Современные требования к профессиональной компетенции менеджеров

Рубрики Статьи

Требования к профессиональной компетенции менеджера

Главная > Реферат >Менеджмент

Глава 1.Управленческий труд: характеристика, функции, роли……………….5

1.1 Управленческий труд и его специфика………………………………..5

1.2 Экономическая эффективность управленческого труда ……………..8

1.3 Социальная эффективность управленческого труда …………………12

1.4 Разделение труда менеджеров …………………………………………15

Глава 2.Требования к профессиональной компетенции менеджера…………. 21

2.1 Квалификационные требования к менеджерам……………………….21

2.2 Оценка персонала по компетенциям…………………………………. 29

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала XX века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства, поэтому сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой — содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом.

Управленческий труд – это разновидность умственного труда.

Основная цель управления как такового – создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Таким образом, управление — это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Целью данной курсовой работы является анализ и изучение аспектов управленческого труда.

Цель работы актуализирует решение следующих задач:

Проанализировать характеристику, функции, роль управленческого труда;

Изучить роль руководителя в управленческой деятельности;

Исследовать квалификационные требования к менеджерам;

Изучить оценку персонала по компетенциям.

Практической и теоретической базой для данной работы послужили работы таких зарубежных и отечественных учёных, как: Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Бурганова Л.А., Рой А.М., Дюркгейм Э., Бурганова Л.Н. и др.

1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли.

1.1 Управленческий труд и его специфика.

Управленческий труд – вид общественного труда, направленный на обеспечение скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного труда, так и коллектива в целом. Содержание управленческого труда зависит от объекта управления и определяется структурой управленческих процессов, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями людей в процессе управления управленческих функций. Управленческий труд имеет свои особенности:

1) носит в основном информационный, аналитический и умственный характер;

2) участвует в создании материальных благ не прямо, а последовательно через группы других лиц;

3) в качестве предмета управленческого труда выступает информация и люди, участвующие в управленческом процессе;

4) результатом труда являются управленческие решения;

5) средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

В основе рациональной организации управленческого труда лежат следующие принципы:

а) принцип комплексности предполагает, что организация управленческого труда осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а все коллектива;

б) принцип регламентации – предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;

в) принцип специализации заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности;

г) принцип экономичности состоит в достижении наилучших результатов при наименьших затратах времени и средств;

д) принцип научности – заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.

К основным направлениям совершенствования организации управленческого труда относятся:

1) совершенствование форм разделения и кооперации труда;

2) совершенствование системы оплаты и стимулирования труда управленческих работников;

3) рациональная планировка и оснащение рабочих мест оргтехникой, техническими средствами связи и обслуживания;

4) улучшение санитарно-гигиенических и психо-физиологических условий труда (создание температурного режима, уровень шума, удобство мебели);

5) внедрение передовых приемов и методов управленческого труда.

Управленческий труд имеет свои специфические технологические отличия, которые заключаются в следующем:

1. Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием услуг, и через них – вещественными элементами производства;

2. В основном этот труд является специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;

3. Сложность управленческого труда определяется, прежде всего, сложностью самих управленческих функций, степенью самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы.

Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основании этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера – управленческих, экономических, технических.

Административный труд является уделом, в основном, руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: распоряжение, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; организация обмена информацией.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая 1 .

Сферой приложения управленческого труда является организация.

Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются, с одной стороны, целями и задачами, которые он решает; с другой, по мнению З.П. Румянцевой, — содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, то есть его предметом, средствами и самим трудом.

Работники управленческого труда играют особую роль в деятельности организации. Непосредственно не создавая материальных благ, они воздействуют на все стороны их производства:

В зависимости от характера и содержания труда управленческие работники подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Это классификация МОТ.

Центральное место в управлении занимает руководитель – возглавляющий определенный коллектив работников, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.

Кроме того к управленческому труду относятся специалисты (инженеры, техники, экономисты) – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня.

Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они призваны выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы.

Какое же обобщенное название можно применить к категории работников, занятых управлением? Начиная с 70-х годов, в НИИ труда эта категория работников стала называться «служащими». Однако в последнее время применяются термины: «работники управленческого труда», или «управленческий персонал».

3.1.2. Требования к менеджерам

Менеджеры в организации образуют так называемый управленческий персонал, аппарат управления, который называют нередко просто менеджментом организации. Содержание понятия «управ- ленческий персонал» трактуется в современном менеджменте довольно широко и неоднозначно.

Международная организация труда создана в 1919 г. Основные направления ее деятельности: права человека, разработка рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений, обеспечение достойных условий труда и социальных гарантий. СССР был членом МОТ с 1934 по 1940 г. и вторично вступил в эту организацию в 1956 г. В настоящее время наша страна активно участвует в деятельности МОТ.

Роль менеджеров в организации

В научной литературе даются определения содержания труда менеджеров как членов организации, которые: •

определяют цели и задачи; •

управляют ресурсами организации — материальными, денежными, человеческими, информационными и др.; •

работают с информацией, необходимой для принятия решений; •

осуществляют координацию совместных действий внутри организации и за ее пределами; •

несут ответственность за работу организации в целом, ее подсистем и элементов, а также за связи с другими организациями и органами, которые тем или иным образом влияют на ее работу и состояние.

Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации, приведено в работе канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты» (1975 г.), в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (рис. 3.1).

В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.

Рис. 3.1. Роли менеджеров в организации

Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информации характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

Роль распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

Третья информационная роль заключается в том, что менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Группа ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.

Читайте так же:  Требования в области охраны земель

К людям, относящимся к категории управленческого персонала, предъявляются специфические требования в отношении их профессиональной компетенции и личностных качеств. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 3.2): •

специальные знания в области науки и практики управления, позволяющие осуществлять управленческий процесс; •

способности работать с людьми и управлять самими собой.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров Специальные знания Человеческие качества Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.) Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий Требования к специальным знаниям и умениям

Современные менеджеры должны обладать знаниями и умениями, которые позволяют им работать и выполнять свои функции в сложнейших условиях, когда: •

время все чаще становится решающим фактором успеха; •

поступающая информация может оказаться неполной и недостоверной; •

принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; •

сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; •

персонал организации может быть не готов к изменениям.

Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам.

Они, несомненно, должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

Им важно знать все, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят.

Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги.

Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

Им необходимы знания по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной и Интернет-технологии и средств коммуникации.

Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки (менеджмента), ее принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер (см. главу 7). Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, форм, методов управленческой деятельности, которые повышают эффективность работы управляемого объекта, то есть организации.

Требования к человеческим качествам

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с тем, что они достигают целей, воздействуя на труд других людей, работающих в организации. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего: •

высокое чувство долга и преданности делу; •

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; •

умение четко выражать свои мысли и убеждать; •

уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; •

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Значение этой группы профессиональных качеств менеджера трудно переоценить. Еще в 1930-е годы всемирно известный специалист в области человеческих отношений Д. Карнеги дал такую оценку умению строить взаимоотношения: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми».

Перечисленные выше требования имеют особенно большое значение для руководителей. Между тем обследования, проводимые на отечественных предприятиях, показывают, что лишь немногие из них обладают такими качествами, как умение управлять людьми. Интересные данные приводит Г. Клейнер (Вопросы экономики, 1998, № 9, с. 63): среди 17 качеств, которыми должен обладать директор (обследование проводилось среди управленческого персонала), на первом месте «умение подобрать коллектив, создать «команду» (80,8% опрошенных); фактически же этим качеством обладают всего 8,3% директоров. Столько же (8,3%) наших высших руководителей «готовы передавать другим свои знания и умения», а объективная оценка работы подчиненных свойственна всего 8,7% директоров. Очевидно, что такое положение не способствует оптимальному использованию человеческого потенциала организации, а следовательно, и не обеспечивает высокой эффективности управленческой деятельности.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на благоприобретенный опыт. Современные компании и корпорации тратят немалые средства на обучение менеджеров правилам и формам общения, исходя при этом из золотого принципа: лучше сегодня потратить эти деньги, чем потерять потенциальных клиентов или рынки сбыта из-за неумения менеджеров и других сотрудников строить отношения с клиентами, руководителями, друг с другом.

Приведем некоторые требования к поведенческим характеристикам современных менеджеров, характеризующие зарубежный опыт этики в сфере бизнеса: 1.

Респектабельная внешность — внешняя привлекательность, хорошая осанка, умение держаться в рамках этикета и взаимодействовать с окружающими. 2.

Независимое поведение, имеющее в качестве основы профессиональные знания и умения и позволяющие принимать решения самостоятельно, не пренебрегая при этом мнением других. 3.

Речевые способности, предполагающие наличие риторических навыков, отработанной жестикуляции и тембра голоса. 4.

Манеры, основывающиеся на знании правил этикета, внутренней собранности и осознании значимости своих действий. 5.

Спокойная реакция менеджера на суждения людей о нем (или о ней), умение терпеливо выслушивать критические замечания и разумно воспринимать их, спокойно, без излишних эмоций, гнева или агрессивности. (Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса (зарубежный опыт)//Ми- ровая экономика и международные отношения, 1997, N° 6, с. 122).

Связь между особенностями труда менеджеров и теми чертами и свойствами, которые им необходимо иметь, чтобы эффективно управлять организацией, представлена на рис. 3.2

Рис. 3.2. Особенности труда, черты и свойства менеджеров как профессионалов

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически все­гда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова по­лезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество других вопросов тре­буют не только времени и усилий, но нередко и огромного умствен­ного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.

У менеджеров особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие реша­емых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касаю­щейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управ­ленческих задач непрерывно увеличивают информационные по­требности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. По­этому особое значение имеют средства работы с информацией, яв­ляющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и инфор­мационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать спо­собностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 1.7).

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Понимание природы управленческого труда и процессов управления

Владение искусством управления человечески­ми ресурсами организации

Знание должностных и функциональных обязан­ностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы

Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управле­ния [государственными, региональными и пр.)

Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для рабо­ты с информацией и принятия решений

Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повы­шению квалификации

Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени

Искусство создания атмосферы доверия, парт­нерства, единства целей и действий

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессио­нальную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информа­ция может быть неполной и недостоверной; принимаемые реше­ния должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация ха­рактеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; пер­сонал организации может оказаться неготовым к изменениям. Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы ме­неджерам:

• Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситу­ациях, для которых характерны высокая динамичность и не­определенность.

• Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями.

• Они должны иметь четкое представление о том, как развива­ется отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевре­менно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги от­расли.

• Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

• Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

• Они должны владеть методами планирования и прогнозирова­ния работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной техно­логии и средств коммуникации.

• Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наи­лучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения на­ивысшего результата.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управ­лять самими собой. В процессе выполнения своих функций менед­жеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, под­чиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко раз­личающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:

Читайте так же:  Как оформить холдинговую компанию

• высокое чувство долга и преданность делу;

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

• способность быстро восстанавливать свои физические и душев­ные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и ква­лифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вы­рабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Профессиональные требования к менеджеру

Так как основной предмет труда менеджера — управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы является знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера: знания в области теории и умения в сфере практики управления; способность к коммуникациям и умение работать с людьми; компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.
Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.
Вторая категория требований — требования коммуникабельности и умения работать с людьми — обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности. .
Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто включается в тестирование на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.
Третья категория требований — компетентность менеджеров в области специализации предприятия — предусматривает наличие у них специальных знаний в области технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений, который устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплением за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.п.
Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий управленческих решений, принимаемых на каждом уровне, возрастает по мере перехода от низшего к высшему уровню. Высший менеджмент включает одну или несколько персон (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия) — это руководитель предприятия, его первый заместитель по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, сбыту и т.п.). Средний менеджмент — это руководители подразделений, служб и административных органов предприятия и до 60% всех менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т.п.
Характер основных решений менеджера зависит от сферы его деятельности и от предметных функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что состав предметных функций менеджера существенно изменяется в зависимости от уровня менеджмента, к которому он относится (рис. 1.4): чем выше этот уровень, тем в большей степени менеджер выполняет функции целеполагания, стратегического планирования и системной организации инноваций.

Современные требования к профессиональной компетенции менеджеров

  • Главная
  • Основы менеджмента
  • Характер труда и требования к профессиональной компетенции, менеджеров

Характер труда и требования к профессиональной компетенции, менеджеров

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

— он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

— участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

— предметом труда является информация;

— средством труда — организационная и вычислительная техника;

— результатом труда — управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

— умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

— информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

— знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

— способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

— умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

— высокое чувство долга и преданность делу;

— честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

— умение четко выражать свои мысли и убеждать;

— уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

— способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Выходные данные учебника:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

2.5. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

предметом труда является информация;

средством труда – организационная и вычислительная техника;

результатом труда – управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

высокое чувство долга и преданность делу;

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

умение четко выражать свои мысли и убеждать;

уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть представлены следующим образом: менеджеры в большей степени опа­саются новизны, потому что их основная цель — сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская актив­ность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций на­правлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремит­ся к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фир­мы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности (см. табл. 2.1).

С позиций инновационного менеджмента предприниматель – пре­образующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.

Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть

Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал

Стремление к независимости действий, приобретению позиций в корпорации и

Восприятие временной перспективы

Ориентируются на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы

Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса

Ориентация зависит от срока реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между «традиционным менеджером» и «предпринимателем»

Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело

Прямая включенность в работу

Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то

Отношение к риску

Разумно идет на риск

Разумно идет на риск

Отношение к статусу

Озабочен символами собственного статуса

Озабочен символами собственного статуса

Не озабочен традиционными символами статуса в фирме, хочет лишь независимости

Отношение к неудачам и ошибкам

Стремится всячески избегать ошибок и неожиданностей

Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает препятствия

Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов к их

Обычно соглашается с теми, кто выше по положению

Своими решениями реализует свою мечту

Способен убедить других помогать в реализации своей мечты

Служит себе и потребителю

Служит себе, потребителям и спонсорам

Характер семьи, из которой вышел

Старшие члены семьи работали на крупные организации

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров

Отношение к другим

В основном по нормам иерархических отношений

В основном деловые и договорные отношения

На основе договоренности с иерархической структурой

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» – обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 2.1), что и предприниматель.

Кто же есть менеджер на самом деле? Как известно, менеджер, в переводе с английского означает управленец. Менеджер – это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности. Главными критериями успешности менеджера, является его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение найти грамотный и рациональный подход к своим подчиненным. Дать то указание или отдать приказ, который подчиненный исполнит с большим желанием. Ведь истина рождается, на самом деле, не в споре, а в диалоге. И именно умение вести диалог со своими коллегами, забыв при этом, о собственном эгоизме и самомнении, вызвать их доверие и уважение к себе, к своим словам и поступкам, желание понять своих подчиненных, а уже потом быть понятым ими – золотая жила современного менеджмента.

Да и сама прежняя модель отношений «начальник – подчиненный» давно уже исчерпала себя. Пришло время новой модели: «лидер – последователь». И настоящий менеджер, сегодня, должен говорить не о своих подчиненных, а о своих последователях. Ключевая разница между подчиненным и последователем, заключается в том, что последователь раскрывает свой творческий потенциал или, как говорят в народе, «вкладывает душу» в то, что он делает, опираясь на свое собственное внутреннее желание, а не на зоркое око «хорошего» администратора. Что же нужно современным менеджерам, чтобы быть лидерами и управлять своими последователями? Ответ прост – нужны новые знания. В самом общем смысле каждый успешный современный менеджер должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и так называемые базовые компетенции менеджера. Компетенция это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко – это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

Читайте так же:  Осаго в сергиевске

Современный менеджер, должен быть, хорошо информирован в вопросах развития отрасли, в которой работает его компания: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию. Он должен быть знаком с опытом менеджмента в других компаниях и отраслях. И, конечно, уметь использовать современные информационные технологии, средства связи и коммуникаций; должен понимать, как и с помощью каких инструментов, он будет способен обеспечивать эффективное управление и стратегическое развитие своей компании, опираясь на все компоненты действующей управленческой системы.

Следует выделять не менее пяти компонент, которые представляют собой единый комплекс политик, реализуемых любой современной компанией, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство в быстроменяющихся условиях.

Первая из них – это кадровая политика. Как известно, именно персонал является главным ресурсом успеха любой компании. В современных западных компаниях, персонал уже давно называют человеческим капиталом. Согласно статистике, 64% прибыли приносит грамотно подобранный и хорошо обученный персонал. Поэтому, управленческие инструменты кадровой политики должны обеспечивать эффективный подбор персонала в компанию, позволять управлять процессом адаптации и процессом прохождения испытательного срока для новых сотрудников, помогать развивать индивидуальные достижения сотрудников и оценивать их результативность.

Следующая политика – финансовая. Основные управленческие инструменты финансовой политики, должны обеспечивать адекватное финансовое планирование, реализовывать эффективный управленческий учет, обеспечивать контроль соблюдения бюджетов, позволять производить итоговую и текущую оценку основных финансовых показателей деятельности компании.

Тоже самое относится и ко всем остальным политикам компании: маркетинговой, технологической и политике в области безопасности. Все они должны быть наполнены своим набором инструментов и обеспечивать эффективное достижение установленных в компании целей.

В комплексе весь набор управленческих инструментов представляет собой действующую в компании управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджеров и специалистов компании, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс. Отсутствие управленческой системы в компании ведет к патриархальности в управлении и тотальной зависимости от конкретных специалистов, что, в свою очередь, часто приводит к внутреннему шантажу руководства со стороны последних, к «заболачиванию» делового климата в компании. В такой обстановке здоровые и профессиональные кадры не сохранишь никакой мотивацией – они будут уходить из компании.

Вторую группу компетенций современного менеджера представляют собой базовые компетенции. К этой группе компетенций относятся личностные качества менеджера: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные. Современный менеджер должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников.

Следует также особо отметить отдельную базовую компетенцию современного менеджера о которой очень мало говориться в учебниках по менеджменту, но которая на самом деле является фундаментом всей управленческой деятельности менеджера. Эта компетенция представляет собой личностную силу (зрелость) самого менеджера и включает в себя семь измерений:

Так, в начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить бизнес-план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств – мудрость – имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать «экологично», не всегда упорствовать в достижении целей проекта, сохраняя веру в конечный выигрыш, а добившись побед и признания, не попасть в ловушку успеха и тщеславия.

1. Без рыночных отношений невозможно перейти к экономическим методам управления. Рыночная экономика обеспечивает эффективное ведение хозяйства благодаря предприимчивости руководителей. При этом производство подчиняется запросам и интересам потребителей. Современный рынок – это и не стихия и не разрушительные силы, как было принято считать раньше. Рыночные отношения постоянно регулируются при помощи налогов, финансовых льгот, субсидий, процентных ставок и других инструментов. В постсоветской России при переходе от чрезмерно цен­трализованной, плановой экономики к рыночной сокращались вертикальные, жесткие связи государственных органов с хозяй­ствующими субъектами и соответствующие структуры. Одно­временно с этим образовывались горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами. При этом существенно повыша­лась роль самоорганизации, которая постепенно развивалась и становилась важнейшим источником функционирования и разви­тия хозяйствующих субъектов. Мировая практика знает две модели рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную.

2. Иногда рынок противопоставляют плану. Но это противопоставление противоречит реалиям экономики. Согласия нет между рынком и административно-командной системой, но это не исключает планомерного развития экономики. Рыночный механизм и плановое регулирование должны сочетаться между собой, что способствует снижению наибольшего эффекта. Отношения на рынке в равной степени основываются на действии закона стоимости, спроса, предложения и на координирующем воздействии плановых регуляторов, которые определяют общие правила состояния хозяйства.

3. «Менеджмент» (manage – управлять) – слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т. п.). В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную среду. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

4. Во-первых, следует подчеркнуть принад­лежность менеджмента к предпринимательской структуре (организа­ции), а не к государству, хотя организация может быть и государст­венной. Во-вторых, выделяется профессиональная направленность менеджмента, требующая разносторонних знаний. В-третьих, ме­неджмент выступает как совокупность принципов, функций, методов и форм управления. Менеджер отвечает за эффективность деятельно­сти организации и получает за это соответствующий доход. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

5. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Менеджмент как искусство исходит из того, что управлению можно научиться только через опыт и которым могут овладеть люди, имеющие к этому талант. Менеджмент как вид деятельности специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников. В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления.

6. В России произошла смена парадигмы управления. Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений.

Прежняя парадигма управления в России базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию – элемент случайности и способствуя повышению управляемости экономики России. Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора.

7. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

предметом труда является информация;

средством труда – организационная и вычислительная техника;

результатом труда – управленческое решение.

8. Модель современного менеджера включает специальные и базовые компетенции менеджера.

К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко – это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

К базовым компетенциям относятся личностные качества менеджера: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные. Современный менеджер должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников.