Профессионально личностные требования к учителю

Рубрики Статьи

Профессиональные требования к педагогу-руководителю хореографическим коллективом

Главная > Реферат >Культура и искусство

Профессиональная компетентность как главная

составляющая профессионализма педагога……………………3

2.1 Требования к теоретической готовности педагога……………5

2.2 Требования к практической готовности педагога…………….6

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой де­ятельности должны начинаться с ее субъекта, творца и созидате­ля. Существует философский принцип — подобное создается по­добным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учи­телю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся пе­дагог XIX в. К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей лично­сти воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности».

Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообра­зен.

В своей работе я бы хотела рассмотреть следующие педагогические требования:

— профессиональная компетентность как главная составляющая профессионализма и педагогического мастерства учителя

Профессиональная компетентность как главная

составляющая профессионализма педагога.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

А. К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность — владение собственно профес­сиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, спо­собность проектировать свое дальнейшее профессиональное раз­витие;

социальная компетентность — владение совместной профес­сиональной деятельностью, сотрудничеством, a также приняты­ми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность — владение способами личност­ного самовыражения и саморазвития, средствами противостоя­ния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность — владение способами са­мореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самооргани­зации и самореа6илитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необ­ходимой для человека независимо от его профессии, компетент­ности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Существуют различные подходы к определению структуры про­фессиональной компетентности. Один из них связан c раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой — c выделением отдельных компетентностей в соответствии c ведущими видами профессио­нальной деятельности педагога в сферах: самостоятельной образовательной и преподавательской деятельностях; воспитательной деятельности; научно-методической и научно-исследовательской деятельностях; социально-педагогической и культурно-просветительской деятельностях; коррекционно-развивающей деятельности; управленческой деятельности.

Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) Си­стему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практи­ческой готовности педагога содержатся в квалификационной ха­рактеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессио­нального образования.

Требования к теоретической готовности педагога.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой о6щекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Педагог основной и средней школы имеет дело c той возрастной группой учащихся, которая обладает достаточно разнообразными общими и складывающими­ся профессиональными интересами. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате наличия у него широкого кругозо­ра, общей эрудиции, компетентности в различных областях — социальной, культурной, научной, технической, на основе которых и формируется творческая, духовно богатая личность, привле­кающая молодежь, притягивающая ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяются глубиной его знаний, в сфере преподаваемой им предметной области.

Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение наставником основами общетеоретиче­ских дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач.

Система психолого-педагогических знаний, необходимых любо­му учителю, включает в себя несколько блоков.

Прежде всего, он должен владеть психологическими знаниями o возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения.

Учителю необходимо знание особенностей педагогической де­ятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного само­воспитания и саморазвития.

Особенностью профессиональных знаний учителя является их комплексный характер, так как профессиональная компетентность и педагогическое мастерство во многом зависят от способности синтезировать знания из различных областей науки и практики и превращать их в личностное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования.

Действенность профессиональных знаний, перевод их в прак­тическую деятельность во многом определяются степенью овладе­ния педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.

Требования к практической готовности педагога.

Многообразие выполняемых педагогом профессиональных функций и видов деятельности отражается в перечне содержа­щихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть.

осуществлять процесс обучения учащихся младших возрастов c ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития лично­сти школьника и c учетом специфики преподаваемого предмета;

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, выполнять методическую работу в составе школьных ме­тодических объединений и в других ее формах;

поддерживать кон­такт c родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществ­лении семейного воспитания;

выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе;

решать организационно-управленческие задачи.

Для организации самообразования и совершенствования мето­дического мастерства учителю необходимо: ориентироваться в но­вейшей специальной и психолого-педагогической литературе, вла­деть различными способами познания и освоения окружающего мира, методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.

Основу профессиональной компетентности педагога составля­ет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою дея­тельность, правильно распределять свое время и находить оптимальные способы ее организации, умений самоконтроля, са­моанализа и самооценки ее результатов.

Умение строить педагогический процесс предполагает владе­ние учителем педагогической техникой — способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на орга­низацию педагогически целесообразного взаимодействия с уче­никами.

Первая группа средств педагогической техники связана c пси­хотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональ­ной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия и т. д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные) и невербаль­ные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окру­жающих, к которым относятся:

техника речи — ее эмоциональность, образность, интонаци­онная выразительность, ритм и темп, точность и языковая гра­мотность, четкость, дикция;

невербальные средства — владение мимикой, жестами, движе­ниями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педа­гогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать c по­мощью вербальных и невербальных средств. A. C. Макаренко пи­сал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» c 15-20 оттенками, когда научил­ся делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Дости­жение раскованности, свободы, внешней поведенческой вырази­тельности, владение мимикой и движениями требует от педагога

такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С.Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства — видео- и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника выполняет служебную роль и не поможет человеку, не обладающему другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учени­ками, глубокими профессиональными знаниями, развитыми пе­дагогическими способностями и умениями.

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляют основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими. Понятие «мастерство» характе­ризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятель­ности как искусства, как творческого процесса, в котором огром­ную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонаш­вили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками соб­ственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, т. e. вывод их на уровень процессуального сознания и от­крытия для себя мира как 6ы впервые, не заменишь никакими технологиями. B первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. «Мастерство — это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное реше­ние, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные воз­можности человеческого духа», — пишет Ю. П. Азаров.

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уни­кально, проявляется y каждого педагога-мастера совершенно ин­дивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целост­но и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства.

Профессионально личностные требования к учителю

2.1.6. Профессионально-значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» (Там же. С. 20). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. С.20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно Педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. С. 16).
Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, Характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).

Читайте так же:  Договор присоединения yota

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание (см. схему 5).
Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 86—89) и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным в данном пособии аспектам:
1. Психологические черты личности как индивидуальности:
а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
б) тенденция к лидерству;
в) уверенность в себе;
г) требовательность;
д) добросердечие и отзывчивость;
е) гипертимность.
2. Педагог в структуре межличностных отношений:
а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;
б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;
в) нормальная самооценка;
г) стремление к сотрудничеству с коллегами;
д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3. Профессиональные черты личности преподавателя:
а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
б) умение учитывать психологические возможности учащихся;
в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;
г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
д) обращение к учащимся по именам;
е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;
з) умение организовать всех учащихся сразу;
и) проверяет степень понимания учебного материала.
Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества (Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: 1998, С. 42—43).
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.
Доминантные качества
1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.
2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
4. Желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.
7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.
8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.
9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.
14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
Негативные качества
1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.
3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.
Профессиональные противопоказания
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Нравственная нечистоплотность.
3. Рукоприкладство.
4. Грубость.
5. Беспринципность.
6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
7. Безответственность.
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Профессионально личностные требования к учителю

Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культ. Ури; стремиться к воплощению в себе человеческого идеаллу.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования ги к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельностиі.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности?

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрирована выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и тд

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных х интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики

4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения

5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся

6. Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы

7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области

Научные исследования последних лет показали»ведущие»и»вспомогательные»способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесена к вспомогательнымднесена до допоміжних.

Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношением ния к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собо.

Читайте так же:  Негосударственная экспертиза список организаций

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имею кая блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда большой трудивныик.

Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, от дповидальнисть стремление постоянно повышать качество своего труда.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе си. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность во, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются я из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии йог в личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людией.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое. Руководитель д.психол.н водство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя бытьти изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельного решения любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, побуждающий учащихся следить за ним, равняться на него

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые неочикуваниших обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и безпора адности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще. АСМакаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться в образ на учащихся, не нервничать по мелочиібниць.

. Душевное чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота о су участниками и будущее своих воспитанников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколенийнь.

Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют ь об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь ь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать подати.

Воспитатель обязан требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бы быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личностейості.

Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословица, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комического стороны

Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками

. Педагогический такт — это соблюдения чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации

Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности. Среди них:: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического пр раке, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторских искусств и другие качества

. Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими п процесс человеческого развитияу.

. Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педа агогичнои квалификацииї.

Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педа. Агого должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступки и поведениенки.

Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:

. Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к. УЧН нов, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпение, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, быстроту и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, уме ния детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские умения, общительность, умение слушать.

. Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованные ость, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация на произ их ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.

. Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защиты Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своему ди.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Требования к учителю

Рис. 17. Качества педагога

Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен,

смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их». В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский рассудил, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом простоты — в пище и одежде; бодрости и трудолюбия — в деятельности; скромности и благонравия — в поведении; искусства разговора и молчания — в речах, подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».

Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к детям, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало; «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

В ряду требований к современному педагогу на ведущее место возвращается духовность. Своим личным поведением, отношением к жизни наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра. Сегодня многие общины требуют, чтобы учитель их детей был верующим человеком, которому они могли бы доверить нравственное воспитание своих чад.

Важное требование к учителю — наличие педагогических способностей -качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности

сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п. Выделены следующие виды способностей.

Организаторские — умение учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

Дидактические — умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.

Рецептивные — умение проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные — умение учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

Исследовательские воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

К ведущим способностям, по результатам многочисленных опросов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные сводятся к разряду сопутствующих, вспомогательных.

Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других профессиональных качеств — трудолюбия, честного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Читайте так же:  Образец приказа о внесении изменений в приказ о создании комиссии

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается

конкуренция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают те качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду их человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и др. Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманность слагается из интереса к личности, сочувствия ей, помощи, уважения ее мнения, знания особенностей развития, высокой требовательности к учебной деятельности и озабоченности ее развитием. Ученики видят эти проявления, следуют им сперва неосознанно, приобретая со временем опыт гуманного отношения к людям.

Учитель — это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога -профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих питомцев.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения и поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не

укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм очень вредят делу воспитания.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде всего предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности.

Нейтрализовать напряжение в ходе педагогического процесса помогает воспитателю чувство юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, пословица, афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога — соблюдении чувства меры в общении с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и др. Любовь к своему труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые его — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.

Учитель являет собой наглядный образец для подражания, своеобразный эталон того, как следует себя вести.

В начальной школе учитель — идеал, требования его — закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое «А Марья Ивановна сказала так» моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя.

.Ученики 3 класса пишут сочинение «Учитель». Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?

Сельские школьники единодушно согласились, что их учительница превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видят в нем самого доброго человека, понимая под добротой конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого: «чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась».

Небезынтересно отметить, что качества «хороший» и «добрый» отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый — всегда хороший. Кроме того, учитель должен быть умным — «чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы». Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти «. не подставляет оценок, которых у них не было». Весьма ценится сдержанность: «чтобы не кричал не разобравшись», «выслушивал ответы до конца». А кроме того учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий («чтобы ученики боялись и любили (!) учителя»), знает материал («а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки»), ласковый как мама, бабушка, веселый как сестра, требовательный («потому что я могу учиться на „4″ и „5″, а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь»), 15 учеников из 150, писавших сочинение, хотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке: «а то мама сердится и даже бьет».

Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению — черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения — явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения — уродливый пережиток прошлого.

Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения. осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!» Несколько лет подряд ее ставили в пример: владеет дисциплиной, умеет организовывать ребят, держит класс в руках. Вот это — «держать в руках» — наиболее точно характеризует сущность ее, увы, дидактогенического метода.

Болью проникнуты слова известного грузинского педагога Ш. Амонашвили, призывающего преобразовать дело обучения на началах гуманности. В одной из статей он вспоминает свои школьные годы, о том, с каким волнением и предчувствием неладного раскрывал возвращенную учителем тетрадь. Красные линии в ней никогда не приносили радости: «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно! На что это похоже! Вот

тебе за это!» — так озвучивалась голосом моего педагога каждая красная черточка. Ошибки, обнаруженные им в моей работе, всегда пугали меня, и я был не прочь выбросить тетрадь или, в лучшем случае, вырвать из нее зловещую страницу, заполненную этими, как мне казалось, бранящими меня знаками педагога. Порой я получал тетрадь, которая была испещрена не просто черточками, птичками (в сказках птички обычно вещают о чем-то хорошем, радостном, таинственном), а вдоль каждой строки были проведены волнистые линии, как искривленные от злости нервы моего учителя. Если в этот момент, когда он исправлял мою работу, я оказался бы рядом, то, наверное, такими же красными полосками он украсил меня самого.

. Но почему я тогда называюсь «учеником», если должен выполнять все задания только без ошибок? — думал я в детстве. Неужели учителя всего мира сговорились между собой охотиться и тешиться над ошибками своих учеников? Тогда можно предвидеть, как мы, дети, их баловали: ежедневно мы в своих рабочих и контрольных тетрадях допускали, по всей вероятности, несколько миллионов ошибок! «Учитель! -взывает Ш. Амонашвили. — Если ты хочешь усовершенствовать и преобразовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не забывай, что ты сам когда-то был учеником, и добивайся того, чтобы твоих воспитанников не мучили те же самые переживания, что мучили тебя».

Ни одна профессия не предъявляет к человеку таких высоких требований, как учительская. Посмотрим на итоговую таблицу профессиональных качеств (см. рис. 17), попытаемся «примерить» их на себя и увидеть, как много еще надо поработать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница».