Приказ о делопроизводстве в мо

Рубрики Статьи

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. №170

МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации

  1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу) (далее — Инструкция).
  2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командую­щему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и военным комиссарам обеспечить в подчиненных органах военного управления, воинских частях, организациях и подразделениях изучение и соблю­дение положений Инструкции.
  3. Признать утратившей силу Временную инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденную Министром обороны Российской Федерации 19 августа 2009 г. № 205/2/588.
  4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.

ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ

МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от « 4 » апреля 2017 г. № 170

ИНСТРУКЦИЯ по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации

Особенности кадрового делопроизводства военнослужащих

Особенности кадрового делопроизводства военнослужащих

В процессе формирования нового облика Вооруженных Сил РФ роль кадровых органов возрастает. В ходе реформирования Вооруженных Сил происходит динамичное развитие военного законодательства, в том числе в части регулирования прохождения военной службы, что оказывает непосредственное влияние на кадровое делопроизводство военнослужащих и деятельность кадровых органов военного ведомства.

В настоящей статье рассматриваются нормативные требования к кадровым службам военных органов и кадровому делопроизводству военнослужащих-контрактников Вооруженных Сил РФ.

Кадровые органы являются структурными подразделениями воинских частей, предназначенными для обеспечения укомплектования войск военными кадрами и организации документационного обеспечения прохождения военной службы.
Военная служба, основываясь на базовых принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы и определяющих функционирование кадровых подразделений.

В отличие от государственной гражданской службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях.
Граждане, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — Российской Федерации.

Гражданин, поступающий на военную службу, должен соответствовать определенным медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, еще и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям к уровню образования, профессиональной и физической подготовке.
Отличительными особенностями военной службы являются ее строго обязательный характер, высокая степень императивности, обязательность выполнения служебных обязанностей каждым военнослужащим. Военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения и т.д.

Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения и на объем их служебных и личных прав, чем влияние классных чинов других государственных служащих на условия их службы. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от званий других государственных служащих.
Несение военной службы, уклад жизни и быт военнослужащих детально регламентированы особыми документами — общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ*(1). В них определены права и обязанности военнослужащих, характер взаимоотношений между ними. Уставы строго и точно определяют все стороны повседневной жизнедеятельности войск, дают исчерпывающие указания по вопросам поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках, что является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы.

Военная служба связана с риском для жизни военнослужащего и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, но беспрекословности подчинения требованиям командиров и начальников в любых условиях. Беспрекословность является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.
Наличие военной формы одежды и знаков различия также является особенностью военной службы*(2). Возможная форма одежды и знаки различия других государственных служащих, не являющихся военнослужащими, не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия военнослужащих. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено.
Специфика военной службы существенно влияет на характер служебных взаимоотношений, порядок их возникновения, развития и прекращения, что, в свою очередь, находит отражение в организации кадровых органов и кадровом делопроизводстве военнослужащих.
Общее руководство деятельностью кадровых органов в Вооруженных Силах РФ и контроль за ней осуществляет Главное управление кадров Министерства обороны РФ.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию и деятельность кадровых подразделений в Вооруженных Силах РФ, является «Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. N 160дсп*(3). По своему содержанию оно играет роль положения о кадровой службе.
Кадровые органы как структурные подразделения воинских частей и военных организаций непосредственно подчиняются соответствующим командирам и начальникам и под их руководством ведут кадровую работу. При осуществлении своей деятельности они руководствуются требованиями законодательства РФ о прохождении военной службы*(4), а также правовыми актами Министерства обороны РФ*(5).

В Руководстве определены функции кадровых органов. Условно их можно разделить на несколько групп: обеспечение и поддержание, аналитическая деятельность (прогнозирование, планирование, подготовка предложений), контрольные функции, работа с личным составом, справочная работа и собственно документационное обеспечение военно-служебных отношений.

К первой группе относятся следующие функции:
— обеспечение своевременного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ военными кадрами как в мирное, так и в военное время;
— обеспечение командиров оперативной и достоверной информацией об укомплектованности воинских частей;
— обеспечение своевременного присвоения воинских званий военным кадрам, в том числе и пребывающим в запасе, и награждения военных кадров и лиц гражданского персонала государственными наградами и военными геральдическими знаками.
Аналитическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:
— прогнозирование и планирование потребностей в военных кадрах;
— планирование подготовки или переподготовки и повышения квалификации военных кадров;
— планирование работы с офицерами и прапорщиками запаса, поступающими или призываемыми на военную службу, а также с гражданами, поступающими на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров и прапорщиков;
— планирование и организация плановой замены военных кадров, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами РФ;
— подготовка предложений по включению военных кадров в кадровый резерв, по их подготовке или переподготовке, дальнейшему служебному предназначению;
— подготовка расчетов и предложений по обеспечению организационно-штатных мероприятий, касающихся использования высвобождаемых военных кадров;
— подготовка предложений по реализации нормативных правовых актов РФ по вопросам прохождения военной службы;
— анализ и обобщение судебной практики по вопросам прохождения военной службы, передового опыта работы с военными кадрами и результатов использования новых кадровых и информационных технологий.
Работа с личным составом включает:
— изучение и подбор военных кадров, анализ их профессиональных и личных качеств, подготовка и внесение соответствующим командирам предложений по назначению военных кадров на воинские должности;
— постоянное изучение военных кадров, обеспечение согласованной работы воинских частей и военных комиссариатов в вопросах изучения и приписки офицеров запаса к воинским частям; принятие мер по подготовке и накоплению необходимых резервов военных кадров;
— организацию работы с офицерами и прапорщиками запаса, поступающими или призываемыми на военную службу, а также с гражданами, поступающими на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров и прапорщиков;
— организацию работы по подготовке, накоплению и учету ресурсов граждан, пребывающих в запасе, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков.
К контрольным функциям относятся:
— контроль за состоянием работы с военными кадрами в воинских частях, проверка деятельности кадровых органов в порядке подчиненности;
— контроль работы с кадровым резервом в кадровых органах нижестоящих командиров.

Документационное обеспечение прохождения военной службы включает:
— организацию работы по заключению контрактов о прохождении военной службы с военными кадрами;
— оформление допусков к сведениям, составляющим государственную тайну;
— подготовку проектов служебных документов, связанных с прохождением военной службы военными кадрами, и оформление соответствующих решений командиров;
— ведение учета приказов по личному составу, документов персонального, штатно-должностного и статистического учета военных кадров;
— заполнение, выдача, учет и хранение бланков удостоверений личности военнослужащего РФ и присвоение личных номеров;
— обеспечение проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
— учет поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ;
— организацию своевременного увольнения в запас или отставки военных кадров, выслуживших установленные сроки военной службы.
Кроме перечисленных функций, на кадровые подразделения возлагается также ведение справочной работы. Справочная работа по личному составу организуется и ведется в целях розыска и уточнения сведений о военнослужащих, военнообязанных, лицах, снятых с воинского учета. Она осуществляется посредством составления анкет-запросов, направляемых, в зависимости от содержания запрашиваемых сведений, в воинские части, архивы и организации.

Данное направление справочной работы необходимо отличать от справочной работы по нормативным правовым актам РФ, нормативным правовым актам Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, приказам и директивам командиров и начальников, которая заключается в учете и постоянном поддержании в выверенном состоянии всех находящихся в воинской части нормативных актов. Справочная работа по нормативным правовым актам выполняется в соответствии с «Наставлением по правовой работе в Вооруженных Силах РФ», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. N 10*(6).
Как видим, компетенция кадровых служб военных органов и организаций достаточно широка, она включает не только документационное обеспечение прохождения военной службы, но аналитическую работу, работу с личным составом, справочную работу и др. Большой объем работы связан с военнослужащими, находящимися в запасе, что принципиально отличает кадровые подразделения Вооруженных Сил РФ от гражданских органов.

Анализ нормативной базы Министерства обороны РФ позволяет выделить еще одну специфическую особенность кадровых подразделений. Они должны находиться в постоянной готовности к работе в военное время. С этой целью в мирное время на них возлагаются следующие обязанности:
— поддержание постоянной готовности к работе в период проведения мобилизации, при введении военного положения и в военное время;
— разработка плана мероприятий по обеспечению перехода кадровых органов на штаты военного времени и должностных обязанностей военнослужащих в период мобилизации и на военное время;
— разработка документов по укомплектованию воинских частей военными кадрами на военное время;
— отработка на учениях, учебных сборах и занятиях по командирской подготовке вопросов работы с военными кадрами в военное время.
В отношении документов по личному составу в военный период на кадровые службы возложены две обязанности:
— разработка плана мероприятий по приему и передаче личных дел военнослужащих, а также по своевременной эвакуации при объявлении мобилизации или с переводом воинских частей с мирного на военное положение;
— определение мест дислокации сборных пунктов личных дел и сообщение их почтовых адресов нижестоящим кадровым органам.
Оценка деятельности кадровых органов осуществляется на основе ряда критериев, к которым относятся:
— поддержание общей укомплектованности офицерами и прапорщиками, качественный состав офицерских кадров и прапорщиков;
— знание деловых и морально-психологических качеств руководящего состава, подготовка предложений по расстановке генералов и офицеров на основные командно-штабные воинские должности;
— работа с молодыми офицерами и прапорщиками — наставничество;
— выполнение плана увольнения;
— работа с офицерами и прапорщиками;
— планирование, аналитическая работа;
— стимулирование служебной деятельности офицеров и прапорщиков и некоторые др.
Среди важнейших критериев оценки деятельности кадровых органов — качество разрабатываемых документов по работе с военными кадрами, организация контроля исполнения служебных документов, состояние учета офицеров и прапорщиков и учетно-воинских документов, работа с письмами, жалобами и заявлениями, а также соблюдение законности в работе с военными кадрами. Последнее находит свое непосредственное воплощение в документировании военно-служебных отношений.
Важным фактором, влияющим на содержание и состав кадровой документации, является правовой статус военнослужащего. Он предусматривает ряд ограничений основных прав и свобод, обусловленных спецификой военной службы и осуществляемых в соответствии с федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» *(7). Так, военнослужащим запрещено состоять в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели; участвовать в забастовках. Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, в том числе по трудовым договорам или контрактам; запрещается заниматься предпринимательской деятельностью; получать гонорары за выступления, лекции и т.п. при осуществлении служебной деятельности.
Одновременно военнослужащий наделен специальными правами, важнейшим из которых является право на применение оружия в случаях, предусмотренных уставом гарнизонной и караульной службы.
Военнослужащие также имеют специальные обязанности, которые непосредственно связаны с прохождением военной службы. Главной специфической обязанностью военнослужащих является принятие Военной присяги на верность служению Отечеству и ее неукоснительное соблюдение.
Военнослужащие должны исполнять свои обязанности, не только находясь при исполнении поставленных задач, но также во время отдыха, в отличие от лиц, состоящих на гражданских должностях государственной службы, которые во время отдыха имеют общий правовой статус граждан Российской Федерации.
Специфика военной службы обусловила особые государственные гарантии военнослужащих. Помимо льгот, для военнослужащих предусмотрено отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие, надбавки за объем, значимость выполняемых задач, сложность и напряженность несения службы, а также другие выплаты, предусмотренные законодательством.
Перечисленные ос
обенности делают статус военнослужащего совершенно уникальным среди других государственных служащих, что также влияет на документационное обеспечение военно-служебных отношений, которое имеет ряд отличий от кадрового делопроизводства государственных гражданских служащих и наемных работников.
Общее руководство по организации и ведению делопроизводства в Вооруженных Силах РФ и пересылке документов по личному составу осуществляет Управление делами Министерства обороны РФ в соответствии с «Временной инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» (2009 г.)*(8). Документы по прохождению службы имеют типовую форму, установленную «Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации»*(9). Унифицированные формы первичной учетной документации в системе Минобороны РФ не применяются.
Приказы по личному составу военнослужащих являются основными документами, определяющими их служебное положение. Полномочия по изданию всех приказов по личному составу отнесены к исключительной компетенции Министра обороны РФ*(10).
Нормативной основой контракта о прохождении военной службы является военное, а не трудовое законодательство. Особенностью контракта с военнослужащими является то, что он имеет императивный характер и устанавливает лишь общее обязательство прохождения военной службы. Военное законодательство предписывает существенные различия в установлении момента вступления в силу контракта и формулирует основания для отказа в его заключении. Контракт о прохождении военной службы, в отличие от трудового договора, всегда носит срочный характер. Его заключение предполагает оформление особого комплекса документов, удостоверяющих личность военнослужащего. К ним относятся: удостоверение личности военнослужащего, военный билет и особый знак-жетон — личный номер.

В кадровом делопроизводстве военнослужащих присутствуют также такие документы, как повестка, рапорт, отношение, предписание, наставление, послужной список и т.п., которые не применяются в кадровом делопроизводстве гражданских служащих и наемных работников.

Отличительной особенностью аттестации военнослужащих является тот факт, что представление к присвоению очередных воинских званий происходит без рассмотрения на аттестационной комиссии. Аттестационные листы не составляются при решении следующих вопросов: о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность; о направлении на учебу; о включении в кадровый резерв; о представлении к награждению государственной наградой; присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности*(11).
Важным обстоятельством документирования увольнения с военной службы является издание двух приказов об увольнении: приказа по личному составу об увольнении с военной службы и приказа по строевой части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Основным документом персонального учета военнослужащих является его личное дело. Порядок ведения личных дел военнослужащих-контрактников осуществляется в соответствии с требованиями «Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил РФ», утвержденными приказом Министра обороны РФ от 19 декабря 2005 г. N 085*(12). В соответствии с ним кроме контракта в личное дело помещаются следующие документы:
— приказ соответствующего воинского должностного лица о назначении на должность;
— послужной список;
— автобиография;
— фотографии;
— аттестационные и дополнительные материалы;
— карточка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
— документы, характеризующие военнослужащего (анкета, копии документов об образовании);
— документы о прохождении переподготовки, повышении квалификации, стаже военной службы и др.
Листы документов, подшитых в личное дело, не нумеруются. В каждом разделе личного дела ведутся внутренние описи. Ранее составленные описи документов пересоставлению не подлежат.
Личные дела военнослужащих имеют гриф «секретно». Документы, подшитые в личное дело, и их копии на руки военнослужащим не выдаются.
При переводе военнослужащего в Вооруженные Силы РФ из других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и наоборот, личные дела составляются вновь. Документы из предыдущего личного дела помещаются в раздел «дополнительные материалы» вновь созданного личного дела, которому по заполнению присваивается гриф «секретно».
Архивное хранение кадровых военных документов осуществляется только в ведомственных архивах в соответствии с требованиями «Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденными Министром обороны РФ 31 августа 2005 г.*(13).
Подводя итоги, можно отметить, что в силу специфики военной службы, имеющей существенные отличия от службы гражданской, работа кадровых подразделений Вооруженных Сил РФ строго централизована, а кадровое делопроизводство военнослужащих представляет собой обособленную систему, полностью регламентированную нормативно-правовыми актами военного ведомства.

Читайте так же:  Договор купли-продажи квартиры образец 2019 москва

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями от 23 октября 2008 г., 14 января 2011 г., 29 апреля 2011 г., 29 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2007. N 47 (Часть I). Ст. 5749.
*(2) Указ Президента РФ от 11 марта 2010 г. N 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» (в ред. Указов Президента РФ от 30 сентября 2011 г. N 1265; от 27 октября 2011 г. N 1434) // СЗ РФ. 2010. N 11. Ст. 1194.
*(3) Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов) / Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2008. — Вып. 89. — С. 29.
*(4) «Положение о порядке прохождения военной службы»: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. Указа Президента РФ от 16 июня 2015 г. N 306) // СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3643.
*(5) Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 9 июля 2009 г.) // Российская газета. 2002. 4 дек. (N 230).
*(6) Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 30 декабря 2011 г.) // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2012]. URL: http://base.garant.ru/6396256/ (дата обращения: 10.11.2014).
*(7) Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 9 июля 2009 г.) // Российская газета. 2002. 4 дек. (N 230).
*(8) Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации: утв. приказом Министра обороны РФ 19 августа 2009 г. N 205/2/588 // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [c ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2012]. URL: http://base.garant.ru/55171107/, свободный.
*(9) Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 9 июля 2009 г.) // Российская газета. 2002. 4 дек. (N 230).
*(10) Приказ Министра обороны РФ от 05 октября 2011 г. N 1818 «О приказах по личному составу» (документ опубликован не был).
*(11) Приказ Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. N 444 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. 2012. N 124.
*(12) Справочник по кадровой работе в военных организациях: Практическое издание / Астахов А.А. — Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант.» — М.: «За права военнослужащих», 2009. — Вып. 98. — С. 180.
*(13) Приказ Министра обороны РФ от 31 августа 2005 г. N 200 «Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями от 13 ноября 2006 г., 30 мая 2009 г.); (документ опубликован не был) // Интернет-версия ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», 1990-2011] URL: http://iv.garant.ru/SESSI0N/PIL0T/main.htm, свободный. Дата обращения: 12.11.2014.

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 10 Декабрь 2015 в 7:19 и находится в рубриках Новости.

Об утверждении Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области

Распоряжение Губернатора МО от 05.08.2008 N 314-РГ

В целях совершенствования системы документационного обеспечения деятельности Правительства Московской области, установления единого порядка ведения делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее — Инструкция) и ввести ее в действие с 1 сентября 2008 года.

2. Руководителям центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, министру Правительства Московской области — руководителю аппарата Правительства Московской области Агапову Р.В. обеспечить соблюдение Инструкции в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области.

3. Управлению по обеспечению деятельности аппарата Правительства Московской области (Манушкин Ю.А.) обеспечить изготовление Инструкции в необходимом количестве.

4. Признать утратившими силу с 1 сентября 2008 года:

распоряжение Губернатора Московской области от 27.12.2002 N 1193-РГ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области»;

распоряжение Губернатора Московской области от 30.06.2006 N 395-РГ «О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области».

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Московской области — руководителя аппарата Правительства Московской области Агапова Р.В.

Губернатор Московской области
Б.В. Громов

Утверждена
распоряжением Губернатора
Московской области
от 5 августа 2008 г. N 314-РГ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1.1. Инструкция по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее — Инструкция) разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Московской области, Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и устанавливает единые правила работы со служебными документами в высшем исполнительном органе государственной власти Московской области — Правительстве Московской области, аппарате Правительства Московской области, центральных и территориальных исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее — государственные органы).

1.2. Настоящая Инструкция является примерной для государственных учреждений Московской области, реализующих отдельные функции государственного управления (далее — государственные учреждения).

1.3. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

1.4. Положения настоящей Инструкции не распространяются на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Порядок обращения с документами, содержащими информацию ограниченного доступа, осуществляется в соответствии с Положением о порядке обращения с информацией ограниченного доступа в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах и государственных учреждениях Московской области, утвержденным Правительством Московской области и настоящей Инструкцией.

1.5. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленного настоящей Инструкцией порядка работы с документами в государственных органах возлагается на их руководителей.

1.6. Контроль за состоянием ведения делопроизводства в государственных органах и государственных учреждениях осуществляют специальная комиссия, создаваемая Губернатором Московской области, и уполномоченные исполнительные органы государственной власти Московской области в соответствии с законодательством.

II. Правила подготовки и оформления документов

2.1. Общие правила подготовки и оформления документов

В процессе подготовки документов на бланках необходимо соблюдать следующие правила оформления с указанием обязательных реквизитов: герб Московской области, наименование государственного органа, справочные данные о государственном органе, наименование вида документа, дата документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа, гриф ограничения доступа к документу, гриф согласования документа, визы согласования документа, адресат, гриф утверждения документа, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле, текст документа, отметка о наличии приложений, подпись документа, оттиск печати, отметка о заверении копии, отметка об исполнителе, отметка о поступлении документа, отметка об исполнении документа и направлении его в дело.

2.1.1. Воспроизведение герба Московской области является обязательным реквизитом в документах. Герб Московской области воспроизводится в соответствии с Законом Московской области «О гербе Московской области» на бланках строгой отчетности установленного образца, изготовляемых типографским способом.

2.1.2. Наименование государственного органа.

Наименование государственного органа, являющегося автором документа, должно соответствовать официальному его наименованию, закрепленному в положении о нем.

При оформлении реквизита «Справочные данные о государственном органе» указываются почтовый адрес, номера телефонов (справочная служба), факсов, адрес электронной почты.

2.1.3. Наименование вида документа.

Используются следующие наименования основных видов документов: постановление, распоряжение, приказ, протокол, акт, справка, служебная записка, докладная записка, объяснительная записка, план, отчет, заявление, письмо, договор (соглашение).

2.1.4. Дата документа.

Датой документа является дата его подписания (распорядительные документы, письма) или события, зафиксированного в документе (протокол, акт). Для утверждаемого документа (регламент, план, инструкция, положение, отчет) датой является дата утверждения. Этапы создания, оформления, исполнения документов (согласование, визирование, утверждение и т.д.) датируются.

Если документ подлежит принятию двумя и более государственными органами, то его датой является наиболее поздняя дата подписания.

Документы вступают в силу с даты их подписания (или утверждения), если в их тексте или законодательством не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Дата подписания, утверждения, согласования документа, а также даты, содержащиеся в тексте, оформляются арабскими цифрами в следующей последовательности: день, месяц, год. День и месяц оформляются словесно-цифровым способом, например, 12 августа 2008 г. или цифровым способом (двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год — четырьмя арабскими цифрами; например, 12.08.2008). При ссылке в тексте на нормативный правовой акт или иной документ дата оформляется следующим образом: «постановление. от 21.07.2008 N. » «письмо. от 12.08.2008 N. «.

Если порядковый номер месяца или числа состоит из одной цифры, то перед ними проставляется ноль, например, 08.05.2008.

При обозначении в документах временного периода, например, план на 2004-2008 гг., второй год следует указывать полностью, а не двумя последними цифрами. Временной период может быть выражен с помощью предлогов «с», «до», «по» (без слова «включительно») или слов «по состоянию на. «, например: «с 2004 по 2008 гг.», «за период с 01.08.2008 по 31.12.2008», «по состоянию на 15.07.2008». Слово «год» сокращается только в сочетании с цифрами, не допускаются сокращения «с.г.» и «т.г.». При включении в дату конкретного месяца слово «месяц» не указывается, например: «в ноябре 2008 года», а не «в ноябре месяце 2008 года». Слово «квартал» в дате не сокращается, номер квартала обозначается римской цифрой, например: «в I квартале 2008 года». Номер полугодия пишется словами «в первом полугодии 2008 года».

2.1.5. Регистрационный номер документа.

Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению государственного органа индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте — цифровым обозначением, присваиваемым документу при его регистрации, и др.

2.1.6. Ссылка на регистрационный номер и дату документа.

Реквизит «Ссылка на регистрационный номер и дату документа» используется только в тех видах документов, которые являются ответами на запрос (письмо, справка, докладная записка, акт, заключение, обзор и т.д.). Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа.

Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания номера и даты поступившего документа в тексте письма.

2.1.7. Гриф ограничения доступа к документу с указанием номера экземпляра проставляется в правом верхнем углу первой страницы документа.

2.1.8. Гриф согласования документа состоит из слова «СОГЛАСОВАНО», должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования, например:

Если согласование осуществляют письмом, протоколом и др., гриф согласования оформляют по следующей форме:

Письмо Российской академии

от 30.05.2008 N 451-805

Протокол заседания координационного

совета Главного управления региональной

безопасности Московской области

от 20.06.2008 N 10

2.1.9. Визы согласования документа.

Согласование документа оформляется визой, включающей подпись и должность лица, визирующего документ, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания. Например:

При наличии замечаний к документу визу оформляют следующим образом:

Замечания излагаются на отдельном листе, подписываются, лицом, визирующим документ, датируются и прилагаются к документу.

Для документа, подлинник которого остается в государственном органе, визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

В случае если подлинник документа отправляют из государственного органа, визы проставляют в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования. Допускается по усмотрению государственного органа полистное визирование документа и приложения к нему.

Порядок согласования проектов нормативных правовых актов и распорядительных документов осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 2.6.10-2.6.11 настоящей Инструкции.

Документы адресуют в государственные органы, их структурные подразделения, должностным или физическим лицам.

Наименования государственного органа, организации и их структурных подразделений указываются в именительном падеже, например:

Должность лица, которому адресован документ, указывается в дательном падеже; инициалы указываются перед фамилией, например:

При адресовании документа руководителю государственного органа или организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата, например:

Если документ отправляется в несколько однородных государственных органов или организаций, их наименования указываются обобщенно, например:

В состав реквизита «Адресат» может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указываются в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи. Если письмо адресуется организации, указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:

Реквизит не должен содержать более четырех адресатов, каждый экземпляр такого документа должен быть подписан. Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают.

При большем количестве адресатов составляется указатель рассылки документа.

Почтовый адрес не проставляется на документах, направляемых в федеральные органы государственной власти и постоянным корреспондентам, для их отправки применяются конверты с заранее напечатанными адресами.

2.1.11. Гриф утверждения документа.

На документах, подлежащих утверждению, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа и состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

При утверждении документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне, например:

При утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО», из наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера. Слово «УТВЕРЖДЕНО» согласуется в соответствующем роде и числе с названием утверждаемого документа, например:

от 16.04.2008 N 101

Резолюция — реквизит, который оформляется соответствующим должностным лицом и содержит поручение по данному документу.

Резолюции, как правило, оформляются на специальных бланках для поручений формата А6, на нижнем поле которых указываются номер и дата документа, к которому относится резолюция (приложения N 37, 53). В случае если резолюция оформляется на документе, то она должна проставляться не на текстовой его части. Резолюции на кадровых документах пишутся непосредственно на поле документа.

В резолюции определяются государственные органы, организации, их структурные подразделения или должностные лица, которым поручено выполнение задания, анализа, выработки предложений и др.

Резолюция включает фамилии исполнителей или наименования государственных органов, их структурных подразделений, сторонних организаций, содержание поручения, срок исполнения, подпись и дату, например:

Прошу принять срочные меры.

Доложить к 19.08.2008

Министерство культуры Московской области

Администрация Лотошинского муниципального района

Просьба рассмотреть вопросы,

находящиеся в Вашей компетенции,

и о результатах сообщить заявителям

При наличии нескольких исполнителей и если нет поручения конкретному исполнителю, ответственным за исполнение считается названный первым в резолюции. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координации их работы.

На документах, не требующих дополнительных указаний по исполнению и имеющих типовые сроки исполнения, в резолюции указываются исполнитель, подпись автора резолюции, дата.

2.1.13. Заголовок к тексту.

Заголовок к тексту — реквизит документа, выражающий предмет, которому посвящен документ. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос «о чем?». Наличие заголовка сокращает время прохождения документа при регистрации и исполнении.

Заголовок согласуется с наименованием вида документа, например: приказ (о чем?) о создании аттестационной комиссии, карточка (чего?) учета движения основных средств.

К тексту документов, оформленных на бланках формата А5, и ответам на обращения граждан заголовок, как правило, не составляется.

2.1.14. Отметка о контроле.

Отметку о контроле за исполнением документа обозначают буквой «К», словом или штампом «Контроль».

2.1.15. Текст документа.

Текст должен содержать достоверную и аргументированную информацию.

Тексты документов оформляются в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.

Сплошной связный текст документа содержит грамматически и логически согласованную информацию об управленческих действиях и применяется при подготовке положений, инструкций, правил, постановлений, распоряжений, приказов, протоколов, актов, договоров, контрактов, соглашений, докладных записок, писем, справок и т.д.

Связный текст состоит из двух частей. В первой, констатирующей части указываются причины, основания, цели составления документа. В этой части при необходимости должна быть установлена взаимосвязь с ранее изданными нормативными актами или другими документами по данному вопросу. В тексте документов, подготовленных на основании или во исполнение ранее изданных документов, указываются их реквизиты: наименование документа и государственного органа-автора, дата, регистрационный номер, заголовок к тексту.

Во второй, заключительной части излагаются решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации.

Если содержание документа не нуждается в пояснении или обосновании, то текст может содержать только заключительную часть, например: приказы — распорядительную часть без констатирующей; письма — просьбу без пояснения; справки, докладные записки — оценку фактов, выводы.

Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., то его можно разбивать на разделы, подразделы, пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками. Разделы и подразделы могут иметь заголовки (подзаголовки), которые пишутся с заглавной буквы. Точка в конце заголовков и подзаголовков не проставляется. Текст пунктов и подпунктов пишется с прописной буквы и заканчивается точкой.

Читайте так же:  Какую отчетность сдавать в пфр если нет сотрудников

При подготовке документов, составленных по однотипным, повторяющимся ситуациям (приказов по личному составу, договоров, контрактов, актов, сопроводительных и гарантийных писем, претензий, заявок, заключений и т.д.), используются унифицированные формы с трафаретным текстом.

При подготовке текстов документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman размером N 12, в том числе для оформления табличных материалов, 13, 14, Times DL размером N 12, 13, 14 и межстрочный интервал одинарный или полуторный.

2.1.16. Оформление приложений к документу.

Приложения к документу могут быть трех видов:

приложения, утверждаемые или вводимые в действие соответствующими нормативными правовыми актами и распорядительными документами (постановлениями, распоряжениями, приказами);

приложения, поясняющие или дополняющие содержание основного документа;

приложения, являющиеся самостоятельными документами, направляемые с сопроводительным письмом.

Отметка о наличии приложения оформляется двумя способами.

Если приложение названо в тексте, то отметка о его наличии оформляется после текста, например:

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указываются его наименование, количество листов и экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют, например:

Если к документу прилагается другой документ, также имеющей приложение, то отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:

Если приложение направляется не во все указанные в документе адреса, то отметка о его наличии оформляется следующим образом:

Приложение: на 3 л. в 5 экз. в первый адрес.

Если приложения сброшюрованы, количество листов не указывается, например:

При большом количестве приложений на них составляется отдельная опись, а в документе после текста указывается:

Приложение: согласно описи на 3 л.

В приложении к нормативному правовому акту и распорядительному документу в правом верхнем углу первого листа пишется: «Приложение N » с указанием наименования документа, его даты и регистрационного номера, например:

2.1.17. Подпись документа.

В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное на документе, оформленном на бланке); личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия), например:

При подписании документов на бланке должностного лица должность подписавшего не указывается, за исключением нормативных правовых актов и распорядительных документов.

При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности, например:

При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагаются на одном уровне, например:

Если должностное лицо, на подпись которому представляется проект документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указываются фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести от руки или машинописным способом, например: «и.о.», «зам.»). Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности.

Документы коллегиальных органов (коллегии, совета и др.) подписываются председательствующим на заседании коллегиального органа и секретарем.

В документах, составленных комиссией, указываются не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением, например:

2.1.18. Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Оттиск печати должен захватывать окончание наименования должности лица, подписавшего документ.

На документах финансового характера печать проставляется на специально отведенном месте без захвата наименования должности и подписи.

Оттиск проставляемой печати должен быть хорошо читаемым.

2.1.19. Отметка о заверении копии.

Копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их.

Копия с документа воспроизводится машинописным способом или средствами оперативной полиграфии.

При изготовлении копии машинописным способом текст документа перепечатывается полностью, включая элементы бланка.

Машинописная копия и копия, изготовленная с помощью средств оперативной полиграфии, должны быть заверены уполномоченным лицом, удостоверяющим их полное соответствие подлинникам. При заверении соответствия копии документа подлиннику отметка о заверении копии оформляется следующим образом: ниже реквизита «Подпись» проставляются заверительная надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личная подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия), дата заверения, например:

При пересылке копии с документа в другие государственные органы, организации или выдаче ее на руки физическим лицам заверительная подпись должна удостоверяться печатью без воспроизведения герба Московской области.

2.1.20. Отметка об исполнителе.

Отметка об исполнителе располагается в левом нижнем углу на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа с применением размера шрифта N 10, 11, 12 и включает инициалы, фамилию исполнителя документа и номер его телефона, например:

2.1.21. Отметка о поступлении документа содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа и проставляется в виде штампа в правом нижнем углу.

2.1.22. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело включает в себя следующие данные: ссылка на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, а при отсутствии такого документа — краткие сведения об исполнении; слова «В дело»; номер дела, в котором будет храниться документ, например:

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело должна быть подписана и датирована руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором исполнен документ, или исполнителем документа.

2.1.23. Идентификатор электронной копии документа.

Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в государственном органе.

2.2. Нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты Московской области издаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Московской области, постановлений и распоряжений Губернатора Московской области, постановлений Правительства Московской области.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

К нормативным правовым актам Московской области относятся Устав Московской области; законы Московской области; договоры Московской области с федеральными органами государственной власти по вопросам разграничения полномочий; договоры Московской области с другими субъектами Российской Федерации; договоры Московской области в сфере внешнеэкономических и международных связей; постановления Московской областной Думы; постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер; постановления Правительства Московской области, имеющие нормативный характер, и иные нормативные правовые акты Московской области.

Постановление — нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важнейших принципиальных задач, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, правил.

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области по вопросам, находящимся в их компетенции, вправе принимать распоряжения, имеющие нормативный характер, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Московской области, законам Московской области, постановлениям Губернатора Московской области и постановлениям Правительства Московской области.

Распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Нормативные правовые акты Московской области должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законом Московской области.

Неопубликованные нормативные правовые акты Московской области применению не подлежат, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других государственных органов. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя государственного органа или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа подлинника нормативного правового акта.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений государственного органа с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба государственного органа.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими государственными органами, могут создаваться рабочие группы.

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером N 12, в том числе для оформления табличных материалов, 13, 14, 15, Times DL размером N 12, 13, 14 через 1-2 интервала.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими государственными органами, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими государственными органами.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации и законодательству Московской области, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы государственного органа.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем государственного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего нормативный правовой акт;

наименование вида нормативного правового акта и его название;

дата подписания (утверждения) нормативного правового акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими государственными органами, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату регистрации является обязательным.

2.3. Распорядительные документы

Распорядительный документ — вид документа, в котором фиксируются решения административных и организационных вопросов, вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности государственных органов, их подразделений и отдельных должностных лиц. К распорядительным документам относятся: распоряжение, приказ.

Распоряжения принимаются по оперативным, организационным, кадровым вопросам.

Распоряжения, издаваемые Губернатором Московской области, Вице-губернатором Московской области (далее — Вице-губернатор), первыми заместителями Председателя Правительства Московской области, первыми заместителями Председателя Правительства Московской области — министрами Правительства Московской области, заместителями Председателя Правительства Московской области, заместителями Председателя Правительства Московской области — министрами Правительства Московской области, министром Правительства Московской области — руководителем аппарата Правительства Московской области, министром Правительства Московской области — постоянным представителем Губернатора Московской области в Московской областной Думе, имеют обязательную силу для должностных лиц, государственных органов и организаций, которым распоряжение адресовано.

Приказ принимается полномочным на то должностным лицом, действующим на основе единоначалия.

Приказы издаются с целью разрешения оперативных, организационных, кадровых и других вопросов деятельности государственных органов.

Распоряжения и приказы готовят и вносят соответствующие структурные подразделения государственных органов на основании поручений руководителей либо в инициативном порядке.

Текст распоряжения и приказа может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания распоряжения и приказа. Она может начинаться словами «в целях», «в соответствии», «во исполнение» и т.д. Если распоряжение и приказ издаются на основании другого документа, то в констатирующей части указываются наименование этого документа в соответствующем падеже, его дата, номер и заголовок.

Преамбула в проектах приказов завершается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается вразрядку.

Если распоряжение и приказ изменяют, отменяют или дополняют ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу. «.

В приказ не следует включать пункт «Приказ довести до сведения. «. Должностные лица, до сведения которых доводится приказ, указываются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

2.4. Организационные документы

Организационные документы — это документы, регламентирующие задачи и функции государственных органов, устанавливающие структуру, штатную численность, порядок функционирования и взаимодействия их структурных подразделений, порядок действий работников при исполнении повседневных трудовых обязанностей.

К организационным документам относятся: положения о государственных органах, их структурных подразделениях, правила, инструкция, структура, штатное расписание, должностной регламент государственных гражданских служащих Московской области, замещающих должности в государственных органах (далее — государственные гражданские служащие, сотрудники).

2.4.1. Положение, правила, инструкция

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила, регулирующие какие-либо правоотношения по вопросам, отнесенным к компетенции государственного органа.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных правовых актов.

Положения, правила и инструкции применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем или утверждаются в установленном порядке. Утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении.

Положение о государственном органе, структурном подразделении является правовым актом, определяющим порядок образования, права, обязанности, организацию их работы. Положение о государственном органе имеет установленную унифицированную структуру текста: общие положения, цели и основные задачи, полномочия, организация деятельности.

Порядок подготовки проекта положения, правил и инструкции соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных правовых актов.

Текст проекта положения (правил, инструкции) излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос «о чем?».

Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения.

Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы нумеруются римскими цифрами и должны иметь названия. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

2.4.2. Должностной регламент

Текст должностного регламента государственного гражданского служащего носит характер указаний, содержит четкие формулировки с распорядительными словами: «должен», «имеет право», «не допускается», «запрещается» и т.д. Текст излагается от третьего лица или в безличной форме.

Датой введения должностного регламента в действие является дата его утверждения (если в тексте не указана другая дата).

Должностной регламент доводится до сведения государственного гражданского служащего под расписку.

2.5. Информационно-справочные документы

Информационно-справочные документы — документы, констатирующие факты, являющиеся основанием для принятия решений и издания распорядительных документов.

К информационно-справочным документам относятся: протокол, служебное письмо, акт, докладная и служебная записки, стенограмма, план, отчет, объяснительная записка, заявление и др.

Протокол составляется на основании записей, произведенных во время совещания (заседания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений.

Читайте так же:  Договор подряда зарплата

Текст протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части указываются:

Председатель или Председательствующий.

Присутствовали (подчеркивается) — список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших, если их количество превышает 15 человек.

Вводная часть заканчивается повесткой дня — перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости, с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, которая печатается от границы левого поля, и его наименование начинается с предлога «О» («Об»).

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае делается в тексте сноска «Текст выступления прилагается». Постановление (решение) в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования. Если постановление (решение) прилагается к протоколу, то его текст не печатается, а делается запись «постановление (решение) N. прилагается».

Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения).

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Датой протокола является дата заседания.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов заседаний коллегиальных органов.

2.5.2. Служебные письма

Служебные письма в государственных органах готовятся:

как ответы о выполнении поручений Губернатора Московской области, Правительства Московской области;

как исполнение поручений Губернатора Московской области и Правительства Московской области по обращениям граждан по вопросам, относящимся к их компетенции;

как сопроводительные письма к проектам нормативных правовых актов Губернатора Московской области и Правительства Московской области;

как ответы на запросы юридических и физических лиц;

как инициативные письма.

Сроки подготовки ответных писем устанавливаются резолюцией руководителя на основании имеющихся сроков исполнения поручений, запросов или по решению автора резолюции.

Тексты ответных писем должны точно соответствовать поручениям, зафиксированным в резолюции руководителя.

Текст письма излагается от третьего лица единственного числа. Например, «Министерство считает. «, «Управление наград рассмотрело. «.

Если письмо оформлено на бланке должностного лица, то его текст излагается от первого лица единственного числа: «прошу. «, «направляю. «.

Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой части излагаются причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с нового абзаца, помещаются выводы, предложения, просьбы, решения и т.д.

Служебные письма печатаются на стандартных бланках формата А4 или А5. Изготовление бланков писем с воспроизведением герба Московской области средствами электронно-вычислительной техники запрещается.

При оформлении письма на двух и более страницах вторая и последующие страницы нумеруются посередине верхнего поля арабскими цифрами.

Датой письма является дата его подписания. Право подписи служебных писем устанавливается в положениях, в том числе в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах.

2.5.3. Докладная, служебная и объяснительная записки

Докладная записка — это документ, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.

Служебная записка (разновидность письма) — форма внутренней переписки.

Объяснительная записка — документ, поясняющий какое-либо действие, факт или событие.

Докладная записка составляется при необходимости уведомления руководителя или вышестоящего органа о каких-либо фактах или событиях и может содержать предложения составителя по излагаемому вопросу.

В зависимости от содержания и назначения докладные и служебные записки делятся на информационные и отчетные, а также могут иметь инициативный характер.

Текст докладной и служебной записок может состоять из двух частей. В первой части, как правило, излагаются факты или события, послужившие поводом к написанию докладной записки, во второй — выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять руководителю или вышестоящему органу в связи с изложенными фактами.

Докладные и служебные записки должны регистрироваться в подразделениях лицом, ответственным за ведение делопроизводства, и передаваться по назначению строго по внутреннему реестру. Второй экземпляр с визами исполнителя остается в подразделении.

Записки, составляемые сотрудниками с объяснением причин поведения, проступков, ситуаций (объяснительные записки), могут быть оформлены рукописным способом на стандартном листе бумаги.

Заявление — это вид обращения гражданина, выражающего его просьбу о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Заявления, составляемые сотрудниками, могут быть оформлены как рукописным, так и печатным способами на стандартном листе бумаги. Заявление должно быть подписано собственноручно сотрудником.

2.5.5. Стенограмма

Стенограмма — дословная запись докладов и других выступлений на конференциях, совещаниях, собраниях или заседаниях коллегиальных органов, осуществленная методом стенографии или звукозаписи.

Стенограмма конференции, совещания, собрания или заседания коллегиального органа ведется в том случае, когда на обсуждение выносятся важные и сложные вопросы, которые могут вызывать прения. Окончательный текст стенограммы составляется на основании произведенных на конференции, совещании, собрании или заседании коллегиального органа стенографических или звуковых записей и представленных материалов (докладов, справок, проектов решений и т.п.).

Текст стенограммы должен состоять из разделов, соответствующих пунктам повестки дня, разделы нумеруются арабскими цифрами. Инициалы и фамилия докладчика печатаются в именительном падеже.

Дата, проставленная на стенограмме, должна соответствовать дню проведения совещания, собрания или заседания коллегиального органа.

План — документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность, объем, сроки, а также определяющий конкретных исполнителей.

Составляющими пунктами планов являются:

наименование (содержание) работы или мероприятия;

отметка об исполнении.

Планы работ или мероприятий должны подписываться должностными лицами, ответственными за их выполнение, с указанием даты подписания. Планы, как правило, подлежат утверждению.

Отчет — документ, содержащий сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов, заседаний, командировок и других мероприятий.

Текст отчета может состоять из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, которые нумеруются арабскими цифрами в установленном порядке.

Отчет должен иметь подписи или визы составителей с указанием даты визирования.

Акт — документ, составляемый несколькими лицами и подтверждающий установленные ими факты или события.

Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей.

Вводная часть акта содержит наименование распорядительного документа, на основании которого актируются факт, событие или действие (в именительном падеже), его номер и дату.

Если акт составлен комиссией, то первым указывается председатель комиссии. Фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке. Слова «Основание», «Председатель», «Члены комиссии», «Присутствовали» пишутся с прописной буквы.

В констатирующей части акта излагаются цели и задачи актирования, существо и характер проведенной комиссией работы, установленные факты и события, а также выводы и замечания. Констатирующая часть заканчивается сведениями о количестве экземпляров акта и месте их нахождения.

Количество экземпляров акта определяется числом заинтересованных в нем сторон или нормативными документами, регламентирующими составление акта.

Акты подписываются всеми членами комиссии, при необходимости акты подлежат утверждению руководителем государственного органа.

2.6. Особенности подготовки проектов нормативных правовых актов и распорядительных документов

2.6.1. При подготовке проектов постановлений Правительства Московской области, постановлений и распоряжений Губернатора Московской области, распоряжений Вице-губернатора Московской области, первых заместителей Председателя Правительства Московской области, первых заместителей Председателя Правительства Московской области — министров Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области, заместителей Председателя Правительства Московской области — министров Правительства Московской области, министра Правительства Московской области — руководителя аппарата Правительства Московской области, министра Правительства Московской области — постоянного представителя Губернатора Московской области в Московской областной Думе (далее — нормативные правовые акты и распорядительные документы) государственные органы руководствуются Регламентом Правительства Московской области, настоящей Инструкцией, Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы.

2.6.2. Проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов оформляются на бланках установленного образца, утверждаемых Губернатором Московской области и изготовляемых типографским способом в установленном порядке (приложения N 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26), протоколы заседаний Правительства Московской области оформляются на бланках установленной формы (приложение N 30).

(Приложения N 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 30 утратили силу. — Распоряжение Губернатора МО от 19.06.2009 N 399-РГ)

В государственных органах нормативные правовые акты и распорядительные документы (распоряжения, приказы) оформляются на бланках, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов (приложения N 51, 52).

Текст печатается на одной стороне листа.

Использование ксерокопий бланков запрещено.

2.6.3. Совместные нормативные правовые акты и распорядительные документы оформляются на бланке, смонтированном на чистом листе бумаги, и в количестве, соответствующем числу государственных органов (должностных лиц), от имени которых принимается документ, с указанием их обязательных реквизитов (реквизиты и подписи должностных лиц располагаются на одном уровне).

2.6.4. Обязательными реквизитами нормативных правовых актов и распорядительных документов являются:

воспроизведение герба Московской области в соответствии с Законом Московской области «О гербе Московской области» на бланках в верхнем поле листа над реквизитом «Наименование органа (должностного лица)»;

наименование государственного органа (должностного лица) — автора документа;

наименование вида документа (постановление, распоряжение, приказ);

дата, регистрационный номер, место принятия документа;

подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий документ (в состав реквизита входят: полное наименование должности, личная подпись, инициалы (ставятся перед фамилией), фамилия лица, подписавшего документ);

2.6.5. Датой принятия нормативного правового акта и распорядительного документа является дата его подписания.

Внесение каких-либо изменений в подписанные нормативные правовые акты и распорядительные документы запрещается.

2.6.6. Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля.

Текстовая часть нормативных правовых актов и распорядительных документов, как правило, подразделяется на констатирующую (преамбулу) и постановляющую (распорядительную) части.

В констатирующей части указываются причины, основания, цели принятия нормативных правовых актов и распорядительных документов. В этой части при необходимости устанавливается взаимосвязь с ранее изданными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и распорядительными документами Московской области, другими документами по данному вопросу. В тексте документов, подготовленных на основании и в развитие ранее изданных нормативных правовых актов и распорядительных документов, указываются их реквизиты: наименование вида документа, наименование государственного органа (должностного лица) — автора документа, дата, регистрационный номер (например: «В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 23.01.2004 N 12-ПГ «Об утверждении Положения об аппарате Правительства Московской области» постановляю).

Текст документа излагается простым и доступным для понимания языком, не допускающим возможности двоякого толкования. Сокращения, применяемые в тексте, должны быть официально принятыми. Нельзя использовать аббревиатуры: РФ (правильно — Российская Федерация), МО (правильно — Московская область) и т.д. Не допускается для обозначения процентов использовать символ «%» (например: «Ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается в размере до ста процентов (включительно)».

Нормативные предписания в констатирующую часть не включаются.

Констатирующая часть постановлений Губернатора Московской области завершается словом «постановляю», постановлений Правительства Московской области — словами «Правительство Московской области постановляет», после которых ставится двоеточие.

Если содержание нормативного правового акта и распорядительного документа не нуждается в пояснении или обосновании, текст может содержать только постановляющую (распорядительную) часть.

В постановляющей (распорядительной) части нормативного правового акта и распорядительного документа в повелительной форме указывается, кому, в какой срок и какие действия предписывается выполнить.

В том случае, если управленческое действие предполагает конкретного исполнителя, соответствующий пункт нормативного правового акта и распорядительного документа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже, например: «Министру здравоохранения Правительства Московской области Семенову В.Ю. . «. Если в качестве исполнителя указывается государственный орган или его структурное подразделение, то должность руководителя не пишется, например: «Министерству здравоохранения Московской области. «.

2.6.7. Проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов должны содержать пункты, предусматривающие:

поручения членам Правительства Московской области или руководителям государственных органов по осуществлению контроля за исполнением нормативного правового акта или распорядительного документа;

сроки исполнения поручений;

указания по опубликованию в официальных изданиях (в обязательном порядке для нормативных правовых актов и распорядительных документов, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина);

указания о признании утратившими силу ранее принятых по этому вопросу нормативных правовых актов и распорядительных документов (пунктов нормативных правовых актов и распорядительных документов) с указанием их даты, номера и заголовка, если вновь принимаемый нормативный правовой акт и распорядительный документ отменяет их или какие-то их положения;

указания о снятии с контроля ранее принятого нормативного правового акта и распорядительного документа в случае его выполнения либо если новый нормативный правовой акт и распорядительный документ издаются взамен ранее принятого.

Если подготавливаемый нормативный правовой акт и распорядительный документ влекут за собой изменения или дополнения других документов, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого нормативного правового акта и распорядительного документа либо представляются одновременно в виде отдельного проекта нормативного правового акта и распорядительного документа.

При наличии приложений в тексте на них обязательно делается ссылка.

Если в тексте дается ссылка на приложение («согласно приложению», «приложение»), то на первой странице приложения, в правом верхнем углу делается надпись «приложение» с указанием вида нормативного правового акта и распорядительного документа, его даты и номера по форме:

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (например, приложение N 1, приложение N 2 и т.д.).

Если в тексте нормативного правового акта и распорядительного документа записано: «утвердить Положение, Устав, состав комиссии или иной документ (прилагается)», то в прилагаемом для утверждения документе перед заголовком в правом верхнем углу помещается гриф:

Последний лист каждого приложения на оборотной стороне визируется исполнителем по следующей форме: личная подпись, расшифровка подписи, дата визирования.

Если в нормативном правовом акте и распорядительном документе неоднократно употребляется то или иное понятие (объект, круг объектов), то при первом упоминании приводится его полное и в скобках сокращенное наименование в именительном падеже, после чего употребляется только сокращенное наименование. Например: «В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее — Инструкция)».

2.6.8. Наименования упоминаемых в нормативном правовом акте и распорядительном документе государственных органов приводятся в полном соответствии с их официальным названием, закрепленным в их правоустанавливающих документах.

2.6.9. Порядок и сроки согласования проектов нормативных правовых актов и распорядительных документов устанавливаются Регламентом Правительства Московской области.

Проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов, поступившие на согласование в аппарат Правительства Московской области, вместе с реестром передачи на согласование проекта документа (приложение N 54) регистрируются и далее передаются на согласование Управлением документационного обеспечения аппарата Правительства Московской области (далее — Управление документационного обеспечения). После окончания согласования в аппарате Правительства Московской области проект документа с реестром возвращается Управлением документационного обеспечения исполнителю.

2.6.10. Согласование проектов нормативных правовых актов и распорядительных документов осуществляется путем визирования.

Лист согласования оформляется на оборотной стороне последнего листа проекта нормативного правового акта и распорядительного документа (но не на приложении к ним) согласно прилагаемому образцу (приложение N 33).

Лист согласования может иметь продолжение при наличии большого количества согласующих государственных органов, организаций и лиц и печатается на отдельном листе с заголовком «Продолжение листа согласования. » (с указанием наименования проекта документа).

Если в процессе согласования проекта в него вносятся существенные изменения, он подлежит доработке и повторному согласованию с должностными лицами, компетенцию которых затрагивают вносимые изменения.

При наличии разногласий по проекту замечания излагаются на отдельном листе и прилагаются к проекту. В этом случае виза оформляется следующим образом: «Замечания прилагаются» (личная подпись, дата).

2.6.11. Допускается в целях ускорения процесса согласования проекта рассылать его одновременно нескольким согласующим государственным органам, организациям и должностным лицам, за исключением проектов, передаваемых по реестру на согласование в аппарат Правительства Московской области.

Ответственность за идентичность всех рассылаемых экземпляров проекта возлагается на исполнителя. Датой поступления проекта на согласование считается дата его регистрации в согласующем государственном органе (организации).

На основании полученных письменных ответов от согласующих государственных органов (организаций) исполнитель в листе согласования, если он имеет продолжение, делает отметку «согласовано письмом» (с указанием даты и номера письма) либо оформляет к проекту дополнительный лист согласования с приложением подлинных письменных ответов.