Приказ по отчету за гсм

Рубрики Статьи

Компенсация ГСМ работнику: порядок оформления и выплаты

К горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, моторные и трансмиссионные масла, жидкости для охлаждения и тормозные.

Решение о компенсации ГСМ сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, должно быть оформлено приказом директора. Размер возмещаемых расходов следует указать в письменном соглашении, как того требует ст. 188 ТК РФ .

Для определения норм расходов топлива и других ГСМ можно использовать Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Документальное оформление

Любые расходы должны быть документально подтверждены, только тогда они смогут уменьшить налогооблагаемую базу. Это правило действует и в отношении возмещения расходов работника в связи с эксплуатацией личного автомобиля.

Для возмещения ГСМ необходимы следующие документы:

  1. Подтверждение права собственности работника на автомобиль (Свидетельство о регисорации ТС).
  2. Приказ о возмещении расходов.
  3. Дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее размер возмещения.
  4. Подтверждение служебного характера поездок.
  5. Экономически обоснованный расчет возмещения за расход ГСМ.
  6. Документы, подтверждающие произведенные издержки (чеки, товарные и ККМ).

Образец приказа

Образец дополнительного соглашения

Пункты 5 и 6 подтверждаются заполненным путевым листом, в котором указывается как маршрут поездки, так и показания спидометра, по которому можно рассчитать километраж и определить количество бензина, необходимое для поездки.

Если форма путевого листа, разработанная Госкомстатом, окажется сложной в заполнении, следует разработать и утвердить свой отчетный документ о поездках. В отчете должно быть указано время выезда и возвращения, дата и цель поездки, адрес места назначения.

Подробно о заполнении путевого листа рассказано в нашей статье на сайте.

Налогообложение компенсации ГСМ

Все виды законодательно установленных выплат не подлежат налогообложению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ , компенсация не облагается НДФЛ, а в соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ , на нее не начисляются страховые взносы.

Письмо Минфина от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 напоминает, что необходимым условием для того, чтобы сумма возмещения, выплаченная работнику, не облагалась страховыми взносами и НДФЛ, являются документальное оформление, экономически обоснованные расчеты и подтверждение служебной цели использования личного транспорта.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2018-2019 годах

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом в 2018 году.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены здесь.

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

Читайте так же:  Какой налог на машину на 300

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Расходы ГСМ: нормативы, отчетность, арбитраж

Практически в каждой компании есть как минимум один автомобиль. При этом необходим учет авто как основного средства, но и учет используемых ГСМ. Юлия Вольхина, эксперт продукта «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур, рассказала об особенностях установки нормативов и отчетности по ГСМ.

Нормировать расходы на ГСМ, согласно письмам Минфина РФ№ 03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года и № 03-03-06/1/20097 от 3 июня 2013 года, – это право организации, но не обязанность. Однако во избежание лишней напряженности при проверке налоговыми органами зафиксируйте нормы расходования горючего в учетной политике. Непрофильные организации могут выбрать один из возможных вариантов: разработать собственные нормы, применять информацию завода-изготовителя используемых транспортных средств или принять нормативы, рекомендованные Приказом Минтранса № АМ-23-р от 14 марта 2008 года.

При таком богатстве выбора все же рекомендую использовать разработанные ведомством нормативы или близкие к ним, так как именно на них ориентируются налоговики при проверке.

Факторы повышения

Впрочем, есть несколько факторов, которые позволяют предприятию повышать нормы – всего около 30 различных параметров. К ним, например, относятся: возраст транспортных средств, сезон эксплуатации автомобиля, количество жителей в населенном пункте, где эксплуатируется транспорт. Законодательство в части нормирования расходов на ГСМ меняется нечасто, это одна из самых консервативных отраслей экономики. В числе последних важных событий – распоряжение Минтранса № НА-90-р в 2015 году внесло корректировки в перечень транспортных средств и в размеры поправочных коэффициентов. Не забывайте, что нормы расхода ГСМ фиксируются в приложении к учетной политике организации, а любые изменения должны быть тут же зарегистрированы с указанием числа, с какого вступают в действие.

Подтверждаем расходы на ГСМ

Форма путевого листа как документа учета утверждена Постановлением Госкомстата России № 78 от 28 ноября 1997 года. Отдельные бланки предусмотрены для легкового транспорта, автобусов, грузовых машин и пр. Эти формы обязательны лишь для профессиональных перевозчиков. Непрофильные организации могут разработать свой бланк и отразить его в учетной политике компании как дополнительное приложение с образцом. Минфин указал на это еще в письме от 20 сентября 2005 года № 03-03-04/1/214. Для каждой машины оформляется отдельный путевой лист. Максимальный срок его действия – один месяц. В документе следует прописать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для конкретного транспортного средства. Важно помнить, что это первичный документ, он обосновывает факт эксплуатации автотранспорта, поэтому должен быть максимально подробным. С развитием технологий активно стало применяться GPS-отслеживание движения. Полезным будет знать, что, согласно письму Минфина от 16 июня 2011 года № 03-03-06/1/354, распечатку с данными о маршруте допускается использовать для подтверждения расходов на топливо.

Выбираем формы отчетности

Учет ГСМ, как и другие участки бухгалтерского учета, предполагает наличие отчетных форм, которые позволят контролировать объемы закупаемого топлива, сравнивать расходы с показателями счетчиков и пр. Непрофильные организации не обязаны составлять какие-то определенные своды, но когда машин на предприятии больше двух, будет проще учитывать затраты, если вести внутреннюю отчетность. Стоит отметить, что выбранные формы отчетности, сроки их оформления и ответственных лиц должен утвердить руководитель отдельным приказом.

Отчет о движении ГСМ

Первая из полезных отчетных форм – отчет о движении ГСМ. Составляет его сотрудник, материально ответственный за выдачу топлива, на основании первичных документов: ведомости учета возврата талонов, карточки учета расхода ГСМ, товарно-транспортных накладных, актов, требований и пр. Этим отчетом завершается работа с первичными документами, в нем должны найти отражение Ф. И. О. сотрудника, получающего топливо, виды топлива с указанием единиц измерения, цель выдачи. Важно отметить остаток на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие ГСМ. Основной отчет может сопровождаться приложениями, например, это могут быть приходно-расходные документы. Все бумаги заверяются ответственным лицом. На основе этого отчета бухгалтерия производит расчеты, в том числе и для фискальных органов по налогу на прибыль, и составляет необходимую документацию.

Ведомость учета выдачи ГСМ

В ведомости должно быть отражено все выданное сотрудникам предприятия горючее. Бухгалтерия выписывает ГСМ только после того, как водитель предъявит путевой лист или иной документ – конкретный порядок должен быть установлен в учетной политике. Топливо указывается в литрах, а масла – в килограммах. Итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости. Кроме того, в документе указывается: наименование и марка топлива, сведения о ТС, такие как марка, модель и регистрационный номер, сведения о водителе, а именно: его Ф. И. О. и табельный номер, дата выдачи ГСМ. Водитель и сотрудник, ответственный за выдачу горючего, обязательно должны проверить все данные и заверить ведомость. Одновременно с заполнением ведомости материально ответственный работник должен расписаться в путевом листе. В ведомость вносятся также данные о горючем, которое необходимо во время ремонта и техобслуживания ТС. Основанием для записей будут накладные и лимитно-заборные карты.

Основная законодательная база по учету путевых листов и расходов на ГСМ была принята еще в 2008 году, однако за эти годы накопилось достаточное количество судебных решений, которые вносят уточнения в трактовку нормативных документов.

Судебная практика

Основная законодательная база по учету путевых листов и расходов на ГСМ была принята еще в 2008 году, однако за эти годы накопилось достаточное количество судебных решений, которые вносят уточнения в трактовку нормативных документов. Показателен пример с путевыми листами. Повторюсь: единой утвержденной законодательством формы нет, в Приказе Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года есть лишь перечень параметров, которые должны быть в бланке путевого листа, в их числе данные об автомобиле, сведения о водителе, показания спидометра до и после поездки, маршрут транспортного средства и пр. По замыслу ведомства именно эта информация из путевого листа должна подтверждать факт использования транспортного средства, обосновывать затраченные на ГСМ средства. Однако в своем постановлении Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 года № А56-4991/2009 озвучил решение. Арбитр сообщил, что помимо путевых листов, принять к учету нужно иные документы, представленные ответчиком: договор с контрагентом, платежные поручения, товарные накладные, счета на оплату, счета-фактуры, иные документы, подтверждающие использование приобретенных ГСМ в производственных целях, ведомости выдачи талонов на ГСМ, регистры бухгалтерского учета талонов на отпуск ГСМ и пр. Все они могут стать подтверждением правомерности и обоснованности расходов, а значит, нет оснований для доначисления налога на прибыль и тем более пеней. Аргументируя свою точку зрения, ФАС ссылается на пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 «О бухгалтерском учете» (новая редакция – Федеральный закон № 402-ФЗ от 23 мая 2016 г.).

Затраты без ограничений

Еще раньше, в 2007 году, ФАС Московского округа вынес подобное решение (постановление АС от 28 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). Ведомство считает, что Налоговый кодекс не ограничивает компании в части учета затрат на ГСМ и содержание служебных автомобилей. Эта позиция нашла поддержку и в 2008 году, когда ФАС Центрального округа в своем постановлении по делу № А09-3658/07-29 уточнил, что Методические рекомендации № АМ-23-р от 14 марта 2008 года носят рекомендательный характер и указанные в документе положения не обязательны для всех организаций. Кстати, право фирм разрабатывать свои нормы учета ГСМ, задекларированное письмами Минфина № 03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года и № 03-03-06/1/20097 от 3 июня 2013 года, тоже порой оспаривается налоговыми органами. Однако позиция судов в таких случаях чаще всего остается на стороне предприятий, как, например, в решении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 года по делу № А53-24671/2014.

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Списание ГСМ, приобретенных по авансовым отчетам

Авансовый отчет водителя закрыт 14 апреля, но в него вошли чеки ГСМ, выданные в марте. Организация применяет общий режим налогообложения. Как списывается сумма ГСМ за март в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском и налоговом учете расходы по содержание служебного автотранспорта (в частности расходы на приобретение ГСМ) признаются на дату утверждения авансового отчета.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Правила выдачи подотчетных сумм и представления отчета по их использованию установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций организации выдают, в частности, наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями организаций.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Список сотрудников, имеющих право на получение денежных средств под отчет, определяется руководителем организации и утверждается соответствующим приказом. В данном приказе указываются также сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов. При отсутствии такого приказа подотчетное лицо обязано отчитаться в течение одного рабочего дня (письмо ФНС России от 24.01.2005 N 04-1-02/704).

Для расчетов с подотчетными лицами используется первичный документ — авансовый отчет (Указания по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (форма N АО-1), утвержденные постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55).
Выданная под отчет сумма не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50 «Касса» (п. 2 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Читайте так же:  Где можно оплатить налог на землю

Приобретенные горюче-смазочные материалы учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете приобретенные ГСМ отражаются по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо», в корреспонденции с кредитом счета 71 на основании утвержденного руководителем организации представленного работником авансового отчета (Инструкция по применению Плана счетов).

Возврат остатка неиспользованных средств подотчетным лицом в кассу организации отражается по дебету счета 50, кредиту счета 71.
Согласно п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой ГСМ, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются при наличии условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99.

Определение суммы расходов по ГСМ в бухгалтерском учете производится на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией. В бухгалтерском учете сумма расхода отражается по дебету счетов учета затрат 20 (25, 26, или 44) в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете списание ГСМ по путевому листу за вторую половину марта отражается на дату утверждения авансового отчета (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Расходы организации на приобретение ГСМ могут учитываться либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1, письма УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121663, от 14.11.2006 N 20-12/100253). Конкретный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Основным документом, на основании которого определяется расход и списание горюче-смазочных материалов, является путевой лист, типовая форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Типовые межотраслевые формы применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями. При этом приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 установлено, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Приказом N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Кроме того, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции (письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля все налогоплательщики должны учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. А в отношении автомобилей, для которых такие нормы данным документом не утверждены, рекомендуется руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6).

Однако существует и противоположная точка зрения.

Так, согласно письму УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 для целей налогообложения прибыли принимаются затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение, а также расходы на его обслуживание и ремонт.

ВАС РФ в определении от 14.08.2008 N 9586/08 отметил, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, соответственно, фактически произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, расходы в виде стоимости израсходованного бензина учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании путевых листов.

Для организаций, применяющих метод начисления, моментом признания расходов на содержание служебного автотранспорта в целях налогообложения прибыли является дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Следовательно, в целях налогообложения прибыли в рассматриваемом случае расходы на ГСМ за вторую половину марта на основании представленного путевого листа будут признаны на момент утверждения авансового отчета, то есть в апреле 2010 года.

Однако во избежание возможных налоговых рисков и претензий со стороны контролирующих органов при проверке рекомендуем организации обеспечить эффективность системы внутреннего контроля за своевременностью предоставления подотчетными лица авансовых отчетов (например, на конец каждого отчетного периода).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Расходы на ГСМ и путевые листы: есть ли прямая зависимость?

Для того чтобы затраты на ГСМ можно было признать в налоговых расходах, недостаточно одного факта приобретения топ­лива. Как показывает практика, налоговые органы требуют наличия путевых листов. Насколько правомерен такой подход контролирующих органов? Давайте разбираться.

По общему правилу для целей налогообложения прибыли расходы признаются, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (ст. 252 НК РФ). При этом подтверждающими являются документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ.

Требования к первичке

Требования к первичным документам содержатся в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 9 этого закона руководству компании разрешается самостоятельно утверждать любые формы первичных документов с соблюдением одного условия — документы должны содержать обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату его составления;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, или наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи названных выше лиц с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Напомним, что до вступления в силу Закона № 402-ФЗ компании обязаны были использовать унифицированные формы первичных документов, содержащиеся в соответствующих альбомах. В них содержалась и форма путевого листа. Но сейчас, как видите, законодательство о бухгалтерском учете не содержит такого жесткого требования.

Таким образом, исходя из норм законодательства, затраты на ГСМ, израсходованные в производственных целях, можно подтвердить документом, форму которого компания разработала
и утвердила самостоятельно. Из такой первички должно четко прослеживаться, когда была совершена поездка в служебных целях, а также содержаться данные о пробеге автомобиля и об объеме затраченного топлива.

Какая форма подойдет?

Как мы уже сказали, разработка форм первичной документации сейчас отдана на откуп компаниям. В то же время, как разъясняют специалисты Минфина России, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6700).

Обязательные реквизиты путевого лис­та, а также порядок его заполнения содержатся в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Приказ № 152). Так, согласно п. 3 названного документа в путевом листе должна содержаться следующая информация:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Обратите внимание: в Приказе № 152 сказано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть получается, что данная форма путевого листа распространяется на все организации, а не только на те, которые занимаются исключительно автоперевозками.

В то же время данный приказ был разработан во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Этот закон регулирует правоотношения в области предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, багажа и грузов. Таким образом, строго говоря, Приказ № 152 предназначен для автотранс­портных компаний, осуществляющих названную деятельность.

В связи с неопределенностью применения данного документа возникает вопрос: могут ли организации (не автоперевозчики) не составлять путевой лист или составлять, но без утвержденных Приказом № 152 реквизитов?

Данный вопрос стал предметом рассмот­рения Верховного суда (Определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529 по делу № А33-12312/2013). Отметим, что спор возник не с налоговой инспекцией, а с отделом ГИБДД. Но выводы, содержащиеся в судебном решении, интересны и с точки зрения налогообложения.

Компания осуществляла эксплуатацию легковых и грузовых автомобилей для перевозки сотрудников и грузов. В связи с тем что в этом случае сотрудники компании являются участниками дорожного движения, то, по мнению суда, организация обязана соблюдать порядок заполнения путевых листов, в том числе включать в них обязательные реквизиты. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок для собственных нужд не исключает обязаннос­ти по соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом. Таким образом, Верховный суд распространил требования по составлению путевого листа, предусмотренные Приказом № 152, на всех юридических лиц, включая тех, которые не занимаются предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов.

Отметим, что налоговики, так же как сотрудники ГИБДД, уверены в том, что наличие путевого листа необходимо. Налоговые органы на местах видят в путевом листе единственный документ, который может подтвердить расходы на приобретение ГСМ. Если же такой документ отсутствует, то расходы на покупку топ­лива налоговые органы исключают из налоговой базы при расчете налога на прибыль.

Читайте так же:  Осаго на профсоюзной

Однако при рассмотрении налоговых споров суды занимают позицию налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 25.10.2012 № А40-13623/12-75-66 (Определением ВАС РФ от 21.02.2013 № ВАС-1181/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

В нем арбитры отметили следующее. Организация не осуществляла перевозку пассажиров на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров. В связи с этим довод налогового органа о том, что с изданием Приказа № 152 для компании стало обязательно использование путевого листа, является ошибочным. Отметим, что аналогичные выводы содержатся в постановлении все того же Московского округа от 19.12.2008 № КА-А40/11889-08.

На наш взгляд, чтобы избежать проб­лем с признанием расходов на ГСМ для целей налогообложения прибыли, организации все же лучше иметь на руках путевой лист. Ведь содержащаяся в них информация поможет подтвердить обос­нованность произведенных расходов на приобретение ГСМ. При этом рекомендуем в форму путевого листа включить и обязательные реквизиты, предусмот­ренные Приказом № 152. Именно такой точки зрения придерживается и Минфин России. В своих разъяснениях контролирующие органы указывают, что для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ может подтвердить самостоятельно разработанный компанией путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, предусмот­ренные Приказом № 152. Такая позиция высказана в письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161.

Камни преткновения

К сожалению, даже наличие у компании путевых листов, оформленных по правилам Приказа № 152, не может дать стопроцентную гарантию того, что споров с налоговыми органами о правомернос­ти признания расходов на ГСМ не возникнет. Дело в том, что налоговые органы, преследуя фискальные интересы, находят изъяны в оформлении путевых листов и уже на этом основании снимают расходы. Приведем два примера.

Нет маршрута — скажи расходам «до свидания»

Ни Закон № 402-ФЗ, ни Приказ № 152 не включают в состав обязательных реквизитов путевого листа информацию о маршруте транспортного средства. Однако налоговики считают, что отсутствие в путевом листе данных о пройденном маршруте является достаточным основанием для признания понесенных расходов на приобретение ГСМ необос­нованными.

Совсем недавно этот вопрос рассмат­ривался в суде (постановление АС Поволжского округа от 24.04.2015 № А55-20840/2014). Расскажем суть дела.

Компании принадлежит автомобиль «Лексус», на котором ездит генеральный директор. Ему выписывались путевые листы, однако маршрут следования там не указывался. Вместо этого генеральный директор составлял отчеты о своих поездках.

Налоговики посчитали, что путевые лис­ты без указания маршрута следования указывают на то, что автомобиль не использовался в производственной дея­тельности организации. Отчеты генерального директора налоговики не стали даже рассматривать. Зато их рассмотрели в суде. Арбитры указали следующее.

Согласно уже упомянутому нами письму Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, перечисленные в Приказе № 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на ГСМ. Следовательно, для признания спорных расходов достаточно того, что в путевом листе указаны лишь наименование документа, его номер и срок действия, сведения о собственнике или владельце транспортного средства, водителе и самом транспортном средстве. Что касается маршрута следования транспортного средства, то его могут подтвердить иные первичные документы. В данном случае заявителем были представлены отчеты генерального директора.

Отсутствие в путевых листах информации о маршрутах следования не дает оснований считать, что фактически организация использовала автомобиль не для служебных целей, так как эта информация среди обязательных реквизитов путевого листа в Приказе № 152 не упоминается.

С аналогичными требованиями проверяющих столкнулась компания, чье дело рассмотрено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2011 № А33-13602/2008. Налоговики также посчитали, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и ее адреса не поз­воляют судить о факте использования автомобиля в служебных целях, в связи с чем такие путевые листы не могут являться подтверждением расходов на приобретение ГСМ.

В ходе судебного разбирательства суды установили, что представленные организацией путевые листы содержат все обязательные реквизиты, а также информацию, подтверждающую факт расходования ГСМ. Арбитры указали, что такое составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ и не препятствует осуществлению налогового контроля за производственным характером использования автомобиля.

Суды пришли к выводу, что в действующем законодательстве отсутствуют нормативные определения понятий «место отправления» и «мес­то назначения». Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому, руководствуясь названной нормой Кодекса, арбитры отклонили довод налоговой инспекции о документальном неподтверждении расходов по приобретению ГСМ, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Срок действия путевого листа

Согласно п. 10 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом № 152, данный документ оформляется или на один день, или на срок, не превышающий одного месяца. Как видите, установление конкретного срока действия путевого листа дано на откуп организациям.

Специалисты финансового ведомства неоднократно подтверждали, что организация имеет право выписывать путевые листы на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (см., например, письмо Минфина России 30.11.2012 № 03-03-07/51). Более того, есть разъяснения финансис­тов, в которых они не против путевых листов, составленных на квартал. Так, в письме Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 сказано, что если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика на приобретение ГСМ. При этом ведомство указывает, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованнос­ти произведенного расхода (письмо Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327).

Однако анализ арбитражный практики показывает, что налоговые органы не всегда соглашаются с вышеприведенной позицией Минфина России. Примером может служить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282. В этом деле налоговиков помимо прочего не устроил тот факт, что компания составляла путевые листы раз в один (два) месяца. Суды, принимая сторону налогоплательщика, фактически процитировали позицию финансового ведомства и отметили, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованнос­ти произведенного расхода.

К аналогичным выводам арбитры приходили и ранее (постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2008 № А60-5889/08, Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29, Поволжского округа от 24.10.2006 № А12-8443/06-С61).

Путевой лист и личная собственность

Согласно ст. 188 Трудового кодекса при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается соответствующая компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием этого имущества. Таким образом, работник может для служебных поездок использовать собственный автомобиль, а компания будет компенсировать ему расходы.

В письме от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 специалисты финансового ведомства указали, что для целей налогообложения прибыли размер возмещения расходов должен подтверждаться:

  • документами, свидетельствующими о принадлежности автомобиля работнику на праве личной собственности;
  • расчетами сумм компенсаций;
  • документами, подтверждающими фактическое использование имущества в интересах работодателя (путевыми листами);
  • документами, подтверждающими суммы произведенных расходов.

Таким образом, чиновники полагают, что без путевого листа сумма полученной работником компенсации за использование личного транспорта подлежит обложению НДФЛ, а сама сумма компенсации не учитывается в налоговых расходах (см., например, письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406).

Что касается судебной практики по данному вопросу, то она неоднозначна. Так, некоторые арбитры соглашаются с налоговыми органами и признают правомерным исключение из состава расходов сумм компенсаций, выплачиваемых работникам за использование личных транспортных средств в служебных целях, если компания не оформляла путевые листы. При этом арбитры указывают, что для целей налогообложения прибыли расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих
обоснованность пробега. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005.

В то же время в судебной практике есть решения и в пользу налогоплательщиков. В постановлениях ФАС Центрального округа от 10.04.2006 № А48-6436/05-8 и от 25.05.2009 № А62-5333/2008 арбитры встали на сторону компаний. В этих решениях суды признали правомерным учет расходов на рассматриваемые компенсации даже в том случае, когда организация не оформляла путевые листы. Аргумент: выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не являющемуся водителем, компания не обязана.