Приказ о дистанционном обучении в институте

Рубрики Статьи

Дистанционное обучение клиницистов по трансфузиологии (по приказу 183 н)

Институт усовершенствования врачей ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России информирует о положительном опыте дистанционного обучения врачей, переливающих кровь, на цикле «Трансфузиология для врачей клинических отделений».

Для прохождения дистанционного обучения в течение 18 часов слушатели получают индивидуальный компьютерный доступ на образовательный портал, где изучают документы, видеолекции, проходят тестирование. Стоимость обучения 1 слушателя – 3000 руб. По результатам цикла выдается бессрочное удостоверение об обучении, соответствующее требованию п.7 приложения к приказу Минздрава России от 02.04.2013 №183н «Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов».

По отдельной договоренности могут быть организованы выездные циклы кафедры трансфузиологии.

С условиями оказания образовательных услуг можно ознакомиться:

по телефонам

  • (499)464-4663 – учебно-образовательный отдел
  • (495)211-7951 – кафедра трансфузиологии

Запросы и документы можно отправить по электронным адресам :InstitutUVr@yandex.ru и ezhiburt@yandex.ru

Прилагаем скан официального письма. Если кому-то нужно отправить его персонально — дайте знать, пожалуйста.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ” (не вступил в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765) и подпунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; № 46, ст. 6392; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741; 2017, № 3, ст. 511; № 17, ст. 2567; № 25, ст. 3688) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2017 г.
Регистрационный № 48226

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. № 816

Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

1. Настоящий Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы).

2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*(2);

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий*(3);

организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*(4);

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно*(5), посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.

9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»*(6), Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных»*(7), Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»*(8).

*(1) Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765) (далее — Федеральный закон № 273).

*(2) Часть 4 статьи 16 Федерального закона № 273.

*(3) Часть 1 статьи 28 Федерального закона № 273.

*(4) Часть 3 статьи 16 Федерального закона № 273.

*(5) Часть 1 статьи 28, пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, стр. 8220-8235, ст. 4673; 2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4449; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2007, № 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, № 29, ст. 3617; 2010, № 47, ст. 6033; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 46, ст. 6407; 2013, № 51, ст. 6697; 2015, № 10, ст. 1393.

Читайте так же:  Договор патронажной службы

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, № 27, ст. 4164; 2017, № 9, ст. 1276; № 27, ст. 3945; № 31, ст. 4772.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169; 2006, № 50, ст. 5280; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 20, ст. 2253; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4196; 2013, № 7, ст. 611; 2014, № 40, ст. 5320; 2015, № 48, ст. 6723; 2016, № 10, ст. 1317; № 22, ст. 3097; 2017, № 25, ст. 3596.

Обзор документа

Утвержден новый порядок применения электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ.

Местом осуществления образовательной деятельности по-прежнему является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. Организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников. При этом ранее речь шла об уровне подготовки по дополнительным профессиональным программам.

Предусмотрено, что организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся.

Организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся. Допускается отсутствие таких занятий в аудитории.

Если образовательные программы (их части) реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий, организация обеспечивает идентификацию личности обучающегося.

В отличие от прежнего порядка, в новом предусмотрены правила организации онлайн-курсов.

Прежний порядок применения электронного обучения, дистанционных технологий утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

/ Дистанционное обучение детей с ОВЗ / нормативно-правовая база / локальные акты ОУ

2013-2014 учебный год

Приказ МАОУ СОШ № 42 г.Томска » «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов» №212 от 31.08.2013 г. (doc)

Приказ МАОУ СОШ № 42 г.Томска «Об обеспечении эффективной контент-фильтрации» № 216 от 02.09.2013 г. (jpg)

Приказ МАОУ СОШ № 42 г.Томска » «Об организации дистанционного обучения в 2013-2014 учебном году» №214 от 02.09.2013 г. (jpg)

Правила проведения учителем дистанционных уроков в режиме реального времени. (jpg)

Порядок проведения контрольных работ при обучении с использованием дистанционных технологий детей-инвалидов. (jpg)

2012-2013 учебный год

Приказ МБО У СОШ №42 г. Томска «Об организации дистанционного обучения в 2012-2013 учебном году» №133а от 31.08.2012 г. (doc)

Приказ МБОУ СОШ №42 г. Томска «Об организации дистанционного обучения в 2012-2013 учебном году» №127-к от 25.09.2012 г. (doc)

Приказ МБОУ СОШ №42 г. Томска «Об организации дистанционного обучения в 2012-2013 учебном году» №160а от 04.10.2012 г. (doc)

2011-2012 учебный год

Приказ МОУ СОШ № 42 г.Томска «Об организации дистанционного обучения в 2011-2012 учебном году» № 200-а от 31.08.2011 г. (jpg)

Приказ МОУ СОШ № 42 г.Томска «О назначении ответственного за организацию дистанционного образования детей-инвалидов» № 247 от 06.10.2011 г. (jpg)

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 42 г. Томска. (doc)

Распространяется ли приказ Минобра России № 22 от 20.01.14г. На дополнительное профессиональное образование

Приказом Минобра России № 22 от 20.01.2014г. определен перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Прошу пояснить, распространяется этот приказ на дополнительное профессиональное образование. И что значит слово исключительно?

Мои контакты: тел. 8 903 328 2785, адрес: avpsar@yandex.ru.

Готов оплатить консультацию.

Ответы юристов (8)

Андрей, нет, приведенный Вами приказ на ДПО не распространяется.

Достаточно лишь обратить внимание на основание принятие данного приказа, а именно

подпунктом 5.2.4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 в силу которого Минобр осуществляет следующие полномочия:

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.4. перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

С этой целью и был принят рассматриваемый приказ, которым определен перечень направлений подготовки реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения. Приказом утвержден

перечень профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 1);
перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 2).

В силу ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
3.К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица,имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом дополнительное образованиене входит в состав общего или профессионального образования, что исключает применение по отношению к нему интересуемого Вас приказа.

, И что значит слово исключительно?
Андрей

Только с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в отсутствие непосредственного участия педагога в образовательной деятельности лично минуя информационные технологии.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Так как в приказе сказано:

Утвердить:
перечень профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 1);

То есть приказ распространяется на среднее проф.образование. То есть это не дополнительное, а именно проф.образование и на доп. образование приказ не распространяется.

Что касается слова — исключительно — то это значит что весь процесс получения образования проходит в эл.форме. Абсолютно весь.

приказ не касается ДПО — это вытекает прямо из самого приказа

Утвердить:
перечень профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 1);
перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 2).

то есть именно среднее проф. образование нельзя полностью дистанционно получать по этим специальностям

исключительно — означать только дистанционно вести весь процесс обучения— само же применение таких технологий- например получения каких то заданий- в принципе так быть может — но в остальном — обучение должно быть стандартным- то есть очным, очно-заочным и т.д.

в самом приказе нет сведений о его распространении на дпо, а законодательство- не запрещает при дпо использовать такие технологии- например

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2.1. Модели использования электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в дополнительном
профессиональном образовании
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:
полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);
частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя).
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП, очные занятия чередуются с дистанционными.
Применение (использование) этих моделей образовательной организацией обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно:
содержанием ДПП;
нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);
материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);
уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

Читайте так же:  Как заполнить заявление о распоряжении средствами материнского капитала

Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06
«О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)

По ФЗ об образованию —

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

То есть образование в электронном виде должно быть в полном объёме.

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)

Здравствуйте! Данный приказ распространяется на дополнительное профессиональное образование.

Это следует из ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ

(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)
«Об образовании в Российской Федерации»

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Также в Приказе Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» прямо отмечено, что

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий

А ключевым в данном случае будет являться Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

1. Настоящий Порядок устанавливает правилаприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы).
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Дополню к ответу, что в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации

от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 имеются разъяснения с ответами на вопросы. Один из вопросов.

Вопрос 9. Можно ли использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации дополнительных профессиональных программ?
Да, можно. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Настоящий Порядок устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным закономот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации .
— Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165).

Поэтому остаюсь при позиции, что Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий распространяется и на дополнительное профессиональное образование.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дистанционное обучение: особенности образовательных технологий электронного формата

В условиях постоянного развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным. Согласно данным Росстата, только в сфере высшего образования исключительно дистанционным образом обучается 30 421 студент [1] , не говоря уже о посещаемости дополнительных онлайн-курсов, тренингов и мастер-классов. В чем преимущества такой формы обучения и как получить качественные знания онлайн, читайте в этой статье.

Система дистанционного обучения в России и в мире

Основой дистанционного обучения обоснованно считается «корреспондентское обучение», которое возникло в середине 19 века в Британской империи. Взаимодействие со студентами осуществлялось через почту: преподаватель направлял стенографические тексты ученикам и таким же путем получал их на проверку.

Основная проблема доступности обучения — расстояние — была официально решена еще в 1828 году, когда королева Виктория дала разрешение Лондонскому университету ввести первый дистанционный «корреспондентский» курс. Такая организация снизила стоимость обучения и позволила именовать университет «народным».

В 30-х годах XX века развитию дистанционного обучения поспособствовало радио. Трансляция занятий позволила учащимся получать задания и прослушивать дискуссии, однако не участвовать в них. К 70-м годам начали набирать популярность телевизионные обучающие курсы, но все же проблема односторонности связи еще не была решена.

Классическим примером первого дистанционного вуза в 1969 году стал Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами Испании, Германии, Канады, а позже и России.

Однако именно появление интернета позволило развивать дистанционное обучение в интерактивной форме — в рамках двустороннего взаимодействия. В конце XX века количество дистанционных курсов в мире увеличилось практически вдвое [2] , а уже в начале XXI века эта форма обучения стала одной из самых популярных.

В России развитие дистанционного обучения ознаменовано приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В ходе реализации проекта 8 образовательными учреждениями (из них только одним государственным) было создано 588 учебных курсов и обучено более 200 000 студентов и слушателей. Для организации учебного процесса привлекалось более 13 000 педагогов и практиков [3] . Эксперимент показал удовлетворительные результаты качества подготовки: слушатели успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а десятки филиалов вузов-участников получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов. Специалисты в области образования отметили, что результаты эксперимента развеивают предубеждения против дистанционных методов обучения и позволяют считать их перспективным направлением для развития национальной системы образования.

Сегодня дистанционное обучение регулируется в первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Статья 13 этого закона утверждает реализацию образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

Согласно данным статистики, на начало 2017-2018 учебного года в Российской Федерации было зафиксировано такое количество образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий: 3097 — для бакалавриата, 265 — для специалитета и 1370 — для магистратуры [4] .

В процентном соотношении дистанционная форма обучения применяется в высшем образовании в 12,6% образовательных программ для бакалавриата, 8,2% — для специалитета и 9,5% — для магистратуры [5] .

Несмотря на такие показатели, исследователи утверждают, что дистанционное обучение в Российской Федерации по сравнению с другими странами применяется достаточно редко, хотя и пользуется заслуженной популярностью [6] . Попробуем разобраться, в чем же особенность дистанционных образовательных технологий и каков порядок их применения.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Несмотря на четкое разделение понятий «электронного обучения» и «дистанционных технологий» в Федеральном Законе, пользователи интернет-ресурсов часто применяют эти термины как синонимы. На самом деле, электронное обучение не обязательно дистанционное. Первое — обязательно подразумевает использование в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей. Второе же понятие предполагает взаимодействие студента и преподавателя в различных формах и видах на расстоянии.

Читайте так же:  Смещение груза при перевозке штраф

Таким образом, дистанционное обучение — это следствие развития электронного обучения, однако основная его характеристика состоит в возможности осваивать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них.

Дистанционные образовательные технологии делятся на такие виды:

  • кейс-технологии;
  • сетевые технологии;
  • информационно-спутниковые технологии.

Первый вид технологий включает методы и приемы, направленные на формирование и решение практических ситуаций самостоятельно и с помощью педагога. Второй вид ориентирует слушателей на использование электронных программ обучающего характера. Третий вид технологий дает возможность передавать данные и взаимодействовать преподавателям и обучающимся в реальном времени (просмотр видео- и аудиотрансляций, участие в вебинарах и конференциях, общение по электронной почте, в социальных сетях и форумах).

Как и стандартные образовательные программы, программы дистанционного обучения регулируются законами и подзаконными нормативно-правовыми актами в сфере образования. Вместе с тем существуют и узконаправленные приказы, ориентированные исключительно на эту сферу. В каком порядке применяются дистанционные образовательные технологии, расскажем в следующем разделе.

Программы дистанционного обучения

Порядок организации дистанционного обучения сегодня регламентирован приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно этому приказу дистанционные образовательные технологии могут применяться при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. Таким образом, ДОТ используются в:

  • основных общеобразовательных программах (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования);
  • основных профессиональных образовательных программах (среднего профессионального, высшего образования);
  • основных программах профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации);
  • дополнительных образовательных программах.

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение незаменимы при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации. При этом выделяют:

  • образовательные программы, реализуемые частично с помощью электронного обучения и дистанционных технологий;
  • образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий.

Для организаций, практикующих исключительно дистанционную форму обучения, государством установлены специальные требования. В частности, они должны обеспечить соответствующие условия для освоения материала вне зависимости от места нахождения слушателя и идентификацию последнего при оценке результатов обучения.

По данным портала moeobrazovanie.ru, в России наибольшей популярностью пользуются образовательные программы по следующим специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция» [7] . Все эти специальности можно освоить в том числе и с применением дистанционных технологий, что успешно демонстрируют московские вузы, в частности университет «Синергия», Московский институт предпринимательства и права (МИПП), Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича (МГИИТ), Московский гуманитарный институт (МГИ), Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) и еще более 30 вузов.

В какой же форме реализуется дистанционное обучение и как оно связано с заочным или очным образованием?

Формы дистанционного обучения

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании» обучение в образовательных организациях осуществляется в одной из трех форм: очной, заочной или очно-заочной. Каждая из этих форм предполагает использование дистанционных образовательных технологий, поэтому сопоставлять заочное и дистанционное обучение в корне неверно. Дистанционные технологии позволяют реализовывать инновационные методы во всех формах обучения, что делает их незаменимым помощником в любой образовательной программе.

Существует огромное множество форматов дистанционного обучения. Наиболее распространенные из них — это чат-занятия, веб-занятия, онлайн-конференции, однако на этих трех видах перечень не заканчивается. Например, компания Active Learning предлагает целую Энциклопедию форматов онлайн-обучения. В ней указано 22 наиболее эффективных формата [8] . Перечислим для примера первые десять из них:

  • диалоговый тренажер;
  • массовые открытые онлайн-курсы;
  • видео-лекция;
  • обучающая игра;
  • бизнес-симуляция;
  • подкастинг;
  • интерактивный кейс;
  • анимированная инфографика;
  • скрайбинг;
  • слайдовый курс.

Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой, видео- и графический формат для максимального вовлечения учащегося в осваиваемый материал. С помощью игровой или диалоговой основы реализуются как учебные и лабораторные, так и практические занятия. В рамках занятий, помимо объяснения материала, предусмотрен текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. При этом сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

Благодаря инновационным форматам дистанционное обучение имеет множество преимуществ, которые мы рассмотрим более подробно.

Преимущества и возможности дистанционного обучения

Несмотря на то, что дистанционного образования как такового не существует (есть только дистанционное обучение), говоря о дистанционном образовании, слушатели чаще всего подразумевают дистанционные курсы. Последние активно предлагаются в рамках программ колледжа, первого и второго высшего образования, магистратуры, аспирантуры, бизнес- и дополнительного образования. Популярность дистанционного обучения обусловлена широкими возможностями обучающихся:

  • освоением образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
  • получением диплома, который принимается любым учебным заведением высшего звена, а также внутренними и иностранными работодателями;
  • использованием консультаций, советов, оценок удаленного (территориально) эксперта (преподавателя) с обратной связью.

Из этих возможностей следуют преимущества, которые позволяют считать дистанционное обучение выгодным как для школьников и студентов, так и для состоявшихся специалистов определенного профиля. К основным преимуществам дистанционного обучения следует отнести:

  • возможность обучаться практически в любое время и в любом месте;
  • сокращение затрат на обучение (дистанционное обучение дешевле для потребителя услуг, поскольку организатор не несет расходов на аренду помещения и его обслуживание, как у преподавателей, так и у слушателей отсутствуют транспортные расходы);
  • сокращение временных затрат на обучение (сбор, время на дорогу и так далее);
  • право самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
  • возможность выбирать интенсивность обучения и уровень загруженности в конкретный момент времени;
  • отсутствие ограничения даты поступления в учебное учреждение.

Дистанционное обучение — это современная актуальная форма получения знаний в условиях высокого уровня развития информационных технологий. Она позволяет освоить практически любой курс в оптимальном для слушателя режиме без ущерба качеству образования.

Где можно получить высшее образование дистанционно?

Сегодня рынок дистанционного обучения в России развит достаточно хорошо. Такие услуги предоставляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения. Как разобраться в многообразии предложений и выбрать оптимальное место дистанционного обучения, нам рассказал эксперт приемной комиссии университета «Синергия»:

«Преимущества дистанционного обучения сегодня очевидны. Слушателей же в первую очередь интересует уровень такого обучения. По своему опыту знаю, что организовать обучение онлайн достаточно сложно. В первую очередь необходимы современные образовательные программы и учебно-методические материалы, кроме этого, большое значение имеет используемая вузом онлайн-платформа. Безусловно, не обойтись при дистанционном обучении и без квалифицированного персонала (профессорско-преподавательского состава, администраторов, ИТ-специалистов). С 2006 года университетом «Синергия» используется платформа MegaCampus, которая объединяет возможности обучающего портала и социальной сети. Над образовательными программами (которых сегодня уже более сотни) трудятся 50 докторов наук и 250 кандидатов наук. Сегодня в университете дистанционно обучается более 20 000 студентов, а более чем 10 000 человек являются постоянными слушателями семинаров, тренингов и участниками мастер-классов. Особой популярностью пользуются бизнес-программы, а также дополнительные курсы по управлению продажами, личностному развитию и тайм-менеджменту. Все эти цифры и факты приведены как аргументы, говорящие сами за себя: дистанционное обучение в «Синергии» — оптимальный выбор для тех, кому нужно образование».

P.S. Университет «Синергия» основан в 1988 году. За последние 10 лет, по утверждению представителей вуза, университет выпустил 90 000 слушателей. Среди неотъемлемых преимуществ учебного заведения — доступность обучения для любого региона, круглогодичное зачисление и ценовая политика.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №1900 от 28.01.2016 г.

Дистанционное обучение — наиболее гибкая форма обучения, позволяющая совмещать образование и работу.

Стоимость образования с помощью дистанционных программ может быть существенно ниже по сравнению с традиционной формой обучения.

Некоторые вузы предлагают доступные цены на обучение, а также скидки и гибкую систему оплаты.

Онлайн-обучение возможно для большинства программ среднего профессионального и высшего образования, а также магистратуры и аспирантуры.

При выборе учебного заведения стоит обратить внимание на наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также сертификатов и аккредитаций.

Некоторые учебные заведения предлагают круглогодичное зачисление на программы онлайн-обучения.

  • 1, 4, 5 https://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2017/во-2017/ФСН-ВПО-1-2017
  • 2 https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-v-obrazovatelnom-prostranstve
  • 3 http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_02/rk16_1.html
  • 6 https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-rossiyskie-realii
  • 7 https://moeobrazovanie.ru/specialities_rating_vuz/
  • 8 http://www.activelearn.ru/libformats

Дис­тан­ци­он­ное обу­че­ние в Рос­сии се­год­ня про­во­дит­ся по ог­ром­но­му ко­ли­чест­ву об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм, ори­ен­ти­ро­ван­ных на по­лу­че­ние са­мых раз­лич­ных спе­ци­аль­нос­тей и про­фес­сий. По­это­му, если вы на­стро­е­ны на дис­тан­ци­он­ную фор­му обу­че­ния, вам про­ще узнать, ка­кие су­щест­ву­ют на­прав­ле­ния под­го­тов­ки, по ко­то­рым не до­пус­ка­ет­ся при­ме­не­ние ис­клю­чи­тель­но дис­тан­ци­он­ных об­ра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий, в част­нос­ти, для это­го нуж­но изу­чить при­каз Ми­ноб­р­на­у­ки Рос­сии от 20 ян­ва­ря 2014 го­да № 22.