Страхование осаго двух автомобилей

Рубрики Статьи

XRasher › Блог › Почему 25.000 вместо 4 тысяч? ОСАГО — Страхование ответственности, а плачу я за машины. Как так?

Вчера ночью мне в голову пришла странная мысль, которая показалось на столько логичной, что я проснулся. Мысль эта касается страхование автогражданской отвественности.

В данный момент у меня имеется скидка 15%, т.е. мой коэффициент 0.85. У меня есть Ниссан Террано с бешеной мощностью в 101л.с. Стоимость страховки на 1 год сейчас составляет для меня около 6300 рублей. К этому надо прибавить 1500, за которые продают ТО страховщики! Надо прибавить именно 1500 и именно потому, что продают страховщики. Не будем пока считать, что вы знаете где дешевле, или то, что проходите ТО сами за 500 рублей.

Кроме Террано, который является машиной выходного дня, а если быть более честным, то машиной 29-го февраля, у меня есть Терракан, в котором такое огроменное количество кобыл — 103. Как вы понимаете, на него страховка тоже стоит 6300 + 1500.

А еще у нас есть Тещин пепелац, ВАЗ 2104, в котором для простоты представим тоже 101 кобылу.

Итого, есть 3 машины на которых я иногда катаюсь, основная одна. Они все одной категории и страховка стоит одинаково, т.к. кобыл равное количество. Чтобы иметь возможность по закону ездить на этих машинах везде должна быть страховка, которая выходит в (6300+1500)*3 = 23400 рублей.

И я не совсем согласен с этим беспределом. Я не могу ездить одновременно на всех авто, я даже на двух не могу. Я всегда за рулем только одного авто. Но в тот же самый момент я плачу за 3 автомобиля. Какого, спрашивает, хера? Почему я должен оплачивать страховку машины, а не себя? Ведь ОСАГО — автоГражданскаяотвественность, ответственность гражданина как мне кажется.

*** Я не могу ездить одновременно на всех авто ***

И это вроде логично. Машина сама по себе никому повреждений нанести не может. Даже если это БелАЗ. Всегда должен быть водитель! И именно водитель совершает или избегает ДТП. Так почему мы платим не за себя, а машины, которые без нас вообще не являются участниками дорожного движения?

Ведь куда логичнее было бы иметь страховку водителя. Вот допустим все водители, у которых несколько машин до 150 л.с. ( например Honda Integra и УАЗ Патриот ), одна для города, которая общесемейная для дачи и отдыха. И пришел такой водитель, сделал себе автостраховку, которая позволяет ему управлять автомобилем до 150л.с. Но любым! И страховка для него стоит по его коэффициенту, без всяких максимальных надбавок за новичков. Если вдруг решил купил турбофорика, то обнови страховку до 250+. Т.е. ты хочешь машину быструю и опасную, плати за этот риск. Так же как и права на разные категории!

Вот пример. Ваш ребенок сдал на права с первого раза. Он умничка! Ему 18 лет, а уже есть права! А у вас уже 8 лет стажа и ни одного ДТП, и у вас коэффициент 0.5, а не 1.8, как у вашего ребетенка. И у вас, допустим, чайзер 2.5 на 200 коней. Для вас страховка стоит 5500. Но ведь надо вписать ребенка, чтобы он хоть иногда мог попробовать ездить, правда? Если хорошо, то вы ему купите ( он же умный! он сам купит! ) себе дуплет и будет рассекать на нем. Но стоимость добавления его в страховку около 14 сверху, а потом на его новую машину еще 15к! Откуда эта несправедливость? Он сядет за руль вашего авто несколько раз, а потом сядет на свой. Почему нам нельзя застраховать его ответственность? Сразу оплатили 18к, получили страховку начинающего водителя суперкара до 200 л.с., и катайтесь хоть на папкиной машине, хоть на своей. Но это сразу ваша страховка. И не 14 + 15, а сразу допустим 18к и все.

И заметьте, что это честно! Потому что ДТП совершают водители, а не авто. И ответственность лежит на них, а не на автомобиле, независимо от его мощности.

Итого, что я хочу от нашего любимого правительства и жадных страховщиков:
— ОСАГО заключать не на авто, а на водителя
— Стоимость страховки зависит от допуска к автомобилям
— Отмены ТО полностью, потому что это только +1500 страховщикам, либо +500 или +1000 станции, которая все-равно ничего не проверяет

— КАСКО — это повреждение авто, и в данную мысль не входит

Я очень хочу отвечать за себя и оплачивать только свой риск, а не всех автомобилей, к которым я могу прикоснуться.

PS: Я очень-очень жду ваших комментариев, высказывайте своё мнение! Возможно, что если я прав и вы поддерживаете эту идею, то можно будет повлиять на правительство и страховщиков всем вместе! Если вы не согласны, то тоже пишите почему!

PPS: Пожалуйста, распространите этот текст или ссылку на этот пост везде. Нам, автомобилистам, надо отстаивать свои интересы! Чем больше народу узнает, тем легче нам будет отстоять свои права и защитить свои деньги.

Страхование автомобилей, зарегистрированных за рубежом

Страхование автомобиля с иностранными номерами в России – процесс, законодательно урегулированный. Знание установленных правил поможет избежать каких бы то ни было санкций.

Кому нужна такая страховка?

Приведём наиболее распространённые ситуации.

  • Нерезидент планирует длительное время находиться на территории РФ и использовать автомобиль, зарегистрированный за рубежом.
  • Гражданин другого государства транзитом пересекает территорию РФ на своём автомобиле.
  • Резидент приобрёл (получил во временное пользование) автомобиль за границей и собирается использовать машину, не меняя её «прописки».

Необходимость оформления страховки распространяется на все транспортные средства, зарегистрированные за пределами России, за исключением автомобилей дипломатических посольств и консульств.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Каков порядок страхования автомобиля?

  1. В первых двух случаях (пересечение границы нерезидентом) необходимо оформить временный ввоз автомобиля сроком на три месяца.
  2. Приобрести «Зелёную карту», срок действия которой составляет 15-365 дней. Данную страховку можно купить на любом таможенном терминале или в офисе какой-либо страховой компании.
  3. При оформлении краткосрочной Green Card, но при более длительном пребывании на территории РФ следует оформить полис ОСАГО для автомобилей, зарегистрированных за рубежом.
  • Некоторые российские страховые компании имеют представительства за рубежом. Обратившись к ним, можно оформить полис ОСАГО российского образца . В этом случае «Зелёная карта» не требуется.
  • Автогражданку также оформляют непосредственно на границе, но в таких случаях страховые агенты нередко завышают стоимость полиса. Также нередки случаи продажи полисов сомнительными «компаниями», которые на поверку оказываются мошенниками.
  • Вместо покупки полиса ОСАГО можно вновь пересечь государственную границу и активировать новую «Зелёную карту».

Документы, необходимые для оформления ОСАГО

  • Регистрационные документы на автомобиль и их нотариально заверенный перевод.
  • Загранпаспорт иностранца.

Самый насущный вопрос: «Нужно ли проходить техосмотр?». Согласно действующему законодательству, правила оформления полиса ОСАГО распространяются не только на российские автомобили, но и зарегистрированные за рубежом.

  • При покупке или продлении «Зелёной карты» талон ТО не требуется. По окончании действия полиса международной «автогражданки» можно продлить данную страховку. Другой вариант – заключить договор ОСАГО на более длительный срок (с предъявлением талона ТО).
  • Для оформления полиса ОСАГО сроком 15-365 дней требуется диагностическая карта российского образца или талон ТО того государства, где зарегистрирован автомобиль. Талон должен быть должным образом переведён на русский язык и заверен.

Сколько стоит полис ОСАГО для иностранных автомобилей?

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля и зависит от набора параметров. Для расчётов используется формула:

базовая стоимость * срок * мощность двигателя

Так, базовый тариф годовой страховки для легкового автомобиля, зарегистрированного в любой стране мира, составляет 1 980 рублей.

Кроме изменяемых параметров, есть зафиксированные – территория использования и количество лиц, допущенных к управлению ТС. Для расчета стоимости нужно дважды умножить базовый тариф на 1,7.

Итого – 5 722,20 рублей.

Указанная базовая стоимость действительна для автомобилей категории В. Ограничений по количеству водителей нет. Базовая стоимость полиса для юридических лиц без учета коэффициентов мощности двигателя и срока страхования составляет 7 267,50 рублей.

Один полис ОСАГО на две машины

P.S. Интерестно, куда бы в полисе СК вписала фамилию собственника которую носит посол Брунея при ООН- Аван Ахмад ибн-Пеин Оран Кайя Дигадон Сери Дирая Дато Лайла Утама Аван Хайн Нохд Юссоф. Или тоже отказали из-за того что фамилия не помещается в строчку — СОБСТВЕННИК. Да что далеко ходить.ФИО например всеми уважаемого г. Абдулатипова Рамазана Гаджимуратовича едва ли поместится в таблице для лиц допущенных к управлению. Так что, на этом основании можно отказать?

+++ это же вам в "плюс" — для повышения квалификации, вопрос очень часто задаваемый тем более, хватит уже "мычащих" агентов возле ГИБДД, не способных ничего толком ответить.

: В четвертых, да, закон может содержать ошибки, не соответствия, но это не значит, что Страховщики "козлы".

+++ 5-летнее общение с представителями двух СК не прошло даром — я уважаю труд и отношение профессионалов, которых стало все меньше и меньше, а точнее они "растворились" в дикой массе продавцов "бананов", то есть полисов ОСАГО — агентов, брокеров, палаточников и прочих .

: Ну и ответ на вопрос изначальный: если читать текст закона, то очевидно, что речь идет об обязанности владельцЕВ! ТСредстВ заключать договоРЫ! в которых дожны быть указанЫ эти средствА.

+++ все правильно я и есть один владелец, но нескольких ТС, если передам по доверенности, к примеру, другому — тот заплатит адм. штраф, а если чего случится — никому не пожелаю (стучу по дереву), то после уплат СК потерпевшему получу от СК по полной за то, что доверил другому, не указав его в полисе.

Вот тоже вам загадка — хорошо, куплю два полиса ОСАГО по каждому на машину, заезжая к себе, задеваю второй свой автомобиль. Обязаны возместить за второй — неправда ли? Это так я за счет СК обе машины поменяю не напрягаясь, а умысел доказать будет невозможно.

: Мы не имеем права вписать в полис более позиций, чем полисом предусмотрено.

+++ во-первых, можно выдать два полиса по цене одного, а во-вторых, что, вы, будете делать, если приду со списком порядка из ста человек — разве не имею права в соответствии с Правилами? Всех в один точно не впишите.

: Тариф расчитывается в привязке к конкретному автомобилю и для конкретного владельца(ЕВ). Понижающего или усредняющего или иного порядка определния страховой премии для таких случаев нет, поскольку такие случаи и не предусматривались.

+++ тогда и оплачивайте ущерб страхователя, если привязываете к автомобилю.

: С уважением, Федотов С.А.

С большим уважением, Валерий.

если передам по доверенности, к примеру, другому — тот заплатит адм. штраф, а если чего случится — никому не пожелаю (стучу по дереву), то после уплат СК потерпевшему получу от СК по полной за то, что доверил другому, не указав его в полисе.
=== Дык страхуйся с неограниченным числом водителей.

: Вот тоже вам загадка — хорошо, куплю два полиса ОСАГО по каждому на машину, заезжая к себе, задеваю второй свой автомобиль. Обязаны возместить за второй — неправда ли? Это так я за счет СК обе машины поменяю не напрягаясь, а умысел доказать будет невозможно.
=== а и не надо. Во первых речь идет о третьих лицах, во-вторых это обязательство прекратится совпадением кредитора и должника в обязательстве.

:
: : Мы не имеем права вписать в полис более позиций, чем полисом предусмотрено.
:
: +++ во-первых, можно выдать два полиса по цене одного,
=== с чего бы это? Полис лишь подтверждает факт заключения договора страхования. Договор вступает в силу с уплатой страховой премии. Это раз. Второе — Оценка степени риска производится исходя из конкретного ТС, а не абстрактной ответственности. И по твоей логике и сотоварищей, юрлицо может заплатить по самому мощному авто и все!

а во-вторых, что, вы, будете делать, если приду со списком порядка из ста человек — разве не имею права в соответствии с Правилами? Всех в один точно не впишите.
=== имеешь, впишем, но согласись, такое бывает тогда, когда речь идет о неком предприятии, которое не ставит ТС на баланс, а берет, к примеру в аренду, а страховать заставляет собственника. Это отрыжка нашего НК.

: +++ тогда и оплачивайте ущерб страхователя, если привязываете к автомобилю.
=== а вот про иных ты уже дочитал, я видел 🙂

С уважением, Федотов С.А.

"Статья 1. Основные понятия

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Читайте так же:  Статьи про наследство

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации."

По ГК РФ:
"
Статья 931. Страхование ответственности за причинение вреда

1. По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена."

Почему это я не могу выступать не только владельцем ТС, но и потерпевшим в соответствии с ФЗ — по ГК же, однозначно, не могу из-за "других лиц", но ФЗ такого нет, не так ли?

Раз страхуете ОСАГО с привязкой к владельцу и ТС, тогда и будьте любезны :))))))) .

С уважением, Валерий.

"Статья 1. Основные понятия

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом;

А теперь вот принуждают нас застраховать. Если такой случай повторяется, по-честному, не нарочно, при свидетелях, то имеет смысл обращаться в страховую или муж и жена — одна сатана и ничего не выйдет?
Или стоит вообще по-быстрому линять, а то еще в мошенники запишут?

Да мало ли по каким причинам у человека два или три автомобиля. А тут, блин, социализм устроили — не больше одной машины в руки!

За что спрашивается платит два-три раза владелец нескольких транспортных средств, который ездит на них один. За то, что работники думы и страховые лоббисты просто не подумали о том, что у человека может быть не одна, а несколько машин.

И тут в конфе босяки, даже не одну машину не заработавшие :))), всякую хе.. пишут.

. Ну зачем нарушать правила ОСАГО. Там четко прописано, что на лобовое стекло авто в правом нижнем углу, хотя там должен быть талон ТО. Но это детали.

: Км как по нему считать (лично я убежден, что "всадников без головы" больше среди мощноводов 🙂 покажите мне рЭйсера с деньгами и на малолитражке)

. На зтот вопрос есть решение ВС

: И сколько долей процентов у нас таких рачительных хозяев, которые ездют ОДНОВРЕМЕННО (в течение одного года) на двух своих машинах, меняя их (хотя я знаю владельца двух убитых москвичей, который ездит на одном, пока другой чинят, потом первый ломается и т.д. 🙂

. А действительно, сколько? Может НАС действительно так мало, что когда страховщики подсчитают, то поймут, что зря упираются? Хотя сомневаюсь.

: ИМХО правильно привязали к страховку к машние.

. Никто и не спорит, вопрос изначально стоял о том, где прописана привязка к одной или нескольким машинам одного собственника.
Пока только был аргумент, что в договоре нет места вписать вторую машину.

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования

: прокол есть, хотя попробуй впиши в полис больше одной машины

. По простому, если ТС указано в договоре и не важно сколько ТС, то это страховой случай.

: : прокол есть, хотя попробуй впиши в полис больше одной машины

Ну а вписать, это дело техники. К сожелению живого полиса под рукой нет, но в тот образец что попадался в Интернете, впишу запросто, хотя может будет мелковат шрифт.

Все гораздо проще и исходит именно из обязательности закона для всех. И никакие штрафи не нужны в принципе.
Законом устанавливается только обязательность страхования ГО каждого водителя и определенный деталь чтобы избежать мошейничества. Страховщикам дается время на подготувку единой БД, без её готовности закон в силу не вступает. Искать никого не нужно, налием страховки является наличие ВУ, номером свидетельства его номер. Каждый страхуется как хочет (с любой суммой возмещения не менее минимальной установленной законодательно) в любой СК имеющей соотв. лицензию. Потерпевшему оплачивается восстановительный ремонт машины (есть много способов чинить старые машины и это все детали) сразу по его обращению в СК (естественно если он официальный потерпевший). Все остальные разборки СК ведет с виновником. На случай если виновник не имел страховки, не оплатил взнос и т.д. страховщиками создается специальный фонд из которого выплачивается компенсация потерпевшему, а виновнику соответственно предявляется регрессивный иск (мало ему я думаю не покажется)
Это общая картина, все остальное деталь и их не так сложно урегулировать. Такая ОСАГО будет честна и мне нежалко будет отдавать за нее деньги.
Если есть что возразить — милости просим
Андрей

Стикер — по-моему бумажка не имеющая вообще никакой смысловой нагрузки. Вот если бы она служила фактом подтверждения наличия полиса, так нет, его тоже надо возить с собой. Место этому стикеру, как и ваучеру — на двери туалета.

Имхо должен быть выбор: Либо одна машина на несколько водителей, либо один водитель на несколько машин.

>>Стикер все-таки способ визуального контроля
Равно как и талон ТО. Он на стекле у меня не висит и стикер висеть не будет. За последний год меня остановили 2 раза, думаешь с талоном ТО на стекле было бы меньше?
По КоАП-у требуется возить полис. Cтикер как не пришей кобыле хвост.

>>ИМХО текущий способ гораздо менее накладен в реализации, контроле
А как сейчас контролируют:
1) При регистрации
2) При ТО
3) При взмахе жезла гаишника.
Если страховать по водителю — ничего не изменится, все эти проверки работают.

>>Предложите плз схему страхования по водителям? Хоть сколь-нибудь подробную.

А что тут предлагать. Есть страхователь, он выбирает схему страховки 1:N или N:1 — так и страхует.
Страхователю и Водителям выдается по экземпляру страхового полиса.
Никаких проблем я не вижу.

А самый лучший способ саботировать ОСАГО — ввести большие тарифы и издать дырявые законы. Чтобы оно работало тариф должен быть маленьким. Пусть страховая сумма будет смешная или пусть будет франшиза. Главное заставить людей придти в страховую — а дальше дело ее работников — подготовить клиента к доп. покупке полноценной добровольной страховки.

ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. Это означает, что:

  • Каждый участник дорожного движения, управляющий транспортным средством, обязан оформить страховой полис ОСАГО;
  • Полис предназначен для страхования рисков водителя, участвующего в дорожном движении;
  • Полисом ОСАГО страхуется ответственность водителя перед третьими лицами, т.е. в случае возникновения страхового случая страховое возмещение получат те лица, которые пострадали в результате действий владельца полиса;
  • Полис действует на территории всей России и охватывает правовые отношения граждан.

В России автострахование появилось в 1991 году и было сначала исключительно в добровольной форме. Обязательное же страхование действует с 1 июля 2003 года и регулируется Федеральным законом № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Документы, необходимые для заключения договора ОСАГО

  • Заявление о заключении договора обязательного страхования по утвержденной форме (выдаётся представителем страховщика);
  • Паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо);
  • Доверенность на автомобиль (в случае, если вы оформляете страховку на транспортное средство, владельцем которого не являетесь);
  • Документ о регистрации указанного в заявлении транспортного средства (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт или аналогичный документ);
  • Диагностическая карта (если Вы только что приобрели автомобиль, то на проведение технического осмотра и оформления полиса ОСАГО у Вас есть только 10 календарных дней, в течение которых Вам разрешено эксплуатировать автомобиль без страховки);
  • Водительское удостоверение (или его копия) лица/лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • Предыдущий полис обязательного страхования (при наличии).

Документы, выдаваемые вам при заключении договора ОСАГО

  • Оригинал страхового полиса, подписанный вами и представителем страховщика (печать страховщика обязательна) и специальный знак государственного образца;
  • Комплект правил ОСАГО;
  • Список представительств страхователя на территории страны;
  • Два экземпляра извещения о ДТП;
  • Памятка страхователю;
  • Квитанция о приёме денежных средств в счёт оплаты договора.

Страховой полис выдается на 1 год и требует ежегодного продления.

Стоимость страховки и порядок её расчета

Цена страховки автомобиля рассчитывается путём умножения двух показателей, которые регулируются законодательством: базовой ставки и корректирующих коэффициентов.

Для физических лиц по легковым автомобилям базовая ставка на 2017 год — это диапазон от 3432 руб. до 4118 руб., в пределах которого каждая страховая самостоятельно устанавливает стоимость полиса. Тарифный коридор был введен неслучайно – он стимулирует страховщиков к рыночной конкуренции, что должно привести к профессиональному росту специалистов по страхованию и улучшению качества обслуживания клиентов.

Другими составляющими формулы являются коэффициенты, отражающие ту степень риска, которая свойственна транспортному средству, его водителям и региону, в котором оно эксплуатируется. Это:

  • Территориальный коэффициент;
  • Возрастной коэффициент;
  • Коэффициент мощности автомобиля;
  • Сезонный коэффициент;
  • Коэффициент бонус-малус;
  • Коэффициент по сроку страхования (для ТС, зарегистрированных в иностранном государстве);
  • Коэффициент по наличию прицепа к ТС;
  • Коэффициент по допуску лиц к управлению ТС (максимальный применяется, если список не ограничен);
  • Коэффициент по грубым нарушениям (максимальный применяется, если имеются грубые нарушения условий страхования);

Страховое возмещение

Возмещение ущерба осуществляется двумя способами:

  1. Путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Предельный срок — 30 рабочих дней.
  2. В форме денежной выплаты. Максимальный размер возмещения за причинение вреда имуществу составляет 400 тыс. руб. каждому потерпевшему, а за причинение вреда жизни и здоровью – 500 тыс. руб. на каждого потерпевшего. При этом виновник ДТП никаких выплат по ОСАГО не получает. Данный вид возмещения возможен только в случае:
  • полной гибели транспортного средства,
  • смерти потерпевшего,
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,
  • если потерпевший является инвалидом,
  • если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тыс. руб.,
  • если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не устраивает потерпевшего.

Штрафы за отсутствие страхового полиса

Полис ОСАГО обязателен для оформления каждым владельцем автомобиля. Отсутствие страховки приводит к штрафам:

  • Отсутствие полиса при управлении ТС в случае, если полис оформлен, но забыт – 500 руб.
  • Управление ТС в период, не предусмотренный полисом ОСАГО – 500 руб.
  • Управление ТС лицом, не вписанным в страховой полис, при оформлении полиса на ограниченное число лиц – 500 руб.
  • Отсутствие полиса ОСАГО, либо управление ТС с просроченным полисом – 800 руб.

Полезные ссылки

  1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
  2. О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: положение Банка России от 19 сентября 2014г. N 431-П
  3. О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов: указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У
  4. Расчет стоимости ОСАГО: калькулятор на сайте РСА

Остались вопросы или дополнения? Напишите в комментариях

ОСАГО в вопросах и ответах. В «АиФ» прошла онлайн-конференция

Тема обязательного автострахования животрепещущая и интересующая многих. Изменение тарифов, программ и оформления страховок — то, что беспокоит автолюбителей всегда. Тем более что законодательство в данном вопросе очень изменчиво.

Как меняется ОСАГО, насколько программа доступна в регионах, как будут повышаться тарифы и что делать с европротоколом — вопросов по данному виду страхования накопилось очень много. В «АиФ» прошла онлайн-конференция, где на вопросы читателей ответил глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

— Сегодня существует проблема оформления ОСАГО в регионах. Планируется ли какое-то решение этой проблемы?

— Проблема была в 2015 — начале 2016 года, сейчас она уже не стоит так остро, несмотря на то, что источник проблемы — недобросовестная деятельность — никуда не делся. Для решения проблемы доступности было запущено сразу несколько инструментов. В проблемных регионах запущена система «Единый агент РСА», которая позволяет в офисе одной страховой компании оформить полис ОСАГО другого страховщика. Электронное ОСАГО позволяет оформить «автогражданку» онлайн. Если возникли технические сбои при заключении договора в электронном виде, разработанная РСА система «Е-Гарант» предлагает страхователю перейти на сайт союза, где гарантированно можно будет заключить договор.

— Чем «Е-Гарант» отличается от Е-ОСАГО? Как его оформить?

— И в том, и в другом случае заключается электронный договор ОСАГО. Е-ОСАГО оформляется непосредственно на сайте страховщика. Но бывают технические сбои. Бывает, что серверы перегружены, что сайты «подвисают», у страховщика могут закончиться номера для заключения электронных договоров ОСАГО, и если система выдает ошибку, то пользователю предлагается перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков, где можно оформить договор с другим страховщиком. А страховщик же, чей полис будет оформлен с помощью сайта РСА, выбирается так же, как и в системе «Единый агент РСА», то есть случайным образом по номеру ПТС. Это и есть «Е-Гарант»: система, гарантирующая приобретение полиса онлайн на сайте РСА, несмотря ни на какие технические сбои.

— Хотел оформить полис через сайт страховой, а он все время пересылает на сайт РСА. Это нормально? Могу ли я при этом оформить полис в той страховой, в которой хочу?

Читайте так же:  Договор между обществом и управляющим

— Можете. Для этого нужно зайти на сайт страховой компании (только нужно убедиться, что это официальный портал, а не один из сайтов-дублёров, никакого отношения к нему не имеющих) и на сайте компании начать оформление полиса. Порой случаются технические сбои, серверы бывают перегружены. И, как я говорил раньше, система может предложить перейти на сайт Российского союза автостраховщиков. Там по номеру ПТС система случайным образом выберет для вас другого страховщика, ОСАГО которого там же, на сайте РСА, вы и оформите. Так что нет повода для беспокойства: все легитимно и официально. При этом всегда можно оформить договор в офисе страховой компании.

— Последнее время много разговоров про мошенников и недобросовестных автоюристов. Вы как-нибудь с ними боретесь?

— Борьба с недобросовестной деятельностью, наносящей ущерб и страховщикам, и страхователям, сегодня входит в число приоритетных задач РСА. Потому что это бедствие, которое принимает угрожающие масштабы и которое способно уничтожить рынок ОСАГО полностью. Он и так находится в состоянии перманентного кризиса.

Видов жульничества в сфере страхования великое множество. Фиктивные ДТП и имитация страховых случаев. Попытки оформить ОСАГО задним числом. «Черные автоюристы», выезжающие на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД и предлагающие наивным автовладельцам наличные в обмен на переуступку прав требования. Изготовители подложных документов. Интернет-жулики, создатели сайтов-дублеров официальных сайтов страховых компаний и продающие там фальшивые полисы. Изготовители и распространители поддельных бланков ОСАГО. Перечислять могу до утра. К сожалению, от недобросовестной деятельности на протяжении многих лет страдали не только страховые компании, но и невнимательные граждане. В последнее время более пристальное внимание к вопросам противодействия такой деятельности стали проявлять правоохранительные органы и региональные власти. Работа проводится онлайн и офлайн, пресекается деятельность целых преступных группировок. Но мы ждем от местных администраций и правоохранительных органов большей кооперации. И, разумеется, сами автовладельцы не должны терять бдительности. Нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

— Действительно ли по европротоколу делают нормальные выплаты? Их теперь увеличили до 100 тыс. или до 400 тыс.? Не могу разобраться.

— Вплоть до последнего времени максимальная выплата по европротоколу составляла 50 000 рублей, но с 1 июня 2018 года эта сумма выросла в два раза и составляет 100 000 рублей. Раньше европротокол можно было оформить, если участники аварии сошлись во мнении по поводу обстоятельств ДТП и о том, на каком автомобиле что именно повреждено в результате этого ДТП, а с этого момента это условие не является обязательным. Однако, если есть разногласия, надо зафиксировать факт ДТП и координаты машин в момент аварии с помощью глобальной навигационной спутниковой системы или же сфотографировать оба авто и передать данные в систему ОСАГО с помощью специального мобильного приложения, интегрированного с Единой системой идентификации и аутентификации.

Если же участников ДТП относительно европротокола все же терзают смутные сомнения, всегда есть вариант позвонить в ГИБДД, рассказать об обстоятельствах аварии и следовать дальнейшим указаниям сотрудников полиции по телефону.

Что же до лимита в 400 тысяч, то он действует только для жителей Москвы, Петербурга, Подмосковья и Ленинградской области. Но там важное условие, пока технически, к сожалению, не всем доступное: страховщику должна быть предоставлена некорректируемая информация о ДТП.

Напомню, что европротокол можно оформить, если в ДТП «встретились» не более двух авто, не нанесен ущерб другому имуществу, если нет пострадавших и у каждого из автомобилистов есть полис ОСАГО. Оформляют сегодня европротокол все чаще, на сегодняшний день это порядка трети попавших в ДТП, порядка 540 тысяч человек в прошлом году.

— Кому положено натуральное возмещение, а кому — денежное? Получается, что если натуральное возмещение, то мне машину будут ремонтировать в непонятном сервисе и непонятно какими деталями? Я могу отказаться и забрать деньгами, как раньше?

— Вместо направления на ремонт автовладелец получит денежную выплату в ряде случаев, оговоренных в законе. Например, если автомобиль не подлежит ремонту. если потерпевший получил средние или тяжелые травмы, если он является инвалидом, если стоимость ремонта выше максимальной выплаты, то есть 400 000 рублей. Денежную выплату получают родственники погибшего в ДТП.

Теперь что касается ремонта. К его срокам и качеству проведения законом предъявляются очень высокие требования. Так, мастерские обязаны использовать при проведении ремонта только новые детали, и денежные расчеты со страховщиком за такой ремонт идут без учета износа. На сам ремонт отводится не более 30 суток. Если же сроки нарушаются, то на страховщика налагаются штрафные санкции. Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

Теперь про «непонятные сервисы». Автовладелец сам вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. И срок ремонта рассчитывается со дня представления потерпевшим своего автомобиля на СТО или передачи поврежденного автомобиля страховщику, если автомобиль не может доехать до СТО своим ходом и страховщик организует его транспортировку до СТО.

— Ходили разговоры, что, мол, штраф за езду без полиса хотят увеличить до 5000 руб. Потом вроде сказали, что не прошел закон. То есть не будут увеличивать штраф? Или будут, но не до 5000? Откуда вообще такая цифра? Почему так много?

— В Госдуму действительно был внесен законопроект об увеличении штрафа за отсутствие ОСАГО до 5000 рублей. Позже он был отозван на доработку. Насколько мне известно, его планировалось внести уже при новом составе правительства РФ.

Инициатива это не наша, но РСА ее в целом поддерживает. Сегодня штраф за езду без полиса ОСАГО 800 рублей. Если оплатить в течение 20 дней после ДТП, то и вовсе 400. Еще поди знай, остановят тебя или нет, попросят ли предъявить страховку. Тогда как средняя цена полиса «автогражданки» — 5800 рублей. И поэтому очень многие наши сограждане считают, что выгоднее пару раз оплатить штраф, чем заключать договор ОСАГО. Таких, по нашим оценкам, в стране сегодня порядка 1 миллиона. Но они при проведении своих «расчетов» совершенно не принимают во внимание тот ущерб, который сами наносят законопослушным автомобилистам. Потому что в случае ДТП с таким «экономистом» они уже не могут отремонтировать авто за счет страховщика.

Штраф, безусловно, нужно повышать. Но не так сильно, тут я согласен. Наше предложение — до 2,5 тыс. рублей.

— Повысятся ли в 2018 году тарифы на ОСАГО?

— В 2018 году не планируется повышения тарифов по ОСАГО. Стоимость полиса может измениться только при изменении данных автомобиля или количества вписанных водителей. Также скажется отсутствие или наличие аварий в истории водителя.

Однако в целом все идет к тому, чтобы система ценообразования была более дифференцированной, а цены при этом устанавливались не государством, а рынком. Рассчитываем, что обсуждение соответствующих изменений начнется уже в этом году.

Наши исследования показывают, что из-за несбалансированного тарифа убыточные водители недоплачивают премии, а безубыточные фактически покрывают образующийся недобор страховых взносов. Соответственно, решить проблему простым повышением тарифов опять для всех не удастся. Нужно распределение по справедливости, переход от устоявшейся модели к свободным тарифам по ОСАГО.

Особенно ярко сложную для рынка ситуацию можно проследить на примере территориальных коэффициентов, которые в ряде регионов занижены. Это является одной из причин сложившейся ситуации с убыточностью в некоторых субъектах РФ, которая привела к проблемам с доступностью ОСАГО.

Наши предложения следующие: для начала государство должно перестать устанавливать фиксированные значения ряда коэффициентов. Такое право нужно установить за страховщиком. Ведь страховщик, условно говоря, «знает» каждого водителя и может применить к нему индивидуальный подход.

Вторым этапом предлагается полная либерализация тарифов ОСАГО. Эта мера направлена на то, чтобы сделать всю систему ОСАГО более справедливой и сбалансированной. Для тех, кто ездил аккуратно и не допускал аварий, цены даже упадут. И наоборот, для злостных нарушителей ПДД и виновников аварий стоимость ОСАГО возрастет, что вполне справедливо. И «хорошие» водители не будут платить за «плохих».

— Что делать, если страховая развалилась, а у меня полис еще полгода действовать должен? Мне теперь новый покупать?

— Нет, ничего покупать не нужно. Если страховщик обанкротился или у него была отозвана лицензия, если виновник ДТП неизвестен или у него не было полиса ОСАГО, то компенсационные выплаты по жизни и здоровью осуществляются Российским союзом автостраховщиков. Что касается возмещения вреда имуществу, то РСА будет платить только в случае банкротства или отзыва лицензии компании.

Если вы виновник ДТП, то алгоритм действий стандартный: сообщите потерпевшему информацию о полисе (серию и номер, наименование страховщика, Ф.И.О. страхователя). Просто сделайте копию своего полиса и передайте его пострадавшему, не забыв заверить его подписью. Пострадавший может отказываться брать копию полиса, сославшись на то, что ваша страховая компания обанкротилась. Но он может обратиться в РСА, где ему подтвердят, что все в рамках закона. Будьте внимательны: если другой участник ДТП требует от вас отдать ему оригинал полиса, вызывайте представителя страховщика или полицию. Такие требования незаконны.

Если же вы пострадавшая сторона, а у виновника аварии полис в компании, которая либо обанкротилась, либо лишилась лицензии, то, наоборот, возьмите у него всю информацию о его полисе. Для получения страхового возмещения вам понадобятся: справка ГИБДД по форме № 748; копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если вам их выдали в ГИБДД; страховое извещение о ДТП, которое должно быть заполнено на месте аварии; информация о полисе ОСАГО виновника (номер полиса и дата его выдачи, название страховой компании, телефон представительства страховой компании).

С этими данными и обращайтесь в РСА за дальнейшими инструкциями и выплатой.

— Я слышал, что для аккуратных водителей с нормальным стажем хотят вводить скидки на полис. Будет ли это и когда?

— Сейчас обсуждается возможность сделать систему ценообразования на ОСАГО более персонифицированной и гибкой, привязанной к стажу и водительскому мастерству, дисциплинированности водителя и многим другим параметрам. Сегодня есть дисбаланс: дисциплинированные и аккуратные водители, по сути, расплачиваются за тех, кто игнорирует ПДД и постоянно допускает аварии. Обсуждаемые изменения исправят ситуацию. Но для этого, конечно, тариф должен быть свободным, чтобы страховые компании имели возможность поощрять аккуратную езду своих клиентов, конкурировать между собой. А любая конкуренция, как известно, приводит к улучшению условий и повышению качества сервиса.

Кстати, социологи из «Ромир» провели опрос и выяснили, что большинство автомобилистов поддерживают проект либерализации тарифов ОСАГО: «за» проголосовало 58% опрошенных, что, к слову, больше, чем показал результат их прошлого исследования. При этом 71% высказавшихся считают, что сейчас добросовестные водители платят за недобросовестных и за тех, кто злоупотребляет правом. Респонденты верят, что справедливый тариф поможет снизить стоимость ОСАГО для «хороших» водителей и увеличить — для «лихачей».

— Я купил полис онлайн. Как проверить, не подделка ли это? И как его ГИБДД показывать? Распечатанный полис — это законно?

— Заходим на сайт РСА. Раздел «ОСАГО / Сведения для страхователей и потерпевших», вкладка «Сведения для страхователей о статусе бланков и дате заключения договоров». Если по итогам запроса данные отсутствуют или не соответствуют действительности, то стоит лично обратиться к страховщику.

Представлять же сотруднику ГИБДД распечатанный на принтере полис ОСАГО абсолютно законно и легитимно. Проверить его подлинность он сможет с помощью мобильных устройств, обеспечивающих доступ к единой базе данных РСА.

— Не могу понять, из чего складывается стоимость полиса и как проверить коэффициенты.

— Цена складывается из двух показателей: базовый тариф и коэффициенты. Базовый тариф зависит от вида и цели использования авто, а также от юридического статуса его владельца. Ставка для легкового авто, которое используется для личных нужд, ниже, чем, скажем, для принадлежащих юридическим лицам большегрузов, автобусов, бетономешалок и так далее.

Полная стоимость страховки по ОСАГО равняется сумме, полученной в результате умножения величины базового тарифа на все специальные коэффициенты: мощность авто, регион регистрации, возраст и стаж водителя, количество водителей ТС, срок действия договора, история аварий. На последнем пункте хотелось бы заострить внимание, так как это фактор, на который повлиять проще всего, если хотите снизить стоимость полиса ОСАГО. КБМ (коэффициент бонус-малус), в зависимости от числа допущенных аварий, может быть как понижающим, так и повышающим.

Каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительные 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего — 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ уже 0,5 (то есть 50% скидки). При аварии КБМ растет. И, соответственно, растет цена страховки. Нюанс: если для того, чтобы снизить стоимость ОСАГО, нужно аккуратно и безаварийно ездить из года в год, то чтобы повысить, достаточно одной аварии. Вот такой дополнительный резон строго соблюдать ПДД. Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

ЦБ РФ обещает, что уже этим летом начнется большая реформа ОСАГО и тарифы изменятся. Пока схема расчета цены останется прежней, изменятся только некоторые показатели (расширится тарифный коридор и увеличится количество сегментов коэффициента возраст-стаж). Мы идем по пути индивидуализации тарифа, по пути установления максимально справедливого тарифа для каждого водителя. К 2020 году, согласно проекту ЦБ, должна произойти полная либерализация тарифов ОСАГО, и тогда система изменится полностью. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители перестанут платить за плохих.

Читайте так же:  Приказ 85

— Почему страховщики жалуются, что ОСАГО — убыточный бизнес? Вся страна же платит, а в ДТП единицы попадают.

— Причин убыточности ОСАГО очень много. Во-первых, в ряде регионов территориальный коэффициент занижен и объективно не соответствует местным реалиям. Во-вторых, недобросовестная деятельность, деятельность «черных автоюристов»: только за 2017 год были возбуждены сотни уголовных дел, тогда как основная часть даже не доходит до суда., убытки для страховщиков исчисляются десятками миллиардов рублей. В-третьих, эффект от повышения тарифов был исчерпан почти сразу, средняя выплата за последние два года удвоилась, а средняя цена за полис ОСАГО почти не изменилась. В-четвертых, несколько лет назад страховщики, чтобы снизить собственные убытки, старались уходить из некоторых регионов, приносивших им убытки, а с появлением Е-ОСАГО и «Единого агента» это стало практически невозможно.

— Имеет ли смысл брать у автоюристов деньги, которые они предлагают прямо на месте ДТП? В чем выгода, в чем подводные камни?

— Если вы хотите подарить свои деньги жуликам, то имеет. Это давно отработанная схема. На место аварии еще до сотрудников ГИБДД прибывают «черные автоюристы» (могут представляться «страховыми комиссарами»). Оценив «на глазок» размер ущерба, предлагают автомобилисту в обмен на переуступку прав требования «возместить ущерб на месте».

И передают ему тут же определенную сумму денег: 10, 15, 20 тысяч рублей. Дальше они подают в суд на страховую компанию, прилагая завышенные результаты экспертизы, стоимости своей работы, требования о выплате штрафа по закону о защите прав потребителей и так далее. То, что выплачивает страховщик, забирают себе. Что самое интересное, их на то уполномочил сам пострадавший автовладелец, когда подписывал договор цессии. В тех же договорах указано, что выплата налогов на полученные деньги (то есть то, что выплатит страховщик), ложится на плечи страхователя. А страхователь, как правило, до поры до времени ни о каких налогах даже не знает. Пока ему не приходит штраф за их неуплату.

Ну и в целом. Глупо все же довольствоваться тем, что платят жулики, если официальная выплата по ОСАГО сегодня составляет в среднем уже 70 тысяч рублей. В несколько раз больше того, что предлагают они. Просто нужно не реагировать на уговоры внезапно появившихся на месте ДТП жуликов, а обратиться в официальную страховую компанию.

— Живу в Ульяновске, все время слышу, что наш регион «токсичный» по ОСАГО. Что это значит? Можно ли продолжать покупать полисы у местных страховых?

— Не местные страховщики влияют на «токсичность» того или иного региона, а недобросовестные посредники и «черные автоюристы», которые с помощью ряда полулегальных и нелегальных схем, использования фальшивых документов по ДТП, наносят колоссальные убытки страховщикам: десятки миллиардов рублей в год. Чаще всего «мухлюют» с европротоколом. Но убытки от действий жуликов — головная боль не только страховщиков: в «токсичных» регионах они, стремясь минимизировать многомиллионные убытки, могут спровоцировать сокращение продаж ОСАГО, что может приводить к дефициту.

Что же до Ульяновской области, то в прошлом году регион несколько улучшил свои позиции. Это могло произойти как по причине снижения недобросовестной деятельности, так и просто потому, что некоторые регионы стали еще более токсичными и на их фоне область выглядит сносно. Не исключено, что и региональные власти и правоохранительные органы стали активнее бороться с проблемой недобросовестных посредников.

Но закон об ОСАГО продолжает действовать: соответственно, страховку нужно покупать.

— Добрый день. Знаю, что тарифы ОСАГО регулирует Центробанк. Почему тогда в разных страховых компаниях страховка для меня стоит по-разному?

— В отношении базовой ставки ОСАГО действует так называемый тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать стоимость на «автогражданку». Такой тарифный коридор был введен в 2015 году для того, чтобы предоставить страховщикам возможность предлагать лучшие условия для клиентов, конкурировать между собой. На финальную стоимость полиса влияют также КБМ, возраст, стаж, регион прописки и ряд других коэффициентов.

Этим летом, согласно проекту как раз-таки ЦБ РФ, должна начаться модернизация тарифов ОСАГО, в результате которой к 2020 году тариф станет полностью свободным. То есть право устанавливать тарифы должно будет полностью перейти к страховщикам. Бояться этого не стоит: международный опыт показывает, что такое освобождение тарифов не влечет за собой их увеличения. Наоборот, аккуратные водители получат меньший тариф, а нарушители правил — больший. Хорошие водители перестанут расплачиваться за «ошибки» плохих.

На первом этапе либерализации изменения планируются небольшие: расширится тарифный коридор на 20% вверх и 20% вниз, а сегментов по коэффициенту возраст-стаж станет значительно больше (с 5 до 50). Это уже сделает тарифы более индивидуальными.

— Скажите, пожалуйста, могу ли я электронный полис оплатить с электронного кошелька?

— Конечно, можете. Если хотите обогатить недобросовестных посредников. Только они предлагают заплатить за Е-ОСАГО с помощью электронного кошелька. Страховщики же предлагают оплату только с помощью банковских карт. Вообще же поддельных сайтов-дублеров появляется все больше и больше, на них правоохранители и страховщики ведут настоящую охоту, блокируют «пачками», но вместо одних появляются другие. Жулики полностью копируют архитектуру, стиль, дизайн оригинальных сайтов и даже названия страховых компаний, но могут «разбавлять» их тире, цифрами, нижними подчеркиваниями.

Для того чтобы не ошибиться, лучше зайти на сайт РСА и в разделе об электронном ОСАГО посмотреть перечень официальных сайтов и страниц, через которые можно оформить полис.

Некоторые жулики даже не пытаются копировать сайты, а называют себя посредниками, якобы предлагающими услуги оформления Е-ОСАГО или оформление «автогражданки» с доставкой полиса на дом. Посредничество в электронном ОСАГО запрещено законом.

— Недавно ввели какие-то новые правила, и сейчас вроде полис ОСАГО при регистрации автомобиля спрашивать не должны. Так ли это и куда обращаться, если все равно требуют показать полис?

— Действительно, до 10 июля 2017 года водитель должен был предоставить бумажный полис ОСАГО при обращении в ГИБДД, однако теперь «автогражданка» исключена из перечня обязательных документов. ГИБДД имеет доступ к Автоматизированной информационной системе ОСАГО (оператором является РСА), получить информацию о наличии страховки они могут оттуда.

Однако это не означает, что можно не иметь ОСАГО в принципе. Этого правила никто не отменял. Поэтому для минимизации вопросов просто возьмите полис с собой.

— Я собираюсь менять права по истечении срока их действия. Скажите, пожалуйста, как правильно переоформить страховку в этом случае? Нужно ли оформлять ее заново?

— Договор ОСАГО менять не придется, но вот страховщика о смене водительского удостоверения уведомить нужно, чтобы внести изменения (новый номер в/у) в полис ОСАГО. Тогда никаких проблем не будет. Договор ОСАГО после замены водительского удостоверения останется прежним, но в офисе страховой компании на бланке могут поставить штамп или оформить дубликат с новыми данными.

— У меня вопрос такой: ходят слухи, что планируется установка камер по определению наличия полисов ОСАГО, считаю эту затею преждевременной, ибо у нас много авантюристов среди страховщиков. Бардак в страховании кто-то желает повесить на водителей. Объясните, пожалуйста, кто с недобросовестными страхователями борется? Нам внизу кажется, что им дана полная свобода по вымогательству денег. Что делает РСА по этому вопросу?

— РСА, безусловно, осуществляет контроль за деятельностью страховщиков. В рамках этого контроля мы собираем и консолидируем жалобы и предложения от потребителей. Любой желающий в поисках справедливости и защиты своих интересов может обратиться в РСА, чтоб получить квалифицированную помощь в разрешении возникших вопросов. Мы, в свою очередь, проводим работу со страховыми компаниями, если это необходимо. Если жалобы единичны, то обычно хватает обращения РСА к руководству компании для разрешения вопроса. Если же жалобы потребителей носят системный характер, мы направляем запрос в ЦБ, который уже по запросу осуществляет проверку и применяет соответствующие меры вплоть до отзыва лицензии у страховой компании.

К этому стоит добавить, что большинство страховщиков заботятся о своей репутации и предпочитают решать возникающие вопросы без привлечения регулятора, предлагают решения, удовлетворяющие все стороны.

Что касается введения системы автоматической фиксации такого нарушения, как управления транспортным средством без полиса ОСАГО, то здесь нужно понимать следующее. ОСАГО — это средство защиты водителей. С одной стороны, виновник аварии не платит пострадавшему из своего кармана, за него это делает страховая компания. А пострадавший получает гарантию выплаты страхового возмещения. А теперь представьте, что у виновника нет полиса ОСАГО. Не думаю, что это может понравиться хоть кому-нибудь из автовладельцев. Поэтому использование камер автоматической фиксации правонарушений — вполне разумный шаг. И в первую очередь данная мера носит воспитательный характер. Законопослушным автомобилистам бояться здесь нечего. А нарушителей заставит задуматься.

— Добрый день! Смогут ли страховщики работать с ОСАГО, если он не будет навязываться законом? На рыночных условиях, как и с КАСКО? Или только выкручивая руки автомобилистам можно делать бизнес?

— У нас нет оснований предполагать, что, если страхование автогражданской ответственности перестанет быть обязательным, оно перестанет быть востребованным. Наличие большой линейки страховых продуктов, которые успешно в интересах и страхователя, и страховщика работают на рынке, свидетельствует, что ОСАГО сможет выжить и на рыночных условиях. Большинство потребителей признают необходимость и важность этого инструмента страхования, понимая, что ОСАГО защищает их от ответственности перед третьими лицами в случае ДТП. Последние социологические опросы показали, что респонденты признают, что страхование — необходимый элемент финансовой защиты, полезный для потребителей (77%, РОМИР, апрель 2018 г.)

Кроме того, хочется отметить, что риск попасть в ДТП — один из самых вероятностных рисков в страховании.

Страховое сообщество выступает как раз за то, чтобы такой продукт, как ОСАГО, регулировался исключительно рыночными методами. И это, к слову, общемировой тренд. Если сейчас, когда тарифы устанавливаются государством, страховые компании, по сути, лишены возможности делать льготные тарифы для безаварийных водителей и устанавливать более высокие для водителей «плохих», то при рыночной системе это будет возможным. И только тогда мы сможем увидеть, как в конкурентной борьбе страховые компании начнут предлагать нам наиболее интересные варианты и условия по ОСАГО. Единственное условие, которое, конечно, должно остаться общим для всех участников рынка, — это лимиты выплат.

— Есть расчете ОСАГО такая позиция, как преимущественное использование дорог (по собственнику ТС). Имея домик в деревне, многие страхуют автомобиль по заниженному тарифу, хотя используют его в городе. Как будет меняться эта ситуация?

— Речь идет об указании места регистрации транспортного средства. Здесь есть две возможные схемы. Первая — если страхователь намерено указывает неверное место регистрации ТС, чтобы сэкономить на страховке. В таком случае он, конечно, нарушает закон, предоставляя ложные сведения. Такое, к сожалению, бывает. Страховщики со своей стороны вынуждены тратить много сил и времени для проверки подобных деталей или рисковать и доверять страхователям на слово.

Мы со своей стороны инициируем масштабную работу совместно с органами охраны правопорядка для профилактики и предотвращения в том числе и подобных злоупотреблений. В ряде регионов нам удалось добиться хороших результатов. Для решения вопросов с недобросовестной деятельностью в ОСАГО в начале 2017 года во многих регионах удалось объединить усилия правоохранительных органов, страховых организаций, представителей субъектов Российской Федерации. Это взаимодействие позволило значительно снизить напряженность на рынке ОСАГО и уровень недобросовестной деятельности.

Во втором случае страхователь указывает реальное место регистрации автомобиля и полностью соблюдает законодательство и все формальные требования.

Я добавлю, что индивидуализация тарифа — цель, которую себе поставил ЦБ РФ — даст возможность страховым компаниям разрабатывать более гибкие условия для каждого клиента. Страховые компании сами смогут решать, в каких случаях страховка будет стоить меньше, а в каких — больше. Стоимость страховки в большей степени будет зависеть от самого страхователя, и автовладелец сможет пойти в ту компанию, где ему будет выгоднее страховать машину.