Субъекты дознания их полномочия

Рубрики Статьи

Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания

Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

В соответствии с п.24 ст.5 УПК РФ, органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В УПК РФ понятие «дознание» (п.7 и 8 ст.5) используется только в одном значении, как форма предварительного расследования.

Статья 40 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень органов дознания, правомочных проводить предварительное расследование в форме дознания (ч. 1), а также органов и должностных лиц, на которые возлагается возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий (ч. 3).

К ним относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, названные ранее в этой работе (ФСБ, противопожарная служба, Минюст в лице начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Таможенный комитет и др.).

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

Похожие публикации:

Залог с передачей заложенного имущества залогодержателю
В Законе о залоге, залог с передачей заложенного имущества залогодержателю именуется закладом. Закон о залоге предполагает две разновидности заклада – собственно заклад и твердый залог. Последний предусматривает не фактическую передачу заложенного имущества залогодержателю, но оставление его у зало .

Пути преодоления правового нигилизма
Возвращаясь к проблеме нигилизма, следует вновь упомянуть, что он настолько глубоко засел в современной жизни и прочно завладел умами людей, что перед нами сразу возникает вопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует, но для этого потребуется не мало усилий. В качес .

Свобода выбора вида заключаемого договора
Как указывалось выше, принцип свободы договора проявляется и в том, что стороны также свободны в определении вида заключаемого договора . Данному элементу принципа свободы договора в литературе уделяется меньше всего внимания. Суть его заключается в том, что стороны сами решают, какой именно догово .

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Органы дознания и их функции

Главная > Реферат >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

Органы дознания и их функции

студентка 2 курса

1. Общая характеристика органов дознания. 4

2. Функции органов дознания. 7

2.2 Уголовно – процессуальные функции. 8

2.3 Оперативно – розыскные функции. 10

3. Виды дознания. 12

3.1 Дознание по делам по которым предварительное следствие

3.2 Дознание по делам по которым предварительное следствие не

Список использованной литературы. 17

Дознание в общепринятом смысле этого слова, есть первоначальная или простейшая форма расследования преступлений. Содержанием актов дознания является описание преступных фактов или событий, о которых органы дознания прежде всех других, так сказать по “горячим следам” дознают (т.е получают всеми доступными им способами) сведения об обстоятельствах, при которых совершено преступление.

В наших условиях недостаточности следственного аппарата почти все преступления проходят первоначально через органы дознания. Выше уже было указано, что дознание является первичной формой расследования преступлений. Это определение существенно ограничивает органы дознания от предварительного следствия, и дает возможность уяснить основные задачи дознания. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Милиция, уголовный розыск и органы ГПУ, обнаружив преступление в процессе своих работ, по охране порядка и безопасности или получив сообщение, жалобу, заявление от потерпевшего или очевидца первыми приступают к расследованию, выясняя состав преступления, собирая доказательства, собирая улики, разыскивая преступника. Большинство уголовных дел начинается с производства дознания.

Значительная динамичность и быстрота действий органов дознания, дают возможность успешнее и скорее провести раскрытие того или иного преступления.

Общая характеристика органов дознания.

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия 1 .

С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством к числу органов дознания относятся:

— Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;

— Органы федеральной службы безопасности;

— Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов;

— Органы государственного пожарного надзора;

— Органы пограничной службы Р. Ф.;

— Капитаны морских судов, находящиеся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

— Федеральные органы налоговой полиции;

Данный перечень органов дознания, в совокупности с подсудными им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом.

Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других — носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:

— по составам преступлений (например, органы государственного пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);

— территориальными и погодными условиями (например, производство дознания возлагается на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании или на начальников зимовок — в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

— субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

Анализируя статью 117 УПК, можно выявить, что уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов дознания относит к ним руководителей отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других — государственные органы (милиция, государственный пожарный надзор, федеральные органы налоговой полиции и т.д.) без указания, какие должностные лица должны вести дознание.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу — лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания или по его поручению.

Читайте так же:  Приказ 177 фсин

Функции органов дознания.

В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:

— производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

— принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления.

— выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией. Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток. После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением всех формальностей.

Органы дознания как субъекты расследования преступлений: их задачи и полномочия

Алиомаров М.З.
магистрант 2 курса
юридического института ДГУ (Махачкала)
(программа «Правовое государство»)

Аннотация: В данной статье проанализирована роль органов дознания по выявлению и начальному этапу расследования преступлений. Рассматриваются полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий.

Ключевые слова: органы дознания, расследование преступлений, следственные действия, судебное решение.

В настоящее время в условиях сохраняющейся тенденции в нашей стране значительного уровня преступности, к сотрудникам органов внутренних дел, которые реализуют досудебное производство по уголовным делам в форме дознания, предъявляются достаточно серьезные требования. С целью весьма эффективного производства по уголовному делу дознаватель органа внутренних дел должен отличаться существенным перечнем знаний как в сфере уголовно-процессуального законодательства, так и в сфере новых достижений криминалистики, логики и теории доказательств.

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой одну из важнейших задач органов внутренних дел. Своевременная и оперативная реакция на совершенное правонарушение дает возможность раскрыть преступление, а также выявить лицо, которое его совершило.

Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных действий, которые осуществляются соответствующими на то административными органами и должностными лицами с целью своевременного обнаружения и закрепления необходимых следов преступления, а также определение лиц, которые его совершили, и одновременно для пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, при возбуждении уголовного дела, как при наличии признаков преступления, которое не является тяжким, так и по тяжкому преступлению осуществляет оперативно-розыскные и следственные действия.

Органу дознания присуще огромные полномочия в оперативно-розыскной и административной сферах. Помимо этого, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.

В соответствии с п.24 ст.5 УПК РФ, органами дознания признаются государственные органы и должностные лица, которые уполномочены осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В УПК РФ понятие «дознание» (п.7 и 8 ст.5) применяется лишь в одном значении — как форма предварительного расследования.

Статья 40 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень органов дознания, которые правомочны осуществлять предварительное расследование в форме дознания (ч. 1), а также органов и должностных лиц, на которые возлагается возбуждение уголовного дела и реализация неотложных следственных действий (ч. 3).

К данным органам относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии с федеральным законом;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Полномочия органа дознания возлагаются, как правило, на дознавателя начальником органа дознания. Не допустимо возложение полномочий по осуществлению дознания на то лицо, которое уже производило или осуществляет по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель вправе самостоятельно осуществлять следственные действия и принимать решения, за исключением тех случаев, когда на это необходимо согласие начальника органа дознания или санкция прокурора.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам (производство предварительного следствия необязательно);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам (производство предварительного следствия обязательно);

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3 Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, помимо случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания;

1.1) давать органу дознания, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Пункт 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации характеризует неотложные следственные действия как действия, которые осуществляются органом дознания после того как возбужденно уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Как отмечает В.Ю. Стельмах, неотложные следственные действия являются процессуальной деятельностью органов дознания, которая состоит в том, что при определении признаков преступления, по которому требуется производство предварительного следствия, и при отсутствии возможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, который не превышает 10 суток, следственные действия, которые направленны на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю«[5].

Статья 157 УПК РФ уточняет процесс производства неотложных следственных действий, а также дает характеристику субъектам их проведения. Часть 2 ст. 157 сосредоточила в себе категории субъектов, которые имеют право на производство неотложных следственных действий, отмечая в пункте 1, что неотложные следственные действия осуществляют органы дознания, которые отмечены в пунктах 1 — 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а именно дознаватели органов внутренних дел. УПК РФ не дает уточненное определение лица, которое как правило осуществляет неотложные следственные действия, невзирая на то, что одним из признаков допустимости данных доказательств является их приобретение надлежащим субъектом.

Теоретически производство неотложных следственных действий допускает поручение любому сотруднику органа дознания, но на практике гораздо чаще это осуществляет либо штатный дознаватель подразделения дознания, либо оперуполномоченный, который временно с резолюции начальника органа дознания приобретает статус дознавателя [3].

Необходимо обратить внимание на то, что производство неотложных следственных действий представляет собой деятельность процессуальную в связи с тем, что она реализуется процессуальными методами и средствами, осуществляется в процессуальных формах, предполагает содержание у участвующих в нем лиц самостоятельного процессуального статуса, характеризуется уголовно-процессуальными отношениями, которые складываются между данными лицами. Но тем не менее в силу своей специфики данный процессуальный институт весьма плотно переплетен с деятельностью оперативно-розыскной, которая также осуществляется органами дознания.

Характеризуя комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», можно согласиться с мнением авторов о тесной связи деятельности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной. «Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, нацелены на борьбу с преступностью и носят, прежде всего, правовой характер. Разница состоит лишь в том, что они реализуются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.

В первую очередь, различна правовая природа их производства, так как следователь (дознаватель) руководствуется уголовно-процессуальным законом, а оперативно-розыскная деятельность основана на комментируемом Законе.

Во-вторых, различаются пределы производства отмеченных действий: для производства следственных действий требуется наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия способны реализоваться до возбуждения уголовного дела.

В-третьих, существенно отличаются итоги данных действий: результатом следственных действий принято считать доказательства; результатом оперативно-розыскных, являются сведения об источниках тех фактов, которые как правило могут являться доказательствами лишь в случае их утверждения процессуальным путем [2].

Отсюда следует, что орган дознания помимо процессуальных реализует иные присущие ему функции, то есть в одном органе сосредоточенны и процессуальные, и не процессуальные полномочия. Тем не менее разграничение двух видов деятельности можно отследить в самом Законе об «Оперативно — розыскной деятельности» [1]. К примеру, в соответствии с частью 3 ст. 7 данного Закона основанием реализации оперативно-розыскных мероприятий признается поручение органа дознания.

Читайте так же:  Нотариус на мира 19 волгоград

Учитывая изложенное, можно обозначить вывод, что либо органы, которые реализуют оперативно-розыскную деятельность, к органам дознания себя, как правило, не относят, либо они сами себе дают поручение. Тем не менее, в случае реализации неотложных следственных действий субъектами, которые не имеют таких полномочий, доказательства, которые получены в ходе их проведения, будут считаться недопустимыми. Поэтому основополагающий вопрос заключается в том, что могут ли реализовывать неотложные следственные действия лица, которые проводят по делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с частью 2 ст. 41 УПК РФ на данное лицо возложение полномочий по осуществлению дознания не допустимо.

П.В. Вдовцев говорил, что деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, и представляет собой частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет являться то лицо, которое ни коем образом не было связано с реализацией по данному делу оперативно — розыскных мероприятий. Именно поэтому, лицо, которое проводило оперативно — розыскные мероприятия по уголовному делу, не уполномочено осуществлять неотложные следственные действия по делу. Но прямого запрета УПК РФ не содержит, так как неотложные следственные действия к дознанию, как правило, не относит, характеризуя его весьма четко: дознание представляет собой форму предварительного расследования (п. 8 ст. 5) [4].

Как отмечает П.В. Вдовцев, статус должностного лица — органов дознания, которые производят неотложные следственные действия, не определен. Понятно, что данное лицо должно обладать процессуальным статусом дознавателя[4].

Выход из ситуации заключается в следующем: нужно внести изменения в часть 1 ст. 41 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации и включение в его содержание кроме поручения начальником органа дознания или его заместителем дознавателю не только производство дознания, но также и производство неотложных следственных действий.

Данные изменения, непременно, будут способствовать: повышению качества реализации неотложных следственных действий ввиду процессуальной грамотности дознавателя; исключению споров о необходимости осуществления неотложных следственных действий лицом, проводящим по делу оперативно-розыскные мероприятия, так как дознаватель подобными полномочиями не обладает. Одновременно это будет способствовать сужению круга субъектов их производства, так как дознаватели представляют собой часть органа дознания в целом, и не разрешит органу дознания применять при расследовании весь существующий у него потенциал полномочий, которыми иные органы дознания не располагают.

Нужно ясно определить субъекта органа дознания в таком многоуровневом органе, как орган внутренних дел в общей системе МВД России, на которое как правило и возлагается производство неотложных следственных действий, — дознавателя, параллельно определив систему делегирования данных полномочий.

В связи с этим предлагаем часть 1 ст. 41 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктами 1, 2 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем».

Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«Неотложные следственные действия производят:

1) дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи».

Список использованной литературы

  1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) //
  2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. 4-е изд. перераб. и доп. М., 2017.
  3. Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 2016.
  4. Вдовцев П.В. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2017.
  5. Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академич еский юридический журнал. 2017. N 1 (55). С. 15.

§ 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст.

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование

Глава XX. Дознание

преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК).

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой полиции; г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Службы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предва-

Раздел II. Досудебное производство

рительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, — по всем уголовным делам, за исключением дел, указанных в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные

Глава XX. Дознание

действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, если по направленному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Читайте так же:  Можно ли вернуть шнурки

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.

Раздел II Досудебное производство

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

Глава XX Дознание

— уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 198 УК);

— уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

— незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную органами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

— противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

— контрабанду, задержанную органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК);

— неуважение к суду (ст. 297 УК);

— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК);

— незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— контрабанду- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам:

Раздел II. Досудебное производство

— об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершенном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);

— о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

— об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Совета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выборным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Конституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК).

В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Например, на основании п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК и в целях разграничения полномочий органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной

Глава XX. Дознание

границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 марта 2002 г. № 134′ определено, что с 1 июля 2002 г. дознание поручается производить дознавателям:

1) оперативных органов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

2) органов морской охраны — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).