Пояснительная записка к учебным планам начальной школы

Рубрики Статьи

Пояснительная записка к учебному плану 1 — 4 класс (ФГОС)

Пояснительная записка

Учебный план БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №160» на 2016-2017 учебный год составлен в соответствии с:

— требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373);

— ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);

приказом Министерства образования РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

— приказом №1060 от 18 декабря 2012г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

— приказом №1643 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

— приказом № 507 от 18 мая 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

— анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №160»;

концепций образовательных систем «Планета знаний», «Школа России»;

— постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

с учетом рекомендаций, изложенных в

— письме МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998г. о контроле и оценки результатов обучения в начальной школе,

— письме МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999г. о недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе,

— письме МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000г. об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы,

— письме МО РФ №№ 408/13-13 от 20.04.2001г. об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы,

— письме МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002г. об использованию компьютеров в начальной школе,

— письме МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003г. о системе оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет:

  • структуру обязательных предметных областей Русский язык и литературное чтение, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и Естествознание (окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая культура;
  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

За счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. № Пр-2009, в 4 классе изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» (модуль — «Основы светской этики»).

Учебный план состоит из:

  • учебного плана начальной школы, представленного 1 — 4 классами (обучение по ОС «Планета знаний» (1-4 классы), «Школа России» (1-4 классы) с 5-ти дневной учебной неделей.
  • усвоение предметных знаний и умений всеми учащимися на уровне федеральных образовательных стандартов, а иностранного языка – на уровне требований государственных учебных программ по иностранному языку для начальной школы;
  • формирование начальных умений творческой деятельности, элементов теоретического мышления;
  • формирование основных умений и навыков культурного поведения;
  • формирование у учащихся основных представлений о культурно – исторических и экологических особенностях г. Омска и Омской области;
  • формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Учебный план для 1-х- 4-х классов составлен в соответствии с учебным планом начального общего образования образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Общая трудоемкость учебного плана начального общего образования составляет максимум 3345 часов за 4 года обучения (согласно требованиям ФГОС НОО).

Трудоемкость учебного плана начального общего образования

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №160 »

Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования определена в соответствии с используемыми программами образовательных систем «Планета знаний», «Школа России».

Русский язык — 672 часов за период освоения ООП НОО;

Литературное чтение — 535 часов за период освоения ООП НОО;

Иностранный язык — 210 часа за период освоения ООП НОО;

Математика — 552 часов за период освоения ООП НОО;

Окружающий мир — 276 часов за период освоения ООП НОО;

ОРКСЭ — 35 часа за период освоения ООП НОО;

Музыка — 138 часов за период освоения ООП НОО;

Изобразительное искусство — 138 часов за период освоения ООП НОО;

Технология — 138 часов за период освоения ООП НОО;

Физическая культура — 414 часов за период освоения ООП НОО.

Распределение образовательной деятельности обучающихся начального общего образования по периодам обучения на уровне начального общего образования осуществляется по обязательным предметным областям:

  • Русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение),
  • Иностранный язык (иностранный язык)
  • Математика и информатика (математика);
  • Обществознание и естествознание (окружающий мир);
  • Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ);
  • Искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • Технология (технология);
  • Физическая культура (физическая культура).

Основные задачи реализации содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Задачи предметной области «Математика и информатика» — развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание»:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Задачи предметной области «Искусство» — развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Основными задачами реализации содержания предметной области «Технология» являются:

  • формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

К задачам реализации содержания предметной области «Физическая культура» относятся:

  • укрепление здоровья;
  • содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Во исполнение поручения президента Российской федерации от 2 августа 2009г. № Пр-2009, в 4 классе вводится изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» (модуль «Основы светской этики»).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373);

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.), изучение предмета ОРКСЭ при 5-ти дневной учебной неделе осуществляется следующим образом:

В 1 полугодии -18 часов (за счёт уменьшения количества часов русского языка),

во 2 полугодии- 17 часов ( за счёт уменьшения количества часов литературного чтения).

Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили изучение в начальной школе иностранного языка, информатики и информационных технологий. Изучение иностранного языка (английский) в начальной школе начинается со 2-го класса, информатика интегрируется с учебными предметами «Математика» и «Технология» (2-4 кл.).

Учебный план является механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №160 ». Содержание образования определенно обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана составляет 80% от объема ООП НОО, часть, формируемая участниками образовательных отношений — 20%.

Обязательная часть базисного учебного плана начального общего образования отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Промежуточная аттестация во 2- 4 классах осуществляется в каждой четверти по формам образовательной организации. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:

Пояснительная записка к учебному плану на 2016-17 учебный год

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»

на 2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану на 2016- 2017 учебный год

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№ 48 г. Нижнеудинск»

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск» является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы промежуточной аттестации на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10).

Режим работы школы в 2016-2017 учебном году

Образовательный процесс ведется согласно лицензии (Серия 38Л01 № 0000233 регистрационный № 5418 от 19 июля 2012 г., лицензия бессрочная).

Общее количество обучающихся – 925, на уровне начального общего образования – 402 обучающийся, классов – комплектов – 16; на уровне основного общего образования – 469 обучающихся, классов – комплектов – 19; на уровне среднего общего образования – 54 обучающихся, 2 класса-комплекта. Итого в школе сформировано 37 классов – комплектов.

Школа работает в режиме пятидневной учебной недели (решение Управляющего совета, протокол № 05 от 14 мая 2016 г.); продолжительность учебного года 34 недели, в 1-ых классах – 33 учебных недели.

Срок усвоения образовательных программ:

— начального общего образования — четыре года,

— основного общего — пять лет,

— среднего общего – два года.

Продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебные недели, 2 — 11 классы – 34 учебные недели.

Начало занятий 1 смены в 8-30. Продолжительность урока составляет 40 минут. (Протокол заседания Управляющего Совета №5 от 14 мая 2016 года).

Распределение классов по сменам

Читайте так же:  Понятие налог в рб

1 смена — 25 классов- комплектов

Основными формами освоения общеобразовательных программ является

Очная форма обучения

Обучение на дому

Нормативно – правовая основа формирования учебного плана

Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативно — правовыми актами:

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск», утверждённый постановлением мэра муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» № 373 от 11.05.2011 г.;

Федеральный закон от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы для школ (СанПиН 2.4.2821- 10 № 189 от 29.12.2010 г.) ;

«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы, утверждённый распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920-мр;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 2212. 2009).

Государственные образовательные стандарты (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12. 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373″;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 февраля 2012 г. № 74 г. Москва «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897;

Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно — методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно — методического объединения по общему образованию протокол от 08. 04. 2015 года №1/15).

Трудоемкость учебного плана

Общая трудоемкость учебного плана по уровням обучения за год составляет:

НОО — 3039 часов;

ООО – 5610 часов;

Трудоемкость изучения предметов учебного плана определена в соответствии с использованными образовательными программами.

Промежуточная аттестация осуществляется по предметам учебного плана в форме контрольных работ, контрольных диктантов, тестов, комплексной работы. Промежуточная аттестация во 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 классах проводится в период с 12 мая по 25 мая 2017 года, без прекращения общеобразовательного процесса по следующим предметам:

Предметы, по которым осуществляется контроль

русский язык ,математика

контрольный диктант, контрольная работа

русский язык ,математика

контрольный диктант, контрольная работа

русский язык, математика литературное чтение

контрольный диктант, контрольная работа тест

математика, русский язык литература

искусство, музыка, технология

комплексные контрольные работы

зачетные творческие работы

математика, русский язык литература

искусство, музыка, технология

комплексные контрольные работы

зачетные творческие работы

математика, русский язык

искусство, музыка, технология

зачетные творческие работы

математика, русский язык

искусство, музыка, технология

зачетные творческие работы

русский язык, литература, алгебра, геометрия

русский язык, литература, ин.язык, алгебра,геометрия,физика, информатика,химия,биология,география,

история, обществознание, ОБЖ,ф-ра

русский язык, литература, алгебра, геометрия

Сформированность метапредметных результатов в 1-6 классах определяется в ходе проведения комплексных работ, личностные результаты – фиксируются в портфолио обучающегося по результатам участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях, реализации проектов.

Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной по ГОС в 7-11 классах,

обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса по ФГОС в 1-6 классах.

Инвариантная часть реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивает овладение выпускниками основной школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, гарантирующим продолжение образования в 7-11 классах.

Вариативная часть учебного плана по ГОС предусматривает региональный компонент, обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения и направлена на формирование функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся 7 – 11 классов.

Учебные предметы федерального компонента ГОС и обязательной части ФГОС учебного плана обеспечены программным, учебно-методическим материалом, утвержденным Министерством образования Российской Федерации

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования:

— формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

— готовность учащихся к продолжению образования на последующих уровнях общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

— личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся .

Приоритетными для формирования учебного плана школы являются:

— интересы учащихся, запросы родителей;

— соответствие целей обучения возможностям и желаниям учащихся;

— социальный заказ общества.

При проведении занятий по иностранному языку (2—11 классов) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

Для учащегося по адаптированной основной образовательной программе для детей — инвалидов с умеренной умственной отсталостью 5 класс (1 человек ) разработан с участием родителей (законных представителей) индивидуальный учебный план (Приложение ). У чащийся с ограниченными возможностями здоровья зачислен в класс интегрированного обучения (на основе Положения об интегрированном классе, при наличии справки ПМПК)

Характеристика учебного плана школы уровня начального общего образования

В начальной школе 16 классов-комплектов. Обучение осуществляется по следующим программам:

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену;

— используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 40 ми- нут каждый);

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Недельная нагрузка равномерно распределятся в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для обучающихся 1-х классов — не превышает 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; — для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков и 1 день в неделю 6 уроков, за счёт урока физической культуры.

Учебный план начального общего образования состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей начального общего образования:

— формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

— готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

— личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью. Обязательная часть реализуется через следующие предметные области и учебные предметы:

— филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык);

— обществознание и естествознание (окружающий мир);

— математика и информатика (математика);

— искусство (изобразительное искусство, музыка);

— физическая культура (физическая культура);

— Основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и светской этики).

Изучение предмета « Русский язык » направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Обучающиеся овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Изучение предмета « Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Изучение предмета «Математика» направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла «Изобразительное искусство», «Музыка» направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Учебный предмет «Технология» формирует у обучающихся не только представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающегося.

В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся и зафиксирован письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся, а также протоколом родительского собрания (протокол от 25.04.2016 года № 4). На основании произведенного выбора сформированы 4 группы обучающихся 4-х классов по модулю «Основы светской этики».

1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений в 1-4 классах используется на изучение учебного предмета обязательной части – русского языка, так как программа по предмету рассчитана на 5 часов.

Учебные предметы учебного плана обеспечены программным, учебно- методическим материалом, утвержденным Министерством образования Российской Федерации. Список учебников соответствует утвержденному федеральному перечню учебников, рекомендованному к использованию в образовательном процессе в 2016 – 2017 учебном году.

В 2016-2017 учебном году организовано индивидуальное обучение на дому ученицы 2а класса Сморкаловой Алины и ученицы 3г класса Радченко Олеси по индивидуальному учебному плану. Количество часов учебного плана соответствует региональному учебному плану (Приложение ).

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности ( Приложение). План внеурочной деятельности является нормативным документом МБОУ СОШ № 48 г. Нижнеудинск. Недельная нагрузка на каждого обучающегося не превышает предельно допустимую (не более 10 часов в неделю). В соответствии со школьной моделью внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному. Внеурочная деятельность используется согласно основной образовательной программы начального общего образования (раздел «Модель внеурочной деятельности») плану внеурочной деятельности. В рамках реализации модели внеурочной деятельности содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). В школе созданы условия для проявления ребенком своих интересов и развития их на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Читайте так же:  Вступление в наследство после смерти сроки

Реализация плана внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:

• соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

• опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

• опора на ценности воспитательной системы школы;

• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность обучающихся 1, 2, 3, 4 классов организуется через реализацию образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения — погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, конференции, соревнования, поездки по культурно-историческим местам города, кл. часы.

На развитие двигательной активности направлены программы: «Ритмика», «Мое здоровья», « Легкая атлетика », « Подвижные игры », « Активная переменка ». Основная задача курсов – привить ребенку необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, формировать у обучающихся культуру общения между собой и окружающими.

Факультатив « Азбука здоровья » разработан в соответствии с требованиями к программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о значимости и важности здоровья и здорового образа жизни.

Программа « Праздники, традиции и ремесла народов России»» направлена на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Главное назначение курсов «Этика – азбука добра » и « Уроки нравственности » — формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Кружок « Полезные привычки» направлен на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Программа факультатива « Психологическая азбука » направлена на развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности. Общеинтеллектуальное направление :

Факультатив « Умники и умницы » направлен на формирование у младших школьников логического мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности обучающихся. Факультатив « В мире книг » способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Программа факультатива «Экологический букварь » направлена на расширение знаний о живой и неживой природе, на формирование бережного отношения к природе и воспитание навыков правильного поведения в природной среде. Программа Т.Н. Соколовой «Школа развития речи » повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает познавательный интерес к родному языку, решает проблемы интеллектуального развития младших школьников. Программа курса « Занимательная грамматика» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению « проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Факультативный курс « Геометрия вокруг нас » будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа кружка «Хочу все знать» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Программа кружка « Русский фольклор » направлена на общее эстетическое воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром. Через сказки, пословицы и поговорки, различные песенные жанры ребята будут постигать красоту родного языка. Факультатив « Калейдоскоп чудес» художественно-эстетической направленности ориентирован на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанника к познанию и творчеству для его социального, профессионального самоопределения посредством занятий лепкой, мозаикой, изонитью. Программа факультативного курса «Пластилиновая страна » разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), программы «Художественное творчество» (Т.Н. Проснякова). Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с ними, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Характеристика учебного плана школы уровня основного общего образования по ФГОС

С 2016-2017 учебного года в 5-6 классах в соответствии с нормативными документами реализуются федеральные государственные образовательных стандартов основного общего образования . В соответствии с п. 18.3.1. ФГОС ООО у чебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Учебный план основного общего образования составлен на основе варианта № 1 примерной основной образовательной программы образовательного учреждения ( для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке с изучением одного иностранного языка)

На уровне основного общего образования по программе ФГОС ООО с 1 сентября 2016 года будут обучаться восемь классов-комплектов. Количество обучающихся в этих классах составит193 человека

Количество академических часов, отведенных на освоение обучающимися 5 и 6 классов учебного плана (обязательная часть; часть, формируемая участниками образовательного процесса), не превышает величину недельной образовательной нагрузки при пятидневной учебной неделе и составляет 29 часов (максимальная допустимая недельная нагрузка).

Образовательный процесс в 5 и 6 классах школы организуется в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса (СанПиН 2.4.2.2821-10) — п родолжительность урока — 40 минут; п родолжительность учебного года составляет 34 недели (с учетом недели по проектной деятельности).

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу основного общего образования МБОУ СОШ № 48, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

филология (русский язык, литература, иностранный язык);

общественно-научные предметы (история,(для 6 классов –обществознание, история ), география);

естественно-научные предметы (биология);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

физическая культура (физическая культура).

Изучение отдельных учебных предметов обязательной части организовано следующим образом.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений , при пятидневной учебной неделе в 5 классе составляет 3часа, в 6 классе – один час. . В целях реализации интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, это время использовано на увеличение учебных часов обязательной части – изучение русского языка,информатики,обществознания в 5 классе. В 6 классах один час — для изучения иформатики.

Внеурочная деятельность в 5-6 классах объединяет все виды деятельности школьников (кроме урочной) и направлена на решение задач воспитания и социализации подростков.

Внеурочная деятельность способствует совершенствованию универсальных учебных действий и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность организована с учетом принципов преемственности и вариативности. Используются такие формы организации деятельности как кружки, секции, факультативные курсы, круглые столы, экскурсии, конференции, школьные научные общества, олимпиады, общественно полезные практики.

Учебный план внеурочной деятельности учащихся 5-6 -х классов сформирован с учетом потребностей обучающихся и их родителей

. Кружки, объединения, клубы и др. классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связано с другим, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется программами внеаудиторной занятости: секции по лёгкой атлетике (2 группы в 5 классе), секции по мини-футболу (1 группа в 6 классе), секции «Подвижные игры (2 группы в 5 классе и 2 группы в 6 классе), через психологические часы общения «Все цвета, кроме черного» (2 группы в 5-6 классах), способствующие успешной адаптации пятиклассников, профилактике раннего потребления ПАВ, формированию здорового образа жизни.

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

формирование основ морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

принятие учащимися базовых общенациональных ценностей;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В 5 и 6 классах осуществляется изучение основ духовно-нравственной культуры народов России в рамках предметной области ОДНКНР как логическое продолжение учебного предмета ОРКСЭ в начальной школе, а также интегрировано в предметах «Литература», «География», «История» и «Обществознание». Вопросы курса «Уроки нравственности» в 5 классе, «Уроки совершенства» в 6 классе рассматриваются на классных часах и мероприятиях, планируются классными руководителями в планах воспитательной работы.

Целесообразность данного направления заключается в воспитании и развитии обшей культуры учащихся, знакомстве с духовными ценностями отечественной культуры.

Основными задачами являются:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

-воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.

Данное направление реализуется в учебном плане школы через работу «Поэтической студии» (по 1 группе в 5 и 6 классе), кружка «Модульное оринами» 5 класс», кружка Музыкальное попурри» ( 5, 6 класс)

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры речи, воображения;

овладение навыками универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования.

Данное направление реализуется программой интеллектуального марафона «Путь к Олимпу» в рамках работы научного школьного общества «Росток» (2 группы в 5-6 классах), программой факультативного курса «Математика вокруг нас» ( 5 класс), «Занимательный русский язык» (6 класс)

Целесообразность названного направления заключается в успешном освоении учащимися нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных и коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основной задачей является:

формирование способности учащегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.

Читайте так же:  Приказ на гостайну

Данное направление реализуется программами внеаудиторной занятости: социальных проектов «Зелёная школа», «Твори добро», различных акций. «Полезные привычки» — факультативный курс, направленный на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся , используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, совместных творческих дел.

При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.(Детская спортивная школа, музыкальная школа, художественная школа)

Характеристика учебного плана школы уровня основного общего образования по ГОС

Учебный план состоит из федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

Обучение в 7-9 классах осуществляется в соответствии с нормативными документами по реализации государственных образовательных стандартов.

Обучение по всем предметам осуществляется по государственным программам, количество часов соответствует требованиям государственных программ.

Усиление базового образовательного компонента производится за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Содержание образования на уровне основного общего обучения является завершающим уровнем и базовым для продолжения обучения на уровне среднего общего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В учебном плане школы представлены следующие предметные области:

«Филология» представлена предметами: русский язык (7-9 классы), литература (7-9 классы), иностранный язык (7-9 классы)

В процессе преподавания русского языка в основной школе осуществляется формирование и развитие ведущих компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой. Ориентация на интенсивное речевое развитие предполагает реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, решение приоритетных задач формирования, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности, формирования навыков грамотной устной и письменной речи учащихся в разных ситуациях речевого общения. Успешное решение задач изучения русского языка в рамках образовательного учреждения достигается благодаря:

принципу взаимосвязи уроков русского языка и развития речи с краеведческой работой, посещением театра, музея, выставок и т.п.;

интеграции преподавания русского языка с другими предметами и в первую очередь на основе филологического принципа сближения преподавания языка и литературы.

В основу преподавания курса литературы положен системно-деятельностный подход, предполагающий последовательное овладение навыками филологического анализа литературного произведения, работу с дополнительной справочной литературой, создание собственных текстов.

Изучение литературы на базовом уровне основной школы обеспечивает целенаправленное совершенствование важных умений (компетенций): разные виды чтения; поиск, извлечение и обработку необходимой информации из различных источников, ее презентацию с формированием выраженных ораторских компетенций. Данные умения являются универсальными и будут востребованы в старшей школе учащимися классов любого профиля. Речевое развитие школьников в процессе изучения литературы помогает обеспечивать подготовку учащихся к аттестации в форме ГИА по русскому языку и литературе.

Иностранные языки (английский язык)

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

«Математика» представлена предметами: алгебра и геометрия (7-9 классы), информатика и ИКТ (7-9 классы),

Часы, отводимые на прохождение программы по алгебре и геометрии в 7-9 классах, соответствуют ФБУП. Все предметы ведутся по государственным программам

Информатика и ИКТ

Данный предмет представлен в учебном плане второй ступени в 8–9-х классах как самостоятельный учебный предмет (8 класс – 1 час в неделю, 9 класс – 2 часа в неделю, 102 часа за два года обучения).

«Обществознание» представлено предметами: история (7-9 классы), обществознание (7-9 классы), география (7-9 классы)

Цели изучения истории в основной школе тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы как на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, так и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. При этом современная система исторического образования ориентируется на решение задач по социализации подрастающего поколения.

Учебный предмет «Обществознание» на ступени основного общего образования изучается как обязательный с 7-го по 9-й класс (по 1 часу в неделю)

В 7–8-х классах предмет ориентирован на изучение основ обществознания. Курс сопровождает процесс социализации и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, расширения социального опыта и познавательных возможностей учащихся. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

География преподается: по 2 часа в неделю в 7-9 классах.

«Естествознание» представлена предметами: физика (7-9 классы), химия (8-9 классы), биология (7-9 классы)

Нормативную базу для формирования учебных планов и разработки методических рекомендаций по физике составляет: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089». В соответствии с ФБУП преподавание физики в основной школе осуществляется с 7-го класса по 2 часа в неделю.

Содержание курса химии соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по химии (Приказ Министерства образования России № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с Федеральным базисным учебным планом преподавание химии проводится на базовом уровне по2 часа в неделю в 8-9 классах.

Содержание курса биологии соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по химии (Приказ Министерства образования России № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с Федеральным базисным учебным планом преподавание биологии проводится на базовом уровне по 2 ч в неделю в 7- 9классах.

«Искусство» представлена предметами: изобразительное искусство (7-8 классы), музыка (7-9 классы)

Предмет «Изобразительное искусство» преподается с 1 по 7 класс 1 час в неделю в соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана, в 8- 9 классах по 0,5 часа.

Предмет «Музыка» изучается с 1-7 класс 1 час в неделю, в 8- 9 классах по 0,5 часа в неделю

«Технология » представлена предметами: технология (7-8 классы), «Черчение».

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 7–8-х классах выделено 2 часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет целесообразно организовать учебный процесс. В 8-9 классах в рамках предмета «Технология», в соответствии с рекомендациями «О формировании учебных планов на 2014-2015» изучается модуль «Черчение»

«Физическая культура » представлена предметами: физическая культура, (7-9- классы), ОБЖ (7- 9 классы).

Для преподавания физической культуры используется программа Ляха В.И., Зданевича А.А. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2014., которая соответствует стандарту общего образования для проведения уроков по физической культуре. В соответствии с федеральный компонентом учебного плана выделено по 3 час на учебный предмет «физическая культура» в 7-9 классах. Третий час физической культуры отдан на спортивные игры и на занятия в тренажёрном зале.

Основы безопасности жизнедеятельности

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующий ключевые компетентности в области безопасности и здоровьесбережения изучается на базовом уровне, регламентируемом государственными образовательными стандартами. Базовый уровень изучается за счет времени, отведенного федеральным и региональным и школьными компонентами учебного плана в 7- 9 классах

Региональный компонент содержания основного общего образования выполняется полностью.

Региональный компонент включает в себя:

— Русский язык 7 классы;

— Информатику и ИКТ 7 классы;

— Географию Иркутской области 8-9 классы;

— Технологию 8 классы;

7 класс (3 часа в неделю):

«Информатика и ИКТ» (1 час в неделю) – с целью изучения базового курса информатики с началами программирования и ИКТ.

«Русский язык» (1 час в неделю) – с целью преемственности с инвариантом учебного плана.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (1 час в неделю) – с целью предупреждения асоциального поведения и формирования стереотипов безопасного поведения детей.

8 класс (1,5 часа в неделю):

«Технология» (1 час в неделю)

«География Иркутской области» (0,5 час в неделю) – с целью изучения природы и экологии Иркутской области.

9 класс (2,5 часа в неделю):

«География Иркутской области» (0,5 час в неделю) – с целью изучения природы и экологии Иркутской области.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (1 час в неделю) – с целью предупреждения асоциального поведения и формирования безопасного поведения детей.

«Технология» («Черчение» -1 час в неделю).

В школе сформирована система профориентационной работы с обучающимися 9 классов.

Компонент образовательного учреждения усиливает освоение обучающимися предметов федерального и регионального компонентов, развивает их склонности и способности, реализует заказ и спрос на образовательные услуги. Компонент образовательного учреждения составлен в соответствии с выбором обучающихся и их родителей на основе анкетирования.

Компонент образовательного учреждения направлен на поддержание общеобразовательных областей через обязательные предметы и занятия по выбору, которые выполняют основные функции:

— развитие содержания одного из базовых предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов и получать дополнительную подготовку для расширения знаний обучающихся;

— удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Компонент образовательного учреждения на уровне основного общего образования представлен курсами:

«Современные офисные технологии»;

«Математика вокруг нас»;

«Текстовые задачи сложности и пути их решения»;

«Процентные расчёты на каждый день»;

«Словарные средства выражения комического»;

«Коварные знаки препинания»;

«Химия в задачах»:

«Роль неорганической химии в жизни человека»;

«Изучение органической химии через эксперимент»;

Курс «Современные офисные технологии» направлен на изучение офисных технологий через ИКТ

Курсы «Математика вокруг нас, «Текстовые задачи сложности и пути их решения», «Процентные расчёты на каждый день» введены для усиления математической подготовки уч-ся.

Курс «Техническое черчение» введён с целью дальнейшего подготовки учащихся к поступлению в технические Сузы, Вузы.

Курсы «Словарные средства выражения комического», «Коварные знаки препинания» введены с целью расширение кругозора обучающихся, формирование навыков работы со справочной литературой, развитие навыков исследовательской работы, повышение интереса к гуманитарному образованию, реализация интереса к предмету.

Курсы «Химия в задачах», «Роль неорганической химии в жизни», «Изучение органической химии через эксперимент» введены с целью усиления предмета «Химия».

Курс «Профессиональная ориентация» направлен на формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

В процессе реализации элективных курсов по выбору решаются следующие задачи:

привитие интереса обучающихся к выбранному предмету;

развитие способности к освоению предмета на повышенном уровне;

создание условий для подготовки обучающихся к экзаменам по выбору.

Обязательная и максимальная учебная нагрузка обучающихся во всех классах соответствует требованиям регионального учебного плана.

Трудоемкость учебного плана уровня основного общего образования