Разрешение опеки на выдачу доверенности

Рубрики Статьи

Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности

Порядок выдачи предварительного разрешения и что делать при отказе?

Так, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать (а попечитель не вправе давать согласие на совершение) сделок по (пп. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона РФ т 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог,

по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению),

сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей,

любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;

во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при: (а) отказе от иска, поданного в интересах подопечного; (б) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; (в) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В п. 10 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» даны пояснения о сроках действия предварительного разрешения, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение (к сожалению, в законодательстве РФ эти вопросы не урегулированы). Так, исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов РФ, Минобразования и науки РФ рекомендует:

выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;

решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка;

в целях оптимизации работы органа опеки и попечительства рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на 1 год).

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в отношении распоряжения имуществом подопечных исключительно в письменной форме. Поэтому в том случае, если сотрудник ООП в устной беседе заранее отказывает в выдаче предварительного разрешения на распоряжение теми или иными выплатами, советую тем не менее подать письменное заявление с подробным перечнем предполагаемых расходов, приложив все возможные подтверждающие документы (рецепты на лекарства, предписание педиатра на прием витаминов или проведение оздоровительных процедур, прейскуранты на соответствующие услуги и т.п.). Ответ от сотрудника ООП следует требовать тоже только в письменной форме, в т.ч. и отказ. Только в этом случае можно рассчитывать на ответственное отношение к финансированию потребностей вашего приемного ребенка.

Порядок оформления доверенностей от имени несовершеннолетнего

Согласно пункту 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного, то есть положения Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве.

Статьей 21 упомянутого Федерального закона определены случаи обязательного получения опекуном или попечителем (а следовательно, и родителями) предварительного разрешения органа опеки или попечительства на осуществление имущественных прав подопечного, в том числе при выдаче доверенности от имени несовершеннолетнего.

При этом следует иметь в виду, что доверенность от имени несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет выдается его законным представителем (удостоверительная надпись по форме № 46, приказ Минюста России от 10.04.2002 г. № 99), а доверенность от имени несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет выдается им самим с согласия его законного представителя (удостоверительная надпись по форме № 48, приказ Минюста России от 10.04.2002 г. № 99).

По мнению Федеральной нотариальной палаты, предварительное разрешение органа опеки и попечительства на выдачу доверенности от имени несовершеннолетних требуется в том случае, если содержащиеся в ней полномочия носят имущественный характер и могут повлечь уменьшение имущества несовершеннолетнего (например, совершение сделок по отчуждению имущества, в том числе продажа, обмен, дарение имущества, сдача его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог и т.д.).

Письмо ФНП от 03.10.2011 N 1862/07-17 «О порядке оформления доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетних детей»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

от 3 октября 2011 г. N 1862/07-17

В Федеральную нотариальную палату продолжают поступать обращения нотариальных палат субъектов Российской Федерации по вопросу о порядке оформления доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетних детей.

Проанализировав нормы гражданского и семейного законодательства, а также законодательства об опеке и попечительстве, регулирующие обозначенные правоотношения, в их взаимной связи Федеральная нотариальная палата пришла к следующим изложенным ниже выводам.

Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (части 1, 2 статьи 21) предусмотрено, что в случаях совершения сделок с имуществом подопечного и выдачи доверенностей от его имени требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Указанные положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» направлены на регулирование порядка совершения действий, затрагивающих имущественные права недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, в целях установления дополнительных способов правовой защиты названных категорий граждан.

При этом возникает вопрос, относится ли урегулированный Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» порядок выдачи доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав подопечных, помимо опекунов и попечителей к таким категориям законных представителей несовершеннолетних граждан, как родители (усыновители).

Федеральная нотариальная палата полагает, что обозначенный порядок выдачи доверенностей распространяется не только на случаи, когда над несовершеннолетним лицом установлена опека или попечительство, но и на случаи, когда законными представителями несовершеннолетнего лица выступают его родители или усыновители, исходя из следующих обстоятельств.

Имущественные отношения между родителями и детьми, а также усыновителями и усыновленными, приравненными к родственникам по происхождению (пункт 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации), регулируются семейным законодательством (статья 2 Семейного кодекса Российской Федерации). Однако Семейный кодекс Российской Федерации не регламентирует в достаточной степени права и обязанности родителей по управлению (в том числе по распоряжению) имуществом детей. В связи с этим статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 3) определено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного. Следовательно, управление родителями и усыновителями имуществом ребенка осуществляется по правилам статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации «Распоряжение имуществом подопечного».

Читайте так же:  Федеральный закон 4462-1

Положениями статьи 37 (абзац 2 пункта 2) Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Таким образом, норма статьи 37 (абзац 2 пункта 2) Гражданского кодекса Российской Федерации является по своему содержанию отсылочной, поскольку содержит указание на регламентацию порядка управления имуществом несовершеннолетнего специальным федеральным законом — Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Учитывая это, Федеральная нотариальная палата полагает, что управление имуществом несовершеннолетних детей их родителями (усыновителями) регулируется нормами, установленными специальным федеральным законом для опекунов и попечителей при осуществлении ими управления имуществом подопечных. Соответственно, в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних граждан их родители и усыновители приравнены к опекунам и попечителям.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в мотивировочной части решения от 15 августа 2007 года N ГКПИ07-737, где указывается, что на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка распространяются правила о необходимости получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Федеральная нотариальная палата учитывает, что Конституционным Судом Российской Федерации приоритетными для применения признаны нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П). Необходимость регламентации вопросов управления имуществом несовершеннолетних специальным федеральным законом, несмотря на то, что наличествует соответствующая норма Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 37), регулирующая вопросы распоряжения имуществом подопечного, по мнению Федеральной нотариальной палаты, вызвана более широким по сравнению с понятием «распоряжение имуществом» понятием «управление имуществом». Если право распоряжения имуществом означает возможность определения его «юридической судьбы»: отчуждение, сдача внаем, в залог и т.д., то правомочие по управлению имуществом — это возможность совершения с ним любых юридических и фактических действий (пункт 2 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ).

Поскольку управление имуществом подопечного включает в себя совершение юридических и фактических действий с имуществом подопечного в его интересах (пункт 2 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации), Федеральная нотариальная палата полагает, что выдача доверенности на совершение действий с имуществом несовершеннолетнего лица является элементом управления его имуществом.

Таким образом, доверенность с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего лица, являющаяся действием по управлению его имуществом, исходя из положений статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 3) и статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 2) выдается в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (часть 2 статьи 21), — при наличии предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

При рассмотрении вопроса о порядке выдачи доверенностей несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 18 лет с полномочиями, затрагивающими осуществление их имущественных прав, представляется необходимым отметить следующее.

Законные представители в гражданско-правовых отношениях действуют от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации); несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет действуют от своего имени, но с согласия законных представителей (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По мнению Федеральной нотариальной палаты, представляется необоснованным, исходя только из буквального толкования части 2 статьи 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», распространять указанную норму лишь на случаи выдачи доверенностей от имени детей, не достигших возраста 14 лет. На наш взгляд, положения части 2 статьи 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» должны рассматриваться в единстве с положениями части 3 указанной статьи.

В норме, предусмотренной частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», определен порядок предоставления органом опеки и попечительства предварительного разрешения, в том числе и на выдачу доверенности, затрагивающей имущественные права несовершеннолетнего лица. При этом указанный порядок распространен не только на опекунов, но и на попечителей, чей правовой статус предполагает не совершение действий от имени подопечного, а выдачу согласия на совершение определенных действий самим подопечным.

Учитывая изложенное, Федеральная нотариальная палата полагает, что выдача доверенности с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего лица (от имени несовершеннолетнего его законными представителями или самим несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет с согласия законных представителей), без получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства не согласуется с требованиями действующего законодательства.

Мнение Федеральной нотариальной палаты о необходимости получения родителями (усыновителями) предварительного разрешения органов опеки и попечительства на выдачу доверенностей, содержащих полномочия, затрагивающие осуществление имущественных прав несовершеннолетних лиц, разделяет Департамент воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Министерством образования и науки Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (пункты 1, 5.17 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 337 в ред. от 05.09.2011) разработаны методические рекомендации по ряду вопросов, касающихся применения законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (письмо от 31.08.2010 N 06-364). Из содержания указанных методических рекомендаций следует, что органы опеки и попечительства должны выдавать родителям несовершеннолетнего предварительные разрешения на совершение доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего ребенка (раздел 10 «Правовой режим имущества подопечных», последний абзац подраздела «Предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного»).

Просьба довести содержание данного письма до сведения нотариусов — членов нотариальной палаты.

Письмо Федеральной нотариальной палаты от 21 июня 2017 г. N 2662/06-10 «О выдаче доверенности с полномочиями, затрагивающими имущественные права несовершеннолетнего лица»

В связи с Вашим обращением по вопросу о необходимости получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства на оформление доверенности с правом на отчуждение от имени несовершеннолетнего гражданина доли в праве общей собственности на квартиру, сообщаю следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). В соответствии со статьей 28 Кодекса к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила пунктов 2 и 3 статьи 37 Кодекса. В пункте 2 статьи 37 Кодекса закреплено положение, согласно которому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Следовательно, на родителей (усыновителей) в этом случае распространяются те же правила по распоряжению имуществом ребенка, которые действуют в отношении опекунов.

Так, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину, в силу пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежат нотариальному удостоверению. Перед удостоверением сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину, нотариус во всех случаях должен истребовать от законного представителя несовершеннолетнего гражданина предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделки.

Вместе с тем для выдачи доверенности с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего лица (от имени несовершеннолетнего его законными представителями или самим несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет с согласия законных представителей), получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства не требуется, поскольку совершение доверенности не является сделкой по распоряжению имуществом несовершеннолетнего, а для совершения поверенным сделки по распоряжению указанным имуществом такое согласие в любом случае должно быть получено.

Обзор документа

Разъяснено, что сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат нотариальному удостоверению. Перед этим нотариус во всех случаях должен истребовать от законного представителя предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделки.

Вместе с тем для выдачи доверенности с полномочиями, затрагивающими реализацию имущественных прав несовершеннолетнего лица (от имени несовершеннолетнего его законными представителями или самим несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет с согласия законных представителей), получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства не требуется, поскольку совершение доверенности не является сделкой по распоряжению имуществом несовершеннолетнего, а для совершения поверенным сделки по распоряжению объектом такое согласие в любом случае должно быть получено.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте так же:  Доверенность на тмц от ип

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Все сделки с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним, осуществляются исключительно с предварительного согласия органа опеки и попечительства.

Для получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного родители (законные представители) обращаются в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (далее — орган местного самоуправления) по месту жительства подопечного с заявлением.

Орган местного самоуправления дает предварительное согласие на отчуждение жилых помещений при условии одновременного приобретения на имя ребенка равноценной или большей жилой площади.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

Выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного, либо отказ в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного.

Срок предоставления услуги

Не более 15 дней со дня обращения со всеми необходимыми документами.

I. Получатели государственной услуги:

Родители (законные представители) подопечных, подопечные от 14 лет, не ограниченные судом в недееспособности, которые обращаются в органы местного самоуправления за предоставлением государственной услуги по месту жительства подопечных.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с пунктом I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законный представитель (опекун, попечитель) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).
  2. Подает необходимые документы и:
    • заявление законных представителей по форме — в случае, если возраст подопечного до 14 лет;
    • заявление законных представителей по форме — в случае, если возраст подопечного от 14 лет;
    • заявление подопечного от 14 лет, не признанного судом недееспособным, по форме — в случае, если возраст подопечного от 14 лет.
  3. По истечениии 15 дней с момента обращения:
    • в случае принятия местной администрацией положительного решения — получает предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного;
    • в случае местной администрацией отрицательного решения — получает отказ в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Специалист МФЦ, осуществляющий прием документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям и правильность заполнения заявления;
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей электронной цифровой подписью.
  6. Направляет копии документов и реестр документов в местную администрацию:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение трех рабочих дней со дня обращения.
  7. При обнаружении несоответствия документов требованиям возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.
  8. По окончании приема документов выдает заявителю расписку в приеме документов.

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, посредством МФЦ:

  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел получателей государственной услуги);
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов).
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  3. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку постановления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного, либо постановления об отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного.

II.Подготовка и направление межведомственных запросов в орган (организацию) о предоставлении документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за подготовку и направления межведомственных запросов, выполняет следующие административные действия:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы посредством автоматизированной информационной системы «Население. Жилой фонд» в:
    • Комитет по делам записи актов гражданского состояния;
    • Федеральную службу исполнения наказаний;
    • Жилищные агентства райнов Санкт‑Петербурга (далее — ГКУ ЖА);
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию), специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку проекта решения о предоставлении государственной услуги.

III. Принятие решения органом местного самоуправления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного, либо об отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за подготовку проекта постановления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного:

  1. Формирует комплект документов.
  2. Проводит проверку сведений, представленных в комплекте документов.
  3. В случае принятия решения о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного — готовит проект Постановления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного, либо проект постановления об отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного (далее — постановление), а также уведомление в адрес заявителя, содержащее информацию о принятом органом местного самоуправления решении.
  4. Передает проект постановления должностному лицу органа местного самоуправления, ответственному за организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, для подписания.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству:

  1. Изучает представленные документы — и подписывает их.
  2. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные документы на доработку.

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за подготовку проекта постановления о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом подопечного:

  1. Направляет постановление (с уведомлением о результатах предоставления государственной услуги) в случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления государственной услуги в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  2. Выдает постановление заявителю, в случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления государственной услуги лично.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителей.
  2. Заявление законных представителей о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного до 14 лет по форме.
  3. Заявление законных представителей о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного от 14 лет по форме.
  4. Заявление подопечного от 14 лет, не признанного судом недееспособным, о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом подопечного по форме.
  5. Свидетельство о рождении подопечного, выданное органами исполнительной власти или органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации (кроме Санкт‑Петербурга).
  6. Свидетельство об установлении отцовства в отношении подопечного, выданное органами исполнительной власти или органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации (кроме Санкт‑Петербурга).
  7. Решение суда о лишении (ограничении) родителей (родителя) родительских прав, решение суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (умершими), решение суда о признании родителей (родителя) недееспособными, решение суда о признании ребенка оставшимся без попечения родителей, решение суда об уклонении родителей (родителя) от воспитания и содержания ребенка без уважительных причин, решение суда об исключении матери из актовой записи о рождении.
  8. Справка о пребывании родителей (родителя) в лечебном учреждении на лечении.
  9. Акт органа внутренних дел о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка.
  10. Акт об оставлении ребенка в лечебно‑профилактическом учреждении.
  11. Справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.
  12. Свидетельство о смерти родителей (родителя), выданного органами исполнительной государственной власти или органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации (кроме Санкт‑Петербурга).
  13. Справка о рождении (форма №25), выданная органами исполнительной государственной власти или органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации (кроме Санкт‑Петербурга).
  14. Акт органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации (кроме Санкт‑Петербурга) об установлении опеки или попечительства.
  15. Свидетельство о регистрации по месту пребывания в Санкт‑Петербурге, выданное органами регистрационного учета (форма №3) на шесть или более месяцев, или несколько свидетельств о регистрации по месту пребывания в Санкт‑Петербурге (общим сроком на шесть или более месяцев).

Один или несколько документов, подтверждающих факт отсутствия попечения родителей (в зависимости от конкретных жизненных ситуаций):

справка из органов записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения о родителе ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери/отца ребенка (форма № 2 или форма № 25 выданная до 24.10.2018), выданная не на территории Санкт-Петербурга.

свидетельство о смерти родителей (родителя) подопечного, выданное за пределами Санкт-Петербурга.

решение суда о лишении (ограничении) родителей (родителя) родительских прав,

справка о пребывании родителей (родителя) в лечебном учреждении на лечении.

акт органа внутренних дел, о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка; акт об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении.

Справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

А) Правоустанавливающие документы при отчуждении имущества подопечного:

  1. Документы на отчуждаемое имущество:
    • договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор купли‑продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство по закону, договор участия в долевом строительстве и иные документы, устанавливающие право собственности;
    • документы о государственной регистрации права собственности;
    • справка о регистрации (в Санкт‑Петербурге — форма №9);
    • характеристика жилой площади (в Санкт‑Петербурге — форма №7);
    • кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества.
  2. Документы на приобретаемое имущество подопечного:
    • документы, подтверждающие право собственности подопечного на недвижимое имущество (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.);
    • документы, подтверждающие право собственности на доли жилого помещения, в отношении которых оформляется отказ от преимущественного права покупки (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.);
    • справка о регистрации (в Санкт‑Петербурге — форма №9);
    • характеристика жилой площади (в Санкт‑Петербурге — форма №7);
    • кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;
    • запрос банка о передаче жилого помещения в ипотеку (залог) недвижимости, в котором указываются сумма предоставляемого кредита, срок погашения кредита, адрес жилого помещения, на приобретение которого предоставляется кредит;
    • документы на предоставление целевой субсидии из бюджета Санкт‑Петербурга по жилищным программам Санкт‑Петербурга.

Б) Документы для заключения соглашения об определении долей в праве общей совместной собственности:

  1. Заявления сособственников о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства о заключении соглашения об определении долей в праве общей совместной собственности.
  2. Документы, подтверждающие право собственности подопечного на недвижимое имущество (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.).
  3. Документы, подтверждающие право собственности на доли жилого помещения, в отношении которых оформляется отказ от преимущественного права покупки (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.).
  4. Справка о регистрации (в Санкт‑Петербурге — форма №9).
  5. Характеристика жилой площади (в Санкт‑Петербурге — форма №7).

В) Документы для заключения соглашения об определении порядка пользования жилым помещением:

  1. Заявления сособственников жилого помещения о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства о заключении соглашения о порядке пользования жилым помещением.
  2. Документы, подтверждающие право собственности подопечного на недвижимое имущество (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.).
  3. Документы, подтверждающие право собственности на доли жилого помещения, в отношении которых оформляется отказ от преимущественного права покупки (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.).
  4. Справка о регистрации (в Санкт‑Петербурге — форма №9).
  5. Характеристика жилой площади (в Санкт‑Петербурге — форма №7).

Г) Документы на оформление отказа от преимущественного права покупки долей в праве собственности на жилое помещение:

  1. Документы, подтверждающие право собственности несовершеннолетнего:
    • документы, подтверждающие право собственности подопечного на недвижимое имущество (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.);
    • документы, подтверждающие право собственности на доли жилого помещения, в отношении которых оформляется отказ от преимущественного права покупки (документы о государственной регистрации права собственности, либо выписка ЕГРН, договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о праве на наследство по закону и др.);
    • справка о регистрации (в Санкт‑Петербурге — форма №9);
    • характеристика жилой площади (в Санкт‑Петербурге — форма №7).
  2. Документы о собственности на доли жилого помещения, в отношении которых оформляется отказ от преимущественного права покупки:
    • договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, договор купли‑продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство по закону и др.;
    • документы о государственной регистрации собственности.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица/представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность законного представителя заявителя, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (акт органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства).

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

  1. Свидетельство о рождении подопечного, выданное органами исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
  2. Справка о рождении подопечного формы №25, выданная органами исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
  3. Свидетельство о смерти родителей (родителя) подопечного, выданное органами исполнительной власти Санкт‑Петербурга; свидетельство об установлении отцовства в отношении подопечного, выданное органами исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
  4. Справка о регистрации подопечного в Санкт‑Петербурге (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА).

Основания для отказа в приеме документов:

  • наличие в документах повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
  • если в заявлении заявитель не указал свои фамилию, имя, отчество(последнее ‑ при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.