органы с гидравлическим приводом (грейферные и клещевые захваты) должны быть оборудованы устройствами для надежного и безопасного подключения (отключения) к гидромагистралям гидроманипулятора.

10.13. Гидросистемы должны быть снабжены приборами контроля давления либо иметь места для их подключения.

10.14. На маломерном стекле гидробака должна быть маркировка с указанием максимального и минимального уровней рабочей жидкости. Применение щупа не допускается.

10.15. К механизмам, гидрооборудованию, электрооборудованию, органам управления и элементам металлоконструкций гидроманипулятора, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.

Соединения трубопроводов и рукавов высокого давления гидрооборудования должны быть доступны для наружного осмотра.

10.16. Рукава высокого давления, находящиеся в кабине (при ее наличии) или расположенные в зоне возможных действий оператора, должны быть оснащены предохранительными кожухами или экранами.

10.17. Электрооборудование для стационарных гидроманипуляторов, его монтаж и заземление должны соответствовать требованиям правил [ 1 ].

10.18. Подача напряжения на гидроманипулятор от внешней сети должна осуществляться через запирающееся вводное устройство, имеющее ручной привод для снятия напряжения. Вводное устройство должно быть оборудовано индивидуальным ключом.

10.19. У гидроманипуляторов с электроприводом насосной станции (насосной установки) от внешней сети их металлические части (металлоконструкции, корпус электродвигателя, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т.п.), не входящие в электрическую цепь, но могущие попасть под напряжение вследствие порчи изоляции, должны быть заземлены в соответствии с требованиями правил [ 1 ].

10.20. Выносные опоры гидроманипуляторов должны быть снабжены подпятниками. Балки выносных опор должны иметь устройства для их надежного фиксирования в транспортном положении. При выдвижении балок вручную они должны иметь ручки.

10.21. Усилие для поднятия и выдвижения вручную выносных опор гидроманипуляторов или их частей не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь механический или гидравлический привод.

10.22. У гидроманипуляторов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должна быть установлена табличка грузоподъемности, соответствующая установленному вылету. Табличка должна быть отчетливо видна с рабочего места оператора.

10.23. Гидроманипуляторы должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством с уровнем звука не менее 110 дБА.

10.24. Гидроманипуляторы должны выдерживать статическую нагрузку, превышающую в 1,25 раза, и динамическую нагрузку, превышающую в 1,1 раза расчетные значения без остаточных деформаций, трещин и других повреждений в конструкциях и механизмах.

10.25. На гидроманипуляторе должна быть нанесена надпись «Под грузом не стоять» и указана опасная зона (в метрах) в зависимости от рода выполняемых работ (например «Опасная зона 30 м»).

10.26. На грузозахватном органе гидроманипулятора должны быть нанесены сигнальные цвета и знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026.

10.27. Внутренние полости гидробаков должны быть доступны для осмотра, очистки и промывки.

10.28. Рукава высокого давления должны быть скомпонованы так, чтобы исключалось их взаимное трение, чрезмерные перегибы и скручивания, а также повреждения в результате соприкосновения с металлоконструкциями и предметами лесной среды.

10.29. Сиденье оператора гидроманипулятора должно соответствовать требованиям таблицы 4 .