Реорганизация учреждения образец приказа

Рубрики Статьи

Приказ о реорганизации предприятия

3. Для реализации п. п. 1, 2 настоящего приказа руководителю ООО «Реорганизующееся» в срок до (дата):

3.1. Создать комиссию по реорганизации, возглавляемую руководителем учреждений. Приказы по персональному составу комиссии представить не позднее __ дней с момента их издания.

Комиссии осуществить следующие установленные законодательством мероприятия:

а) немедленно довести настоящий приказ до сведения соответствующих государственных органов и служб;

б) в срок до ______ известить органы службы занятости о предстоящем высвобождении работников;

в) в письменной форме под роспись уведомить остальных работников учреждения о предстоящей реорганизации согласно п. 1 настоящего приказа в срок до ____________;

г) произвести инвентаризацию остатков денежных средств на счетах учреждений, дебиторской и кредиторской задолженностей и письменно уведомить кредиторов и дебиторов учреждения о реорганизации юридического лица в срок до ________________;

д) подготовить перечень имущества, состоящего на балансе ООО «Реорганизуемое», и представить его на согласование в ООО «Реорганизующееся»;

ж) после выполнения реорганизационных мероприятий составить передаточный акт имущества и обязательств и вместе с заявлением и решением о реорганизации представить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

3.2. Осуществлять контроль передачи имущества, дебиторской и кредиторской задолженностей;

3.3. Информацию о ходе проведения мероприятий по реорганизации предоставлять _________________________________________.

4. Начальнику отдела кадров:

а) в срок до _________ подготовить уведомления о сокращении численности и штата работников и ознакомить персонально под роспись каждого работника, подлежащего увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;

б) в срок до ______с письменного согласия работников подготовить приказ об увольнении работников в установленном порядке.

5. Руководителю организации:

— предложить работнику, подлежащему увольнению, в соответствии с его квалификацией другую работу (а при отсутствии — любую нижестоящую или нижеоплачиваемую должность) при наличии вакантных должностей в штате;

— после издания распоряжения о передаче имущества реорганизуемых организаций обеспечить его приемку с составлением акта приема-передачи имущества;

— обеспечивать уставную деятельность учреждений в течение всего срока реорганизации.

6. (Прочее, что может касаться проводимой реорганизации, например согласование с профсоюзной организацией.)

7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Реорганизация учреждения путем присоединения

В целях повышения эффективности бюджетных расходов и рационального использования государственной собственности органами исполнительной власти проводятся мероприятия по изменению структуры министерств и ведомств, сокращению числа учреждений, находящихся в их ведении, передаче учреждений из одного ведомства в другое, передаче учреждения одного уровня бюджета другому. Чаще всего в последнее время в бюджетных учреждениях сокращается количество филиалов посредством их ликвидации, присоединяются одни учреждения к другим с целью их укрупнения для сокращения управленческого аппарата, а также преобразование учреждений одной формы собственности в другую. Кроме того, очень часто учреждения за годы своего существования «обросли» так называемыми непрофильными подразделениями. В основном это детские оздоровительные лагеря, профилактории, детские дошкольные учреждения, находящиеся на балансе высших учебных заведений, силовых ведомств, учреждений культуры и т.д.

Все мероприятия, в том числе по изменению ведомственной подчиненности и передаче учреждения бюджету другого уровня принято называть реорганизацией, тем не менее это не так. При реорганизации всегда происходит или увеличение количества юридических лиц (выделение и разделение), или их уменьшение (слияние, присоединение). Передача учреждения от одного главного распорядителя бюджетных средств к другому реорганизацией не является.

Кроме того, понятие реорганизации очень часто путают с понятием ликвидации учреждения. Самым главным отличием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности. При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ст. 61 ГК РФ). Реорганизация юридического лица осуществляется по решению участников либо уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В отношении бюджетных учреждений все реорганизационные и ликвидационные мероприятия проводятся только по решению учредителя и с согласия собственника.

Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).

Сравнительный анализ форм реорганизации юридических лиц представлен в таблице N 1.

Сравнительный анализ форм реорганизации

Слияние
(п. 1 ст. 58 ГК
РФ)

Из нескольких организаций
(А и Б) образуется одна
новая организация (В)

А + Б = В, при этом А и Б
прекращают свою деятельность
(исключение из реестра ЕГРЮЛ
обеих реорганизуемых
юридических лиц), В начинает
свою деятельность, новый ИНН

Присоединение
(п. 2 ст. 58 ГК
РФ)

К одной организации (А)
присоединяется другая
организация или несколько
организаций (Б, Б2, Б3)

А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН

Разделение
(п. 3 ст. 58 ГК
РФ)

Одна организаций (А)
делится на несколько
организаций (Б1, Б2, Б3)

А / 3 = Б1 и Б2 и Б3, при
этом А прекращает свою
деятельность

Выделение
(п. 4 ст. 58 ГК
РФ)

Из одной организации (А)
выделяется другая
организация (Б)

А — Б = А и Б, деятельность А
не прекращается

Преобразование
(п. 5 ст. 58 ГК
РФ)

Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму

А -> Б, при этом А прекращает
свою деятельность

Главным вопросом реорганизации или ликвидации учреждения становится право на «наследование» активов (включая имущество, денежные средства и дебиторскую задолженность) и обязательств такого юридического лица.

Единая нормативная база по отражению в бюджетном учете информации о фактах хозяйственной деятельности, ставших следствием проведения реорганизационных процедур, в настоящее время отсутствует. Документы, которые должны быть оформлены в ходе подготовки передаточного акта и являться его неотъемлемой частью, а также порядок их заполнения утверждены различными приказами Минфина России и в большинстве своем распространяются только на федеральные государственные учреждения.

Отсутствие единого документа, регламентирующего порядок проведения и документального оформления ликвидационных и реорганизационных мероприятий, а также вопросов оформления передачи учреждений в подчинение другому главному распорядителю бюджетных средств, ведет к возникновению огромного количества вопросов, в том числе вопросов в оформлении передачи кассовых расходов, переоформлении лицевых счетов в том числе.

Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации

Основные
содержательные аспекты

Комментарии к документу

Статья 57,
п. 2 ст. 61
Гражданского кодекса
РФ

Основы гражданского
законодательства

Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций

Приказ Минфина
России от 30.09.2008
N 104н «О Порядке
доведения бюджетных
ассигнований,
лимитов бюджетных
обязательств
при организации
исполнения
федерального
бюджета по расходам
и источникам
финансирования
дефицита
федерального бюджета
и передачи бюджетных
ассигнований,
лимитов бюджетных
обязательств при
реорганизации
участников
бюджетного процесса
федерального уровня»

Устанавливает порядок
доведения бюджетных
данных и их изменения

Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений

Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н «О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета»

Устанавливает порядок
передачи учтенных
органом Федерального
казначейства бюджетных
обязательств в связи
с реорганизацией
получателя средств
федерального бюджета

Передача учтенных органом
Федерального казначейства
бюджетных обязательств
в связи с реорганизацией
получателя средств
федерального бюджета
соответствующему получателю
средств федерального бюджета
осуществляется на основании
Акта приемки-передачи
принятых на учет бюджетных
обязательств при
реорганизации участников
бюджетного процесса,
оформленного по форме
согласно Приложению N 6
к Порядку (код формы по КФД
0531727). В настоящий момент
учитываются и передаются
только обязательства,
принятые на основании
исполнительных листов,
принятых к учету органами
Казначейства. Порядок
оформления бюджетных
обязательств, которые были
приняты учреждением, но на
момент реорганизации органом
Федерального казначейства
не учитывались, не определен.
Пример заполнения приведен
на с. 34

Приказ Минфина
России от 15.08.2008
N 80н «О Порядке
ведения сводного
реестра главных
распорядителей,
распорядителей
и получателей
средств федерального
бюджета, главных
администраторов
и администраторов
доходов федерального
бюджета, главных
администраторов
и администраторов
источников
финансирования
дефицита
федерального бюджета

Устанавливает
требование
об изменении кода
участника бюджетного
процесса по Сводному
реестру в случае
реорганизации
участника бюджетного
процесса, порядок
оформления документов,
утверждает их формы

В случае реорганизации
участника бюджетного процесса
или изменения бюджетных
полномочий получателя
бюджетных средств в связи
с их передачей в ведение
другого главного
распорядителя реквизиты
участника бюджетного
процесса, участвующего
в реорганизации, подлежат
исключению из Сводного
реестра в порядке,
установленном в разд. 4
Порядка, и включению
в Сводный реестр в порядке,
установленном в разд. 3
Порядка. Исключение
из Сводного реестра
оформляется формой 0531668,
включение в реестр (в случае
необходимости) формой 0531664

Читайте так же:  Косвенный налог в японии

Приказ Минфина
России от 17.12.2008
N 143н
«Об утверждении
Порядка составления
и ведения сводной
бюджетной росписи
федерального бюджета
и бюджетных росписей
главных
распорядителей
средств федерального
бюджета (главных
администраторов
источников
финансирования
дефицита
федерального
бюджета)»

Устанавливает правила
внесения изменений
в бюджетную роспись

Установлен документ, которым
вносят изменения в сводную
бюджетную роспись — Справка
(ф. 0501055) об изменении
бюджетной росписи при
изменении состава или
полномочий (функций) главных
распорядителей
(подведомственных им
бюджетных учреждений).
Предусмотрено, что в поле
«Дополнительная информация»
указываются слова
«межведомственная
реорганизация»

Приказ Минфина
России от 01.09.2008
N 88н «О Порядке
осуществления
федеральными
бюджетными
учреждениями
операций
со средствами,
полученными
от приносящей доход
деятельности»

Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя

Устанавливает требование
о составлении Акта приемки-
передачи кассовых выплат
и поступлений при
реорганизации участников
бюджетного процесса и его
форму (код формы по КФД
0531728). Устанавливает
требование об оформлении
главным распорядителем
бюджетных средств Дополнения
к разрешению (ф. 0531736)
с указанием в строке
«Специальные указания» —
«Отзыв разрешения» при
реорганизации в течение
десяти рабочих дней после
завершения реорганизационных
процедур и требование
к получателю бюджетных
средств о представлении его
в орган Федерального
казначейства в течение трех
дней после его получения

Приказ Минфина
России от 13.11.2008
N 128н
«Об утверждении
Инструкции о порядке
составления
и представления
годовой, квартальной
и месячной
отчетности
об исполнении
бюджетов бюджетной
системы Российской
Федерации»

Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)

Приказом утверждена только
форма отчетности (баланс)
для организаций, которые
прекращают свою деятельность.
Форма вступительной
отчетности, являющейся
консолидированной,
не утверждена

Приказ Федерального
казначейства
от 07.10.2008 N 7н
«О Порядке открытия
и ведения лицевых
счетов Федеральным
казначейством и его
территориальными
органами»

Устанавливает порядок
открытия и закрытия
лицевых счетов в ТОФК

Устанавливает особенности
приемки-передачи показателей
лицевого счета администратора
доходов бюджета при
реорганизации (ликвидации)
администратора доходов
бюджетов или передачи
полномочий
по администрированию доходов.
Устанавливает форму Акта
приемки-передачи показателей
лицевого счета администратора
доходов бюджета при
реорганизации, передаче
полномочий
по администрированию (форма
по КФД 0531774) и порядок ее
согласования. Устанавливает
порядок передачи показателей
по администрируемым доходам
бюджета. Пример заполнения
приведен на с. 35 — 36

Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
«Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств»

Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности

Устанавливает требование об
обязательном проведении
инвентаризации при
реорганизации учреждений

Приказ Минфина
России от 20.05.2003
N 44н
«Об утверждении
Методических
указаний
по формированию
бухгалтерской
отчетности при
осуществлении
реорганизации
организаций»

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации

На бюджетные учреждения
не распространяется
(по тексту самого Приказа).
Тем не менее является
единственным НПА, в котором
раскрывается порядок
формирования отчетности при
разных формах реорганизации

Письмо Минфина
России от 16.06.2003
N 03-01-01/08-176

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях

Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций

Далее рассмотрим более подробно основные мероприятия, которые проводятся в процессе реорганизации.

Основные мероприятия, проводимые при реорганизации

В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица производится только по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, учредителями бюджетных учреждений являются органы исполнительной власти. На федеральном уровне согласно Постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ на основании проектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, регулирующими деятельность в соответствующей отрасли.

На основании такого распоряжения соответствующий орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации. Приказ доводится до реорганизуемых учреждений.

После доведения приказа главного распорядителя бюджетных средств о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по ее проведению, а также сроки проведения данных мероприятий.

Рассмотрим действия реорганизуемого учреждения более подробно.

Первоочередной задачей реорганизуемого учреждения после получения решения о проведении реорганизации является оповещение соответствующих органов исполнительной власти, внебюджетных фондов, заинтересованных юридических и физических лиц о предстоящей реорганизации.

Председатель созданной в учреждении комиссии по реорганизации должен контролировать исполнение всех мероприятий согласно утвержденному графику и в соответствии со сроками, закрепленными в соответствующих нормативных актах.

Во время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия.

Сообщение в налоговую инспекцию

Реорганизуемое учреждение направляет в налоговый орган по месту своего нахождения (в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц) сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. Такое сообщение заполняется учреждением по форме N С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.

Сообщение о реорганизации должно быть направлено в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации. Данное сообщение должно быть направлено в налоговые органы каждым из реорганизуемых юридических лиц.

Публикация о реорганизации

Публикация о реорганизации учреждения как юридического лица и присоединяемых к нему учреждений осуществляется в специализированном издании «Вестник государственной регистрации».

Данную публикацию должны сделать каждое из реорганизуемых юридических лиц. При этом публикация делается дважды с периодичностью один раз в месяц, что предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом учреждении, участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.

Уведомление внебюджетных фондов

Реорганизуемое учреждение направляет уведомление о предстоящей реорганизации во внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд РФ,

— Фонд социального страхования.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» направить уведомление во внебюджетные фонды необходимо в течение 3 дней с момента принятия решения о реорганизации (пп. 3 п. 3 ст. 28).

Уведомление кредиторов

Следует направить в простой письменной форме уведомление кредиторам, а также постоянным контрагентам, с которыми заключены долгосрочные договоры о предстоящей реорганизации. Уведомление необходимо сделать для сообщения об изменении информации об учреждении, в том числе об изменении платежных реквизитов.

Уведомление сотрудников присоединяемого учреждения

Смена работодателя в результате проводимой реорганизации является изменением одного из существенных условий трудового договора. Поэтому работники присоединяемого учреждения должны быть поставлены в известность о предстоящей реорганизации. Уведомление должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 Трудового кодекса РФ) до момента изменений существенных условий договора.

Проведение инвентаризации

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации имущества и обязательств необходимо при реорганизации или ликвидации организации. В присоединяемых учреждениях должна быть проведена инвентаризация не только имущества, но и обязательств, а также всех видов расчетов, в том числе по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В случае наличия расхождения между результатами инвентаризации и данными бухгалтерского учета в бухгалтерский учет должны быть внесены соответствующие исправления. Все исправления в учет в случае обнаружения отклонений фактического наличия активов и обязательств от учетных данных должны быть внесены до составления передаточного акта.

Составление и утверждение передаточного акта

Основной документ, оформляемый при реорганизации, — это составление и утверждение передаточного акта: оформляются документы по передаче имущества, прочих активов, включая нематериальные, прав и обязательств учреждению-правопреемнику.

Лучше всего составление и утверждение передаточного акта приурочить к дате составления промежуточной отчетности: 1 апреля или 1 июля текущего финансового года.

К передаточному акту, как правило, прилагаются перечни движимого и недвижимого имущества, передаточные сметы, передаточный баланс, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по счетам учета, описи передаваемых объектов интеллектуальной собственности, опись передаваемых подлинников документов, список сотрудников, принимаемых в порядке реорганизации с указанием занимаемой должности, окладов и надбавок, реестр принятых бюджетных обязательств и обязательств, принятых за счет средств от приносящей доход деятельности.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ

В Федеральную налоговую службу, в отдел, занимающийся ведением Единого государственного реестра юридических лиц, представляются передаточный акт, утвержденный органом исполнительной власти (ГРБС), заявление, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212, копия Приказа о реорганизации, письмо в произвольной форме на бланке учреждения со сведениями о правопреемстве.

Читайте так же:  Можно ли из кассы выдать возврат займа учредителю

Формирование бюджетной отчетности

Составление итоговой бюджетной отчетности производится на дату исключения из единого государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений.

Порядок составления отчетности при реорганизации юридических лиц, а также проблемы отражения реорганизации в бюджетном учете будут рассмотрены в другой статье.

Реквизиты учреждения, исключенного из ЕГРЮЛ, подлежат исключению из Сводного реестра в порядке, установленном в разд. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н.

Заявка на исключение из сводного реестра оформляется формой 0531668.

Заявка на исключение составляется учреждениями, исключенными из ЕГРЮЛ (слияние, присоединение), и направляется в органы Казначейства. Аналогичным образом оформляется заявка на включение реквизитов в случае, если в результате реорганизационных мероприятий образовано новое юридическое лицо (выделение, разделение).

Прием кассовых выплат и поступлений

Реорганизуемым учреждением производится прием кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств. Перенос показателей осуществляется на основании подписанного им и принимающим получателем Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса по форме согласно Приложению N 7 Приказа Минфина России от 30.09.2008 N 104н (код формы по КФД 0531728). Пример заполнения на с. 38 — 39.

Одновременно с актами приемки-передачи кассовых выплат и поступлений в органы Федерального казначейства представляются заявления на закрытие лицевых счетов по форме 0531757 (Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н, Приложение N 18).

В данной статье не преследовалась цель описать порядок оформления всех документов при реорганизации — перечислены только документы, которые должны быть оформлены через органы Федерального казначейства.

Как уже было отмечено ранее, очень часто с реорганизацией путают процедуру передачи учреждения от одного главного распорядителя бюджетных средств другому (изменение подведомственности). Несмотря на то что подобная передача реорганизацией не является, органы исполнительной власти и Федеральное казначейство применяют термин «межведомственная реорганизация» как в своих многочисленных письмах, так и в требованиях к оформлению документов.

Какие же документы должны быть оформлены при межведомственной передаче учреждений?

Главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС) по прежней (старой) ведомственной подчиненности подает заявки на исключение реквизитов участников бюджетного процесса (далее — УБП) из Сводного реестра по всем своим передаваемым подведомственным учреждениям. Одновременно передаваемые учреждения подают заявки на включение в реестр участников бюджетного процесса по новой подведомственности, ГРБС по новой подведомственности их подтверждает, после чего УФК присваивает учреждениям новый реестровый номер УБП. Учреждение подает заявление на открытие нового лицевого счета, по новой ведомственной подчиненности. ТУФК открывает новые лицевые счета в соответствии с полномочиями учреждений.

Главные распорядители бюджетных средств (одновременно «старый» и «новый») готовят и высылают расходные расписания (с минусом (отрицательное) передающий и с плюсом (положительное) принимающий). Сразу после их получения учреждение составляет и передает в Казначейство акты приемки-передачи кассовых расходов и доходов. Территориальное УФК проводит акты, представленные учреждениями, обнуляя показатели на лицевом счете по старой ведомственной принадлежности. После обнуления показателей лицевого счета ТУФК самостоятельно закрывает старые лицевые счета без заявления учреждений.

После переноса показателей «старого» лицевого счета на «новый» учреждение продолжает работать как обычно — с новым номером в реестре, с новым лицевым счетом и новыми проблемами, в виде ежедневного уточнения всех поступлений, идущих с указанием КБК по прежней ведомственной подчиненности.

Автору представляется излишним изменение номера участника бюджетного процесса в сводном реестре путем исключения из реестра и его включения с новым номером, влекущего за собой изменение номеров лицевых счетов при передаче учреждений из ведения одного главного распорядителя бюджетных средств в ведение другого, на уровне федерального бюджета. Данная операция очень трудоемка, влечет за собой оформление большого количества документов, внесение изменений в государственные контракты, извещение контрагентов об изменении реквизитов, увеличение и без того огромного количества поступлений, подлежащих уточнению. Процесс представляется «надуманным», когда работа делается не для оправданной цели, а «работа ради работы», потому что так прописано в нормативном документе. В бюджетном учете не предусмотрено отражение операций по изменению ведомственной подчиненности, бухгалтерские записи в данной ситуации не производятся. Тем не менее порядок оформления документов в описанной ситуации регулируется действующими нормативно-правовыми актами, принятыми в установленном порядке в пределах компетенции органов исполнительной власти, их утвердивших.

Приказ о реорганизации

Причина составления приказа о реорганизации

В ходе своей деятельности работодатель по тем или иным причинам может осуществлять реорганизацию.

Под реорганизацией понимается прекращение существования работодателя с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Причины осуществления реорганизации могут быть разными, например: упрощение ведения дел; выпуск новой продукции; полная смена внутренней структуры, и т.д.

Согласно ст. 57 ГК РФ процедура реорганизации работодателя может проводиться в пяти формах: преобразование, выделение, разделение, присоединение, слияние.

В ст. 75 ТК РФ подробно расписаны правовые последствия для работников.

В соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация работодателя либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Для сохранения трудовых отношений требуется согласие работника.

В случае несогласия продолжать работу в связи реорганизацией работник подлежит увольнению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о реорганизации работодатель должен издать приказ.

Порядок составления и содержание приказа о реорганизации

Трудовым законодательством РФ не предусмотрена унифицированная форма данного приказа, поэтому кадровые специалисты оформляют документ произвольно.

В представленном образце приказа о реорганизации указывается следующая информация:

  • перечень сведений о работодателе, которые изменились (например: указать новое наименование работодателя);
  • форма реорганизации;
  • дата внесения сведений об изменениях в трудовые книжки работников;
  • порядок и дата уведомления работников;
  • данные о работнике, на которого возложена ответственность контролировать исполнение данного приказа (ФИО и должность);
  • и т.д.

Приказ должен быть подписан руководителем организации, а так же с приказом знакомят под подпись заинтересованных лиц.

Приказ о реорганизации должен быть зарегистрирован в журнале регистрации приказов (распоряжений) по основной деятельности и храниться в организации постоянно согласно п. 19 «Перечня типовых управленческих, архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» от 25 августа 2010 г.

В компании реорганизация: оформляем кадровые документы

Реорганизация компании-работодателя (слияние с другой компанией, разделение, присоединение, преобразование или выделение) на практике происходит достаточно часто. Что должен учесть работодатель при проведении такой процедуры? Какие документы оформить? Покажем на конкретных примерах.

ГК РФ: общие правила

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного органа юрлица в одной из установленных гражданским законодательством форм — слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст. 57 ГК РФ). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших компаний. Исключение составляют случаи реорганизации в форме присоединения: при такой процедуре к одному юрлицу присоединяется другая организация и первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Порядок информирования заинтересованных лиц о реорганизации закреплен в ст. 60 ГК РФ, устанавливающей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юрлица.

Так, организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязана в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юрлиц такое уведомление направляется организацией, последней принявшей решение о реорганизации либо определенной решением о реорганизации. На основании данного уведомления госрегистратор вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юрлицо/юрлица находится/находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ, в которых публикуются данные о госрегистрации юрлиц, уведомление о своей реорганизации (Вестник государственной регистрации). В случае участия в реорганизации двух и более компаний уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участников реорганизации той компанией, которая последней приняла решение о реорганизации либо определена решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участнике реорганизации — создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации, форме реорганизации, а также описываются порядок и условия заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

В названной статье ГК РФ также регламентируются права кредиторов, устанавливается солидарная ответственность вновь созданных/продолжающих деятельность компаний по обязательствам реорганизованного юрлица, если требования о досрочном исполнении или прекращении таких обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, и особенности реорганизации кредитных организаций.

Реорганизация и трудовые отношения

В Трудовом кодексе РФ реорганизация упоминается всего в четырех статьях (ст. 43, 53, 75 и 77).

Читайте так же:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году расчет

Так, в ст. 43 ТК РФ регламентируется действие коллективного договора. Он сохраняет свое действие в случае реорганизации организации в форме преобразования. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. Во всех случаях реорганизации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

Согласно ст. 53 ТК РФ представители (представительный орган) работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации.

В соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных упомянутой нормой, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. В этом пункте в числе оснований прекращения трудового договора упомянут отказ работника от продолжения работы в связи реорганизацией работодателя.

Из сказанного можно сделать вывод, что действующее законодательство не обязывает работодателя уведомлять работников о предстоящей реорганизации. Но сделать это, на наш взгляд, необходимо, поскольку реорганизация компании-работодателя затрагивает интересы работников.

В уведомлении о реорганизации работника нужно поставить в известность не только об изменении условий договора, но и о причинах, которые вызвали необходимость перемен. Получать от работника письменное согласие на продолжение трудовых отношений после реорганизации компании не обязательно. Как уже было сказано, реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Поэтому трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически. То есть сотрудников не нужно увольнять и принимать на работу в реорганизованную организацию.

Если работника не устраивают новые условия труда, он, как уже было сказано, имеет право отказаться от продолжения работы и написать заявление об увольнении на основании п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Часто при реорганизации возможны изменения штатного расписания: сокращаются одни должности и появляются другие. Если вы планируете сократить должности, занятые работниками, необходимо уведомить их об этом под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ), в данном случае это дата, которая определяет момент реорганизации (дата внесения записи в ЕГРЮЛ). Данные сотрудники будут иметь право на выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохранится средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ).

Увольнение работника в связи с сокращением численности штата возможно, если нельзя перевести его с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Речь идет как о вакантной должности или работе, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работе (ч. 2 ст. 81 ТК РФ, п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Перечень категорий работников, которые имеют преимущественное право остаться в штате компании при сокращении численности или штата работников, определен в ст. 179 ТК РФ. В частности, это сотрудники с самой высокой производительностью труда и квалификацией, а при равной производительности труда и квалификации — имеющие двух или более иждивенцев, сотрудники, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профзаболевание, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Отметим, что в коллективном договоре могут быть указаны иные группы работников, которые имеют преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Бывает, что должность работника остается и после реорганизации, но меняются другие условия трудового договора (например, наименование отдела), работодатель также должен известить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Если работник согласится с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.

Оформляем кадровую документацию

Начинается процесс реорганизации организации с издания соответствующего приказа (образец 1). Рассмотрим, какую кадровую документацию необходимо оформить для процедуры реорганизации.

Во-первых, нужно подготовить:

— уведомление о реорганизации (образец 2);

— приказы об увольнении в отношении сотрудников, которые не согласны продолжить работу после реорганизации (образец 3). Как должны в этом случае выглядеть записи в трудовой книжке и личной карточке — см. образцы 4 и 5 соответственно.

Во-вторых, если в результате реорганизации оптимизируется структура организации и должности сокращаются, необходимо придерживаться процедуры, установленной для сокращения численности или штата работников. В этом случае потребуется оформить:

— приказ о сокращении штата работников организации в связи с реорганизацией (образец 6);

— уведомление о сокращении штата в связи с реорганизацией (образец 7);

— предложение об имеющихся вакансиях для сокращаемых работников (образец 8);

— приказы об увольнении в связи с сокращением численности/штата работников — в отношении конкретных сотрудников (образец 9). Как должна выглядеть в этом случае запись в трудовой книжке — см. образец 10.

В-третьих, тем сотрудникам, которые согласились продолжить работу в созданной в ходе реорганизации/реорганизованной компании, необходимо внести соответствующую запись в трудовую книжку. В Инструкции по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69) не указано, как следует сделать запись при реорганизации юридического лица, например, в формах слияния, выделения, разделения, присоединения одного юридического лица к другому. Поэтому, если работник захотел остаться в новой организации, оформить запись можно в произвольной форме (образец 11).

Приказ о реорганизации

Общество с ограниченной ответственностью «Молния»

5 мая 2012 г. № 23-од

О реорганизации общества

В связи с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью «Молния» (ООО «Молния») в открытое акционерное общество «Молния» (ОАО «Молния») в форме преобразования

1. Считать открытое акционерное общество «Молния» (ОАО «Молния») правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Молния» (ООО «Молния»).

2. Считать всех работников общества с ограниченной ответственностью «Молния» (ООО «Молния») с 1 августа 2012 г. работающими в открытом акционерном обществе «Молния» (ОАО «Молния»).

3. Штатное расписание оставить без изменений.

Основание: решение общего собрания участников ООО «Молния» № 8 от 05.05.2012

Генеральный директор Самойлов И.В. Самойлов

Уведомление о реорганизации

Общество с ограниченной ответственностью Ведущему специалисту

«Молния» планового отдела ООО «Молния» Петрову А.К.

10 мая 2012 г. № 17

О реорганизации ООО «Молния».

Уважаемый Алексей Константинович!

В соответствии с решением общего собрания участников общества (протокол от 5 мая 2012 г. № 8) уведомляю Вас о преобразовании общества с ограниченной ответственностью «Молния» (ООО «Молния») в открытое акционерное общество «Молния» (ОАО «Молния»).

В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса РФ указанная реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора. Кроме того, все условия заключенного с Вами трудового договора остаются без изменения.

Вместе с тем довожу до Вашего сведения, что в случае отказа от продолжения работы в связи с преобразованием ООО «Молния» в акционерное общество, заключенный с Вами трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

О своем согласии или несогласии продолжить работу в компании после ее реорганизации прошу сделать отметку на втором экземпляре уведомления и вернуть его в отдел кадров.

Генеральный директор Самойлов И.В. Самойлов

Не согласен продолжать работу после реорганизации ООО «Молния»