Приказ мвд рф 001

Рубрики Статьи

Проект Приказа МВД России «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» (подготовлен МВД России 13.12.2017)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(1) и частью 5 статьи 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*(2) — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

2. Руководителям (начальникам) оперативных подразделений центрального аппарата МВД России, главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, ответственного за деятельность оперативных подразделений.

Приложение
к приказу МВД России
от . .2017 N

Положение
о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет полномочия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации*(3) по назначению вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и порядок его выплаты гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства*(4).

Действие настоящего Положения не распространяется на граждан, оказывающих содействие полиции на конфиденциальной основе.

2. Правовую основу назначения и выплаты гражданам вознаграждения полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящее Положение.

II. Объявление о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

3. В случае возникновения у полиции необходимости обращения к помощи граждан в целях раскрытия преступления и задержания лица (лиц), его совершившего (совершивших), принимается решение об объявлении о назначении вознаграждения с обязательным предварительным согласованием в финансово-экономическом департаменте МВД России*(5) вопроса о наличии денежных средств на эти цели.

4. Решение об объявлении о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, за исключением вознаграждения лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, в системе МВД России принимают:

4.1. Министр внутренних дел Российской Федерации*(6).

4.2. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственный за деятельность оперативного подразделения центрального аппарата МВД России*(7), в сфере деятельности которого возникла необходимость в объявлении о назначении вознаграждения.

4.3. Руководитель (начальник или его заместитель — начальник полиции) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

5. Решение об объявлении вознаграждения, независимо от его размера, лицам, оказавшим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, в системе МВД России принимают Министр или первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

6. Объявление о назначении вознаграждения действует с момента его размещения на официальном интернет-сайте МВД России и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в органах внутренних дел Российской Федерации*(8) и до его удаления с официального сайта МВД России в сети «Интернет».

7. Объявление о назначении вознаграждения, кроме официального сайта МВД России в сети «Интернет», может быть размещено (опубликовано) в средствах массовой информации, на официальном сайте территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях*(9), а также на информационных стендах территориальных органов МВД России.

8. Объявление о назначении вознаграждения должно содержать:

8.1. Ориентирующую информацию о преступлении, в случае объявления о назначении вознаграждения за помощь в задержании лица, объявленного в розыск, а также информацию о данном лице.

8.2. Сведения о размере вознаграждения и условиях его выплаты.

8.3. Сведения об оперативном подразделении, участвующем в раскрытии преступления, в связи с которым объявляется назначение вознаграждения*(10) (с указанием местонахождения и контактных телефонов).

9. Размер суммы вознаграждения устанавливается в следующих пределах:

9.1. До 500 000 рублей — по решению руководителя (начальника или его заместителя — начальника полиции) территориального органа МВД России.

9.2. До 3 000 000 рублей — по решению заместителя Министра.

9.3. Свыше 3 000 000 рублей — по решению Министра.

10. Изменение размера суммы объявленного вознаграждения осуществляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения. При этом началом действия объявления о назначении нового размера суммы вознаграждения является день его размещения на официальном интернет-сайте МВД России в сети «Интернет».

11. Оплата расходов на размещение (опубликование) объявления о назначении вознаграждения (о назначении нового размера вознаграждения) производится за счет текущего финансирования на содержание органов внутренних дел по соответствующему коду бюджетной классификации.

III. Основания и условия выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

12. Представляемая гражданами в целях получения вознаграждения информация о преступлении и о лицах, его совершивших, принимается, регистрируется в порядке, установленном пунктом 54 Наставления*(11).

13. Вознаграждение выплачивается гражданину в случае инициативного представления им достоверной информации в период размещения объявления на официальном интернет-сайте МВД России в сети «Интернет», которая привела к раскрытию преступления и (или) задержанию лиц (а), его совершивших (его).

14. Решение о выплате вознаграждения принимается после задержания лица, за розыск которого объявлено вознаграждение, а также после предъявления обвинения лицу, причастность которого к преступлению установлена по информации, представленной гражданином, либо после принятия по уголовному делу в отношении данного лица одного из следующих решений:

14.1. О прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основанию, предусмотренному пунктами 3 и 4 части первой статьи 24 УПК.

14.2. О прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 27 УПК.

15. При наличии оснований, указанных в пункте 14 настоящего Положения, составляется заключение (приложение N 1 к настоящему Положению), в котором отражается содержание представленной информации с выводом о ее результативности.

16. Заключение, согласованное с соответствующим подразделением собственной безопасности, утверждается должностным лицом, принявшим решение об объявлении назначения вознаграждения, и является основанием для издания приказа руководителем (начальником или его заместителем) подразделения центрального аппарата МВД России или руководителем (начальником или его заместителем — начальником полиции) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне территориального органа МВД России*(12) о выплате (об отказе в выплате) вознаграждения с обязательным уведомлением ФЭД МВД России о принятом решении.

17. Заключение приобщается к материалам соответствующего номенклатурного дела, приказ хранится в подразделении делопроизводства и режима органа внутренних дел, а выписка из него направляется в финансово-экономическое подразделение органа внутренних дел для организации выплаты вознаграждения в установленном порядке.

18. При передаче информации, которая в совокупности привела к раскрытию преступления и задержанию лица (лиц), его совершившего (совершивших), несколькими гражданами размер суммы выплачиваемого вознаграждения определяется руководителем с учетом меры их личного участия в раскрытии преступления и задержании лица (лиц), его совершившего (совершивших).

IV. Организация выплаты вознаграждения гражданам за представленную информацию

19. Денежные средства на выплату вознаграждения, зарезервированные в ФЭД МВД России, перечисляются в территориальный орган МВД России целевым назначением после поступления заявки и копии приказа, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения*(13).

20. Гражданин, оказавший помощь в раскрытии преступления и задержании лица (лиц), его совершившего, уведомляется руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение-инициатор, о принятом решении о выплате вознаграждения не позднее 14 дней со дня издания соответствующего приказа.

В случае принятия решения об отказе в выплате вознаграждения гражданин письменно уведомляется о принятом решении в течение 7 дней со дня утверждения заключения.

21. Для выдачи денежных средств в наличной форме в финансовую службу центрального аппарата или территориального органа МВД России представляется служебная записка за подписью начальника подразделения — инициатора. В служебной записке указываются реквизиты заключения, приказа, выплачиваемая сумма и данные уполномоченного сотрудника оперативного подразделения, ответственного за получение денежных средств под отчет и выдачу их гражданину.

22. Выплата вознаграждения гражданам наличными деньгами осуществляется соответствующим руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение — инициатор, под расписку, написанную гражданином собственноручно (приложение N 2 к настоящему Положению).

23. После осуществления выплаты в наличной форме подразделением центрального аппарата МВД России либо территориальным органом МВД России, в состав которого входит подразделение — инициатор, которым произведено вознаграждение гражданину, формирует акт о произведенных выплатах*(14) (приложение N 3 к настоящему Положению ).

К акту прилагается расписка о получении денежных средств, справка о произведенных выплатах*(15), которая составляется в двух экземплярах (приложение N 4 к настоящему Положению) (экз. N 2), заключение, приказ.

23. Для списания подотчетной суммы, числящейся за уполномоченным сотрудником оперативного подразделения центрального аппарата МВД России либо территориального органа МВД России, в состав которого входит подразделение — инициатор, которым произведено вознаграждение гражданину, в ФЭД МВД России или финансовую службу территориального органа МВД России представляется авансовый отчет с приложением справки (экз. N 1).

24. В справке в обязательном порядке указывается номер номенклатурного дела, к которому приобщен акт.

25. При перечислении вознаграждения в безналичной форме гражданин представляет соответствующему руководителю подразделения, в состав которого входит подразделение — инициатор, оригинал договора, заключенного гражданином с банком об открытии банковского счета на его имя и содержащего реквизиты банковского счета.

26. Перечисление вознаграждения в безналичной форме осуществляется ФЭД МВД России на основании служебной записки подразделения — инициатора с приложением к ней заявления гражданина с указанием реквизитов банковского счета, заявления о согласии на разглашение его персональных данных в части, необходимой для учета и перечисления суммы на указанный им банковский счет, оригинала договора, заключенного гражданином с банком об открытии банковского счета на его имя и содержащего реквизиты банковского счета.

27. После перечисления денежных средств на банковский счет гражданина заверенная руководителем подразделения, в состав которого входит подразделение — инициатор, копия договора об открытии банковского счета, заключенного гражданином с банком, подшивается в номенклатурное дело. Оригинал указанного договора возвращается гражданину.

Приложение N 1
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь
в раскрытии преступлений и
задержании лиц, их совершивших

«Утверждаю»
Министр (заместитель Министра),
руководитель (начальник или его заместитель —
начальник полиции) территориального органа
МВД России, специальное звание, подпись, ФИО

«____» ________г. г. ____________

(указывается краткая фабула дела)

____________________________________________________________________ _____________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, документ, удостоверяющий личность)

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________. (указываются конкретные действия гражданина (ки) по оказанию помощи в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, в том числе информация, которая способствовала раскрытию преступления и задержанию лица, его совершившего)

____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________ _______

(о результативности помощи гражданина)

специальное звание ______________________ ______________________

Приложение N 2
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь в
раскрытии преступлений и задержании
лиц, их совершивших

РАСПИСКА N ___
о получении денежных средств

Я, фамилия, имя, отчество, (год рождения, паспортные данные гражданина) получил сумму цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей.

» ____» ____________г. ____________ ____________ (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение N 3
к Положению о назначении и выплате полицией
вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений
и задержании лиц, их совершивших

«Утверждаю»
расход денежных средств в сумме
(цифрами, прописью) Министр (заместитель Министра),
руководитель (начальник или его заместитель — начальник полиции)
территориального органа МВД России,
специальное звание, подпись, Ф.И.О.

АКТ N ___
о произведенных выплатах

» ___» __________ г. г. ____________

Гражданину «Ф.И.О.», (год рождения, паспортные данные гражданина), выдано вознаграждение в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Приложение. 1. Расписка о получении денежных средств на

2. Справка о произведенных выплатах (экз. N 2).

3. Заключение о выплате вознаграждения гражданам.

4. Приказ о выплате вознаграждения гражданам.

специальное звание ________________ _______________

» __ » _____________ г.

Приложение N 4
к Положению о назначении и выплате
полицией вознаграждения за помощь в раскрытии
преступлений и задержании лиц, их совершивших

СПРАВКА N _____
о произведенных выплатах

Гражданину, оказавшему помощь в раскрытии преступления и задержании лиц, их совершивших, выдано вознаграждение в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей.

Утвержденный акт (дата, номер) о произведенных выплатах находится в номенклатурном деле N ______.

должность, _____________ ______________

специальное звание (подпись) (Ф.И.О.)

Расходы в сумме цифрами (расшифровка суммы прописью) рублей

Министр (заместитель Министра),

руководитель (начальник или его

заместитель — начальник полиции)

территориального органа МВД России,

» ___ » ______________ г.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2015, N 27, ст. 3964.

*(4) Далее — «граждане».

*(5) Далее — «ФЭД МВД России».

*(6) Далее — «Министр».

*(7) Далее — «заместитель Министра».

*(8) Далее — «сеть «Интернет».

*(9) Далее — «территориальный орган МВД России».

*(10) Далее — «оперативное подразделение».

*(11) Приказ МВД России от 4 апреля 2013 г. N 001 «Об утверждении Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2013 года, регистрационный N 28369.

*(12) Далее — «руководитель».

*(13) Подразделениям центрального аппарата МВД России ассигновании выдаются из кассы ФЭД МВД России на основании рапорта, утвержденного руководством МВД России.

*(15) Далее — «справка».

Обзор документа

Разработано положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

Определяются, в частности, полномочия должностных лиц российских ОВД и порядок выплаты вознаграждения. Положение не будет распространяться на граждан, содействующих полиции конфиденциально.

Объявление о вознаграждении размещается (публикуется) на сайте МВД России, на сайтах и информационных стендах его территориальных органов, в СМИ.

Вознаграждение до 500 тыс. руб. устанавливается по решению руководителя (начальника или его заместителя — начальника полиции) территориального органа, до 3 млн руб. — по решению заместителя Министра внутренних дел РФ, свыше 3 млн руб. — по решению Министра.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 г. Москва «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»

Документ является поправкой к

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июля 2012 г.

Регистрационный N 25005

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1 приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

2. Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 2 к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности 3 :

2.1. В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации 4 и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители.

2.2. В территориальных органах МВД России 5 :

2.2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

2.2.2. Начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России 6 .

Читайте так же:  Федеральный закон ук рф

2.2.3. Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 7 .

3. Установить, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

4. Разрешить руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность оперативных подразделений.

6. Считать утратившим силу приказ МВД России от 15 августа 2011 г. N 938 8 .

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3707; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52, ст. 6227, 6235.

2 Далее — «МВД России».

3 Далее — «руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности».

4 Подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).

5 За исключением центров специального назначения МВД России.

6 За исключением территориальных органов МВД России на районном уровне.

7 При наличии штатных должностей оперативных сотрудников.

8 Зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2011 года, регистрационный N 21746.

Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность

1. Подразделения уголовного розыска — в полном объеме, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1 .

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

3. Подразделения собственной безопасности — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

4. Подразделения по противодействию экстремизму — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола — проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.

8. Оперативно-поисковые подразделения — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения) — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

10. Подразделения оперативно-разыскной информации — проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

11. Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне — в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

1 Далее — «Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Приказ мвд рф 001

Владимир Колокольцев издал секретный приказ «001». Именно такой революции ждали поколения оперативников МВД. В отличие от ироничных оценок предыдущей реформы полиции, автором которой был Дмитрий Медведев, это указание вызвало облегченный вздох профессионалов. Ключевое слово нового текста — осведомитель. Фактически приказ отменяет полувековую вынужденную практику «мертвых душ» в агентурной работе.

Начиная с прошлой недели сейфы около трех тысяч оперативников уголовного розыска и экономической безопасности Петербурга и Ленобласти начали пустеть. До 1 июля этого года каждый из них вынет из своего железного ящика в среднем по пять томов. В Информационном центре полиции, до сих пор расположенном в здании на Литейном, 4, минимум 15 тысяч пухлых, подшитых и пронумерованных совершенно секретных фолиантов лягут на полки специального архива ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Разумеется, к ним присоединятся коллеги из ГУ МВД по СЗФО и транспортной полиции.

Настроение у оперативников на территории, в районах и управлениях приподнятое. На днях до всех кратко довели новый приказ министра МВД Владимира Колокольцева, который обязывает вести агентурное делопроизводство принципиально по-новому — согласно его приказу № 001.

Пожалуй, впервые за последние годы личный состав оперативных служб полиции Российской Федерации разделяет мнение своего шефа безоговорочно.

Как пошутил один из оперативников в разговоре с «Фонтанкой», «событие сравнимо с отменой крепостного права».

Смыслы

Даже если бы министр Колокольцев попросил «Фонтанку» выложить новый приказ, мы бы отказались. Не столько по причине наличия двух нулей, говорящих о тайне, сколько из уважения к читателям. Такие приказы длинны, на многие десятки страниц, их прописанные алгоритмы и правила занудны. Инструкцию холодильника читать легче.

Теоретически с приказом должен ознакомиться каждый оперуполномоченный, имеющий второй допуск секретности. Практика же вносит свои ограничения. Так, в советские годы на каждое РУВД выдавали один экземпляр, а если кто-либо из молодых сотрудников изъявлял желание вникнуть в нюансы, на него руководители смотрели как на странного. Суть приказов передавалась вербально в традициях народных устных эпосов.

К тому же смысл секретных страниц всегда полностью расходился с духом жизни. Так, краеугольным парадоксом являлся тезис об идейной готовности агента раскрывать преступления. В реалиях же в сторону негласного сотрудничества чаще подталкивала некорректная поговорка: «cтучи или перестукивайся».

Сказки

Если для обывателя термин «агент» является частью мифологемы, то непосредственно для исполнителей это были десятилетия фальсификации и, как следствие, служебных рисков. Вечно приезжали проверяющие, прекрасно осведомленные о призрачности агентурной паутины, но при служебной необходимости могли в полчаса доказать подлог.

И сегодня парни знают, что фактически они сдают тонны макулатуры. Другое дело, что папки будут храниться еще 25 лет. Если, конечно, Владимир Колокольцев не решится довести дело до логического конца и не издаст следующий приказ на ликвидацию 99-процентного хлама.

Начиная с хрущевских времен, милицейская агентура неуклонно превращалась в химеру. Последние тридцать лет не было еще оперативника или серьезного начальника в Москве, кто бы не иронизировал над тем, как поставлена работа с секретными сотрудниками на бумаге.

Кстати, с 1989 года, когда Владимир Колокольцев стал работать оперуполномоченным уголовного розыска в Кунцевском районе Москвы, до 2003 года, когда он был назначен начальником УВД по Орловской области, министр лично вербовал, оформлял и не мог не знать о всероссийской агентурной иллюзии.

Автор статьи имеет моральное право это предполагать, ввиду того, что много лет, работая в уголовном розыске в те же годы, что и будущий министр, являлся непосредственным участником сооружения аналогичных осведомительских сказок.

При всем этом мираже важная информация в сыск всегда стекается. Просто редко можно найти адекватного сыщика, кто бы свой источник стал оформлять официально. Это по приказам помощник становится совсекретным, в реалиях о нем всегда знают соседи по кабинету, непосредственный руководитель, начальник руководителя, секретчики, сотрудницы информационного центра и еще непредсказуемая рота проверяющих, вплоть до прокуроров.

После всего этого совершенного контроля и секретного надзора юноша в погонах и стремящийся к блатной жизни умиляются, отчего с источником, как в детском саду, не хотят разговаривать деловые люди.

Сотрудничество

Наличие агентуры в правоохранительных органах не отрицается даже в действующем гласном законе об оперативно-разыскной деятельности, где упоминаются так называемые конфиденты.

«Органы, осуществляющие ОРД, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений» — статья 17, главы 4 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 года.

Но в официальных секретных приказах слово «конфидент» не употребляется. Оно отдает сухим корпоративным договором о слиянии.

До начала лета этого года негласное сотрудничество делилось на оперативный контакт, доверенное лицо и агентов. Контакт мог быть и беспорядочным, как секс. Доверенное лицо несло в себе несколько нотариальную манеру и присуждалось человеку, который был не против порой пооткровенничать с опером. Здесь не стоит проводить аналогии с романом Грэма Грина «Доверенное лицо», ведь в подлиннике он звучит «The Confident Agent». Только агент являлся важной персоной. Он, единственный, давал собственноручную подписку о сотрудничестве, должен был письменно излагать информацию, мог получать ценные подарки. А агент платный, согласно контракту, еще и получал жалованье.

Не спешите в добровольцы. Серьезные деньги шли лишь провокаторам из эсеров в разгар уличного террора до октября 1917-го. При НКВД платили задержкой с отправкой в Магадан, а преступный мир получал всегда гроши. Сегодня зарплатой в 10 тысяч рублей можно обидеть не только современного коммерсанта, но и мигранта.

Плод

Начиная с 30-х годов, агенты породили коллективное чувство опасности. Причины просты — репрессии. Именно при Сталине сформировались те приказы и секретное делопроизводство, которые с незначительными изменениями дожили до конца мая 2013 года. Несмотря на то что после оттепели слухи больше влияли на общественное настроение, чем сама действительность, плод людского воображения продолжал формировать миф о всепроникающих агентах. В основном это касалось Комитета государственной безопасности, что до буржуазной революции 1991 года было небезосновательным.

Эпоха капитализма патологический страх перед осведомителем стерла. Время стало удобное, политическая полиция прекратила свое доминирующее существование.

Сборником советов сталинского генпрокурора Андрея Вышинского «О методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры» теперь интересуются только Митьки для создания своих концептуальных зарисовок.

План

Советский сыск к началу 90-х давно захлестнула рутина и липа. Принципы планового хозяйства напрямую касались и агентуры. На инспекторов уголовного розыска и оперуполномоченных отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности спускали оперплан. Так, например, в Ленинграде в 1985 году у автора статьи план состоял из двух агентов и пары доверенных лиц в квартал. На каждое лицо заводилось дело. Оформление требовало справок, анкет, бланков и прочей алхимии. В шкафах не хватало мест, а партия требовала перевыполнения вала.

Как производная в секретные массивы вбивались данные по каждому дому, организации, пирожковой, индустрии. «На картах за шторками» вырисовывалась всепоглощающая сеть, в отделениях милиции нецензурным отвечали смехом.

Трудно объяснить нюансы, да они и не имеют никакой журналистской ценности.

Псевдонимы

С веяниями времени столичные штабы формировали новые приказы, но внизу становилось все грустнее. Формуляры требовали неукоснительной пунктуальности в агентурном бумагообороте, а исполнители, понимая, что согласно приказам прожить нельзя ни часа, шутили. Одни своим виртуальным агентам давали романтические псевдонимы — Эсмеральда, Клеопатра, Жозефина, другие переходили в довлатовскую эстетику — Нуф, Наф, Ниф. Подписки о сотрудничестве писали жены, тещи, а за тех, кто и знать не знал, что он тайный агент, расписывались сами опера.

Не улыбайтесь, есть шанс, что и вы агент, а ныне ваше личное дело перемещается в руки архивариуса.

Господин осведомитель

«001» вдохнул надежду в оперативную работу. Своего рода уверенность в завтрашнем дне. Согласно приказу все негласные источники делятся теперь на платных агентов, которых быть много не может, и осведомителей, оформление которых серьезно упрощено.

К тому же на шесть пунктов наш министр утер нос Джеймсу Бонду.

Ключевое же слово в данном контексте, конечно, осведомитель.

Впервые в истории агентурной работы начиная с 1917 года этот термин официально закреплен в документе. Было бы интересно взять интервью у того, кто первым ушел в царскую стилистику. Навряд ли автора впечатлил французский детектив по мотивам Сименона «Мегрэ и осведомитель», скорее терминология была заимствована из изданной лет десять назад инструкции начала ХХ века Московского охранного отделения по организации и ведению внутренней агентуры.

Нельзя сказать, что слово осведомитель менее обидное для россиянина, чем презрительно-интеллигентское «сексот» или простонародное «стукач», но агентом теперь петербуржец вне своего желания точно не будет.

Если кому все же нужно системно выговариваться и задекларированное существительное «осведомитель» его коробит, то можно выбрать что-нибудь из позднелагерного — «дятел», «наседка».

«Фонтанка» предлагает нейтральное — ябеда.

Что касается мира профессиональных жуликов, то в их отношениях с детективами могут разобраться лишь сами персонажи этой замкнутой субкультуры.

Приказ мвд рф 001

Внутри камерная разработка (далее ВКР) — это вид оперативно-розыскного мероприятия «оперативное внедрение», проводимого сотрудниками правоохранительных органов в условиях кратковременной изоляции задержанных лиц.

Задачами внутри камерной разработки является установление ранее неизвестных правоохранительным органам сведений о личности фигуранта, его преступной деятельности, сообщниках, местах нахождения похищенного имущества, вещественных доказательств, намерениях совершения побега, нападения, суицида, фактов внеслужебных связей с сотрудниками спец учреждений, иные сведения, представляющие оперативный интерес и способствующие выполнению целей и задач, возложенных на Правоохранительные органы.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими проведение ВКР сотрудниками ОВД, являются: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскном деятельности», Приказ МВД России от 04.04.2013 № 001 «Об утверждении Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

При осуществлении внутри камерной разработки, как и при проведении иных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо учитывать наличие оснований для их проведения, предусмотренных ст. 7 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности». Сотрудникам уголовного розыска наиболее часто возникает необходимость проведения ВКР по основаниям, предусмотренным п. 1 и пп. 1. п. 2 ч. I ст.7 названного Федерального закона, то есть:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом необходимо учитывать, что под противоправным деянием, как указано в п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., в данном случае подразумевается уголовно-наказуемое деяние, т. е. преступление.

Под ставшими известными, следует понимать любые сведения, поступившие в правоохранительный, орган и зарегистрированные в установленном порядке (заявления граждан; должностных лиц, рапорт об обнаружении признаков преступления, информация, поступившая от конфиденциальных источников, и т. д.).

Основной порядок организации внутри камерной разработки

Организация ВКР начинается с изучения личности задержанного, его возраста, национальности, вероисповедания, профессии, интересов, предыдущих судимостей, мест отбывания наказания, осведомленности о тактике и методах ОРД и т. д.

После изучения личности задержанного, на основании подученные данных осуществляется подбор кандидата для оперативного внедрения, который проводится с учетом его личных, деловых, профессиональных качеств и специальных знаний, разведывательных способностей и возможностей, а также опыта работы (п. 42.5 Наставления).

Согласно п. 107 Наставления, для оперативного внедрения при проведении ВКР в спецучреждениях МВД используются агенты (осведомители) следующих категорий:

  • специально приобретенные, как правило, из числа ранее судимых лиц и иные агенты (осведомители), используемые для однократного оперативного внедрения в условиях ИВС;
  • состоящие на связи в территориальных ОВД, органах внутренних дел на транспорте, передаваемые на временную связь;
  • состоящие на связи в оперативных подразделениях Федеральной служб», исполнения наказаний и ее территориальных органах и передаваемые и; временную связь в оперативные подразделения ОВД.

Сотрудник оперативного подразделения перед вводом источника в камеру тщательно его инструктирует, определяет линию поведения и наиболее рациональный способ выполнения задания (поручения), обеспечивает экипировку источника в соответствии с выбранной легендой.

С целью недопущения расшифровки источника ему сообщаются сведения о личности разрабатываемого и иных лиц, содержащихся в камере (фамилия имя отчество, район проживания, наличие судимостей, места отбывании наказаний).

При подготовке к проведению разработки, необходимо учитывать такие сведения, как давность и периодичность проведения ВКР привлекаемых источником в данном спец учреждении. Для решения данной проблемы наиболее актуален обмен спец аппаратом между соседними ОВД (в том числе ОВД соседних субъектов РФ), привлечение спец аппарата УУР У МВД Росси по Тамбовской области и следственных изоляторов УФСИН России и Тамбовской области.

Для проведения оперативного внедрения, согласно Наставление необходимы следующие документы (предусмотренные указанием УУР УМВ. мех. №11/7ббс от 14.04.2015):

1. Рапорт сотрудника на имя руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД, о необходимости и наличии основания для проведения ОРМ на предполагаемом объекте и субъекте внедрения (п. 42.8 Наставления).

Читайте так же:  Для получения осаго нужно

2. При получении согласия руководителя, правомочного на осуществление ОРД, инициатор выносит постановление (согласно ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативное внедрение проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) и представляет на утверждение (п 42.9 Наставления):

а) План оперативного внедрения. При оперативном внедрении к лицам, в отношении которых имеются сведения о подготавливаемых, совершаемых или совершенных ими преступлениях, не относящихся к тяжким, особо тяжким и серийным, планы внедрения не составляются (п. 42.12 Наставления).

б) Разработанную легенду и в случае необходимости меры по ее подтверждению.

в) Задание субъекту внедрения (если субъект внедрения не является сотрудником оперативного подразделения).

г) Письменное согласие лица.

Пункт 42.7 Наставления предусматривает обязательное письменное согласие внедряемого лица. При этом данное письменное согласие у агентов, может выражаться в подписании ими контракта, где указана его обязанность проведения внутри камерных разработок. У осведомителей, данное согласие может приниматься единожды и приобщается к делу осведомителя. При проведении ВКР посредством оперативного контакта письменное согласие вместе с иными документами по подготовке и проведению ВКР приобщается в номенклатурное дело «По оперативному внедрению» с грифом «совершенно секретно» (п. 126 Наставления) (за исключением рапорта с полученной информацией);

д) Иные документы (например, постановление о продлении сроков внедрения, план мероприятий по выводу внедренного лица).

Согласно разработанной легенде, внедряемое лицо обеспечиваемся документами оперативного прикрытия, подготовка которых осуществляется инициатором оперативно-розыскного мероприятия (п.п.42.10.1 10 Наставления).

Оперативное внедрение для проведения ВКР к лицам, содержащимся в ИВС ОВД, специальных приемниках для административно арестованных, центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, оформляется документами, не отличающимися от тех, на основании которых производится задержание лиц, совершивших правонарушения (п. 42.13 Наставления), при этом в документах указываются действительные установочные данные (Ф.И.О.) сотрудника, а в графе указывается должность дознавателя (следователя) ОВД. Не допускается оформление документов оперативною прикрытия от имени неуполномоченных лиц (например, заполнение протокола задержания в порядке ст. 91 УПК РФ с указанием должности оперуполномоченного).

После проведения разработок, процессуальные легендированные документы прикрытия, в случаях, предусмотренных ведомственными нормативно-правовыми актами, хранятся в спец учреждениях ОВД Тамбовской области совместно с иными протоколами задержания для документального оправдания законности содержания спец аппарата в ИВС и денежных расходов, связанных с их питанием, при проверках органами прокуратуры и ревизорами контрольно-ревизионных подразделений системы МВД.

С целью обеспечения зашифровки агентов (осведомителей) не допускается работа в ИВС одного агента (осведомителя) с несколькими лицами, проходящими по одному делу (п. 110.1 Наставления).

Связь с источником осуществляется зашифровано от разрабатываемого и других лиц. Для вызова агента (осведомителя) подбираются основания, соответствующие легенде, с учетом сложившейся обстановки.

Время, цель и обстоятельства вызова должны соответствовать общему порядку, для того чтобы у разрабатываемого и у сокамерников не возникло подозрений в отношении источника.

Не допускается частое повторение одних и тех же оснований, и обстоятельств для вызова, а также использование таких оснований, которые не соответствуют выбранной легенде или фактам, известным разрабатываемым.

После окончания оперативно-розыскных мероприятий работник обеспечивает вывод источника из камеры и принимает необходимые меры, но его шифрованию на случай возможной встречи с разрабатываемыми или другими лицами, которые видели ею в камере. Шифрованию агента (осведомителя) должна способствовать правдивая легенда о причинах его освобождения, правомерность которых не вызывает сомнения у разрабатываемого и других лиц.

При необходимости агенты (осведомители) должны быть обеспечены легендой, обосновывающей их предстоящее отсутствие дома и на работе в течении времени, необходимого для выполнения задания. После окончания ВКР им могут быть выданы документы оперативного прикрытия (п. 108 Наставления).

Общий срок участия в ВКР агента (осведомителя) в спец учреждениях МВД не должен превышать 30 суток в квартал. В порядке исключения по желанию агента (осведомителя) общий срок его пребывания в спец учреждениях МВД может превысить 30 суток в квартал (п.109 Наставления). Однако, в связи с поступившим указанием МВД РФ, в целях экономии бюджетных средств, при проведении ВКР, пребывание конфидента в ИВС необходимо прекращать сразу после реализации задач оперативно-розыскной деятельности, если иное не требуется для конспирации, а общий срок пребывания источника в спец учреждениях МВД не должен превышать 15 суток в квартал;

Также, с целью исключения расшифровки агентов (осведомителей) при оперативном внедрении сотрудниками, осуществляющими ВКР, сведения о разрабатываемых и иных лицах, содержавшихся в камере, вносятся н соответствующие листы учета, которые ведутся в рабочих делах агентов (делах осведомителей) (п.п. 110.2. 110.3 Наставления).

Проведение внутри камерной разработки в условиях ИБС

При проведении ВКР в условиях ИВС необходимо учитывать правовые нормы, указанные в Федеральном законе от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Приказе МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления, но служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых н обвиняемых орунов внутренних дел. подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

Так, при подготовке документов оперативного прикрытия необходимо помнить, что согласно ст. 33 вышеназванного Федерального закона, при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

1) раздельно содержатся: мужчины и женщины: несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести:

  • лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;
  • подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
  • подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

  • подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;
  • подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство: убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью: заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека: изнасилование; насильственные действия сексуального характера: торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм: захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа: дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
  • подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений:
  • осужденные к смертной казни;
  • лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
  • по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых: больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

В зависимости от избранной легенды и сроков содержания в качестве основания помещения источника в ИВС используются процессуальные легендированные документы:

  • протокол задержания, оформленный в порядке ст.ст. 91. 92 УПК РФ;
  • постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке ст.ст. 100, 108 и 224 УПК РФ.

Для помещения источника в ИВ С сотрудник УР подготавливает следующие документы оперативного прикрытия:

а) два протокола задержания подозреваемого, оформленные в соответствии со ст.ст. 91, 92 УПК РФ, один из который вручается задержанному;

б) два протокола личного досмотра «задержанного» и справку о его гражданстве, заверенную гербовой печатью ОВД Тамбовской области.

После подготовки легендированных документов оперработник УР передает агента дежурному по ИВС, соблюдая требования конспирации.

По истечению 2-х суток содержания источника в ИВС, оперработник УР выводит агента из разработки по заранее установленной легенде. Основания должны соответствовать требованиям ст. 94 УПК РФ.

Для помещения источника в ИВС оперработник УР, организующий разработку (внедрение агента в ИВС) подготавливает документы оперативного прикрытия:

а) розыскное задание (ориентировка о розыске преступника) «поступившее» в ОВД по факсимильной связи;

б) постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, оформленное в соответствии с требованиями ст. ст. 100, 108 и 224 УПК РФ, «поступившее» в ОВД по факсимильной связи и заверенное печатью ОВД, копия которого вручается «источнику»;

в) протокол задержания, копия которого вручается задержанному;

г) два протокола личного досмотра «задержанного»;

д) справка о гражданстве, заверенная печатью ОВД;

е) справка о розыске;

ж) письмо от инициатора розыска о направленном конвое, для этапирования задержанного, с визой начальника о согласии содержания в ИВС.

Указанные документы прикрытия сотрудник УР передает дежурному по ИВС вместе с источником, соблюдая требования конспирации.

Вывод источника из разработки осуществляется в связи с прибытием конвоя из ОВД-«инициатора розыска».

Проведение ВКР в условиях специальных приемников для административно арестованных (также применяется для проведения ВКР в отношении административно-арестованных, содержащихся в условиях ИВС ОВД)

При проведении ВКР в подобных спец учреждениях ОВД необходимо учитывать правовые нормы, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26.04.2013 № 67- ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Приказе МВД России от 06.06.2000 № 605дсп «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства».

Согласно п. 1 указанного Приказа, специальные приемники предназначены для содержания лиц, которым за совершенные ими правонарушения постановлением уполномоченных должностных лиц назначено наказание в виде административного ареста. При этом, административный арест назначается судьей (п. 1 ст.3.9 КоАП).

Согласно п. 20 Приказа, в функции специальных приемников входит оказание содействия сотрудникам ОВД при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий среди лиц, содержащихся в специальном приемнике.

Наиболее подходящий способ ввода источника в камеру, учитывая отсутствие возможности изготовления в качестве документов оперативною прикрытия оригиналов судебных постановлении, является «задержание» липа, по причине его уклонения от исполнения административного наказания в ином, от места нахождения специального приемника, районе.

Так, в ст. 32.8 КоАП РФ сказано, что исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица, либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или ею семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергну его административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста. В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста, указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

Исходя из изложенного, для ввода источника в камеру специальною приемника необходимы следующие документы:

1. Письмо (ориентировка) поступившее в ОВД по факсимильной связи о том, что на территории ОВД находится лицо, в отношении которого ранее было приостановлено исполнение постановления об административном аресте, в последующем в установленный срок в место отбывания административною ареста лицо не явилось, в связи с чем он подлежит задержанию полицией;

2. Постановление судьи об административном аресте, «поступившее» в ОВД по факсимильной связи и заверенное печатью ОВД;

3. Рапорт сотрудника полиции о задержании указанного лица, с резолюцией руководителя ОВД, на чьей территории расположен специальный приемник, о передаче задержанного в специальный приемник для отбывания оставшегося срока административного ареста;

4. Копия формы № 1, «поступившая» и территориальный орган факсимильной связи н заверенная печатью, либо иной документ удостоверяющий личность арестованного.

Как альтернатива, при наличии законных основании, ввод источника ь спецприемник, может осуществляться в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ, за совершение реального административного правонарушения н назначенного судом наказания в виде административного ареста. При этом, не допускается составление фиктивных административных протоколов на несуществующие правонарушения и составление протоколов сотрудниками уголовного розыска. Например, при наличии неоплаченных, источником штрафов, за ранее совершенные административно- правонарушения, в отношении него может быть составлен протокол совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 20.25 КоАП РФ.

При оформлении документов оперативного прикрепил необходимо учесть, что п. 17 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных. Приказом МВД России от 06.06.2000 № 605дсп.

Предусмотрено, что в специальных приемниках отдельно содержатся:

  • мужчины и женщины;
  • курящие от некурящих (при наличии соответствующих условии)
  • арестованные за незаконное приобретение наркотических средств небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе.

Проведение внутри камерных разработок в условиях специальных помещений для содержания задержанных лиц

При проведении ВКР в СПСЗЛ необходимо учитывать нормы, указанные в Приказе МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан». Согласно п. 3. Наставления, утвержденного Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389. действие данного Наставления распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона “О полиции”, и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

Статья 14 ФЗ «О полиции» устанавливает общий процессуальный порядок для всех видов задержания, осуществляемого должностными лицами полиции. На основаниях, указанных в данной статье, лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Для проведения ВКР, с учетом необходимости оформления документов оперативного прикрытия, наиболее удачные легенды задержания по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции» — лиц, находящихся в розыске — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

Для помещения источника в СПСЗЛ оперработник УР, организующий разработку, подготавливает документы оперативного прикрытия:

  • розыскное задание (ориентировка о розыске подозреваемого), «поступившее» в территориальный орган МВД России, но факсимильной связи;
  • постановление судьи о розыске с формулировкой «задержать на 48 часов и доставить к судье», «поступившее» в территориальный орган по факсимильной связи и заверенное печатью, копия которого вручается «источнику»;
  • рапорт о задержании разыскиваемого) с визой начальника территориального органа МВД России либо его заместителя, уполномоченного на осуществление ОРД (начальник полиции), о помещении «задержанного» в СПСЗЛ до передачи инициатору розыска. (Рапорт регистрируется в КУСП. После того, как «задержанного забирают» сотрудники подразделения — инициатора розыска, регистрированный материал списывается в номенклатурное дело);
  • копия формы № 1. «поступившая» в территориальный орган по факсимильной связи и заверенная печатью, либо иной документ удостоверяющий личность задержанного.

Указанные документы оперативного прикрытия сотрудник УР передает оперативному дежурному вместе с источником, соблюдая требования конспирации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции», лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, могут быть задержаны до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (но не более чем на 48 часов).

При данном способе ввода источника в камеру документы оперативного прикрытия оформляются аналогично документам, указанным при задержании по основаниям п. 4 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции». Отличается постановление суда о розыске лица, уклоняющегося от отбывания уголовного наказания (либо от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, либо не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок), которое выносится судом по представлению Уголовно-исполнительной инспекции, в постановительной части также указывается формулировка: «задержать на 48 часов и доставить к судье», «исполнение данного постановления поручить отделу розыска УФСИН России по Тамбовской области».

Внедрение источника в условия СПСЗЛ. возможно и по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции» — лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста до передачи их в места отбывания административного ареста (только при отсутствии в территориальном органе ИВС и СПАД. При их наличии, данные лица должны сразу помещаться в названные спец учреждения для отбывания административного ареста).

Читайте так же:  Полномочия прокурора в различных стадиях гражданского процесса

Оформление документов оперативного прикрытия по последнему основанию расписаны в разделе о проведении ВКР в условиях специальных приемников для административно-арестованных.

Тактика проведении внутри камерных разработок

Выработка легенды является одним из основных этапов проведения внутри камерной разработки. От качества проработки легенды зависит то, как источник будет воспринят разрабатываемым, на сколько он сможет войти к нему в доверие. Легенда должна быть как можно проще. Это позволит агенту (осведомителю) досконально запомнить ее и при необходимости иметь возможность ее реализовать. Она должна помогать агенту направлять беседу с разрабатываемым в нужное русло, быть такой, чтобы агент обладал необходимыми умениями, знаниями, навыками, личностными свойствами в соответствии с социальной позицией, заданной легендой. Обычно оперативную разработку задержанных, и заключенных под стражу в камере ведут наиболее опытные и квалифицированные источники, имеющие «свою биографию», т. е. легенду, которую видоизменяют частично, исходя из обстоятельств своего «задержания» или «заключения под стражу» и состава преступления разрабатываемого. Поэтому оперативный работник сначала должен выслушать мнение источника по поводу выбора им легенды. Например, при разработке квартирного вора, легенда источника не должна быть связана с его задержанием за подобные преступления, если он не знает специфику данною преступного направления, или, если согласно легенде, источник имеет юридическое образование, он действительно должен обладать подобными знаниями. Аналогично прорабатывается и остальная часть биографии источника (место рождения, места проживания, места отбывания наказания, семейное положение и т.д.). При этом легенда должна быть проработана также на случай встречи источника и разрабатываемого на «воле». Подготовка легенды должна предусматривать использование агентом той или иной одежды. В одежде источника не должно быть ничего кричащего, такого, что запомнилось, бросалось в глаза. Ведь источник работает с разными фигурантами, которые в дальнейшем могут встретиться и обсуждать всех, с кем они сидели.

Необходимо осторожно подходить к вопросу изменения имени источника для легенды. Человек очень сильно привыкает к нему. Поэтому при использовании вымышленного имени всегда существует опасность, что агент (осведомитель), увлекшись разговором, может назвать себя в третьем лице настоящим именем.

Ввод источника в разработку

Ввод источника в разработку заключается в создании ему необходимых условий для выполнения заданий на основе разработанной легенды и выработанной линии поведения. В практике существуют много различных способов ввода источника в оперативную разработку задержанных и заключенных под стражу, однако, наиболее распространены следующие:

  • Практика показывает, что разрабатываемые с большим доверием относятся к лицам, которые были задержаны у них на глазах или о задержании которых «с поличным» или иным путем им стало известно из других достоверных, по их мнению, источников. Этот психологический фактор лежит в основе большой группы оперативных комбинаций. Как пример, можно привести следующую ситуацию: во время нахождения, разрабатываемого в ОВД, «случается серьезное преступление», после выезда на которое, в ОВД доставляется «подозреваемый» (источник) в совершении данного преступления. В последующем они видят друг друга в коридоре ОВД. При проведении следственных действий, совместно конвоируются в изолятор временного содержания и помещаются волну камеру.
  • Также, не плохим по эффективности способом ввода в оперативную разработку является помещение агента в камеру до водворения туда разрабатываемого. Хотя этот способ прост по замыслу и осуществлению, он дает агенту ряд преимуществ. Прежде всего, агент встречает разрабатываемого, являясь как бы «хозяином» в камере. Кроме того, пользуясь этим обстоятельством, он вправе первым начать разговор, расспросить пришельца о его делах, т. е. повести беседу в нужном ему направлении.
  • Другом способ ввода источника в оперативную разработку — водворение его в камеру, где уже содержится разрабатываемый.

Данный способ ввода не всегда эффективен и применяется в следующих случаях:

  • когда в отношении задержанного или заключенного под стражу собраны достаточные доказательства его преступной деятельности;
  • когда разработка проводится внезапно и вовремя не был подобран подходящий источник;
  • когда разработка одним источником не дала результатов и необходимо ее продолжить с помощью другого:
  • когда заключение под стражу или задержание явились для разрабатываемого полной неожиданностью.

Во всех этих случаях разрабатываемому дают возможность вначале побыть в камере одному и ощутить потребность в общении с сокамерниками.

Иногда применяется способ ввода агента в общую камеру, в которой уже находится разрабатываемый, или разрабатываемый и агент водворяются в общую камеру одновременно. Если разрабатываемый уже находится в общей камерой туда водворяется источник, то через некоторое время их сокамерники переводят из камеры, и источник с разрабатываемым остаются наедине. Если агент и разрабатываемый одновременно водворены в общую камеру, через некоторое время под благовидным предлогом их переводят вдвоем в другую камеру.

При осуществлении оперативных комбинаций по вводу источника и разработку, его в большинстве случаев не надо посвящать по существу дела, по поводу которого задержанный разрабатывается. Тем самым источник лишается возможности строить различные предположения, делать произвольные выводы.

Поведение источника в камере. Приемы, применяемые дли развитии доверительных отношении с разрабатываемым

Прежде всего, необходимо сказать о вызовах для проведения допроса в других следственных действии. У агента всегда мало времени, в особенности если фигурант задержан в порядке ст. 91 УПК РФ и после заключения под стражу может быть этапирован в следственный изолятор. Если задержанного не вызывают, его темы для разговоров могут быстро исчерпаться Хуже того, когда регулярно вызывают источника, но не вызывают разрабатываемого, весь акцент делается на агента (осведомителя), в таком случае именно он находится в центре внимания и в большей степени в камере говорить приходится самому. Наиболее удачно, когда источник с допроса на некоторое время прибыв, раньше задержанного. Лучше встретить разрабатываемого, когда он возвращается после проведения следственных действий. Ситуация следственного действия носит, как правило, стрессовый характер, что заставляет разрабатываемого нервничать, и он может дать волю чувствам, высказать что-то важное в возмущении.

И психологии обычно выделяют два основных метода воздействия на человека: убеждение и внушение. Убеждение основано на логике и обращено к сознанию человека. Внушение же основано не на логике, а на некритическом восприятии человеком осуществляемого на него воздействия. Внушение сильно действует на людей, не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих сформировавшихся взглядов и принципов. Это всегда нужно помнить при разработке несовершеннолетних.

В ходе проведения ВКР возможны три типа ситуаций общения:

  • Объект считает свое положение выше положение источника.
  • Объект считает, что эти положения равны.
  • Объект считает, что его положение ниже положения источника.

При первом и третьем типе разрабатываемый ориентируется в основном на социальную позицию источника, а не на то, что он ему говорит. Если объект считает себя «выше» источника, то слова последнего на него обычно не действуют, убеждением его не возьмешь. Объекту нужно показать, что его позиция такая же, а еще лучше — ниже позиции источника. Основное правило при этом: авторитарность можно победить только еще большей авторитарностью.

Психологический анализ позволяет выделить три основных этапа в его воздействии на разрабатываемого.

Задача: подорвать уверенность объекта в себе; сориентировать его на то, что ответственности не избежать и от наказания не уйти.

Задача: «обрубить ему все лазейки» для сокрытия своих дел, создать впечатление, что ему никто не поможет, что все зависит только от него.

Задача: убедить его в необходимости дать правдивые показания.

Практика знает не мало случаев, когда разрабатываемый, находясь в камере и рассказывая источнику в общих чертах о совершенном им преступлении, уклоняется от подробного изложения обстоятельств, не называет сообщников, мест хранения и сбыта похищенных ценностей и т. д. Как раз в этих случаях необходимо создать видимость, что следствие идет по верному пути, что задержанный скоро будет разоблачен. Будучи вынужденным изменить свою линию поведения на следствии, разрабатываемый советуется с источником и сообщает интересующие последнего сведения. Для проведения таких комбинаций необходимо четкое взаимодействие оперативного работника и следователя. Следователь с помощью следственных действий должен способствовать осуществлению замысла оперативной комбинации.

Например, источник, разрабатывающий подозреваемого в совершении краж колес с автомашин, сообщает в камере, что, направляясь на допрос, видел в коридоре возле кабинета следователя много автомобильных колес. Через некоторое время при выводе из камеры разрабатываемого, данное обстоятельство косвенно подтверждается следователем, либо при вывозе на проведение следственный действий разрабатываемый также застает некоторое количество колес возле кабинета следователя. При этом, сотрудниками ОВД для объекта разработки «умалчивается» место обнаружения и изъятия данных колес.

Если известны вероятные сообщники преступника, можно провести комбинацию, в результате которой разрабатываемый «случайно» увидит их фотографии. В этом случае агент получит возможность установить, есть ли среди них лица, причастные к преступлению, и опасается ли разрабатываемый разоблачения с их стороны.

Таким образом, цель подобных комбинаций — убедить разрабатываемого в неизбежности разоблачения и необходимости дать правдивые показания, а также побуждения разрабатываемого к доверительной беседе с источником.

О всех мероприятиях, связанных с осуществлением оперативном комбинации в целях активизации разработки, агента не следует заранее ставить в известность, так как он может выдать свою осведомленность в камере и этим расшифровать себя.

Необходимо еще раз отметить, что ролевое поведение источника в камере не должно противоречить легенде. Более того, агенту’ следует всячески подтверждать ее правдивость. Например, прием пищи. Когда человека помещают в камеру, состояние у него подавлено, он озабочен своей судьбой и ему естественно, не до еды. Так как по легенде источник такой же задержанный, как и все остальные, он не должен отличаться своим поведением от других. Поэтому если он и голоден, не нужно в первое время набрасывания на еду, это может вызвать подозрение. В последующие же дни, наоборот, не стоит отказываться от пищи, даже если источник получал дополнительное питание, так как это может навести на мысль, что его подкармливают.

Особенности проведения «спаренной» разработки с взаимной расшифровкой источников

Достаточно эффективной является комбинация по разработке фигу рангов с использованием двух источников с взаимной расшифровкой. Однако, преднамеренная взаимная расшифровка двух источников друг перед другом в целях успешного раскрытия преступлений является мерой исключительной.

Данную комбинацию целесообразно использовать в тех случаях, когда есть предположение, что между источником и разрабатываемым может возникнуть психологический барьер, который источнику трудно преодолеть в одиночку, или, когда необходимо ускорить разработку задержанного.

Перед расшифровкой необходимо принять от источников расписки об их согласии на данное мероприятие.

Изучение практики использования «спаренной» агентуры показывает, что наиболее целесообразно строить линию поведения источников по следующим направлениям:

А. Агенты создают в камере обстановку взаимного доверия и доброжелательности. Это может достигаться тем, что они выдают себя за людей, давно знакомых между собой и случайно оказавшихся в одной камере, или выступают как люди незнакомые, но в результате общения доверившиеся друг другу.

В одном случае, демонстрируя свое давнее знакомство и доверие друг к другу, взаимно расшифрованные источники, не стесняясь присутствия разрабатываемого, «откровенно» рассказывают о своих «преступных действиях». Тем самым создаются реальные предпосылки для устранения недоверия разрабатываемого и установления психологического контакта с ним. Это позволяет вызвать его на откровенный разговор, а впоследствии взять инициативу общения в свои руки.

В другом случае источники могут выступать и как лица ранее не знакомые. «Познакомившись» в камере, они «проникаются» доверием друг к другу, рассказывают подробно о совершенных ими преступлениях, советуются между собой и с разрабатываемым о том, как вести себя на следствии, и т. п. Обстановка взаимного доверия в камере, как правило, склоняет разрабатываемого к откровенным разговорам и способствует получению достоверной информации о преступлении.

Б. Оба источника создают обстановку недоверия к разрабатываемому с тем, чтобы он сам, доказывая непричастность к сотрудничеству с правоохранительными органами, рассказал о своей преступной деятельности. Достигается это различным путем, в зависимости от осведомленности разрабатываемого о негласных методах работы ОВД. В одном случае агенты, не обшаясь с ним, в своих репликах, замечаниях и вопросах просто проявляют недоверие к нему, в другом — намекают на его связь с сотрудниками ОВД либо прямо обвиняют его в сотрудничестве с оперативным аппаратом. Однако для того чтобы недоверие, которое высказывают источники разрабатываемому было внешне обоснованным, необходимо создать к этому реальные поводы. Например, вызывая последнего на допрос и отсылая его с допроса в камеру, сотрудники полиции обращаются с ним особенно вежливо; иногда один из источников, якобы вызванный на допрос, застает разрабатываемого распивающим чай и мирно беседующим с оперативным сотрудником и т. п. Все это может быть использовано как повод для выражения недоверия.

Данный способ достаточно эффективен при разработке бывших сотрудников правоохранительных органов, когда ввод источников осуществляется поочередно и второй вдруг вспоминает, что раньше видел фигуранта в форменном обмундировании. После чего оба источника начинают проявлять недоверие к разрабатываемому, высказывая мнение, что его подсадили к ним специально.

В. Агенты внушают разрабатываемому недоверие к одному из находящихся в камере задержанных. Таким образом, они оба, или один из них завоевывают доверие разрабатываемого, а затем получают от него необходимую информацию.

Психологически указанная линия поведения таких источников основывается на том, что они оба или один из источников, заподозрив сокамерника в негласном сотрудничестве с оперативными работниками, откровенно делятся своими подозрениями с разрабатываемым. У разрабатываемого постепенно исчезает недоверие к последним. Более того, откровенность источника побуждает также к откровенности с ним. Для более эффективного применение данного способа необходимо создать внешнее обоснование подозрения, указанное в п. Б.

При осуществлении рассматриваемой комбинации в любом ее варианте необходимо принять все меры к тому, чтобы разрабатываемый не мог учинить расправу над сокамерником, заподозренным в связи с оперативными работниками. В случае возникновения подобной опасности источники должны занять правильную позицию и предотвратить расправу, не потеряв при этом доверия разрабатываемого. Они поясняют разрабатываемому, что расправа над заподозренным сокамерником ничего не даст и только осложнит положение разрабатываемого, советуют ему не связываться с заподозренным. Ведение разработки в этом случае необходимо контролировать с помощью специальной техники.

Использование специальных технических средств при проведении внутри камерных разработок

Использование специальных технических средств (далее СТС) является перспективным направлением и неотъемлемой частью оперативных комбинаций при проведении внутри камерных разработок.

Применение СТС в ходе проведения ВКР может использоваться с целью:

1) проверки объективности информации, предоставляемой источником, своевременного выявления и предотвращения фактов двурушничества (при установлении подобного факта запрещается ставить в известность источника о полученных сведениях);

2) контроля хода проведения ВКР, своевременной корректировки оперативной комбинации, поведения источника;

3) обеспечение безопасности: недопущение суицидов, нападений и побегов, конфликтов среди сокамерников, расшифровки источника;

4) получения оперативно-значимой информации, оставшейся без достаточного внимания у внедренного источника.

Информировать источника о наличии и использовании в камерах СТС категорически запрещается.

Проведение ОТМ осуществляется на основаниях, предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Для проведения ОТМ необходимо направить в БСГМ УМВД России по Тамбовской области задание установленного образца и справку-меморандум.