Судебная практика по незаконному возмещению ндс

Рубрики Статьи

Содержание:

Что это незаконное возмещение НДС

Предыдущая статья: Возврат НДС

Помимо законных действий, недобросовестными налогоплательщиками предпринимаются попытки получить бюджетные средства незаконным путем.

Содержание

Подсчет налогооблагаемой базы по НДС производится с участием документов – счетов-фактур других компаний. Использование схем, привлечение фирм-однодневок делает возможным возмещать налог из бюджета.

Законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за документы других предприятий и этом пользуются недобросовестные лица.

ИФНС стараются пресекать действия налогоплательщиков по возмещению НДС. Для получения средств необходимо предоставить ИФНС документы для проверки, которые подвергаются встречным проверкам.

Налогооблагаемая база формируется из разницы начисленного налога и вычета НДС счет-фактур книги покупок. В некоторых случаях образуется вычет в большей сумме, чем начисление.

Налогоплательщиком отрицательная разница не уплачивается, а возмещается в счет будущих платежей зачетом либо возвратом на расчетный счет, который оформляется в заявительной форме.

В случае использования схем получения незаконного возмещения установленная квалификацией законодательства как мошенничество в форме хищения.

Нормативная база

Компаниями возмещение НДС производится на основании поданной декларации. После проведения проверки налогоплательщик имеет право получить заявленную сумму.

При незаконном возмещении лицом определяется законное основание для возврата сумм, подбирается удобная схема и подготавливаются документы под возмещение.

Что является признаком незаконного возмещения

Четким признаком незаконного возмещения НДС является ситуация при которой появляются ситуации, косвенно указывающие на вероятность незаконных действий.

Компания может:

  1. Производить отгрузку товаров по стоимости, превышающей рыночную цену.
  2. По продавцам товаров часто производятся запросы на проведение встречных проверок из инспекций других регионов.
  3. Предприятие регулярно производит возмещение НДС из бюджета при отсутствии покупок дорогостоящего оборудования и ведения строительства для собственных нужд.
  4. Разница отгрузки и себестоимости товара, взятой за определенный длительный период, например, годовой срок, умноженная на 18 %, не приближается к уплаченному НДС за период.

На ведение схем могут указывать малое количество сумм по уплате в бюджет и большой оборот в компании.

Схемы незаконного возмещения НДС из бюджета ↑

Недобросовестные налогоплательщики часто применяют незаконные схемы возмещения НДС. Налог считается самым коррупционным.

Несмотря на борьбу с раскрытием нелегального получения средств, постоянно наблюдается рост увеличения возврата НДС по сравнению с уплатой.

Имеющаяся статистика при незаконном возмещении при получении сборов налогов подтверждают рост возмещений.

Причиной является несовершенство законодательной базы, в которой есть лазейки:

  1. Отсутствие четких требований и наличия объединенных проверок налоговый, таможенных и правоохранительных органов.
  2. Возможность проведения вычета после осуществления авансового платежа.
  3. Разрешение права на регистрацию нескольких компаний одним физическим лицом.
  4. Наличие нормы уголовного права замены срока лишения свободы штрафом.
  5. Достаточно низкая сумма уставного капитала.
  6. Возможность проводить регистрацию компаний лицами по доверенности, через почту или электронные средства.

При отсутствии жесткого контроля на всех уровнях сложно получить законность применения вычета в полном объеме на основании заявления.

Мошенничества налоговиков

К сожалению, среди налоговых инспекторов встречаются лица, которые помогают в получении черного НДС. Руководитель компании или ИП договаривается с инспектором о принятия положительного решения.

По результатам камеральной проверки мошенник получает возмещение НДС, оплачивая отдельно процент от суммы налоговому инспектору.

Способ отмывания средств довольно проблематичен. Кроме пристального внимания к поведению чиновников, в ИФНС регулярно проводятся мероприятия по надзору.

Вышестоящим органом проводятся выборочные инспекции материалов проверки. В случае обнаружения нестыковок предприятие лишают полученных сумм вычета, а чиновник может быть уволен.

При крупных суммах незаконного возмещения заводятся уголовные дела и наступает уголовная ответственность.

Наряду с новыми схемами используются старые варианты изъятия средств из бюджета. Компании применяют отработанные схемы, давно знакомые налоговикам.

Применяются:

  1. Изъятие средств из бюджета по сговору и продаже НМА. Нематериальные активы невозможно выразить в физической форме. Подобная собственность часто используется в технологических процессах и является предметом коммерческой тайны организации. Определить наличие и ценность нематериального актива посторонним лицом не является возможным. При покупке НМА производится вычет. В схеме участвуют фирмы по цепочке переводов средств.
  2. Применение фирм-однодневок. Используются компании, выписывающие документы или предоставляющие расчетный счет для неподкрепленного перевода средств.
  3. Применение фиктивных документов или с использованием печатей несуществующих фирм других регионов. Применение бумаг от фиктивных фирм применяется все реже. Наличие электронных баз налоговых инспекций и простота обмена документацией между инспекциями позволяет предотвратить мошенничество.

Через ново созданные организации

Для изъятия денежных средств из бюджета применяются часто вновь созданные компании, которые будут существовать незначительное время.

Применяются вычеты с использованием перечислений через расчетный счет – авансовые платежи. Незаконное возмещение производится поэтапно:

  • производится регистрация 2-х организаций одним учредителем;
  • первая компания перечисляет авансовый платеж второй организации и предъявляет НДС к вычету;
  • с расчетного счета второй организации производится снятие средств;
  • компании ликвидируются.

Как заполнять декларацию НДС по 0 ставке? Читайте здесь.

Для проведения схемы используются юридические лица. Преимущества применения юридических лиц состоит в ограниченной ответственности по обязательствам и пределе искового срока.

Отсутствие выручки

Частым вариантом при незаконных действий является использование компаний, не ведущих деятельность.

Подобные организации используют только финансовые операции по авансовым платежам. Поступление товара и получение выручки при продаже отсутствуют.

Данные схемы достаточно быстро вычисляются налоговыми инспекторами, которые не допускают возмещений при отсутствии выручки от продаж или оказания услуг.

Накручивание стоимости товара

Одной из популярных схем незаконного получения средств является искусственное увеличение стоимости товаров. Производится проведение ряда отгрузок через несколько компаний, каждая из которых увеличивает стоимость.

В цепочке могут находится как организации с вполне легальной деятельностью и фирмы-однодневки. Определение действия схемы прослеживается по всей цепочке от начального продавца до конечного покупателя.

Сложностью доказательства незаконного увеличения стоимости товара является обнаружение схемы движения товара через законные компании.

Возмещение через экспорт

Незаконное возмещение экспортного НДС является одной из распространенных схем хищения средств из бюджета.

Сумма налога включается в стоимость товара и оплачивается покупателем-экспортером с последующим возмещением.

Используется так называемый «лжеэкспорт», при котором применяются варианты:

  • завышение сумм продаваемого товара для увеличения таможенной стоимости;
  • отсутствие фактического вывоза товаров;
  • приобретение товаров у компаний, которые либо являются фирмами-однодневками или недобросовестными плательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

Вариант с использованием фирм однодневок

Незаконные действия по НДС часто реализуются с применением фирм-однодневок. Компании, которые определяются как фирмы-однодневки, регистрируются с целью создания незаконного документооборота.

Признаки фирм-однодневок:

  1. Хозяйственная деятельность фирмами не ведется, в их собственности не имеется имущества, численность сотрудников минимальна.
  2. Отчетность компаниями не подается либо сдаются нулевые декларации.
  3. Руководителями организаций назначаются лица, не имеющие представления о ведении схем – граждане, потерявшие паспорт или не имеющие постоянного места жительства.
  4. Компании ведут только денежные расчеты и оформляют документы для клиентов.

Схема получения средств с использованием фирм однодневок несложная:

  1. Производится оплата на расчетный счет за якобы предполагаемую или осуществленную поставку.
  2. Осуществляется выписка документов – счет-фактуры на аванс, поставку товара или оборудование, оказание услуг и прочие договорные отношения на основании контрактов.
  3. Компания, прибегающая к помощи криминальной фирмы, производит вычет по НДС из бюджета.

После проведения схемы фирма-однодневка прекращает существование. ИФНС проводит мероприятия, направленные на предотвращение использование однодневок.

Инспекцией производятся:

  • встречные проверки и отслеживания цепочки поставщиков товаров;
  • выяснение порядка доставки товаров от продавца к покупателю. Запрашиваются транспортные и товарно-транспортные накладные;
  • получения полной информации о товаре и производителе.
  • проверки мест хранения товара или оборудования.

В случае обнаружения схемы и цепочки незаконного документооборота ИФНС отказывает в возмещение НДС. На руководителя может быть заведено уголовное дело о мошенничестве.

Судебная практика ↑

Судебная практика в отношении незаконного изъятия НДС из бюджета является одной из самых обширных в Арбитраже. Большая часть НДС приговоров касается экспортных операций.

Несмотря на отработанный порядок отказа в возмещении и подтверждения решений налоговых органов, часть дел оправдывает действия налогоплательщиков.

Примером может служить постановление ВАС № 53 от 12.10.2006 г., на основании которого Арбитражный суд принял оправдательное решение.

В судебную инстанцию обратилось ООО с иском на действия ИФНС, в решении которого было заявлено требование об уплате налога. Вопрос касался получения документов на поставку от компании, признанной недобросовестной.

При этом налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога. Суд вынес частично оправдательный приговор суда на незаконное возмещение НДС.

Все о восстановлении НДС с выданных авансов, читайте здесь.

Все о возмещении НДС, смотрите здесь.

Налогоплательщик не смог получить возмещение, но умысел в получении материальной выгоды не был доказан.

Применение схем налогоплательщиками часто обнаруживается при проверках.

Практика встречных проверок и выездные проверки при ликвидации компаний позволяют определить незаконную схему, многие из которых известны контролирующим органам.

Ответственность

При обнаружении незаконного получения средств налогоплательщик может понести материальную ответственность.

При отсутствии средств на счетах и в кассе производится арест имущества компании. На лицо может налагаться административная и уголовная ответственность.

Какие применяются наказания

Налогоплательщик, в отношении которого установлено незаконное возмещение средств, получает обязательство по уплате налога в бюджет с начислением пени и штрафных санкций по статье 122 НК РФ.

Налогоплательщик получает штраф по КоАП, выписанного на ответственное лицо.

Читайте так же:  Как рассчитывается льготный трудовой стаж

Если ИФНС установлен умысел по изъятию средств, действия подлежат трактовке как мошеннические и соответствуют ст. 159 УК РФ.

Видео: дело о незаконном возмещении НДС

Органами ИФНС уделяется значение вопросам возмещения НДС для предотвращения применения схем.

При пресечении незаконных действий налогоплательщик может получить административное и уголовное наказание.

Отказы в возврате НДС: причины и судебная практика

Отказ в возмещении НДС: причины

  • Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, или пропустил установленный для вычета полученного от поставщика НДС;
  • Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

Отказ в возмещении НДС: судебная практика

Льготы по налогу влияют на вычет

Необоснованная налоговая выгода

Фирмы-«однодневки»

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.

Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Судебный вердикт: незаконное возмещение НДС признали неуплатой налога

Предмет спора: Компания заявила в ИФНС возмещение НДС, а потом выяснилось, что права на возмещение у нее не было. В итоге ее привлекли за неуплату налога и начислили штраф. По мнению налоговиков, незаконное возмещение НДС фактически приравнивается к неуплате налога.

За что спорили: 103 518 215 рублей.

Кто выиграл: налоговики

Общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой было заявлено право на возмещение НДС из бюджета. Заявленная сумма была возмещена обществу в порядке ст. 176.1 НК РФ.

В ходе камеральной налоговой проверки представленной декларации инспекция установила необоснованное предъявление НДС к возмещению — у общества не было права на применение ставки 0%. В результате компании был доначислен НДС. Также ее привлекли к ответственности за неуплату НДС по п. 1 ст. 122 НК РФ.

ВС РФ признал решение налоговиков законным и справедливым. Суд пояснил, что незаконное возмещение налогов за счет бюджета может в полной мере приравниваться к неуплате и уклонению от уплаты этих налогов.

Излишне возмещенная на основании решения налогового органа сумма НДС признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств. Или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению.

Это может свидетельствовать о наличии в действиях организации, которой излишне возмещена сумма налога, налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 10.03.2016 № 571-О. необоснованное возмещение НДС привело к реальным потерям бюджета.

При таких обстоятельствах предприятие должно быть оштрафовано за неуплату налога в бюджет. Причина необоснованного возмещения налога из бюджета (неправомерные действия самого общества, или ошибка налоговиков) при этом значения не имеет.

Возмещение НДС: обзор последней судебной практики

Возмещение НДС: обзор последней судебной практики

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

В данной статье проанализирована последняя судебная практика, сформировавшаяся в связи с применением положений ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященных возмещению НДС.

Ситуация 1.

(постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2008 N Ф09-3208/08-С2)

Налоговый орган принял решение, что применение налогоплательщиком налоговой ставки 0% по операциям при реализации товаров (работ, услуг) обоснованно, однако отказал в возмещении НДС. Основаниями для отказа в возмещении указанной суммы налога послужили доказательства того, что покупатели, поставщики и комиссионеры (стороны по сделкам в хозяйственной деятельности налогоплательщика) являются аффилированными лицами, при этом отсутствует реальное движение товара. Фактически этими лицами создан формальный документооборот о движении товара по цепочке предприятий одновременно в оба направления с искусственным удорожанием товара при убыточности экспортных операций, что явно и однозначно свидетельствовало о наличии у налогоплательщика цели незаконного изъятия НДС из бюджета.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения налогового органа.

Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении иска по следующим основаниям. Налогоплательщик постоянно предъявляет для возмещения из бюджета значительные суммы НДС при незначительных суммах налога, исчисленного для уплаты в бюджет, при отсутствии реального выполнения обязательств по уплате НДС в бюджет контрагентом налогоплательщика, что подтверждает доводы налогового органа о направленности действий налогоплательщика не на получение экономической выгоды, а на получение из бюджета НДС.

Из анализа заключенных налогоплательщиком договоров следует отсутствие разумной деловой цели и экономического смысла осуществления сделок, так как товары и денежные средства в счет их оплаты совершали движение по кругу между контрагентами и налогоплательщиком без связи с реальной хозяйственной деятельностью.

Таким образом, действительной целью налогоплательщика было создание видимости хозяйственных операций для обоснования возмещения НДС — путем создания формального наличия права на возмещение НДС для незаконного изъятия налога из бюджета.

(постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2008 N А56-42354/2007)

Налогоплательщик представил 20.02.2007 в налоговый орган декларацию по НДС за январь 2007 года, в которой была заявлена сумма налога к возмещению из бюджета. 02.07.2007 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате на его расчетный счет указанной суммы НДС, указав, что предусмотренный ст. 88 НК РФ трехмесячный срок для проведения камеральной проверки истек 20.05.2007. В этом же заявлении налогоплательщик просил налоговый орган провести сверку расчетов с бюджетом в случае обнаружения налоговым органом наличия у организации какой-либо задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям.

По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основе налоговой декларации за январь 2007 года, налоговым органом 29.05.2007 принято решение о возмещении налогоплательщику заявленной им в декларации суммы НДС.

Налоговый орган в письме от 13.07.2007 сообщил налогоплательщику, что возврат денежных средств по заявлению от 02.07.2007 будет рассмотрен по результатам документальной проверки. Налогоплательщик посчитал бездействие налогового органа незаконным и обратился с заявлением в суд.

В отзыве на заявление налогоплательщика налоговый орган подтвердил, что в отношении налогоплательщика проводится выездная налоговая проверка и до ее окончания вопрос о возврате НДС не может быть решен.

Суд удовлетворил требования налогоплательщика по следующим основаниям.

В ст. 176 НК РФ установлен порядок возмещения сумм НДС в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ (в ред. от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм налога, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Указанный орган казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения возвращает налогоплательщику НДС и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

В рассматриваемом деле налоговый орган не представил доказательств направления налогоплательщику сообщения о принятом решении и отправки поручения в орган Федерального казначейства.

Поскольку налоговый орган не произвел предусмотренные п. 6, 7, 8 и 9 ст. 176 НК РФ действия по возврату налогоплательщику в установленные сроки суммы НДС, бездействие налогового органа является незаконным. Следовательно, он обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем перечисления на расчетный счет последнего заявленной к возмещению суммы НДС.

Доводы налогового органа о проведении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки, в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет сумм НДС в спорный период, являются несостоятельными. Порядок возмещения налогоплательщику налога, исчисленного по итогам конкретного налогового периода, регламентирован ст. 176 НК РФ. Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, то есть в течение трех месяцев. По истечении этого срока налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении соответствующих сумм. Принятие такого решения не лишает налоговый орган права в дальнейшем провести выездную налоговую проверку и по ее результатам принять решение о начислении недоимки и пеней в случае выявления правонарушений, повлекших необоснованное возмещение НДС.

Проверка обоснованности применения налоговых вычетов и выездная проверка являются самостоятельными формами налогового контроля, проводимыми независимо друг от друга.

(постановление ФАС Московского округа от 19.05.2008 N КА-40/4422-08)

Читайте так же:  Где застраховать автомобиль осаго в липецке без страхования жизни

Налоговый орган принял решение о возмещении налогоплательщику НДС. Налогоплательщик обратился 29.05.2006 с заявлением о возврате указанной суммы. Решение о возврате налога принято 06.07.2006; фактически возврат произведен платежным поручением от 13.07.2006. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением об обязании налогового органа уплатить проценты за просрочку возврата НДС.

Суд удовлетворил требования налогоплательщика по следующим основаниям.

Фактически возврат произведен по истечении установленного п. 4 ст. 176 НК РФ срока, поэтому на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты (абз. 12 п. 4 ст. 176 НК РФ).

Проценты должны быть начислены за период с 06.07.2006 по 12.07.2006. Начальная дата периода просрочки определена путем прибавления к 30.05.2006 (день, следующий за днем подачи заявления о возврате налога, — 29.05.2006, поданного за пределами трехмесячного срока для принятия решения) двух недель, восьми дней и двух недель (сроков возврата налога, предусмотренных п. 3 ст. 176 НК РФ). Конечная дата периода просрочки определена как день, предшествующий дню составления платежного поручения на возврат налога, что соответствует ст. 176 НК РФ и судебной практике (постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 7528/05).

(постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А73/07-2/5773)

Налогоплательщик подал 26.03.2007 в налоговый орган уточненную декларацию по «внутреннему» НДС за февраль, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС, образовавшийся в результате превышения уплаченного поставщику НДС за оборудование для передачи в лизинг, над суммами налога, исчисленными с реализации лизинговых услуг за февраль.

Налоговым органом декларация за февраль отражена в карточке лицевого счета налогоплательщика вместе с суммой соответствующей переплаты налога в бюджет.

Налогоплательщик подал 18.04.2007 декларацию за март 2007 года, а 21.05.2007 — декларацию за апрель. Указанные в налоговых декларациях суммы НДС за март и апрель налогоплательщиком не уплачивались в связи с наличием переплаты по НДС за предыдущий период. Наличие переплаты по НДС на 11.05.2007 подтверждено справкой налогового органа. В связи с наличием недоимки по НДС за март и апрель налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа. Налоговый орган полагал, что только по результатам камеральной налоговой проверки может быть вынесено решение о возмещении налога в силу п. 3 ст. 176 НК РФ или в порядке ст. 88 НК РФ о зачете предъявленной и подтвержденной к возмещению суммы в счет погашения недоимки. Не согласившись с указанными требованиями, налогоплательщик оспорил их в арбитражном суде.

Суд не удовлетворил заявление налогоплательщика по следующим основаниям.

Уплата НДС производится за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ).

Таким образом, в срок не позднее 21.04.2007 налогоплательщик должен был уплатить НДС за март и не позднее 21.05.2007 — за апрель.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В связи с неуплатой налогоплательщиком НДС за указанные периоды налоговым органом правомерно выставлены оспоренные требования.

Обязанность по уплате налога считается исполненной, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ, со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Только по результатам камеральной налоговой проверки может быть вынесено решение о возмещении налога в силу п. 3 ст. 176 НК РФ или в порядке ст. 88 НК РФ о зачете предъявленной к возмещению суммы по уточненной декларации за предыдущий период в счет погашения недоимки.

Налогоплательщик до вынесения соответствующего решения не освобождается от уплаты НДС за текущий налоговый период по общей налоговой декларации.

Незаконный возврат НДС

В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей. Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований. При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.

С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара. Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС. При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал, и не понимает, как эту проблему будут решать.

О своей защите следует озаботиться сразу же после первых вызовах на допросы в налоговую в рамках проводимой проверки обоснованности возмещения НДС. Это следует сделать, даже если вы уверенны, что возмещение происходит законно. И уж точно к адвокату следует обратиться, если вас приглашают для беседы в правоохранительные органы. Данное приглашение означает, что рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, и у вас будут отбирать объяснение либо допрашивать.

Что такое незаконный возврат НДС?

Незаконный возврат НДС — это хищение из бюджета денежных средств под видом вычета по указанному налогу с использованием фиктивных схем, подставных компаний, номинальных директоров.

При этом данные действия прикрываются на первый взгляд вполне законными декларациями, документами и объяснениями, позволяющими получить в соответствии с Налоговым кодексом указанный вычет.

Как происходит незаконный возврат НДС?

Вообще возмещение (возврат) НДС, когда на него есть основания, является вполне законной процедурой.

Чаще всего это происходит при экспорте — государство таким образом уменьшает стоимость экспортируемого товара для повышения его конкуренции заграницей. Возмещение по НДС возможно при реализации льготных категорий товаров. Также возврат возможен, когда оплата приобретенных товаров или выполненных работ переносятся на последующие налоговые периоды.

С целью хищения НДС из бюджета выбирается одно из вышеуказанных законных оснований, под него разрабатывается схема, готовятся документы, проводятся подготовительные сделки, иногда и с реальным перечислением денежных средств, заполняется липовая декларация и сдается в налоговую инспекцию. При этом реального движения товаров, выполнения работ, услуг не происходит, выплат налога по каждой из сделок, увеличивающей стоимость конечного продукта не осуществляется.

Для усложнения последующих проверок в схемах возврата НДС используются несколько организаций (фирмы однодневки), чаще всего они приобретаются именно под данную сделку, а затем ликвидируются. В каждой организации необходимо обеспечить своего директора, который подпишет договоры, акты, счета-фактуры . Если предполагаются в последующем походы в налоговую для дачи объяснений при проверке, то привлекают номинала — своего человека, который выдаст заранее подготовленную версию.

Иногда номиналов предоставляют компании, специализирующиеся на регистрации фирм однодневок и поиску людей, готовых за небольшую плату подписать что угодно. Бывают случаи, когда в фирмах однодневках вписываются директора по утраченным документам, при этом граждане даже и не подозревают о вновь обретенной должности. Такие псевдо-директора , естественно в налоговую и к следователю не пойдут, а если и пойдут, то дадут скорее всего показания, нужные следствию.

К возврату НДС из бюджета, особенно в крупных суммах, государство относится очень внимательно и придирчиво, поэтому практически все возмещения, а особенно крупные, проверяются налоговиками. На настоящий момент налоговики научились достаточно эффективно определять обоснованным или необоснованным является требование о вычете НДС. При этом с целью пополнения бюджета фискалам присуще вставать на позицию отказа в возмещении, хотя вычет вполне может быть и обоснован. Не довольны — можете обратиться в арбитражный суд и обжаловать решение налогового органа.

Становится понятным, что в превалирующем большинстве случаев незаконного возмещения НДС данные преступления совершаются не без участия сотрудников налоговых органов, которые обеспечивают беспрепятственное прохождение налоговой проверки, принятия положительного решения, согласования его на комиссии с участием налоговиков из вышестоящих управлений. Конечной задачей является получение положительного решения, на основании которого денежные средства перечисляются из казначейства на расчетный счет организации, с которого впоследствии обналичиваются.

Какая ответственность предусмотрена за незаконный возврат НДС?

За незаконный возврат НДС можно получить до 10 лет реального тюремного заключения.

Практически все знают, что за незаконное возмещение НДС наступает уголовная ответственность. Но вот какая именно? Для ответа на этот вопрос нужно правильно квалифицировать преступление, то есть выбрать статью УК, и посмотреть предусмотренную по ней санкцию.

Дело в том, что многие полагают, что незаконный возврат НДС — это налоговое преступление, подпадающее под санкцию статьи 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. Максимальное наказание по первой части данной статьи предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, а по второй части (неуплата налога в особо крупном размере или группа лиц) до 6-ти лет.

Однако по уже устоявшейся судебной практики незаконный возврат НДС квалифицируется по ст. 159 УК РФ — мошенничество.

Суды объясняют такую правоприменительную практику следующим. При использовании незаконных схем по возврату НДС предоставляются фиктивные документы, о том что суммы налога уже якобы уплачены в бюджет, хотя на самом деле этого не происходит. Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. Поэтому когда НДС незаконно возвращается — поступает на счет организации, то по своей сути происходит его хищение из бюджета. Поскольку при этом предоставлялись фиктивные документы, делались лживые заявления (в том, числе в декларации, и последующих объяснениях), то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность как раз и образует состав преступления — мошенничество.

Наказание за мошенничество более суровое. Так по части четвертой 159 УК (обычно она и применяется) предусмотрено лишение свободы до 10-ти лет со штрафом до 1 млн. руб.

Если незаконность возмещения НДС будет выявлена после положительного решения о возмещении НДС, и поступления денежных средств из казначейства на расчетный счет фирмы, то преступление будет считаться оконченным. Если деньги перечислены не будут, в том числе из-за отказа в возмещении НДС, то действия будут квалифицированы как покушение. Поскольку при покушении реального ущерба для государства не произошло, то можно будет рассчитывать на более мягкое наказание, которое тем не менее может оказаться реальным, а не условным.

Читайте так же:  Требования к изложению текста в документах

Какое наказание может грозить за возмещение НДС из бюджета?

Исходя из последней судебной практики можно делать вывод, что за незаконное возмещение НДС фигуранты приговариваются к реальным срокам лишения свободы. За незаконны возвраты НДС на большие суммы приговаривают в районе 7 лет реального лишения свободы, за многоэпизодные возмещения наказания по совокупности могут превышать и 10 лет. Так достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 № 9-О11-59сп , которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы.

В общем наказания за незаконный возврат НДС достаточно суровые, и самостоятельно без адвоката проводить свою защиту по таким составам конечно же не следует.

Какие мероприятия осуществляют налоговики при проведении проверки обоснованности возмещения НДС?

Основная задача налоговиков состоит в том, чтобы доказать схемность и фиктивность, заключенных сделок.

В ходе проверки правомерности возмещения НДС налоговики могут осуществлять следующие мероприятия:

  • запрашивать в налоговых инспекциях, на территориях которых зарегистрированы организации, включенные в схему возмещения НДС, информацию об открытых счетах, об уплаченном в проверяемом и предшествующих периодах НДС, учредителях и участниках, и иную информацию;
  • получать в банках информацию по движению денежных средств на расчетных счетах проверяемых фирм;
  • допрашивать директоров, бухгалтеров и иных работниковорганизаций, в цепочке сделок, по которым должен был уплачиваться НДС;
  • осуществлять осмотры складов, помещений, строительных площадок с целью проверки наличия закупленной продукции, построенных зданий;
  • направлять требования о предоставлении документов, подтверждающих реальное осуществление сделок: договоров, счетов-фактур , первичных документов бухгалтерского, складского, производственного учета.

Признаки незаконного возмещения НДС.

Собранная в ходе налогового контроля информация анализируются, чтобы выявить признаки незаконного возмещения НДС фиктивные фирмы, наличие номинальных директоров, схемный характер сделок, фиктивность заключенных договоров.

Признаки фиктивных фирм (фирм однодневок):

  • недавняя регистрация юр. лиц «под сделку»;
  • регистрация компании по массовым адресам;
  • незначительный штат сотрудников;
  • фактическое отсутствие фирмы по месту нахождения;
  • отсутствие затрат на содержание офиса, закупку канцелярских принадлежностей, оргтехники.

Признаки номинальных директоров:

  • лицо в массовом порядке является руководителем или учредителем в других юр. лицах;
  • лицо на допросе в налоговой, а чаще всего в правоохранительных органах, не может ответить на элементарные вопросы, которые должен знать руководитель данной организации (в каких банках открыты счета, у кого находятся ключи банк-клиента , кто ведет бухучет, какой штат, где расположен офис, и т. д. );
  • использованы документы гражданина без его ведома;
  • на допросе директор признается, что он номинал.

Признаки фиктивности сделок:

  • выявление поддельных подписей в документах;
  • не подтверждение лицами подписей, проставленных от их имени;
  • отсутствие реального пересечения товаров границы РФ;
  • отсутствие движений по счетам, сопоставимым с условиями договоров;
  • отсутствие реального движения товаров, отсутствие на складах оборудования, не выполнение заявленных работ.

Признаки схмености сделки:

  • отсутствие экономической целесообразности в заключении сделок;
  • взаимозависимость юридических лиц — участников сделок;
  • отсутствие до возмещения начислений НДС, сравнимых с заявленными в проверяемом периоде;
  • перерегистрация фирмы (фирм) в другую инспекцию непосредственно перед возмещением НДС (к «своим» инспекторам);
  • наличие в совокупности вышеуказанных факторов, позволяющих делать вывод, что умысел направлен только на создание формальных оснований для возмещения налога, без реальной экономической деятельности.

Что можно предпринять для своей защиты до возбуждения уголовного дела?

Особенностью дел по возмещению НДС является возможность организовать защиту еще до возбуждения уголовного дела. Надо учитывать, что все материалы, которые будут собраны в ходе налоговой проверки, в случае признаков незаконного возмещения будут переданы в правоохранительные органы, и в последствии станут основой уголовного дела. Поэтому на стадии проверки надо быть готовым, что в налоговую для пояснений будут вызваны директора всей цепочки юр. лиц, показания которых будут иметь существенные значения для дела. Надо анализировать вопросы, которые озвучивались на допросах, для определения «слабых мест» в позиции налогоплательщика, и предпринимать меры к ее усилению, предоставляя дополнительные документы либо пояснения.

Как уже указывалось, решение об отказе в возмещении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности может послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Однако уголовные дела при наличии решения арбитражного суда об отмене решения об отказе в возмещении НДС уголовно-судебной перспективы не имеют. Вступивший в силу судебный акт является обязательным для всех организаций и государственных органов, в том числе и для правоохранительных. Соответственно, если отказ в возмещении НДС оспорить в арбитражном суде, и выиграть это дело, то у вас появится железобетонное доказательство того, что НДС возмещается законно.

Перед обращением в арбитраж в обязательном порядке необходимо пройти процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренные Налоговым кодексом — подать аргументированные возражения на акт налоговой проверки, обжаловать решение об отказе в возмещении НДС. Сами по себе эти действия иногда приносят желаемый результат, и могут исключить основания для возбуждения уголовного дела.

Подключение профессиональных юристов при составлении акта и оспаривании решения естественно является обязательным.

Что делать, если правоохранители начали проверку по незаконному возмещению НДС

Эффективность действий правоохранителей намного выше, по отношению к действиям налоговиков, поскольку арсенал действий у них побогаче. В ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела надо быть готовым к тому, что будут проведены обыски по адресам офисов, складов и в жилищах фигурантов. Если попытка возмещения НДС была крупной, то не исключено, что будет установлены IP-адреса соединений банк-клиентов , организована прослушка телефонных разговоров и просмотр электронных сообщений.

При расследовании будут с пристрастием допрашиваться лица, уже опрошенные при проведении налоговой проверки, будут устанавливаться иные фигуранты, имевшее отношение к незаконному возмещению НДС: налоговики лоббировавшие возмещения, решальщики, реальные бенефициары бизнеса, заинтересованные в возмещении, лица фактически ведущие бухучет. Цель допросов и иных следственных действий все та же — подтвердить наличие признаков незаконности возмещения НДС, а также доказать вину конкретного обвиняемого.

На данной стадии противоречия между фигурантами дела обостряются, правоохранители на этом умело играют. Простым исполнителям — подписантам будет предложено занять позицию, что они не вполне понимали происходящее. Не знали, что реализуются схема незаконного возврата НДС, документы ими не готовились, подписывались номинально. Взамен вывода из дела или смягчения наказания будет предложено активно помочь следствию. Истинным бенефициарам возмещения необходимо, чтобы показания оставались прежними, для чего требуется организация сложной системы защиты, когда контролируются показания каждого вызываемого фигуранта дела.

На стадии доследственной проверки и расследования уголовного дела привлечение адвоката становится обязательным. При допросах адвокат не допускает нарушений процессуальных прав допрашиваемых, настаивает, чтобы в протоколе была изложена именно та версия, которая была озвучена при допросе, получает ценную информацию, которую «услышать» непрофессионал просто не сможет.

Для определения «слабых мест» в позиции защиты надо добывать немногочисленную информацию, по крупицам получаемую в ходе защиты по делу, из следующих источников:

  • фабул поставленный о возбуждении уголовного дела и предъявления обвинения;
  • вопросов, которые озвучивались на допросах;
  • вопросов, постановленных эксперту, материалов, отправляемых на экспертизу;
  • заключений специалистов;
  • показаний на очных ставках свидетелей обвинения.

После профессионального анализа защитник должен предпринимать меры к усилению своей позиции, предоставляя дополнительные доказательства и корректируя показания.

Основным направлением защиты, естественно, является доказывание отсутствия состава преступления. Для этого надо доказать, что все основания для возмещения НДС были реальными: товары пересекали границу, работы выполнялись, платежи осуществлялись. Если какие-то обстоятельства выбиваются из обычной деловой практики, то необходимо разработать четкие и убедительные объяснения, что это не является признаком схемы возмещения налога.

Также, как способ защиты, могут использоваться действия направленные на квалификацию действий не по 159 УК РФ, а по 199 УК РФ(уклонение от уплаты налогов). Несмотря на сложившуюся практику такие действия предпринимать возможно. Необходимо доказать, что умысел фигурантов был направлен не на хищение бюджетных средств, а на неполную уплату НДС либо получение по нему необоснованного вычета.

Эффективную защиту по делам о незаконном возврате НДС может проводить только высококвалифицированный адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях.