Пошлина в суд рк

Рубрики Статьи

Госпошлина в суд и нужно ли её платить вам 18.01.2016 17:40

При обращении с исковым заявлением в суд требуется уплатить государственную пошлину в государственный бюджет. Установление государством обязанности истцов уплачивать государственную пошлину при подаче искового заявления обусловлено двумя важнейшими функциями, которые призвана выполнять государственная пошлина.

Первая функция – компенсационная. Дело в том, что содержание судебной власти обходится государству весьма недешево. Ведь в аппарате судов работают тысячи людей, которым необходимо платить заработную плату, а впоследствии пенсию. Здания судов также требуют расходов на свое содержание. Кроме того, для полноценной работы современного суда нужна оргтехника, канцелярские принадлежности, расходные материалы, мебель и т.п.

Вторая функция – стимулирующая. В случае проигрыша дела государственная пошлина, которую заплатил истец при подаче иска, ему никем не возмещается. Поэтому необходимость уплаты государственной пошлины стимулирует истцов лишний раз хорошо подумать над обоснованностью заявляемых требований, более усердно собирать доказательства обстоятельств обосновывающих требования и не предъявлять необоснованных исковых заявлений.

Однако вводя обязанность уплачивать государственную пошлину государство, тем не менее, освободило от её уплаты некоторых лиц, кого-то по любым исковым заявлениям, кого-то по некоторым. Поэтому перед тем как платить госпошлину поинтересуйтесь для начала тем, не освобождены ли вы от её уплаты. Тогда вопрос расчета размера госпошлины и поиска денег на её уплату для вас будет неактуален. Освобождая определённых лиц в определённых случаях от уплаты государственной пошлины законодатель, таким образом, сознательно отказывается от получения возмещения затрат на осуществление правосудия ставя выше этого какие-то иные цели.

Случаи освобождения от уплаты госпошлины в судах регламентированы в статье 541 Налогового кодекса РК. Давайте перечислим некоторые из них.

Итак, от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются:

  • истцы — по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью;
  • истцы — авторы, исполнители и организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе, — по искам, вытекающим из авторского права и смежных прав;
  • истцы — авторы объектов промышленной собственности — по искам, вытекающим из права на изобретение, полезные модели и промышленные образцы;
  • истцы — по искам о взыскании алиментов;
  • истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • истцы — по искам о возмещении материального ущерба, причиненного уголовным правонарушением;
  • физические и юридические лица, кроме лиц, не имеющих отношения к делу, — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;
  • истцы-участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства — по всем делам и документам;
  • истцы-оралманы — по всем делам и документам, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан;
  • физические и юридические лица — за подачу в суд заявлений:

об отмене определения суда о прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения;

об отсрочке или рассрочке исполнения решения;

об изменении способа и порядка исполнения решения;

об обеспечении исков или замене одного вида обеспечения другим;

о пересмотре решений, определений или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

о сложении или уменьшении штрафов, наложенных определениями суда;

о повороте исполнения решений суда о восстановлении пропущенных сроков;

об отмене заочного решения суда;

о помещении в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

на действия судебных исполнителей;

частных жалоб на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов;

других частных жалоб на определения суда;

жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;

об отмене заочного решения суда;

  • общественные объединения инвалидов и (или) созданные ими организации, в которых работают не менее 35 процентов инвалидов по потере слуха, речи, а также зрения, — при подаче исков в своих интересах;
  • страхователи и страховщики — по искам, возникающим из договоров обязательного страхования;
  • истцы и ответчики — по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным применением меры пресечения в виде заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;

Если же вы ни под одну из вышеперечисленных категорий не подпадаете, то для вас становится актуальным вопрос размера подлежащей уплате госпошлины.

В каком же размере нужно платить государственную пошлину?

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В Налоговом кодексе вопросам регулирования размера и порядка уплаты государственной пошлины посвящен параграф 1 главы 79. Статья 535 этого параграфа устанавливает размеры подлежащей уплате государственной пошлины.

Для начала оговоримся. При определении размера подлежащей уплате государственной пошлины законодатель применяет один из двух основных способов исчисления:

1) в процентах к размеру месячного расчетного показателя (МРП) действующего в соответствующем финансовом году;

2) в процентах от денежной оценки ваших исковых требований, то есть цены иска.

С первым принципом все просто, поскольку размер МРП ежегодно утверждается законом «О республиканском бюджете».

Со вторым принципом уже сложнее, поскольку определить цену иска навскидку не так-то просто. Поэтому теме цены (суммы) иска решено посвятить отдельную статью.

Какова же сумма государственной пошлины подлежащая уплате при обращении в суд согласно статье 535 Налогового кодекса РК.

1) с исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц — 1 процент от суммы иска;

для юридических лиц — 3 процента от суммы иска;

2) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, — 30 процентов от МРП;

3) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, — 500 процентов от МРП;

4) с заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок:

для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств — 0,1 процента от оспариваемой суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении;

для юридических лиц — 1 процент от оспариваемой суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении;

5) с исковых заявлений о расторжении брака — 30 процентов от МРП.

В случаях если дополнительно или отдельно заявляется требование о разделе имущества при расторжении брака пошлина, то пошлина уплачивается в размере 1 процента от суммы иска;

6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, — в размере 1 процента от суммы иска;

7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке — 50 процентов от МРП;

8) с заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением

жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права физических лиц,

жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц,

заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок, и заявлений о признании юридических лиц банкротами, о применении реабилитационной процедуры, о применении ускоренной реабилитационной процедуры –

50 процентов от МРП;

9) с заявлений об обжаловании решений третейского суда, ходатайств об отмене арбитражных решений – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

10) с заявлений о вынесении судебного приказа – 0,5 процента от суммы иска для физических лиц, и 1,5 процента от цены иска для юридических лиц;

11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов – 500 процентов от МРП;

12) с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 10 процентов от МРП за каждый документ, а также 3 процента от МРП за каждую изготовленную страницу;

13)с заявлений о признании юридических лиц банкротами, о применении реабилитационной процедуры, о применении ускоренной реабилитационной процедуры – 500 процентов от МРП.

14) с ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения, решения и постановления судов — 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера -от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

Читайте так же:  Образец заявления о внесении сведений в реестр заключений экспертизы

15) с исковых заявлений физических лиц о взыскании компенсации морального вреда в денежном выражении, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, — 1 процент от суммы иска;

16) с исковых заявлений юридических лиц о взыскании убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, — 3 процента от суммы иска.

Если же в вашем исковом заявлении, содержатся одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то государственную пошлину придется уплатить одновременно, как за требование имущественного характера, так и за требование неимущественного характера.

При уплате государственной пошлины нужно иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 547 Налогового кодекса государственная пошлина зачисляется по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами. Это означает, что в платежном документе нужно в качестве бенефициара (получателя) платежа указывать Управление государственных доходов (бывшее Налоговое управление) того района или города, в котором находится суд, в который вы планируете обращаться с исковым заявлением. Так, если вы обращаетесь с иском в Ауэзовский районный суд по гражданским делам города Алматы, а в платежном документе в качестве бенефициара укажете Управление государственных доходов Бостандыкского района и такую квитанцию приложите к исковому заявлению, то это заявление будет судом возвращено.

Таков «информационный минимум» о государственной пошлине, которым нужно обладать, обращаясь в суд.

На практике, вопрос исчисления государственной пошлины и освобождения от её уплаты зачастую вызывает сложности в силу разной трактовки вышеприведённых норм судьями и лицами обращающимися в суд. Поэтому, перед обращением в суд, перед уплатой госпошлины обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Государственная пошлина в суд

Реквизиты для оплаты государственной пошлины у всех судов одинаковые, изменяется только БИН

БИК KKMFKZ2A

КНП 911

ИИК KZ 24070105KSN0000000

КБК 108126

Банк бенефициара: ГУ Комитет Казначейства г.Астаны

Налоговый комитет по БОСТАНДЫКСКОМУ району г.Алматы БИН 910740000044 (Ювенальный суд)

Налоговый комитет по АУЭЗОВСКОМУ району г. Алматы БИН 910740000113

Налоговый комитет по АЛМАЛИНСКОМУ району г. Алматы БИН 910740000153 (СМЭС)

Налоговы й комитет по ЖЕТЫСУСКОМУ району г. Алматы БИН 910740000143

Налоговый комитет по МЕДЕУСКОМУ району г. Алмат БИН 910740000123

Налоговый комитет по ТУРКСИБСКОМУ району г. Алматы БИН 910740000133

Алматинская область

БИН бенефициара Наименование бенефициара

БИН 900340000048 Налоговый Департамент по Алматинской области

БИН 020740001571 Налоговое Управление по Балхашскому району

БИН 920140000232 Налоговое Управление по Жамбылскому району

БИН 020740001600 Налоговое Управление по Илийскому району

БИН 900340000058 Налоговое Управление по Карасайскому району

БИН 020740001620 Налоговое Управление по Райымбекскому району

БИН 900540000065 Налоговое Управление по Талгарскому району

БИН 950140000624 Налоговое Управление по Уйгурскому району

БИН 020740001757 Налоговое Управление по Енбекшиказахскому району

БИН 940340000273 Налоговое Управление по г.Капчагай

БИН 990640001251 Налоговое Управление по Аксускому району

БИН 000340001800 Налоговое Управление по Алакольскому району

БИН 020740001551 Налоговое Управление по Каратальскому району

БИН 020740001452 Налоговое Управление по Кербулакскому району

БИН 080740008619 Налоговое Управление по Коксускому району

БИН 990840001338 Налоговое Управление по Панфиловскому району

БИН 991140001791 Налоговое Управление по Саркандскому району

БИН 020740001581 Налоговое Управление по Ескельдинскому району

БИН 090440000545 Налоговое Управление по г. Талдыкорган

БИН 020740001630 Налоговое Управление по г.Текели

В соответствии со статьей 535 Налогового кодекса Республики Казахстан госпошлина уплачивается истцом (Заявителем) при подаче искового заявления в суд.

Расчет производится от минимального расчетного показателя (МРП).

На 2019 год 1 МРП (100%) составляет 2525 тенге :

30% — 757 тенге (расторжение брака)

Статья 610. Ставки государственной пошлины в судах

1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:

1) если иное не установлено настоящим пунктом, с исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц — 1 процент от суммы иска;

для юридических лиц — 3 процента от суммы иска;

2) с жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, — 0,3 МРП;

3) с жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, — 5 МРП;

Действие абзаца первого приостановлено до 1 января 2019 года, в период приостановления данный абзац действует в редакции статьи 45 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI (см. будущую редакцию)

4) с заявлений об оспаривании уведомлений по актам проверок:

для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств — 0,1 процента от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500 МРП;

для юридических лиц — 1 процент от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 тысяч МРП;

5) с исковых заявлений о расторжении брака — 0,3 МРП.

В случаях раздела имущества при расторжении брака пошлина определяется от цены иска согласно подпункту 1) настоящего пункта;

6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, — согласно подпункту 1) настоящего пункта;

7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке, — 0,5 МРП;

8) с заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 13) настоящего пункта, — 0,5 МРП;

9) с ходатайств об отмене решений арбитража — 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера — 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

10) с заявлений о вынесении судебного приказа — 50 процентов от ставок государственной пошлины, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов — 5 МРП;

12) с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 0,1 МРП за каждый документ, а также 0,03 МРП за каждую изготовленную страницу;

13) с заявлений о признании юридических лиц банкротами, применении реабилитационной процедуры, применении ускоренной реабилитационной процедуры — 0,5 МРП;

14) с исковых заявлений физических лиц о взыскании в денежном выражении компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, — 1 процент от суммы иска;

15) с исковых заявлений юридических лиц о взыскании убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, — 3 процента от суммы иска.

2. С ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения по вопросам отмены решений арбитража и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, решения и постановления судов по спорам неимущественного и имущественного характера государственная пошлина взимается в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины, установленной в пункте 1 настоящей статьи при подаче искового заявления (заявления) по таким спорам.

3. За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Уплата госпошлины при обращении в суд (законодательство и практика) (Тимур Данабаев, автор юридического блога @KazYurist на Facebook)

Статьей 35 Конституции Республики Казахстан определено, что «уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого». Госпошлина, уплачиваемая при обращении с заявлениями и жалобами в суд, является одним из таких обязательных платежей и, на первый взгляд, порядок уплаты такой госпошлины представляется не сложным. Тем не менее, в практике встречаются случаи неправильной уплаты госпошлины, а регулирующие законодательные акты нуждаются в доработке. Рассмотрим некоторые из них:

1) руководствуясь общим правилом о распределении судебных расходов между сторонами, установленным статьей 109 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — «ГПК РК»), в тех случаях когда суд вынес решение в пользу истца, не освобожденного от уплаты госпошлины, но по каким-либо причинам не оплатившего госпошлину к моменту вынесения решения, обязанность по уплате госпошлины в бюджет нередко возлагается судами на проигравшего ответчика. Считаю такую практику не соответствующей действующему законодательству, поскольку статьей 533 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (далее — «Налоговый кодекс») установлено, что плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов в уполномоченные государственные органы или к должностным лицам, а подпунктом 1 пункта 2 статьи 547 Налогового кодекса определено, что по делам, рассматриваемым судами, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), за исключением дел, предусмотренных частью третьей статьи 106 ГПК РК. Поэтому в случае вынесения решения в пользу истца, не освобожденного в установленном порядке от уплаты госпошлины, но не уплатившего ее к моменту вынесения решения, обязанность по уплате госпошлины должна возлагаться судами не на ответчика, а на истца, который в последующем — надлежащим образом уплатив госпошлину — вправе взыскать сумму таких расходов с ответчика в качестве издержек, связанных с производством по делу согласно части первой статьи 109 ГПК РК.

Читайте так же:  В арбитражный суд поступило исковое заявление с требованием о признании

2) в части третьей статьи 106 ГПК РК установлено: «С уд по искам о защите прав потребителей, поданным гражданином, производит отсрочку от уплаты государственной пошлины до принятия соответствующего решения, о чем выносится определение». В то же время в статье 103 ГПК РК указано, что порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом. Однако в последнем не имеется нормы о предоставлении судам права предоставлять гражданам отсрочку от уплаты госпошлины по искам о защите прав потребителей. В связи с этим приобретает актуальность вопрос гармонизации налогового и гражданского процессуального законодательств РК путем внесения соответствующих дополнений (о предоставлении судам права предоставлять гражданам отсрочку в уплате госпошлины до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей) в главу 79 «Государственная пошлина» Налогового кодекса.

3) аналогичная проблема связана с частью первой статьи 117 ГПК РК (« Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, а также издержки, связанные с производством по делу, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства полностью или пропорционально удовлетворенной части иска») — Налоговый кодекс, следует признать, не содержит подобной нормы. В связи с этим и принимая во внимание, что согласно статье 103 ГПК РК порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом, считаю обоснованным и необходимым включение в Налоговый кодекс нормы, аналогичной по содержанию части первой статьи 117 ГПК РК (о признании ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, плательщиком госпошлины по делам, рассмотренным судом в пользу истца, освобожденного от уплаты госпошлины, полностью или пропорционально удовлетворенной части иска).

4 ) в части третьей статьи 106 ГПК РК указано: « … При принятии решения суд присуждает расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, стороне, не в пользу которой вынесено решение» . Однако, как я уже неоднократно упоминал ранее, в статье 103 ГПК РК определено, что порядок уплаты госпошлины определяется Налоговым кодексом, а указанный кодекс, в свою очередь, не содержит норм, наделяющих суды правом определять плательщика госпошлины в зависимости от результата рассмотрения спора — надлежащим плательщиком госпошлины согласно Налоговому кодексу является лицо, обращающееся в суд по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов, не освобожденное Налоговым кодексом от уплаты госпошлины, а сумма госпошлины должна быть уплачена таким лицом до подачи соответствующего заявления (жалобы), за исключением дел, предусмотренных частью третьей статьи 106 ГПК РК (когда суд предоставляет отсрочку от уплаты госпошлины гражданам до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей).

5) также в судебной практике возможны ситуации, когда на стадии рассмотрения дела судом будет установлен факт неполной уплаты истцом госпошлины. Следует признать, что ГПК РК не содержит нормы, регулирующей такую ситуацию, не наделяет суд правом обязать истца устранить такое нарушение и не предоставляет право суду оставить иск без рассмотрения в случае осознанного неустранения истцом такого нарушения. Поэтому по сложившейся практике разбирательство дела в указанной ситуации будет продолжено судом в обычном порядке, а вопрос доплаты госпошлины может найти свое отражение в судебном акте, которым суд разрешает дело по существу спора. Поэтому для эффективного и адекватного правового регулирования таких ситуаций в деятельности судов — когда истец, не освобожденный в установленном порядке от уплаты госпошлины и которому судом не была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины, уклоняется от добровольной доплаты госпошлины в определенный судом срок — считаю логичным и оправданным дополнение статьи 279 ГПК РК следующим основанием оставления искового заявления без рассмотрения: «истец не устранил в установленный судом срок нарушение порядка уплаты государственной пошлины». Иначе, во-первых, суд не будет иметь законных оснований для своевременного и эффективного реагирования на недобросовестное поведение истца, уклоняющегося от устранения допущенного им нарушения порядка уплаты госпошлины; во-вторых, истец получит возможность воспользоваться судебной защитой своих прав, нарушая при этом нормы Конституции РК, налогового и гражданского процессуального законодательств, регулирующих порядок уплаты госпошлины при подаче иска в суд.

В заключение приведу несколько выводов, резюмирующих вышеизложенное:

— действующим налоговым и гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан определено, что плательщиками госпошлины являются истцы, не освобожденные от ее уплаты, в т.ч. граждане, выступающие истцами по искам о защите прав потребителей, которым судами предоставлена отсрочка в уплате госпошлины.

— рассмотрение дела в пользу истца, не освобожденного от уплаты госпошлины и не оплатившего госпошлину в установленном порядке, не является основанием, позволяющим суду возлагать обязанность по уплате госпошлины в бюджет полностью или пропорционально удовлетворенной части иска на проигравшего ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.

— обязанность по уплате госпошлины в бюджет (полностью или пропорционально удовлетворенной части иска) может быть возложена судами на ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, только по делам, рассмотренных судами в пользу истцов, освобожденных от уплаты госпошлины.

— следует провести четкую грань между госпошлиной (порядок уплаты которой регулируется налоговым законодательством) и судебными издержками (распределение которых между сторонами производится судом в зависимости от результатов рассмотрения дела), учитывая особенности их правового регулирования. С той же целью расходы истца по уплате госпошлины в бюджет следовало бы добавить в перечень издержек, связанных с производством по делу, предусмотренный статьей 108 ГПК РК, как самостоятельный вид судебных издержек.

— в целях гармонизации налогового и гражданского процессуального законодательств главу 79 Налогового кодекса следует дополнить правовыми нормами, аналогичными по содержанию части третьей статьи 106 ГПК РК (о предоставлении судами гражданам отсрочки от уплаты госпошлины до принятия соответствующего решения по искам о защите прав потребителей) и части первой статьи 117 ГПК РК (о признании плательщиками госпошлины ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, по делам, рассмотренным судами полностью или частично в пользу истцов, освобожденных от уплаты госпошлины).

автор юридического блога @KazYurist на Facebook

Государственная пошлина

СТАВКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В СУДАХ

1 МРП /месячный расчетный показатель/ — 2405 тенге

О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК.

В соответствии со статьей 610 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» ставки госпошлины в судах:

1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:

1) если иное не установлено настоящим пунктом, с исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц – 1 процент от суммы иска;

для юридических лиц – 3 процента от суммы иска;

2) с жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, – 0,3 МРП;

3) с жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, – 5 МРП;

Примечание РЦПИ!
Данная редакция абзаца первого подпункта 4) действует до 01.01.2019 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI (приостановленную редакцию см. архивную версию от 25.12.2017 Налогового кодекса РК).

4) с заявлений об оспаривании уведомлений по актам проверок:

для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств – 0,1 процента от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500 МРП;

для юридических лиц – 1 процент от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 тысяч МРП;

5) с исковых заявлений о расторжении брака – 0,3 МРП.

В случаях раздела имущества при расторжении брака пошлина определяется от цены иска согласно подпункту 1) настоящего пункта;

6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, – согласно подпункту 1) настоящего пункта;

7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке, – 0,5 МРП;

8) с заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 13) настоящего пункта, – 0,5 МРП;

9) с ходатайств об отмене решений арбитража – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;

Читайте так же:  Трудовой договор на продавца-консультанта

10) с заявлений о вынесении судебного приказа – 50 процентов от ставок государственной пошлины, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов – 5 МРП;

12) с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, – 0,1 МРП за каждый документ, а также 0,03 МРП за каждую изготовленную страницу;

13) с заявлений о признании юридических лиц банкротами, применении реабилитационной процедуры, применении ускоренной реабилитационной процедуры – 0,5 МРП;

14) с исковых заявлений физических лиц о взыскании в денежном выражении компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, – 1 процент от суммы иска;

15) с исковых заявлений юридических лиц о взыскании убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию, – 3 процента от суммы иска.

2. С ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения по вопросам отмены решений арбитража и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, решения и постановления судов по спорам неимущественного и имущественного характера государственная пошлина взимается в размере 50 процентов от соответствующей ставки государственной пошлины, установленной в пункте 1 настоящей статьи при подаче искового заявления (заявления) по таким спорам.

3. За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Статья 616. Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах

От уплаты государственной пошлины в судах освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью;

2) истцы – авторы, исполнители и организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе, – по искам, вытекающим из авторского права и смежных прав;

3) истцы – авторы объектов промышленной собственности – по искам, вытекающим из права на изобретение, полезные модели и промышленные образцы;

4) истцы – по искам о взыскании алиментов;

5) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

6) истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного уголовным правонарушением;

7) физические и юридические лица, кроме лиц, не имеющих отношения к делу, – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;

8) истцы – по искам о взыскании в доход государства средств в счет возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства Республики Казахстан;

9) заявители – по заявлениям о нарушениях избирательных прав граждан и общественных объединений, прав граждан и общественных объединений участвовать в республиканском референдуме;

10) профессиональные школы и профессиональные лицеи, обеспечивающие подготовку работников квалифицированного труда и рабочих кадров повышенного уровня квалификации, – по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения или исключенных из них;

11) физические и юридические лица, обратившиеся в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или государства;

12) поверенный (агент), обратившийся в суд с иском по возврату бюджетных кредитов, а также государственных и гарантированных государством займов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

13) истцы – участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида – по всем делам и документам;

14) истцы-оралманы – по всем делам и документам, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан;

15) физические и юридические лица – за подачу в суд заявлений:

об отмене определения суда о прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения;

об отсрочке или рассрочке исполнения решения;

об изменении способа и порядка исполнения решения;

об обеспечении исков или замене одного вида обеспечения другим;

о пересмотре решений, определений или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

о сложении или уменьшении штрафов, наложенных определениями суда;

о повороте исполнения решений суда о восстановлении пропущенных сроков;

об отмене заочного решения суда;

о помещении в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

на действия судебных исполнителей;

частных жалоб на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов;

других частных жалоб на определения суда;

жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;

16) органы прокуратуры – по всем искам;

17) государственные учреждения и государственные учебные заведения среднего образования – при предъявлении исков и обжаловании решений судов, за исключением случаев защиты интересов третьих лиц;

18) общественные объединения инвалидов и (или) созданные ими организации, в которых работают не менее 35 процентов инвалидов по потере слуха, речи, а также зрения, – при подаче исков в своих интересах;

19) страхователи и страховщики – по искам, возникающим из договоров обязательного страхования;

20) истцы и ответчики – по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным применением меры пресечения в виде заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;

21) Национальный Банк Республики Казахстан, его филиалы, представительства и ведомства – при подаче исков по вопросам, входящим в их компетенцию;

22) ликвидационные комиссии принудительно ликвидируемых финансовых организаций – по искам, заявлениям, жалобам, поданным в интересах ликвидационного производства;

23) временные администрации принудительно ликвидируемых финансовых организаций – по искам, заявлениям, жалобам, поданным в интересах временной администрации;

24) банки, уполномоченные в соответствии с законом Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики, – при подаче исков:

о взыскании задолженности по кредитам, выданным на возвратной основе за счет бюджетных средств;

об обращении взыскания на имущество;

о банкротстве должников в связи с неисполнением ими обязательств по внешним государственным и гарантированным государством займам, а также займам, выданным за счет бюджетных средств;

25) представители держателей облигаций – при подаче исков от имени держателей облигаций по вопросам неисполнения эмитентами обязательств, установленных проспектом выпуска облигаций;

26) банкротные и реабилитационные управляющие – при подаче исков в интересах процедуры банкротства, реабилитационной процедуры в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве;

27) органы внутренних дел – при подаче заявлений по вопросам, связанным с выдворением иностранцев и лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан;

28) истцы (заявители) – по искам (заявлениям) о защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе в интересах неопределенного круга лиц, по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 29) действует до 01.01.2027 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI.

29) организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, единственным акционером которой является Правительство Республики Казахстан, – при предъявлении исков и обжаловании решений судов.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах также при обжаловании судебных актов.