Полномочия органов государственной власти в области охраны окружающей среды

Рубрики Статьи

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях

субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических

и иных особенностей субъектов Российской Федерации;

участие в разработке федеральной политики в области экологического развития

Российской Федерации и соответствующих программ;

реализация федеральной политики в области экологического развития Российской

Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических,

природных, социально-экономических и иных особенностей;

разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических,

природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской

Федерации, контроль за их исполнением;

разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных

нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие

требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны

окружающей среды субъектов Российской Федерации;

осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей

среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов Российской

организация и осуществление в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного

экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных

систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов

государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный

экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо

от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации,

за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному

государственному экологическому контролю;

экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и

привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного

в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий регионального значения,

управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

организация и развитие системы экологического образования и формирование

экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации;

ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной

деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны

окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей

среды на территориях субъектов Российской Федерации;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую

среду на территориях субъектов Российской Федерации;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

осуществление экологической паспортизации;

регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим.

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

— определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Федерации;

— участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;

— реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

— разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;

— разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

— разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации;

— осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов Федерации;

— организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Федерации;

— государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

— экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

— привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

— предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

— образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

— организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территориях субъектов Федерации;

— ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Федерации;

— обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Федерации;

— ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов Федерации;

— ведение Красной книги субъекта Федерации;

— осуществление экологической паспортизации;

— регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Основой нормативно-правового регулирования разграничения полномочий в области охраны окружающей среды и природопользования является Конституция РФ, ст. 72 которой предоставляет субъектам Федерации право регулирования большого числа вопросов, в том числе и в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ поправки в природоохранную и природоресурсовую сферы определили изъятие у субъектов Федерации ряда полномочий в области охраны окружающей среды, природопользования из вопросов совместного ведения в пользу федеральных органов. Принятый 29 декабря 2004 г. Федеральный закон N 199 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» снимает некоторые проблемные вопросы во взаимодействии между природоохранными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

После вступления в силу Федеральных законов N 122 и N 199 с 1 января2006 г. органам государственной власти субъектов запрещено право ведения экологического контроля, переданное органам местного самоуправления.

Большое значение имеет вопрос о компетенции органов государственного управления, на которые возложена ответственность за состояние окружающей природной среды. По законодательству к полномочиям Правительства РФ относятся: установление порядка разработки и утверждения экологических лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды; принятие решений об организации особо охраняемых природных территорий и объектов, включение их в природно-заповедный фонд Российской Федерации; принятие решений о прекращении деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушениями природоохранительного законодательства. Федеральные органы исполнительной власти по объему и характеру специальной компетенции принято подразделять на комплексные, отраслевые, функциональные. Комплексные органы выполняют все задачи или блок задач по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности; отраслевые — по охране и использованию отдельных природных объектов; функциональные — наряду с выполнением своих основных функциональных выполняют «экологические функции», направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности:

Читайте так же:  Куда пожаловаться на отсутствие отопления в саратове

Учитывая экологические функции, возложенные на указанные органы власти постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ, возможно следующее категорирование органов власти:

комплексные специально уполномоченные органы: Министерство природных ресурсов РФ;

отраслевые специально уполномоченные органы;

функциональные органы, выполняющие «экологические функции».

Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*(44) Министерству природных ресурсов РФ были переданы функции упраздненных Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России, а Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»*(45) в подчинение Министерства природных ресурсов РФ переданы: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

Основными природоохранными и природоресурсовыми органами являются созданные Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 и от 30 июля 2004 г. N 400 Министерство природных ресурсов и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Они являются федеральными органами исполнительной власти, проводящими государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующими деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющими управление государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

В их ведении находятся: комплексное природопользование; утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); экологическая паспортизация, сертификация и экологическое аудирование; регистрация и оборот биологических коллекций и биологических объектов (в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, их продуктов, частей и дериватов); а также работы по долгосрочному использованию объектов животного мира, экспорт биоресурсов.

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. В своей деятельности Министерство природных ресурсов осуществляет ее во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия: МПР вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства (порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; порядок и методика проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд; перечень противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требований к разработке планов таких мероприятий; требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ; порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений и др.). Основными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Министерство природных ресурсов РФ в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции: обеспечивает в пределах своей компетенции охрану морской среды, ее природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении министерства, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации разработку и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод, аварийного загрязнения вод, осуществление противопаводковых мероприятий, регулирует деятельность по использованию паводкоопасных территорий; организует осуществление радиационного контроля и мероприятий по обеспечению безопасного ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда и т.д.

МПР России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

МПР РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Основными задачами МПР России в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами являются:

1) осуществление государственной политики, государственного управления и контроля;

2) межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

3) проведение государственной экологической экспертизы;

4) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического контроля, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов;

5) формирование нормативной правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики;

6) регулирование в пределах своей компетенции, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти природопользования в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

7) организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов);

8) обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

9) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

10) формирование системы особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Комитета, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Комитета объектами природно-заповедного фонда Российской Федерации, ведение Красной книги РФ;

11) в пределах своей компетенции охрана в соответствии с законодательством Российской Федерации континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.

МПР России: разрабатывает предложения по основным направлениям государственной экологической политики; осуществляет разработку и реализацию в установленном порядке федеральных и межгосударственных целевых программ, а также экологических проектов; участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, в осуществлении единой научно-технической и инвестиционной политики; разрабатывает в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов; организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений:

— на утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных);

— проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;

— осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

— выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным законодательством), а также вредные физические воздействия на окружающую среду;

— добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;

— регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов животных и растений.

МПР России согласовывает в пределах своей компетенции нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие; осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций; организует и осуществляет государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований; участвует совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в ведении кадастров природных ресурсов; ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие; составляет и ведет государственный кадастр отходов, государственный реестр объектов их размещения и ведет учет отходов; обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и в пределах своей компетенции природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях; совместно с Госкомстатом России и при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает порядок и формы статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МПР России; организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности МПР России, а также в пределах своей компетенции в области регулирования природопользования; организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах; разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий; осуществляет в установленном порядке общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга и Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО); организует и проводит государственную экологическую экспертизу, контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы; обеспечивает совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охрану морской среды, ее живых и неживых ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия; разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и за иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды; координирует в пределах своей компетенции деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в том числе по вопросам: организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды; лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия; организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации; согласовывает в установленном порядке международные договоры, реализует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и ее участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области; разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения; участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; осуществляет в соответствии со своей компетенцией контроль за деятельностью в области обращения с отходами, в том числе за деятельностью по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению; осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также другие меры государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; осуществляет руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую среду; утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду; согласовывает нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты; осуществляет функции административного органа Российской Федерации по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) от 3 марта 1973 г.

Читайте так же:  1с бухгалтерия пособие на ранних сроках беременности

МПР России в пределах своей компетенции имеет право:

1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

2) запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

3) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по установлению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования;

4) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности;

5) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования;

6) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании;

7) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;

8) останавливать и осматривать во взаимодействии с уполномоченными на то государственными органами российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

9) проверять во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил;

10) запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;

11) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства;

12) создавать в установленном порядке территориальные органы по охране окружающей среды.

Решения МПР России и территориальных органов министерства по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Для координации и контроля деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов могут быть образованы в установленном порядке территориальные органы министерства: Комитет природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, Федеральное управление природоохранной деятельности на озере Байкал, бассейновые водные управления МПР России.

Федеральное агентство лесного хозяйства отвечает за авиа- лесоохранные работы, долгосрочное пользование лесным фондом на условиях договоров об аренде, а также отдельные виды лесопользовании (сплошные рубки, отпуск древесины, уборка сухостоя и бурелома, заготовка живицы, лекарственного сырья, выпас скота и т.д.) в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Федеральное агентство по недропользованию регулирует пользование недрами и геологическое изучение недр (геолого-съемочные и геофизические работы, бурение геолого-разведочных скважин на твердые полезные ископаемые), водопользование (бурение скважин на воду, спецводопользование, согласование размещения производств на поверхностных водных объектах и в их водоохранных зонах, предоставления водных объектов для вылова/добычи водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства, а также при организации спортивного и любительского рыболовства), использование акваторий внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и др.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 28 июля 2004 г. N 315 Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе, отвечает за мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения; племенное животноводство а также семеноводство и культивирование сельскохозяйственных растений; промышленное рыболовство и рыбоводство в водоемах на землях сельхозназначения; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами и торговля ими (совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору России), агрохимическое обслуживание, а также культивирование растений, являющихся сырьем для получения наркотических и психотропных веществ; ветеринарную деятельность (совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). Действующая обязанность выдавать лицензии на долгосрочное пользование и добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сейчас осуществляется субъектами Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере здравоохранения, включая вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-биологической оценки воздействия на человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела. Министерство здравоохранения и социального развития России курирует: вопросы развития производства и виды деятельности, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье человека и среду его обитания, а также деятельность по сертификации потребительских товаров, по производству, хранению, оптовой реализации лекарств и изделий медицинского назначения (последнее — совместно с органами власти субъектов Федерации); разработку, производство, переработку, хранение и другие виды обращения психотропных веществ и наркотических средств, а также дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств (три последних — совместно с органами власти субъектов Федерации); виды деятельности, связанные с источниками ионизирующего излучения, и работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека, а также другие виды лицензируемой деятельности. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья. В его систему входят агентства, его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому министерству. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью Федерального медико-биологического агентства (на основании Указа Президента РФ от 11 октября 2004 г. N 1304).

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации была разработана и использована в отдельных городах оценка риска, которая является аналитическим инструментом, позволяющим научно обосновать факторы риска для здоровья человека и их соотношение. На основе оценки риска проводится ранжирование медико-экологических проблем по степени их важности и приоритетности. Оценку риска для здоровья населения необходимо осуществлять в соответствии с оценкой экологического риска.

Образовано Федеральное агентство по рыболовству, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Государственного комитета РФ по рыболовству: промышленное рыболовство и рыбоводство (за исключением рыборазведения); организация спортивного и любительского лова ценных видов рыб, животных и растений; распределение квот на добычу водных биоресурсов, экспорт живых водных биоресурсов, а также промысел водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет функции по контролю в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Служба выполняет функции органа по выдаче удостоверений на право охоты, контролирует торговлю видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, представляет интересы России в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных и рыбоохраны, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору отвечает за все операции по обращению с радиоактивными отходами, ядерными материалами, радиоактивными веществами и изделиями на их основе, а также применение технических средств и технологий при разведке и добыче радиоактивных веществ; осуществление работ по контролю за радиоактивной обстановкой (кроме ядерного оборонного комплекса); проведение НИОКР с применением ядерной энергии и/или использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе; проведение экспертизы проектных и других материалов, а также документации с целью определения уровня безопасности ядерно и радиационно опасных объектов и производств (технологий); экспортно-импортные и другие виды деятельности и работ в данной области. Более подробно о функциях данного органа будет сказано в теме «Экологический контроль».

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России)*(46) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, таможенного дела, имущественных и земельных отношений, территориального зонирования, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (в том числе экологических) и т.п. Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты, определяющие состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения, требования к кадастровому делению и др. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных:

а) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)*(47), осуществляющего ведение кадастров объектов недвижимости, организующего проведение землеустройства и экспертизы землеустроительной документации, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также предоставляющего соответствующие информационные сведения. Одной из основных функций агентства является осуществление государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель. При этом должностные лица и специалисты агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле»*(48); Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Российской Федерации организует деятельность, связанную с проектно-изыскательскими работами, касающимися использования земель; со строительством, реконструкцией (восстановлением) оросительных, осушительных, осушительно-обводнительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и магистральных водопроводов сельскохозяйственного назначения; с бурением скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды); эксплуатацией и ремонтом мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и объектов сельскохозяйственного водоснабжения, а также геодезическую и картографическую деятельность при землеустройстве (кроме ГИС); работы в области мелиорации земель (проектно-изыскательские, строительство, реконструкция, эксплуатация и ремонт оросительных, осушительных, осушительно-обводнительных и других мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и магистральных водопроводов сельскохозяйственного назначения);

б) Федерального агентства по государственным резервам*(49), среди основных функций которого можно выделить проведение мероприятий по обеспечению мобилизационных нужд и неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

в) Федерального агентства по управлению федеральным имуществом*(50), осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений. Одной из основных функций агентства является разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и собственность муниципальных образований;

г) Федеральной таможенной службы*(51), которая в сфере охраны окружающей среды обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (например, диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие СИТЕС*(52)).

Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России)*(53) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники, атомного и технологического надзора, а также функции федерального органа по техническому регулированию и национального органа по стандартизации. Министерству предоставлено право утверждать федеральные нормы и правила, регулирующие ядерную и радиационную безопасность, техническую безопасность в области использования атомной энергии и др. В пределах своей компетенции Минпромэнерго России осуществляет функции уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых. Министерство осуществляет координацию и контроль подведомственных:

Читайте так же:  Экспертиза косметики казань

а) Федерального агентства по промышленности (Роспром)*(54), которое является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении*(55) и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении*(56). Агентство ведет регистр ядерных материалов, осуществляет функции органа управления использованием атомной энергии (по обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ);

б) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)*(57), которое осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов по экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, санитарно-эпидемиологических и др.*(58);

в) Федерального агентства по энергетике*(59), одними из основных функций которого являются обеспечение энергетической безопасности, координация деятельности организаций по разработке прогнозов развития нетрадиционной энергетики, реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России)*(60), среди основных задач которого можно выделить обеспечение развития районов Крайнего Севера и Арктики и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей. Минрегион России самостоятельно принимает нормативные правовые акты по определению перечня поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными видами природопользования; федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, а также осуществляет анализ эффективности реализации и влияния федеральных целевых экологических программ на социально-экономическое развитие субъектов и регионов Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Кроме того, в ведении Росстроя России находятся несколько дендрологических парков федерального значения.

Министерство транспорта РФ (Минтранс России)*(61), к полномочиям которого отнесено самостоятельное правовое регулирование вопросов: о правилах ведения судовых санитарного журнала, журнала операций со сточными водами, журнала операций с мусором, журнала нефтяных операций для судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), перевозки опасных грузов на внутреннем водном транспорте; выполнения геодезических и картографических работ и др. Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

а) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта*(62), которая осуществляет оперативное руководство соответствующими функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) Федерального агентства воздушного транспорта*(63), обеспечивающего участие организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) Федерального дорожного агентства*(64), осуществляющего организацию работ по изъятию, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд и др.;

г) Федерального агентства железнодорожного транспорта*(65), выполняющего функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов;

д) Федерального агентства морского и речного транспорта*(66), организующего проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

е) Федерального агентства геодезии и картографии*(67), организующего службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, а также осуществляющего геодинамические исследования, определение параметров фигуры Земли и др.

Кроме того, некоторые федеральные органы исполнительной власти специфическим образом участвуют в реализации надзорных, предупредительных, регистрационных и иных функций (часто путем согласования) в области охраны окружающей среды и природопользования. К их числу относятся: Федеральное космическое агентство*(68), осуществляющее полномочия по использованию (эксплуатации) космической техники, обеспечивающее сотрудничество с иностранными государствами в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, и др.; Федеральная служба государственной статистики*(69), формирующая информацию об экологическом положении страны; Министерство финансов РФ,*(70) к числу основных функций которого относится подготовка нормативных правовых актов по вопросам установления налогов, сборов и иных платежей в области охраны окружающей среды и природопользования (министерство координирует деятельность Федеральной налоговой службы*(71), которая контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов за пользование природными ресурсами*(72)); Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ*(73), осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия (министерство координирует деятельность находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия*(74), которая осуществляет контроль за состоянием природных объектов, относящихся к объектам культурного наследия, согласовывает проекты их охранных зон; Федерального агентства по культуре и кинематографии*(75), осуществляющего функции по управлению объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), в том числе музеями-усадьбами и другими объектами садово-паркового искусства); Федеральное агентство по образованию (координацию его деятельности осуществляет Министерство образования и науки РФ), в ведении которого находится заповедник «Галичьягора», а в управлении некоторых высших учебных заведений находятся учебно-опытные лесхозы и ботанические заказники*(76).

Экологические подразделения силовых министерств и ведомств в своей работе выполняют экологические функции, взаимодействуют с государственными природоохранными органами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июня 2004 г. N 868 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет государственное управление, координацию и контроль в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения. В состав МЧС входит Государственная противопожарная служба РФ. В регионах Российской Федерации создаются и осуществляют свою деятельность региональные центры МЧС России.

Указом Президента РФ от 19 июня 2004 г. N 927 Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. В его систему входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Органы Министерства внутренних дел в основном через милицию, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органам экологического контроля в задержании правонарушителей, изъятии у них запрещенных орудий лова, охоты, незаконно добытого промысла и т.д.; оформляют протоколы (акты) на лиц, совершивших административные правонарушения, возбуждают в пределах подследственности уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД России от 18 марта 2003 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России» органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами МПР России, Минздрава России и др. В области охраны окружающей среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Минздравом России надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; осуществляют ведомственную охрану объектов природы; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.

В МВД России, в ГУВД, ОВД и ряде других специальных подразделений создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах, организуются лаборатории по охране окружающей среды.

Управление Федеральной службы безопасности России по пограничной службе в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870 обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также государственный контроль в этой сфере. Таким образом, обеспечение экологического управления в России возложено на группу субъектов управления общегосударственного, межотраслевого и отраслевого уровня, административно-правовой статус и компетенция которых (общая, межотраслевая и отраслевая) предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами органов представительной и исполнительной власти.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), в ведении которой находятся заказник «Таруса» и государственный комплекс «Завидово» со статусом национального парка*(77).

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), которое осуществляет: государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; экологическое обеспечение Вооруженных сил*(78), в целях сохранения и восстановления окружающей природной среды, снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур*(79); правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)*(80), к основным задачам которой относится организация работ по изучению излучений различной физической природы на организм человека и окружающую среду, согласование вопросов выдачи разрешений на проведение морских научных или ресурсных исследований и т.п.

Одним из серьезных недостатков в сложившейся системе управления окружающей природной средой и регулирования природопользования в нашей стране является неотлаженность взаимодействий и организационной структуры природоохранных органов, служб, инспекций, надзоров. Это является следствием недоработки законодательства, несоответствия между Федеративным договором, законами о местном самоуправлении, об охране окружающей среды, а также положениями об органах охраны окружающей природной среды и о регулировании использования природных ресурсов.

Различное толкование законодательных актов приводит к тому, что в одних регионах природоохранные органы подчинены администрации, в других — смешанные варианты подчинения. Неопределенность в этом вопросе также касается разделения полномочий между федеральными агентствами, комитетами, службами и другими ведомствами. Эта проблема будет существовать до тех пор, пока органы государственной власти Российской Федерации не согласятся с тем, что существует экологическая взаимосвязь всех видов природных ресурсов, определяющая качество окружающей среды при антропогенных воздействиях.

Из всего вышесказанного следует, что в Российской Федерации существует система экологического управления, соответствующая выполнению задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Однако последние изменения в административной системе не учитывают специфику данной сферы, что приводит к невыполнению норм законодательства и дублированию функций органов управления.

Поскольку данные тенденции не устранены и в настоящее время, то сохраняется резерв для совершенствования природоресурсного и природоохранительного законодательства Российской Федерации, призванного обеспечить эффективное экологическое управление (отраслевое, общественное, производственное), основанное на единстве целей в области охраны окружающей среды.