Приказ о платежной дисциплине

Рубрики Статьи

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года

Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года

Президент Российской Федерации

3 ноября 2015 года

Изменения направлены на усиление платежной дисциплины в отношении потребляемых ресурсов — электрической и теплоэнергии, газа, воды и водоотведения.

В частности, предусмотрены пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для всех категорий плательщиков, включая население. При этом режим их взимания смягчен для граждан, ТСЖ и ЖСК. Так, за неоплату жилого помещения и услуг ЖКХ в первый месяц просрочки пени отменены. С 31-го по 90-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования. С 91-го дня — 1/130. Для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов с 1-го по 60-й день просрочки пени сохранены в размере 1/300 ставки рефинансирования, с 61-го по 90-й день просрочки — 1/170 и с 91-го дня просрочки — 1/130. Для всех остальных потребителей за неоплату энергоресурсов пени установлены в размере 1/130 ставки рефинансирования с 1-го дня просрочки.

Кроме того, во всех отраслях ресурсоснабжения введен механизм предоставления обеспечения оплаты энергоресурсов. В качестве такового предусмотрены банковские гарантии и другие виды обеспечения, согласованные сторонами. Перечень «неотключаемых потребителей» будет ежегодно утверждаться губернаторами соответствующих регионов в соответствии с правительственным порядком.

Ужесточена административная ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для граждан увеличен с 3-4 до 10-15 тыс. руб., должностных лиц — с 6-8 до 30-80 тысяч рублей, юрлиц — с 60-80 до 100-200 тыс. руб.

Также устанавливается административная ответственность за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод и др.

Решено наказывать за нарушение установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, теплоэнергии или теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 ноября 2015 г., в «Российской газете» от 6 ноября 2015 г. N 251, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6208

История рассмотрения и принятия Федерального закона

Подписан закон, направленный на повышение платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 октября 2015 года и одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается ряд мер, направленных на повышение платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов и введение дополнительных правовых гарантий для поставщиков таких ресурсов.

В частности, Федеральным законом устанавливается твёрдый размер пени за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения), а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов (передача электрической энергии, водоотведение), в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Для отдельных категорий потребителей и покупателей энергетических ресурсов (владельцы жилья, управляющие организации жилищно-коммунального комплекса, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы) устанавливаются различные величины и порядок расчётов таких пени.

Федеральным законом предусматривается внедрение системы гарантий оплаты энергетических ресурсов. В частности, Правительством Российской Федерации будут установлены критерии определения имеющих задолженность по оплате энергетических ресурсов потребителей. Такие потребители будут обязаны предоставить поставщикам энергетических ресурсов обеспечение исполнения обязательств по оплате в виде независимой гарантии.

Уточняется порядок ограничения режима потребления электрической энергии для неотключаемых потребителей электрической энергии.

Читайте так же:  Пенсия как источник дохода

Федеральным законом вводятся дополнительные условия для заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

заключение предполагаемым арендатором договора энергоснабжения и (или) купли-продажи электрической энергии (а в случае аренды объекта теплоснабжения – также договора поставки газа);

предоставление предполагаемым арендатором поставщикам энергетических ресурсов банковских гарантий исполнения обязательств.

Также определяются основания для расторжения указанных договоров аренды.

Уточняется предмет федерального государственного энергетического надзора, к которому отнесена деятельность потребителей электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, использующих энергопринимающие устройства, предназначенные для бытовых нужд, и энергопринимающие устройства, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается ряд новых составов административных правонарушений в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

«Газпром» объяснил долги жителей Чечни низкой платежной дисциплиной, а не войной

Ранее министр Чечни Джамбулат Умаров заявил, что задолженность образовалась за период боевых действий в регионе

Москва. 22 января. INTERFAX.RU — «Газпром» во вторник выступил с первым подробным комментарием относительно рискующего стать прецедентным решения чеченского суда о списании 9 млрд рублей долгов за газ.

Курирующий внутренний рынок заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил журналистам, что упомянутая задолженность сформировалась в результате низкой платежной дисциплины населения, а не в ходе военных действий. Он предостерёг, что это решение суда может быть воспринято большинством потребителей энергоресурсов, исправно оплачивающих поставки, как несправедливое по отношению к ним.

«Период возникновения задолженности, о которой идет речь, не связан с периодом военных действий на территории республики, как это звучало в ряде комментариев. Долги возникли в связи с низкой платежной дисциплиной населения», — заявил Голубев.

Он отметил, что, действительно, на Северном Кавказе реализуется комплекс мер по оздоровлению ситуации в газовой сфере. В том числе по инвентаризации абонентских баз — с целью повышения их достоверности, внедрению автоматизированных систем учета — для исключения из процессов человеческого фактора, предпринимаются совместные действия с правоохранительными органами по выявлению незаконного потребления газа и прочих нарушений законодательства, в том числе — Уголовного кодекса.

«Призывы к «списанию» долгов ведут к подрыву этой кропотливой, сложнейшей работы, которая осуществляется на протяжении многих лет. Для предотвращения возникновения «социальной напряженности» необходимо усилить поддержку действий группы «Газпром» в этой комплексной работе. Законные требования поставщика не могут являться причиной «напряженности», у проблемы более глубокие корни», — считает зампред правления «Газпрома».

«Неплатежи и большое количество правонарушений при использовании газа привели к высокой степени обветшалости и ненадежности газовых сетей в регионах Северного Кавказа. Это создает прямую угрозу здоровью и жизни людей. Неукоснительная платежная дисциплина — один из факторов безопасности газового хозяйства», — подчеркнул он.

«Принятое судом первой инстанции решение противоречит действующим нормам права. Срок исковой давности может быть прерван путем признания долга должником или приостановлен. Реальное истечение сроков исковой давности судом не исследовалось. Более того, учет задолженности как реальной к взысканию или безнадежной не влияет на прекращение обязательств и не влияет на возможность предъявления исковых требований о взыскании такой задолженности», — пояснил топ-менеджер.

«Признание задолженности безнадежной, то есть возможной к списанию, осуществляется непосредственно хозяйствующим субъектом, с учетом совокупности сложившихся обстоятельств. Суд не запрашивал, а компания соответственно не представляла данные, позволяющие отнести данную задолженность к безнадежной. Вместе с тем действующим законодательством установлено, что органы прокуратуры не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций», — сказал он.

Голубев также отметил, что обязанность оплачивать потребленные коммунальные ресурсы является общей для населения Российской Федерации, основанной на законе, и не может расцениваться как фактор социальной напряженности.

«Решение о списании задолженности будет воспринято добросовестными плательщиками, которых абсолютное большинство, как несправедливость по отношению к ним», — подчеркнул Голубев.

Министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил, что республика аккуратно платит по долгам, но не оплачивала газ во время боевых действий в регионе. «Чеченская Республика в данном случае за время вот той задолженности, которая образовалась в течение боевых действий, платить не должна. И я считаю, что это совершенно правильно»,- сказал он.

Суд постановил списать долги

Ранее прокуратура Чечни сообщила, что Заводской райсуд Грозного обязал «Газпром межрегионгаз Грозный» списать 9 млрд рублей долгов за газ из-за истечения срока давности «как безнадежные к взысканию».

В сообщении отмечалось, что ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» не составило документы, «необходимые для списания дебиторской задолженности населения, которая в силу истечения сроков исковой давности стала безнадежной к взысканию», нарушив тем самым «требования законодательства и внутриведомственного приказа».

Прокуратура посчитала, что сложившаяся ситуация, связанная с массовым предъявлением требований об оплате фактически «безнадежной к взысканию задолженности», «создавала в обществе социальную напряженность и могла повлечь протестные выступления населения».

Читайте так же:  Кассационная жалоба может быть подана на решения

Во вторник стало известно, что ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» подало апелляционную жалобу на решение суда о списании долгов.

Ministry of Energy

Представитель Минэнерго принял участие в пресс-конференции, посвященной вступлению в силу закона об укреплении платежной дисциплины

Москва, 16 февраля. – Начальник отдела развития нормативной базы отрасли Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Андрей Максимов принял участие в пресс-конференции, посвященной началу правоприменения закона об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов (Федеральный закон №307). Изменения нормативно-правовой базы были приняты в конце 2015 года.

«Ситуация с долгами вызывает большую озабоченность и Министерства, и Правительства России, — отметил в начале своего выступления Андрей Максимов. – На начало 2016 года совокупные долги за поставки коммунальных ресурсов составляли около 800 млрд рублей. Мы рассчитываем, что сам федеральный закон и подзаконные акты, которые Минэнерго сейчас разрабатывает, помогут исправить ситуацию».

Представитель Минэнерго России подчеркнул, что борьба с действиями недобросовестных потребителей энергоресурсов на розничном рынке является основой для нормального развития всей производственной цепочки в электроэнергетике.

«Невозможно решить проблему платежной дисциплины, если деньги не получены от потребителей. Когда мы говорим о долгах сбытовых компаний перед поставщиками и сетевыми организациями, нужно понимать, что если эти деньги не получены от потребителей, бесполезно усиливать дисциплину в середине цепочки энергоснабжения».

Андрей Максимов заявил, что Минэнерго поддерживает шаги по упрощению порядка платежей, в частности возможность внедрения прямых договоров поставщиков энергоресурсов с конечными потребителями.

«Речь не всегда идет о воровстве денег, но зачастую это нецелевое их расходование: например, когда управляющая компания собрала платежи за электроэнергию и сделала на них ремонт», — рассказал представитель Минэнерго России. «Там где ресурсоснабжающая компания видит, что деньги собираются, но не доходят до нее, будет инициирован переход на прямые договоры. Здесь у нас общее понимание с Минстроем России», — отметил Андрей Максимов.

По словам представителя Минэнерго, в настоящее время ведется работа по подготовке подзаконных актов к ФЗ-37. В частности, будет регламентирован порядок предоставления финансовых гарантий поставки электроэнергии, тепла, воды и газа, а также уточнена процедура ограничения потребителей-должников.

«Мы сделаем процедуру понятнее для потребителя, но в то же время добавим и механизм ответственности, в том числе административной», — подчеркнул Андрей Максимов. По его словам, также прорабатываются механизмы по синхронизации процедуры применения механизмов финансовых гарантий участников рынка во всей цепочки производства, поставки и потребления энергоресурсов.

Представитель Минэнерго также прокомментировал идею создания единых расчетных центров по оплате коммунальных услуг. По его словам, вопросы функционирования таких центров сейчас прорабатываются Министерством. Он также отметил, что нынешняя структура сбора платежей предполагает экономическую заинтересованность энергосбытовых компаний в работе по взысканию долгов у недобросовестных потребителей, что будет нивелировано при внедрении расчетных центров.

Министерство энергетики

Вячеслав Кравченко рассказал о механизмах укрепления платёжной дисциплины в ТЭК на Парламентских слушаниях

19 июня, Москва. – Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко выступил с докладом на Парламентских слушаниях Государственной Думы Российской Федерации на тему «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

В своём выступлении Вячеслав Кравченко отметил, что Минэнерго России держит на постоянном контроле ситуацию с платежами на рынках электрической энергии и проводит регулярный мониторинг состояния задолженности, в том числе потребителей электрической энергии. «Для решения проблемы неплатежей в электроэнергетической отрасли необходимо как принятие системных решений, включая совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, так и улучшение деятельности электроэнергетических компаний по урегулированию задолженности», — отметил замминистра.

Вячеслав Кравченко напомнил, что Федеральный закон № 307-ФЗ был разработан в целях изменения сложившейся в 2015 году ситуации с ростом неплатежей, в первую очередь, в электроэнергетике со стороны гарантирующих поставщиков в отношении компаний электросетевого комплекса. «При анализе сложившейся в ТЭК и ЖКХ ситуации оказалось необходимым расширить сферу действия норм указанного Федерального закона на всю цепочку: ресурсоснабжающие организации – компании, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ – потребители. При этом эти решения предлагалось применить к отношениям по поставке энергоресурсов в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», — добавил замглавы энергетического ведомства.

Вячеслав Кравченко рассказал, что несмотря на принятые меры, уровень задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии продолжает оставаться значительным: «По состоянию на 1 июня 2017 года общая задолженность участников оптового рынка составила 63,4 млрд. руб. Рост задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности с начала 2017 г. составляет 2,9 млрд. руб.». Комментируя ситуацию на розничных рынках, замминистра отметил, что по состоянию на 21 мая 2017 года общая задолженность участников розничных рынков составила 264,14 млрд. рублей, прирост составил 39,8 млрд. руб. за период с 01.01.2017 по 21.05.2017.

При этом, по словам Вячеслава Кравченко, население не является основным источником неплатежей. «В сфере электроэнергетики, около 52% от общей суммы задолженности на розничных рынках — это организации непромышленного сектора. На их долю приходится — 131,7 млрд. руб», — сказал замминистра, добавив, что в отношении этих должников должен работать механизм финансовых гарантий платежа.

Читайте так же:  Как получить выписку звонков

По результатам Парламентских слушаний «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» участники мероприятия отметили, что после принятия Закона были решены следующие задачи:

— установлена законная неустойка за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии), тепла, газа и воды;

— введена обязанность по предоставлению гарантий оплаты некоторыми категориями потребителей электрической энергии, услуг по ее передаче и иных энергетических ресурсов (включая гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации);

— расширены возможности для введения режима потребления энергетических ресурсов;

— усилена административная ответственность за самовольное подключение к системам инженерно-технической инфраструктуры, установлена административная ответственность за нарушение порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате энергетических ресурсов и нарушения порядка введения ограничений режима и потребления;

— установлена ответственность по оплате задолженности за энергоресурсы при передаче систем жизнеобеспечения поселений в аренду и концессию.

Приказ о платежной дисциплине

Уважаемые абоненты, напоминаем вам о необходимости своевременно оплачивать потребляемое газовое топливо!

Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» от 03.11.2015 устанавливает ответственность для конечных потребителей за нарушения платежной дисциплины по оплате за газ и прочие энергоресурсы.

В соответствии с упомянутым Федеральным законом, а также Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа», несвоевременная или неполная оплата юридическими лицами поставок природного газа влечет административную ответственность для должностных лиц в виде штрафа размером от 40 до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок 2-3 года, для юридических лиц – в виде штрафа от 100 до 300 тыс. руб. Кроме того, газовая компания получает законное право на ограничение или полное прекращение подачи газа должнику. Нарушение потребителем режима ограничения или прекращения подачи газа, иначе говоря – самовольное подключение к газопроводу, чревато для должностных лиц штрафом до 100 тыс. руб. или дисквалификацией на срок 2-3 года, а для юридических лиц – штрафом в 100-200 тыс. руб.

Согласно действующему законодательству (пункт 1 ст. 317 ГФ РФ) поставщик газа имеет право на взимание с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. В добавок к этому при задержке платежа производится ежедневное начисление пени по следующему алгоритму — для управляющих компаний и теплоснабжающих организаций при сроке задержки оплаты от 1 до 60 дней – в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, от 61 до 90 дней – 1/170 ставки рефинансирования ЦБ, от 91 дней и более – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ. Для всех прочих организаций начисление пени производится с 1 дня и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.

Все предприятия-должники своевременно предупреждаются о необходимости погашения задолженности, проводятся переговоры с участием руководителей этих организаций и руководителей органов местного самоуправления, составляются графики погашения задолженности. Должникам предъявляются штрафные санкции за несвоевременные расчеты за газ. В случаях, когда вопрос оплаты не решается, ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» рассматривает возможность введения ограничении поставок газа вплоть до полного прекращения газоснабжения должника в связи с неисполнением обязательств по расчетам.