Пособие музыкальное лото

Рубрики Статьи

Слушание музыки. Материалы олимпиады «Игровое музыкальное лото в картинках»

В цикле теоретических дисциплин предмет «Слушание музыки» предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Предусмотренная с первого года обучения в музыкальной школе, дисциплина погружает ребёнка с мир музыкальных образов. Обучающиеся слушают музыку, рассказ учителя, отвечают на вопросы, угадывают и запоминают музыкальные произведения.

На первых занятиях по слушанию музыки ребенку сложно высидеть урок, не занимаясь практической деятельностью, как это происходит на других предметах в ДМШ. Необходимо внимательно слушать музыку и объяснение учителя. Следовательно, перед преподавателем встает ряд задач:

  • способствовать возникновению интереса к данному предмету;
  • развивать музыкально-слуховые впечатления учащихся;
  • использовать практические формы работы с учащимися.

Решением выше обозначенных положений и основных задач начального периода обучения могут быть реализованы следующми способами:

  • формированием слуховых навыков и умений;
  • формированием навыков анализа музыкального произведения;
  • развитием навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке;
  • запоминанием и узнаванием на слух пройденного материала.

Давно и успешно зарекомендовали себя в учебном процессе разного рода обучающие игры. Они развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться определять образное содержание и характер музыки, слышать особенности медодии и ритма, различать на слух звучание музыкальных инструментов. Избрав игровые формы работы, в которых ребёнок чувствует себя свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной видах деятельности.

Из психолого-педагогической литературы известно, что игра — одно из проверенных средств оптимизации учебного процесса. Вовлечённый в игру ребенок успешнее справляется с трудностями, неизбежно возникающими при овладении новыми видами учебной и коммуникативной деятельности, с приобретением разного рода навыков и умений. Игра естественна для детей с младенческих лет как способ вживания в окружающий мир, освоения его особенностей во всём богатстве их проявлений. Именно поэтому игра, используемая в качестве формы организации учебной деятельности, столь радостно воспринимается детьми. Здесь естетвенным путём проявляеются умственная и социальная активность ребёнка, мобилизуются его интеллектуальные возможности, что способствует эмоциональныму подъёмому и желанию учиться.

Музыкальная игра-лото «Классическая музыка» (автор Вдовина Е. Ю.) предназначена для работы на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. Музыкальное лото требует от учащихся быстрой реакции, они должны правильно найти карточки, на которых изображены портреты композиторов, названия пьес, картинки, подходящие к названиям пьес, карточки, на которых обозначены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению, карточки с изображением музыкальных инструментов. Карточки изготавливают преподаватель и учащиеся по определенному образцу.

Музыкальный материал ориентирован на младший детский возраст, доступен и понятен для восприятия учащимися.

Музыкальное лото в картинках было использовано преподавателями-теоретиками ДМШ №1 им. М. К. Бутаковой г. Арзамас Нижегородской области на уроках по предмету слушание музыки как игровой момент. Проанализировав результат учебной деятельности, убедившись, что работа с карточками благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к учёбе, педагоги приняли решение провести школьную командную (по два человека в команде), а затем городскую командную олимпиаду по слушанию музыки, изменив и усложнив некоторые задания. Игра идеально мобилизует энергию ребенка, его внимание, интеллект, пользуется большой популярностью у детей, помогает закрепить музыкальный материал, делает уроки слушания музыки и музыкальной литературы более увлекательными и разнообразными. Это наиболее естественный и желанный для ребенка путь познания, приносящий радость и хорошие результаты.

Цели и задачи олимпиады:

1. Повышение уровня художественной культуры учащихся, развитие творческих способностей детей.

2. Выявление талантливых детей.

3. Повышение качества подготовки учащихся.

4. Активизация интереса учащихся к теоретическим дисциплинам.

5. Обмен педагогическим опытом, укрепление творческих связей.

Ниже представлен презентационный ролик олимпиады и полный текст методической разработки с заданиями, которые давались учащимся.

От редакции: презентационный ролик авторов был дополнен нами музыкальными фрагментами симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» для придания ему эмоционального наполнения. Используя данный видеоролик при проведении олимпиады, звук рекомендуется отключить.

Учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему:
Дидактическая игра. Музыкальное лото в картинках «Отгадай мелодию из мультфильма »

Возраст: 5 – 7 лет.
Материал: Карты лото и к ним маленькие карточки по теме «Отгадай мелодию из мультфильма».
Правила игры:
1 вариант:
Перед детьми лежит игровое поле с карточками, где изображены мультипликационные герои. У каждого героя, по правилам игры, есть своя мелодия или песенка, которая называет определённого героя из мультфильма. Музыкальный руководитель включает музыку определённого героя, при этом дети должны угадать, какому герою принадлежит мелодия и накрыть игровое поле соответствующей карточкой. Игра заканчивается только в том случае, если всё игровое поле будет полностью закрыто у одного из детей, играющих в музыкальное лото.
2 вариант:
Музыкальный руководитель включает музыку определённого героя, а дети должны при этом угадать музыку, выбрать правильную карточку и поднять её вверх.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра. Музыкальное лото в картинках «Отгадай мелодию из мультфильма »

Автор: Пашкаускас Алла Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки»

«Музыкальное лото в картинках». Отгадай мелодию из мультфильма.

Цель: повторение и закрепление знаний детей по направлению «Музыкальное воспитание»; развивать музыкальные способности: мышление, внимание, память и воображение.

Возраст: 5 – 7 лет.

Материал: Карты лото и к ним маленькие карточки по теме «Отгадай мелодию из мультфильма».

Перед детьми лежит игровое поле с карточками, где изображены мультипликационные герои. У каждого героя, по правилам игры, есть своя мелодия или песенка, которая называет определённого героя из мультфильма. Музыкальный руководитель включает музыку определённого героя, при этом дети должны угадать, какому герою принадлежит мелодия и накрыть игровое поле соответствующей карточкой. Игра заканчивается только в том случае, если всё игровое поле будет полностью закрыто у одного из детей, играющих в музыкальное лото.

Музыкальный руководитель включает музыку определённого героя, а дети должны при этом угадать музыку, выбрать правильную карточку и поднять её вверх.

Картотека игр «Музыкальное лото»

Столичный учебный центр
г. Москва

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола) (рис. 14).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Найди нужный колокольчик

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

. Игра проводится в свободное от занятий время.

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фла-нелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время

Что делают в домике?

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель Играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей

Стоять на месте

Колесами стучу, верчу,

Прокачу: чух, чух!

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»

Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.

Светит солнышко с утра, вращают руками

Значит нам гулять пора. « фонарики»

Хорошо под солнышком бегают в рассыпную

Бегать и играть, по залу

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять.

Кап-кап-кап! — по дорожке стучат пальчиком по ладошке

«КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина

( на русскую народную мелодию

«Во саду ли в огороде»)

Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения

с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.

Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.

Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота

На лежанке дремлет кот

-Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед

Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх

Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове — «уши»

И исчез весь хоровод. убегают на места

Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза — в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.

«АИСТ И ЛЯГУШАТА»

(На мотив белорусской народной польки «Янка»)

Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит

Погулять, погулять. вокруг

Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать! , аист ходит между ними, задевая рукой

Методические рекомендации На слова «. погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.

«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»

Задача : развитие чувства ритма.

Лягушата все по лужам

Шлеп-шлеп-шлеп, дети делают шлепки

шлеп-шлеп-шлеп! по коленям

А ребята по дорожке-

То-топ-топ, топ-топ-топ! Перетопы ногами.

Рядом весело идут,

Вместе песенку поют:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают в ладоши

Задача: Развитие чувства ритма.

Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку-

На цветок и на дорожку-

Застучал по крыше он-

И раздался чистый звон-

-А какая это шишка?

протягивают ладошки вперед

-Я не знаю, — шепчет мишка.

Научим мишку мы считать:

Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их

«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»

Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.

Мишка по лесу гуляет,

Читайте так же:  Системные требования для counter strike 16

дети топают ногами,

В корзину шишки собирает.

п ереваливаясь с боку на бок

-Шишка раз, шишка два-

одной рукой собирают

Положу я их сюда.

Складывают в ладонь другой

Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать — качают головой

Не умел он топать- качают головой

Не умел он прыгать качают головой

Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах

Только носом шмыгал- качают головой

Шмыг-шмыг-шмыг. п оказать пальчиком нос

В лес ребята приходили, да, да ,да. те же движения

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп ,хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг

А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.

1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ.

ЦЕЛЬ: развитие внимания, мыслительной операции конкретизации.

Взрослый спрашивает детей:

Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте – если я назову то, что сажают в огороде, вы поете “до”, а если же то, что в огороде не растет, вы поете “ми”. Кто ошибается тот проигрывает. Морковь, свекла, сливы…

По этому же принципу могут быть построены игры “Накроем стол для гостей”, “Посадим сад”, “Одежда” и др.

Развитие слухового восприятия.

ЦЕЛЬ: развитие слухового восприятия.

МАТЕРИАЛ: аудиозапись с разнообразными шумами, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего на доске мела и др.

Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы озвучиваются голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведет и угадает.

Музыкальное лото.docx — Биографическое музыкальное лото

ОТ АВТОРА
(пояснительная записка)
Учебно-игровое «Биографическое лото» посвящено работе над
изучением биографии композиторов на уроках музыкальной
литературы в ДМШ и ДШИ. Пособие состоит из пояснительной
записки, описания правил игры в лото, иллюстративного
материала: карточки для игры в лото. Пособие содержит
карточки лото для II года обучения (музыкальная литература
зарубежных стран) и III года обучения (русская музыкальная
литература). В пособии представление биографии зарубежных
( И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А, Моцарта, Л.В. Бетховена, Ф.
Шуберта, Ф. Шопена) и русских композиторов (М.И. Глинки,
А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина)
Цель учебно-игрового пособия «Биографическое лото» в
увлекательной форме проверить и закрепить знания
биографии композитора.
Правила игры в «Биографическое лото»
Для игры в биографическое лото карточки нужно
распечатать и наклеить на картон или более плотный
материал, разрезать по горизонтали.
Карточки делятся по количеству участников. Первым ходит
тот, на кого выпадает жребий. Далее по порядку
подставляются карточки с ответами. Выигрывает тот, у кого
последнего закончатся карточки. Если игра разыграна
правильно, то карточки лото должны образовать замкнутую
линию.
2

II ГОД ОБУЧЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
3

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
(1685­1750)
ОТВЕТ
ВОПРОС
В г. Эйзенахе родился И.С.
Бах. Назовите год рождения.
В этом году Бах становится
хористом в Санкт-
Михаэлискирхе, где учился у
органиста Георга Бёма.
В каком году Бах был
назначен органистом в г
Арнштадте.
В этом году Бах становится
органистов в Мюльхаузене; в
октяюре женился на
троюродной сестре Марии
Барбаре Бах.
Баха назначают
концертмейстером к герцогу
Саксен-Веймарскому. В каком
4
1850
1685
1700
1703
1708

1714
1717
1720
Анна Магдалена Вилькен
1723
1724
1729
1730
году это произошло?
В этом году Баха назначают
капельмейстером к князю
Леопольду Анхальт-
Кётенскому.
Год смерти первой жены Баха,
Марии Барбары Бах.
В 1721г. Бах женится второй
раз. Назовите имя его
избранницы.
В мае этого года Бах назначен
кантором в собор Св. Фомы в
Лейпциге.
В этом году состоялось первое
исполнение «Страстей по
Иоанну» в церкви Св. Николая,
Лейпциг.
В этом году состоялось первое
исполнение «Страстей по
Матфею» в церкви Св.
Николая, Лейпциг.
В этом году Бах стал
директором «Музыкальной
коллегии»
В 1733г. Бах посылает своё
монументальное
произведение саксонскому
королю Фридриху Августу III
(Дрезден) в надежде получить
место при дворе. Назовите
5

Месса си минор
1747
1750
1809
1732
1738
произведение.
В этом году Бах посетил
Берлин, чтобы играть на
органе при дворе Фридриха
Великого
В этом году Бах перенёс
неудачную операцию на глаза
и умер в г.Лейпциге
После почти векового
забвения немецкий
композитор Феликс
Мендельсон возродил музыку
Баха. В этом году под его
управлением были исполнены
«Страсти по Матфею».
ЙОЗЕФ ГАЙДН
(1732­1809)
31 марта этого года в
небольшой австрийской
деревушке Рорау, родился
Франц Йозеф Гайдн
В этом году Гайдн был
отправлен в Хайнбург, чтобы
учиться музыке.
В этом году Гайдна взяли на
службу хористом в венский
собор Святого Стефана
6

1740
1750
1755
Граф фон Морцин
1761
капельмейстер
После того, как у Гайдна
сломался голос, он был
исключён из хоровой школы.
Назовите год.
Свои первые квартеты Гайдн
сочиняет для австрийского
аристократа Карла фон
Фюнберга. В каком году были
написаны первые из 80
струнных квартетов.
В 1759 Гайдн поступает на
службу к графу, для которого
пишет свою первую
симфонию. Назовите имя
графа.
Глава семейства Эстерхази,
князь Пал Антал назначил
Гайдна заместителем
заболевшего дирижёра своей
домашней капеллы в поместье
Айзенштадт неподалёку от
Вены. В каком году это
произошло?
Энтузиазм и энергия Гайдна
позволяли ему прекрасно
справляться с обязанностями,
и в 1766 году он был повышен
в должности. Какую
должность получил Гайдн?
В 1782 году в Вене Гайдн
знакомится с величайшим
австрийским композитором, в
дальнейшем их связывала
крепкая дружба. Назовите имя
7

В.А. Моцарт
1791
Заломоновские
композитора.
В этом году Гайдн совершает
первую поездку в Англию, где
продолжает сочинять музыку
и дирижировать.
Поездки Гайдна в Лондон
организовывал импресарио
Иоганн Петер Заломон. Для
своих визитов в Лондон Гайдн
сочинял по 6 новых симфоний.
Все 12 получили название
Лондонских. А как ещё
называют эти симфонии?
Возвращаясь из Англии в
Австрию по случаю коронации
императора Гайдн проездом
побывал в г. Бонне, где
познакомился с молодим
немецким композитором.
Назовите имя композитора
Л. В. Бетховен
Георг Фридрих Гендель
После второго посещения
Англии в 1794-1795г Гайдн
пишет оратории «Времена
года» и «Сотворение мира».
Произведения какого
композитора вдохновили
Гайдна на создание ораторий?
В этом году впервые была
8

1798
«Времена года»
исполнена оратория Гайдна
«Сотворение мира».
В 1800г. Гайдн пишет
ораторию, включающую хоры
«Тихо, горное эхо», «Радостно
текут потоки», вдохновлённые
осенней охотой и радостями
сбора винограда. Вспомните
название оратории.
В этом году 31 мая в Вене
умер великий австрийский
композитор Франц Йозеф
Гайдн
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
(1756­1791)
Волшебная флейта.1791.
В каком австрийском городе
9

Зальцбург
25 января 1756г.
Скрипач, педагог и
композитор.
С 4-х лет.
В 5-6 лет (менуэты)
На скрипке и органе
1763-1766
В Париже
родился Вольфганг Моцарт?
Назовите дату рождения
Моцарта
Большое влияние на
музыкальное развитие
Моцарта оказал его отец,
обучивший сына игре на
инструментах и композиции.
Укажите род занятий отца
композитора – Иоганна Георга
Леопольда Моцарта
С какого возраста Моцарт
начал играть на клавесине?
В каком возрасте появились
первые сочинения Моцарта?
На каких музыкальных
инструментах кроме
клавесина играл юный
Вольфганг?
В каком году началось и когда
закончилось первое
концертное путешествие
семьи Моцартов?
В каком городе Вольфганг
написал свои первые сонаты
для скрипки с клавиром?
В каком городе были
написаны первые симфонии
Моцарта?
10

В Лондоне
Математика
Итальянский
Комическая опера «Мнимая
простушка»
1769-1771 в Италию
Помимо музыкальных занятий
Вольфганг изучал историю,
географию, увлекался
рисованием. Какая наука была
у Моцартасамой любимой ?
Ещё в детстве Моцарт занялся
изучением языков:
французским, английским,
латинским. Каким
иностранным языком Моцарт
овладел в совершенстве?
Первое оперное произведение
Моцарт написал по заказу
венского оперного театра, но
не было там поставлено.
Вспомните название оперы.
Когда состоялась первая
поездка отца и сына Моцартов
на родину оперы?
В 1770г с триумфом прошла
премьера оперы, написанной
по заказу миланского
оперного театра. Назовите
оперу.
«Митридат, царь Понтийский» В 1770г. в г. Болонье в
возрасте 14 лет Моцарт был
удостоен этого звания.
Академик. Член Болонской
С 1769г. Моцарт числился
11

филармонической академии.
Граф Колоредо.
Вена.
Квартеты.
«Свадьба Фигаро»
концертмейстером
придворной капеллы в
Зальцбурге. Назовите имя
зальцбургского правителя,
который деспотически
ограничивал творческую
деятельность композитора.
В 1781г Моцарт окончательно
порвал с графом Колоредо,
переехал в этот город, и жил
до последних дней.
В 1785г. Моцарт знакомится с
композитором Йозефом
Гайдном, и в знак уважения
посвящает ему 6
произведений этого жанра.
В 1786г. в Вене состоялась
премьера оперы на сюжет
французского писателя
Бомарше. Назовите оперу.
В феврале и ноябре этого год
Моцарт посещает Прагу,
весной знакомится с Л.
Бетховеном, а в октябре
состоялась премьера оперы
«Дон Жуан». Назовите год.
1787
Летом 1788 года написаны 3
лучшие симфонии Моцарта.
12

№ 39-Es-dur, №40 – g-moll,
№41 – C-dur
Реквием.
Назовите их номера и
тональности.
Назовите произведение,
созданное в 1791г. Это — месса
для хора, квартета солистов и
большого оркестра.
Трагический пафос и
трогательная скорбь
переданы в нём с одинаковой
проникновенностью.
Эту оперу-сказку, рисующую
идеальный мир мудрости и
добродетели, Моцарт пишет в
год своей смерти. Прославляя
победу света над мраком,
стойкости над малодушием,
человеческой любви над
злыми силами мира, опера
воспринимается как
завещание композитора
потомкам. Назовите оперу и
год её создания
13

Читайте так же:  Договор дарения транспортного средства родственникам

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
(1770­1827)
Вена.
1770
Играл на скрипке и пел в хоре
придворной капеллы князя,
наместника Бонна.
Отец Бетховена, который
тоже был певцом- тенористом
в хоре придворной капеллы
князя, наместника Бонна.
1778
В декабре этого года в
Германии, в городе Боне
родился великий немецкий
композитор Людвиг ванн
Бетховен.
Дед Бетховена был
музыкантом. Назовите род его
занятий.
Кто стал первым учителем
музыки для Бетховена и учил
играть на клавесине, на
скрипке, на органе и альте.
В этом году маленький
Бетховен дал свой первый
концерт в городе Кёльне
С двенадцати лет Бетховен
вынужден работать. В
качестве кого служил
Бетховен в придворной
капелле.
14

В качеств органиста.
Готлиб Нефе
1782
1787
Философский факультет
Боннского университета.
1789г. Франция.
В 1782 году Бетховен
познакомился с известным
музыкантом и композитором,
который стал его первым
настоящим учителем.
Назовите его имя.
При помощи Готлиба Нефе
публикуются первые
сочинения Бетховена:
вариации на тему марша
Десслера, три фортепианные
сонаты. Назовите год
публикации.
В этом году Бетховен
совершает поездку в Вену с
целью занятий
у В.А. Моцарта.
В 1789г Бетховен решает
поступить вольнослушателем
в это учебное заведение,
правда, учится в нём недолго.
Бетховен был современником
важного исторического
события – Революции.
Революционные события
находят бурный отклик в
душе Бетховена. В каком году,
и в какой стране произошла
эта революция.
В 1792г. один очень
известный композитор
посещает Бонн на обратном
пути из Лондона в Вену. Этот
композитор высоко оценивает
15

Йозеф Гайдн
1792г
Антонио Сальери
1795
1797
кантату Бетховена. Назовите
имя композитора.
В этом году Бетховен решает
переселиться в Столицу
Австрии, что бы учиться у
прославленного композитора
Йозефа Гайдна.
С 1794 до 1802 года Бетховен
берёт уроки композиции у
известного итальянского
композитора. Назовите его
имя.
Переехав в Вену, Бетховен
выступает в салонах венской
знати как пианист-виртуоз. В
каком году состоялось первое
концертное выступление
Бетховена в качестве
пианиста в благотворительной
«академии».
Трагедией всей жизни
Бетховена Была его болезнь –
прогрессирующая глухота. В
каком году появились первые
признаки этой болезни у
композитора.
Эта соната – одна из наиболее
известных произведений
16

композитора, она посвящена
17-летней графине Джульетте
Гвиччарди, которой Бетховен
в 1801 году давал уроки
музыки. Композитор был
влюблен в юную графиню и
хотел на ней жениться.
Соната имеет подзаголовок «в
духе фантазии» (итал. quasi
una fantasia). Вспомните
название, тональность и
номер этой сонаты.
Разочарования в личной
жизни и болезнь приводят
Бетховена к мысли о
самоубийстве. Они ясно
высказаны в Завещании,
написанном осенью 1802года.
Как полностью называется это
завещание?
Этот год стал переломным в
творчестве Бетховена.
Последующее десятилетие –
наиболее плодотворное в
жизни композитора. Написаны
симфонии, вплоть до восьмой,
соната «Аппассионата»,
«Крейцерова соната» для
скрипки с оркестром, опера
«Фиделио», фортепианные
концерту, квартеты.
В 1810 г. Бетховен лично
познакомился с великим
17
Соната №14 cis-moll, «Лунная»
«Гейлигенштадтское
завещание».
1802

Иоганн Вольфганг Гёте.
Шиллер ода «К радости»
«Торжественная месса» ре
мажор
немецким поэтом и написал
музыку к его трагедии
«Эгмонт». Назовите имя
поэта.
В последние годы жизни
композитора появляются
величайшие творения: 9-я
симфония с заключительным
хором на слова оды немецкого
композитора. Вспомните
название оды и имя
композитора.
1823г Бетховен закончил
монументальное вокально-
симфоническое произведения
духовного содержания на
латинском языке. В
заключительный номер он
ввёл военный марш, как бы
подчёркивая немыслимость
духовного умиротворения
человека, пока вокруг него
творятся злодеяния и
существуют войны. Назовите
это произведение.
Последние годы композитор
страдал тяжелой болезнью,
было сделано 4 операции, но
ничто не могло помочь.
Великий композитор умер
ночью. Назовите год смерти
Бетховена.
18

1827
На кладбище какого города
похоронен Бетховен ?
ФРАНЦ ШУБЕРТ
(1797­1828)
19

«Смерть похоронила здесь
богатое сокровище, но еще
более прекрасные
надежды!».
1797
Учитель
Михаэль Хольцер
1808
Антонио Сальери
1813
1814
Год рождения Франца
Шуберта
Должность, которую занимал
отец Франца Шуберта
Имя регента лихтентальской
церкви, обучавшего музыке
юного Франца Шуберта
В этом году, по конкурсу,
объявленному для
мальчиков-хористов
придворной певческой
капеллы, Ф. Шуберт был
зачислен в конвикт.
С 1812 г. Шуберт берёт уроки
контрапункта и композиции у
этого известного
композитора, первого
маэстро Венской
императорской королевской
капеллы.
Опасаясь исключения,
осенью этого года Шуберт
сам ушёл из конвикта,
оставив незавершённым курс
школьного образования
С этого года в течении
нескольких лет с перерывами
Шуберт работал помощником
учителя в школе своего отца.
В 1816г., в надежде на
поддержку, к этому
20

Иоганн Гёте
Михаэль Фогль
1818
«шубертиады»
немецкому поэту с
почтительным посланием
обратился Й. Шпаун,
приложив тетрадь
шубертовских песен, в числе
которых были «Гретхен за
прялкой», «Лесной царь»,
«Полевая розочка».
Назовите имя певца венской
оперы, с которым Шуберт
познакомился в 1817 году.
Его исполнение песен
Шуберта открыло доступ в
многочисленные
музыкальные салоны Вены.
В этом году Шуберт навсегда
оставил работу в школе. В
этом же году появляется
первое печатное издание
одной из песен Шуберта.
К началу 20-х годов круг
друзей Шуберта расширился,
образовав союз талантливой
молодёжи, объединённой
любовью к искусству,
литературе.Как назывались
вечера, где исполнялась
музыка Шуберта.
Вокальная баллада – новый
жанр в романтической
музыке, созданный
Шубертом. Назовите самую
известную балладу Шуберта,
21

«Лесной царь»
1822
1823
1827
26 марта 1828 года
написанную им на слова И.
Гёте.
Шуберту принадлежит
приоритет в создании новых
типов романтический
симфонии – лирико-
драматической
(«Неоконченная») и лирико-
эпическая (симфония C-dur).
В каком году написана
Симфония си минор
«Неоконченная» —
Стихотворные циклы
Вильгельма Мюллера стали
для Шуберта творческим
стимулом для создания
циклов вокальных. В каком
году был написан вокальный
цикл «Прекрасная
мельничиха»
В каком году был написан
вокальный цикл «Зимний
путь»
Когда состоялся
единственный авторский
концерт Франца Шуберта.
Единственный авторский
концерт Шуберта был
посвящён памяти
22

Людвиг Ван Бетховен
«Лебединая песня»
величайшего композитора.
Назовите его имя.
Последний сборник
шубертовских песен, который
был составлен и издан
друзьями композитора после
его смерти
Согласно последнему
пожеланию, Шуберта
похоронили на Верингском
кладбище, где за год до того
был погребён боготворимый
им Бетховен. Какая надпись
выгравирована на памятнике
Шуберту
23

ФРИДЕРИК ШОПЕН
(1810­1849)
Сердце Шопена было,
согласно его воле, отправлено
в Варшаву, где оно
замуровано в колонну Церкви
Святого Креста.
1 марта 1810
Желязова Воля
Учителем
1810
Назовите дату рождения
Фридерика Шопена.
Как называлось имение графа
Скарбека, в котором родился
Шопен.
Кем служил отец
композитора?
В каком году семья Шопена
переехала в Варшаву?
Кто из членов семьи обучал
Фридерика музыкальной
грамоте?
24

Мать и сестра — Людовика.
Войцех Живный
8
В 1816г Фридерик начал брать
уроки игры на фортепиано у
чешского музыканта.
Назовите его имя.
Сколько лет было Шопену,
когда состоялся его первый
публичный концерт?
С кем из известных
композиторов сравнивали
раннюю одарённость
Фридерика и как его
называли?
С Моцартом, «польский
Моцарт»
В каком году были изданы
первые детские сочинения
композитора?
1817
Варшавский лицей.
1826-1829
В 13 лет Шопен поступает в
это учебное заведение и
заканчивает его за 3 года.
Назовите учебное заведение.
Шопен получил высшее
музыкальное образование в
Главной школе музыки г.
Варшавы. Назовите годы
учёбы
В Главной школе музыки
занятиями Шопена руководил
директор и дирижёр
25

Юзеф Эльснер
Вена.
1830
Париж
№12, «Революционный»
1832
Варшавской оперы. Назовите
его имя.
В 1829г выступления Шопена
в одной из Европейских
столиц вызывают
восторженные отзывы о нём
как пианисте и композиторе. В
каком городе выступал
Шопен?
По настоянию друзей и отца
Шопен вновь отправляется в
концертное путешествие
Вену, где узнаёт о начале
польского восстания. В каком
году это произошло?
В 1831г. Шопен получает
известие о падении Варшавы
и переезжает из Вены. В
какой город отправляется
Шопен?
Трагические переживания о
судьбе польского восстания
нашли отражение в музыке
одного из Этюдов. Вспомните
номер и название Этюда.
В этом году состоялось первое
концертное выступление в
Париже.
В Париже Шопен знакомится с
Польским поэтом, который
26

Адам Мицкевич.
Для встречи с родителями.
Жорж Санд
1848
также как и композитор
находится в изгнании. И
обеспокоен судьбой Отчизны,
что отражается в его
сочинениях. Назовите имя
польского поэта.
С какой целью в августе
1835г. Шопен едет в Карловы
–Вары?
После разрыва помолвки с
Марией Водзиньской, в 1838г
Шопен сближается с
французской писательницей
Авророй Дюдеван, взявшей
себе мужской псевдоним.
Назовите псевдоним Авроры
Дюдеван.
В этом году Шопен совершает
гастрольную поездку в
Англию и Шотландию.
Сестра Людовика приезжает в
Париж, чтобы ухаживать за
больным Шопеном. В ночь на
17 октября 1849г. Шопена не
стало. Где хранится сердце
Шопена?
27

III ГОД ОБУЧЕНИЯ
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
ОТВЕТ
(1804­1857)
ВОПРОС
28

На кладбище Александро-
Невской лавры в Петербурге.
Новоспасское Смоленской
губернии
Дворянин (помещик)
С народной песней
Скрипка, флейта
Отечественная война 1812
года.
В.Ф. Кламмер
К языкам и рисованию.
Благородный пансион при
Главном педагогическом
институте в Петербурге
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер
Село, в котором 20 мая
1804г. Родился М.И. Глинка?
В каком сословии состоял
отец композитора – Иван
Николаевич Глинка?
С каким жанром народной
музыки связаны первые
музыкальные впечатления
М.И. Глинки?
На каких инструментах
Михаил Глинка играл в
крепостном оркестре своего
дяди?
События этой войны оставили
неизгладимый след в душе
юного композитора, а
восхищение героизмом
русского народа отразилось в
его опере «Иван Сусанин».
Чтению нот и игре на
фортепиано Михаила Глинку
обучала эта гувернантка.
К каким дисциплинам Глинка
проявил особенные
способности.
Учебное заведение, в
котором учился Глинка в
1818-1822гг.
Преподавателем русской
словесности и воспитателем
Глинки в пансионе был
будущий декабрист и друг
А.С. Пушкина. Назовите его
имя.
В годы учёбы в пансионе
Глинка взял три урока у
знаменитого ирландского
пианиста, педагога и
композитора. Назовите его
29

Джон Фильд
Карл Майер
Иоганн Непомук Гуммель
Путешествие на Кавказ.
14 декабря 1825г. Восстание
декабристов.
«Не искушай» (1825)
1828
Адам Мицкевич
1830
имя.
Назовите имя педагога,
который, по мнению Глинки,
более других содействовал
развитию его «музыкального
таланта».
Концерт этого композитора
Глинка исполнил на
выпускном вечере в
Благородном пансионе.
Память об этом путешествии в 1823г.
стала источником лучших восточных
вдохновений Глинки в III и IV
действиях «Руслана и Людмилы».
Этот трагический день
навсегда врезался в память
композитора. Он был в тот
день на Дворцовой площади
и на Сенатской, видел полки
восставших солдат и слышал
пушечные выстрелы.
Эта элегия на слова Евгения
Баратынского — одно из
первых вокальных сочинений
Глинки.
В 1824г. Глинка поступил на
службу помощником
секретаря Совета путей
сообщения, а в этом году
уволился.
В 1828г.в доме польской
пианистки Марии
Шимановской Глинка
встретился с этим польским
поэтом.
В этом году Глинка
совершает своё первое
заграничное путешествие.
В какой стране композитор
жил в 1830-33гг.
30

Италия
Белькаанто (итал. bel canto —
«красивое пение»)
«Венецианская ночь»
Берлин
Зигфрид Ден.
Василий Жуковский
27 ноября 1836г.
капельмейстер
Набор мальчиков-певчих в
капеллу
1839
Манера пения,
характеризующаяся
плавностью перехода от
звука к звуку, красивой и
насыщенной окраской звука,
выровненностью голоса во
всех регистрах, лёгкостью
звуковедения, с которой
Глинка познакомился в
Италии.
Красоту итальянской лунной
ночи Глинка передал в этой
баркароле на слова И.И.
Козлова.
В этом городе Глинка жил в
1833-1834 гг.
Немецкий теоретик, у
которого Глинка брал уроки
гармонии и контрапункта.
В 1834г Глинка возвращается
в Россию и сочиняет оперу о
подвиге Ивана Сусанина.
Сюжет подсказал этот поэт.
Назовите день премьеры
оперы «Иван Сусанин».
С 1837г. в течение трёх лет
Глинка служит в придворной
певческой капелле. Назовите
его должность.
С какой целью в 1838г
композитор совершает
поездку по городам Украины.
В этом году Глинка Уходит из
капеллы, знакомится с Е.Е.
Керн и пишет ф-п пьесу
«Вальс -фантазия»
В 1840г. М.И. Глинка пишет
вокальный цикл на слова
Нестора Васильевича
31

Читайте так же:  Лицензия на прокладку кабеля

«Прощание с Петербургом»
Екатерине Ермолаевне Керн.
1841
«Руслан и Людмила»
Ференцем Листом
Францию и Испанию
Авторский концерт Глинки
Гектор Берлиоз
Испания
Кукольника. Как называется
этот цикл?
Один из наиболее известных
романсов «Я поиню чудное
мгновенье», написан в 1840г.
на слова А.С. Пушкина. Кому
он посвящён?
В каком году состоялось
первое концертное
исполнение музыки к
трагедии Н. Кукольника
«Князь Холмский»?
27 ноября 1842г состоялась
премьера второй оперы
Глинки. Назовите её.
С каким известным
венгерским композитором ,
посетившим в 1842г
Петербург, познакомился
Глинка?
В 1844г. Глинка вновь
отправляется в заграничное
путешествие, какие страны
он посетил?
Какое событие,
произошедшее в Париже 23
марта 1845г., способствовало
европейскому признанию
музыки Глинки?
Назовите французского
композитора, с которым
Глинка познакомился в
Париже .
В 1845-47г Глинка жил в этой
стране.
Какие симфонические
произведения Глинки
непосредственно связаны с
32

«Арагонская хота», «Ночь в
Мадриде»
1848г. «Камаринская»
Варшава.
«Записки»
1856г.
впечатлениями от Испании?
В этом году была сочинена
симфоническая фантазия на
две русские темы. Укажите
год и название фантазии.
В 1849-1851гг. композитор
жил заграницей в этом
городе.
В 1854г. Глинка начинает
писать автобиографические
воспоминания (мемуары) Как
он их назвал?
В этом году Глинка
переработал «Вальс-
фантазию» в симфоническое
произведение и написал свой
последний романс «Не
говори, что сердцу больно».
М.И. Глинка умер в 1857г в
Берлине. Где похоронен М.И.
Глинка?
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ
(1813 – 1869)
ОТВЕТ
1872г. Мариинский театр,
Петербург
Модест Петрович
Мусоргский
ВОПРОС
Кто из русских композиторов
называл А.С. Даргомыжского
«великим учителем
музыкальной правды»?
Назовите дату рождения
А.С. Даргомыжского.
2 февраля 1813г.
Село Троицкое Белевского
уезда Тульской губернии
Где родился Даргомыжский?
В каком году семья А.С.
Даргомыжского переехала в
33

1817
Правитель канцелярии в
коммерческом банке.
скрипка
А.Т. Данилевский
Франц Шоберлехнер
Бенедикт Цейбих
1829
1835
С записями лекций Зигфрида
Дена
«Эсмеральда»
вокал
Петербург?
Какую должность занимал
отец композитора?
На каком музыкальном
инструменте играл старший
брат Эраст?
Этот преподаватель, у
которого с 1821г.
Даргомыжский брал уроки
фортепианной игры, очень
неодобрительно относился к
стремлению мальчика
сочинять музыку.
С 1828 по 1831г.
Даргомыжский брал уроки
игры у этого пианиста-
виртуоза.
У этого мэтра — учителя пения
А.С. Даргомыжский изучает
основы вокального
исполнительства.
В этом году Даргомыжский
назначен на должность
коллежского регистратора.
В этом году состоялась
судьбоносная встреча с М.И,
Глинкой.
Какие тетради передал
Глинка Даргомыжскому?
В 1838г. композитор начал
работу над оперой на сюжет
романа Виктора Гюго «Собор
парижской Богоматери».
В 40-е гг. Даргомыжский стал
признанным
преподавателем. Что
преподавал Даргомыжский?
В этом году композитор
34

1844
«Русалка»
«Мне грустно», «И скучно, и
грустно»
1853
побывал за границей,
посетил Берлин, Брюссель,
Париж, Вену.
В 1848-49гг. Даргомыжский
составляет либретто этой
оперы на текст А.С. Пушкина.
Даргомыжский
переросмыслил многие
вокальные жанры и создал
новые. Назовите монологи-
размышления на слова М.Ю,
Лермонтова.
В этом году, по инициативе
русского музыкального
критика В.Ф. Одоевского был
устроен концерт из
произведений
Даргомыжского.
Где и когда состоялась
премьера оперы «Русалка»?
1856г. Театр-цирк, Петербург Кто из русских композиторов
Александр Николаевич
Серов
Осип Афанасьевич Петров
Пьер Беранже
«Казачок», «Баба Яга»,
«Чухонская фантазия»
Русское Музыкально
Общество
выступил в защиту оперы
«Русалка»?
Назовите знаменитого певца
– первого исполнителя
партии Мельника.
На чьи стихи написаны песни
«Старый капрал», «Червяк»?
Назовите оркестровые пьесы,
написанные Даргомыжским в
начале 60-х гг.
В 1859г. Даргомыжский
включён в состав комитета
этого общества.
В 1865г. в Брюсселе с
большим успехом были
исполнены «Малороссийский
казачок» и эта увертюра.
35

Увертюра к опере «Русалка»
1865
1867
«Могучая кучка»,
Балакиревский кружок
«Каменный гость»
5 января 1869г.
Цезарь Кюи, Николай
Римский-Корсаков
В каком году была
возобновлена постановка
оперы «Русалка», которая
помогла ей приобрести
популярность?
В каком году Даргомыжский
начинает работу над оперой
«Каменный гость»?
В конце 50-х годов
Даргомыжский сближается с
композиторами из этого
кружка.
В этой опере характеристики
героев Даргомыжский
воссоздал посредством
непрерывно-речитативного
диалога.
Дата смерти А.С.
Даргомыжского.
Назовите двух композиторов,
завершивших оперу
«Каменный гость».
В каком году состоялась
премьера оперы «Каменный
гость»?
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
(1839 ­ 1881)
36

ОТВЕТ
Федор Иванович Шаляпин
9 марта 1839г., село Крево,
Торопецкого уезда,
Псковской области
Юлия Ивановна Мусоргская –
мама композитора
Русские сказки
Джон Фильд
Петропавловская школа в
Петербурге.
Антон Герке
Полька «Подпрапорщик»
А.П. Бородин
А.С, Даргомыжский, М.А.
Балакирев
ВОПРОС
Где и когда родился М.П.
Мусоргский?
Под чьим руководством
Мусоргский начал обучаться
игре на фортепиано?
Какие произведение устного
народного творчества
породили первые
музыкальные импровизации
Мусоргского?
В 9 лет перед гостями
Модест исполнил концерт
именно этого композитора.
В 1849г. Мусоргский
поступил в это учебное
заведение.
С 1852 по 1856г Мусоргский
учился в школе гвардейских
подпрапорщиков,
одновременно обучаясь игре
на фортепиано у этого
педагога.
Как называлось первое
произведение Мусоргского,
изданное в 1852г.?
В 1856г. Мусоргский зачислен
в гвардейский
Преображенский полк и на
дежурстве во 2-м сухопутном
госпитале встречается с этим
композитором.
1857г. в жизни Мусоргского
знаменателен знакомством с
этими композиторами.
В 1857г. Мусоргский
начинает заниматься
композицией под
руководством этого
композитора.
37

«Калистрат»
«Саламбо»
Николай Васильевич Гоголь
В «коммуне» с группой
молодых товарищей
«Иванова ночь на Лысой
горе»
Милий Алексеевич Балакирев В 1863-65гг под влиянием
романа А. Чернышевского
«Что делать?», Мусоргский
живёт именно там.
Эта песня, написанная в
1864г. на слова Н.Некрасова,
стала первой в серии
вокальных сцен из народной
жизни.
Как называлась первая опера
Мусоргского по роману
Флобера, над которой он
начал работать в начале 60-х
гг.
В 1868г. Мусоргский создаёт
эту симфоническую картину.
В 1868г Мусоргский начинает
оперу «Женитьба». Назовите
автора комедии.
Назовите имя историка
литературы, по совету
которого в 1868г. Мусоргский
начинает работу над оперой
«Борис Годунов».
Какая песня Мусоргского
была запрещена цензурой в
1870г.?
В 1871г. оперный комитет
Мариинского театра сделал с
оперой «Борис Годунов»
именно это.
В каком году была окончена
2-я редакция «Бориса
Годунова»?
После долгой и упорной
борьбы с успехом прошла
премьера оперы «Борис
Годунов». Назовите дату
премьеры.
38
Забраковал
1872
Владимир Васильевич
Никольский
«Семинарист»

8 февраля 1874г.
Н.А, Римский-Корсаков
«Детская»
«Хованщина»
«Сорочинская ярмарка»
Посмертная выставка
художника и архитектора
Виктора Гартмана
«Забытый» сл. Голенищева-
Кутузова
Дарья Леонова
16 марта 1881г.
Н.А. Римский­Корсаков
В 1871072гг. Мусоргский
живет на квартире с этим
композитором.
Общение с детьми брата В.В,
Стасова, наблюдение за их
жизнью, вдохновило
Мусоргского на создание
этого вокального цикла.
В 70­е гг. Мусоргского привлекли
исторические события конца XVII в.
– стрелецкие бунты и движение
раскольников. По совету В.В.
Стасова в 1872г. он принялся за
работу над этой оперой.
Какую комическую оперу на
сюжет повести Н.В. Гоголя
композитор начинает писать
в 1874г.?
Какое событие подтолкнуло
Мусоргского в 1874г. на
создание цикла ф-п пьес
«Картинки с выставки»?
В 1874г. Мусоргским была
написана эта баллада и
посвящена Василию
Верещагину.
Летом 1879г эта известная
русская певица пригласила
Мусоргского совершить
концертную поездку по югу
России в качестве
концертмейстера.
Назовите дату смерти
композитора.
Кто из композиторов завершил оперу
«Хованщина»?
Кто из русских певцов стал
непревзойдённым исполнителем роли
Бориса Годунова?
39

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
(1833 – 1887)
ОТВЕТ
1890г. Мариинский театр
Петербург
Петербург
Полька для ф-но в 4 руки.
Химия
Виолончель
Первая петербургская
гимназия
ВОПРОС
11 ноября 1833 в этом городе
родился Александр Порфирьевич
Бородин
В 9 лет Бородин пишет своё первое
произведение для ф­но «Helene»,
назовите его жанр.
Уже с детских лет Бородин
увлекается не только музыкой,
но и этой наукой.
Проведение примитивных
опытов Бородин совмещает с
игрой на фортепиано и флейте, а
также самостоятельно осваивает
игру на этом струнно-смычковом
инструменте.
Летом 1850 года Бородин
отлично сдает экзамены на
аттестат зрелости при этом
учебном заведении.
В 1850 году А.П. Бородин принят
вольнослушателем в это учебное
заведение.
40

Медико-хирургическая
академия (МХА)
В студенческие годы Бородин
занимается в лаборатории этого
выдающегося русского химика.
Николай Николаевич Зимин В годы учёбы начали
складываться музыкальные
вкусы А.П. Бородина, наряду с
зарубежными композиторами
(Гайдн, Бетховен, Мендельсон)
Александр Порфирьевич высоко
ценил творчество этого русского
композитора.
Михаил Иванович Глинка
1859 год
Дмитрий Иванович
Менделеев,
Иван Михайлович Сеченов.
Екатерина Сергеевна
Протопопова
1862
Милий Алексеевич
Балакирев
В этом году А.П. Бородин уехал в
научную командировку за
границу и 3 года провёл в
Германии, Франции и Италии.
Назовите имена выдающихся
русских учёных (химика и
физиолога), с которыми Бородин
проходил стажировку за
границей.
Благодаря этой девушке,
впоследствии ставшей женой
композитора, А.П. Бородин стал
страстным поклонником Р.
Шумана и Ф. Шопена.
В этом году А.П. Бородин
вернулся в Россию и был избран
профессором Медико-
хирургической академии .
В доме знаменитого врача
Сергея Петровича Боткина
произошло судьбоносное
знакомство с этим
композитором.
Назовите симфоническое
произведение, которое 1862 по
1867г. Бородин пишет под
41

Симфония №1 Ми-бемоль
мажор
Симфония №2 си минор
«Богатырская»
Первый и Второй квартет
Князь Игорь
Ференц Лист
В Средней Азии.
Романсы
Николай Андреевич
Римский-Корсаков,
Александр Константинович
Глазунов.
руководством М.А. Балакирева.
Какое произведение Бородина
его друзья наградили эпитетами
«львиная», «славянская
героическая»?
Премьеры этих камерно-
инструментальных
произведений состоялись в
концертах РМО в 1879 1882гг.
В 1869г. А.П. Бородин начинает
работу над этой оперой.
По инициативе этого
венгерского композитора и
пианиста 1 симфония А.П.
Бородина была с успехом
исполнена на музыкальном
фестивале в Баден-Бадене.
Назовите программную
симфоническую картину,
написанную в 1880г,
посвященную образам Востока.
В 80-е годы А.П. Бородин
создаёт произведения именно
этого камерно-вокального
жанра.
А.П. Бородин умер
скоропостижно 15 февраля
1887г. Назовите имена двух
композиторов, дописавших и
дооркестровавших оперу «Князь
Игорь».
Когда и где состоялась премьера
оперы «Князь Игорь»?
42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра является одним из главных средств познания для ребёнка
и потому наиболее действенным в процессе обучения. Хорошо
известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение
материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к
работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его
внимание и интеллект. Именно поэтому мы предлагаем такую
форму подачи материала, не вызывающую у ребёнка
отторжения при обучении.
Возрастная универсальность пособия поможет разрешить
проблему группового обучения, при котором часто в одной
группе оказываются ребята разного возраста.
Надеемся, что использование нашего учебно-игрового пособия
на уроках музыкальной литературы создаст необходимость
наличия знаний у ребёнка здесь и сейчас, и будет
способствовать усвоению материала с лёгкостью и
удовольствием!
Содержание:
От автора
…………………………………………………………………
……. 2
II год обучения
……………………………………………………………….
3
43