Словарные слова как оформить

Рубрики Статьи

Что такое словарные слова?

Правописание словарных слов вызывает многочисленные трудности не только у школьников, но и у взрослых. Так что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать.

Список словарных слов составляется с учетом того, какие из них на данный момент являются популярными в лексиконе среднестатистического человека определенного возраста, поэтому он постоянно меняется и пополняется новыми словами.

Так, наши мамы и бабушки были обязаны знать, как пишутся слова «колхоз» или «октябренок», а наши дети корпят над правописанием слов «компьютер» и «фломастер».

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения или теорему Пифагора. Но в отличие от таблицы умножения словарные слова занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь.

Написание таких слов не подгонишь под определенное правило, поэтому их нужно просто запомнить. Гораздо легче с этим справляются дети, привыкшие много читать, так как у них развита языковая интуиция.

Но что делать, если ребенку не удается запомнить правописание слов «арбуз» и «суббота»? Для этого существует целый ряд педагогических приемов, благодаря которым новые слова с легкостью закрепляются в памяти ребенка.

доклад на тему «Словарные слова» по русскому языку

Отдел образования

КГУ «Уланская средняя школа»

со словарными словами на уроках русского языка

подготовила Назарова Г.К.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Навыки написания словарных слов , с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.(Из опыта работы, приложение 1).

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.

Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.

2.»НЕМОЙ» СЛОВАРИК.

Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

3.»ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

4.»ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

5.»КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

6.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

7.СХЕМЫ — УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______СС__ ( касса, масса…)

8.КОПИЛКА — МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

9.»ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!

10.БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

11.»МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.

12. «ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.

Читайте так же:  Восьмой арбитражный суд омска официальный сайт

Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем.

Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).

Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И .

Шифровка «Добавь гласные».
(Или «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)

13. КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания.

14.»НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

15.»ПРОБА ПЕРА».
В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-, -оло-;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» — это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.

16.»ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»

Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

17.»ГОЛОВОЛОМКИ»
Составление и разгадывание ребусов.

18.ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

19. «МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

ИГРА «ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ. Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике

Проектная деятельность: проект «Словарные слова» 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектная работа Работу выполнил — ученик 2 «А» класса Самарин Георгий Руководитель – классный руководитель 2 «А» Стефановская Татьяна Владимировна

Можно ли процесс изучения словарных слов сделать интересным и легким для запоминания? Цель работы: изучение разных способов и приемов заучивания словарных слов, создание дидактического материала, как одного из способов запоминания.

Результаты опроса 2,3,4 кл.

Опрос учеников 2,3,4 кл. Ошибаетесь ли вы в словарных словах? Есть ли постоянные ошибки? Какие способы запоминания словарных слов ты используешь? Результаты опроса

Этап работы: сбор информации

1. Подробно разбираем слово и записываем в словарь. 2. Разрезаем слова на буквы и перемешиваем. 3. Опасные места выделяем красным цветом. 4. Способ написания слов с закрытыми глазами. 5. Написание словарного слова изографом. 6. Прячем словарные слова в ребусы. 7. Прячем словарные слова в буквы. 8. «Найди ошибку» 9. Запоминаем слова с помощью ассоциаций. Способы запоминания словарных слов

Подробно разбираем слово и записываем в словарь. Вагон -1) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. 2) количество груза, вмещающееся в товарный вагон. К истокам слова. Слово заимствовано из английского языка. Однокоренные слова: вагоʹнчик, вагонеʹтка (небольшой вагон для перевозки грузов на узкоколейных и подвесных дорогах), вагонеʹтчик (рабочий, ведущий вагонетку). 4. Загадки: 1) Они бывают разные — зеленые и красные. Они по рельсам вдоль бегут, везде встречают их и ждут. 2) Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем. Оказался этот дом быстро — в городе другом. 5. Предложения: а) Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон. б) Горняки насыпали уголь в вагонетки. в) Маша жила в передвижном вагончике, стоявшем в степи. ВА-ГО`Н

Читайте так же:  Заявление на приватизацию квартиры военнослужащим

Разрезаем слова на буквы и перемешиваем. в о к з а л н а р о д а р б у з Ответы

Опасные места выделяем красным цветом. вдруГ гЕрой здраВствуйте МОсква сОлОма

Способ написания слов с закрытыми глазами.

Прячем словарные слова в ребусы , , костёр

Прячем словарные слова в буквы. рпбопмалинаскнфмашинажак рпбопмалинаскнфмашинажак

«Найди ошибку» Верно Вставь букву Найди ошибку-1 Найди ошибку-2 празДнИк праз…ник празник прызднек заВтрА за…тра зафтра завтро чуВствОвать чу…ств…вать чуствовать чюствавать месЯц мес…ц месец месяць

Мои диктанты. 4 2

Диктант в 1 классе.

Повторный диктант 5

Вывод: с помощью картинок очень легко запоминать сложные словарные слова. Всем рекомендую этот способ!

Спасибо за внимание!

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Начальные классы

Проект по словарным словам мы решили сделать с целью облегчения запоминания словарных слов.

Сначала мы решили узнать, тяжело ли другим детям учить и правильно писать слова? Ребенок составил анкету для учеников начальных классов. Вопросы в анкете были такими:

1)Часто ли ты делаешь ошибки в словарных словах?

2)Бывают ли у тебя повторяющиеся ошибки?

3)Какие способы запоминания словарных слов ты используешь?

Мой ученик опросил учеников 2, 3 и 4 классов и понял, что очень многие дети делают постоянные ошибки, а основной способ заучивания этих слов — переписывание по многу раз.

В процессе работы над проектом оказалось, есть много разных способов запоминания словарных слов, вот некоторые из них…

1 способ. Читаем слово, подробно его разбираем и записываем в словарик. Слово делим на слоги и ставим ударение, подбираем однокоренные слова, находим синонимы и антонимы, подбираем загадки, поговорки, стихотворения и т.д.

2 способ. Разрезаем слова на буквы. Буквы перемешиваем и снова составляем слова.

3 способ. Делаем карточки со словарными словами, в которых «опасные» буквы выделены красным и зеленым цветом.

4 способ. Еще есть способ написания словарных слов с закрытыми глазами. Пишем пять раз и проговариваем вслух то, что пишем.

5 способ. Придумываем изографы – это картинки, составленные из букв этого слова.

6 способ. Прячем словарные слова в ребусы. Это очень интересно. Попробуйте разгадать?

7 способ. Прятки. Теперь прячем словарные слова в буквы, а потом находим их.

8 способ. Называется «Найди ошибку». Сначала внимательно смотрим на слово, а потом находим ошибки.

9 способ. Запоминаем слова с помощью ассоциаций. Мне этот способ понравился больше всех остальных.

На основе этого способа, мой ученик составил карточки словарных слов, в которых чаще всего делал ошибки. На этих карточках ученик нарисовал сам предмет, а «опасная» буква, превратилась в картинку. А еще для нарисованных карточек мой ученик нашел толкование этих слов, подобрал пословицы, поговорки, слова синонимы.

Затем мой ученик провел урок в 1 классе, на котором дети изучили словарные слова обычным способом: мой ученик написал словарные слова на доске, рассказал, что они обозначают, попросил запомнить написание этих слов, а затем первоклассники написали словарный диктант.

Результат получился такой: все первоклассники сделали много ошибок.

Потом мой ученик показал свои картинки, рассказал, почему в каждом конкретном случае пишется та или иная буква. После этого дети написали работу над ошибками, т.е. писали только те слова, в которых все сделали ошибки.

Результат этого эксперимента: все слова написаны без ошибок.

Ребенок сделал вывод: с помощью картинок очень легко запоминать трудные словарные слова.

Как запоминать словарные слова по русскому языку? Приемы запоминания для школы и дома

Словарных слов в процессе развития русского языка становится все больше: теряется связь между исторически родственными словами, выходят из употребления те слова, которые некогда были проверочными. Как же запомнить все то, что задают в школе и что может потребоваться в жизни? Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м. рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Читайте так же:  Лицензия на установку счётчика

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИнЕгреТ,

Он не жарен И нЕ греТ.

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Проект «Словарные слова во 2 классе»

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ паспорт проекта.docx

Паспорт проектной работы

Название проекта « Словарные слова во 2 классе ».

Выполнила проект: Сергеева Юлия , ученица 2 класса МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат»

Руководитель проекта – Ерофеева Людмила Александровна , учитель начальных классов М К ОУ « СОШ п. Керамкомбинат»

Консультант проекта : Сайнакова М.Н. (бабушка)

Тип проекта: исследовательский

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык .

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: учащиеся начальных классов .

8. Цель проекта: изучить разные способы запоминания словарных слов, отобрать наиболее эффективные и как они могут помочь мне и моим одноклассникам

Узнать какие есть способы запоминания словарных слов.

Собрать занимательный материал.

Провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы узнать какими способами запоминания слов они пользуются.

Сделать выводы по анкетированию .

Оформить результаты и сделать вывод.

Представить результаты исследования .

10. Продукт проекта: создание презентации и книги со словарными словами, которые нарисованы.

11. Аннотация: Проект дает возможность сделать процесс запоминания слов легким, интересным и эффективным.

Выбранный для просмотра документ проект Сергеевой Юлии.pptx

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа на тему «Словарные слова во 2 классе» Выполнила : Сергеева Юлия ученица 2 класса Руководитель: Ерофеева Л.А. учитель начальных классов МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» 2015-2016 уч.год

Как сделать процесс запоминания слов легким, интересным и эффективным?

Цель моей работы: изучить разные способы запоминания словарных слов, отобрать наиболее эффективные и как они могут помочь мне и моим одноклассникам Задачи: Узнать какие есть способы запоминания словарных слов Собрать занимательный материал Проанализировать материал Провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы узнать какими способами запоминания слов они пользуются Сделать выводы по анкетированию Провести диктант Оформить результаты и сделать вывод Представить результаты исследования в виде презентации и слов — картинок

Способы запоминания слов Подробно разобрать слово и записать его в тетрадь. Опасные места выделить зеленым цветом. Прятать словарные слова в ребусы. Составлять и разгадывать кроссворды. Разгадывать шарады. С помощью весёлых стишков и рисунков. С помощью пословиц, крылатых слов, отрывков из произведений. Работать с карточками: — «Найди ошибку в слове»; — Составлять карточки со словами по темам. Отгадывать загадки.

Подробно разобрать слово и записать его в тетрадь Опасные места выделить зеленым цветом.

О Я А О Ответ: яблоко Прятать словарные слова в ребусы Л=Ш Ответ: машина Ответ: комбайн Ответ: ласточка

Составлять и разгадывать кроссворды.

Разгадывать шарады. Начало — голос птицы. Конец — на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. (картина) Первый слог найдешь средь нот, А второе — бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. ( дорога)

С помощью весёлых стишков и рисунков.

С помощью пословиц, крылатых слов, отрывков из произведений. Пословицы язык Не спеши языком, торопись делом. Язык болтуна не доведет до добра. Языком болтай, а рукам воли не давай. Боль без языка, а сказывается. Острый язык – дарованье, длинный язык – наказанье.

Отрывки из произведений Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд… (А.С. Пушкин) Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица… И роди богатыря Мне к исходу сентября … (А.С. Пушкин) Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин)

Найди ошибку в слове Работать с карточками: Составлять карточки со словами по темам Словарик вежливости здравствуйте извините спасибо простите до свидания Мои любимые слова родина Москва учитель Россия товарищ класс спасибо здравствуй

Отгадывать загадки. Сидит красна девица в темнице, а коса на улице. (морковь) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (медведь) Длинные ушки, хвостик короткий, Любит капусту, любит морковку. (заяц)

Анкета среди учащихся 2,3,4 классов Класс Бывают ли у тебя ошибки в словарных словах? Есть ли слова , правописание которых ты не можешь запомнить ? Какие это слова? Трудно ли тебе запоминать словарные слова? Как ты учишь словарные слова?

Диктант в классе.

Вывод Запоминать словарные слова с помощью рисунков легко, интересно и эффективно!

А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты Не уйдёшь. Не попить без грамоты, Не поесть, На воротах номера Не прочесть. С. Я. Маршак

Спасибо за внимание!

Номер материала: ДБ-151509

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.