Приказ о утверждении положения о нормировании труда

Рубрики Статьи

Официальный сайт МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьска

Добро пожаловать на официальный сайт школы №3

+7 (3496)

42-30-88 +7 (3496)

nojabrskschool3@mail.ru

Приказ № 534-од » Об утверждении положения о системе нормирования труда работников МБОУ СОШ№3 «

Уважаемые учащиеся 9-11-х классов и родители (законные представители)!

Военный комиссариат городов Ноябрьск и Муравленко ЯНАО продолжает работу по отбору кандидатов для поступления в 2019 году в военно — учебные заведения Министерства обороны РФ.

Телефон для справок 42-46-08

Уважаемые учащиеся 9-х классов и родители (законные представители)!

Начинается регистрация (прием) заявлений на ГИА — 19 по программам основного общего образования. Заявления принимаются в кабинете №106 (административное крыло) с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу. Ответственный за прием заявлений заместитель директора по УВР С.В. Панина. Прием заканчивается 1 марта 2019 года.

DataLife Engine — Softnews Media Group

Официальный портал муниципального образования Ачинский район

Приказ от 02.04.2018 № 0204/4-од Об утверждении Положения о системе нормирования труда

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр социального обслуживания граждан

пожилого возраста и инвалидов»

Ачинский район, п. Малиновка

Об утверждении Положения о системе нормирования труда в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

Руководствуясь приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о системе нормирования труда вмуниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (приложение).

2. Создать комиссию для проведения расчёта времени, затрачиваемого социальными работниками при оказании социальных услуг на оформление документации и регулярные поездки в составе: заведующие отделениями социального обслуживания на дому № 1 и № 2, специалист по кадрам, экономист 2 категории.

3. Комиссии в срок до 29.04.2018 организовать проведение анкетирования и самофотографий рабочего времени, затрачиваемого социальными работниками при оказании социальных услуг на оформление документации и регулярные поездки, осуществить расчёт времени, затрачиваемого социальными работниками при оказании социальных услуг на оформление документации и регулярные поездки, и утвердить его актом.

4. Специалисту по кадрам известить социальных работников о предстоящемизменении норм рабочего времени по форме согласно приложению 1 к Положению о системе нормирования труда вмуниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

5. Заведующим отделениями социального обслуживания на дому № 1 и № 2 использоватьматериалы расчёта времени, утверждённые актом, при оформлении табеля учёта рабочего времени социальных работников, не ранее, чем через два месяца после извещения социальных работников об изменении норм рабочего времени.

6. Признать утратившим силу приказ от 02.02.2015 № 22 «Об утверждении Положения о системе нормирования труда в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Яковлеву О.А.

Директор МБУ «ЦСО» Л.А. Плотников

к приказу МБУ «ЦСО»

от 02.04.2018 № 0204/4-од

О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ

БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И

1. Настоящее Положение о системе нормирования труда в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – учреждение) разработано в соответствии с нормами главы 22 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».

2.Система нормирования труда разрабатывается с учётом организационно-технических условий выполнения трудовых процессов в учреждении (используемое оборудование и материалы, методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).

3. Система нормирования труда в учреждении определяет:

— применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее — нормы труда), а также методы и способы их установления;

— порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

— порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новых методов работы и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда;

— меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

4. Основными целями системы нормирования труда в учреждении являются:

— создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, трудовых процессов, улучшения организации труда;

— обеспечение нормального уровня напряжённости (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании услуг);

— повышение эффективности оказания социальной помощи.

2.Содержание работ по нормированию труда

5. Содержанием работы по определению норм труда являются:

— анализ трудового процесса на основе стандарта оказаниясоциальной услуги, разделение его на части;

— выбор оптимального варианта организации труда, эффективных методов и приёмов работы;

— проектирование приёмов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

— определение норм труда в соответствии с особенностями трудового процесса, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения трудовых процессов.

6. Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределённый срок, для стабильных по организационно-технических условиям выполнения трудовых процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

7. Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утверждённых нормативных материалов для нормирования труда на срок не более 3 месяцев

8. Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

3.Анализ используемых норм труда и организационно-технических условий

9. Начальным этапом по нормированию труда является анализ состояния дел с нормированием в учреждении. В процессе анализа учитываются:

— используемые технологии, методики;

-степень обеспечения оказания социальной помощи, применяемые стандарты социальной помощи;

— параметры работы и обслуживания применяемого инвентаря и оборудования;

— условия труда на рабочих местах;

— формы организации труда, режимы труда и отдыха, в том числе регламентированные перерывы;

— другие параметры: характеристики выполняемых работ, рациональность разделения и кооперации труда.

4. Использование типовых норм труда

10. На основе типовых норм труда, установленных федеральными и региональными органами исполнительной власти, определяются соответствующие нормы труда для применения в учреждении.

11. Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупнённая норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации социальной помощи и труда.

12. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объёма работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

13. При определении норм труда на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым трудовым процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в области социального обслуживания. При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения трудовых процессов в учреждении используются типовые нормы труда.

14. Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают прогрессивные режимы работы, рациональные приёмы и методы труда, оптимальную занятость работников, максимальное использование возможностей рабочих мест, высокое качество работ и услуг, сохранение здоровья и работоспособности работников.

15. При планировании мер по повышению эффективности оказания социальных услуг типовые нормы труда используются в качестве эталона при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

16. При отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учётом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.

5.Порядок проведения хронометража

17. Для определения затрат времени на ту или иную повторяющуюся операцию применяется хронометражный замер. Хронометраж состоит в измерении затрат времени на все составляющие элементы трудового процесса в оптимальных организационно-технических условиях, соответствующих современным методам оказания социальной помощи.

18. Для проведения хронометража разрабатывается статистический инструментарий: словарь (перечень) видов деятельности и трудовых операций, анкета (лист наблюдений), карта самофотографий, карта справочных данных к листу наблюдений. При этом определяется единица наблюдений (например, затраты времени на одного получателя услуг по отдельным видам услуг или в среднем у социального работника).

19. При проведении хронометражных замеров объём наблюдений ограничивается определённым количеством однотипных исследований, манипуляций. При расчёте стоимостных оценок, разработке мер по стимулированию и т. п. определяются затраты рабочего времени различных групп персонала не на отдельную трудовую операцию, а на весь трудовой процесс.

20. Хронометраж проводится с соблюдением следующих правил:

— проведение специалистом высокой квалификации, хорошо знающим процесс оказания социальной услуги, осуществления иной трудовой функции;

— осуществление экспертизы объёма и качества работы, оценка соответствия оказываемых услугиндивидуальной программе;

— составление перечня (словаря) трудовых операций, свойственных должности и специальности наблюдаемого работника;

Читайте так же:  2 группа инвалидности 2 степень что это такое

— проведение при обработке хронометражных статистических данных регламентации частоты проведения отдельных видов работы, структуры рабочего дня и иных параметров;

— проведение расчёта величин норм труда с учётом значений, полученных по результатам самофотографий трудового процесса.

6. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда

21. Работники извещаются об изменении норм труда по форме (приложение 1 к настоящему Положению) не позднее, чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения трудовых процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчётов).

22. С учётом мнения представителя трудового коллектива о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

23. Перед введением новых норм труда проводится инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приёмам и методам выполнения работ с использованием индивидуальных и групповых форм их проведения.

24. При освоении новых видов работ (в т.ч. при внедрении стандартов социальной помощи) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения трудовых процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда применяются поправочные коэффициенты.

25. Периодичность проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда — один раз в пять лет. По итогам анализа принимается решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

26. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего инвентаря или оборудования.

27. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счёт высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приёмов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

7.Организация работы по нормированию труда

28. Организация и выполнение работы, связанной с нормированием труда, возлагается на экономиста и специалиста по кадрам. Организация и выполнение работы, связанной с нормированием труда социальных работников, возлагается на заведующих отделениями социального обслуживания на дому № 1 и № 2, экономиста и специалиста по кадрам.

8. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций)

29. В учреждении применяются следующие нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций):

ПРИКАЗ по ДОУ г. 66. О создании комиссии по разработке Положения о нормировании труда

1 ПРИКАЗ по ДОУ 6 f г. 66 О создании комиссии по разработке Положения о нормировании труда В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года 2190-р, и в целях создания условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда, выполнения стандартов оказания государственных услуг (муниципальных), а также повышения эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг ПРИКАЗЫВАЮ: 3. Создать комиссию по разработке Положения о нормировании труда (список прилагается). 4. Членам комиссии в срок до года разработать Положение о нормировании труда. 5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

2 Приложение к приказу от Состав комиссии по разработке Положения о нормирования труда Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 6 1.Белкина Валентина Михайловна 2. Иноземцева Ольга Александровна 3.Ульянова Наталья Ивановна 4. Суворова Елена Игоревна 5. Долматова Елена Анатольевна заведующая ДОУ зам.заведующей специалист по кадрам воспитатель воспитатель, председатель п/к

3 ПРИКАЗ по ДОУ г. 67 Об утверждении Положения о нормировании труда В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года 2190-р, на основании протокола 1 от г. общего собрания коллектива ДОУ 6 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о нормировании труда. 2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. И.о. заведующей О.А.Иноземцева

4 ощая ДОУ 6 В.М.Бслкина от ‘2014 дет с к и и с ад ^ Ь» жj! S \ комбинированного о Л вида 6.4 ^ * 7 / ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида 6 г.липецка * СОГЛАСОВАНО на общем собрании Протокол 1 от

5 ВВЕДЕНИЕ Настоящее Положение разработано в соответствии и на основании следующих нормативных актов: — Трудовой кодекс Российской Федерации; — Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»; — Постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части не противоречащей действующему законодательству); — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г р; — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»; — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».

6 1. Область применения СОДЕРЖАНИЕ 2. Термины и определения 3. Основные цели и задачи нормирования труда в Учреждении 4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в Учреждении 5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда 6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда на уровне учреждения 7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда 8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении

7 1 Область применения 1.1.Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а так же устанавливает порядок проведения нормативно — исследовательских работ по труду в ДОУ 6. Настоящее Положение вводится в действие для применения на всех подразделениях Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 6 г.липецка (далее Учреждение). 2. Термины и определения В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями: 2.1. апробация: Процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период результатов проведённых работ (нормативных материалов, норм труда) в целях анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую деятельность) в условиях приближенных к реальным (фактическим) и результативность учреждения аттестованные нормы: Технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда временные нормы: Нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливают на срок до трёх месяцев и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами замена и пересмотр норм труда: Необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его подразделений. Объясняется это стремлением работодателя повысить эффективность использования трудового потенциала работников, изыскать резервы, учесть любые возможности для повышения эффективности. 2.5.напряжённость нормы труда: Относительная величина, определяющая необходимое время для выполнения конкретной работы в конкретных организационно-технических условиях; показатель напряжённости — отношение необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам времени норма времени обслуживания: Величина затрат рабочего времени, установленная выполнения единицы работ, оказания услуг в определённых организационно — технических условиях. 2.7.норма затрат труда: Количество труда, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определённых организационнотехнических условиях норма обслуживания: Количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определённых организационно — технических условиях. Разновидностью нормы обслуживания является норма

8 управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест. 2.9,норма численности: Установленная числ нность работников определённого профессионально — квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определённых организационно — технических условиях нормированное задание: Установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда объем работ/услуг который работник или группа работников должны выполнять/оказать за рабочую смену (рабочий день), месяц или в иную единицу рабочего времени. Нормированные задания разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учётом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учётом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации резервов повышения эффективности труда отраслевые нормы: Нормативные материалы по труду, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики (образование, физическая культура, здравоохранение и т.п.) ошибочно установленные нормы (ошибочные): Нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчётов разовые нормы: Нормативные материалы по труду, устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы технически обоснованная норма труда: Норма, установленная аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и эффективное использование рабочего времени устаревшие нормы: Нормы труда на работах, трудоёмкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объёмов работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников межотраслевые нормы труда: Нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики местные нормы труда: Нормативные материалы потруду, разработанные и утверждённые в учреждении.

Читайте так же:  Социальные льготы детям войны

9 2.18.Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3 Основные цели и задачи нормирования труда в Учреждении. 3.1.Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определённых организационно-технических условиях для повышения эффективности труда. Главной задачей нормирования труда в Учреждении является установление обоснованных, прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов. 3.2.Цель нормирования труда в Учреждении — создание системы нормирования труда, позволяющей: — совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат; — планомерно снижать трудоёмкость работ, услуг; — рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей; — рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования. 3.3.Основными задачами нормирования труда в Учреждении являются: — разработка системы нормирования труда; — разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда; — анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги; — разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги; — разработка укрупнённых и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг; — повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования; — организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением; — обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда; — обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности; выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах; определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях f

10 учреждения; расчёт нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объёма работ, услуг; обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда Развитие нормирования труда должно способствовать совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению трудоёмкости выполняемых работ, росту производительности труда В целях рационального и эффективного достижения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приёмов и методов труда. 4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в Учреждении 4.1В Учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда: — положение об организации нормирования труда в Учреждении; — методические рекомендации по разработке норм труда; — методические рекомендации по разработке системы нормирования труда; — нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы выработки, обслуживания). 4.2.На уровне Учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчёте производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда Учреждение разрабатывает местные нормы труда самостоятельно. 4.3.Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям: — соответствовать современному уровню техники и технологии, организации труда; — учитывать в максимальной степени влияние техникотехнологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов; — обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряжённости (интенсивности) труда; — соответствовать требуемому уровню точности; — быть удобными для расчёта по ним затрат труда в Учреждении и определения трудоёмкости работ; — обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.

11 4.4.По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные. 4.5.Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ. 4.6.Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации труда. 4.7.Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы. 4.8.Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утверждённых норм труда на срок не более 1 (одного) года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда. 4.9.Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность Техническими обоснованными считаются нормы труда установленные на основе аналитических методов нормирования труда с указанием квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации Наряду с нормами, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно — техническим условиям работы, применятся временные и разовые нормы Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.). Они могут быть расчетными и опытно — статистическими. $ 4.13.Временные опытно — статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалиста по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период времени. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе — на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ. 5 Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда 5.1.Разработка нормативных материалов по нормированию труда в

12 Учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников. 5.2.Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованный нормы труда. 5.3.Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом с учётом факторов влияющих на нормативную величину затрат труда Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические. 5.5.Технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда: — предметов труда; — средств труда. 5.6.Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приёмами выполнения работ, режимами труда и отдыха. 5.7.Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ. 5.8.Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм на производительность труда, качество оказываемых услуг. 5.9.Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.). Учёт психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности Социальные факторы, как и психофизиологические факторы, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурнотехническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда — это содержательность и привлекательность труда и т.д Выявление и учёт всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда Учёт факторов проводится в следующей последовательности: — выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности; — определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы; — определяются ограничения, предъявляющие определённые требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его

Читайте так же:  Приказ мо ссср 150 1984

13 допустимые варианты; — выбираются сочетания факторов, при которых достигаютс эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса). Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления норм и нормативов Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчётов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод) Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, — опытно-статистическими Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитическиисследовательским или аналитически-расчётным При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям При аналитически — расчётном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчётом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования Аналитически-расчётный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования Совершенствование аналитически-расчётного метода осуществляется путём разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования Преимущества аналитически-расчётного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.

14 5.23.При разработке нормативных материалов по нормированию труда на предприятиях необходимо придерживаться следующих требований: — нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе методических рекомендаций, утверждённых для вида экономической деятельности; — нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их периода освоения; — проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней; — при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение представительного органа работников Нормы труда, разработанные с учётом указанных требований на уровне учреждений, являются местными и утверждаются исполнительным органом учреждения В целях обеспечения организационно — методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования нормативных материалов для нормирования труда, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения В тех случаях, когда организационно — технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются местные нормы труда Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа (распоряжения) работодателя с учётом мнения представительного органа работников установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм работники должны быть извещены до начала выполнения работ Порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно Не реже чем раз в два года структурным подразделением (службой) в организации, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником (работниками), на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемых руководством учреждения Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

15 6 Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда на уровне Учреждения На уровне Учреждения нормативные материалы разрабатываются работодателем Работодатель разработанные нормативные материалы направляет в представительный орган работников для учёта мнения Представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен предоставить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представителя работников В случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представитель работников имеет основания для подачи жалобы и рассмотрения его в судебном порядке Работодатель и представитель работников должны: — разъяснить работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться; — постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда. 7 Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путём анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы: — провести анализ выполнения норм труда (выработки) установленных в учреждении (проводится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на 15 % и более необходима организация проверки показателей нормативов и норм труда; -издать приказ о проведении проверки нормативных материалов с указанием периода; — создать комиссию с назначением ответственных лиц за процесс проверки нормативных материалов по нормированию труда на уровне Учреждения; — организовать рабочую группу с привлечением представительного органа работников; — провести выборочные исследования, обработать результаты; — провести расчёт норм и нормативов по выборочным исследованиям; -внести изменения и корректировки по результатам расчёта; -утвердить нормативные материалы с изменениями и известить работников согласно законодательству Российской Федерации.

16 8 Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении 8.1. Утверждённые в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места Учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя с учётом мнения представительного органа работников Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов в Учреждении следует провести следующие мероприятия: -проверить организационно — техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам; — разработать и реализовать организационно — технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда; -ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательству Российской Федерации Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно — технических условиях Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в Учреждении существующие организационно — технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются В случае если фактические организационно — технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.