Получить лицензия для управляющей компании жкх в 2019 году

Рубрики Статьи

Содержание:

Где посмотреть список управляющих компаний, получивших лицензию на свою деятельность?

Сентябрь 2014 года ознаменовался одним ярким событием. Управляющие компании в сфере ЖКХ начали получать лицензии. При этом срок приёма лицензий ограничен 1 мая 2015 года.

Компании не успевшие позаботиться о получении лицензии до этого срока теряют право осуществлять управление над домами с большим количеством жильцов.

Что нужно для того, чтобы получить лицензию?

Выдачей лицензий занимается орган государственного жилищного надзора (Госжилнадзор). Все лицензии действительны только в регионе своей выдачи и не имеют срока своего окончания.

Организация ЖКХ обязана соответствовать определенным требованиям:

  • иметь помещение, в котором отсутствуют жильцы и которое соответствует определённым стандартам;
  • иметь в наличии оборудование для ремонта жилья, приобретённого официальным способом;
  • иметь команду работников, которые способны заниматься ремонтом в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • руководители предприятия должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие требованиям, предъявляемым к работе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • в организации должен осуществляться контроль за сохранением персональной информации о жильцах управляемого дома.

Прохождение квалификационного экзамена

Согласно Постановлению, вначале необходимо выдержать квалификационный экзамен ЖКХ.

Для этого назначается соответствующая комиссия. Компании, занимающиеся управлением ЖКК, будут получать лицензию от органов государственного жилищного надзора, поэтому в комиссии должны присутствовать представители различных организаций. К ним можно отнести саморегулируемые организации, различные общественные объединения, организации не являющиеся коммерческими.

На данном этапе постановление нуждается в некоторой доработке, согласно которому нужно прописать из каких именно членов должна состоять комиссия. Но сомнения нет в том, что ими должны быть члены крупнейших саморегулируемых компаний.

Благодаря подобной мере должны свестись к минимуму риску, связанные с коррупцией и выдачей лицензий недобросовестным компаниям.

Когда состав лицензионной комиссии утверждён, то проводится специальный экзамен, согласно результатам, которого решается вопрос о выдаче лицензионного разрешения компании.

Экзамен включает в себя 200 вопросов и сдаётся он как всеми специалистами организации по управлению ЖКХ, так и ее руководителем в индивидуальном порядке.

Реестр управляющих компаний

Существует список организаций, которые имеют право на управление многоквартирными домами. В реестр управляющих компаний , получивших лицензию, попадают те организации в сфере ЖКХ, которые прошли все проверки.

В сети Интернет существуют списки таких компаний, которые индивидуальны для каждого региона России.

Пользователь может обратиться к подобным реестрам и узнать какие именно компании работают в его регионе. Таким образом, достигается максимальное сотрудничество между жильцами и управляющими компаниями ЖКХ.

К примеру, список основных управляющих компаний в сфере ЖКХ Москвы выглядит так:

  • ГУП «ЭВАЖД»;
  • ОАО «ДЕЗ района Южное Бутово»;
  • ГБУ «Жилищник района Хорошево-Мневники»;
  • ООО «ДС Эксплуатация»;
  • ГУП «ДЕЗ района «Марьино».

Как проверить, получила ли компания лицензию?

В сфере ЖКХ, как и в любой другой, существует большое количество мошенников.

Перед тем как заключать договор с управляющей компанией в сфере ЖКХ, следует проверить, имеет ли она лицензию.

Существует сайт Инспекции государственного жилищного надзора. На нем есть специальный раздел под названием «Лицензирование», в котором находится подраздел «Реестры».

В списках таблиц, представленных в данном файле можно найти такие наименования:

  • ИНН лицензируемой организации;
  • тип лицензиата (индивидуальное предприятие или юридическое лицо);
  • полное и краткое наименование организации, которое представляет юридическое или физическое лицо;
  • форма организации (ООО, ЗАО, муниципальное учреждение и т.д.);
  • адрес, в котором находится организация;
  • фамилия, имя и отчество исполнительного органа лицензиата;
  • информация о квалификационном аттестате (дата выдачи и окончания, основание для погашения срока действия квалификационного аттестата).

Кроме вышеуказанных наименований столбцов, список с реестрами содержит такую информацию, как наименование региона России, в котором была выдана лицензия, и другую дополнительную информацию по лицензии (например, дату, когда организация была внесена в список имеющих лицензию).

Что делать, если ваша УК вовремя не получила лицензию?

Требования к управляющей компании достаточно простые:

  • начальство ЖКХ не должно иметь судимостей;
  • компания не должна находиться в списке отстранённых от управления;
  • компания должна соблюдать требования о неразглашении информации.

К сожалению, даже таким щадящим требованиям не соответствуют многие организации. Поэтому вступившие изменения в законе привели к тому, что не все управляющие компании смогли получить лицензию на свою деятельность и теперь не могут оказывать свои услуги жильцам многоквартирных домов.

В таких случаях составляется специальный список, в который заносятся перечень всех управляющих компаний, не получивших лицензию.

После этого администрация в течение трёх дней должна разослать жильцам уведомление о том, что их управляющая компания не прошла проверку.

Выбор другой компании является делом жильцов. В течение двух недель должно быть проведено собрание, где будет решаться, какой компании передать управление домом. В случае, когда вопрос не был решён на собрании, выбор делают органы местного самоуправления.

Управляющая компания, не получившая лицензию, должна будет передать новой, приступающей к работе, соответствующие документы по дому.

Видео: Как лицензирование УК скажется на рядовых жителях?

В видеосюжете даются ответы на вопросы, касающиеся процедуры лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, как будет развиваться ситуация, если компания, управляющая многоквартирным домом, не пройдет лицензирование в установленный срок, как на практике будет решаться вопрос о передачи дома в ведение другой организации.

Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами. Что изменится в работе 21 тысячи управляющих организаций, задействованных на рынке жилищных услуг? Что нового в правилах управления домами? Как изменятся тарифы на ЖКХ? С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

На совещании в правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о новациях в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с принятием постановления правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331. Документом прописаны новые правила, совершенствующие работу управляющих компаний.

Главное, что теперь управляющие компании станут доступнее. Причем доступнее в буквальном смысле. Ситуация, когда вы живёте в одной части города, а офис УК вашего дома располагается в другой – так что приходится ехать долго, а то и с пересадками – в скором времени будет невозможна.

Так, специальным правительственным актом устанавливается требование к наличию представительства управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые ею управляются. Пешая доступность, по новым правилам, – это когда в течение часа пешком можно дойти до представительства УК.

По отдельному поручению премьер-министра Дмитрия Медведева установлено, что информация о тарифах должна содержать не только сведения о стоимости услуг соответствующей управляющей компании, но и о стоимости услуг других управляющих компаний в муниципалитете.

Так что теперь жильцам должна быть предоставлена возможность сравнить цены на услуги управления многоквартирными домами.

Новым правительственным постановлением устанавливаются дополнительные требования к деятельности управляющих компаний, прежде всего, связанные с работой аварийно-диспетчерских служб УК.

По словам Дмитрия Козака, такого регулирования раньше не было, точнее, было очень давно – во времена Советского Союза.

Итак, в связи с нововведениями порядок работы аварийных служб будет строго регламентирован вплоть до обязанности по реагированию на звонки граждан. Так, отныне определено время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.

Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Кроме того, регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров – в течение двух часов с момента регистрации заявки.

А на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем теперь отводится не более трёх суток.

Каждый сотрудник службы ЖКХ должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).

Предусматривается и серьезное наказание за неисполнение вышеназванных требований. Как подчеркивалось на специальном совещании в правительстве РФ, установлена ответственность УК вплоть до отзыва лицензии.

Какие нормативные акты по ЖКХ вступили в силу весной этого года

С 1 марта 2019 года вступили в силу Изменения в ПП РФ от 15.05.2013 № 416

Теперь более детально регламентирован порядок раскрытия и размещения информации управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, а также перечень информации, обязательной для раскрытия. Уточнены сроки, порядок подачи, приема, регистрации и ответа на обращения и запросы собственников.

В начале апреля 2018 года были официально опубликованы несколько нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормы жилищного законодательства. Приводим краткий обзор наиболее важных изменений.

С 3 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации»

Новый закон предоставляет возможность заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Установлен перечень оснований для заключения прямых договоров. Например, инициатором заключения прямых договоров могут выступить как собственники помещений, принявшие соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, так и ресурсоснабжающая организация.

Установлен порядок извещения ресурсоснабжающей организации о решении собрания собственников, а также права и обязанности ресурсоснабжающей организации относительно заключения или незаключения прямого договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Так, ресурсоснабжающая организация получила возможность одностороннего отказа от договора с управляющей компанией при наличии предусмотренных законом основания для такого отказа, указаны последствия такого отказа (в виде обязанности уведомлений определенного круга лиц об отказе от договора, заключении договора с собственниками помещений).

Определен порядок действия с задолженностью управляющей организации в случае заключения прямого договора между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Постановлением более подробно урегулировано действие льготных тарифов, которое осуществляется в соответствии со ст. 24.9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей срок устранения недостатков

При установлении льготных тарифов для потребителей или их категорий, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

Льготные тарифы, лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются при нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также установлена обязанность для органа регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации опубликовать перечень потребителей или их категорий (за исключением физических лиц), имеющих право на льготные тарифы на своем официальном сайте, в случае его отсутствия — на сайте, определяемом субъектом Российской Федерации).

С 11 апреля 2018 года вступают в силу поправки ПП РФ от 27.03.2018 № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…»

Постановлением внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.

Признаются утратившими силу ряд положений Стандарта раскрытия информации, утвержденного ПП РФ от 23.09.2010 № 731 и изменения в ПП РФ от 13.08.2006 № 491.

Уточняется, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные, подробно раскрыто содержание и периодичность проведения каждого вида осмотра. Выявленные неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Установлены новые требования к собственникам жилых помещений и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив по определению размера платы за содержание жилого помещения. Так, на управляющую организацию возлагается обязанность не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания собственников представить предложение о размере платы за содержание. Установлены также требования к такому предложению.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу в ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Документом устанавливаются обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу также и изменения в ПП РФ от 03.04.2013 № 290

Теперь предусматривается возможность исполнения обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме.

Вы занимаетесь предпринимательской деятельностью в сфере управления многоквартирными домами? Тогда наша информация о лицензировании управляющей компании ЖКХ, для Вас.

С 01 сентября 2014 года по 01 мая 2015 года государством запланировано лицензирование коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ОКВЭД 70.32).

Лицензирование управляющей компании в сфере ЖКХ предполагает несколько этапов:

предварительная подготовка документов юридического лица или индивидуального предпринимателя для первичного обращения в орган жилищного надзора;

аттестация должностного лица (должностных лиц) соискателя лицензии посредством проведения квалификационного экзамена;

представление полного пакета документов в лицензионную комиссию;

рассмотрение предоставленного пакета документов, проверка на соответствие юридического лица (индивидуального предпринимателя) лицензионным требованиям;

получение лицензии или отказа в выдаче лицензии.

Лицензию управляющей компании можно получить самостоятельно, взяв на себя все риски и изучив нормативную и практическую сторону данного вопроса или воспользоваться услугами нашей компании.

Наша компания предлагает следующие услуги по лицензированию сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

  • проводим первичную консультацию по вопросам лицензирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);
  • осуществление обследования и выявления соответствия (несоответствия) Вашей управляющей компании лицензионным требованиям;
  • выдача рекомендации по вопросам соответствия критериям лицензирования вашей управляющей компании сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);
  • подготовка пакета документов на получение лицензии в органе занимающимся лицензированием управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);
  • дальнейшие консультации и сопровождение аттестации уполномоченного должностного лица соискателя лицензии;
  • подготовка иных документов, необходимых для получения лицензии в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Внимание управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)!

Какие предусмотрены штрафные санкции за неполучение в установленный срок лицензии в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

Несвоевременное обращение за получением лицензии с предоставлением полного пакета документов (до 01 апреля 2014) влечёт принудительное выставление многоквартирных домов на открытый конкурс.

Также учитывайте, что после 01 мая 2015 года деятельность без лицензии наказывается серьёзными штрафами и (или) дисквалификацией должностного лица сроком на 3 года.

Независимо от способа получения лицензии в сфере ЖКХ (самостоятельно или с помощью наших специалистов, настоятельно рекомендуем Вам не откладывать вопросы лицензирования деятельности в сфере ЖКХ в «долгий ящик», так как компаний осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ОКВЭД 70.32) в Челябинске и Челябинской области более 200, при этом сбор документов и прохождение аттестации уполномоченного должностного лица соискателя лицензии займет минимум 1-2 месяца и в срок до 01 апреля 2014 года можно не успеть, так как количество мест для соискателей в помещении где будет находиться комиссия будет ограничено количеством компьютеров, а так же рабочим временем комиссии.

Стоимость услуги лицензирование управляющей компании ЖКХ:

50000 руб., тариф актуален до 01.11.2014 года.

В случае необходимости управляющей компании могут быть оказаны дополнительные услуги:

создание сайта и наполнение обязательной информацией о своей деятельности — от 5000 руб.;

аренда оборудования и транспортных средств — расчитывется индивидуально.

техническая проверка состояния и соблюдения стандартов содержания многоквартирного дома специалистом — индивидуально, но не менее 5000 руб. за дом.

разработка необходимой юридической документации (внутренних нормативных актов) — от 5000 руб. за дом.

актуализация технической документации — от 5000 руб. за дом.

Услуги оказывают специалисты: инженеры с опытом работы в строительстве, ЖКХ; юристы в области жилищного законодательства.

Рассказываем об изменениях в сфере ЖКХ в 2018 году 8126

Центр защиты прав граждан подготовил для вас информацию по самым значимым изменениям в сфере ЖКХ, которые вступили в силу с 11 января 2018 года.

РАСШИРЕНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ, ИЛИ КТО ТЕПЕРЬ В ДОМЕ ХОЗЯИН

БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ ДЕЛЕГИРОВАЛИ ЖИТЕЛЯМ

Без решения общего собрания собственников дома ЖЭК больше не посадит рябины вместо яблонь. И не спишет внушительную сумму денег, к примеру, на строительство мраморного фонтана во дворе вместо детской игровой площадки. Даже цвет и модификацию мусорных урн у подъездов дома могут утвердить и «осметить» только сами жители.

! В ведение общего собрания собственников перешло принятие следующих решений:

– о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

– о размещении объектов благоустройства;

– об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства.

ПЕРЕВЫБОРЫ СОВЕТА ДОМА НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ

Совет дома – самый эффективный посредник между жителями и управляющей компанией. К активному Совету МКД прислушивается Госжилинспекция. Его как огня боятся недобросовестные коммунальщики. Согласно закону, один раз в 2 года Совет многоквартирного дома положено переизбирать.

Общеизвестно, что организовать общее собрание собственников – дело хлопотное. Если жителей не устраивает Совет МКД, тогда, конечно, придется инициировать собрание и переизбрать Совет. А если Совет за управляющей компанией присматривает, добивается экономии по ресурсам, гоняет рекламщиков и провайдеров, в общем, деятельный Совет. Зачем такой переизбирать? Пусть работает дальше! Чтобы избежать волокиты, Жилищный кодекс позволил жителям продлевать полномочия Совета МКД на новый срок автоматически.

! Согласно поправкам в ст. 161.1 ЖК РФ, Совет дома теперь переизбирать не обязательно. Если жильцов все устраивает, полномочия старого Совета автоматически продлеваются на новый срок.

УСТАНОВИТЬ ПАНДУС ДЛЯ ИНВАЛИДА БЕЗ СОГЛАСИЯ ЖИТЕЛЕЙ

Проблема установки в доме оборудования, предназначенного для инвалидов-колясочников, – головная боль маломобильных граждан. К сожалению, дома старой постройки не предусматривают возможности для свободного передвижения колясочников.

Однако, согласно федеральной программе «Доступная среда», муниципалитеты и управляющие домом организации обязаны обеспечить безбарьерную среду для проживающих в доме инвалидов.

Раньше для оборудования лестниц и крыльца пандусом или подъемником требовалось разрешение общего собрания собственников. Если собрание по какой-то причине не провели, инвалид оставался заложником в собственной квартире.

Благодаря поправкам в закон, приспособление общего имущества дома для беспрепятственного доступа инвалидов не требует больше согласования со всеми собственниками. Решение собрания необходимо лишь в случае, если при заказе и установке оборудования используются деньги всех жителей.

! Согласно 462-ФЗ, внесены изменения в статью 36 ЖК РФ (п.4.1). Для установки соответствующего оборудования общее собрание собственников жилья не проводится.

Исключением являются случаи, когда установка оборудования осуществляется с привлечением денежных средств собственников.

НОВОСЕЛАМ ДАЛИ ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ

Законодатели учли мнение жителей, которые стали новоселами, но еще не получили на руки документов о праве на собственность.

Речь идет о распространенной практике, когда застройщик вроде бы дом сдал, жильцы приняли квартиры и получили ключи, но процесс оформления документов о праве на собственность затягивается на долгие месяцы. Вроде бы ты уже житель дома и право имеешь на участие в его судьбе, а формально к голосованию не допущен. Чтобы исправить этот казус, ЖК РФ поправили. Теперь такие новоселы могут участвовать в собрании собственников, даже не имея документов о регистрации права.

Обратите внимание, такая возможность действительна в течение только одного года со дня ввода дома в эксплуатацию. Предполагается, что этого срока достаточно, чтобы оформить имущественное право.

! Лица, принявшие квартиру от застройщика, после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию вправе принимать участие в общих собраниях собственников и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников (ст. 44 часть 1.1 ЖК РФ).

УЗНАТЬ СОСЕДЕЙ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты, необходимые для проведения общего собрания.

Получить такой реестр может любой собственник, который решил инициировать общее собрание в доме. Для получения реестра достаточно обратиться в управляющую организацию с письменным запросом.

УК (ТСЖ, ЖСК) обязана в течение пяти дней с момента получения запроса предоставить инициатору всю информацию о собственниках. При этом спрашивать согласия собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, не требуется.

! Статья 45 ч. 3.1 ЖК РФ уточняет: реестр собственников содержит фамилию, имя, отчество собственника помещения в многоквартирном доме; полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; номер квартиры; сведения о размерах принадлежащей доли в праве общей собственности на общее имущество.

Согласие на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания от собственников не требуется.

ОРИГИНАЛ ПРОТОКОЛА СОБРАНИЯ ХРАНИТСЯ В ГЖИ

Несмотря на введение уголовной ответственности за фальсификацию протоколов общего собрания жильцов, недобросовестные управляющие компании продолжают жульничать с протоколами. На «липовых» собраниях люди якобы голосуют за оплату сверхнормативных расходов ресурсов и соглашаются с повышением ставки на содержание жилья.

Когда жители начинают возмущаться и требовать протокол собрания, ЖЭК ссылается на закон о защите персональных данных. Или вовсе оригинал протокола вдруг пропадает.

Чтобы избежать махинаций и досадных недоразумений, отныне оригинал протокола общего собрания собственников МКД передается в Госжилинспекцию.

! Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК не копии решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они в свою очередь обязаны передать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЖЭКА, ИЛИ КАК НАЙТИ УПРАВУ НА НЕРАДИВЫХ КОММУНАЛЬЩИКОВ

ЗА ОШИБКИ В КВИТАНЦИИ ЖЭК ЗАПЛАТИТ ШТРАФ

Вы получили коммунальную квитанцию и обнаружили, что жилищные услуги внезапно подорожали. Никакой разъяснительной информации от ЖЭКа нет. Общего собрания собственников по изменению ставки на содержание и текущий ремонт дома не было.

Читайте так же:  Налог ру госрегистрации

Вы пишите претензию в УК, а вам отвечают – техническая ошибка. Или «индексация на инфляцию». Или вообще игнорируют обращение.

Теперь за все ошибки, которые приводят к необоснованному повышению платы за содержание жилья, управляющая организация будет оштрафована в пользу жителя.

При поступлении письменного обращения от жителя УК (ТСЖ, ЖСК) не позднее 30-ти дней со дня поступления обращения обязана провести проверку правильности начисления и выплатить штраф. Либо доказать отсутствие нарушения.

! У ТСЖ, управляющих организаций, жилищных или жилищно-строительных кооперативов появилась обязанность по уплате нового штрафа. Теперь ЖЭК отвечает за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения из-за нарушений в расчетах. Штраф составляет 50% от суммы переплаты (ст. 156 ЖК РФ, п. 11,12,13).

Штраф выплачивается как собственникам, так и нанимателям по договору соцнайма путем снижения размера платы за содержание жилого помещения.

Срок уплаты штрафа – не позднее 2-х месяцев со дня получения обращения собственника или нанимателя, если нарушение действительно имело место.

! Аналогичная мера предусмотрена в отношении ЖЭКа при завышении платы на коммунальные ресурсы. Штраф в размере 50% от суммы переплаты ресурсника регулирует ст. 157 ЖК РФ, п.6,7.

УК-ДВОЙНИКИ НЕ ДОПУСТЯТ К УПРАВЛЕНИЮ ДОМАМИ

Вашим домом управляла УК «Зарница». Внезапно платежи стала выставлять УК «Зарница-1» или, к примеру, «Зарница+». Собственники вряд ли обнаружат подмену и продолжат исправно оплачивать ЖКУ, но деньги поступят на лицевой счет УК с похожим названием. Почему это происходит?

Либо в дом рвется УК-захватчик, которая стремится незаконным путем сместить действующую управляющую организацию и подделывает ее «вывеску». Либо ваша управляющая организация, накопив долги перед ресурсниками, банком или налоговыми органами, готовится к банкротству. А перед тем как официально признать себя банкротом, открывает компанию с похожим названием и переводит туда все активы, в том числе ваши платежи за «коммуналку».

В обоих случаях ситуация жилищно-криминальная. Отныне такое станет невозможным.

! УК с очень похожими названиями не допускают к лицензированию. Действующим компаниям-близнецам, имеющим лицензии, дано 6 месяцев для устранения «похожестей» (изменения коснулись ч. 1ст. 193 ЖК РФ).

БЕССРОЧНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Только одна из десяти управляющих многоквартирными домами организаций не имеет нареканий со стороны жильцов. И дело не в том, что собственник злой и неблагодарный пошел.

К сожалению, дело в УК. Известно, что она зарабатывает на жизнь платежами жителей по строке «содержание и текущий ремонт жилья». Помимо хозяйственных расходов сюда заложена в том числе зарплата сотрудников, от гендиректора до уборщиц и дворников. Но многие У К стараются расходы превратить в доходы.

И начинается! То без спроса эту ставку поднимут, то вдруг «забудут» мыть подъезды и вывозить снег. Сэкономил на уборке – экономию положил в карман.

Бывает и хуже: зашла на дом управляющая организация, собрала с жителей в течение трех-пяти месяцев жилищно-коммунальные платежи. Услуг толком не оказала, с ресурсниками за тепло, воду и свет не рассчиталась и …обанкротилась.

Когда принимался закон об обязательном лицензировании управляющих компаний, те, что выдержали экзамен в ГЖИ, получили бессрочную лицензию на коммунальную «жизнедеятельность».

Участившиеся жалобы от собственников побудили законодателей откорректировать эту норму.

! Теперь лицензия на управление многоквартирными домами выдается УК на 5 лет и действует только на территории того субъекта РФ, в котором была получена (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ) .

Нововведение касается и лицензированных ранее управляющих компаний. Для них срок лицензии отсчитывается со дня вступления в силу закона – с 11 января 2018 года. В рамках лицензионного контроля главный жилищный инспектор субъекта может издать приказ и назначить в неплановую проверку УК (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

ЗА ГРУБОСТЬ ОТВЕТЯТ КОНФИСКАЦИЕЙ ДОМА

Закон ввел понятие «грубых нарушений лицензионных требований», при обнаружении которых управляющую компанию могут лишить права управлять конкретным домом. Это может быть один дом, жилой массив или все многоквартирники сразу.

Решения суда теперь не потребуется. Отзыв лицензии или изъятие дома из-под контроля – в ведении ГЖИ. Перечень грубых нарушений лицензионных требований, увы, пока не утвержден Правительством РФ. Ждем подробностей от чиновников Минстроя.

Однако уже известно: к грубым будут приравнены нарушения, повлекшие опасность для жизни и здоровья жильцов. А также умышленное злоупотребление утраченными полномочиями. К примеру, отказ передать документацию при смене управляющей компании.

ДОМ БЕЗ ПРИСМОТРА НЕ ОСТАНЕТСЯ

Вас не устраивает, как управляющая компания обслуживает дом. Решили ее поменять или создать ТСЖ. Провели общее собрание собственников.

В течение трех рабочих дней с даты проведения этого собрания «старая» УК обязана передать всю техническую документацию на дом, ключи от всех чердаков и подвалов, электронные коды доступа к оборудованию лицу, принявшему на себя полномочия по управлению данным домом. Об этом говорит ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ.
А что делать, если ваша управляющая компания обанкротилась, сбежала или лишилась лицензии? Органы местного самоуправления будут обязаны назначить дому временную управляющую компанию.

Временная УК присмотрит за домом, пока собственники общим собранием не выберут ЖЭК, который им по душе. Но затягивать с проведением собрания не стоит. Временная УК будет приставлена к дому на срок не более одного года.

Порядок выбора временной организации еще не определен.

Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

! Если в ходе общего собрания собственников по смене У К были допущены нарушения, которые могут быть обжалованы собственниками в суде, решение собрания признают неправомочным. А избранную управляющую организацию отстранят от обслуживания.

Чтобы организовать общее собрание собственников без сучка и задоринки, обратитесь за помощью в Центры защиты прав граждан «Справедливая Россия»!

НЕ ТОЛЬКО КНУТОМ, НО И ПРЯНИКОМ

Управляющим организациям разрешили сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ на доме (статья 162 ЖК РФ была дополнена п. 12).

На деле это так: если в соответствии с отчетом о выполнении договора управления, размещенном в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ), фактические расходы ЖЭКа оказались меньше тех, которые предусмотрены платой жильцов за содержание жилья, разница остается в распоряжении УК.

Оговорочка : при условии, что такая экономия не привела к ухудшению качества оказанных услуг. Как воспользуются такой преференцией УК? Хорошо, если по совести. Но нам, собственникам, расслабляться не следует! Помните, за собственниками сохраняется право предусмотреть в договоре управления многоквартирным домом иное распределение полученной экономии.

Надеемся, эта информация поможет вам навести порядок в доме и добиться от управляющей организации качественного и своевременного обслуживания многоквартирного дома.

Центры защиты прав граждан подготовили вам в помощь коммунальные «шпаргалки» на все случаи жизни.

Заходите на наш сайт справедливо-центр.рф в раздел «КОММУНАЛЬНАЯ САМООБОРОНА».

Скачать полезные кейсы вы можете абсолютно бесплатно.

Пользуйтесь и помните, что справедливость в ваших руках !

485-ФЗ: изменения в Жилищном кодексе РФ начала 2018 года

Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

Мы подготовили детальный обзор данный изменений.

Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок

Государственной жилищной инспекции добавили полномочий. Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.

Изменения в лицензировании управляющих компаний

Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).

Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.

Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.

На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).

Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).

А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ

Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.

Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 — 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.

При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).

Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).

Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Читайте так же:  Код гражданство страны россии

Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).

Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.

При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).

Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

И кстати, про смену управляющей организации

При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).

Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).

То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.

Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием

Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).

Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).

Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов

Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).

Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).

Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.

Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.

Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК

Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.

При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя

Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 — 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).

При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).

Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).

Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.

Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.

Важное изменение, ущемляющее права собственников

Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Про ГИС ЖКХ, еще немного

Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.