Пособия по бальным танцам

Рубрики Статьи

Пособия по бальным танцам

Конечно, изучать бальные танцы по книгам невозможно. Но в качестве пособия для более детального рассмотрения техники исполнения отдельных фигур их, конечно же, можно и нужно использовать. Сразу хотим предупредить, что даже не стоит пытаться разобраться в книгах с описанием фигур с первых месяцев обучения. Вы просто ничего не поймете, так как они содержат огромное количество специальных терминов и сокращений. Кроме того, имейте в виду, что современная техника исполнения некоторых фигур может отличаться от той, которая описана в «настольных» книгах танцора, к каковым относятся пособия Алекса Мура (по европейской программе) и Уолтера Лайреда (по латине).

Пособие Алекса Мура «Пересмотренная техника европейских танцев» можно купить в печатном варианте (в нашем клубе можно обратиться к руководителю клуба Рудневу А.М.) или скачать в электронном виде с нашего сайта (ссылка ниже). Пособие Лайреда также можно купить или заказать в Интернет-магазинах в печатном виде или скачать с нашего сайта.

К учебному видео можно отнести видео с описанием отдельных фигур различных танцев, видео с учебными вариациями танцев (хореографией), видео с различных конгрессов и семинаров судей и танцоров, а также видео c рекомендациями «звездных» пар о различных нюансах танцевания (взаимодействие в паре, музыкальность, ритм и т.д.).

К наиболее популярным учебным курсам с описанием фигур относятся:

Леонид Плетнев. Учебный цикл «Линия танца». Цикл состоит из трех дисков, но именно описание фигур содержится в первых двух. Учебный фильм включает в себя все основные фигуры международной программы 4-х европейских танцев (Медленный Вальс, Танго, Медленный Фокстрот, Квикстеп). Все фигуры, показанные в фильме, содержат перечень фигур E, D и C классов. Кроме этого, фильм содержит образцовые группы, составленные из этих фигур, с разбором под счет, под музыку и показом с противоположных ракурсов.

Взаимодействие в паре. Видеокаталог фигур. Цикл состоит из семи дисков, диски с номерами 2-5 посвящены разбору фигур пяти танцев латиноамериканской программы. Фигуры даны в соотвествии с требованиями ФТСР по классам Е, Д и С. Ведущая цикла — Чемпионка СССР и России по латиноамериканской программе Елена Колобова (в настоящее время директор ТСК «Динамо», г. Москва)

Для начала мы рекомендуем при возможности приобрести именно это видео, особенно если вы не надеетесь на свою память.:-) Старайтесь запоминать названия фигур, которые вы изучали на занятии, и еще раз просматривайте на видео, каким образом они должны исполняться. Хотя, конечно, покупка такого видео — удовольствие не из дешевых (стоимость одного диска — 450-500 рублей).

Предупреждение!! Не думайте, что покупка видео в фигурами танцев заменит вам занятия с тренером. Научиться танцевать по видео невозможно! Ведь никто не видит ваших ошибок и не исправляет их. Помимо этого, данное видео содержит только шаги, но совершенно не объясняет технику и нюансы исполнения фигур.

Видео с учебными вариациями (хореографией) танцев покупать особой неоходимости начинающим танцорам нет. Все вариации вам поставит тренер. На первых занятиях в группе (в течение примерно 1,5-2 месяцев) вам поставят самые простые вариации из 3-4-5 фигур в каждом танце для всей группы. Индивидуальные вариации каждой паре ставятся на индивидуальных занятиях. Поэтому, если вы хотите разнообразия, то лучше посещать индивидуальные занятия, хотя некоторые начинающие танцоры пытаются учить вариации по видео. Это достаточное сложное и неблагодарное занятие. Осмысленное понимание вариаций по видео возможно только танцорами не менее чем D класса. Но для примера приведем вам несколько подобных фильмов:

Взаимодействие в паре. Видеокаталог фигур. Диск №7 содержит разбор нескольких вариаций каждого танца латиноамериканской программы. Вариации разбираются под счет и под музыку по фигурам. Ведущие — Чемпионы СССР и России по латиноамериканской программе Владимир и Елена Колобовы.

Популярные английские вариации. Большой цикл, состоящий из нескольких дисков (точное количество назвать затрудняемся :-), но не менее 8-ми). На каждом диске представлены по несколько вариаций либо европейской, либо латиноамериканской программы. Вначале все схемы исполняются по фигурам, затем под счет и под музыку. Практически все вариации ориентированы на танцоров начального и среднего уровня, занимающихся в школах танца («хобби-класс») и танцоров, участвующих в соревнованиях в категории «сеньоры».

Видео с семинаров и конгрессов начинающим (да и не очень начинающим) танцорам смотреть довольно скучновато, так как там достаточно много слов и не слишком много танца.:-) Данное видео, действительно, в первую очередь, предназначено для тренеров и судей. Но, если кто-то, действительно, увлечется спортивной составляющей танца и всеми нюансами техники исполнения, то для примера можем привести вам следующие диски:


Первые национальные учебно-тренировочные сборы. Серия из 10 дисков с лекциями ведущих тренеров и танцоров ФТСР.

IX национальный конгресс тренеров и судей ФТСР. Комплект из 3-x дисков c лекциями ведущих танцевальных специалистов ФТСР.

Ну и, наконец, видео с лекциями «звездных» пар. Здесь как раз обычно больше танцуют чем говорят :-), поэтому такое видео более интересно, но уже более «продвинутым» танцорам, так как на таких дисках обычно на примерах учебных вариаций или их кусочков объясняются некоторые нюансы их исполнения. Таких фильмов огромное количество. Например:


Развитие ритма в теле. Андрей Скуфка — Катерина Вентурини. Практические занятия с комментариями чемпионов мира по латиноамериканской программе позволят понять, как передавать ритм телом, что добавит танцу как задора, так и выразительности при выступлении.

Брайан Ватсон в Русском Клубе Фундаментальные принципы Самбы — ритм, техника, основные фигуры — в рамках проекта Секреты Чемпионов мира.

Музыкальность танца. Энн Глив с участием Мирко Гоццоли и Алессия Бетти. Физическая энергия в танце должна комбинироваться с музыкальной — это создает необыкновенную выразительность. Энн Глив (Чемпионка мира среди профессионалов в европейских танцах), известный педагог, тренирующий действующих чемпионов, представляет Вашему вниманию свой взгляд на одну из самых сложных составляющих танца – музыкальность.

Конкурсное видео и танцевальные шоу-программы

Видео с различных крупных танцевальных турниров можно также приобрести в виде дисков или просто скачать из Интернета, что (в отличие от учебного видео) сделать гораздо проще. Самыми престижными танцевальными турнирами, на которых всегда ведется профессиональная съемка являются:


Танцевальный фестиваль в Блекпуле (Англия)

Открытый Чемпионат Германии (Штутгарт)

Открытый Чемпионат Великобритании

Открытый международный турнир «Слава России»

Кубок Русского Клуба (Россия)

Большой Приз Динамо (Россия)

Это лишь небольшой список турниров, которые достаточно интересно посмотреть хотя бы на видео. Но лучше всего, конечно, вживую.:-) А еще лучше (может, кому-то из вас и доведется) поучаствовать в них самим.:-) Поверьте, что это назабываемое зрелище.

Большой интерес для всех танцоров также представляте шоу «5 звезд», которое ежегодно проводится в Японии и на который приглашают самых лучших танцоров мира (6 пар в европейской и 6 пар в латиноамериканской программах). Каждая пара по отдельности танцуют по 5 танцев, поставленных именно как шоу-номера.

Диски с танцевальным видео можно приобрести на турнирах, в танцевальных магазинах или заказать по Интернету. При определенном упорстве 🙂 некоторые из видео можно скачать из Интернета. Ну и самый просто вариант — попросить посмотреть или скопировать файлы с видео у тех, кто их имеет.:-)

Вот некоторые адреса Интернет-магазинов:

Скачать файлы с видео (как учебным, так и конкурсным) можно по адресу:


Видеоуроки танцев (большое количество видеуроков не только с бальными, но и со многими другими видами танцев)

Ну и, наконец, всегда можно воспользоваться поиском в YouTube

Современный бальный танец

В пособие включены материалы по истории создания современных бальных танцев, получивших признание молодежи; изложены основные виды современных бальных танцев, методы их преподавания, методические приемы освоения и единые принципы исполнения. Пособие снабжено богатым иллюстративным материалом, а также образцами музыкального сопровождения для некоторых танцев, включенных в книгу.

Источник:
— ‘Современный бальный танец’ \\Под редакцией Стриганова В.М. и Уральской В.И. — Москва: Просвещение, 1978 — с.431

нужные книги по хореографии и танцам

Ритмика

1. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 Скачать
2. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 2 Скачать
3. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 1 Скачать
4. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 2 Скачать
5. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать
6. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Скачать часть 1, часть 2 New
7. Е.Н Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Скачать
8. Т. Образцова «Музыкальные игры для детей» Скачать
9. Лифиц И.В. — Ритмика: Учебное пособие Скачать
10. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 1 Скачать
11. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 2 Скачать
12. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 3 Скачать
13. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 4 Скачать
14. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 5 Скачать
15. И. Каплунова И новосельцева «Этот удивительный ритм» Скачать
16. Михайлова, Воронина «Танцы, игры» Скачать
17. М.Б. Зацепина «Музыкальное развитие детей» Скачать
18. Музыкально-ритмические игры Скачать
19. Г.Федорова «Поиграем, потанцуем» Скачать
20. А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика» Скачать
21. Н.В. Зарецкая «Веселая карусель» Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет Скачать
22. Раевская «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Скачать
23. Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. «Ритмика в специальном образовании» Учебно-методическое пособие Скачать New
24. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать New

Танцы для детей

1. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей младшего дошкольного возраста» Скачать
2. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Скачать
3. Наталия Зарецкая и Зинаида Роот «Танцы в детском саду» Скачать
4. Л. Н. Барабаш «Хореография для самых маленьких» Скачать
5. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 1 часть Скачать
6. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 2 часть Скачать
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 3 часть Скачать
8. А. Буренина «Ритмическая мозаика» Скачать
9. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет» Скачать
10. Камертон «Пляски и хороводы для малышей до 3-х лет» Скачать
11. И. Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки. Левой-правой. Марши в детском саду» Скачать
12. И. Каплунова, И. Новосельцева «Потанцуй со мной дружок» из серии «Ладушки» Скачать
13. Е.А. Пинаева «Детские образные танцы» Скачать
14. Т. Суворова «Олимпийские танцы» СкачатьТ.
15. Суворова, Л. Казанцева «Спортивные олимпийские танцы. Сочи-2014» Скачать
16. Т. Суворова «Новогодний репертуар» Скачать
17. Элементы характерных танцев (русского, украинского классического) Скачать
18. З. Я. Роот «Танцевальный калейдоскоп» для детей 5-7 лет Скачать
19. Г.В. Немова, А.Н. Малышева «Праздники, игры и танцы для дошкольников» Скачать
20. Т.И. Науменко «В веселом хороводе» Скачать
21. Т.В. Пуртова, А.Н.Беликова «Учите детей танцевать» Скачать
22. И. Каплунова «Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду» Скачать
23. А. Буренина «Топ-хлоп малыши» Скачать
24. Слуцкая «Танцевальная мозаика» Скачать
25. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 1 Скачать
26. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 2 Скачать
27. Н.В. Зарецкая «Танцы для малышей» Скачать
28. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать
29. Г.Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать
30. Е.Г. Ледяйкина, Л.А. Топникова «Чудеса для малышей» Скачать
31. Са-фи денс часть 1 Скачать
32. Са-фи денс часть 2 Скачать
33. Са-фи денс часть 3 Скачать
34. Са-фи денс часть 4 Скачать
35. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика 6″ Скачать
36. Л.Казанцева «Крошки-ладошки» Скачать
37. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 1 часть Скачать
38. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 2 часть Скачать
39. Школа танцев для детей 3-14 лет Скачать часть 1, часть 2
40. Театр Танца Усовой. Работа с детьми от 3 до 6 лет Скачать New
41. Г.П. Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать New
41. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5_7 лет творчества в танце» Скачать New
42. Е.В. Горшкова «Учебно_методическое пособие О говорящих движениях и чудесных превращениях» Скачать New
43. Танцевальный микс Скачать New
44. Танцевальный микс (книга + музыка) Скачать New

Классический танец

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Скачать
2. Анастасия Волочкова «История русской балерины» Скачать
3. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать
4. А. Ваганова «Основы классического танца» 1968 г. Скачать
5. Асаф Мессерер «Классический танец» Скачать
6. «Балетная энциклопедия. Часть 1» Скачать
7. «Балетная энциклопедия. Часть 2» Скачать
8. «Балетная энциклопедия. Часть 3» Скачать
9. «Балетная энциклопедия. Часть 4» Скачать
10. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца» Скачать
11. Экзерсис на полу Скачать
12. Боб Андерсен «Растяжка для каждого» Скачать
13. Н.Серебренников «Поддержка в дуэтном танце» Скачать
14. А. Ваганова «Основы классического танца» 1980 г. Скачать
15. В.В. Носова «Балерины» Скачать
16. Школа классического танца Скачать
17. Л. Д. Блок «Классический танец. История и современность» Скачать
18. Лукьянова «Дыхание в хореографии» Скачать
19. Лукьянова «Дыхание в хореографии часть 2″ Скачать
20. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать
21. Т.И. Васильева «Тем, кто хочет учиться балету» Скачать
22. Арнольд Нельсон, Юко Кокконен «Анатомия растяжки» Скачать
23. Основы классики. Методичка Скачать New
24. Позы классического танца. Методичка Скачать New
25. М.Тобиас, М. Стюарт «Растягивайся и расслабляйся» Скачать New
26. Н. Стуколкина «Четыре экзерсиса» Скачать New
27. Большая Российская энциклопедия «Русский балет» Скачать New
28. Балетная гимнастика составитель и научный рук. Нагайцева Л.Г. Скачать New
29. Блог Л.Д. «Классический танец. История и современность» Скачать New
30. Г.Альберт «Александр Пушкин. Школа классического балета» Скачать New
31. Статьи о балете Красовская Скачать New
32. И.Левченко «Балет — это моя настоящая жизнь» Воспоминания современников Скачать New
33. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать New

Народный танец

1. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 1» Скачать
2. Ткаченко «Народные танцы. Часть 2″ Скачать
3. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 3″ Скачать
4. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 4″ Скачать
5. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 1» Скачать
6. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 2» Скачать
7. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 3″ Скачать
8. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 4″ Скачать
9. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 5″ Скачать
10. «Болгарские танцы» Скачать
11. «Польские танцы» Скачать
12. «Немецкие танцы» Скачать
13. «Чешские и словацкие танцы» Скачать
14. «Венгерские танцы » Скачать
15. Иванникова «Танцуют все. Народный танцы» Скачать
16. М.А. Козенко «Лексика белорусского народного танца» Скачать
17. Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка» Скачать
18. Гусев «Танцевальные движения и комбинации на середине» Скачать
19. Г. Настюков «Народный танец на самодеятельной сцене» Скачать New
20. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать New
21. Методические указания к ведению урока народного танца Скачать New
22. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И.Бочаров «Основы характерного танца» Скачать New

.
.
Историко-бытовой и современный бальный танец

1. И. Воронина «Историко-бытовой танец» Скачать
2. Учимся танцевать «Ча-ча-ча» Скачать
3. Бальные танцы «Самба» Скачать
4. Бальные танцы «Пасадобль» Скачать
5. Бальные танцы «Румба» Скачать
6. Бальные танцы «Медленный вальс» Скачать
7. Бальные танцы «Венский вальс» Скачать
8. Бальные танцы «Джайв» Скачать
9. Бальные танцы «Танго» Скачать
10. Бальные танцы «Квикстеп» Скачать
11. Бальные танцы «Фокстрот» Скачать
12. Бальные танцы «Ча-ча-ча» Скачать
13. Уолтер Лайред «Техника латинских танцев» Скачать
14. Васильева-Рождественская Историко-бытовой танец Скачать

.
.
Современный танец

1. С.С. Полятков «Основы современного танца» Скачать
2. В. Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика.» Скачать
3. «Искусство современного танца» Скачать
4. В. Ю. Никитин «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ.Этапы развития. Метод.Техника» Скачать New
5. Н. Шереметьевская «Танец на эстраде» Скачать New

Разное

1. В.П. Коркин «Акробатика» Скачать
2. Журнал «Dance» Скачать
3. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 1 часть» Скачать
4. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 2 часть» Скачать
5. Юлия Андреева «Танцетерапия» Скачать
6. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Скачать
7. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Скачать
8. Е. И. Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Скачать
9. И.А. Шипилина «Хореография в спорте: учебник для студентов» Скачать
10. Основы акробатики Скачать
11. Костюмы разных стран Скачать
12. Пилатес (упражнения на растяжку мышц) Скачать
13. Н.М. Каминская «История костюма» Скачать
14. Р.В. Захаржевская «История костюма» Скачать
15. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать New
16. А. Плещеева «Наш Балет 1673-1896 г.) Скачать New
17. Н. Вашкевич «История хореографии» Скачать New
18. А. Левинон «Мастера балета» Скачать New
19. В.И. Уральская «Рождение танца» Скачать New
20. И. Смирнов «Искусство балетмейстера» Скачать New
21. Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина «Маскарадные костюмы для детей и взрослых» Скачать New
22. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора» Скачать New

Бальные танцы. Методическое пособие

Методическое пособие для преподавателей, инструкторов и учащихся системы психофизического развития, а также для всех, кто начинает осваивать танцы.

Прекрасно иллюстрированное руководство с подробными фотоописаниями танцев, историческими справками, а также с программой организации и проведения балов.

Для занимающихся книга станет помощником в освоении таких танцев, как вальс, самба, румба, ча-ча-ча, танго, полонез, полька и др. В книге рассматривается бальный этикет, история бальной моды, прически и макияж для современного бала, даются рекомендации по выбору наряда для бала.

Для преподавателей несомненный интерес представляют программа и учебный план проведения занятий, а также рекомендации по проведению балов.

Чудесная книга. которая позволит вам с легкостью организовать самый настоящий бал в вашей любимой школе. гимназии. лицее. Сейчас как никогда возникла необходимость напомнить детям о том что такое парный танец .

Е. П. Шевченко МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА. Учебно-методическое пособие

1 Е. П. Шевченко МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА Учебно-методическое пособие

2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Е.П. Шевченко Учебно-методическое пособие «Методика преподавания бального танца» Саратов 2016

3 Е.П. Шевченко Методика преподавания бального танца. Учебно-методические пособие. Саратов, с. Учебно-методическое пособие посвящено методике преподавания бального танца. В нем рассматриваются: методика изучения элементов бальных танцев Европейской и Латиноамериканской программ, методика составления танцевальных вариаций для конкурсного исполнения танцев обеих программ, а также затрагиваются вопросы поисков нового стиля. Пособие содержит примерный репертуар для школ массового обучения, примеры практических занятий, различные виды самостоятельной работы с пояснениями, список дополнительной литературы. Учебно-методическое пособие может быть использовано студентамизаочниками, изучающими учебный курс «Методика преподавания бального танца», а также преподавателями учреждений дополнительного образования, детских школ искусств, училищ искусств, факультетов культуры и искусства. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Рахимбаева И.Э. Работа издана в авторской редакции Рекомендовано учебно-методическим Советом Института искусств СГУ в качестве методического пособия для использования в учебном процессе Шевченко Е.П

4 Введение История хореографического искусства является частью мировой культуры. Танец один из наиболее древних видов искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах. Автор ставит своей основной задачей знакомство читателя с методикой преподавания бального танца, а также воспитание на основе стилистических и пластических особенностей бальных танцев европейской и латиноамериканской программ хореографического мышления. Учебная дисциплина «Методика преподавания бального танца» ставит своей целью овладение бакалаврами, обучающимися по направлению «Хореографическое искусство» танцевальной техникой и методикой преподавания бальных танцев европейской и латиноамериканской программ. Перед студентами стоят следующие задачи: сформировать знания о стилистических особенностях бальных танцев; приобрести навыки методики исполнения и преподавания бальных танцев европейской и латиноамериканской программ; освоить разнообразные стили, манеру и техники исполнения бальных танцев европейской и латиноамериканской программ; развить координацию движений и актерскую выразительность; изучить теоретические основы становления и развития новых форм современного бального танца. Структура данного учебно-методического пособия такова: разделы с 1 по 5 посвящены бальным танцам европейской программы, разделы с 6 по 10 бальным танцам латиноамериканской программы. В данном пособии нет исчерпывающего перечня информации. Для более глубокого овладения материалом студентам необходимо уделить особое внимание самостоятельной работе. В соответствии с этим у студентов-заочников на дисциплину «Методика преподавания бального танца» (2 и 3 семестры) отводится 14 аудиторных часов и 54 часа на самостоятельную работу. Промежуточной аттестацией на протяжении трех семестров является зачет. Вопросы и задания к нему, а также темы рефератов, докладов представлены в данном пособии.

5 Раздел 1. Бальный танец: Европейская программа Тема 1. Введение. Место и задачи дисциплины «Методика преподавания бального танца» Цель и задачи курса. Значение курса в системе профессиональной подготовки педагога бального танца. Систематизация знаний, умений и навыков, необходимых будущему педагогу бального танца. Взаимосвязь с другими дисциплинами специального и общепрофессионального цикла. Учебнометодическая литература по бальному танцу. Требования к освоению курса. Тема 2. Бальный танец: история и пути развития Народные истоки бального танца. Процесс разделения на крестьянский, бытовой и сценический танец. Развитие демократических жанров и форм бытового танца. Эволюция бального танца в Италии (XV в.). Бальный танец во Франции (XVI — XVII вв.). Усложнение танцевальной лексики и композиций, канонизация фигур и поз бального танца. Отличительные особенности и национальная стилистика бального танца в эпоху возрождения. Школы танца в Европе. Массовая эпоха бального танца Англия, Германия (XVIII в.). Появление бального танца в России (XVIII в.). Реформы Петра I и их влияние на развитие бальной хореографии в России. Танцевальный репертуар. Влияние Французской революции на развитие бального танца в Европе. Формирование русской школы бального танца. Утверждение педагогических принципов бального танца: связь с национальными хореографическими традициями; обучение бальному танцу на общей хореографической основе; строгость, простота и внутренняя чистота исполнительской манеры; методическая обоснованность в изучении материала (обучение не определенному танцу, а умению танцевать). Влияние новых норм общественной жизни на появление вальса (ХIХ в.). Влияние на развитие бального танца стран Северной и Южной Латинской Америки (ХIХ в.). Тема 3. Тенденции развития бального танца на современном этапе Танцевальная культура XX века: характеристика эпохи, стилевые особенности и манера исполнения. Демократизация общества и его влияние на развитие новых форм досуга. Смена стилей бального танца. Парный танец как основная форма бальной хореографии. XX век век многообразия танцевальных форм. Влияние I мировой войны. Значение импровизации в развитие техники бального танца. Творчество народных масс после Великой Отечественной войны. Советские бальные танцы на национальной основе союзных республик. Популярность европейских танцев. Танцы латиноамериканских ритмов. Смещение акцента в танцевальных композициях с движений на ритм танец шагов превратился в танец ритма. Влияние деятельности Верной Касл, Айрин и Джозеф Смит на изменение танцевальной лексики начала XX века. Влияние современной хореографии на развитие бального танца. Слияние

6 бальной хореографии и спорта современная форма исполнения. Условное деление современной бальной хореографии: танцы, созданные на классической основе и историческом наследии; танцы, созданные на основе стилизации и интерпретации танцевального народного творчества; танцы: Европейской и Латиноамериканской программ; танцы современной пластики. Популярные танцы XX века. Тема 4. Интеграция хореографических стилей в бальном танце: Европейская программа Взаимосвязь историко-бытового, классического, эстрадного, дуэтного, народно-сценического танца с бальной хореографией. Историко-бытовой танец (изучение танцевально-пластических стилей и хореографического языка различных эпох). Народно-сценический танец (изучение характерных особенностей исполнения и народных традиций). Классический танец (развитие профессиональных данных у исполнителей бальных танцев). Эстрадный танец (развитие пластики). Дуэтный танец (изучение поддержек). Тема 5. Происхождение и отличительные особенности бальных танцев Европейской программы «Медленный вальс». Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Танго». Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Венский вальс». Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Медленный фокстрот». Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Квикстеп». Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. Раздел 2. Методика изучения элементов бальных танцев Европейской программы Тема 6. Изучение основных элементов движений и методики исполнения танца «Медленный вальс» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам:

7 1. Начинающие танцоры выполняют фигуры: «Закрытые перемены с ПН и ЛН». «Правый поворот». «Левый поворот». «Правый спин поворот». «Виск». «Шассе из ПП». 2. Для танцоров класса «Е» добавляются фигуры: «Правый поворот с хезитейшн». «Поступательное шассе». «Наружная перемена». «Поступательное шассе вправо». «Лок-степ вперед». «Лок назад». «Левое корте». 3. Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Дрэг хезитейшн». «Телемарк». «Открытый телемарк». «Кросс хезитейшн». «Крыло». «Импетус поворот». «Открытый импетус поворот». «Шассе в ПП». «Плетение». «Плетение из ПП». «Двойной левый спин». «Шассе с поворотом вправо». «Лок с поворотом». «Левый пивот». 4. Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Изогнутое перо». «Шассе с поворотом влево». «Изогнутый тройной шаг». «Виск влево». «Закрытое крыло». «Правая шпилька». «Наружный спин». «Лок с поворотом в боковой лок». «Левый фоллэвей и слип пивот». «Фоллэвей виск». «Правый твист поворот».

8 «Перекрученный лок с поворотом». «Двойной открытый телемарк». «Фоллэвей правый поворот». «Бегущий спин-поворот». «Двойной правый спин». 5. Для танцоров классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Позировки. «Grand Battement». «Développé». «Attitude». «Grand Rond». Тема 7. Изучение основных элементов, движений и методики исполнения танца «Квикстеп» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам: 1. Начинающие танцоры выполняют фигуры: «Четвертной поворот направо». «Правый поворот». «Прогрессивное шассе». «Лок вперед». «Правый поворот с хезитейшн». «Правый спин-поворот». 2. Для танцоров класса «Е» добавляются фигуры: «Четвертной поворот влево». «Поступательное шассе». «Правый поворот». «Лок назад». «Локк степ вперед». «Правый поворот с хезитейшн». «Правый пивот поворот». «Правый спин-поворот». «Левый шассе поворот». «Типпл шассе вправо». «Кросс шассе». «Зигзаг». «Поступательное шассе вправо». 3. Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Бегущее окончание». «Левый пивот».

9 «Бегущий зигзаг». «Перемена направления». «Кросс свивл». «Бегущий правый поворот». «Телемарк». «Импетус поворот». «Четыре быстрых бегущих шага». «Типпл шассе влево». «V6». «Двойной левый спин». 4. Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Типси влево и вправо». «Быстрый открытый левый поворот». «Открытый импетус». «Открытый телемарк». «Ховер корте». «Кросс свивл». «Шесть быстрых бегущих шагов». «Лок с поворотом». «Правая шпилька». «Перекрученный лок с поворотом». «Румба кросс». «Фиш-тэйл». «Дрег». «Бегущий спин поворот». «Наружный спин». 5. Для танцоров классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Позировки. Прыжки. Kick. Flick. «Grand Battement». «Développé». «Attitude». «Grand Rond». Тема 8. Изучение основных элементов, движений и методики исполнения танца «Танго» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам:

10 Танцоры класса «D» выполняют фигуры: «Поступательный боковой шаг». «Ход». «Рок-поворот». «Корте назад». «Поступательное звено». «Закрытый променад». «Основной левый поворот». «Открытый променад». «Форстеп». «Рок с ЛН, с ПН». «Променадное звено». «Променадное окончание». «Правый твист поворот». «Мини файвстеп». «Файвстеп». «Левый поворот на поступательном боковом шаге». «Браш-теп». «Наружный свивл». «Форстеп перемена». «Правый променадный поворот». «Открытый променад назад». «Виск». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Форстеп с поворотом». «Виск влево». «Фоллэвей форстеп». «Наружный спин». «Открытый телемарк». «Двойной променад». «Шассе». «Быстрый лок назад». «Быстрое шассе вправо». «Фоллэвей променад». «Правые спины». «Левый фоллэвей и слип пивот». «Наружный свивл с поворотом влево». «Чейз». Для танцоров классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Позировки. Низкие растяжки. «Grand Battement».

11 «Developpe». «Attitude». «Grand Rond». Тема 9. Изучение основных элементов, движений и методики исполнения танца «Венский вальс» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам: Танцоры класса «Е» выполняют фигуры: «Правый поворот». Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Левый поворот». «Перемена с правого на левый поворот». «Перемена с левого на правый поворот». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Перемены назад». Для танцоров классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: «Правый флекерл». «Левый флекерл». «Контра чек» из левого в правый «флекерл». Тема 10. Изучение основных элементов, движений и методики исполнения танца «Медленный фокстрот» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам: Танцоры класса «D» выполняют фигуры: «Перо». «Изогнутое перо». «Ховер перо». «Перо окончание». «Тройной шаг». «Изогнутый тройной шаг». «Правый поворот». «Открытый правый поворот из 1111». «Правый твист поворот». «Левый поворот». «Левая волна».

12 «Перемена направления». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Импетус поворот». «Открытый импетус поворот». «Телемарк». «Открытый телемарк». «Правый телемарк». «Виск». «Плетение из 1111». «Правое плетение». «Правое фоллэвей плетение». «Слип пивот». «Топ спин». «Левый спин». «Ховер кросс». «Наружный свивл». «Ховер телемарк». «Фоллэвей виск». «Виск влево». «Левый фоллэвей». «Правый зигзаг из 1111». «Плетение». «Перо назад». «Продолженная левая волна». «Правый ховер телемарк». Для танцоров классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Позировки. «Grand Battement». «Developpe». «Attitude». «Grand Rond». Раздел 3. Методика составления танцевальных вариаций для конкурсного исполнения танцев Европейской программы Тема 11. Предшествующие и последующие фигуры при составлении учебных вариаций по танцам Европейской программы Сочинение учебных вариаций. Логика построения. Соразмерность длительности вариации. Музыкальность композиции движений, предупреждение наиболее распространенных ошибок. Значение грамотного показа и последовательности объяснения правил исполнения в сочетании с музыкальной раскладкой. Возможность различных вариантов работы при сочинении.

13 Методика сочинения вариаций в соответствии с программой практического обучения. Воспитание выразительности в исполнении национальной манеры танца с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации. Зависимость темпа исполнения от сочинения танцевальных вариаций. Специфика композиции танцев европейской программы. Грамотное соединение фигур (доступность, последовательность, музыкальность, динамичность, контрастность и т.д.). Предупреждение наиболее распространенных ошибок. Практические занятия Сочинение конкурсных вариаций по классам в соответствии со спецификой бальных танцев европейской программы: «Медленный вальс», «Танго», «Венский вальс», «Медленный фокстрот», «Квикстеп». Сделать анализ структуры вариации и хореографического текста. Выявление и корректировка ошибок. Тема 12. Методика самостоятельной работы с учебнометодическим материалом для составления танцевальных вариаций по танцам европейской программы Цель и задачи самостоятельной работы с учебно-методическим материалом. Специфика работа с методической литературой в области бальной хореографии. Изучение используемых сокращений. Список специализированной литературы, учебно-методических пособий, рекомендаций. Перечень видео информации. Работа с видео кассетами. Просмотры фильмов, мюзиклов, балетов, конкурсов профессиональных исполнителей спортивных бальных танцев, видиоконгрессов, видиоуроков ведущих специалистов мира по спортивным бальным танцам. Формирование профессиональных знаний по спортивному бальному танцу. Раздел 4. Методика преподавания бальных танцев Европейской программы Тема 13. Методика организации педагогического процесса в бальной хореографии Методика обучения. Дидактические принципы обучения. Формы обучения. Средства обучения. Типы образовательных учреждений: школы бального танца, центры бальной хореографии коллективы бального танца, клубы спортивного бального танца, ансамбли бального танца, студии бального танца, кружки бального танца, секции спортивного бального танца и т.д. Тема 14. Построение и принципы ведения урока бального танца при обучении танцам Европейской программы

14 Общий план урока бального танца. Значение поклона. Значение тренажа. Задачи тренажа. Подбор движений. Введение в тренаж отдельных элементов танцев программы обучения. Особенности тренажа современного бального танца. Методика проведения тренажа на уроке бального танца и его разновидность. Время проведения тренажа на уроке бального танца. Разновидности тренажа: тренаж классического танца; тренаж на основе дискотанцев; тренаж на основе современной пластики; тренаж на основе модерн танца; тренаж на основе детских музыкальных играх. Изучение нового материала: основных фигур, вариаций, композиций по бальному танцу. Повторение и закрепление пройденных фигур, вариаций, композиций. Значение заключительного поклона. Принципы ведения урока (доступность, последовательность, систематичность). Правила этикета на уроках современного бального танца: Европейская программа. Практические занятия Составление плана урока. Сочинение тренажа на материале современного бального танца. Осуществление анализа и записи урока. Тема 15. Музыкальное оформление урока бального танца Европейской программы Музыкальный материал основа проведения урока бального танца. Принцип отбора музыкального материала (музыкальный размер, темп, ритм) для проведения урока. Анализ музыкального материала (характер, стиль, манера). Музыкальные и хореографические формы. Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Музыкальные формы произведений европейских танцев. Определение понятия «музыкальный стиль». Прослушивание и анализ структуры музыкальных произведений. Принцип отбора музыкального произведения для осуществления хореографической постановки. Анализ музыкального материала. Определение стиля и характера музыки. Единство идеи, темы музыкального произведения и хореографического урока по бальному танцу. Бережное отношение к музыкальному произведению. Использование музыкальных технических средств в педагогическом процессе. Практические занятия 1. Подбор музыкальных произведений для проведения урока бального танца Европейской программы. 2. Анализ музыкальных произведений, определение стиля и характера танцевальной музыки (по заданию педагога). Тема 16. Музыкальный размер, темп и основной ритм танцев Европейской программы Музыкальный размер танца «Медленный вальс» (3/4). Первый удар такта акцентирован. Каждый шаг делается на один удар музыки.

15 Музыкальный размер танца «Танго» (2/4). Оба удара акцентированы. Счет медленно равен двум ударам музыки, счет быстро одному удару музыки. Музыкальный размер танца «Венский вальс» (3/4). Первый удар такта акцентирован. Каждый шаг делается на один удар музыки. Музыкальный размер танца «Медленный фокстрот» (4/4). Первый и третий удары такта акцентированы. Медленный шаг равен двум ударам музыки, быстрый шаг равен одному удару музыки. Музыкальный размер танца «Квикстеп» (4/4). Первый и третий удары такта акцентированы. Медленный шаг равен двум ударам музыки, быстрый шаг равен одному удару музыки. Тема 17. Методика последовательности раскладки основных фигур танцев Европейской программы По мере обучения на теоретических занятиях методической раскладки основных фигур танцев европейской программы студенты должны последовательно излагать описание фигур. Рекомендуемая последовательность: Название фигуры танца. Исходное положение. Ведение (где оно необходимо). Описание степени поворота и направления (если исполняется поворот). Позиция ступни, шагов и работа стопы по направлениям. Ритм и счет каждого исполняемого шага. Законченная позиция фигуры. Тема 18. Организация и методика проведения урока «Бальный танец: Европейская программа» Методика планирования проведения урока студентами. Цели и задачи урока по бальному танцу. Требования к составлению плана урока. План урока, построение и принципы ведения урока по бальному танцу: Европейская программа. Практический показ и раскладка основных фигур европейских танцев. Выявление темы и содержания урока. Построение урока в определенном логически выстроенном порядке. Использование выразительных средств и приемов в проведении урока по бальному танцу. Организация проведения урока бального танца с использованием, как традиционных педагогических методов, так и специфических. Формирование содержания методик проведения урока по бальному танцу на всех этапах обучения бальной хореографии. Анализ урока. Разбор основных ошибок, методы их устранения. Практические занятия Составление плана урока. Подбор музыкального материала для проведения урока. Анализ основных ошибок проведения урока бального танца студентами, определение методов их устранения.

16 Тема 19. Специфика работы педагога бального танца на начальном этапе обучения Европейской программе Начальная форма обучения бальному танцу при изучении танцев европейской программы. Продолжительность занятий. Перспективы успешного обучения на первоначальном этапе обучения бальным танцам. Профессиональные качества педагога по бальному танцу. Принципы, методы и формы начального обучения бального танца. Учёт возрастных и психофизических особенностей при обучении бального танца. Позиции рук, ног. Положение в паре. Требования к внешнему виду. Стилевые особенности костюма и обуви. Игра необходимый метод пробуждения творческих потенций, развития у ребёнка исполнительского мастерства на начальном этапе обучения бальному танцу. Формирование у детей на начальном этапе обучения эстетического отношения к действительности и танцевальному искусству. Примерный репертуар для школ массового обучения Для начинающих танцоров (1 год обучения): «Медленный вальс» 1. «Закрытые перемены с ПН и ЛН». 2. «Правый поворот». 3. «Левый поворот». 4. «Правый спин поворот». 5. «Виск». 6. «Шассе из ПП». «Квикстеп» 1. «Четвертной поворот направо». 2. «Правый поворот». 3. «Прогрессивное шассе». 4. «Лок вперед». 5. «Правый поворот с хезитейшн». 6. «Правый спин-поворот». Для танцоров 2-3 года обучения: «Медленный вальс» добавляются фигуры: «Правый поворот с хезитейшн». «Поступательное шассе». «Наружная перемена». «Поступательное шассе вправо». «Лок-степ вперед». «Лок назад». «Левое кортэ». «Венский вальс»: 1. «Правый поворот». «Квикстеп» добавляются фигуры:

17 1. «Четвертной поворот влево». 2. «Поступательное шассе». 3. «Правый поворот». 4. «Лок назад». 5. «Лок-степ вперед». 6. «Правый поворот с хезитейшн». 7. «Правый пивот поворот». 8. «Правый спин-поворот». 9. «Левый шассе поворот». 10. «Типпл шассе вправо». 11. «Кросс шассе». 12. «Зигзаг». 13. «Поступательное шассе вправо». Для танцоров 4-6 года обучения: «Медленный вальс» добавляются фигуры: 1. «Дрэг хезитейшн». 2. «Телемарк». 3. «Открытый телемарк». 4. «Кросс хезитейшн». 5. «Крыло». 6. «Импетус поворот». 7. «Открытый импетус поворот». 8. «Шассе в ПП». 9. «Плетение». 10. «Плетение из ПП». 11. «Двойной левый спин». 12. «Шассе с поворотом вправо». 13. «Лок с поворотом». 14. «Левый пивот». «Танго»: «Поступательный боковой шаг». «Ход». «Рок-поворот». «Корте назад». «Поступательное звено». «Закрытый променад». «Основной левый поворот». «Открытый променад». «Форстеп». «Рок с ЛН, с ПН». «Променадное звено». «Променадное окончание». «Правый твист поворот».

18 «Мини файвстеп». «Файвстеп». «Левый поворот на поступательном боковом шаге». «Браштеп». «Наружный свивл». «Фор-степ перемена». «Правый променадный поворот». «Открытый променад назад». «Виск». «Венский вальс» добавляются фигуры: 1. «Левый поворот». 2. «Перемена с правого на левый поворот». 3. «Перемена с левого на правый поворот». «Медленный фокстрот»: «Перо». «Изогнутое перо». «Ховер-перо». «Перо окончание». «Тройной шаг». «Изогнутый тройной шаг». «Правый поворот». «Открытый правый поворот из ПП». «Правый твист поворот». «Левый поворот». «Левая волна». «Перемена направления». «Квикстеп» добавляются фигуры: 1. «Бегущее окончание». 2. «Левый пивот». 3. «Бегущий зигзаг». 4. «Перемена направления». 5. «Кросс-свивл». 6. «Бегущий правый поворот». 7. «Телемарк». 8. «Импетус поворот». 9. «Четыре быстрых бегущих шага». 10. «Типпл шассе влево». 11. «V-шесть». 12. «Двойной левый спин». Для танцоров более 6 лет обучения: «Медленный вальс» добавляются фигуры: 1. «Изогнутое перо».

19 2. «Шассе с поворотом влево». 3. «Изогнутый тройной шаг». 4. «Виск влево». 5. «Закрытое крыло». 6. «Правая шпилька». 7. «Наружный спин». 8. «Лок с поворотом в боковой лок». 9. «Левый фоллэвей и слип пивот». 10. «Фоллэвей виск». 11. «Правый твист поворот». 12. «Перекрученный лок с поворотом». 13. «Двойной открытый телемарк». 14. «Фоллэвей правый поворот». 15. «Бегущий спин поворот». 16. «Двойной правый спин». «Танго» добавляются фигуры: 1. «Форстеп с поворотом». 2. «Виск влево». 3. «Фоллэвей форстеп». 4. «Наружный спин». 5. «Открытый телемарк». 6. «Двойной променад». 7. «Шассе». 8. «Быстрый лок назад». 9. «Быстрое шассе вправо». 10. «Фоллэвей променад». 11. «Правые спины». 12. «Левый фоллэвей и слип пивот». 13. «Наружный свивл с поворотом влево». 14. «Чейз». «Венский вальс» добавляются фигуры: 1. «Перемены назад». 2. «Правый флекерл». 3. «Левый флекерл». 4. «Контра чек» из левого в правый «Флекерл». «Медленный фокстрот» добавляются фигуры: «Импетус поворот». «Открытый импетус поворот». «Телемарк». «Открытый телемарк». «Правый телемарк». «Виск». «Плетение из ПП». «Правое плетение».

20 «Правое фоллэвей плетение». «Слип пивот». «Топ-спин». «Левый спин». «Ховер кросс». «Наружный свивл». «Ховер телемарк». «Фоллэвей виск». «Виск влево». «Левый фоллэвей». «Правый зигзаг из ПП». «Плетение». «Перо назад». «Продолженная левая волна». «Правый ховер телемарк». «Квикстеп» добавляются фигуры: 1. «Типси влево и вправо». 2. «Быстрый открытый левый поворот». 3. «Открытый импетус». 4. «Открытый телемарк». 5. «Ховер корте». 6. «Кросс-свивл». 7. «Шесть быстрых бегущих шагов». 8. «Лок с поворотом». 9. «Правая шпилька» 10. «Перекрученный лок с поворотом». 11. «Румба кросс». 12. «Фиш-тэйл». 13. «Дрег». 14. «Бегущий спин-поворот». 15. «Наружный спин». Раздел 5. Современные конкурсные (спортивные) бальные танцы Европейской программы поиски нового стиля Тема 20. Организация и методика проведения соревнований Общие положения. Область действия настоящих Правил. Спортивнотанцевальные дисциплины и виды соревнований. Формы и характер соревнований. Программа соревнований. Положение о соревнованиях. Организаторы соревнований. Участники соревнований. Положение о спортсменах. Участники соревнований. Деление участников по классам. Допуск участников к соревнованиям. Права и обязанности участников. Костюм участника. Представители, тренеры и капитаны команд (пар).

21 Судейская коллегия. Судьи соревнований по спортивным танцам. Состав судейской коллегии соревнований. Главная судейская коллегия. Апелляционное жюри. Главный судья соревнований. Заместитель главного судьи. Арбитры соревнований. Главный секретарь. Секретариат. Судья-информатор. Судьи при участниках. Звукорежиссёр. Врач. Организатор соревнований. Техническая комиссия. Правила судейства. Скейтинг. Оценка пар в предварительных турах соревнований. Оценка пар в финале. Порядок организации и проведения соревнований. Регистрация участников. Информация о соревнованиях. Разминка. Представление участников соревнований, порядок выхода на паркет, начало и конец танца. Время проведения и продолжительность соревнований. Место соревнований и его оборудование. Протесты. Организация медицинской помощи. Правила проведения соревнований. Музыкальное сопровождение. Порядок определения результатов на предварительных этапах соревнований. Этапы соревнований. Количество участников в каждом этапе. Заходы в предварительных этапах. Соревнования по отдельным спортивнотанцевальным дисциплинам. Соревнования по 10-ти танцам. Формэйшн. Командные соревнования. Практические занятия Составление плана соревнования. Подготовка проведения соревнования по бальному танцу (деловые и проблемные игры и задания). Анализ основных ошибок проведения соревнования по бальному танцу студентами. Тема 21. Возрастные группы и класс мастерства исполнителей бального танца Общие положения. Определение основных понятий. Общие ограничения. Возрастная категория. Класс мастерства. Классификационная группа. Классификационная книжка. Порядок присвоения классов мастерства. Тема 22. Правила выполнения фигур танцев Европейской программы Обязательная программа. Исполнение фигур в строгом соответствии с классификационными требованиями. При исполнении танца задействовать не менее 50% фигур определённого класса. «Начинающие» танцоры исполняют только обязательную программу. На классификационных соревнованиях по «Е», «D», «С», «В», «A», «S» классам главный судья путём открытой жеребьёвки определяет для каждого тура по одному танцу обязательной программы. Соответствие произвольной программы с классификационными требованиями для всех танцевальных классов. Перечень запрещённых технических действий по произвольной программе к данным классам «Е», «D», «С». Тема 23. Требования к костюмам для Европейской программы 9 лет и моложе

22 «Начинающие», «Е» в соответствии с правилами категории «Ювеналы» лет «Начинающие», «Е», «D» в соответствии с правилами категории «Ювеналы» лет «Начинающие», «Е» в соответствии с категорией «Ювеналы». «D», «С» в соответствии с категорией «Юниоры-1» лет «Начинающие», «Е» в соответствии с правилами «Юниоры-1». «D», «С» в соответствии с правилами категории «Юниоры-2», (фрак не допускается). «В» и выше в соответствии с правилами категории «Юниоры-2» 16 лет и старше «Начинающие», «Е» в соответствии с правилами категории «Юниоры-1». «D», «С» в соответствии с правилами категории «Взрослые» (фрак не допускается). «В» и выше в соответствии с правилами категории «Взрослые». Тема 24. Виды, формы и характер соревнований по Европейской программе Вид соревнований. Стандартные танцы. Соревнования совместно по двум видам: стандарт и латина. Формейшн. Секвей. Формы соревнований. Классификационные. Рейтинговые. Классификационно-рейтинговые. Характер соревнований. Личные. Командные. Лично-командные. Тема 25. Критерии оценок жюри (судей) по спортивным бальным танцам В соответствии с международными правилами сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар проводится по следующим критериям: темп и основной ритм (музыкальность); линии корпуса (правильные элегантные линии пары, соответствующие характеру танца): движение (динамика слитное исполнение фигур, движение, соответствующее характеру исполняемого танца); ритмическая интерпретация (четкая выразительность внутри такта); работа стопы (техника точное исполнение фигур: направление движения ног по отношению к корпусу в различных позициях, работа стопы); эмоциональная отзывчивость на музыку артистичность. Практические занятия 1. Осуществление практической деятельности в роли арбитра (деловые и проблемные игры и задания). Раздел 6. Бальный танец: Латиноамериканская программа Тема 26. Истоки и тенденции развития бальных танцев Латиноамериканской программы на современном этапе

23 Танцевальная культура XX века: характеристика эпохи, стилевые особенности и манера исполнения. Демократизация общества и его влияние на развитие новых форм досуга. Смена стилей бального танца. Парный танец как основная форма бальной хореографии. XX век эпоха многообразия танцевальных форм. Влияние Первой мировой войны. Значение импровизации в развитие техники латиноамериканских танцев. Творчество народных масс после Великой Отечественной войны. Танцы латиноамериканских ритмов. Смещение акцента в танцевальных композициях с движений на ритм танец шагов превратился в танец ритма. Влияние деятельности Верной Касл, Айрин и Джозеф Смит на изменение танцевальной лексики начала XX века. Влияние современной хореографии на развитие бальных танцев латиноамериканской программы. Слияние бальной хореографии и спорта. Тема 27. Происхождение и отличительные особенности бальных танцев Латиноамериканской программы «Самба». История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Ча-ча-ча». История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Румба». История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Пасодобль». История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. «Джайв». История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца. Раздел 7. Методика изучения элементов бальных танцев Латиноамериканской программы Тема 28. Изучение основных элементов, движений и методика исполнения танца «Ча-ча-ча» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работа стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Практические занятия. Изучение основных элементов и фигур танца по классам: Начинающие танцоры выполняют фигуры: «Тайм степ». «Закрытое основное движение».

24 «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Спот поворот влево, вправо». «Поворот под рукой вправо, влево». Для танцоров класса «Е» добавляются фигуры: «Основное движение на месте». «Основное фоллэвей движение». «Фоллэвей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Правый волчок». «Турецкое полотенце». «Левый волчок». «Раскрытие из левого волчка». «Спираль». «Лассо». «Локон». «Кубинские брейки». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Тайм степ в ритме гуапача». «Закрытый хип твист». «Открытый хип твист». «Правый волчок». «Смены ног». «Раскручивание от руки». «Кубинский брейк из открытой ОПП и ПП». «Кросс бейзик с сольным поворотом дамы. Танцорам классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Растяжки. Позировки. Grand battement. Développé. Attitude. Grand rond. Броски типа kick и flick. Тема 29. Изучение основных элементов, движений и методика исполнения танца «Джайв» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работа стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре.

25 Практические занятия Изучение основных элементов и фигур танца по классам: Начинающие танцоры выполняют фигуры: «Основное движение на месте». «Основное фоллэвей движение». «Фоллэвей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». Для танцоров класса «Е» добавляются фигуры: «Болл чейндж». «Смена рук за спиной». «Хлыст». «Американский спин». «Стой-иди». «Свивл с носка на каблук». Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Хлыст». «Ход (медленный и быстрый)». «Простой спин». «Хлыст с двойным кроссом». «Раскручивание от руки». «Флики в брейк». «Перекрученная перемена мест слева направо». «Цыплячий ход». «Левый хлыст». «Испанские руки». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Ветряная мельница». «Закрученный хлыст». «Смена мест справа налево с двойным поворотом». «Спин плечами». «Хлыст спин». «Муч». «Катапульта». «Майами спешиал». «Перекрученный фоллэвей с откидыванием». Танцорам классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Низкие растяжки. Позировки. Grand battement. Développé. Attitude.

26 Grand rond. Броски типа kick и flick. Тема 30. Изучение основных элементов, движений и методика исполнения танца «Самба» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса. Практические занятия Изучение основных элементов, и фигур танца по классам: Танцоры класса «Е» выполняют фигуры: Основное движение». «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». «Самба ход в ПП». «Боковой самба ход». «Левый поворот». «Ботафого с продвижением». «Вольта с продвижением влево и вправо». «Вольтовый поворот на месте для дамы влево и вправо». «Сольная вольта на месте влево и вправо». «Ботафого в теневой позиции». «Ботафого в ПП и ОПП». «Крисс кросс». Для танцоров класса «D» добавляются фигуры: «Хлыст». «Закрытые роки». «Корта джака». «Самба локи». «Мэйпоул». «Открытые роки». «Коса». «Аргентинские кроссы». «Раскручивание от руки». «Поворот на трёх шагах». «Роки назад». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Крузадо ход и локи в теневой позиции». «Контр ботафого». «Правый ролл». «Вольта по кругу вправо и влево». «Вольта с одноимённых ног».

27 «Вольта с продвижением в теневой позиции». «Бег из променада в обратный променад». «Ритмическое баунс движение». «Смены ног». Танцорам классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Низкие растяжки; Позировки; Grand battement; Développé; Attitude; Grand rond; Броски типа kick и flick Тема 31. Изучение основных элементов, движений и методика исполнения танца «Румба» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работа стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов, и фигур танца по классам: Танцоры класса «Е» и «D» выполняют фигуры: «Основное движение». «Поступательный ход вперёд и назад». «Поворот на месте влево и вправо». «Поворот под рукой влево и вправо». «Нью-Иорк». «Рука к руке». «Алемана». «Веер». «Клюшка». «Правый волчок». «Раскрытие вправо». «Хил твист (открытый, закрытый). «Кукарача». «Спираль». «Боковой шаг». «Аида». «Кубинские роки». Для танцоров класса «С» добавляются фигуры: «Альтернативное основное движение». «Раскрытие влево и вправо». «Кики ход вперёд и назад». «Усложнённое раскрытие».

28 «Лассо». «Три алеманы». «Продолженный хип твист». «Продолженный круговой хип твист». «Три тройки» «Левый волчок». «Раскрытие из левого волчка». «Синкопированный кубинский рок». «Усложнённый хип твист». «Скользящие дверцы». Танцорам классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Низкие растяжки. Позировки. Grand battement. Développé. Attitude. Grand rond. Броски типа kick и flick. Тема 32. Изучение основных элементов, движений и методика исполнения танца «Пасадобль» Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работа стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Практические занятия Изучение основных элементов, и фигур танца по классам: Танцоры класса «С» выполняют фигуры: «Аппель». «Основное движение». «На месте». «Шассе». «Перемещение». «Атака». «Разделение». «Плащ». «Променад». «Закрытие из променада». «Шестнадцать». «Большой круг». «Открытый телемарк». «Дроби фламенко». «Плащ шассе». «Твисты».

29 «Бандерильи». «Ля пассе». «Фреголина». «Твист поворот». Танцорам классов «В» и «А» разрешается выполнять фигуры: Низкие растяжки. Позировки. Grand battement. Développé. Attitude. Grand rond. Броски типа kick и flick. Раздел 8. Методика составления танцевальных вариаций для конкурсного исполнения танцев Латиноамериканской программы Тема 33. Предшествующие и последующие фигуры при составлении учебных вариаций по танцам Латиноамериканской программы Сочинение учебных вариаций. Логика построения. Соразмерность длительности вариации. Музыкальность движений. Значение грамотного показа и последовательности объяснения правил исполнения в сочетании с музыкальной раскладкой. Возможность различных вариантов работы при сочинении. Методика сочинения вариаций в соответствии с программой практического обучения. Воспитание выразительности в исполнении, национальной манеры танца с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации. Зависимость темпа исполнения от сочинения танцевальных вариаций. Специфика композиции танцев латиноамериканской программы. Грамотное соединение фигур (доступность, последовательность, музыкальность, динамичность, контрастность и т.д.). Предупреждение наиболее распространенных ошибок. Практические занятия. Сочинение танцевальных вариаций по классам в соответствии со спецификой бальных танцев латиноамериканской программы: «Самба», «Ча-ча-ча», «Румба», «Пасодобль», «Джайв», Анализ структуры конкурсной вариации и хореографического текста. Выявление и корректировка ошибок. Тема 34. Методика самостоятельной работы с учебнометодическим материалом при составлении танцевальных вариаций по латиноамериканским танцам Цель и задачи самостоятельной работы. Специфика работы с методической литературой в области бальной хореографии. Изучение используемых

30 сокращений. Список специализированной литературы, учебно-методических пособий, рекомендаций. Перечень видеоинформации. Работа с видеокассетами. Просмотры фильмов, мюзиклов, балетов, конкурсов профессиональных исполнителей спортивных бальных танцев, видеоконгрессов, видеоуроков ведущих специалистов мира по спортивным бальным танцам. Формирование профессиональных знаний по спортивному бальному танцу. Раздел 9. Методика преподавания бальных танцев Латиноамериканской программы Тема 35. Построение и принципы ведения урока бального танца при обучении танцам Латиноамериканской программы Общий план урока бального танца. Значение поклона. Задачи и значение тренажа. Подбор движений. Введение в тренаж отдельных элементов танцев программы обучения. Особенности тренажа современного бального танца. Методика проведения тренажа на уроке бального танца и его разновидность. Время проведения тренажа на уроке бального танца. Разновидности тренажа: тренаж классического танца; на основе диско-танцев; на основе современной пластики; тренаж на основе детских музыкальных играх. Изучение нового материала: основных фигур, вариаций, композиций по бальному танцу. Повторение и закрепление пройденных фигур, вариаций, композиций. Значение заключительного поклона. Принципы проведения урока (доступность, последовательность, систематичность). Правила этикета на уроках современного бального танца: Латиноамериканская программа. Практические занятия. Составление плана урока. Сочинение тренажа на материале современного бального танца. Осуществление анализа и записи урока. Тема 36. Музыкальное оформление урока бального танца Латиноамериканской программы Музыкальный материал-основа проведения урока бального танца. Принцип отбора музыкального материала (музыкальный размер, темп, ритм) для проведения урока. Анализ музыкального материала (характер, стиль, манера). Музыкальные и хореографические формы. Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Музыкальные формы произведений латиноамериканских танцев. Определение понятия «музыкальный стиль». Прослушивание и анализ структуры музыкальных произведений. Принцип отбора музыкального произведения для осуществления хореографической постановки. Анализ музыкального материала. Определение стиля и характера музыки. Единство идеи, темы музыкального произведения и хореографии урока по бальному танцу.

31 Бережное отношение к музыкальному произведению. Использование музыкальных технических средств в педагогическом процессе. Практические занятия 1. Осуществить отбор музыкальных произведений для проведения урока бального танца Латиноамериканской программы. 2. Произвести анализ музыкального произведения, определить стиль и характер танцевальной музыки (по заданию педагога). Тема 37. Музыкальный размер, темп и основной ритм танцев Латиноамериканской программы Музыкальный размер танца «Самба» (2/4) или (4/4). Различные инструменты в оркестре акцентируют разные удары музыки, в соответствии с этим фигуры танца исполняются в ритмах: «ММ», «МББ», «ББББ», «МаМ». Медленный шаг соответствует одному удару музыки, быстрый шаг соответствует 1/2 удару музыки, а соответствует 1/4 удара музыки. Музыкальный размер танца «Ча-ча-ча» (4/4). Основной ритм танца «1, 2, 3, 4 и». Это ритм интерпретируется движениями ног танцоров на «2, 3,4 и 1». Музыкальная длительность шагов «1, 1, 1/2, 1/2, 1». Музыкальный размер танца «Румба» (4/4). Основной ритм танца «1, 2, 3, 4». Это ритм интерпретируется движениями ног танцоров на «2, 3, 4, 1». Музыкальная длительность шагов «1, 1, 2». Музыкальный размер танца «Пасодобль» (2/4). Шаг исполняется на 1 удар музыки. Музыкальная фраза, написанная в музыкальном размере 2/4, состоит из двух тактов. Музыкальный размер танца может быть (3/4, 6/8). При музыкальном размере 3/4 шаг исполняется на 1 удар музыки. При музыкальном размере 6/8 шаг приходится на 3 счета. В этом случае шаги исполняются на счет «1» и «4». Желательно чтобы исполнение каждой фигуры или группы движений начиналось с начала музыкальной фразы. Так как не все фигуры рассчитаны на целое число музыкальных фраз, то добиться этого можно дополнением дополнительных шагов. Музыкальный размер танца «Джайв» (4/4). При этом, акцентированными могут быть различные удары такта, например: 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4; ; 1. а, 2, а, 3, а, 4, а. «Шассе» «Джайва» представляет собой движение из 3 шагов. Первый шаг музыкальная длительность 3/4 удара. Второй шаг на счет а (1/4 удара). Третий шаг музыкальная длительность 1 удар. Тема 38. Методика последовательности раскладки основных фигур танцев Латиноамериканской программы По мере обучения на теоретических занятиях методической раскладки основных фигур танцев латиноамериканской программы студенты должны последовательно излагать описание фигур. Рекомендуемая последовательность: Название фигуры танца. Исходное положение. Ведение (где оно необходимо).

32 Описание степени поворота и направления (если исполняется поворот). Позиция ступни, шагов и работа стопы по направлениям. Ритм и счет каждого исполняемого шага. Законченная позиция фигуры. Тема 39. Организация и методика проведения урока «Бальный танец: Латиноамериканская программа» Методика планирования и проведения урока. Цели и задачи урока по бальному танцу. Требования к составлению плана урока. План урока, построение и принципы ведения урока по бальному танцу: Латиноамериканская программа. Практический показ и раскладка основных фигур латиноамериканских танцев. Выявление темы и содержания урока. Построение урока в определенном логически выстроенном порядке. Использование выразительных средств и приемов в проведении урока по бальному танцу. Формирование содержания методик проведения урока по бальному танцу на всех этапах обучения бальной хореографии. Подбор музыкального материала для проведения урока. Анализ урока. Разбор основных ошибок, методы их устранения. Практические занятия Составление плана урока. Подбор музыкальных произведений для проведения урока бального танца: Латиноамериканская программа. Анализ основных ошибок проведения урока бального танца студентами. Тема 40. Специфика работы педагога бального танца на начальном этапе обучения Латиноамериканской программе Начальная форма обучения бальному танцу при изучении танцев Латиноамериканской программы. Продолжительность занятий. Перспективы успешного обучения на первоначальном этапе обучения бальным танцам. Профессиональные качества педагога по бальному танцу. Принципы, методы и формы начального обучения бального танца. Учёт возрастных и психофизических особенностей при обучении бального танца. Позиции рук, ног. Положения в паре. Требования к внешнему виду. Стилевые особенности костюма и обуви. Игра необходимый метод пробуждения творческих потенций, развития у ребёнка исполнительского мастерства на начальном этапе обучения бальному танцу. Формирование у детей эстетического отношения к действительности и к танцевальному искусству. Примерный репертуар для школ массового обучения. Для начинающих танцоров (1-й год обучения) «Самба»: «Основное движение».

33 «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». «Самба ход в ПП». «Боковой самба ход». «Левый поворот». «Ботафого с продвижением в перед, на зад». «Вольта с продвижением влево и вправо». «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Спот поворот влево, вправо». «Поворот под рукой вправо, влево». «Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». Для танцоров 2-3 года обучения «Самба» добавляются фигуры: «Ботафого с продвижением». «Вольта с продвижением влево и вправо». «Вольтовый поворот на месте для дамы влево и вправо». «Сольная вольта на месте влево и вправо». «Ботафого в теневой позиции». «Ботафого в 1111 и ОПП». «Крисе кросс». «Ча-ча-ча» добавляются фигуры: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». «Джайв» добавляются фигуры: «Болл чейндж». «Смена рук за спиной». «Хлыст».

34 «Американский спин». «Стой-иди». «Свивл с носка на каблук». Для танцоров 4-6 года обучения: «Самба» добавляются фигуры: «Закрытые роки». «Корта джака». «Самба локи». «Мэйпоул». «Открытые роки». «Коса». «Аргентинские кроссы». «Раскручивание от руки». «Поворот на трёх шагах». «Роки назад». «Ча-ча-ча» добавляются фигуры: «Правый волчок». «Турецкое полотенце». «Левый волчок». «Раскрытие из левого волчка». «Спираль». «Лассо». «Локон». «Кубинские брейки». «Румба»: «Основное движение». «Поступательный ход вперёд и назад». «Поворот на месте влево и вправо». «Поворот под рукой влево и вправо». «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Алемана». «Веер». «Клюшка». «Правый волчок». «Раскрытие вправо». «Хип твист (открытый, закрытый). «Кукарача». «Спираль». «Боковой шаг». «Аида». «Кубинские роки». «Джайв» добавляются фигуры:

Читайте так же:  Подача иска при дтп