Спор поколений фильмы

Рубрики Статьи

Фильмы про конфликт поколений

Основная тема этих фильмов – неизбежный конфликт, возникающий между представителями различных поколений вследствие различных систем ценностей, разницы в жизненном опыте и стремлениях. Все эти барьеры приводят к непониманию между членами одной и той же семьи, живущими под одной крышей. Чтобы преодолеть их, героям приходится хотя бы на время забыть о своих интересах и научиться жить заботами близких им людей.

Большинство фильмов, вошедших в эту категорию, относятся к жанрам психологической драмы, мелодрамы и комедии.

20 отечественных фильмов, которые объясняют современную Россию

2 июня 2017 в 16:02

В прокат выходит «Нелюбовь» — семейная драма Андрея Звягинцева, удостоенная на только что окончившемся Каннском фестивале приза жюри. Фильм о распадающемся несчастливом браке, в котором в разгар развода исчезает сын-подросток, рассказывает не только о семейной жизни без любви, но и дает портрет современной России с потоком новостей, лентой «ВКонтакте», селфи на девичнике, спа и квартирами бизнес-класса с беговой дорожкой. Автор The Village Алиса Таёжная составляет список отечественных фильмов разных эпох, точнее всего показывающих болевые точки российской действительности. Какие-то из актуальных советских фильмов не попали в список, так как были в серии материалов о неочевидном кино СССР, в некоторых случаях пришлось ограничиться правилом «один фильм от одного режиссера».

реж. Динара Асанова, 1984

Почему погоня за рождаемостью — многолетнее лицемерие

«Пацаны» — сильный и отважный эксперимент на границах вымысла и документального кино из сердца рефлексирующих и критичных 80-х. Режиссер Динара Асанова собрала для актерской группы трудных подростков с приводами в милицию, чьи реальные интервью записала в начале фильма, и придумала историю об энтузиасте, берущем мальчиков на поруки: по сюжету лето в трудовом лагере — это их последний шанс не попасть в колонию. Некоторые актеры позже погибли (иногда страшной смертью), другие все же оказались после съемок в тюрьме. Стержень фильма — соавтор замысла Валерий Приемыхов, чья харизма склеивает историю и растерянных пацанов вместе. Асанова чутко показывает, что многие преступления происходят от бедности, родительской жестокости и многолетнего унижения. И в тот момент, когда государство и более благополучные люди отказываются протянуть руку помощи, детям в трудной ситуации некуда пойти. Для Асановой каждый ребенок в тюрьме — упущенный шанс, каждый ребенок в детдоме — повод задуматься, эффективно ли работает система.


«Сумасшедшая помощь»

реж. Борис Хлебников, 2009

Абсурд и дружба как способ справиться с реальностью

Смешная, умная и вневременная комедия конца нулевых была снята в момент легкой оттепели, когда все зло в мире можно было объяснить не очень счастливым и полуиллюзорным участковым милиционером, а юмор казался полноценным оружием борьбы. Белорус Евгений, круглый и наивный, приезжает в Москву на заработки и сразу же остается буквально без ботинок: у него больше нет документов и денег, нет приятелей, с которыми он вместе собирался завоевать город. Зато появляется новый друг — никогда не скучающий одиночка, инженер в отставке, с планом по освобождению близлежащей реальности от злых сил. Он безумен, но это не главное, главное — что человеку, которому негде спать и нечего есть (а он любит и то и другое), выбирать друзей особо не из кого. Дон Кихот и Санчо Панса, воюющие со злом среди песочниц и раскрашенных жэковцами клумб, — сцена с памятниками в сердце почти десять лет спустя, и так еще надо уметь снимать.

реж. Сергей Соловьев, 2009

Мы ждем перемен, пока поезд в огне

Больше всего Сергей Соловьев мучается от одного и того же вопроса интервьюеров: как получилось, что половина тех, кто сделал самый революционный фильм перестройки, потом ударились в реакцию? «2-Асса-2» — настолько же продолжение первой «Ассы», насколько ответ на этот вопрос: безжалостный, дерзкий и очень обидный. Повзрослевшая на 20 лет и отсидевшая за убийство Крымова Алика встречается в тюрьме с режиссером, который ищет актрису на роль Анны Карениной, — и позже узнает Сергея Шнурова, Юрия Башмета и даже Бананана, торгующего на рынке под клокочущую из радио «Иду на вы». «2-Асса-2» — не пилюля ностальгии, а злой, местами безвкусный, местами очень точный постмодерн о том, почему чудесная страна из песни Агузаровой — наша вечная утопия.


«Остановился поезд»

реж. Вадим Абдрашитов, 1982

Индивидуальный героизм как следствие преступной халатности

Абдрашитов и Миндадзе — один из самых мощных дуэтов советского кино — снимают историю о столкновении поезда, в котором катастрофу ценой своей жизни предотвращает машинист. Фильм начинается с несчастного случая, для освещения которого в небольшой город приехал журналист, поселившийся в одной комнате со следователем. У них разные задачи: перед журналистом стоит миссия описать подвиг рядового советского человека, а следователь должен разобраться, какие сбои системы привели к аварии. Сбоев слишком много, рука руку моет, несоблюдение правил безопасности и надежда на авось — то, на чем держится застойная советская система. «Остановился поезд» — во многом фильм о том, что в героях нет потребности, если все соблюдают правила, а пожертвовать одним человеком куда проще, чем заставить себя и остальных работать по-честному.

реж. Алексей Балабанов, 2007

Милиционер-маньяк в краю, где всем на всех плевать

Очевидный выбор, но ничего не поделать — «Груз-200», хронологически помещенный в 1984 год, рассказывает о настоящем времени куда точнее и страшнее, чем классический «Брат». «Груз-200» отказывались показывать на фестивалях, и даже у подготовленного зрителя фильм застрянет костью в горле — будет ли это назойливая и издевательская песня «В краю магнолий» или сцена с трупом, во время которой чувствуешь себя буквально привязанным к батарее. Сюжет простой: в маленьком городке, живущем в эхе войны в Афганистане (призыв в самом разгаре) пропадает местная мажорка, дочка партийного работника. Никто не догадывается о замешанных людях в похищении, а фарцовщик, заставший половину беспредела, отправляется в Ленинград на концерт группы «Кино» и за полезными знакомствами. Про ружье, мух, сам груз-200 и бутылочное горлышко даже рассказывать страшно — более беспощадного и физиологичного триллера не делал, наверное, в принципе никто.


«Последний лимузин»

реж. Дарья Хлесткина

Как выглядит изнутри артель «Напрасный труд»

Гигантский автомобильный завод ЗИЛ доживает последние дни: документальный фильм Дарьи Хлесткиной описывает будни когда-то гордости советского автопрома. Теперь на заводе работают полторы калеки — те, кто привыкли к работе, и те, кому некуда деваться. Гигантская масса людей сжалась до небольшого коллектива, где все общаются и дружат десятилетиями, оборудование ветшает, молодежь уходит, из новых работяг — только плохо говорящие по-русски мигранты. Внезапно на ЗИЛ поступает запрос от власти — выпустить к параду Победы на Красной площади несколько лимузинов, которые повезут президента и первых должностных лиц: трансляция парада будет идти во всех новостях. Для ЗИЛа и его инженерной группы это дело чести: ресурсов нет, сроки поджимают, но профессиональная репутация дороже бессонных ночей. «Последний лимузин», снятый на ручную камеру без финансирования, — демонстрация того, как внимательный взгляд и преданность документалиста истории делает современное кино тактильным и лишенным готовых выводов. «Последний лимузин» — одновременно человечный и очень горький — провожает ЗИЛ в последний путь: спустя месяцы на его месте начнут возводить элитный жилой комплекс.

реж. Никита Михалков, 1981

Родители пытаются сделать детей счастливыми

Народный семейный фильм, который ранит и трогает. В драме Никиты Михалкова достаточно широких жестов, истерик и танцев — и улавливается главное. Родители продолжают вмешиваться в жизнь своих детей, чтобы научить их тому, во что верят сами, — и обостряют висящие на соломинке отношения. Мать из провинции (потрясающая роль Нонны Мордюковой) приезжает к взрослой дочери в другой город, где та живет несчастливо, но как умеет: общается на ножах с дочерью-подростком, работает на нелюбимой работе и ругается с бывшим мужем, который пытается двигаться дальше. «Родню» легко можно было назвать «Нелюбовью» начала 80-х: здесь говорится ровно про то же — отсутствие любви к себе, своему делу и тем, за кого ты отвечаешь.


реж. Ролан Быков, 1984

Подростковая травля как она есть

Фильм, который смотрели все, пугает и вынимает душу спустя 30 лет. И сейчас это все еще лучшее, что было снято о травле и издевательствах в школе (не считая сериала Валерии Гай-Германики и Натальи Мещаниновой). Кристина Орбакайте играет наивную и добрую новенькую, чья влюбленность в неподходящего мальчика и принципы приводят к групповой травле ее одноклассниками. Все начинается с изнурительного бойкота, но может закончиться чем угодно: среди школьников есть начинающие бандиты и живодеры, драчуны и стукачи, но самое главное — поддержки просить не у кого. К понимающему дедушке обращаться стыдно из-за навязанного чувства вины, родители садистов заняты своими делами, а учителей волнуют только оценки и видимость статус-кво. «Чучело» — универсальный фильм для ребенка, пережившего издевательства или травлю в школе (а это за редким исключением почти каждый из нас) и точный портрет общества, где родители и школа десятилетиями перебрасывают ответственность за детей друг на друга.

реж. Василий Пичул, 1988

Молодая женщина в мире без возможностей

Последний хит перестройки, скандальный и обвиненный в чернухе, докручивает бытовой конфликт и взаимные претензии поколений до резкого, но правдоподобного финала. Маленькая Вера в исполнении Натальи Негоды — это и нежный возраст, и молодое тело, и неопытная душа в мире, где ее никто не ждет. Вокруг Веры нет ни одного человека, получающего от работы удовольствие, — и ей ничего не хочется. Живущие консервами и грязными тарелками родители — не просто не собеседники, а даже не соседи. Подружки маются тоской от дискотеки до дискотеки (на них тоже очень скучно), и лучшим вариантом кажется роман с самым красивым парнем на деревне — оболтусом, но страшно симпатичным, и секс в соседней с родителями комнате. Сценарий был вдохновлен жизнью в Мариуполе в конце 80-х и объясняет, почему идея самореализации не приходит из воздуха — некоторые мечтают выйти замуж и больше не хотят примерно ничего.


реж. Андрей Звягинцев, 2011

Двух Россий — богатой и бедной — не существует

Самый точный и, кажется, лучший фильм Звягинцева в жанре семейной драмы о родителях и детях, зове крови, близости и расчете. Владимир — обеспеченный и скаредный — живет на Остоженке и заботится о продолжительности жизни: когда-то встреченная им в больнице медсестра Елена стала его женой. Они очень разные, а брак похож на взаимовыгодное соседство, только не на любовь. У Владимира есть дочь — хамоватая и самоуверенная, привыкшая быть хозяйкой положения. У Елены — сын, умеренно пьющий и живущий в области где-то вокруг черты бедности. И когда сыну потребуются деньги, Елена отправится к мужу просить об одолжении. В момент выхода фильма была популярна метафора о параллельной жизни двух Россий — России айфона и России шансона, между которыми — пропасть, и нам друг друга не понять. «Елена» опровергает это наивное обобщение: богатые и бедные здесь одинаково хищные и отвратительные, относятся потребительски к тем, кого должны любить безусловной любовью, и больше всего хотят прикрыть жопу. Сердце нельзя купить вместе с квартирой на Золотой миле, но его и не выдают по умолчанию униженным и оскорбленным.

реж. Сергей Лобан, 2011

Намкрыш — и это офигительно смешно

Шапито-шоу снималось долго — в Крыму, который еще не стал российским, с мечтой об идеальном южном направлении, где происходят чудеса и живут чудовища. Четыре истории — «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» — начинаются в Москве и перекочевывают на южные берега, где чувства и искренность подвергаются испытаниям. Магическое место притяжения всех историй — огромный черный шатер на обрыве «Шапито-шоу», где герои поют наивные лоу-фай-песни о времени и о себе. Задрот и оптимистка не могут договориться о сценарии идеального отпуска. Болеющие постмодерном тусовщики берут в Крым глухонемого знакомого. Отец и сын пытаются воссоединиться во время турпохода в горы. Человек, похожий на Виктора Цоя, в компании предприимчивого продюсера пытается устроить гастрольный чес по пустым залам крымских ДК. Авторы фильма идеально схватывают настроения и обманутые ожидания — здесь есть совсем бунюэлевские моменты, а есть шутки про виртуальный мир, конфликт поколений, хипстоту и ожидание легенды. И все это спустя несколько лет нисколько не устарело. Для всех, кто любит экстремальнее, — смотрите док о жизни в Крыму бюджетных путешественников «Жар нежных», кино страшное и не примиряющее с реальностью.


реж. Юрий Мамин, 1992

Русская классика как правая идея

Фантасмагорические фильмы Юрия Мамина можно смотреть ровно наполовину (на вторую половину фильма придется прищуриваться или уходить в другую комнату), но эта половина стоит десятка тысяч мемов и постов в соцсетях о том, что на дворе 1937-й год. В конце 80-х и начале 90-х Мамин снял несколько монтипайтоновских фильмов, объясняющих россиян после СССР, — диковатых, нелогичных и очень смешных. «Бакенбарды» — фильм о том, как в назидание подрастающему поколению, вырвавшемуся будто из китча «Юбилей» Дерека Джармена, придумывают новую свежую идеологию. Красные лозунги больше не работают, зато на подхвате Пушкин — наше все, удобный в первую очередь тем, что он уже мертвый и его слова и идеи можно перевирать как угодно. Движение агрессивных пушкинистов, ультраправые качки, читающие стихи, новые лозунги и лидер, севший на конек идеи, — все готово к официальной смене парадигмы. Сообщество стремительно правеет, оппозиция долгое время не появляется. Все, что вы хотели знать о публичной политике в России, — в двухминутном эпизоде о Ленине, которого можно двумя движениями превратить в Пушкина.

Читайте так же:  Как расторгнуть договор с банком связной

«Все умрут, а я останусь»

реж. Валерия Гай-Германика, 2008

Неприкаянные и нелюбимые девочки хотят веселиться

Школьницы пьют, курят, матерятся и посылают родителей в задницу. Некоторые уже занимаются сексом, кто-то мечтает о поцелуях, но самое главное — почти все они ходят в школу, потому что тянут лямку, а не потому что там интересно. Неизвестно, каким был бы фильм Германики сейчас, когда не нужно ждать дискотеки, а интернет заменил большинство уличных развлечений. Так или иначе, фильм об уязвимых, бестолковых, соперничающих и уставших от родительской опеки девочках показал восхитительных актрис и рассказал о переходном возрасте не под советские скрипки или тревожные синтезаторы, а под песни группы «Звери» в узнаваемых пейзажах районов-кварталов. «Хорошо было бы, если бы все взрослые сдохли» — какие-то вещи не меняются, и, может оно и к лучшему.


реж. Эльдар Рязанов, 1979

Общественная дискуссия превращается в балаган

Выбирать из рязановских фильмов один, который лучше всего говорит о настоящем, — неблагодарная задача, у него их минимум несколько. Но «Гараж» — пример выдающегося мастерства в том, как он виртуозно, смешно и гуманно отображает дисфункциональное сообщество. Любой человек, хоть раз пришедший на родительское собрание или встречу жителей подъезда, знает, что через пять минут все отклонятся от темы, через десять начнут переходить на личности, а через 15 — вспомнят Гитлера. Рязанов обнажает механизм, по которому встреча гаражного кооператива в зоологическом павильоне среди чучел разных существ превратится в зоопарк — здесь есть и блатные, и бедные, и влиятельные, и малозначительные, и привилегированные, и обычные, и все жаждут справедливости. Мало кто знает, что Рязанов переснимал в «Гараже» советскую версию «12 рассерженных мужчин», где один голос против меняет направление дискуссии. И по-настоящему революционно, что этот голос совести в советской версии принадлежит небогатой и порядочной матери-одиночке, которая лучше многих понимает, что такое — быть задвинутой на задний план.

«Ангелы революции»

реж. Алексей Федорченко, 2014

Имперское мышление и крах утопического проекта

Стоит начать с того, что история «Ангелов» основана на реальных событиях: в архивах молодого советского государства можно найти фотографию начала 20-х, где десятки людей окружают одного младенца — это первая дочь советской Югры. С начала активной пропаганды, развернувшейся после победы революции, страну наводнили молодые энтузиасты (многие из которых несли просвещение, а некоторые ни на что не годились) с планами по переустройству нации. Федорченко основывается на фактах, добавляет туда дикого и абсурдного вымысла и отправляет в Югру нескольких ангелов революции — бригаду единомышленников, которые должны научить северные народы грамоте, привить им новую веру, одеть по советской моде. В общем, колонизировать. Экспансия СССР на национальные культуры не осмыслена ни в публичном поле, ни тем более в кино: об империализме в России не любят говорить предметно, а тем более снимать. Метафорическое кино об идеологическом вторжении на чужую землю безупречно в интонациях и финале: сердце сжимается, когда на экране действительно появляется долгожительница — первая дочь советской Югры.


«Хрусталев, машину!»

реж, Алексей Герман, 1998

Главный отечественный фильм о терроре ХХ века

Незабываемый фильм для каждого, кто высидел его до конца, включая изматывающую тюремную сцену. «Хрусталев, машину!» — первое, что было сказано после смерти Сталина, и, хотя фильм начинается всего за месяц до кончины вождя, главный герой успевает посмотреть аду в лицо, прежде чем перестанет дышать. Генерал Юрий Кленский (невероятный Юрий Цурило), высший чин медицинской службы, живет в страхе перед доносами, когда в стране разворачивается «дело врачей». Попытки бегства не срабатывают: на него спускают собак раньше, чем он успевает спрятаться, — и лагерь становится следующим пунктом назначения. Черно-белый, хмурый и работающий против правил зрительского кино, «Хрусталев, машину!» — самая сильная прививка от сталинизма, снятая на русском языке. Фильм с длинной и трудной судьбой, вышедший в 90-х, не разменивается на пустяки и не боится той правды, которую страшно даже подумать: деспотия может задеть тебя хвостом и выбить почву из под ног — а еще она в любой момент может вернуться.

реж. Александр Миндадзе, 2011

Почему случаются катастрофы и можно ли их предотвратить

Напряженный и страшный фильм о губительной субботе молчания — после катастрофы на Чернобыльской АЭС 24 часа никто из жителей не получил правдивую информацию о смертельной опасности. Суббота — неизменный выходной в городе, где градообразующее предприятие — крупнейшая в Европе атомная электростанция. Главный герой — молодой мелкий работник ЧАЭС Валера — становится случайным свидетелем пожара, а затем и секретного разговора руководства станции о том, что про произошедшее людям рассказывать не будут, чтобы не сеять панику. Пытаясь сбежать из города и понимая свою участь, Валера решает спасти симпатичную ему девушку и приятелей, но не может покинуть город — пока герои на экране не осознают масштабы катастрофы, зрители знают, что ожидает большинство. «В субботу» — непрекращающийся саспенс, собранный по дневникам очевидцев: приметы мирной жизни — от свадьбы до похода в магазин — кажутся невыносимыми, ведь мы знаем цену каждой минуте. Власть, которая прячется с официальными заявлениями, и люди, не понимающие масштабов происходящего, — в любом случае слишком знакомые обстоятельства.


реж. Денис Шабаев, 2015

Как мигранты покоряют Москву

Хотя люди из Средней Азии выполняют в некоторых российских городах большую часть грязной и трудной работы, мы знаем о них катастрофически мало. Документальный фильм Дениса Шабаева вглядывается в историю одной семьи — таджикского актера Фаруха из интеллигентной семьи, который с родителями и младшим братом переехал жить в Новую Москву. На родине он занимался творческой работой, но в России зарабатывает в основном стройкой и сдельными заданиями, иногда попадая на кастинги в сериалы и кино — тоже в роли дворника и гастарбайтера. Камера следит за Фарухом и сообществом вокруг него — от семьи и коллег до общины и заказчиков: кажется, никто так пристально и внимательно не смотрел на целое поколение молодых мужчин, говорящих с акцентом и делающих в чужих городах чужую работу. Этот фильм — прививка от национализма и страсти к обобщениям, а еще объяснение феномена постсоветского пространства, где идея дружбы народов стремительно заменилась идеей эксплуатации.

«Изображая жертву»

реж. Кирилл Серебренников, 2006

Преступления и наказания сто лет спустя

Ранний и лучший фильм Кирилла Серебренникова с невероятно смешным сценарием братьев Пресняковых — черная комедия, где отравляются рыбой фугу, топят любимых в бассейне, разговаривают с призраком отца, становятся свидетелями инцеста и сходят с ума. Действующие лица — обычная опергруппа, работающая в бесконечном абсурдистане: растерянный выпускник Валя решает заработать в полиции, изображая жертву во время следственных экспериментов. Он не только видит ассортимент жестоких безумств и проводит время с заторможенными, простоватыми и мультипликационными коллегами, но и начинает видеть странные сны. «Изображая жертву» вошел в историю не только монологом мента о российской сборной по футболу и истошным криком «Вам что надо-то в жизни, ***, а?». По прошествии времени это самокритичный и совершенно гоголевский фильм о тщете всего сущего с классно придуманными российскими деталями без очевидных балалаек и жостовских подносов. Здесь куда больше Салтыкова-Щедрина, который смотрит в камеру хмурой мордочкой Анны Михалковой.


«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

реж. Элем Климов, 1964

Государство — начальник лагеря, а мы — Костя Иночкин

Разобранный на цитаты, вечный и великий, спустя полвека этот фильм-обманка работает на сто процентов. Якобы детский, но куда больше для взрослых и про взрослых, он не злит простыми метафорами и затверженными шутками. Большинство мемов о российской политике содержит в себе дуализм названия — мы вам рады, но в общем как-нибудь обойдемся. Бредовая идея из каждого утюга (например, про царицу полей), императивные лозунги на каждом шагу, гиперопекающая система, блатные племянницы, никому не нужные викторины и дисциплина, когда всем хочется купаться. И главное — практики и статус маргинала Иночкина, который должен лавировать и переходить на нелегальное положение, чтобы остаться в системе. В свое время фильм разрешил Хрущев (перестраховавшиеся чиновники из культуры положили кино на полку), и невообразимо смелый Элем Климов стал настоящим советским хитом. Часовой фильм о том, как «дети — хозяева лагеря» сбегают из этого лагеря в прохладную речку при первой возможности сеет семена бунтарства с раннего возраста, пока товарищи Дынины учат хорошо и с пользой проводить время.

Американская пастораль

Гонконг, США, драма, 2016

Для своего режиссерского дебюта знаменитый шотландский актер Юэн Макгрегор выбрал тяжелый литературный материал – одноименный роман писателя Филипа Рота, который принес своему автору Пулитцеровскую премию.

«Американская пастораль» – это история от начала знакомства молодой пары, до самого тяжелого испытания, которое выпадет на их долю уже в качестве семьи. Трудолюбивый семьянин и примерная домохозяйка со своей белокурой дочуркой могли бы стать идеальной картинкой американского семейства. Но с приходом 60-х в мире начинают дуть сильные ветры перемен, одним из порывов такого ветра подросшую инакомыслящую девочку уносит все дальше от растерянных консервативных родителей.

Рейтинг: IMDb 6.1, Кинопоиск 6.1

США, Германия, драма, 2005

В «Чамскраббере» показан процесс превращения маленьких личностей в проблемных юных людей по причине безразличия собственных родителей.

История начинается с самоубийства подростка, приторговывающего наркотиками. Чтобы заполучить тайник покойного героя, группа подростков задумывает похитить младшего брата его лучшего друга, но по ошибке компания берет не того мальчика… Чем закончатся опасные подростковые шалости, и как скоро на них обратят внимание взрослые?

Рейтинг: IMDb 7.0, Кинопоиск 7.0

Франция, криминальная драма, 1994

Когда наемный убийца, предпочитающий держаться особняком, познакомится с соседской девчонкой Матильдой, он сразу поймет, что она доставляет немало хлопот своим родителям. Неблагополучные родители Матильды, тем не менее, мало обращали внимание на ее вредные привычки и бунтарский характер.

Кто бы мог подумать, что «проблемные» качества героини станут оружием и козырем девочки, когда вся ее семья поляжет в криминальных разборках, а наемник Леон из соседней квартиры окажется единственным наставником и защитником.

К слову, выступив в роли опекуна героини, Леон и сам не раз отметит про себя пробелы в ее воспитании.

Рейтинг: IMDb 8.6, Кинопоиск 8.7

США, мелодрама, 2004

Для семьи зажиточных аристократов Гамильтонов поведение любимой дочери Элли стало очень неприятным сюрпризом. Выходцы, из высших слоев общества, они надеялись, что их наследница найдет для себя во всех смыслах подходящую пару. Выбор дочери оказался настоящим разочарованием – во время летнего отпуска она без памяти влюбилась в простого паренька Ноя, который мог подарить ей разве что свою любовь и мечты о реставрации старого дома.

Мать Элли открыто выражает свое недовольство избранником, называя его оборванцем, но воспитанная в лучших традициях девочка неожиданно оказывается на редкость строптивой, когда дело касается ее романтических интересов.

Рейтинг: IMDb 7.9, Кинопоиск 8.3

Что-то не так с Кевином

Великобритания, США, триллер, драма, детектив, 2011

Быть родителем, пожалуй, самая сложная профессия на свете. Иногда что-то может пойти не так даже у самых любящих папы или мамы.

Так было и с успешной писательницей Евой Хачадурян. Однажды для нее наступил момент переосмысления всей жизни — с момента рождения сына Кевина, чтоб решить, где же она свернула не туда. Есть ли ее вина в том, что мальчик вырос жестоким преступником? В этот омут предстоит окунуться и зрителю.

Рейтинг: IMDb 7.5, Кинопоиск 7.2

Моя большая греческая свадьба 2

США, Канада, комедия, мелодрама, 2016

В первой части неординарной комедии «Моя большая греческая свадьба», американка греческого происхождения Тула изо всех сил боролась с навязчивым контролем со стороны своего большого семейства. Необходимость проявить свой характер и сказать свое слово появилась у героини, когда она влюбилась в типичного американского парня Йена.

Кто бы мог подумать, что спустя годы Тула и сама станет греческой «наседкой» для своей дочери-подростка. Страдая от того же, что когда-то тревожило саму Тулу, девочка, мечтает сбежать из родного города, чтобы поступить в колледж. Это обстоятельство вызывает недовольство семейства, которое как раз готовит новое, еще более сумасшедшее свадебное торжество.

Рейтинг: IMDb 6.0, Кинопоиск 6.0

США, комедийная драма, 2017

Еще одна лента, касающаяся извечного конфликта поколений – оскароносная драмеди «Леди Берд».

Родители главной героини Кристины – простые люди традиционных взглядов, типичные обитатели американской периферии. Когда они отдавали свою девочку в католическую школу, они мечтали взрастить ее кроткой и смиренной. Но Кристина, или Леди Берд, как она сама себя называет, не готова мириться с обстоятельствами. Напротив, она любит быть ярким пятном в сером обществе, идти против правил, а не подчиняться им, мечтать и двигаться навстречу своим мечтам, даже если они идут вразрез с родительскими ожиданиями.

Читайте так же:  Компенсация если ребенку не дали место в детском саду

Лента была выдвинута на премию Оскар в пяти номинациях, в том числе и в категории «Лучший фильм».

Рейтинг: IMDb 7.5, Кинопоиск 7.1

Маменькин сынок

Франция, комедия, 2015

Принято считать, что любовь должна быть главным инструментом воспитания детишек. Но что делать, если это безраздельное чувство со стороны родителей превращает детей в самовлюбленных эгоистов?

Так было с Лоло, которая всю жизнь разрывалась между любимым сыном и работой, позволяющей оплачивать его капризы. Все это время женщине было не до личной жизни и она откровенно истосковалась по мужскому вниманию. Когда она наконец находит мужчину своей мечты и готова построить отношения, главным врагом ее счастья неожиданно оказывается родной сын.

Рейтинг: IMDb 5.7, Кинопоиск 5.7

Капитан Фантастик

США, трагикомедия, 2016

Бен и Лесли – пара с достаточно нестандартными взглядами. Когда-то они решили, что не хотят жить и воспитывать своих детей в прогнившем капиталистическом обществе. Так возникла идея перебраться в глушь, подальше от цивилизации и самостоятельно обучать детей всему необходимому. Прошли годы и страдающая от психиатрического расстройства Лесли совершает суицид. Семья должна выбраться из зоны комфорта, чтобы побывать на ее похоронах.

Бена ждут нелегкие испытания, ведь его отпрыски впервые увидят большой мир с соблазнами и технологиями. Тем более, что его старший сын уже и сам начал проявлять интерес к тому, что так противно его отцу, а один из младших даже готов оставить семейное гнездо.

Рейтинг: IMDb 7.9, Кинопоиск 7.7

Хороший мальчик

США, Канада, драма, 2010

Однажды Сэмми пошел в школу с оружием, совершив там массовое убийство, а затем покончил с собой. Родители, не готовые смириться с мыслью, что воспитали монстра, оказываются в эпицентре ненависти и неприятия со стороны общества, даже друзей и соседей.

Их отношения, которые до того были на грани развода, переживают новый виток – в сомнениях и ненависти, в тревожном ожидании и немых вопросах они пытаются понять, как так получилось.

Рейтинг: IMDb 8.6, Кинопоиск 8.7

Отцы и дети: 7 фильмов о взаимоотношениях

Специально для «7 дней» онлайн-кинотеатр Tvzavr.ru представляет 7 фильмов о взаимоотношениях поколений.

Вечная проблема отцов и детей не остается без внимания современных кинематографистов. Так или иначе она обозначается в сюжетах. Иногда конфликт поколений становится завязкой действия, иногда просто лишь одним из вопросов, беспокоящих героев.

Настоящий отец юного Гари – алкоголик, который доставляет сыну одни проблемы. Гари уже осознал, что его ждет в будущем и каким это будущее будет. Но неожиданная встреча с бывшим бандитом Джо меняет его взгляды на жизнь. Такие разные герои становятся друзьями. Гари находит в Джо того отца, о котором он мечтал, Джо в Гари – сына, у которого может быть светлое будущее.

Я знаю, что ты знаешь

Многие мальчишки мечтают, чтобы их отцы были секретными шпионами. Джейми в этом плане повезло: его отец – суперагент, и сын об этом знает. Конечно, он мечтает увидеть отца в действии, но тогда Джейми сам окажется в опасности. Фильм может показаться обычным кино о шпионаже, но в действительности это глубокая драматическая лента об отношениях отца и сына.

Родители думают, что они все знают о своих детях. Но они даже не подозревают, что творится у их чад в голове. Маленькая Райли тяжело переживает переезд в новый город со своей семьей. Родители всячески хотят поддержать свою дочь, но героиня должна со всем справиться сама. Помогут ей в этом эмоции, живущие в ее голове. Это трогательная лента понравится детям, а взрослые найдут в ней несколько смыслов.

Молодой человек Сэм Флинн пытается узнать о причинах исчезновения своего отца. Герой – настоящий гений современных технологий. Вместе с помощницей Флинна-старшего он отправляется в путешествие по компьютерному миру, в котором прожил 20 лет его отец. Сэму, практически не знающему своего отца, суждено открыть новое об этом человеке. Но понравится ли ему это?

Американская пастораль

У главного героя Сеймура все отлично: любящая жена, маленькая дочь, лавры ветерана войны и небольшая фабрика. Кажется, что Сеймур может жить спокойно. Так он и живет до тех пор, пока не узнает, что его дочь встала на неверный путь. Она противостоит политике и всему тому, что так ценит Сеймур, встав на путь террора. Виновата ли в этом она или отец, который, возможно, уделял ей не так много времени?

Хороший мальчик

Необходимо отказаться от ночного сна. Так решает папа школьника Коли, у которого и так множество проблем. Он влюбляется в учительницу, его же преследует дочь директора. Еще и невозможно собраться с мыслями из-за экстравагантного решения отца семейства. Его, кстати, блестяще сыграл Константин Хабенский . В этой ленте отношения отцов и детей рассматриваются, скорее, в комедийном ключе.

Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть

Яблоко от яблони – это точно об этом фильме знаменитой франшизы. Герой Брюса Уиллиса отправляется в Россию, чтобы вызволить из беды своего сына. Но вместо того, чтобы сесть в самолет и улететь подальше, оба героя вновь впутываются в разборки, происходящие на фоне московских улиц. Сюжет по накалу не отличается от остальных лент серии, но российским зрителям особенно понравится участие Юлии Снигирь.

Отзывы и рецензии на фильм Конфликт поколений

The Generation Gap

Мировая — 3 сентября 1971 года

30 минутВеликобритания, BBC Scotland Актёр Билли Рэймонд

1 рецензия на фильм «Конфликт поколений»

С другой стороны, если принять фильм таким какой он есть, и не ждать от него объективного анализа конфликта поколений, он наверняка доставит вам море удовольствия. Сюжет развивается с драматическим надрывом, в фильме много эмоций и хорошо.

Всего 1 рецензия на фильм «Конфликт поколений»

«Мудрость»
критиков

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Вы прочли на сайте, в блоге или журнале рецензию, которой еще нет на «Критиканстве»? Заметили в обзоре фильма или игры нелепое высказывание критика? Поделитесь своей находкой с другими посетителями.

Эта рецензия уже есть на сайте. Добавлять ее повторно не нужно.

Информация отправлена и появится на сайте после проверки. Спасибо.

Сообщение об ошибке или неточности

Прокомментируйте неточность или процитируйте ошибку

Спор поколений в «Дорогой Елене Сергеевне» (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова)

Разделы: Литература

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской, изучить историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна»;
  • определить, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма;
  • выделить и сравнить характер эпохи, явственно проглядывающейся в пьесе и фильме;
  • рассмотреть проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма;
  • сравнить портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым.
  • совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • продолжить работу по развитию культуры речи.
  • способствовать формированию духовно-нравственных потребностей, добра и человечности;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы в классе.

Оборудование урока:

  • текст пьесы Л.Н. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (на печатных носителях из сети Интернет);
  • эпизоды художественного фильма Э. Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (см. Приложение 3);
  • сравнительная таблица (на листах формата А4);
  • презентация;
  • в начале урока на экране – тема (Приложение 2. Слайд № 1)

Словарь:

Проблематика – совокупность, круг проблем.

Прагматизм – направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты (греч. Pragma – действие).

Эгоцентризм – [лат. ego – я + centrum – центр] – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Сегодня мы понимаем, что пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и проблемными и по сей день.

Индивидуальность – неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой. Личность.

Эпиграфы к уроку (Приложение 2. Слайд № 2):

Пробить сердце – вот глубокое рассуждение, ибо что такое пробить сердце? Привить нравственность, жажду нравственности… Ф.М. Достоевский

Поступы – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки. Б. Грасиан-и-Моралес

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.В. Гёте

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока. (Приложение 2. Слайд № 3)

II. Вступительное слово учителя.

У каждого человека есть свои воспоминания о школе. Различия только в том, что у кого-то они хорошие, а у кого-то плохие. Тема о «трудных подростках» всегда актуальна, ведь дети – это наше будущее, и от них зависит то, как мы будем жить в будущем. Каждый человек задумывается о том, каким растёт его ребёнок. Поэтому пьеса Л.Н.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» оказалась сигналом тревоги: тревоги за наше будущее.

III. Сообщение первого учащегося о жизни и творчестве драматурга Л.Н. Разумовской.

Людмила Разумовская стала известной 21 год назад благодаря одной из первых своих пьес – «Дорогая Елена Сергеевна». С неё же началось знакомство с творчеством талантливого автора и у немецкого зрителя. Родившаяся в 1948 году в Риге и живущая в городе на Неве, Разумовская считается драматургом «новой волны». Не поступив на актёрский, Людмила Разумовская закончила театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, потом училась на Высших театральных курсах в Москве. В 1989 году был опубликован сборник её пьес «Сад без земли», куда вошла пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Первой, увидевшей свет рампы пьесой Людмилы Разумовской, была «Дорогая Елена Сергеевна». Александр Володин, приветствуя драматургию Л. Разумовской, отмечал в ней напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий. В «Дорогой Елене Сергеевне» спор поколений идёт о коренных проблемах бытия, о смысле и цели жизни, об идеалах и соотнесении их с реальной действительностью. Драматург Людмила Разумовская – лауреат премии Российского авторского общества «Северная Пальмира», лауреат премии «Метрополь». В спектаклях по пьесам Разумовской играли такие выдающиеся актрисы, как Биби Андерсен (Швеция) и Марина Неёлова («Дорогая Елена Сергеевна»), Светлана Крючкова и Лариса Малеванная («Сад без земли»), Илзе Лиепа и Людмила Касаткина («Ваша сестра и пленница»), Зинаида Шарко («Владимирская площадь»). Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» только в Германии прошла более чем в ста театрах. Общее количество постановок по пьесам Людмилы Разумовской в мире перевалило за тысячу. Людмила Разумовская – автор сценария к последнему фильму выдающегося кинорежиссера Иосифа Хейфеца «Бродячий автобус».

IV. Сообщение второго учащегося об истории создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна».

Согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург Л.Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы о «трудных подростках». Тема была вполне «проходимая» и ничего дурного ни для кого не предвещала. Шло время, нужно было отрабатывать аванс, и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определённого развития действия и доведения его до логического конца. Действие было доведено, и когда впоследствии приходилось слышать за спиной шептания: «какая маленькая женщина…какая смелая», – автору было смешно и неловко, ничего героического в своём акте она не видела. (Хотя на ковёр вызывали и грозные речи произносили). Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса в присутствии других авторов и министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе – уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодёжном театре. Это был дебют не только пьесы, но и автора. А спустя ещё год молодой режиссер Семён Спивак с благословения и при художественной поддержке главного режиссёра театра им. Ленинского комсомола Г. Опоркова поставил пьесу в Ленинграде. Не было конца «сдачам» спектакля и переделкам пьес. «Принимали», вернее, не принимали многочисленные инстанции, ведающие культурой, комсомольские, партийные и государственные. На одной из «сдач» присутствовали драматурги из Москвы и Ленинграда. И статья Виктора Сергеевича Розова в защиту пьесы на страницах «Литературной газеты» послужила ей лучшей рекламой. Пьесу узнали во всей стране, и везде, где только местные партийные власти разрешали постановку, её ставили, и она шла с огромным зрительским успехом, вызывая большой общественный резонанс. Но это продолжалось не более года.

Спустя несколько лет после запрещения, в начале горбачёвской перестройки, о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с замечательной актрисой Мариной Неёловой в главной роли Елены Сергеевны, возобновились спектакли в театрах. Пьеса перелетела за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде. Самый большой успех на её долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни одного города, где ни шла бы «Дорогая Елена Сергеевна». Может быть, не лучшая, но, безусловно, самая известная и громкая пьеса Людмилы Разумовской продолжает до сего дня идти на сценах разных стран мира.

V. Слово учителя о фильме знаменитого режиссёра Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». (Приложение 2. Слайд № 5)

Эльдар Рязанов – один из лучших режиссёров нашей страны, потому что его фильмы пользуются огромной популярностью и на это есть ясное объяснение. Его фильмы – это маленькие кусочки из нашей жизни, и в каждом он показывает душу и сущность человека. Так же и в этой картине. Этот фильм считается самой драматичной и серьёзной из работ Эльдара Рязанова.

Читайте так же:  Приказ с-175у

Фильм был снят в 1988 году на «Мосфильме». Сценарист: Людмила Разумовская. Актёры: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Фёдор Дунаевский, Дмитрий Марьянов, Андрей Тихомирнов.

Фильм незамысловатого сюжета, но с глубокой моралью о личности, совести, воспитании и перекосах советской действительности.

VI. Просмотр фрагментов художественного фильма и аналитическая характеристика героев пьесы.

а) слово учителя:

– Дома вы провели исследование первоисточников, на основе которых группа энтузиастов-исследователей составила сравнительную таблицу текста пьесы и фильма, с которой и предлагается вам познакомиться. Переверните листы, лежащие на партах.

Работа по таблице в течение всей беседы.

  • Как вы думаете, чем могла “всколыхнуть” театры, особенно молодёжные, эта пьеса? Какое впечатление произвела она на вас?
  • Какие идеи сталкиваются, на ваш взгляд, в этой пьесе?
  • Какова истинная цель прихода, казалось бы, искренних учеников с поздравлениями, с позитивным настроем к учительнице домой?
  • Поразило вас поведение Елены Сергеевны? Не возник вопрос, неужели за столькие годы работы в этом классе она ещё не поняла, кто есть кто? (Безразличие, равнодушие, даже глупость Елены Сергеевны, то, что она позволяет издеваться над собой, терпит все унижения, не может повысить голоса и выгнать ребят из своего дома).
  • Можно ли утверждать, что автор пьесы создаёт портрет поколения? Похожи ли ребята друг на друга?
  • Кроме семьи и школы, огромное влияние на человека оказывает среда, в которой он находится. Кто лидер этой среды, как человек туда попадает, как он засасывается и кем становится это тема отдельного исследования. Какие черты лидера есть в Володе? (Парень всячески пытается донести до неё, что её время прошло, что будущее в новом «динамичном», «деловом» мире за ними – людьми, умеющими договориться, найти общий язык, что советские морали и идеологические предрассудки отжили своё. Другими словами, капиталистический взгляд на будущее России).
  • Почему эта четвёрка школьников вошла в квартиру учительницы? (Потому что она оказалась вокруг «чёрного» лидера Володи. Пока только четверо вошли, но Володя будет формировать банду ещё и ещё. На кого-то слабого он уж наткнётся).
  • Елена Сергеевна с гордостью называет себя человеком 60-х годов. Что вкладывает она в эти слова? Кого мы называем «шестидесятниками»?
  • В фильме звучит фрагмент песни Б. Окуджавы «Восклицание друзьям», во втором действии пьесы есть эпизод, где Володя и Паша, стоя на коленях, поют эти же слова. Что они значат для Елены Сергеевны и что для её учеников? Почему? (Прозревшая Елена Сергеевна ужасается: «Боже мой! Ни слова правды! Лицемеры! Кого мы растим?», на что Паша ей возражает: «Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить… мы — ваши дети. Кровные дети…»)
  • Можно ли к Елене Сергеевне отнести слова Паши: «Ваша душа обросла штампами, фальшивыми лозунгами… вы сами не верите ни себе, ни тому, что пытаетесь внушить»?
  • Что вы можете сказать о проблеме «отцов и детей» в пьесе? Показывает ли Разумовская причины формирования раннего прагматизма, эгоцентризма, нравственной безответственности?
  • «Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощёчину» (Аристотель). Дала пощёчину Елена Сергеевна своим ученикам? (Дала серьёзный урок Мало того, если б она не победила в этой схватке (а она победитель) вообще не стоило рассказывать эту историю. Она разбила эту банду, и в данном составе компания больше ни в чью квартиру не войдет, не станет шантажировать и бандитировать. «Онто, что делает из него воспитание» (Иммануил Кант). Заметим, что Елена Сергеевна – математик, а формировать человеческую душу должны прежде всего гуманитарии. Человек может стать человеком только путём воспитания).
  • Упоминаниями имени какого русского писателя пронизана пьеса?
  • Вопросы, которые волновали великого писателя: добро и зло; кто ответственен за зло, может ли человек освободить себя от ответственности, если жизнь несправедлива; все ли средства приемлемы, если цель – благая? Ф.М. Достоевский не слагал ответственности с личности за то зло, которое творится в мире. Придут ли к этому выводу герои пьесы – четверо бывших учеников Елены Сергеевны, что уходят от неё поодиночке?
  • По ходу просмотра фильма возникала у вас мысль, что ученики сейчас одумаются наконец? Просто извинятся, возьмут и уйдут?
  • И вот пьеса и фильм подходят к концу. Эпизод с закрытой дверью. Кульминация. Неоднозначный конец. Что случилось с Еленой Сергеевной? Она покончила с собой, или же просто устала и не нашла сил ответить девушке?

в) беседа с учащимися по трём эпизодам фильма:

г) аналитическая беседа о каждом герое:

Все четыре персонажа выписаны драматургом как индивидуалы, каждый из них имеет яркие отличительные черты, представляет определённый социально-психологический тип, который отражает все негативные факторы того времени.

В конце пьесы каждый из них остаётся один. Они пришли вместе, а уходят поодиночке.

Ляля. Ляля, например, считает себя взрослой и самостоятельной девушкой, которая хочет получше устроиться в жизни и решать свои проблемы даже таким способом, тем не менее порывается несколько раз выбраться из квартиры учительницы.

Витя. Витёк, «потомственный алкоголик», на фоне всех остальных выглядит самым порядочным, если такое слово можно употребить. Сама Елена Сергеевна, пытается оправдать и выгородить его из этого окружения, указывая на его способности в рисовании в детстве и на то, что эти способности просто загубили.

Паша. Но Лялю и Виктора, ещё можно, на наш взгляд, исправить, но вот Пашу и, в особенности, Володю – нет. Паша требует много, при этом, ничего не отдавая взамен. Та же ситуация с Лялей, когда состоялся разговор между ней и Еленой Сергеевной, где Ляля призналась, что ищет более выгодную партию, чем Паша, и он её ударил. А когда через несколько часов Володя предложил ему очередной коварный план по поводу поиска ключа, он специально промедлил, понадеявшись на благополучный исход ситуации. Это говорит о том, что он не собирался вступаться за честь своей девушки или элементарно защитить женщину. Нет, таких чувств у него не возникло, именно поэтому он и остался на крыше (в фильме).

Володя. Самый выдающийся персонаж всей пьесы – это Владимир. Пойдя в квартиру учительницы, он не преследовал таких целей, как-то: заполучить ключ от учительской, убедить в необходимости подмены итоговых работ, показать различие между учительницей и ними – нет, ему нужно было доказать всем свои лидерские качества, почувствовать себя героем. Самое интересное, что ему это всё сошло с рук.

Цель прихода ребят заключалась в получении ключа от учительской. Владимир использовал различные рычаги для достижения этой цели. Первоначально он пообещал перевести старую мать учительницы в лучшую больницу. Елена Сергеевна даже и не знала, как отблагодарить его за такую помощь, она ведь об этом и мечтать не могла, и пообещала ему, что поможет во всём. Но когда она узнала плату за такую услугу, несмотря на всю любовь к матери, она отказалась помогать ребятам. Далее Владимир запер её в квартире, так что она вообще не могла уйти от них, а Витёк обрезал телефонный кабель. Она осталась заперта в квартире. Несмотря на различные уловки и ухищрения Владимира, Елена Сергеевна не поддавалась. Но конфликт между ними уже начал назревать. Несколько раз порывалась уйти Ляля, Паша вместе с ней. Витёк вообще отказывался обыскивать учительницу. Елена Сергеевна убеждалась в правоте своих мыслей о том, что она с этим поколением разговаривает на разных языках.

Говоря в целом о героях и их морально-этической позиции, можно заметить тот факт, что на протяжении всей истории, пожалуй, у каждого, кроме Володи, возникало желание прекратить всё, извиниться и уйти. Каждый из них как отдельная личность, если их так можно назвать, может оценить всю неправоту своих поступков и остановиться.

Елена Сергеевна. (Цитаты называют ученики)

Следующие цитаты показывают жизненное кредо Елены Сергеевны:

  • «Важно, чтобы при любых обстоятельствах вы оставались честными людьми. Чтобы те идеалы, которые мы прививали вам с детства, несмотря ни на что, были живы в ваших сердцах. За ваше человеческое лицо, за ваш жизненный путь, мужественный и честный!»
  • «Я отметками не торгую».
  • «Всегда были люди, устремлённые к вульгарному благополучию, но были и другие, с настоящими ценностями и идеалами. Почему вы решили, что их больше не существует? Приумножать зло. Да если бы весь мир. все люди. то и тогда. Можно и в одиночку! Если огромному миру зла скажет «нет» хотя бы один человек, один, — зло отступится, и восторжествует добро и справедливость».
  • «Бессмысленно продолжать быть учителем, когда из детей вырастают такие чудовища, как вы. Всю жизнь я пыталась внушить вам идеалы добра, справедливости, гуманного отношения к человеку. И что же? Как учитель, я ставлю на себе крест».
  • «Встать. когда разговариваешь с учителем! Щенки! Они будут учить меня жизни! Будто я невинный младенец или слепой котенок, которого надо тыкать носом в дерьмо. Истеричные барышни, зажимающие носы душистым платком! Визжащие при виде ножа поросята! Неужели я меньше вашего видела зла, лицемерия, подлости, фальши? Чем вздумали меня удивить! Что видят ваши зашоренные глаза, кроме разноцветных автомобилей, золотых побрякушек и ослепительного барахла, от которых у вас кружится голова и текут розовые слюни? Плевать я хотела на всё это! Новаторы! Уже научились оправдывать свою подлость несовершенством мира! Ты, цитирующий Евангелие, а это помнишь: не хлебом единым жив человек?! Племя маленьких паразитов, уже приспособившихся потихоньку сосать кровь! Карлики с куриными мозгами, встающие на котурны, чтобы самим себе казаться монументальнее! Стадо баранов, жмущихся к кормушке! Ваши желания элементарны, как у питекантропа,- послаще жратвы да потеплее шкуру. Моральные ублюдки! Убирайтесь вон, пока я не подпалила вам хвосты! От вас смердит!».

VII. Заключительное слово учителя

Людмиле Николаевне удалось нащупать самые болевые, определяющие время тупиковые ситуации, самые жёсткие трудноразрешаемые конфликты. «Школьная тема» приобретает в пьесе характер спора по основным проблемам, а именно (Приложение 2. Слайд № 9):

  • проблема отцов и детей;
  • характер эпохи, какие люди и какие принципы этой эпохе нужны;
  • идеализм или способность к компромиссу – высшей добродетели;
  • «цветение несеяной ржи» – непредвиденные последствия в воспитании поколения.

Сделаем выводы по таблице. (Приложение 2. Слайд № 10)

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Л. Разумовская беспощадна в своём произведении. Она видит жизнь такой, какая она есть. И не позволяет себе врать и утешать нас ложью. Она проводит своих героев сквозь страдания, в надежде, что именно эти страдания сделают их лучше.

В пьесе Л. Разумовской мы видим напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий.

У Э.А. Рязанова получилась немного другая, но очень эмоциональная картина, после которой остаются яркие эмоции и которая является неплохим примером того, что надо хорошо обдумывать серьёзные поступки.

Главное, что хотел сказать нам режиссёр, – это то, что иногда мы не обдумываем до конца важность наших действий и не думаем о последствиях. Часто получается так, что средства совсем не оправдывают цели. И бывают ситуации, когда важнее сам процесс, чем результат.

Э. Рязанов явно поймал нерв эпохи. Смог в предельно аскетичной форме передать тревоги и ожидания времени, а также провидчески разглядел многие грядущие ужасы смутного времени в России (перестроечных лет).(Приложение 2. Слайд № 11)

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и проблемными и по сей день.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Дорогая Елена Сергеевна».