Предостережении прокурора

Рубрики Статьи

Предостережении прокурора

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическими лицам. Предостережение объявляется должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Применению предостережений предшествует проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Предостережение оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Разъяснения подготовил старший прокурор отдела по надзору за уголовно – процессуальной и оперативно – розыскной деятельностью Лохов А.Н.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

Главная > Контрольная работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наименование дисциплины: Прокурорский надзор.

Тема: Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Введение. Прокуратура в структуре государственных органов Российской Федерации…………………………………….……………………………………………..4

Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов…………………………………………….…………………………………………..……..6

Правовые акты прокурора в сфере надзора за исполнением законом…………………………………………………………………………………………………….…….12

Предостережение о недопустимости нарушения закона……………………14

Список используемой литературы……………………………………….……………..19

Место прокуратуры в системе государственно-правовьх институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса организационного построения, форм и методов деятельности.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчинённых Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначае­мые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— надзор за исполнением законов судебными приставами; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста­новленными уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской Федерации;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противо­речащие закону решения, приговоры, определения и постановле­ния судов.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функ­ции, установленные федеральными законами (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 ноября 1995 г.)

В Конституции Российской Федерации положения, касающие­ся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 «Судебная власть», но совершенно очевидно, что это сделано искусственно. Российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти.

Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов

Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений проку­рорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности проку­рора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за ис­полнением большого количества чрезвычайно разнообразных по со­держанию законов, еще большим числом различного вида субъек­тов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответ­ствие законам которых также проверяется прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора, данное направле­ние в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре назы­валось общим надзором. Это определение сохранилось и широко применяется до настоящего времени практическими работниками прокуратуры.

В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре, деятельность прокурора в данном направлении состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов феде­ральными министерствами, государственными комитетами, служба­ми и иными федеральными органами исполнительной власти, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых орга­нами и должностными лицами, указанных выше органов и органи­заций.

Уже из определенного законом перечня видов объектов надзо­ра видно, насколько широко поле надзорной деятельности прокуро­ра в данном направлении. Только федеральных министерств, госу­дарственных комитетов и служб насчитывается несколько десятков, причем число и состав их постоянно изменяются. В сферу данного направления прокурорского надзора входит исполнение законов представительными и исполнительными органами 83 субъектов Российской Федерации, во много раз превышающее число местных ор­ганов самоуправления, десятки контрольных органов и органов во­енного управления, не поддающееся точному определению число их должностных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций и тем более их органов управления и руководителей.

Не поддается точному определению и численность законода­тельных актов, исполнение которых объектами надзора проверяется прокурорами. В их число, прежде всего, входят почти все статьи: Конституции РФ, нормы гражданского, трудового, административ­ного, экологического и других отраслей права.

Характеризуя содержательную сторону сферы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, ко­торые возникают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, налоговая поли­ция и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным зако­нодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных за­конодательных актов.

Сущность и назначение надзора за исполнением законов глав­ным образом определяет надзор за исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего до­пускаются правонарушения, а также факты противодействия орга­нам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений зако­на. Именно в области государственного управления должно быть обеспечено точное исполнение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

Если сопоставить данное направление надзора с другими на­правлениями прокурорского надзора, то мы увидим, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государ­ственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица) данная деятельность прокуроров является наи­более сложной и трудоемкой. К тому же значение данного надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономи­ческого и социального строительства, разветвленностью экономичес­ких связей между государственными и негосударственными пред­приятиями, переходом промышленности и предприятий сельского хозяйства в частную собственность. Все это обязывает прокуроров держать надзор за исполнением законов и, законностью правовых актов на постоянном контроле и поднимать его качество на новый уровень.

Осуществляя надзор за исполнением законов в области госу­дарственного управления, органы прокуратуры тем самым способ­ствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государ­ством, по защите прав граждан, повышению их материального бла­госостояния. Иначе говоря, прокуроры, осуществляя свои полномо­чия в сфере данного надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, эконо­мического, социального, национального и культурного строитель­ства.

От активности, инициативы, профессиональной подготовки про­куроров, осуществляющих надзор, многое зависит в укреплении законности в государстве, в выявлении нарушений закона и уста­новлении их причин и способствующих этим нарушениям условий. Прокуроры первыми сталкиваются с нарушениями законов, они первыми исследуют причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Именно они решают вопрос о возбуждении уголовного преследования против нарушителей закона и привлечения наруши­телей к административной, дисциплинарной или материальной от­ветственности. Результаты их проверок служат исходным матери­алом для расследования преступлений, связанных с хищениями и взяточничеством, злоупотреблениями полномочиями должностных лиц, незаконным предпринимательством и многими другими.

Читайте так же:  Вредный рабочий стаж

Задачи прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в Законе о прокуратуре, а также в при­казах Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. «Об орга­низации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдени­ем прав и свобод человека и гражданина»; № 42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых ак­тов субъектов Российской Федерации»; и ряде других указаний и распоряжений.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осу­ществляют надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления, власти в субъектах РФ и обще­ственными организациями, а также должностными лицами, соответ­ствовали Конституции РФ, Конституциям и уставам субъектов РФ, Иным законам РФ.

Деятельность прокуроров в сфере данного надзора многогранна. Но при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на режиме законности в государстве. Определяя конкретные направления в осуществлении прокурорами надзора, на переднем плане необходимо отметить следующие:

надзор за исполнением законов об охране собственности от преступных на нее посягательств; причем, прежде всего на федеральную собственность субъектов РФ;

надзор за исполнением законов в сфере экономики, а именно:
законов о земле, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, банковского, таможенного законодательства;

надзор за исполнением законов об охране природы и раци­ональном использовании ее ресурсов, использование мер прокурор­ского воздействия в отношении должностных лиц, допускающих хищническое отношение к земле, ее недрам, растительному и жи­вотному миру;

надзор за исполнением законов в социальной сфере — здравоохранении, социальном обеспечении, торговле, бытовом обслуживании;

надзор за исполнением законов об охране трудовых, жилищ­ных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан; надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, иными антиобщественными проявлениями.

Говоря об указанных выше основных направлениях в рассмат­риваемой надзорной деятельности прокуроров, следует отметить, что они не носят исчерпывающего характера. В процессе развития и деятельности государства возникают новые проблемы экономичес­кого и социального характера, которые требуют внимания прокуро­ров, осуществляющих надзор за исполнением законов. Так, с разви­тием рыночных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и сфере бытового обслуживания, банковской деятельности появи­лись негативные явления, связанные со стремлением недобросовестных лиц к личной наживе за счет государства и граждан. Это не может быть оставлено без внимания органов прокуратуры при осуществлении ими надзора за исполнением законов.

Правовые акты прокурора в сфере надзора за исполнением законом.

Полномочия прокуроров по общему надзору и по другим отраслям надзора, реализуется с помощью актов прокурорского надзора.

Акты прокурорского реагирования — это предусмотренные За­коном о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление Прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостереже­ние о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответ­ствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нару­шений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Итак, протест прокурора это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Приносится на незаконный правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшим, и содержит требование устранения нарушения закона.

Законодатель в п.2 ст.23 Закона о прокуратуре установил десятидневный срок для рассмотрения протеста и обязал адресата информировать прокурора о результатах в письменной форме.

Представление прокурора это обращение прокурора к органу или должностному лицу в связи с допущенными нарушениями законов. Представлению об устранении нарушений закона посвящены ст.24 и 28 Закона о прокуратуре.

Постановление прокурора также служит актом прокурорского надзора. Оно выносится при необходимости возбуждения производства об административном правонарушении или возбуждению уголовного дела. Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность.

В конечном счете, и иные правовые акты прокурора, будь-то Протест, представление, постановление о возбуждении уголовного дела или административного производства, иск в защиту публичных интересов, несут определенную профилактическую нагрузку, но официально вынесенное предостережение как никакой другой акт нацелено на предупреждение готовящегося противоправного действия.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Обобщив накопленный теорией и практикой прокурорского надзора опыт индивидуальной профилактики правонарушений, за­конодатель впервые внес новое полномочие еще в Закон СССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1982, 1987 гг.).

В п. 7 ст. 23 Закона, посвященной полномочиям прокурора по осуществлению общего надзора, было зафиксировано право про­курора предостерегать граждан и должностных лиц о недопустимости нарушения закона. Подчиненным прокурорам было направ­лено Указание прокуратуры Союза ССР от 31 декабря 1980 г. № 7/58 «О порядке применения предостережения о недопустимости нарушения закона», которым регламентировался порядок применения предостережения.

В последующем, предостережение исключили из полномочий прокурора и вновь к нему обратились лишь в 1998 г., когда 18 нояб­ря 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 25 Закона «О прокуратуре Российской Федера­ции» предостережение о недопустимости нарушения закона вносится при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Закон по сравнению с ранее действующим законодательством сузил круг лиц, которым может быть внесено предостережение, ограничившись должностными лицами.

Должностными лицами признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организацион­но-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, го­сударственных и муниципальных учреждениях, а также в Воору­женных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как правило, необходимость вынесения предостережения возникает на стадии принятия должностными лицами решения, выхо­дящего за пределы предоставленных полномочий, либо явно ущем­ляющего права и законные интересы граждан. Подобные ситуации возникают при затянувшихся конфликтах трудовых коллективов, населения и администрации органов местного самоуправления, связанных с воспрепятствованием проявлению гражданских ини­циатив (формирование общественных объединений в поддержку кандидатов на выборах, проведение референдумов и пр.).

Нередко в практике прокурорского надзора выявляются проти­воправные деяния, способные перерасти в административно нака­зуемые проступки или даже преступления. Чаще всего это случает­ся при причинении ущерба окружающей природной среде. Свое­временное разъяснение прокурором возможных последствий иг­норирования требований законодательства выступает в таких слу­чаях важным средством профилактики общественно опасных дей­ствий.

Поводами и основаниями к применению предостережения могут быть только достоверные сведения о реальной угрозе совер­шения не представляющих большой общественной опасности дея­ний. Если речь идет о сведениях, содержащих признаки состава преступления, то прокурор обязан провести соответствующую проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Закон обязывает прокурора объявить предостережение о недо­пустимости нарушения закона в письменной форме. Как акт про­курорского надзора предостережение включает в себя заголовок, т.е. название, фамилию, имя и отчество предостерегаемого лица, указание источников, из которых получены сведения, послужив­шие основанием для вынесения предостережения, изложение су­щества выявленного нарушения, ссылку на нарушенный закон, указание на порядок обжалования предостережения, отметку об объявлении предостережения, указание должности, классного чина, фамилии и инициалов прокурора или его заместителя, объ­явившего предостережение.

Таким образом, можно сделать вывод, что предостережение о недопустимости нарушения закона пред­ставляет собой специально предупредительное средство прокурор­ского надзора. Необходимость применения названного правового акта обу­словлена самим характером деятельности прокуратуры, направ­ленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание Должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, строгого следования велениям законодателя.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одно­го из элементов системы «сдержек и противовесов» в механизме разделения власти. Она устанавливает и принимает меры к устра­нению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способству­ет взаимодействию ветвей власти, их согласованному функциони­рованию как единой государственной власти; все они заинтересо­ваны в сохранении и укреплении законности, обеспечивать кото­рую призвана прокуратура.

Подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной влас­ти может разрушить сложившуюся в государстве систему (сдер­жек и противовесов), усилить опасность нарушения законов. И ис­полнительные органы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных законов судами, органами исполнительной власти чреваты тяжкими последствия­ми. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то практически не будет механизма реагирования на нарушения законов судами, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполне­нием законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.

Из содержания Конституции РФ следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполни­тельной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществля­ется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 Конституции уста­навливает, что федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ, являют­ся федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ).

Читайте так же:  Заявление на аренду для выпаса

До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответство­вал порядок назначения Генерального прокурора РФ на должность, его подотчетность только высшим законодательным органам. Таким образом, прокурор был ориентирован на сотрудничество преиму­щественно с одной ветвью власти — законодательной, только ей он был подконтролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время Президент РФ, будучи главой государства, принял на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой прези­дентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабиль­ности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

В этих условиях усиливается роль прокуратуры как централизо­ванной системы, имеющей своих, подчиненных Генеральному прокурору, представителей во всех субъектах Федерации, а также в городах и районах.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Высшая школа: Выпуск 12, 2009.

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Ю.И. Скуратова.- М.: Инфра-М, 1998.- 183с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под. Ред. А.А. Чувилева. –М.: Юристъ, 2000. – 400с.

Басков, В.И., Коробейников, Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 512с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / К.Ф. Скворцов. – М.: Издательство МНЭПУ, Юрайт-М, 2001.- 336с.

Качалов, В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации: схемы и комментарии: Учеб. пособие/ В.И. Качалов, О.В. Качалова. – М. Маркетинг, 2002.- 152 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебное пособие. / Г.П. Химичева. — Книжный мир, 2001.

Прокурорский надзор в РФ. Учебник. / Ю.Е. Винокуров и др. — МНЭПУ, 2000.

Емельянов, С.А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры/ С.А.Емельянов. М., 1980.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ от 06.07.99 N 39/7 «О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ от 06.07.99 N 39/7 «О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА»

Статьей 25.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

1.1 Применение предостережения отнесено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

1.2 Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

1.3 При наличии оснований для привлечения правонарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушений закона, как правило не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

1.4 Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

2. Установить, что применению предостережения должна в обязательном прядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

2.1 Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

2.2 Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

2.3 Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе и в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности, о чем информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в докладных записках по итогам работы за год.

6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации ( Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

7. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
Государственный советник
Юстиции 1 класса
Ю.Я. ЧАЙКА

На сайте «Zakonbase» представлен УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ от 06.07.99 N 39/7 «О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ от 06.07.99 N 39/7 «О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ от 06.07.99 N 39/7 «О ПРИМЕНЕНИИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Дело N33аа-1054/2016. О признании предостережения прокурора о недопустимости нарушений закона незаконным.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

от 22 ноября 2016 г. по делу N 33аа-1054/2016

Судья: Курбанова Ю.В.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Сицинской О.В.,

судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе З. на решение Георгиевскому межрайонному прокурору Ставропольского края по делу по административному исковому заявлению З. к Георгиевскому межрайонному прокурору Ставропольского края о признании незаконным предостережения Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края от 29 июля 2016 года о недопустимости нарушений закона,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,

Административный истец З. обратился в суд с административным исковым заявлением к Георгиевскому межрайонному прокурору Ставропольского края, в котором просил признать незаконным предостережение Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края от 29 июля 2016 года о недопустимости нарушений закона.

Решением Георгиевскому межрайонному прокурору Ставропольского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе З. указывает, что решение суда первой инстанции незаконное и необоснованное, судом неправильно применены нормы материального права. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление о признании незаконным предостережения Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края от 29 июля 2016 года о недопустимости нарушений закона.

На апелляционную жалобу поступили возражения старшего помощника прокурора Георгиевского межрайонного прокурора Ивановой Е.А., в которых она соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Читайте так же:  Договор адреса и подписи сторон

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными судебной коллегии о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 96 КАС РФ, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало. Поступило ходатайство межрайонного прокурора Бочарникова С.А. о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя межрайонной прокуратуры.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст. ст. 150 , 307 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ регламентировано, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона .

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона ).

Статьями 22 , 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентировано, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.

Таким образом, предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным заявлениям, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влечет для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения.

В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Из материалов дела усматривается, что Георгиевской межрайонной прокуратурой осуществлялась проверка доводов работников ООО «Новая инструментальная технология» по факту нарушения требований трудового законодательства, выразившихся в невыплате заработной платы должностными лицами ООО «Новая инструментальная технология».

ООО «Новая инструментальная технология» осуществляет производство и продажу металлических изделий.

В соответствии с пунктом 14 трудовых договоров, заключенных ООО «Новая инструментальная технология» с работниками С., В., Г. и другими выплата заработной платы работникам производится два раза в месяц: за первую половину месяца — 25 числа текущего месяца, за вторую половину месяца — 10 числа следующего за отчетным месяцем.

В нарушение положений статьи 37 Конституции Российской Федерации, части 6 статьи 136 , статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, выплата заработной платы работникам ООО «Новая инструментальная технология» С., В., Г. и другим работникам производится с грубым нарушением установленных законодательством сроков, срок невыплаты заработной платы составляет свыше 2 месяцев.

Кроме того, проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки заработной платы начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, не начисляются и не уплачиваются.

В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, межрайонным прокурором в отношении юридического лица ООО «Новая инструментальная технология» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которое рассмотрено и назначено наказание в виде штрафа в размере рублей, также в адрес и.о. директора ООО «Новая инструментальная технология» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, вынесено постановление о направлении материалов проверки в МСО СУ СК РФ по Ставропольскому краю для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных нарушений, в интересах работников ООО «Новая инструментальная технология» мировому судье судебного участка N 2 г. Георгиевска и Георгиевского района направлены заявления о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы.

Указанными мерами прокурорского реагирования задолженность по заработной плате перед работниками ООО «Новая инструментальная технология» в размере погашена.

Между тем, судом первой инстанции установлено, что по результатам проведенной проверки 29 июля 2016 года в Георгивской межрайонной прокуратуре от и.о. директора ООО «Новая инструментальная технология» З. отобрано объяснение, из содержания которого следует, что он допускает в дальнейшем возможность задержки в выплате заработной платы из-за финансового кризиса в стране.

Согласно оспариваемому предостережению межрайонного прокурора Бочарникова С.А. от 29 июля 2016 года и.о. директора ООО «Новая инструментальная технология» З. предостережен о недопустимости нарушения федерального законодательства в целях предупреждения нарушения норм трудового законодательства и конституционных прав граждан на своевременную оплату труда.

Отказывая в удовлетворении требования об отмене указанного предостережения, суд первой инстанции исходил из законности вынесенного предостережения (отсутствие нарушений процедуры его вынесения, соответствие по форме и содержанию действующему законодательству), вынесения его после проведения необходимой проверки, свидетельствующей о предполагаемом нарушении прав и свобод граждан в случае задержки заработной платы.

Учитывая установленные обстоятельства и приведенные выше правовые нормы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворения заявления.

Суд обоснованно исходил из наличия предусмотренного законом основания для объявления в адрес и.о. директора ООО «Новая инструментальная технология» З. оспариваемого предостережения, поскольку при рассмотрении дела подтверждено наличие у прокурора сведений о предполагаемом нарушении прав и свобод граждан.

Наряду с этим, судебная коллегия отмечает, что довод апелляционной жалобы о том, что предостережение вынесено на основании и по результатам ранее проведенной проверки по факту совершения ООО «Новая инструментальная волна» нарушений трудового законодательства, а по факту готовящихся противоправных действий объяснения не отобраны, несостоятелен и противоречит материалам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предостережение межрайонного прокурора от 29 июля 2016 года нарушает права и законные интересы административного истца, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку его вынесение является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 309 , 310 КАС РФ, судебная коллегия

Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без — удовлетворения.