Полномочия монарха в испании

Рубрики Статьи

Король в системе органов государственной власти Испании

В системе высших органов государственной власти испанская Конституция первое место отводит Королю. Испания является парламентской монархией, и корона наследуется преемниками Хуана Карлоса I де Бурбон, законного наследника исторической династии. Король Испании – глава государства, символ единства и постоянства, арбитр и примиритель в деятельности государственных учреждений, высший представитель испанского государства в международных отношениях. Личность Короля неприкосновенна, он не подлежит никакой ответственности.

Полномочия Короля Испании.

1. Отношения с законодательной и исполнительной отраслями власти. Король санкционирует и промульгирует законы, одобренные генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативны и права вето в отношений законов Парламента. Король назначает выборы в генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может их досрочно распускать. В случаях, предусмотренных Конституцией, Король назначает референдум в стране. Взаимоотношения Короля с Правительством определяются тем, что он обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру Председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению Председателя Правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства.

2. В области внешних сношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия генеральных кортесов Король объявляет войну и заключает мир. Он назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Король осуществляет верховное главнокомандование вооруженными силами страны, назначает на гражданские и военные должности, присваивает почетные звания, награждает орденами, осуществляет помилование.

Полномочия монарха в испании

1. Роль короля в жизни испанского общества

Согласно Конституции 1978 г. главой испанского государства является король . Он наделен очень большими полномочиями и наряду с английской королевой считается одним из сильнейших и авторитетных монархов Европы.

Полномочия короля Испании:

сакционирует и промульгирует законы;

распускает в необходимых случаях Генеральные кортесы;

представляет парламенту для утверждения кандидатуру на пост премьер-министра;

по представлению премьер-министра назначает министров;

формально осуществляет иные высшие назначения в стране;

является верховным главнокомандующим вооруженными силами (реально используется с 1981 г.);

подписывает международные договоры;

по решению Генеральных кортесов объявляет войну и мир;

выполняет иные функции.

Все указы короля должны быть совместно подписаны либо премьер-министром, либо соответствующим министром, либо председателем «нижней» палаты парламента (принцип котрассигнатуры).

Престолонаследие в Испании осуществляется по кастильской системе, то есть при отсутствии наследников по мужской линии трон может наследовать и женщина. В таком случае она будет правящей королевой Испании. Жена короля также носит титул королевы, но правящей королевой не является.

Для вступления в брак наследник должен получить согласие короля и Генеральных кортесов. Если наследник заключит брак вопреки их воле, он и его потомки теряют право на престол.

2. Парламент — Генеральные кортесы

Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. «Нижней» палатой парламента, палатой народного представительства является Конгресс депутатов , а «верхней», палатой представительства территорий (провинций) — Сенат .

Конгресс депутатов состоит из 350 депутатов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе с использованием 3-процентного заградительного барьера.

Сенат состоит из 208 сенаторов, избираемых народом и назначаемых королем (43 сенатора). Срок полномочий — 4 года.

Выборы сенаторов происходят по мажоритарной системе в многомандатных и одномандатных округах от территориальных единиц:

по 4 сенатора избираются от провинций (составляющий многомандантный мажоритарный округ);

по 3 сенатора избирают Большие Канарские о-ва, о-в Тенерифе, о-в Мальорка;

по 2 — города Сеута и Мелилья (находятся на африканской континенте);

по 1 — острова, кроме вышеуказанных.

Основные полномочия парламента:

принятие конституции и законов;

избрание премьер-министра («нижняя палата»);

участие в формировании высших органов государственной власти, высших судов;

решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Каждая палата избирает из своего состава председателя палаты и депутацию. Депутация — особенность испанского парламента, своеобразный «мини-парламент». Каждая палата с учетом расстановки политических сил избирает депутацию в составе 21 человека. Мини-парламент состоит из двух палат — депутаций и работает в перерывах между сессиями, в период роспуска парламента и в других непредвиденных условиях.

Вообще же Генеральные кортесы могут быть досрочно распущены королем в трех случаях:

с целью принятия новой конституции (парламент, принявший решение о разработке новой конституции либо о ее существенном изменении, должен быть распущен, а новую конституцию — принимать вновь избранный парламент);

если парламент в течение 2 месяцев отклоняет кандидатуры на пост премьер-министра, предложенные королем;

если парламент вынес правительству конструктивный вотум недоверия, а правительство с ним не согласилось и не ушло в отставку.

3. Исполнительная и судебная власти Испании

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство . Оно формируется по результатам парламентских выборов. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту для утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в парламенте. Как правило, в качестве кандидата на пост премьер-министра предлагается лидер партии, победившей на выборах.

После утверждения премьер-министра парламентом король по представлению последнего назначает министров.

Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако, в отличие от других парламентских монархий, где монарх и премьер-министр — оба являются политическими лидерами страны (Великобритания), либо премьер-министр фактически главнее короля (Швеция), в Испании премьер-министр — второй политический лидер и находится «в тени» авторитета короля.

В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия . Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра. Однако если в ФРГ вынесение вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером указанного в вотуме лица, то в Испании это не происходит автоматически.

Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку.

Если правительство с вотумом недоверия не согласится, по инициативе правительства король распускает парламент (одну или обе палаты) и назначает новые выборы.

Судебную систему Испании составляют:

суды первой инстанции округов;

высокие суды автономных сообществ;

национальный высокий суд;

Верховный суд — высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат:

по гражданским делам;

по уголовным делам;

по административным делам;

по трудовым делам;

по социальным делам;

по делам о воинских преступлениях.

Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти , возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на 5 лет.

Вопросы конституционной юстиции в Испании решает Конституционный суд ,имеющий давние традиции. Он состоит из 12 судей, назначаемых королем на 9 лет. Из них:

4 судей предлагает Конгресс депутатов;

2 — генеральный совет судебной власти.

Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

4. Особенности территориальной организации страны

Испания — многонациональная и многоязычная стран. Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Данная особенность предопределила форму национально-территориального устройства .

Испания пошла по пути Италии и согласно Конституции 1978 г. стала унитарным децентрализованным государством. Это означает, что Испания — не федерация , а является единым государством, но ее административно-территориальные единицы самого верхнего уровня автономны.

Административно-территориальными единицами Испании являются:

автономные сообщества (высший уровень) — их 17 по стране; автономные сообщества имеют компактную территорию, общую историю и культуру;

следующий уровень составляют провинции, на которые делятся автономные сообщества — их 50;

провинции делятся на муниципалитеты.

Автономные сообщества имеют свои органы управления, финансовую самостоятельность, но они не могут приобрести государственного статуса или выйти из состава Испании.

Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют к тому же неодинаковый статус. Автономия может быть:

общей (ее имеет большинство сообществ);

Полную автономию (высший уровень автономии, то есть автономию, при которой региону принадлежат все права, кроме некоторых, переданных Испании) имеют страна Басков, Каталония, Гасилия, Андалузия.

Специальной автономией пользуются Наварра, Канарские о-ва, города Сеута и Мелилья.

Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющих разный уровень автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами; автономия запрещено устанавливать внутренние таможни.

Автономии делятся на провинции , которые также имеют свои органы управления. Однако следует обратить внимание на одну деталь: выборы в «территориальную» палату парламента — Сенат — происходят не от 17 автономных сообществ, а от 50 провинций — территориальных единиц второго уровня.

5. Регулирование правового статуса и порядок изменения Конституции

Конституция Испании 1978 г. подробно регламентирует правовой статус личности и закрепляет основополагающие личные (на жизнь, свободу и т.д.), а также политические и социальные права , многие из которых либо не признавались, либо не соблюдались при режиме Франко.

К особенностям регулирования правового статуса личности испанской конституций можно отнести:

возможность ограничения большого количества прав и свобод в случае чрезвычайных обстоятельств;

наличие большого числа обязанностей;

объявление труда обязанностью испанцев.

Конституцию Испании относится к числу «жестких». Предусмотрен сложный порядок ее изменения:

все положения конституции, кроме основ конституционного строя, прав и свобод и положений о короле, изменяются 3,5 голосов депутатов каждой из палат парламента либо 2/3 голосов «нижней» палаты — Конгресса депутатов и абсолютным (более Ѕ) большинством голосов «верхней» палаты — Сената; также по требованию 1/10 депутатов одной из палат может быть проведен референдум по этим изменениям;

важнейшие положения конституции — основы конституционного строя, права и свободы человека, статус монархии — изменяются в особо сложном порядке; сначала изменения важнейших положений принимаются 2/3 голосов депутатов каждой из палат Генеральных кортесов, затем Генеральные кортесы распускаются и проводятся новые выборы; вновь избранные Генеральные кортесы должны вновь одобрить эти изменения опять 2/3 голосов членов каждой из палат, после чего дважды принятые поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное обсуждение — референдум.

Читайте так же:  Как подать заявление на декретный отпуск

Глава государства в Испании. Функции, полномочия, роль в политической системе

Конституция начинается со слов короля: “Я, дон Хуан Карлос I, Король Испании, объявляю всем, кто сие узрит и уразумеет, знайте, что Кортесы приняли, а испанский народ утвердил следующую Конституцию”.

Статус монарха определен в разд. 2 Конституции, который называется “О Короне”. Статья 56 устанавливает: “Король – глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов, – осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях. а также функции, предоставленные ему Конституцией и законами”. Официальный титул короля – Король Испании, но он может носить и иные титулы, соответствующие Короне. Король обладает неприкосновенностью и не подлежит ответственности.

В Испании установлена кастильская система престолонаследия, согласно которой престол наследуется прямыми потомками правящей династии в порядке первородства с предпочтением детей мужского пола. Нашли отражение в Конституции Испании и современные черты монархической формы правления. Так, Конституция предусматривает, что в случае угасания всех ветвей династии вопрос о наследовании решается Генеральными кортесами, которые имеют право распоряжаться ею “в форме, в наибольшей мере отвечающей интересам Испании” (п. 3 ст. 57). Кроме того, предусмотрено, что заключение брака наследником престола без разрешения короля или Генеральных кортесов лишает его права на престол (п. 4 ст. 57).

Характерно для монархий положение, согласно которому супруга короля (или супруг королевы) не обладает статусом главы государства. Супруга испанского монарха носит титул королевы, но не может осуществлять функций главы государства, что зафиксировано и в Конституции: “Супруга короля или супруг королевы не могут осуществлять конституционные функции, кроме установленных законом о регентстве” (ст. 58).

Конституция предусматривает институт регентства, которое устанавливается в отношении несовершеннолетнего короля или в случае неспособности короля осуществлять свои полномочия (ст. 59). Неспособность короля осуществлять свои функции устанавливается Генеральными кортесами. Во время коронации король приносит присягу перед Генеральными кортесами. Такую же присягу приносит и наследный принц при достижении совершеннолетия.

Установленная Конституцией форма испанского государства – парламентарная монархия – предопределяет правовое положение главы государства. Форма парламентарной монархии гарантирована ст. 1 Конституции, которая, как и нормы о правах и свободах, требует специальной процедуры при внесении поправок.

Функции и полномочия короля традиционны для парламентарной монархии. Король выступает как “глава Испанского государства”, является символом его единства и постоянства. Он – “арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов – осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях. и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами” (п. 1 ст. 56 Конституции).

Конституция (ст. 62, 63) закрепляет следующие функции и полномочия монарха.

В сфере государственного строительства король

• созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией;

• назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;

• предлагает кандидата в председатели правительства и при необходимости назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции;

• по представлению председателя правительства назначает на должность членов правительства и освобождает их от должности (п. “Ь”, “с”, “d”, “е” ст. 62 Конституции).

В сфере нормотворчества король:

• подписывает и обнародует законы;

• издает согласованные с Советом министров декреты (п. “а”, “f” ст. 62).

В сфере исполнительной власти король:

• назначает на гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами;

• председательствует на заседаниях Совета министров, когда сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства;

• осуществляет право помилования в соответствии с законом (п. “f”, “g”, “i” ст. 62).

В сфере международных отношений и национальной безопасности король:

• является верховным главнокомандующим Вооруженными силами;

• назначает послов и других дипломатических представителей;

• принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств;

• подписывает международные договоры от имени государства в соответствии с Конституцией и законами и уполномочен с предварительного согласия Генеральных кортесов, объявлять войну и заключать мир (п. “h” ст. 62, ст. 63).

В Испании действует институт контрасигнатуры. Согласно ст. 64 Конституции акты короля скрепляются подписью председателя правительства или соответствующего министра, предложение короля о кандидатуре на пост председателя правительства, а также сам акт назначения председателя правительства или акт об отставке правительства скрепляются подписью председателя Конгресса депутатов.

В научной литературе отмечается своеобразие статуса монарха в современной Испании: “Правовое положение короля в значительной мере сконструировано по скандинавскому образцу. Полномочия его весьма скромны, он сам лично не может предпринимать каких-либо инициатив. Нет у него и ограничивающих полномочий по отношению к парламенту, отсутствует и некогда существовавшее у всех монархов классическое право отказывать в утверждении законов. Король не обладает личной возможностью действовать “через голову” парламента, передав какой-либо законопроект на референдум. Референдум возможен только по предложению главы правительства, предварительно одобренному конгрессом депутатов. Хотя король и гарантирует правильность функционирования государственных институтов, ему принадлежит лишь право санкционировать решения, принимаемые другими органами”. Отмечается также, что “в конституционных нормах о правовом положении испанского короля заметно стремление сделать это лицо как бы “парящим” над другими государственными органами”.

Конституция предусматривает самостоятельность короля в сфере распоряжения средствами, выделяемыми на содержание королевской семьи и двора, а также при назначении на должность и освобождении от должности гражданских и военных служащих своего двора (ст. 65).

Король Испании Хуан Карлос I родился 5 января 1938 г. в Риме. Он внук предшествующего испанского короля Альфонса XIII и сын Хуана Бурбон-Баттембергского, графа Барселонского, который являлся наследником престола после смерти в 1941 г. Альфонса XIII, но так и не стал королем, отрекшись от престола в пользу своего сына.

Хуан Карлос сначала жил и воспитывался в Швейцарии, затем в Португалии, а после принятия в 1947 г. в Испании закона о престолонаследии был отправлен своим отцом в Испанию, где получил отменное образование. Окончил общевойсковое, военно-морское и авиационное училища. В Мадридском университете изучал историю, философию, право и экономику.

В 1969 г. Хуану Карлосу был присвоен титул принца Испанского, а после смерти Франко Хуан Карлос стал испанским королем (22 ноября 1975 г.).

Действуя настойчиво и в то же время осмотрительно, король Испании сумел соединить монархическую форму правления с демократическим режимом, что было трудным делом в стране, четыре десятилетия жившей в условиях диктатуры.

Король занимается государственными делами. По вторникам принимает Премьер-министра, по четвергам как главнокомандующий вооруженными силами страны – высшее военное командование.

В 1962 г. король женился на Софии Греческой. Королевская семья имеет троих детей, младший из которых – сын Филипе, родившийся в 1968 г., с 1977 г. принц Астурийский, является престолонаследником.

Король умеет водить танк, пилотировать вертолеты и сверхзвуковые самолеты. Любит водить на большой скорости автомобиль и мотоцикл, отрываясь даже от своей охраны. В связи с этим парламент был вынужден принять специальный акт, запрещающий монарху рисковать жизнью. Король увлекается парусным спортом, был призером трех мировых и четырех европейских регат.

Сегодня, несмотря на возраст, Хуан Карлос остается таким же активным. В парусной регате 2009 г. его яхта заняла третье место.

Следует отметить особую роль, которую испанский король сыграл во время путча 1991 г., когда группа офицеров предприняла попытку реставрировать франкистский режим. Король, используя свои полномочия верховного главнокомандующего, сумел отстоять демократию.

Резиденция короля – дворец Сарсуэла является государственной собственностью.

Полномочия монарха в испании

Сергей Маркович Хенкин*

МОНАРХИЯ И ИСПАНСКИЙ ПУТЬ
К ПРАВОПРЕЕМСТВУ

Испания – это, пожалуй, единственная из числа европейских стран с прерванной монархической традицией, где в последние десятилетия монархия была восстановлена, причем процесс этот прошел очень успешно. Монархия сыграла здесь решающую роль в консолидации новой политической системы, которая пришла на смену франкистскому режиму. В специфических испанских условиях были проиграны и решены многие проблемы, которые находятся сейчас в центре внимания представителей российского монархического движения. Собственно говоря, испанский опыт продемонстрировал механизм восстановления монархии в стране, Королевский Дом которой находился в изгнании, а население было безразлично к этой проблеме.


И еще одна сторона опыта Испании, интересная для нас – типы, разновидности монархий, которыми богата история этой страны. Иными словами, опыт Испании полезен для нас как в теоретическом, так и в практическом плане.

Я далек от того, чтобы накладывать испанскую модель на российскую ситуацию. Но присмотреться к этому опыту стоит, чтобы лучше понимать собственные проблемы.

Реально оценить роль монархии в консолидации современной Испании можно, лишь хотя бы вкратце рассмотрев роль, которую она играла во всей истории этой страны.

На протяжении истории слова «Испания» и «монархия» были синонимами. Монархический строй существовал здесь непрерывно до 1931г. (исключая небольшой период времени в 1873-1874 г.г.). Король был верховной властью. Он назначал и смещал должностных лиц, отдавал приказы, которым должны были подчиняться все подданные. Ему принадлежала также высшая военная, судебная и церковная власть.


Вместе с тем объем полномочий Королевской власти менялся. В ХII-ХV веках ее ограничивали сословно-представительные учреждения – Кортесы (своего рода средневековый парламент). Испания была одной из первых стран в Западной Европе, где в средние века возник парламент. В Кортесы входили представители знати, духовенства и городов. Король, вступая на престол, приносил клятву кортесам, обещая не нарушать традиции и обычаи страны. Кортесы не обладали правом законодательной инициативы, но участвовали вместе с Королем в обсуждении и издании новых законов. В Кортесах обсуждались проблемы налогообложения, внешней политики, престолонаследия.

Читайте так же:  Приказ 1089 математика

Испания стала абсолютной монархией после завершения Реконкисты – войны за отвоевание Пиренейского полуострова у арабов и берберов. Кортесы перестали играть реальную роль. Они изредка созывались лишь для церемониальных целей, например, освящения смены Монархов.


Но во все века Королевская власть воплощала национальное единство. Монархия была постоянным и устойчивым институтом, скреплявшим страну, гарантировавшим преемственность ее развития, сохранение организационно-хозяйственных устоев и моральных ценностей. Испанцы с особой силой ощутили себя единой нацией, когда их страна превратилась в великую колониальную империю, и они за пределами Пиренейского полуострова начали вступать в контакты с другими народами (ХVI век).


На испанском Королевском троне и в догабсбургский период, и в период правления Династии Габсбургов (1516 – 1700 г.), и при Династии Бурбонов (с 1700 г.) сменилось множество Королей – и ярких, и посредственных. Но независимо от их способностей к управлению и личных качеств престиж монархии как института был в обществе исключительно высок. Короля окружал почти божественный ореол, он считался олицетворением воли Провидения. Молва даже приписывала ему дар исцеления от некоторых болезней.

Духовной основой монархического строя была католическая религия. Национальное единство испанцев выражалось древним девизом – «Бог, Родина, Король». Испанская версия католицизма основывалась на идее существования вертикальной иерархической системы, связывающей всех живущих на земле с Богом родственными отношениями.


В ХIХ – начале ХХ в. монархическая легитимность в Испании вступила в полосу острого кризиса. Развитие капиталистических отношений и формирование либерального и рабочего движения, влияние Великой французской революции, свергнувшей Королевский абсолютизм, – все это привело к тому, что монархическая власть зачастую превращалась в объект прямой критики, многие движения социального протеста направлялись непосредственно против трона. Страна стала ареной хронической нестабильности, постоянных политических потрясений. В Испании происходили постоянные военные восстания («пронунсиамьентос»), в ходе которых выдвигались генералы, оттеснявшие на задний план Королей и становившиеся фактическими руководителями государства, ожесточенная борьба придворных клик, бесконечные смены правительств. Сильные удары по Королевской власти наносили либералы, требовавшие установления республики.


Страна переживала идентификационный кризис, сильный толчок развитию которого дало поражение в испано-американской войне 1898 г. и превращение некогда могущественной колониальной Империи в государство второго ранга. В стране распространялись республиканские настроения. 12 апреля 1931 г. состоялись муниципальные выборы, на которых почти во всех крупных и средних городах сторонники республики победили подавляющим большинством. 14 апреля в стране была провозглашена республика. Король Альфонсо ХIII покинул страну. При этом он не отрекся от престола, надеясь, что позже ситуация изменится и его попросят вернуться.


«Вторая республика», вполне легитимно утвердившись, не только не сумела преодолеть идентификационный кризис, но еще больше углубила его. Республика была встречена в штыки влиятельными группами испанского истеблишмента. Она воспринималась как покушение на национальную идентичность, самую суть «испанскости». Антиреспубликанские настроения усиливались непродуманными действиями самих республиканцев, оттолкнувшими даже часть их сторонников, в частности, заявлениями о необходимости упразднения католического мышления и создания «нового народа», приостановкой любых выплат духовному сословию.


За конфликтом «монархия – республика» стоял фронтальный раскол испанского общества на два враждебных лагеря. Конфликт «двух Испаний» вылился в форму братоубийственной гражданской войны 1936-1939 г.г. Монархисты активно участвовали в ней на стороне генерала Франко, возглавлявшего мятеж против республики. С его победой связывались надежды (подпитывавшиеся самим Франко) на скорое возрождение в Испании традиционной монархии.

Однако, узурпировав власть и установив диктатуру, Каудильо этого не сделал. Вместе с тем вопрос о форме правления в Испании в течении долгого времени (1939-1947 г.г.) оставался открытым. В 1943-1945 г.г. в условиях военных поражений фашистской Германии и Италии, поддерживавших франкистский режим, монархисты усилили давление на Каудильо, требуя восстановления традиционной монархии. В лагере монархистов (точнее, альфонсистов, поскольку существовало еще и соперничавшее с ними карлистское крыло) произошли изменения. В феврале 1941 г. умер в изгнании Король Альфонсо ХIII. У него было несколько Сыновей. Старший, дон Альфонсо в 1938 г. погиб в результате автомобильной катастрофы, средний, дон Хаиме был глухонемым и отказался от прав на трон. Оставался младший — дон Хуан, граф Барселонский, Отец Хуана Карлоса (родился в 1913 г.), которому Альфонсо ХIII завещал права на престол.


Отношения между законным Наследником престола доном Хуаном и Франко развивались очень непросто и неровно. Сын последнего испанского Короля занимал твердые антиреспубликанские позиции. Во время гражданской войны он дважды предлагал Франко свои услуги солдата на стороне мятежников, от которых последний отказывался. Однако после войны граф Барселонский отмежевался от диктатора и созданного им режима как «абсолютно противоположного традициям нашего народа». Принц выступал за реставрацию традиционной монархии в собственном лице, которая «способна стать инструментом мира и согласия для примирения всех испанцев».


Позиция дона Хуана вызвала оживление промонархических настроений в Испании. Учитывая это обстоятельство и вместе с тем понимая важность обновления фасада своего режима в послевоенном мире, Каудильо пришел к выводу о необходимости восстановления института монархии. 7 июня 1947 г. Испания была провозглашена Королевством. Однако Династия Бурбонов на троне не восстанавливалась. Закон «О наследовании поста главы государства» позволял только самому Франко в любое время назначать Короля или регента.


Возрожденная монархия выглядела не как продолжение исторической традиции, а как детище Франко, порождение 18 июля 1936 г., когда начался мятеж против республики. Диктатор исключил из процесса престолонаследия прямого Наследника — дона Хуана, порвал со старым Королевским Домом Бурбонов. Это была не восстановленная, а установленная «сверху», «кооптированная монархия». Существенно и то, что Испания становилась «королевством без Короля».


Дон Хуан подверг закон «О наследовании поста Главы государства» резкой критике, заявив, что он, разрывая с наследием Бурбонов, ставит целью изменить природу испанской монархии. Это, как и предшествующие антифранкистские заявления графа Барселонского, поставили на нем крест как на возможном преемнике Каудильо. Однако у дона Хуана был старший сын Хуан Карлос. И именно на нем, думая о преемнике, Франко остановил свой выбор.


25 августа 1948 г. Каудильо пригласил графа Барселонского на свою яхту «Асор» в Бискайском заливе. Во время этой исторической встречи Франко дал понять, что не видит своего собеседника на месте Короля и предпочитает, чтобы в будущем монархом стал 10-летний Сын дона Хуана Хуан Карлос. Графу Барселонскому было предложено послать Хуана Карлоса на воспитание в Мадрид. Каудильо стремился сформировать преданного ему и его идеям кандидата на вакантный Королевский трон, которому в будущем можно было бы безбоязненно доверить управление государством. Дон Хуан принял это предложение.


Обучение Хуана Карлоса в Испании проходило под контролем Франко. 22 июля в Кортесах Хуан Карлос был приведен к присяге как преемник главы государства в ранге Короля. Следует заметить, что Франко присвоил ему не титул Принца Астурии, традиционный для Наследника трона, а Принца Испании. Тем самым нарушалась преемственность линии Бурбонов. Каудильо в очередной раз подчеркнул, что новая монархия – это его монархия, уходящая корнями в 18 июля 1936 г.


Между тем дон Хуан, узнав о решении Сына занять Королевский трон, счел себя обойденным. В течение долгого времени Он был холоден с Хуаном Карлосом, в Королевском Доме Бурбонов существовал конфликт. Принц оправдывал свою позицию перед графом Барселонским тем аргументом, что только таким принятием наследства можно восстановить монархию в Испании. Лишь много лет спустя дон Хуан найдет в себе силы разделить это убеждение.


Решение Франко вопроса о престолонаследии происходило на фоне роста демократических настроений в испанском обществе, которые в свою очередь формировались в результате глубоких социально-экономических и политических сдвигов. С конца 50-х годов, когда экономическая стагнация начала угрожать стабильности режима, Франко во имя спасения своей власти неохотно согласился на перемены. Переход к более открытой хозяйственной системе сделал возможным «экономическое чудо» 60-70-х годов, превратившее отсталую аграрную Испанию в развитую индустриально-аграрную страну. В годы бума резко улучшилось имущественное положение населения, в стране сформировался многочисленный средний класс.


В центре общественных дискуссий стоял вопрос: «Что после Франко?». Среди части интеллигенции, авторитетных общественных деятелей распространялось убеждение, что единственно возможная альтернатива государственно-политического строя на постфранкистском этапе – это монархия. Сторонниками данной точки зрения были не только монархисты по убеждению, но и монархисты «по расчету» (зачастую республиканцы, увидевшие в монархии наиболее приемлемый вариант государственного устройства).


В испанском же обществе в целом восприятие института монархии было в то время сдержанным, порой критическим. Во многом такое восприятие определялось тем, что большинство населения страны не жило при Бурбонах. В середине 70-х годов о традиционной монархии как о пережитой реальности помнили лишь те испанцы, которые были старше 50 лет. Людей интересовала не столько форма послефранкистского правления, сколько характер будущего режима, перспективы решения насущных социально-экономических проблем.

Индифферентно-критическое отношение к институту монархии усугублялось тогдашним восприятием фигуры Хуана Карлоса. Видя Принца рядом с Франко с зачастую бесстрастным и отстраненным выражением лица, многие испанцы считали его пустым и недалеким человеком, верным последователем Каудильо, его марионеткой, лишенным в «кооптированной» монархии Франко династической легитимности. Мало кто знал тогда об истинном незаурядном потенциале будущего Главы испанского государства. Между тем, поддерживая корректные отношения с франкистским истеблишментом, Хуан Карлос оставался непроницаемым для его идейного влияния. Всю жизнь Он преклонялся перед своим Отцом, либеральные взгляды которого полностью разделял. Однако окружающая действительность заставляла Его скрывать свои взгляды. Много позже Король говорил, что «в течение двадцати лет должен был изображать слабоумного, что было нелегко, но бесспорно удалось, потому что все в это поверили».

Читайте так же:  Пенсия для мужчин 1964 года рождения

Не удивительно поэтому, что после смерти Франко, последовавшей 20 ноября 1975 г., молодой Король, не обладавший харизмой, демократической легитимности, оказался в очень сложной ситуации. Франкистский режим после смерти своего основателя, хотя и переживал кризис, однако отнюдь не начал разваливаться. Он еще обладал некоторым запасом прочности, опирался на мощный военно-репрессивный аппарат. Путь демократизации, на который вступил Хуан Карлос, вовсе не был легким. Речь шла о рискованном эксперименте с совершенно неясным исходом, в ходе которого «корабль демократизации» должен был избежать множества рифов и подводных камней. И Король при помощи своих ближайших сподвижников – Торкуато Фернандеса Миранда – председателя кортесов и Адольфо Суареса – председателя правительства виртуозно осуществил эту операцию, которая временами напоминала остросюжетный политический детектив. Здесь нет времени останавливаться на перипетиях «демократизации по-испански». Отмечу лишь, что Хуан Карлос и его сподвижники добились успеха, ни на йоту не отступив от существующего законодательства, действующих политических и конституционно-правовых институтов и избежав кровопролития, хаоса и анархии.

Действия Хуана Карлоса позволили Ему обрести разные типы легитимности – по классификации Макса Вебера харизматическую и легальную. Обрел Он и традиционно-династическую легитимность. Это случилось 14 мая 1977 г., когда в Королевском дворце Сарсуэла Отец Хуана Карлоса дон Хуан официально отказался от своих прав на престол в пользу Сына. Своим поступком дон Хуан устранил существовавший многие годы династический дуализм, который пугал многих монархистов. Обретя династическую легитимность, Хуан Карлос стал прямым Наследником своего деда Альфонсо ХIII, свергнутого в 1931 г.

Слияние в фигуре Хуан разных типов легитимности – по классификации Макса Вебера традиционной, легальной и харизматической – стало символом того, что Испания восстановила правопреемство, вновь обрела национальную идентичность. Король превратился в полюс притяжения для самых разных социально-политических сил. В решающей степени этому способствовал он сам, выступив инициатором сближения правых и левых сил.


В испанском обществе отношение к монархии принципиально изменилось. На смену индифферентному и даже негативному отношению пришла уверенность в нужности и полезности этого института. Особенно примечательно, что деятельность Короля позитивно оценили многие из тех, кто причислял себя к республиканцам. Многие из них стали сторонниками монархии (точнее, «хуан карлистами», по испанской терминологии). «Личностное» признание Хуана Карлоса населением в известной степени было перенесено с Короля на монархию – т. е. с личности на институт.

В испанском политическом дискурсе проблема «монархия-республика», исторически служившая источником острейших социально-политических конфликтов, отошла в это время далеко на задний план, а в дальнейшем вообще перестала существовать.


Несмотря на обретение верховной властью всесторонней легитимности и состоявшееся национальное примирение, молодой испанской демократии предстояло еще пройти серьезное испытание. Ее главным противником были консервативные круги офицерства, крайне недовольные процессом демократизации, который, по их мнению, означал реванш со стороны побежденных в гражданской войне. 23 февраля 1981 г. около 200 гражданских гвардейцев (жандармов) ворвались в здание Кортесов, где в это время утверждалась кандидатура нового председателя правительства, превратив в заложников 350 депутатов, руководителей основных партий и членов правительства. Заговор пустил глубокие корни в армии. В него были вовлечены и многие влиятельные гражданские лица – промышленники, банкиры, финансировавшие мятежников.


История распорядилась так, что Хуан Карлос, как и на первом этапе демократизации, вышел из-за кулис и стал главным действующим лицом разыгравшейся драмы. Король оказался в тот момент единственным из высокопоставленных руководителей страны, способным свободно решать и действовать. Все министры находились под властью путчистов в здании Кортесов. Позиция Короля была бескомпромиссной. Он отдал приказ гражданским и военным властям «поддерживать существующий порядок в рамках существующей законности», заявив, что монархия «не потерпит ни в какой форме действий лиц, стремящихся силой прервать демократический процесс, который был в свое время закреплен конституцией». Король спас молодую демократию, когда остальные защитные средства не сработали.

В соответствии с демократической конституцией 1978 г., Король «глава государства, символ единства и постоянства, арбитр и в деятельности учреждений», осуществляющий высшее представительство Испании в международных делах.


Король, в частности, санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные Кортесы, назначает выборы на условиях, предусмотренных конституцией, назначает референдум в случаях, предусмотренных конституцией, осуществляет верховное командование вооруженными силами, назначает послов и других дипломатических представителей, с предварительного согласия Генеральных Кортесов объявляет войну и заключает мир. От имени Короля действует судебное представительство. Особенность положения Короля состоит в том, что он не интегрирован в ветви власти. Исполнительная власть отделена от Монарха и принадлежит правительству.

Кажущиеся многочисленными полномочия Короля на деле весьма скромны. Сам лично Он не может предпринять каких-либо инициатив. Так, у него нет ограничивающих полномочий по отношению к парламенту, отсутствует и некогда существовавшее у всех Монархов классическое право отказывать в утверждении законов. Королю принадлежит лишь право санкционировать решения, принимаемые другими органами. Но реальное место, которое занимает Хуан Карлос в политической жизни Испании, несоизмеримо со скромной ролью, отводимой Монарху конституцией. Король, внесший огромный вклад в становление, развитие и защиту демократии, пользуется непререкаемым моральным авторитетом. Он – верховный арбитр жизни нации, его мнения и решения не подвергаются сомнению. Социологические опросы неизменно показывают, что он самый уважаемый деятель в стране.

Четвертьвековой срок пребывания Хуана Карлоса у власти засвидетельствовал, что испанская монархия при нем отказалась от традиционного для нее узкоклассового подхода к выбору друзей и союзников, превратилась в общенациональную силу, стоящую «над партиями» и никому не подыгрывающую. Под эгидой монархии последовательно сменяли друг друга партии, принадлежащие к различным частям политического спектра: правоцентристский Союз демократического центра (1977-1982 г.г.), традиционно считающаяся левой Испанская социалистическая рабочая партия (1982-1996 г.г.), консервативная Народная партия (с 1996г.). Во всех случаях Король оставался и остается своего рода опорой нации, высшим попечителем, который доверяет народу, избирающему парламент, и подтверждает законность его выбора.

Несколько слов об историческом значении и уроках испанского опыта. В разных странах мира долгие годы шли и до сих пор идут дискуссии о преимуществах и недостатках монархической и республиканской форм правления, о том, какая из них в большей степени способна обеспечить общественный прогресс и модернизацию. Это крупная проблема философии государства, которую невозможно проанализировать в небольшой статье. Хочу подчеркнуть здесь только то, что весьма распространенной в мире, особенно среди левых сил, является точка зрения, в соответствии с которой монархия отождествляется с отсталостью, регрессом. Сторонники данной позиции полагают, что народ – священное понятие, и он должен управлять собой сам. Поэтому прогресс связан только с республиканским строем.

Данная точка зрения широко распространена в России. В российском общественном сознании с советских времен монархия зачастую ассоциируется с авторитарной традицией, социальным консерватизмом, регрессом.

Опыт испанской истории убедительно свидетельствует об односторонности такого подхода, доказывая, что монархия – гибкая и идеологически нейтральная форма власти, способная представать в разных ипостасях. Монархические режимы в Испании были абсолютными и конституционными, соединялись и с военно-диктаторскими режимами, и с демократией.

Монархия, воссозданная Хуаном Карлосом I, отличается от всех предшествующих типов Королевской власти в этой стране. Во-первых, она носит не сословный, а национальный характер, служит интересам всех испанцев. Во-вторых, Хуан Карлос играет в управлении страной меньшую роль, чем любой из его предшественников. И, тем не менее, монархия – становой хребет нации, а огромный моральный авторитет Короля – гарантия стабильности политического развития Испании. Король стал необходимой фигурой для страны, у населения которой на генетическом уровне многие годы сохранялся страх перед возможностью новой гражданской войны.

Испанский опыт, при всей его специфичности, весьма полезен для многих стран, осуществляющих процессы модернизации и напряженно ищущих оптимальные варианты государственного устройства, в том числе решающих проблему правопреемства. Этот опыт еще раз напомнил давно известную истину: монархия ничуть не хуже других форм правления, известных человечеству. Монарх, не избираемый народом, не подвластный рейтингам популярности и, следовательно, отвечающий за свои действия только перед Богом и собственной совестью, является гарантом стабильности государственных устоев.

Король является верховным попечителем, гарантирующим подлинное разделение властей и защищающим страну от смещения к любым радикальным решениям. Подобный тип монархического устройства способен соединить идеи разумной, прочной государственности и свободы, демократии и гражданского общества.

*доктор исторических наук,
профессор МГИМО (У) МИД России