Пособие при рождении ребенка отцу если мать работает

Рубрики Статьи

Выплаты отцу при рождении ребенка

Я на данный момент не работаю.

Муж работает в РЖД (гос.)

Имеет ли отец право на какие-либо выплаты, пособия за ребенка?

Ответы юристов (1)

В силу ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Если мать ребенка не работает. Отец имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка по месту своей работы. Перечень документов, которые сотрудник должен предоставить для назначения и выплаты названного пособия:- заявление о назначении пособия;
— справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния;
— справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что пособие не назначалось.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
Возможно выделение материальной помощи по рождению ребенка, на усмотрение руководителя, либо если это установлено коллективным, либо договором профсоюзов. Просьба о предоставлении материальной помощи при рождении ребенка должна быть составлена в письменном виде и подкреплена свидетельством о рождении ребенка..

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Пособия и выплаты на ребенка, если в семье работает только отец

Здравствуйте, живём в Московской области, родился первый ребёнок, я ( мать ) негде не работала, муж работает 4 месяца и зарплата 17000, какие выплаты и пособия нам положены?

Ответы юристов (2)

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Но право на это пособие есть у отца, если работает официально. У вас права на него нет, т.к. вы нигде не работаете (не подлежите обязательному социальному страхованию). Скорее всего получать это пособие отцу, будет невыгодно, т.к. сумма пособия (исходя из предоставленных вами сведений) будет незначительной. А находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, получать пособие и работать официально, одновременно нельзя.

Исправлю ответ, вы как мама тоже имеете право не ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, но рассчитываться и выплачиваться оно будет исходя из МРОТ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Может ли отец уйти в отпуск по уходу за ребенком, если мама находится в отпуске по беременности и родам?

Здравствуйте, Уважаемые юристы. Хотел бы прояснить ситуацию в отношении описанного выше вопроса и получить ссылки на соответствующие статьи закона, либо примеры судебной практики в отношении этого вопроса.

Большинство комментариев в интернете говорят о том что отец сможет уйти в отпуск по уходу за ребёнком и получать соответствующие пособие только после окончания отпуска по беременности и родам жены. Однако ни одного подтверждения этого факта в правовых актах я не встретил.

Из ст 11.1 . Закон 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», прямо не следует запрета на получения пособия по уходу за ребёнком отцом пока мать получает пособие по БИР.

Ведь отпуск по БИР не связан с осуществлением фактического ухода за ребёнком и пока жена находится в отпуске по БИР и приходит в себя после родов, муж может осуществлять фактический уход за ребёнком.

Также в п.4 соответствующего закона сказано, что

«В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.»

Но «пособие по уходу за ребёнком» итак будет получать только одно из лиц- отец. Мать ведь получает пособие по БИР.

В п.3 соответствующего закона говорится, что

«Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного. «

Однако получение отцом пособия по уходу за ребёнком не противоречит и этому пункту, т.к. в нём ни слово не говорится об отце. А то что мать одновременно не может получать два пособия, это вполне логично.

В своей ситуации хотелось бы пойти в отпуск по уходу за ребёнком с момента его рождения, при том что моя жена трудоустроена и находится в отпуске по БИР. Имеет ли право мой работодатель требовать кроме «свидетельства о рождении ребёнка» и «справки с места работы жены что она не находится в отпуске по уходу за ребёнком и не получает одноимённого пособия» ещё и копию листа нетрудоспособности жены и отказать мне в предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до момента выхода жены из отпуска по БИР.

Буде признателен за подтверждающие ссылки на правовые акты, а также примеры из судебной практики по данному вопросу

Ответы юристов (8)

Евгений, добрый день.

Отец ребёнка не может уйти в отпуск по уходу за ребёнком и получать соответствующие пособие с момента рождения ребёнка, пока мать ещё находится в отпуске по беременности и родам.

Смысл в том, что отпуск по уходу за ребёнком начинается после отпуска по беременности и родам. Два отпуска не могут накладываться друг на друга. И в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу, даже если эти отпуска будут оформляться на разных лиц.
Не могут выплачиваться одновременно два пособия. Ни только мать не может получать одновременно два пособия, но и никто в отношении одного ребёнка не может получать два пособия.

Вы не правильно трактуете п.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Обратите внимание на последние слова этого пункта, которые Вы не учитываете.

п. 3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Здесь даётся право выбора размера пособия. Это не является правом получения одной семьёй на одного ребёнка сразу двух пособий.

Уточнение клиента

«Смысл в том, что отпуск по уходу за ребёнком начинается после отпуска по беременности и родам. Два отпуска не могут накладываться друг на друга. И в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу, даже если эти отпуска будут оформляться на разных лиц.»

А есть ли какое-нибудь правовое подтверждение этого либо судебная практика на этот счёт?

В просмотренных мной правовых актах говориться о невозможности использования двух разных отпусков одновременно одним человеком. А то что в отношении одного ребёнка не может сразу оформляться и отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу разными людьми подтверждения я пока не нашел. Да и сам отпуск по БИР относится скорее не к ребёнку, а к жене и её здоровью и восстановительному периоду.

02 Мая 2017, 10:10

Есть вопрос к юристу?

Евгений, это исходит из логики закона. Так как эти отпуска являются оплачиваемыми, то они не могут накладываться друг на друга из-за оплаты. Предоставляется право выбора пособия. Даётся возможность выбрать более большее пособие. А также даётся возможность выбрать члена семьи, который будет осуществлять уход и получать пособие.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. N 742-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МИХАЙЛОВА АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 11.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.Г. Михайлова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г. Михайлов оспаривает конституционность положений статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которые определяют условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Как следует из представленных материалов, А.Г. Михайлову, работающему в прокуратуре, в связи с рождением двойни был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 21 июля 2010 года по 13 октября 2011 года. Однако данное пособие ему начали выплачивать не с первого дня указанного отпуска, а лишь с 14 августа 2010 года, т.е. со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам его жены.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2010 года, А.Г. Михайлову было отказано в удовлетворении исковых требований к прокуратуре Новгородской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 21 июля 2010 года по 13 августа 2010 года, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты пособия, а также компенсации морального вреда. Суды указали, что часть 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» исключает возможность одновременного получения матерью и отцом новорожденных детей двух видов пособий — пособия по беременности и родам, выплачиваемого матери, находящейся после рождения детей в отпуске по беременности и родам, и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на которое претендовал заявитель — отец детей, находящийся в тот же период в отпуске по уходу за ними. Кроме того, суды, руководствуясь письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 мая 2010 года N 02-02-01/08-2324, пришли к выводу, что получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком иными, помимо матери, членами семьи возможно только после окончания предоставленного матери отпуска по беременности и родам либо в случае замены ею этого отпуска на отпуск по уходу за ребенком.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, приданному им судами общей юрисдикции при разрешении его дела, как не допускающие после рождения ребенка одновременную выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком его отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, и пособия по беременности и родам его матери, находящейся в отпуске по беременности и родам, создают препятствия в реализации им своих конституционных прав на заботу о ребенке и социальное обеспечение для воспитания детей и противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3).
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства — участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2009 года N 3-П).
2.1. Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
К числу отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.
Отпуск по беременности и родам в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации). Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения им возраста трех лет, может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).
Такое регулирование дает членам семьи, в которой появился ребенок, возможность определять по своему усмотрению, кто из них реально воспользуется правом на отпуск по уходу за ребенком, что направлено на обеспечение заботы о детях, их воспитания с учетом интересов семьи.

Читайте так же:  Пошлина загранпаспорта нового образца 2019

2.2. При осуществлении правового регулирования отношений по предоставлению и использованию указанных отпусков федеральный законодатель исходил в первую очередь из их целевого назначения. В этом смысле отпуск по беременности и родам предоставляется женщине, прежде всего, с целью обеспечения охраны ее здоровья в период беременности, его восстановления после родов, а значит, создания тем самым благоприятных социальных условий для рождения детей и улучшения демографической ситуации в стране. Отпуск же по уходу за ребенком имеет целью обеспечение заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ним.

Вместе с тем, предусматривая отпуска, связанные с рождением и воспитанием детей, федеральный законодатель принимал во внимание и то, что в период после рождения ребенка женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, фактически не только восстанавливает свое здоровье, но и исполняет связанные с материнством обязанности — осуществляет уход за новорожденным, который в первые месяцы своей жизни особо нуждается именно в материнской заботе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года N 179-О-П). С таким пониманием предназначения отпуска по беременности и родам согласуется и его продолжительность, установленная частью первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение возможно в том числе в рамках обязательного социального страхования, целями которого являются компенсация или минимизация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть третья статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункты «б», «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации полномочия, определил случаи (социальные страховые риски), с которыми связано осуществление гражданами конституционного права на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, и установил в рамках специального правового регулирования соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая — уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими соответственно в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Данное законоположение, связывающее право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет (пункт 4 части 2 статьи 1.3 названного Федерального закона), который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с необходимостью осуществлять уход за ребенком, и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
3.2. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Названное законоположение, направленное на защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени, к числу которых заявитель не относится, не затрагивает его конституционные права, а потому в силу предписаний статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» также не может быть предметом проверки по его жалобе.
3.3. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н).
Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию. Поскольку заявитель к указанной категории также не относится, положение части 3 статьи 11.1 названного Федерального закона не затрагивает его конституционные права, в связи с чем его жалоба и в данной части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята к рассмотрению.

Читайте так же:  Подача иска при дтп

3.4. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц (часть 4 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Следовательно, наступление такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, не предполагает возможность одновременного предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким членам семьи, фактически осуществляющим уход за ним.
При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель, руководствуясь целевым назначением отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, не предполагал и возможность выплаты отцу ребенка, другому родственнику или опекуну, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячного пособия по уходу за ребенком одновременно с выплатой пособия по беременности и родам матери ребенка, пребывающей в послеродовом отпуске и также фактически ухаживающей за новорожденным ребенком. Данное правовое регулирование осуществлено федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий, согласуется с целями обязательного социального страхования и потому также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Вместе с тем это не препятствует федеральному законодателю предоставить в виде исключения право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким лицам — в случае рождения в семье двух или более детей и при условии, что фактически уход за ними указанные лица осуществляют одновременно, а также предусмотреть возможность выплаты в подобном случае отцу детей, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ними, ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с выплатой пособия по беременности и родам матери детей, пребывающей в послеродовом отпуске.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайлова Александра Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Уточнение клиента

Спасибо за приведённый пример!

Исходя из данного примера, я понял, что могу уйти в отпуск по уходу за ребёнком с момента его рождения, однако пособие начну получать после окончания отпуска по БИР жены, всё правильно?

«Спасибо» от государства: Единовременное пособие при рождении ребенка

Шаг 1: Узнать всё про единовременное пособие при рождении ребенка

Здесь стоит оговориться: соседка Люба и форумы для мамочек не являются авторитетным источником, потому не стоит целиком и полностью доверять им, когда они называют список документов. Удивительно, но и сотрудникам ФСС доверять можно также с натяжкой, потому как у редких из них не бывает «7 пятниц на неделе». Не удивляйтесь, если при повторном звонке туда узнаете про новый необходимый документ, о котором не знали вообще.

Единовременное пособие при рождении ребенка – это федеральное пособие. Сумма единовременного пособия фиксирована, но каждый год подвергается индексированию. Точную её величину лучше уточнить в отделении социальной защиты населения по месту жительства или на сайте городской администрации в разделе «Социальная помощь».

Если вы счастливая мама, выносившая двух и более детей, то в вашем случае пособие при рождении будет назначаться на каждого малыша.

Единовременное пособие при рождении ребенка выдаётся женщинам:

  • Проходящим дневную форму обучения;
  • работающим;
  • уволенным;
  • не проработавшим ни дня

.

Также претендовать на эту выплату могут усыновители или лица, заменяющих родителей.

С процессом возможны небольшие задержки, но если заминка больше 3-4 дней, это повод бить тревогу: нужно звонить и выяснять причины задержки выплат

Шаг 2: Собрать документы на единовременное пособие при рождении

Комплект документов, которые необходимо приложить к заявлению, должен быть различным в зависимости от статуса получателя пособия (работающие или безработные, учащиеся и студенты, военнослужащие и приравненные к ним категории граждан) и места, куда нужно будет подать заявление на пособие. Законом четко определено:
— если хотя бы один из родителей работает или служит, то заявление на пособие подается по месту его работы (службы). С января 2012 года некоторые регионы участвуют в пилотном проекте по назначению и выплате пособий работающим лицам непосредственно фондом социального страхования (ФСС);
— если оба родителя не работают (не служат) или являются учащимися, студентами, то заявление подается в отделение соцзащиты по месту проживания;
— если родители ребенка в разводе, то заявление на пособие подается родителем, с которым ребенок проживает соответственно по месту работы (для работающих) или в соцзащиту (для неработающих и студентов).

Совет: для экономии времени по сбору необходимых документов и справок, заблаговременно возьмите в организации, в которую вы будете подавать заявление, перечень необходимых документов конкретно для вашего случая.
Типовой перечень документов таков:

  • Заявление на пособие при рождении. Можно скачать на гос. сайтах, но если вы оформляете выплату в вашем отделении соцзащиты , то лучше взять и заполнить на месте. Это даст вам гарантию правильности внесения данных.
  • Справку из ЗАГСа о рождении ребёнка. Она выдаётся вместе со свидетельством о рождении.
  • Ваш паспорт и вашего мужа вместе с ксерокопиями.
  • Ксерокопия + оригинал свидетельства о рождении. Для усыновителей этот пункт меняется на свидетельство суда о разрешении усыновления + копию.
  • Справку с места работы второго родителя (или из соцзащиты для неработающих), что это пособие ему не назначалось.
  • Ксерокопия трудовой книжки и её оригинал. Если таковой нет, то нужно захватить либо любой документ о последнем месте работы, например, военный билет, либо справку из деканата за подписью директора, либо выписку из центра занятости.
  • Выписку о реквизитах счёта в банке на имя родителя, который будет получать выплату на карту.

Шаг 3: Оформить пособие при рождении

Итак, каким образом вы можете передать документы и получить единовременное пособие при рождении? Например:

  • На работе любого из родителей. При этом меньше будет потрачено времени и сил, а список документов ограничится: 1. Заявлением; 2. Справкой из ЗАГСа; 3. Копией свидетельства о рождении.
  • В отделении соцзащиты. Плюс в том, что вы можете сразу оформить все полагающиеся вам выплаты. Минусов много: очереди, хамство, недостоверная информация и меняющийся набор бумаг — это не способствует поднятию настроения.
  • Почтой. Естественно, высылать необходимо всё без оригиналов. В ФСС такой метод крайне не любят и иногда даже специально теряют такие папки. Ещё один минус в не всегда ответственной работе почты.
  • В многофункциональном центре (МФЦ) или на страничке государственных услуг. Пока что это доступно для мам Москвы, МО, Санкт-Петербурга и некоторых других городов . Регистрация на сайте требует определённых документов, но это пока что наиболее быстрый способ.
  • Получение пособия при рождении ребёнка произойдёт на карту, потому вам не придётся куда-либо идти.

Некоторые, прочитав о том, сколько документов нужно собрать на единовременное пособие при рождении и скольким терпением и временем придётся запастись, задумаются: для чего вообще необходимо было придумывать такие сложности? Здесь действует поговорка про «хотели сделать как лучше». Государство хотело защитить налогоплательщиков от трат на бессовестных людей, жаждущих наживы, но в итоге создало новые трудности для честных граждан. А облегчить эти муки просто: подготовиться заранее и пройти испытание с улыбкой и хорошим настроением.

Читайте так же:  Иски об определении места жительства ребенка госпошлина

Может ли отец — ИП получить пособия на ребенка, если мать ребенка не работает?

вам полагается 3 разных пособия:

1. это пособие по беременности и родам — за 140 дней больничного листа — получить его могут только работающие мамы, на пап — это пособие не распространяется. потому что он не беременный.

2. это пособие за рождение ребенка — здесь проблем нет- получают или мама или папа. для этого необходимы справка из ЗАГСА — оригинал о рождении, свидетельство о рождении — копия и оригинал, справка от папы — из собеса и фсс — о том что он не получал это пособие, реквизиты для перечисления — карта или сберкнижка , паспорт, обоих родителей, и трудовая книжка обоих родителей.
так как папа -ИП — то справка из фсс говорит о том, что он там на добровольной основе на учете не стоит (учет в связи с работниками — значения не имеет) и фсс- это пособие ему не выплачивал

3. пособие по уходу до 1,5 лет — получить могут оба родителя — но обычно если мамочка безработная — то получает она сразу два пособия — на рождение и уход — здесь комплект документов тот же что по 2 пункту, только справка от папы что он не получает по уходу пособие.

еще есть пособие на ребенка до 16 лет — если у вас в семье нет прожиточного уровня — его переоформляют каждые три года. комплект документов тот же, только добавляется справка о доходах или отчеты папы как ИП.
справки от папы — что он не получает — не нужны здесь.

просто если бы папа оформил жену на работу — то у нее бы шел стаж и она могла бы получить 1 пособие исходя из зарплаты. либо из минималки.

Отец имеет право на детские пособия

Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос: Сотрудник в организации работает с 01.02.2011. У него родился ребенок, мать ребенка не работает (подтверждено документально). В официальном браке отец и мать ребенка не состоят, но в свидетельстве о рождении сотрудник записан как отец ребенка.

На какие выплаты вправе претендовать работающий отец ребенка?

Ответ: Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены федеральными законами от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) и от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее –Закон № 255-ФЗ). Рассмотрим те из них, на получение которых по месту работы вправе при определенных условиях претендовать работающий отец ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее1. Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы. Если один из родителей работает, а другой – не работает (как в данном случае), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя 2. Так как мать ребенка не состоит в трудовых отношениях, работающий отец имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка по месту своей работы.

Для назначения и выплаты этого пособия работник должен представить следующие документы, перечисленные в пункте 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: заявление о назначении пособия, справку о рождении ребенка, а также справку из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что там пособие не назначалось.

Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8000 руб. 3 Однако с учетом индексации, осуществляемой в порядке статьи 4.2 Закона № 81-ФЗ, размер пособия с 01.01.2011 установлен равным 11 703,13 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Использование отпуска по уходу за ребенком допускается не только матерью ребенка, но и другими лицами, фактически осуществляющими уход за ребенком, в том числе и отцом ребенка 4. Согласно статье 13 Закона № 81-ФЗ отцы, работающие по трудовым договорам, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в том случае, если они фактически осуществляют уход за ребенком и находятся в отпуске по уходу за ним. Таким образом, работник, являющийся отцом ребенка, может получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком, если он фактически осуществляет уход за этим ребенком и находится по этой причине в отпуске по уходу за ним, предоставленном ему работодателем.

Если отец ребенка оформит на работе отпуск по уходу за ним, то он сможет получать ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка 5. В то же время нигде не работающая мать ребенка, которая ухаживает за ним, имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в минимальном размере 6. В этом случае оно назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка 7.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия отец ребенка должен представить документы, указанные в пунктах 54 и 56 Порядка, среди которых заявление о назначении пособия, свидетельства о рождении этого и предыдущих детей (при их наличии) и их копии, а также справки с других мест работы (если они есть) о том, что назначение и выплата пособия там не осуществляются. Кроме того, потребуется справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка о неполучении ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Расчет пособия производится в соответствии со статьей 14 Закона № 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий. 8 При этом согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011 и 2012 годах, по заявлению работника может быть назначено, исчислено и выплачено по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года.

Ежемесячные компенсационные выплаты

В силу Указа Президента РФ от 30.05.1994 № 1110, а также постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, состоящим в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовых форм и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на основании их заявления производятся ежемесячные компенсационные выплаты за счет средств работодателя в размере 50 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Семейного кодекса РФ состояние родителей в браке не является обязательным условием для установления отцовства. Поскольку указанные пособия полагаются отцам, работник, записанный в качестве отца в свидетельстве о рождении ребенка, но не состоящий в браке с матерью ребенка, имеет те же права на пособия, что и отец, являющийся законным мужем матери ребенка.

1) ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

2) п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н

3) ст. 12 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ

4) ч. 2 ст. 256 ТК РФ

5) ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ

6) абз. 7 ч. 1 ст. 13, ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ

7) пп. «в» п. 45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

8) утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375