Стационарные машины пособие

Рубрики Статьи

Стационарные машины и установки

Стационарные машины и установки
Автор: Гришко А.П., Шелоганов В.И.
Год: 2007
Страниц: 325
ISBN: 978-5-7418-0470-5, 978-5-98672-051-7
UDK: 622.002.5 (075.8)
Цена: 625.00 руб.

Аннотация:

Содержание:

Введение

РАЗДЕЛ 1. КАНАТНЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ УСТАНОВКИ

ГЛАВА 2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ОБЩАЯ СХЕМА КАНАТНОГО ПОДЪЕМА

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

ГЛАВА 4. ВЫБОР ПОДЪЕМНЫХ СОСУДОВ

ГЛАВА 5. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОДЪЕМНЫХ КАНАТОВ

ГЛАВА 6. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОДЪЕМНЫХ МАШИН

ГЛАВА 7. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРИВОДА ПОДЪЕМНОЙ СИСТЕМЫ

ГЛАВА 8. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН ОТНОСИТЕЛЬНО ШАХТНОГО СТВОЛА

ГЛАВА 9. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ПОДЪЕМНОЙ СИСТЕМЫ

ГЛАВА 10. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, МОЩНОСТЬ ПРИВОДА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

РАЗДЕЛ 2. ВОДООТЛИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ГЛАВА 11. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДООТЛИВНЫХ УСТАНОВОК

ГЛАВА 12. РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ВЫБОРА ОБОРУДОВАНИЯ ВОДООТЛИВНЫХ УСТАНОВОК

ГЛАВА 13. ВЫБОР НАСОСОВ И КОМПОНОВКА ОБОРУДОВАНИЯ ГЛАВНЫХ ВОДООТЛИВНЫХ УСТАНОВОК

ГЛАВА 14. РАБОЧИЕ РЕЖИМЫ И ПРИВОД НАСОСОВ ВОДООТЛИВНЫХ УСТАНОВОК

ГЛАВА 15. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ И НОМЕНКЛАТУРА ОБОРУДОВАНИЯ СКВАЖИННЫХ И ИГЛОФИЛЬТРОВЫХ УСТАНОВОК

РАЗДЕЛ 3. ВЕНТИЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ

ГЛАВА 16. ВЕНТИЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ГЛАВНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

ГЛАВА 17. ВЕНТИЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ МЕСТНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

РАЗДЕЛ 4. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

ГЛАВА 18. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

ГЛАВА 19. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение. Аэродинамические характеристики вентиляторов главного проветривания

Год публикации: 2007

Библиографическая ссылка:: Дроздова Л.Г. Стационарные машины и установки: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. — 157 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии рассматриваются вопросы проектирования подъемных установок шахт и рудников, водоотливных и вентиляторных установок, компрессорных станций. Приведены справочные данные по выбору механического и электрооборудования вышеперечисленных установок. Предназначено для студентов горных специальностей.

Научная электронная библиотека

СТАЦИОНАРНЫЕ МАШИНЫ

Год издания: 2017

ISBN: ISBN 978-5-91327-430-4

PDF: Скачать ( 4.6 Mb )

В учебнике изложены основные положения по стационарным машинам и установкам, эксплуатирующимся на горных предприятиях открытой и подземной добычи полезных ископаемых. В учебнике представлены методики эксплуатационных расчетов водоотливных, вентиляторных, пневматических и подъемных установок горных производств. Учебник по дисциплинам «Стационарные машины», «Горные машины и оборудование», «Грузоподъемные машины и механизмы» предназначен для студентов по направлению подготовки 21.05.04 – «Горное дело» всех форм обучения.

Стационарные машины. Расчет вентиляторных установок шахт. Учебное пособие

Изложены методики выбора и расчета шахтных вентиляторных установок главного проветривания, определения параметров режима работы и способов их регулирования, а также выбора основного и вспомогательного технологического оборудования, анализ надежности и эффективности эксплуатации.

В трех приложениях приведены сводные универсальные характеристики осевых и центробежных вентиляторов с учетом способов их раулирования, а также в таблицах даны характеристики электродвигателей.

Предназначено для выполнения расчетных работ для студентов направления подготовки 551800 «Технологические машины и оборудование (горного производства)» и специальности 170100 «Горные машины и оборудование» всех форм обучения.

Проектирование вентиляторных установок шахт является составной частью изучения дисциплины «Стационарные машины».

В процессе проектирования решаются задачи обоснования и выбора тина вентилятора, расположения оборудования и компоновки вентиляторной установки, задания режима работы, регулирования и автоматизации с целью повышения надежности и эффективности эксплуатации. Решение этих сложных технических задач позволит осуществить на практике энергосберегающую технологию эксплуатации вентиляторных установок.

В пособии приводятся требования нормативных документов при проектировании и эксплуатации вентиляторных установок главного проветривания, справочные материалы, рабочие характеристики осевых и центробежных вентиляторов при различных способах регулирования режимов работы. Характеристики даны для нового типажного ряда вентиляторов главного проветривания, приведен пример расчета вентиляторной установки, а также список рекомендуемой технической литературы.

Такая структура изложения материала в пособии позволит студентам максимально экономить время, учитывая дефицит в технической литературе, как при изучении дисциплины, так и при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Пособие рекомендуется использовать студентам всех форм обучения при выполнении контрольных заданий, курсовых работ и дипломного проектирования.

При подготовке пособия соблюдены требования учебной программы и государственного образовательного стандарта 2000 года для направления подготовки 551800 «Технологические машины и оборудование (горного производства)» и специальности 170100 «Горные машины и оборудование».

Стационарные машины пособие

Стационарные машины и установки: учебное пособие

Кол-во страниц: 320

Стационарные машины и установки: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Даны основные сведения по устройству и проектированию подъемных, водоотливных, вентиляторных и компрессорных установок. Особое внимание уделено методам эксплуатационного расчета этих установок и оптимизации режимов их работы. Приведены технические данные основного и вспомогательною оборудования рассматриваемых стационарных установок, что позволяет использовать учебное пособие при выполнении студентами курсовых и дипломных проектов и работ. Для студентов горных вузов, обучающихся по специальности «Горные машины и оборудование» направления подготовки дипломированных специалистов «Технологические машины и оборудование».

СТАЦИОНАРНЫЕ МАШИНЫ И УСТАНОВКИ

1 Федеральное агентство по образованию Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) Л.Г. Дроздова СТАЦИОНАРНЫЕ МАШИНЫ И УСТАНОВКИ Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специальностей «Горные машины и оборудование», «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Обогащение полезных ископаемых», «Шахтное подземное строительство» вузов региона Владивосток 2007

2 УДК Д 75 Дроздова, Л.Г. Стационарные машины: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, с. В пособии рассматриваются вопросы проектирования подъемных установок шахт и рудников, водоотливных и вентиляторных установок, компрессорных станций. Приведены справочные данные по выбору механического и электрооборудования вышеперечисленных установок. Предназначено для студентов горных специальностей. Рецензенты: А.И. Агошков, генеральный директор научно-производ-ственного проектно-конструкторского объединения «Экогеопроект», д-р техн. наук, профессор; А.К. Витюк, главный инженер ОАО «ДальВостНИИпроектуголь», канд. техн. наук; А.В. Жуков, зам. директора по НР ИЭУ ДВГТУ, д-р техн. наук, профессор. Печатается с оригинал-макета, подготовленного автором ISBN Л.Г. Дроздова, 2007 ДВГТУ, изд-во ДВГТУ,

3 Предисловие Проводимые реформы системы образования выдвигают на первый план усиление самостоятельной работы студентов. Хорошее знание теории конструкции стационарных машин не может быть гарантией правильного решения практических вопросов, поэтому решение задач по проектированию стационарных машин и установок способствует формированию у студентов логического мышления, лучшему пониманию теории и установлению связи с практикой. Развитие этого направления в обучении требует создания соответствующей учебной литературы. Основными учебниками для студентов специальности «Горные машины и оборудование» являются книги, подготовленные большим коллективом московских профессоров под редакцией Н.Г. Картавого, А.П. Гришко. В предлагаемом учебном пособии приведены задачи проектирования по основным разделам стационарных установок дисциплины, изучающей сложные, дорогостоящие и энергоёмкие вентиляторные, пневматические, водоотливные и подъёмные установки без которых невозможна эффективная добыча полезных ископаемых. В век компьютерных технологий все приведённые в пособии задачи могут быть решены на персональном компьютере. Примеры решения приведены после каждой соответствующей главы. Решение вышеизложенных задач позволит повысить уровень теоретической и профессиональной подготовки будущих специалистов. 3

4 Введение Среди установок, от которых зависит надёжность, безопасность и эффективность работы горного предприятия, одно из главных мест принадлежит стационарным машинам и установкам. Они характеризуются сложностью конструкций и большой энергоёмкостью (на их долю приходится до 70% всей потребляемой на горном предприятии энергии) и представляют собой комплексы энергомеханического оборудования, предназначенного для подъёма полезного ископаемого и пустых пород на поверхность, подъёма и спуска людей, материалов, оборудования (подъёмные установки); осушения месторождений полезных ископаемых и откачки воды из горных выработок на поверхность (водоотливные установки); искусственного проветривания горных выработок и создания нормальных атмосферных условий на горном предприятии (вентиляторные установки); получения пневматической энергии энергии сжатого воздуха, используемой при работе горных комбайнов, отбойных и бурильных молотков, лебёдок, вентиляторов местного проветривания, участковых насосов и др. (компрессорные установки). История создания и развития стационарных машин и установок взаимосвязана с развитием горного дела, и одним из первых учёных посвятивших горному и горнозаводскому промыслу свои работы был М.В. Ломоносов. В 1754 г. членом русской Академии наук Л. Эйлером было выведено основное уравнение центробежного колеса, имевшее большое значение в развитии турбомашин. В 1832 г. горный инженер А.А. Саблуков ( гг.) изобрёл и применил на Чагирском медном и серебряном руднике (Алтай) центробежный вентилятор, а в 1835 г. центробежный насос. В ΧΙΧ веке профессорами Петербургского горного института А.И. Узатисом ( гг.), П.А. Олышевым ( гг.), И.А. Тиме ( гг.) и другими были разработаны основные положения горной механики как науки. Благодаря работам академиков М.М. Федорова ( гг.) и А.П. Германа ( гг.) были созданы теоретические основы всех разделов горной механики (вентиляторных, водоотливных, пневматических и подъёмных установок), получившие дальнейшее развитие в трудах чл. кор. АН СССР А.С. Ильичева ( гг.), акад. В.С. Пака ( гг.), проф. В.Б. Уманского ( гг.), проф. Г.М. Еланчика и др. На основе вихревой теории крыла Н.Е.Жуковского ( гг.) советские учёные ЦАГИ создали теорию осевых вентиляторов и рациональную конструкцию их. В конструировании надёжных центробежных насосов большую роль сыграли труды акад. Г.Ф. Проскуры, разработавшего вихревую теорию центробежных насосов, которая явилась дальнейшим развитием вихревой теории крыла Н.Е. Жуковского. 4

5 На основе теории пневматических установок, в которую внёс большой вклад проф. А.С. Ильичев, созданы надёжные конструкции поршневых и центробежных компрессоров. Для развития теории шахтных подъёмных установок большое значение имело выведенное в 1913 г. акад. М.М. Федоровым основное динамическое уравнение подъёмных систем, которое явилось аналитической основой при проектировании подъёмных установок. В гг. были проведены исследования по нахождению наивыгоднейшего режима работы подъёмной машины, благодаря которым стало возможным провести типизацию и стандартизацию подъёмного оборудования. Позже решались важные вопросы об аппаратуре управления и защиты, об автоматизации управления подъёмными машинами, над которыми работали горняки, электрики и машиностроители. Достигнутые успехи в области стационарных установок являются результатом коллективного творчества научно исследовательских и проектных институтов ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ИГМ и ТК им. М.М. Федорова, ВНИИГидромаш, ЛенНИИхиммаш, Донгипрошахт, Гипроуглемаш, Гипронисэлектрошахт и машиностроительных заводов. 5

6 Раздел 1 КАНАТНЫЕ ПОДЪЁМНЫЕ УСТАНОВКИ Назначение, классификация и устройство подъемных установок Основы проектирование шахтных подъемных установок Задачи и примеры расчета механического оборудования подъемных установок 6

7 Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И УСТРОЙСТВО ПОДЪЁМНЫХ УСТАНОВОК 1.1. Назначение подъёмных установок Подъемные установки предназначены для выдачи на поверхность добываемого угля и получаемой при проходке горных выработок породы, быстрого и безопасного спуска и подъема людей, транспортирования крепежного леса, горно-шахтного оборудования и материалов. При помощи подъемной установки производятся также осмотр и ремонт армировки и крепления ствола шахты. На крупных шахтах, как правило, имеются две три действующие подъемные установки, и каждая из них предназначена для определенных целей (выдачи угля, спуска-подъема людей, выдачи породы и т. д.), а не является резервом другой. От надежной, бесперебойной и производительной работы шахтного подъема зависит ритмичная работа всей шахты в целом, поэтому к подъемным установкам (из всего комплекса электромеханического оборудования шахты) предъявляют особые требования в отношении надежности и безопасности работы. Подъемные машины являются наиболее мощными из всего стационарного оборудования на шахте. Мощность электропривода подъемной машины достигает 1000 квт, а крупных 2000 квт и выше. Электропривод подъемных установок потребляет до 40% всей электроэнергии, расходуемой шахтой. Скорость движения подъемных сосудов в стволе достигает м/сек (54 72 км/час), т. е. близка к скорости движения железнодорожных составов. Так как такая скорость развивается на коротких расстояниях (равных длине шахтного ствола), подъемные машины должны иметь надежное управление и безотказно действующие тормозные устройства Классификация подъёмных установок Общее устройство основного оборудования подъемных установок и конструкция входящих в ее состав элементов весьма многообразны, что определяется в первую очередь разнообразием горно-технических условий, в которых функционируют подъемные установки, а также многообразием конкретных функций, которые на них возлагаются. Среди последних особо выделяют характер поднимаемых и опускаемых шахтных грузов. Второй фактор, определяющий разнообразие конструкций подъемных установок, связан с их основной эксплуатационной особенностью цикличностью действия. Причем указанная цикличность является особой и характеризуется малой длительностью рабочего цикла, когда паузы между движениями соизмеримы с длительностью движения, а в общей продолжительности движения существенную долю занимают периоды неустановившихся движений, связанных с разгоном и остановом подъемной системы. 7

8 При таком режиме работы подъемной системы мощность ее привода, расход энергии, а следовательно, и экономика канатного подъема в значительной степени зависят от инерционных нагрузок, возникающих в периоды неустановившихся движений. Стремление уменьшить отрицательное влияние указанных инерционных нагрузок на экономику канатного подъема, а также нагрузок от собственного веса элементов подъемной системы определяет во многих случаях выбор конструкций отдельных элементов и общее устройство подъемной установки. Основными признаками, по которым классифицируют канатные подъемные установки, являются нижеследующие. Назначение подъемной установки. По этому признаку подъемные установки подразделяются на следующие: а) главные или грузовые, служащие для подъема полезного ископаемого на шахтах или обслуживающие основные грузопотоки вскрышных пород и полезного ископаемого на карьерах; б) вспомогательные (людские и грузолюдские), служащие для подъема и спуска людей, материалов и оборудования, а также для подъема из шахты сопутствующих горных пород; в) временные или проходческие, используемые только на период строительства шахтного ствола, а в ряде случаев и для проходки основных выработок околоствольного двора. Расположение относительно земной поверхности. По этому признаку выделяют два типа подъемных установок: а) подземные, располагаемые в шахтных стволах; б) открытые, располагаемые, как правило, на нерабочих бортах карьеров. Угол наклона трассы подъемника. По этому признаку подъемные установки подразделяются на два основных типа: а) вертикальные, которые имеют преимущественное применение при подземной разработке месторождений и размещаются в вертикальных шахтных стволах; б) наклонные, размещаемые на бортах карьеров или в наклонных шахтных стволах. Среди наклонных подъемных установок особо выделяют крутонаклонные с углом наклона трассы 60 и более, а также пологие, угол наклона трассы которых не превышает 25. Тип подъемного сосуда. Этот признак в большой степени определяет характер взаимодействия канатного подъема с другими звеньями транспортного комплекса горного предприятия, а также вид погрузочноразгрузочных операций на стыках транспортных звеньев. По этому признаку различают три типа подъемных установок: а) клетевые; б) скиповые; в) бадьевые. 8

Читайте так же:  Договор подряда окон пвх образец

9 При клетевом подъеме погрузочно-разгрузочные операции заключаются в простом обмене груженых и порожних транспортных сосудов (вагонеток, автосамосвалов) на перегрузочных пунктах. При скиповом подъеме перегрузка горной массы из средств призабойного транспорта в скипы выполняется, как правило, через посредство бункеров, так же, как и разгрузка скипов на поверхности. Использование перегрузочных бункеров достаточно большой вместимости обеспечивает относительную независимость работы канатного подъема во взаимодействии с другими звеньями транспортного комплекса. Однако при этом имеет место увеличение общей высоты подъема, а также необходимы дополнительные капитальные затраты, связанные с сооружением бункеров. Бадьи как подъемные сосуды используются только на проходческих подъемных установках при строительстве шахтных стволов. Количество подъемных сосудов, приводимых в движение одной подъемной машиной. По этому признаку подъемные установки можно подразделить на три типа: а) двухсосудные, которые предполагают приведение в движение одновременно двух сосудов одной подъемной машиной (груженый сосуд поднимается, порожний в это же время опускается); б) однососудные без противовеса, когда подъемная машина приводит в движение одну ветвь каната с присоединенным к нему подъемным сосудом (рис.1.1, а); в) однососудные с противовесом, в которых к концу одной из двух ветвей канатов вместо сосуда подвешивается противовес (рис. 1.1, б). Рис Схемы подъемных установок: а однососудной; б однососудной с противовесом 9

10 Тип канатоведущего органа подъемной машины. По этому признаку, отражающему способ передачи движущего усилия канату, подъемные установки подразделяются на два класса: а) барабанные, для которых характерна жесткая связь между канатом и навивочным органом (барабаном), а приведение каната в движение производится путем его навивки па поверхность барабана или свивки с указанной поверхности; б) со шкивами трения, когда канат огибает канатоведущий орган и не связан с ним жестко, а приводится в движение посредством сил трения между поверхностью шкива и поверхностью прижатого к шкиву каната. В зависимости от формы навивочной поверхности барабаны могут быть постоянного радиуса навивки (цилиндрические барабаны) и переменного радиуса (двойные конические и бицилиндроконические). В свою очередь, шкивы трения подразделяют на одноканатные и многоканатные. В последнем случае подъемный сосуд подвешивается к комплекту из нескольких канатов, приводимых в движение одним многоканатным шкивом трения (рис. 1.2). Рис Схема многоканатной подъёмной установки Степень загруженности головных канатов действием концевого усилия. По этому признаку можно выделить три типа подъемных установок: а) одноканатные с загруженным головным канатом, когда концевой груз в виде груженого подъемного сосуда полностью воздействует на головной канат, определяя основную долю формируемого в нем тягового усилия; 10

11 б) одноканатные с частично разгруженным головным канатом (рис. 1.3), когда в частном случае при помощи уравнительного груза (противовеса) УГ через систему уравнительных шкивов УШ и блока УБ, а также уравнительных канатов УК головной канат разгружается от тягового усилия, примерно равного 40 % от собственного веса подъемного сосуда; в) многоканатные с концевой нагрузкой, равномерно распределенной между отдельными ветвями комплекта канатов, что достигается за счет соответствующих уравнительных элементов в прицепном устройстве (рис. 1.2). Рис Схемы частичной разгрузки головных канатов: а статически неуравновешенная система; б статически уравновешенная система Степень уравновешенности на валу подъемной машины нагрузок, обусловленных массой элементов подъемной системы. По этому признаку различают подъемные установки трех типов: а) статически неуравновешенные, или просто неуравновешенные, когда на валу подъемной машины возникает дополнительная нагрузка, обусловленная неуравновешенными силами собственного веса поднимающейся (навивающейся) и опускающейся (свивающейся) ветвей головных канатов; б) статически уравновешенные, в которых указанная выше дополнительная нагрузка снимается за счет применения хвостового каната, присоединяемого к днищам подъемных сосудов, или посредством использования навивочных органов (барабанов) переменного радиуса; 11

12 в) динамически уравновешенные, в которых крутящий момент, реализуемый приводом на валу подъемной машины, остается постоянным на любом этапе подъема. Динамическое уравновешивание как способ выравнивания нагрузок на валу подъемной машины и на поверхности навивочных органов впервые был предложен и исследован академиком М.М. Федоровым. В результате упомянутых исследований были разработаны теоретические основы гармонического подъема, суть которого сводится к нижеследующему. Предлагается в двухсосудной подъемной системе использовать так называемый тяжелый хвостовой канат, то есть такой канат, линейная масса которого существенно выше, чем у головного тягового каната. При наличии такого хвостового каната, если соответствующим образом подобрать синусоидальный закон изменения скорости за цикл подъема, можно обеспечить постоянство расчетного тягового усилия на поверхности навивочного органа в течение всей продолжительности подъема сосуда из шахты на поверхность Устройство подъёмных установок Подъемная установка состоит из подъемного оборудования и горнотехнических сооружений. К подъемному оборудованию относятся: подъемные машины, подъемные сосуды и канаты, разгрузочные и загрузочные устройства и др. К горно-техническим сооружениям относятся: 1) сооружения, расположенные в околоствольном дворе (погрузочный бункер и камера для опрокидывателя при скиповом подъеме или приемная площадка при клетевом подъеме); 2) ствол шахты, оборудованный направляющими проводниками для клетей и скипов при вертикальном подъеме и рельсовыми путями для вагонеток и скипов при наклонном подъеме; 3) надшахтные сооружения, состоящие из копра и приемного бункера для разгрузки подъемных сосудов; при оборудовании подъема неопрокидными клетями вместо приемного бункера сооружается надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями. На рис.1.4 показаны схемы подъемных установок для вертикальных стволов. Над стволом шахты устанавливается надшахтный копер 1, на верхней площадке которого укреплены два направляющих (копровых) шкива 2. Подъем и спуск клетей 3 (рис.1.4, а) и скипов 4 (рис.1.4, б) производится подъемной машиной 5, находящейся в отдельном здании 6, расположенном на расстоянии м от копра. Подъемные канаты 7 перекинуты через направляющие шкивы и одним концом прикреплены к барабану подъемной машины, а другим к шахтной клети или скипу. 12

13 При вращении барабана подъемной машины один канат навивается на него, поднимая клеть из шахты, а другой свивается, опуская вторую клеть в шахту. Подъемные сосуды одновременно загружаются в шахте и разгружаются на поверхности на специальных приемных площадках. В подъемных установках, оборудованных неопрокидными клетями, груженые вагонетки на нижней приемной площадке вкатываются в клеть, выталкивая из нее порожние вагонетки, и поднимаются по стволу до верхней приемной площадки в надшахтном здании, где груженые вагонетки выкатываются из клети, а порожние вагонетки вкатываются в нее. Затем процесс обмена вагонеток на приемных площадках повторяется. Рис Схемы подъемных установок для вертикальных стволов: а клетевой; б скиповой; 1 надшахтный копер; 2 копровые шкивы; 3 клеть; 4 скип; 5 подъемная машина; 6 здание подъемной машины; 7 подъемные канаты; 8 опрокид; 9 загрузочное устройство В подъемных установках, оборудованных скипами, груженые вагонетки разгружаются в околоствольном дворе при помощи опрокидывателя 8 в загрузочное устройство 9, откуда уголь загружается в скипы. Затем скипы поднимаются по стволу на поверхность и в надшахтном здании автоматически разгружаются в разгрузочное устройство. Скипы так же, как и клети, движутся в стволе по направляющим проводникам. Околоствольные сооружения наклонной скиповой подъемной установки состоят из камеры опрокидывателя и загрузочного бункера с затво- 13

14 ром. Скипы движутся по наклонному стволу, а на поверхности по эстакаде или станку копра. На поверхности скип входит в разгрузочные кривые и разгружается в приемный бункер. Опорой наклонной эстакады служит металлическая ферма с укрепленными на ней направляющими шкивами. Подъемная машина находится в отдельном здании. 14

15 Глава 2. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК Целью проектирования подъёмных установок является выбор современного механического и электрического оборудования с учетом максимальной их экономичности и надёжности. Основными исходными данными при проектировании подъёмной установки, являются: годовая производительность шахты или рудника — A Г, тыс/т; глубина шахты или рудника — H ш, м; характеристика груза (уголь, руда, порода, материалы, люди). Для проектирования главных и вспомогательных установок необходимо знать тип и ёмкость вагонеток, предусмотренных для подземного транспорта, ежесменное количество подземных рабочих, объёмы транспортных операций по спуску-подъёму оборудования и материалов. Проектирование подъёмной установки производится в следующем порядке: 1) выбирают тип подъёмных сосудов и определяют необходимую продолжительность их движения; 2) выбирают способ уравновешивания подъёмной системы; 3) рассчитывают и выбирают по стандарту подъёмный канат; 4) определяют основные размеры барабана и выбирают орган навивки; 5) выбирают тип копра, определяют его высоту и составляют схему расположения подъёмной машины относительно ствола; 6) рассчитывают кинематику подъёма, выбирают подъёмную машину, строят диаграммы υ=ƒ(t) и α=ƒ(t) и определяют фактическую продолжительность цикла подъёма; 7) определяют приведенную массу движущих частей и производят расчёт динамики подъёма с построением диаграммы F=ƒ(t); 8) строят диаграмму мощности на валу органа навивки, подбирают тип привода, определяют необходимую мощность двигателя, выбирают подъёмный двигатель по каталогу и проверяют его по перегрузке; 9) выбирают схему коммутации, необходимую аппаратуру управления и защиты, схему и аппаратуру сигнализации; 10) рассчитывают и составляют суточный баланс времени работы подъёмной установки; 11) составляют смету на оборудование подъёмной установки и рассчитывают технико-экономические показатели спроектированной установки (удельные расходы электроэнергии на один подъём, на 1 т груза, на 1 т/км подъёма, кпд подъёмной установки и машины, годовой расход энергии и затраты на 1т поднимаемого груза). 15

16 2.1. Расчёт скиповой двухконцевой подъёмной установки Расчёт и выбор ёмкости подъёмного сосуда Приступая к выбору подъёмных сосудов, следует иметь в виду, что ёмкость подъёмного сосуда Qr является одним из существенных факторов, определяющих режим работы подъёмной установки. Оптимальная ёмкость подъёмного сосуда выбирается в зависимости от годовой производительности и глубины шахты. Нормы проектирования горных предприятий предписывают: продолжительность подъёма определять с учётом всего количества выдаваемой горной массы; продолжительность работы горного предприятия В=300 рабочих дней в году при трёх добычных сменах; коэффициент резерва и неравномерности подъёма С=1,5 для последнего горизонта. Для шахт, имеющих большую концентрацию горных работ С=1,15. Определение рациональной грузоподъёмности сосуда производится по ряду формул, предположенных профессором Г.М. Еланчиком. Для двухсосудного подъёма: Qr = 4 Hш + Θ Ач 3600 ; (2.1) для однососудного подъёма: Qr = 4 Hш+Θ Ач (2.2) где Aч часовая производительность; Θ пауза между подъёмами. Профессором В.И. Киселёвым получена формула для определения грузоподъёмности рудных скипов для двухсосудного подъёма:, Qr 4 = 5,7 Нш Ач. (2.3) По данным формулам определяется рациональная грузоподъёмность скипа и округляется до ближайшего стандартного значения. Продолжительность паузы между подъёмами зависит от грузоподъёмности сосуда, способов автоматизации и механизации процессов, загрузки и разгрузки. На основании нормальных положений и практических данных установленны следующие величины пауз (табл. 2.1). 16

17 Таблица 2.1 Продолжительность пауз для подъемных сосудов Наименование Значение Для загрузки скипа рудой Грузоподъемность скипа, т Пауза, с Для загрузки скипа углём Грузоподъёмность скипа, т Пауза, с Для загрузки опрокидных клетей Грузоподъёмность вагонетки, т Пауза, с Для загрузки и разгрузки не опрокидных клетей Одноэтажных, т Пауза, с Двухэтажных, т Пауза, с В соответствии с нормативами в угольной промышленности время на посадку людей на один этаж клети определяют из расчёта 1с на посадку одного человека плюс 10 с; а на посадку в двухэтажные клети 1с на одного человека плюс 25 с. Данные для выбора подъёмного сосуда даны в табл. 2.2, 2.3, Расчёт и выбор подъёмного каната Подъёмный канат рассчитывается по статистическому напряжению. Действие остальных нагрузок учитывается принимаемым по правилам безопасности (ПБ) запасом прочности каната (рис. 2.1). Статистическое напряжение подъёмного каната состоит из веса клети с груженой вагонеткой и прицепным устройством (или веса скипа) и массы каната длиной от копрового шкива до подъёмного сосуда, находящегося на приёмной площади нижнего горизонта. Статистическая нагрузка на подъёмный канат в верхнем сечении у копрового шкива равна: Qn + Qm + ph = в S, (2.4) k m k где Qn и Qm масса поднимаемого за один раз соответственно полезного и мертвого грузов, кг; p — масса одного погонного метра подъёмного каната, кг; H расстояние от нижней приёмной площадки до оси верхнего ко- k σ 17

Читайте так же:  Приставы илишевского района

18 прового шкива, м; m запас прочности подъёмного каната, принимаемый по ПБ; Sk -площадь поперечного сечения проволок каната, см²; σ в расчётный предел прочности проволоки каната при растяжении, кг/см. Hk Hш h k P Q n+ Qm Рис Расчёт подъёмного каната для вертикальной шахты Площадь поперечного сечения каната S k = K P, где K- коэффициент для определения массы каната по площади поперечного сечения. Линейная масса каната P = S k ρβ, (2.5) где ρ — плотность стали, из которой изготовлен канат, кг/м 3 ; β — коэффициент свивки, зависящий от конструкции прядей и каната. Соответственно P Sk =, (2.6) ρo где ρο = ρ β — условная плотность каната: для круглопрядных канатов двойной свивки 9400 кг/м³; для трёхграннопрядных 9200 кг/м³. На основании выражений (2.4), (2.6) определяем линейную массу каната: Q P =, (2.7) σ κ Β Hk gm ρ 0 где Q k = Qn + Qm концевая нагрузка на канат, кг; σ в временное сопротивление разрыву проволок из стали, из которой изготавливается 18

19 где h п. п — высота приёмной площадки или эстакады; h заг — высота опускания скипа ниже околоствольного двора; h. — высота верхнего бун- канат, H/м²; m — запас прочности каната по ПБ; ρ 0 — условная прочность каната. Для клетьевого подъёма H k = Hш + hk, где h k — высота копра; для скипового подъёма H k = Hш + hk + hзаг, где h заг — высота опускания скипа ниже околоствольного двора под загрузку. По расчётному P из табл. 2.5 выбирается тип каната, который проверяем по фактическому запасу прочности: Q раз mρ = m, (2.8) Q + Q + ph n m где Q раз — суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, кг; m p — расчётный запас прочности Расчёт и выбор подъёмной машины Орган навивки цилиндрических подъёмных машин выбирается по его основным параметрам: диаметру барабана и ширине барабана. Для барабанов подъёмных машин, установленных на поверхности земли, диаметр барабана равен: Д, (2.9) б 80d k где d k диаметр каната. Для барабанов подъёмных машин, располагаемых под землёй: Дб 60d k. (2.10) Ширина навивочной поверхности каждого из барабанов машины с двумя цилиндрическими барабанами и однослойной навивкой определяется условием размещения на ней длины каната, равной высоте подъёма H ш, резервной длины ( lp = м) и витков трения Z Тр = 3 5: Hk + lp Вб = ZТ, (2.11) + р ( d е) Д k + π б где е — зазор между соседними витками 2 3 мм; H k — высота подъёма; при клетьевом подъёме: H k = Hш + hn. n ; при скиповом подъеме: = H + h + h h, H k заг п. б + п. р k пб 19

20 кера от нулевой площадки; п р h. — превышение рамы скипа над кромкой поверхностного бункера для открытия затвора. По основным параметрам Д б и В б в табл. 2.6 выбираем подъёмную машину. При многослойной навивке Вб H + lp πдбz0 + Zmp + Zвп + =. ( dk е) (2.12) где Z в. п — число витков на передвижку критического участка каната; Z o число слоёв навивки каната на барабан. При работе подъёмной машины необходимо проверить, подходят ли данные типы машин по максимальной статистической нагрузке и разности статистических натяжений. Максимальное статистическое натяжение каната T cm. p. = ( Qn + Qm + ph k ) Tcm.max Максимальная разность статистических натяжений: T ст. max :. (2.13) F с. max = Тст. max Т cm. min Fс. р, (2.14) где Т ст. min — минимальное статистическое натяжение каната; c.р. расчётная разность статистического натяжение каната Расположение подъёмных установок относительно ствола шахты 20 F — Одноканатные двухбарабанные подъёмные машины располагаются в стационарном здании на уровне земли, а многоканатные в машинном зале на копре. Чтобы здание для подъемной машины не мешало разгрузочным операциям на поверхности, оно должно находиться в стороне, противоположной направлению движения груженых вагонеток в случае применения клетей, а при скипах — направлению их разгрузки. Остановимся на элементах схемы расположения одноканатных установок относительно ствола шахты: h = hb + h + h + 0, 75R. (2.15) k c Высота копра h k, под которой понимается расстояние по вертикали от отметки устья ствола до оси верхнего направляющего шкива, складывается: из высоты h B — от устья шахты до верхней приёмной площадки; для клетьевого подъёма h B = 6 12 м, для скипового h B = м, и более; n ш

21 из высоты h c — от уровня верхней приёмной площадки до верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства, когда подъёмный сосуд находится в положении разгрузки. Для не опрокидных клетей указанное расстояние принимается от основания клетей до верхней кромки бункера; из высоты переподъема h n, на которую может свободно подняться подъёмный сосуд от нормального положения при нагрузке на верхней приёмной площадке до соприкосновения верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства с ободом копра. По правилам технической безопасности значение h n для вновь проектируемых установок должно быть: при клетьевых не менее 6 м, для грузовых установок со скиповыми и опрокидными клетями не менее 3 м; из добавочного расстояния, равного 0,75 радиуса Rш направляющего шкива. Расстояние принимается в предложении, что соприкосновение верхнего зажима каната или верхнего элемента подвесного устройства со шкивом произойдёт на расстоянии 0,75 Rш от центра последнего. При расположении направляющих шкивов в одной вертикальной плоскости для определения h k в правую часть формулы (2.15) добавляется Дн.ш. и расстояние по вертикали между струной каната и её проекцией на горизонтальную плоскость. Максимальная длина L c струны каната, то есть отрезка каната от направляющего шкива до барабана согласно ПТЭ не должна превышать 65 м во избежание вибрации каната, которая может повлечь за собой выскакивание каната из реборд направляющих шкивов; допускается увеличение α до 45. При расположении направляющих шкивов на одной горизонтальной оси L = h c + l R. (2.16) c ( ) ( ) 2 k 2 ш Аналогично определяется Lc при расположении направляющих шкивов в одной вертикальной плоскости. Углы отклонения (девиации) струны каната Следует различать углы отклонения струны каната направляющего в шкиве и на барабане (рис.2.2). Углом отклонения на направляющем шкиве называется угол, образованный струной и её проекцией на плоскости вращения шкива. Угол отклонения на барабане образуется струной и её проекцией на вертикальную плоскость, проходящей перпендикулярно оси барабана через точку соприкосновения с ним струны. Эти углы будут максимальными при крайних положениях струн. Если плоскость вращения шкива перпендикулярна к оси барабана, углы отклонения на направляющем шкиве и на барабане имеют соответствующие значения. 21

22 а) б) в) Рис Углы отклонения каната на барабанах подъёмных машин: а) для однобарабанной машины с вертикальными шкивами; б) для двухбарабанной машины с горизонтальными шкивами; в) для однобарабанной машины с горизонтальными шкивами Во избежание выскакивания каната из реборд направляющего шкива, чрезмерного износа, а также налегания витков каната друг на друга углы отклонения на направляющих шкивах и на барабанах согласно ПТЭ не должны превышать 1 30 ; на бицилиндроконических барабанах допускается увеличение этого угла до 2 со стороны малого цилиндра барабана, если он с желобчатой поверхностью. 22

23 Углы отклонения на направляющем шкиве α определяются по их тангенсам, представляющим собой отношения расстояний по оси барабана от крайних положений струны до плоскости вращения шкива, проекциям струны по указанию плоскости. Из-за незначительной величины угла эту проекцию принимают равной длине струны. Угол отклонения струны на направляющем шкиве при закреплении каната у реборды одинарного неразрезного барабана равен В 2Z тр dk + е tgα. (2.17) 1 = 2Lc Угол отклонения каната при переходе струны в крайнее положение в противоположную сторону будет меньше и поэтому не проверяется. При закреплении канатов у внешних реборд барабанов эти углы в зависимости от строительной ширины B барабана и вершины Bк, занятой канатом, составляют: 2В Вр В0 2Zтр ( dk + е) tgα1 = ; (2.18) 2L tgα 1 В В = tgα 2 = 0 2Z тр 2L Вк 23 c ( d + е) k ( В В ) 2 0 2L c, (2.19) где Вр — расстояние между внутренними ребордами барабанов, которое с диаметром барабана 3,5 м составляет 220 мм, а для машин с диаметрами барабанов 4, 5, 6 м Вр = 60 мм; В расстояние между направляющими шкивами; ( d k 0 + е) ширина барабана, занятая витками трения Z тр tgα = 2 В 0 ( ) (рис. 2.2). При одинарном разрезном барабане и расположении направляющих шкивов на одной геометрической горизонтальной оси ; (2.20). (2.21) Расчёт кинематики подъёмных систем Графическое изображение изменения скорости подъёмных сосудов в зависимости от времени называется диаграммой скорости подъёма. Данными для определения элементов диаграммы скорости являются расчётная продолжительность движения подъёмных сосудов Тр (с); путь (высота) подъёма H расстояние от нижней до верхней приёмной площадки, м; ускорение α 1 согласно ПТЭ при спуске и подъёме людей принимается не c Вр 2 2 L c ( В Вк)

24 более 1 м/с²; для грузовых подъёмов величина ускорения определяется проектом; замедление α 3не должно превышать 0,75 м/с². Трёхпериодные диаграммы скорости и ускорения применяются при клетьевом подъёме. 1. Максимальная скорость подъёма. Путь, пройденный сосудами за время одной подъёмной операции, складывается из путей h, h 1 2, h 3, пройденных сосудами соответственно за время ускоренного t, равномерного 1 t 2 и замедленного t 3 движения, т.е. H = h +. (2.22) 1 + h2 h3 По данным о подъёмных машинах определяют фактическую максимальную скорость υ max подъёмных сосудов, причём для обеспечения заданной производительности необходимо соблюдать условия, чтобы υ max > υ р. м, где υ р. м — расчетная максимальная скорость. 2. Продолжительность (с) и путь (м) ускоренного движения: То же, замедленного движения: t 1 h 1 t = = 3 υ = max α υ 1 max υ 2 t max α 3 ; (2.23) 1. (2.24) ; (2.25) h 3 = υ maxt3 2. (2.26) Путь h 2 и продолжительность t 2 равномерного движения: h 2 H h1 h3 = ; (2.27) t = 2 υ h 2 max. (2.28) 3. Продолжительность движения подъёмных сосудов (с) д t 1 t 24 2 t T = + +. (2.29) 3

25 t, и t то 2 3 С другой стороны, если в формулу (2.29) подставить значения t и 1 При правильном расчёте величина одинакова. T д = H υ max α1 α. (2.30) T д по формулам (3.30) и (2.29) Расчёт динамики подъёмных систем В основу расчёта динамики подъёмных систем положено основное динамическое уравнение акад. М.М. Фёдорова: F = (2.31) где h x — путь, пройденный подъёмным сосудом; q — вес одного погонного метра хвостового каната; р — вес одного погонного метра головного каната; k — коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха при движении подъёмных сосудов, трение в проводниках, в подшипниках направляющих шкивов и барабанов, жёсткость каната. Эти сопротивления принимаются: 20% от Q n — для клетьевых установок, 15% от Q n — для скиповых установок при грузоподъёмности скипов до 20 т; 10% от Q n — для многоканатных установок при грузоподъёмности скипов т и роликовых направляющих, т.е. соответственно k=1,2; k=1,15; и k=1,1. При подъёмных системах с органами навивки постоянного радиуса, статистически уравновешенных в трёхпериодной диаграмме скорости эквивалентное усилие F экв определяется: Знаменатель подкоренного выражения формулы: + υ max [ kq ( H 2h )( q p) ] g α, F. (2.32), (2.33) где k у. и k д n коэффициенты, учитывающие ухудшение условий охлаждения во время соответственно ускоренного и замедленного движения, а также паузы; по данным акад. М.М. Фёдорова k у. д. = 1 и k n = 0,33; завод изготовитель Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) рекомендует. k у. д = 0,5 и k n = 0,25. 3 n ш x ± m n экв n = F 1 у. д 2 t 1 + F 3 2 T n t F ( t + t ) + t k t n n 1 T = k t 3 25

26 Отношение максимального движущего усилия с постоянным радиусом навивки по нагрузочной диаграмме (или максимального вращающего момента — M max ) к Fэкв (или Мэкв ) называется коэффициентом перегрузок при подъёме: Kп F max M max =, или Kn =. (2.34) Fэкв Mэкв При асинхронном двигателе K n = 1,6 1,8, при системе привода с двигателем постоянного тока K n = 1,8 2. Кроме перегруза, при подъёме имеет место перегруз от экстренных усилий (моментов). Для асинхронного двигателя допускается K э = 1,8 2 и системы привода с двигателем постоянного тока K э = 2 2,2. При системах с органами навивки переменного радиуса K n и K э определяют как отношение соответственно M max и M экв max. Значения K n под и K э не должны превышать допустимых значений, причём, для соблюдения этого может возникнуть необходимость в увеличении F экв (или M экв). Увеличение должно быть не более 30% при асинхронном двигателе, не более 40% при системе привода постоянного тока. В противном случае уменьшение K n и K э достигается не увеличением F экв ( M экв), а уменьшением F max (или M max ) и F экв max (или M экв max ), в связи с этим может возникнуть необходимость в уменьшении ускорения α 1 (или ω ). Определив F экв (или M экв), удовлетворяющее условиям допустимого нагревания двигателя током и допустимого перегруза при подъёме и от экстренных усилий, находим эквивалентную мощность (квт) подъёмного двигателя при системе навивки постоянного радиуса: Fэквυ max Nэкв = ; (2.35) 1000ηn то же переменного радиуса: Мэквωmax Nэкв =. (2.36) 1000 Строительная мощность подъёмного двигателя устанавливается увеличением N экв до ближайшей мощности по каталогу, причём, её рекомендуется брать на 10 15% больше эквивалентной. Для выбора двигателя используется табл. 2.7, 2.8. η n 26

Читайте так же:  Какой штраф за езду на мотоцикле без категории а 2019

27 Определение расхода энергии Асинхронный двигатель. При неизменяющихся в период пуска напряжении и cos φ потребляемая мощность будет зависеть от тока, который определяется вращающим моментом. Мощность N 1 на валу подъемного двигателя в начале подъемной операции равна нулю, но в то же время из сети потребляется и в реостате ‘ N 1; при системе с органами навивки постоянного затрачивается мощность радиуса: то же переменного радиуса: Fυ ‘ 1 max N 1 = ; (2.37) 1000ηп Mω ‘ 1 max N 1 =. (2.38) 1000ηп Мощность, затрачиваемая в реостате при положительных усилиях в конце подъемной операции, соответственно составляет: Fυ ‘ 6 max N 6 = ; (2.39) 1000ηп M ω ‘ 6 max N 6 =. (2.40) 1000ηп Расход энергии подъемной установкой на валу двигателя за одну подъемную операцию определяется как сумма расходов энергии в отдельные периоды движения: W ‘ 1 N + N 2 N3 + N 4 N5 + N = t1 + t2 + t3. (2.41) ‘ 6 Аналогичным образом определяют расход энергии при любых диаграммах скорости. Расход энергии на шинах электроподстанции на 1 т поднимаемого груза при одновременно поднимаемом грузе Q п рассчитывают следующим образом: kм.т 1000 W kм.тw Wт = =, (2.42) 3600 Q 3,6 Q η д η с где k 1,03 коэффициент, учитывающий расход энергии во время маневров и при торможении; η д к.п.д. двигателя; η с = 0,95 к.п.д. электрической сети. п η д η c п 27

28 Расход энергии на 1 т км при высоте подъема H : W т.км 1000 Wт =. (2.43) H Годовой расход энергии установкой на подъем полезного ископаемого и породы: W = аa W. (2.44) г Привод с двигателем постоянного тока. Ток в этом приводе изменяется в соответствии с изменением вращающего момента (движущего усилия при системах постоянного радиуса навивки), а напряжение в соответствии с изменением скорости, так как регулирование частоты вращения двигателя производится изменением напряжения. Энергия, потребляемая на шинах электроподстанции на 1 т поднимаемого груза: W т kм.тw = 3,6 Q η д η г η 28 д.г г т η в η с п, (2.45) где η д = 0,9 к.п.д. подъемного двигателя; η г = 0,93 0,94 к.п.д. генератора; η д.г =0,9 к.п.д. двигателя преобразовательной группы; η в = 0,97 к.п.д. возбуждения; η с= 0,95 к.п.д. электрической сети. Расход энергии на 1 т поднимаемого груза, на 1 т км и за один год определяется также, как и при асинхронном двигателе Расчет клетевой подъемной установки Клетевая подъемная установка предназначена для вспомогательных операций (спуск и подъем людей, транспортирование породы, материалов и оборудования), выполнение которых осуществляется неопрокидными клетями. Применение неопрокидных клетей вызывает необходимость сооружения на поверхности шахты сложной системы откаточных путей, снабженных устройствами для загрузки вагонеток, маневрирование ими и смены их в клети. Методика расчета клетевой подъемной установки такая же, как и скиповой. Отличие в выборе подъемного сосуда. Клеть выбирают с учетом типа и веса вагонетки (табл. 2.2) Концевая нагрузка на канат определяется по формуле где Qc — вес клети; Q к = Qc + Qв + Q п, (2.46) Qв — вес вагонетки; Qn — вес поднимаемого груза.

29 Типоразмер Техническая характеристика неопрокидных клетей для вертикальных подъёмов Площадь, м 2 Высота, м Масса, т Грузоподъёмность, т Максимальная нагрузка у ковша, кн Унифицированные для действующих шахт Максимальный диаметр каната, мм Таблица 2.2 Типоразмер вагонетки 1УКН 2,5-1 2,3 4,9 2,76 3,0 58,0 34,0 УВГ-1,3 УВГ-1,4 1УКН 3,2-1 3,1 4,9 2,96 3,6 66,0 34,0 УВГ-1,6 1УКН 3,6-1 4,6 5,45 3,82 5,2 91,0 40,0 УВГ-2,5 УВГ-2,5 1УКН 4,1 5,6 5,98 4,66 6,6 113,0 47,5 УВГ-3,3 УВД-3,3 1УКН 4,5-1 5,6 6,58 6,13 6,6 183,0 47,5 УВГ-3,3 УВД-3,3 1УКН 2,55-1 4,6 7,40 4,11 6,0 101,0 40,5 УВГ-1,3 УВГ-1,4 2УКН 3,2-1 6,2 7,86 5,23 7,2 125,0 47,5 УВГ-1,6 2УКН 3,5-1 9,2 8,15 6,52 10,4 170,0 56,5 УВГ-2,5 УВД-2,5 2УКН ,2 8,58 8,62 13,2 220,0 60,5 УВГ-3,3 УВД-3,5 2УКН 4,5-1 11,2 9,18 9,60 13,2 300,0 60,5 УВГ-3,3 УВД-3,3 Для многоканатных подъемных установок УК 4 5,4 3,36 7,99 9,0 400,0 45,0 ВД-3,3 ВГ-2,5 1КН 5,2 7,8 3,42 10,29 14,0 570,0 56,5 ВД-3,3 2КН 3,6 8,4 5,64 9,83 11,5 520,0 56,5 ВГ-4,0 2КН 4 10,6 5,64 11,10 11,0 540,0 56,5 ВД-3,3 2КН 5,2 15,6 5,78 14,35 14,0 660,0 64,0 ВД-3,3 29

30 Скипы для угольных шахт Таблица 2.3 Типоразмер Вместимост мь, 3 Грузоподъёмность по углю, т Масса с прицепным устройством, т Высота в положении разгрузки, мм Путь разгрузки, м Размеры в плане, м Расстояние между осями, м Для одноканатных подъёмных установок 2СН 4-1 4,0 3,0 4,8 6,47 2,15 1,35*1,7 1,85 2СН 5-1 5,0 4,0 5,8 7,10 2,17 1,54*1,85 2,10 1СН 7-1 7,0 6,0 6,4 8,62 2,17 1,54*1,85 2,10 2СН 9,5-1 9,5 8,0 6,9 9,52 2,17 1,54*1,85 2,10 1СН ,0 9,0 7,55 9,95 2,17 1,54*1,85 2,10 5СН ,0 9,0 8,05 9,62 2,17 1,74*2,23 2,25 2СН ,0 12,0 9,02 11,0 2,17 1,74*2,23 2,25 1СН ,0 15,0 10,20 14,40 2,17 1,74*2,23 2,25 Таблица 2.4 Скипы типа СН для горно-рудной промышленности Типоразмер Вместимость Грузоподъёмность, т м 3 Руда Порода Масса с прицепным устройством, т Руда Порода Высота в положении загрузки (условно), мм Путь разгрузки (условно), мм Размеры в плане, мм 1СН ,8-8, *1350 1СН ,5 14, *1640 1СН , *1640 1СН 9,5-2 9, , *1740 2СН ,4 15, *1740 4СН ,4 15, *1800 3СН , , *1800 2СН *1800 3СН *2350 2СН 21,5-2 21, , *

31 Тип и конструкция каната ЛК-3 6*25 (1+6; 6+12)+ +1 о. с. ЛК-РО 6*36 (1+7+7/7+14) +1 о.с. Данные некоторых стандартных подъёмных круглопрядных канатов Таблица 2.5 Диаметр каната, мм Расчётная площадь сечения всех проволок, мм 2 Расчётная масса 1000 м смазанного каната, кг Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, Н/мм Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, Н 22,5 187, , ,5 244, ,5 276, , , ,5 460, ,5 546, , , ,5 859, , ,5 503, ,5 615, ,

32 Окончание табл. 2.5 Тип и конструкция каната (1+7+7/7+14) +1 о.с. Диаметр каната, мм Расчётная площадь сечения всех проволок, мм 2 Расчётная масса 1000 м смазанного Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, Н/мм каната, кг Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, Н 46,5 848, ,5 1003, ,5 1128, ,5 1314, ,5 1446, , Примечания. 1.Канаты, разрывное усилие которых указанно справа от линии, изготавливают из светлой проволоки. 2. Канаты с временным сопротивлением разрыву 1700 Н/мм 2 изготавливают только по заказу. 3. Сведения о канатах ЛК-З и ЛК-РО даны соответственно по ГОСТу и ГОСТу

33 Машины подъёмные шахтные барабанные Таблица 2.6 Максимальная момент машины с Маховый Масса Максималтимая Допус- разность Передаточное число без редукром машины редукто- ное на- скорость между статическими редуктора, тора и без элек- Типоразмер тяже- ние подъёма, натяжениями кателярудова- i двигатрообо- каната, кн м/c натов, кн кн м 2 ния, т Ц-1,2* ;30 3, Ц-1,6*1, ;30 4, Ц-2*1, ; Ц-2,5* ,5;20;30 7, Ц-3*2, ,5;20;30 8, Ц-3,5*2, ,5;11,5; 10, ; 30 ЦР-3,5* ,5;11,5; 10, *3,2/0,8 20;30 2Ц-1,2*0, ;30 3, Ц-1,6*0, ;30 4, Ц-2*1, ;30 5, Ц-2,5*1, ,5;20;30 5, Ц-3*1, ,5;20;30 8, Ц-3,5*1, ,5;11,5; 10, ;30 Ц-4*3/0, ,5; 11,5;20 12, ЦР-5*3/0, ,5;11,5 14, ЦР-6*3/0, ,5 11,5 16, ЦР-6* *3,4/0, ,5 11,5 16, Ц-4*1, ,5;11,5;20 16, Ц-4*2, ,5;11,5;20 12, Ц-5*2, ,5; 11,5 14, Ц-5*2, Безредук- 14, торная 2Ц-6*2, ,5 11,5 16, Ц-6*2, ,5;11,5 16,

34 Окончание табл. 2.6 Типоразмер Максимальное натяжение каната, кн Максимальная разность между статическими натяжениями канатов, кн Передаточное число редуктора, i 2Ц6*2,8у Безредукторная БЦК Безредукторная 8/5*2,7 БЦК Безредукторная 9/5*2,5 Допустимая скорость подъёма, м/c Маховый момент машины без редуктора и двигателя, кн м 2 16, , , Масса машины с редуктором без электрооборудования, т Примечание. Типоразмер цилиндрических барабанов включает их основные размеры: первая цифра после тире диаметр, вторая ширина, через косую дана ширина разреза (для одинарных барабанов). В типоразмерах БЦК первая цифра диаметр большого цилиндра, через косую малого цилиндра, третья цифра ширина барабана. Ширина разреза для БЦК- 8/5*2,7 0,87; БЦК-9/5*2,5 84 мм. 34

35 Таблица 2.7 Технические данные электродвигателей трёхфазного тока с фазным ротором серии МАЗ6 3-, 4-, 5-, 6-, 7-го габаритов взрывонепроницаемого исполнения РВ, ВIГ, напряжение 380,660 В Типоразмер Мощность, квт Частота вращения, об/мин К.П.Д, % cos ϕ напряжение, В Ротор ток, А Перегрузочная способность, М max /М н Маховой момент, кн*м 2 МАЗ6-31/6Ф ,0 0, ,8 7 МАЗ6-31/8Ф ,5 0, ,8 86,1 МАЗ ,8 0, , /6Ф МАЗ ,3 0, , /8Ф МАЗ-41/6Ф ,5 0, ,5 159 МАЗ6-41/8Ф ,0 0, ,3 150 МАЗ6-42/6Ф ,0 0, ,5 191,3 МАЗ6-42/8Ф ,5 0, ,3 108,4 МАЗ6-51/6Ф ,0 0, ,5 360 МАЗ6-51/8Ф ,0 0, ,5 405,2 МАЗ6-52/6Ф ,5 0, ,5 406 МАЗ6-52/8Ф ,5 0, ,5 456,5 МАЗ6-61/6Ф ,0 0, , МАЗ6-61/8Ф ,0 0, , МАЗ6-62/6Ф ,5 0, , МАЗ6-62/8Ф ,5 0, , МАЗ6-71/6Ф ,0 0, , МАЗ6-71/8Ф ,5 0, , МАЗ6-72/6Ф ,5 0, , МАЗ6-72/8Ф ,0 0, ,

36 Таблица 2.8 Технические данные асинхронных электродвигателей серии АК, АКЗ, АКН2 с фазным ротором, напряжением 6000 В для различных синхронных частот вращения Типоразмер Мощность, квт Частота вращения, мин -1 Ток статора, А ЭСД ротора, В Ток ротора, А Перегрузочная способность К.П.Д. Махо вый момент, 1500 мин -1 АК , ,3 0,925 1,0 АК , ,7 0,93 1,2 АК , ,7 0,935 1,4 АК , ,4 0,94 2,3 АК ,8 0,94 2, мин -1 АК , ,2 0,91 1,5 АК , ,3 0,915 1,6 АК , ,2 0,92 1,9 АК , ,9 0,925 2,7 АК , ,9 0,93 3,3 АК , ,1 0,935 3,8 750 мин -1 АК , ,3 0,915 1,5 АКЗ , ,1 0,922 1,6 АКЗ , ,1 0,926 1,9 АКЗ , ,0 0,929 3,3 АКЗ , ,0 0,934 3,8 АКЗ , ,0 0,939 4,3 АКН ,5 0,948 4,7 АКН ,5 0,950 5,4 АКН ,3 0,952 8,5 600 мин -1 АКЗ , ,4 0,910 2,0 АКЗ ,3 0,914 2,4 АКЗ ,9 0,925 3,6 АКЗ ,8 0,928 4,2 АКЗ ,9 0,933 4,8 АКН ,3 0,945 5,2 кн м 2 36