Реформа налог на имущество

Рубрики Статьи

Налоговики рассказали об особенностях исчисления налога на имущество физлиц за 2016 год

Как разъяснили представители ФНС России на своем официальном сайте, с 1 января 2015 года на территории Москвы налог на имущество физлиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом налоговая база для исчисления налога на имущество физлиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 403 Налогового кодекса).

Кадастровая стоимость столичной недвижимости утверждена постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве».

Узнать, кто освобожден от уплаты налога на имущество физлиц, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом понижающих коэффициентов. При расчете налога на имущество физлиц за 2016 год применяется коэффициент равный 0,4, в то время как в прошлом году данный коэффициент составлял 0,2 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Таким образом, сумма налога на имущество физлиц за 2016 год составляет

Н2016 = (((КС – КС вычета) x С)- Н2014) x К + Н2014, где:

  • Н2016 – годовая сумма налога, исчисленная за 2016 год;
  • КС – кадастровая стоимость объекта, установленная органом власти субъекта РФ;
  • КС вычета – установленный размер уменьшения кадастровой стоимости, рассчитанный по формуле (КС / S объекта)* S вычета (ст. 403 НК РФ);
  • С – ставка налога, установленная Законом города Москвы от 19 ноября 2014 г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц»;
  • Н2014 –сумма налога, исчисленная за 2014 год;
  • К – коэффициент для налогового периода 2016 года.

Добавим, что в других регионах России сумма налога также будет исчисляться с коэффициентом 0,4. При этом ставки налога будут различаться по сравнению с Москвой, в соответствии со значениями, установленными муниципальными властями (п. 1 ст. 406 НК РФ).

Налог поставят в рамки

С 2015 года в нашей стране начался поэтапный переход на расчет налога, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости недвижимости. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Все остальные должны ввести у себя новый порядок к 2020 году.

Кадастровая стоимость недвижимости ближе к рыночной цене и кратно превышает инвентаризационную. Чтобы резкий рост платежей не стал слишком серьезным бременем для собственников, в формулу расчета налога решено было заложить понижающие коэффициенты.

Они применяются к разнице между суммой налога, рассчитанной по кадастровой стоимости, и суммой налога, рассчитанной в последний год применения схемы, основанной на инвентаризационной стоимости. Понижающие коэффициенты решено было использовать в течение первых четырех лет после перехода на новые правила: 0,2 — в первый год, 0,4 — во второй год, 0,6 — в третий год и 0,8 — в четвертый год. Предполагалось, что начиная с пятого года налог будет уплачиваться в полном объеме.

Однако принятых мер по сдерживанию роста платежей за недвижимость оказалось недостаточно. Люди начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.

Весной этого года проблема привлекла внимание президента страны. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала еще в 2015 году, понижающий коэффициент успел вырасти до 0,6. Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой. Обращаясь в марте с Посланием к Федеральному Собранию, глава государства заметил, что кадастровая стоимость вроде бы должна соответствовать рыночной, но в ряде случаев заметно ее превышает. «Мы так не договаривались», — сказал президент, поручив скорректировать порядок расчета налога.

В мае группа депутатов внесла в Госдуму поправки, которые меняют сложившуюся схему. Вчера нижняя палата парламента приняла их в первом чтении. В законопроекте предлагается, во-первых, отказаться от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога, «заморозив» его на уровне 0,6. Во-вторых, исключить возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа. И главное, ввести ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Применять этот механизм нужно уже при расчете налога за 2017 год в тех самых 28 регионах, которые начали реформу раньше всех, считают авторы законопроекта.

Изменения, по оценке Федеральной налоговой службы, могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. Однако правительство, давая положительное заключение по этому документу, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета, сообщил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Читайте так же:  Как подать на алименты в белгороде

Эксперты оценивают поправки положительно. Если изменения будут приняты, рост налога будет не таким резким, платеж станет более устойчивым, говорит юрист земельно-имущественного департамента HEADS Consulting Александра Елизарова.

В случае принятия законопроекта программа перехода к расчету налога исходя из кадастровой стоимости будет растянута на более длительный срок, а повышение налога будет менее резким (хотя в конечном итоге намеченные законодателем уровни налогообложения все равно будут достигнуты), отмечает в свою очередь Ксения Казакова, партнер юридической компании Orient Рartners. Кроме того, будут сглажены последствия регулярного пересмотра регионами ставок налога и переоценки кадастровой стоимости (ее могут проводить раз в два года в городах федерального значения и раз в три — пять лет в других регионах. — Ред.), добавляет Казакова.

В законопроекте есть еще одно значимое уточнение. Если результат кадастровой оценки был оспорен в комиссии или в суде, новая величина должна использоваться с момента, когда начала применяться оспоренная стоимость, а не с того года, в котором было подано заявление об оспаривании. «Это важное нововведение, которое исправляет не очень логичный порядок, содержащийся в действующем законодательстве», — поясняет Ксения Казакова.

Реформа налога на имущество

Реформа налога на имущество

Реформа налога на имущество уже затронула более половины регионов России. На сколько налог вырос и почему его нужно уплатить в срок? Чем грозит неуплата налогов вовремя? На какие льготы и вычеты могут претендовать граждане России?

До 1 января гражданам России необходимо уплатить налог на имущество за 2016 год. По плану налоговая должна была распространить уведомления об уплате до августа, однако многие их получили только в середине осени. Так что оплатить налоги нужно в течение двух месяцев.
Необходимо помнить, что если вдруг вы до настоящего времени не получили уведомления, то искать их стоит в почтовом ящике, а в электронном в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы. Чтобы облегчить работу налоговой и повысить оперативность, с 2016 года работникам налоговой было разрешено не рассылать уведомления почтой, а присылать в электронном виде.
Как поясняют юристы, физическое лицо без уведомления не должно платить налоги на имущество, так как рассчитать самостоятельно их невозможно, ввиду сложности расчетов.

Перемена системы

Реформа налога на имущество привела к его росту. Все это обусловлено тем, что расчет налога переводится на кадастровую стоимость. Раньше он рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости объектов (т.е по БТИ), которая существенно ниже.
На сегодняшний момент каждый регион России постепенно переходит на расчет налога по новой системе: первые четыре года с момента применения кадастровой оценки налог увеличивается постепенно с помощью понижающих коэффициентов (в первый год-0,2, во второй-0,4, далее 0,6 и 0,8 соответственно и достигнет максимальной величины на пятый год). Чтобы пояснить данную систему прибегнем к примеру. В 21 регионе России в этом году налог на имущество граждан рассчитывался исходя из кадастровой стоимости, то есть он определялся как 20% от налога по кадастру плюс 80% от налога, рассчитанного по БТИ.

Опоздал…наказание

Шутки с налогами плохи. Несмотря на устрашающие цифры в счете, налог все-таки нужно заплатить в срок, так как за опоздание Налоговым кодексом предусмотрены санкции:

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от долга за каждый день рассрочки;
  • штраф за нарушение срока уплаты в размере 20% от неуплаченной суммы долга.

Если налог не уплачен в срок, то вас обязательно уведомит налоговая служба. На уплату налога дается 8 рабочих дней с момента получения требования.

О приятном: налоги и вычеты

Реформа налога на имущество привела к еще одному нововведению. До расчета налога кадастровая стоимость квартиры автоматически уменьшается на стоимость ее 20 кв.м., жилого дома – 50кв. м ., комнаты-10 кв. м. Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса с жилым помещением уменьшается на 1 млн. руб. независимо от числа собственников.
Теперь поговорим о льготах. Пенсионерам при наличии нескольких однотипных объектов необходимо заранее выбрать один из них, с которого в следующем году не будет удерживаться налог.
С 2018 года получить льготы лицам, имеющим на это право, будет проще. С 1 января вводится правило: «в отсутствие документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган сам должен будет запрашивать соответствующие сведения у органов, организаций, должностных лиц, у которых они имеются (например в ПФР). Так что с 2018 г. налоговая инспекция будет не вправе отказать в применении налоговой льготы физическому лицу лишь на том основании, что он не представил подтверждающие документы»

Реформа налога на имущество организаций стала эффективным инструментом

Реформа налога на имущество организаций стала эффективным инструментом

Завершающаяся в Москве реформа налога на имущество организаций оказала положительное влияние на экономику столицы в целом.

Такое заявление сделал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимир Ефимов выступая на круглом столе в Торгово-промышленной палате России.

Заседание, в котором приняли участие представители органов власти, экспертного и бизнес-сообщества, правозащитники, было посвящено теме совершенствования имущественного налогообложения.

Как отметил Владимир Ефимов, переход на налогообложение торгово-офисной недвижимости от кадастровой стоимости, начавшийся в Москве три года назад, практически завершен, и уже сейчас можно говорить о позитивных итогах этого значимого проекта.

Читайте так же:  Договор аренды на сутки

Во-первых, в результате реформирования произошло справедливое распределение налога – исходя из реальной стоимости имущества. Во-вторых, выровнялось налоговое бремя для добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. В-третьих, был получен антикризисный эффект в виде снижения ставок аренды коммерческой недвижимости.

– Мы увидели, насколько оперативно реагируют владельцы собственности на ситуацию на рынке, – сказал министр. – Как только упал спрос, они сразу стали снижать арендные ставки, появились баннеры с предложением аренды от собственника. Простаивать стало невыгодно, потому что налог все равно приходится платить. Издержки, связанные с владением имуществом, стимулируют бизнес максимально эффективно использовать имеющиеся активы, вовлекать имущество в оборот.

По словам Владимира Ефимова, реализация реформы налога на имущество сформировала условия для честной конкуренции. В результате получен принципиально новый, эффективный инструмент развития города.

В ходе заседания также выступили вице-президент ТПП России Дмитрий Курочкин, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских, заместитель руководителя Департамента городского имущества Москвы Кирилл Пуртов, председатель Комитета ТПП России по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин, президент Московской ТПП Владимир Платонов.

По сообщению Департамента экономической политики и развития города Москвы

Правительство повысит налоги, но снизит цену на бензин. Как изменится жизнь россиян после налоговой реформы

1 марта в послании Федеральному собранию Путин поставил задачу будущему правительству как можно скорее сформировать новые налоговые условия. Уже после президентских выборов кабинет министров в кооперации с Минфином разработал реформу налоговой систему. Так называемый налоговый маневр позволит госбюджету дополнительно получить около восьми триллионов рублей, необходимых для исполнения новых майских указов Владимира Путина.

Еще в прошлом году Минфин предлагал провести налоговый маневр 22/22. Он предполагал установление ставки страховых взносов и налога на добавочную стоимость (НДС) на уровне 22%. В данный момент общий совокупный тариф по страховым взносам составляет 30%, а НДС — 18%. Однако тогда против таких налоговых решений проголосовал Минтруд, заявив, что маневр спровоцирует резкий скачек инфляции.

Взяв год на размышление, Мифнин разработал другой сценарий. Теперь ведомство предлагает оставить страховые взносы на прежнем уровне и повысить размер НДС до 20%. При этом льготная ставка в размере 10%, которая сейчас действует на продукты питания, кроме деликатесов учебную литературу, детские и медицинские товары, сохранится. По подсчетам ведомства, повышение налоговой нагрузки на 2% позволит бюджету получить около двух триллионов рублей. По сути, власти возвращаются к налоговой системе, которая действовала в России в период до 2004 года, когда ставка НДС была 20% и 10% для льготной категории товаров.

Именно этот сценарий кабмин предложил к рассмотрению, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Сейчас базовая ставка НДС — 18%. Предлагается сделать ее 20%», — отметил глава правительства.

Источник фото: РИА «Новости»/Наталья Селиверстова

Впрочем, это единственное существенное повышение налогов для россиян. Как и обещал президент Владимир Путин в ходе «Прямой линии», введения прогрессивной шкалы налогообложения для физлиц налога с продаж не будет.

Напомним, что в марте депутаты от фракции КПРФ предлагали ввести прогрессивную шкалу доходов для граждан с разным доходом. Так, например, для тех, кто зарабатывает менее 100 тысяч рублей в год, ставка подоходного налога должна быть 5%. Вместе с тем для граждан, чей доход в год превышает три миллиона рублей в год, депутаты предлагали повышенную ставку подоходного налога — от 15 до 25%.

В ответ Минфин заявил, что подобная шкала приведет к тому, что россияне начнут работать « в черную». Сегодня ставка подоходного налога для всех граждан составляет 13% и пока правительство решило оставить показатель без изменений.

Бензиновый маневр

Бензином со скидкой начали торговать в соцсетях. В чем подвох?

В рамках борьбы с галопирующими ценами на бензин, экономический блок российского правительства уже провел ряд мер. В частности, власти решились на снижение акцизов на бензин и дизельное топливо на три и две тысячи рублей за тонну не с 1 июля, как планировалось ранее, а с 1 июня. Кроме того, было отменено запланированное на начало июля повышение акцизов примерно на 600–700 рублей. Несмотря на то, что власти и нефтяные компании пришли к консенсусу, цена на топливо продолжат расти. Только за период с 28 мая по 3 июня стоимость бензина в 80 регионах страны выросла в среднем на 3%, а за год топливо «взлетело» более чем на 13%.

По этой причине правительство решилось на введение отрицательного акциза на нефть. Суть акциза состоит в том, что компаниям будет предложены налоговые преференции из расчета трех тысяч рублей за тонну перерабатываемого сырья. При этом налоговые льготы получат только те НПЗ, которые поставляют бензин на внутренний рынок в объеме не менее 10% от первичной переработки. Этот подход позволит смягчить рост цен на топливо для потребителей, ограничив его 1% в год для бензина и дизельного топлива, уверены в правительстве.

Вдобавок нефтяную отрасль в течение последующих шести лет избавят от экспортной пошлины, которая составляет порядка 100 долларов за тонну, и увеличат налог на добычу полезный ископаемых.

Движимое богатство

Правительство задумалось и об отмене налога на движимое имущество для компаний, который был введен только в январе 2018 года. Согласно налоговому кодексу, к движимому имуществу относится любая вещь, которая находится в собственности компании, и используется с целью получения прибыли, но не отнесена законом к недвижимости. К примеру, к движимому имуществу не относятся стационарные строения, а также земельные участки. В результате предприятиям пришлось платить налог на все оборудование и транспортные средства, которые находятся на балансе компании.

Читайте так же:  Горячая линия трудовой инспекции в сочи

Усиление налоговой нагрузки вызвало недовольств в бизнес-сообществе. Так, глава «Опоры России» Александр Калинин не раз заявлял, что в 2018 году из-за новых сборов российскому бизнесу придется дополнительно перечислить в казну около 150 миллиардов рублей.

Между тем предельная ставка по налогу на движимое имущество установлена на уровне 1,1%, но региональные власти могут освободить бизнес от налога. К примеру, мэр Москвы Сергей Собянин отменил налог на движимое имущество для предприятий на 2018 год.

Налоговая реформа

Итак, рассматриваемая статья написана очень неплохо, хотя не учитывает ряд важных моментов. Например, упомянуты действительно важные недостатки НДС, хотя упущен еще один, как мне кажется, самый значительный — этот налог «замораживает» оборотные средства предприятий, ибо уплачивается фактически авансом (добавленная стоимость выше 100 % — все-таки не массовое явление :)). Однако у него есть одно величайшее в глазах власти достоинство — этот налог самый собираемый (практически 100 %) по своей сути. Ему есть практически идеальная замена в части недостатков — налог с продаж, но в части упомянутого достоинства ничего более совершенного, к сожалению, еще не придумали, что не позволяет надеяться на ему полную отмену.

Далее, автор не совсем обоснованно считает идеальной такую систему налогообложения, в которой существует лишь один налог — подоходный. Доходы от бизнеса не всегда являются доходами частных лиц — хотя бы потому, что большинству крупных предпринимателей это уже не нужно. Однако облагаться они, естественно, должны. Далее есть еще сверхдоходы, основанные на использовании природных ресурсов во время благоприятной конъюнктуры, нежелательные в социальном плане доходы, доходы от видов деятельности, которые наносят прямой или косвенный нерыночный вред другим экономическим субъектам. На все это нужны рента, прогрессивные ставки, компенсационные выплаты. Плюс, государство должно проводить разумную политику социальной защиты, которая, например, в части пенсионного обеспечения должна предусматривать соответствие помощи индивидууму его вкладу в общественное развитие.

Исходя из всего этого, мне кажется, что хорошая налоговая система должна быть в достаточной степени сложной. Я ее представляю себе примерно такой:

Налог на доходы юридических лиц. (Плоская шкала; вычеты — все затраты; льготный период для новых предприятий; для отдельных видов деятельности малого бизнеса — налог на вмененный доход)

Налог на сверхдоходы юридических лиц. (Для всех видов деятельности, кроме сырьевых отраслей; дифференцированный в зависимости от отрасли — неплохое средство макроэкономического регулирования и воздействия на естественные монополии, как мне кажется)

Налог на доходы граждан. (Плоская шкала; обязательное исключение налогообложения дивидендов, процентов от банковских сбережений и т. п.)

Обязательные отчисления от зарплаты в пенсионный фонд. (Кстати, остальные внебюджетные фонды мне кажутся необязательными — достаточно, лишь наладить хороший контроль за использованием бюджетных средств на социальную политику и поставить на ноги страховую медицину)

Налог на имущество предприятий.

Налог на имущество граждан. (Прогрессивная шкала)

Налог с продаж. (Его сегодняшний вид мне кажется весьма удачным)

Акцизы. (В виде формы НДС для отдельных категорий товаров, т. е. субъекты налогообложения — все предприятия цепочки производитель-оптовая торговля-розничная торговля)

Разного рода рентные платежи. (За использование природных ресурсов, других видов госсобственности)

Таможенные пошлины. (Они должны существовать исключительно в целях макроэкономического регулирования)

Как видно, здесь нет места НДС. Государство вряд ли пойдет на его отмену, как я уже писал, однако кто знает.

Вот такая система, как мне кажется, позволит решить первые пять из перечисленных автором первоначального сообщения задач. Оставшиеся две — уже из области политических и управленческих, но не финансовых решений.