Пояснительная записка к обучению грамоте пнш

Рубрики Статьи

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс ПНШ

Столичный учебный центр
г. Москва

Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с ФГОС, «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа», на основе Концепции стандарта второго поколения и авторской программы » Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова «Обучение грамоте».

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка,

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельнос­ти);

развитие умений слушания и говорения;

расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

приобретение и систематизация знаний о русском языке;

раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

формирование у детей чувства языка.

Общая характеристика курса.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.

Период обучения чтению и письму состоит из 3 этапов:

Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом составляет 215 часов.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета обучение грамоте в начальной школе выделяется 207 часов из них на обучению грамоте (чтение) 92 часа 4 часа в неделю, обучению грамоте (письмо) 115 часов 5 часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Обучение грамоте как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Вклад курса в решении основных педагогических задач

— Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; — воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной. Учебный предмет «Обучение грамоте» содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Особенности содержания учебной деятельности учащихся

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе, уметь вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Программа ориентирована на формирование умений распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение. Использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Результаты освоения курса

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Учебные предметы обеспечивают формирование метапредметных: познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-след­ственных связей. Ориентация в морфологической и синтак­сической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает раз­витие знаково-символических действий — замещения (напри­мер, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоиз­менения слова). Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобща­ющую и планирующую функции.

К концу подготовительного периода

обучающиеся должны знать/ понимать:

на уровне образных элементарных представлений структурные
единицы языка: слово, предложение, текст;

знать, называть и различать по форме структурные единицы
графической системы — элементы печатных и письменных букв рус­ского алфавита.

составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 пред­ложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письмен­ными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Требования к концу основного звукобуквенного периода

обучающиеся должны знать/понимать что:

звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на удар­ные и безударные;

слово представляет собой единство звучания и значения;

звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью
условных графических символов (кружков, квадратов), но люди
издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными
значками;

основные слова называют предметы, их признаки, действия,
неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат
для связи основных слов в предложении; графические символы их
обозначения;

устное высказывание членится на предложение и текст, эти
единицы языка можно также изобразить графически;

элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных
букв;

форма каждой печатной буквы состоит из элементов, рас­положенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

формы всех письменных букв состоят из элементов, распо­ложенных в определенном пространственно-количественном соотношении.

акцентировано произносить звуки в заданной последова­тельности в слове, выделять один из них (в соответствии с зада­нием учителя) и давать ему полную характеристику;

при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэ­пически;

читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов
по слогам и орфоэпически;

перекодировать звуковую форму слов из условно графичес­кой в буквенную и наоборот;

анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму;

выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

выполнять узоры-бордюры и росчерки.

Использовать приобретенные знания и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни, а именно:

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений
о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение,
текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

осуществлять приемы связного воспроизведе­ ния букв и их соединений на письме; Создание и запись слов из заданных слогов. Диагностирование орфографической зоркости.

Требования к концу заключительного периода обучения грамоте

Обучающиеся должны знать/ понимать:

структуру родной речи, иметь образные представления, о
единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях
более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

графических системах печатных и письменных букв русского
алфавита;

форме каждой буквы как пространственно-количественной
совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования
письменными принадлежностями.

Читайте так же:  Право шизофреников на наследство

читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика
темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст;

связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как
отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или пись­менного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей
каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни, а именно:

выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений
о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение,
текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведе­ния букв и их соединений на письме;

применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й » ].

Тематическое планирование обучение грамоте ( азбука)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС

1 ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, 1 КЛАСС Пояснительная записка. Программа разработана на основе основной образовательной программы школы,учебного плана школы на учебный год и в соответствии с Программой для Специальных (коррекционных) Образовательных Учреждений VIII вида,1-4 класс под ред. В.В.Воронковой. М, Просвещение,2012 г, 9-е издание ( автор В. В. Воронкова). По учебному плану на предмет отведено 5 часов в неделю, всего в учебном году- 165 часов. Выполнение учебной программы обеспечивается учебнометодическим комплексом: 1. Программы С(к)ОУ VIII вида М.; «Просвещение», 2013 г. 2. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы»(в. В. Воронкова: М., Просв, 1998.)- пособие для учителя. 3. Букварь (для С(к)ОУ VIII вида) В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина. М; Просвещение, 2012 г. 4. Мет. пособие «Обучение учащихся 1-4 кл. вспомогательной школы» (русск. язык, М., Просвещение, 1982) 5. Рабочие тетради по обучению грамоте. 6. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»; М. «Просвещение» 2011г. Цель: -Привитие навыков правильного и осмысленного чтения доступных для понимания текстов. Задачи: — Создать условия для успешной адаптации каждого ребенка к роли школьника, к учебной деятельности; — Познакомить детей с режимом и требованиями школы; — Сформировать понятия «слово», «предложение», «слог», «буква», «звук», составление схем; — Подготовить детей к чтению, письму, создать условия для развития речи учащихся, обогащения пассивного и активного словаря; — Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности, зрительного восприятия, пространственного ориентирования и фонетического слуха уч-ся; — Создать условия для развития навыков общения, поведения в коллективе; — Воспитывать в детях нравственные качества, трудолюбие, аккуратность, дружелюбие;

2 — Формировать правильное звукопроизношение, уточнять артикуляцию звуков. Основные методы и приемы деятельности: беседа, работа с учебником, самостоятельная работа, демонстрация, наблюдения, экскурсия, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки, речевая гимнастика; организация дидактических игр и игровых упражнений. Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. I четверть. (45 ч.) Тема Кол-во Дата Примечание часов Добукварный период (25 часов) Цели: — Создание условий для подготовки уч-ся к овладению первоначальными навыками чтения, письма. — Формирование обще-речевых навыков, фонематического восприятия. — Развитие слухового, зрительного восприятия. -Совершенствование произношения и пространственной ориентации. — Развитие устной речи уч-ся в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 1 Знакомство с учащимися. Беседа «Лето». 2 Знакомство со школой, классом. Беседа «Здравствуй, школа!» 3 Знакомство с режимом школы. «Порядок в классе», «Уроки и С.3 С.4-5 С.6

3 перемены». 4 Беседа «Мое окружение» (где я живу, учусь, дорога в школу, адрес). 5 Беседа «Семья». Понятие «слово». 6 Игрушки. Понятие «слово» (условно-граф. изобр.) 7 Школьные вещи. Работа над словом. Игра«Собери портфель». 8 Предложение. Составление и анализ. Беседа на тему «Режим дня школьника». Разучивание стихотворения. 9 Составление предложений по картинкам. Дифференциация сходных по звучанию слов и предметов.) 10 Слог- часть слова. Беседа «Школьный сад». Игра «Угадай слово по слогу». 11 «Огород» (беседа) Деление слов на слоги. Игра «Овощи и фрукты». 12 Деление слов на слоги и составление слов. Условнографическая запись слов и Беседа «В поле». 13 Понятие «звук». — Выделение из слова звука [а]. Составление рассказов на тему «Сквер», «Поле». Работа по сюжетной иллюстрации С.7 С.8 С.8 С.9-10 С.11 С.12 С.13 С13 10 ч. С.14 — Выделение звука [у]. Отгадывание загадок. С.15 — Выделение звука [м]. Беседа на тему «В лесу». Отгадывание загадок, разучивание С.16

4 стихотворений. — Работа по содержанию сказки «Колобок». Рассказывание сказки. — Повторение материала по звукам [а], [у], [м]. С.17 Иллюст. м-л — Работа по содержанию сказки «Репка». Закрепление изуч-х звуков. — Закрепление сказок «Репка», «Колобок». Инсценирование. С.18 С УМЕНИЯ: — делить предложения (из 2-3 слов) на слоги; — делить двусложные слова на слоги; — выделять звуки [а], [у], [м] в начале слов; — владеть графич. навыками; — составлять предложения из 2-3 слов; — подбирать слова на заданный звук. Букварный период (20 часов) Цели: — Формирование понятия «звук», «буква». Предупреждение смешения этих понятий. — Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. — Выделение изучаемых звуков в речи и на письме. 1 Звук и буква А, а. Выделение, С.19 чтение, запись. 2 Звук и буква У, у. Выделение, С.20

5 чтение, запись. 3 Сочетания ау, уа, С.21 дифференциация. Звуко — буквенный анализ. Работа с разрезн. азбукой. 4 Звук и буква М, м. С.22 5 Слоги ам, ум. Звуко — буквенный С.23 анализ. Работа с разрезной азбукой. 6 Слоги ма, му. Составление и С.24 чтение слов. Дифференциация ам ма. 7 Слоги ум му. Составление и С.25 чтение слов. Дифференциация ум-му. 8 Звук и буква о, о. С.26 9 Дифференциация слогов ом мо. С.27 Чтение слогов с изученными буквами. Дополнение слов. 10 Повторение изученных звуков и букв. С.28 УМЕНИЯ: — различать звуки на слух и в произношении; — анализ звуко — букв. слогов; составление слогов; — писать и читать строчные и прописные буквы. II четверть. ( 35 часов.) Тема Кол-во часов Цели: — Формирование умения соотносить звуки с соотвест. Дата Примечание

6 буквами, определять местонахождение их в словах. — Формирование умений образовывать открытые и закрытые двухзвуковые слоги из звуков [м], [л], [н], [ы], [х], [с], [р], чтение этих слогов протяжно и слитно. — Составление и чтение слов из двух слоговых структур (мы — ла, ра — ма). — Формирование умения образовывать и читать трехбуквенные слова, состоящие из одного закрытого слога. 1 Повторение звуков и букв, С.28 изученных в I четверти. 2 Звук и буква С, с. выделение звука, С.29 обозн. буквой. 3 Слоги и слова со звуком и буквой 3 ч. С С, с. Составление и чтение обратных слогов (ас, ус, ос); прямых слогов (са, су, со). Сравн. звуко — бук. анализ (ас-са, ус-су, ос-со) 4 Составление и чтение слов из усв-х слогов (са — ма, ма — ма, о — С.31 са). Составление и чтение 5 Звук и буква Х, х. С.32 6 Слоги и слова со звуком и букв. Х, х. Сравнит. звуко-буквен. ан-з слов. 7 Составление и чтение слов и предложений из усв-х слогов со С С.35-36

7 звуком и буквой Х, х. 8 Звук и буква Ш, ш. С.37 9 Обратные и прямые откр. слоги С.37 со звуком и буквой Ш, ш. Сравнит. звуко — букв. анализ. 10 Слова и предложения из усв-х С.38 слогов со звуком и буквой Ш, ш. 11 Дифференциация звуков [с] — [ш] С Звук и буква Л, л. Обратные и прямые слоги. Открытые слоги со звуком и буквой Л, л. 13 Составление и чтение слов, сост-х из одного закрытого слога (сам, сом, лом, мал). Чтение предложений с этими словами. 14 Звук и буква Ы. Слоги и слова со звуком и буквой. Предложения. 15 Звук и буква Н, н. Выделение звука, слова со звуком и буквой Н, н, составление слогов. Чтение 16 Звук и буква Р, р. -Звук и буква Р, р, выделение звука, слова со звуком и буквой Р. 3 ч. С С ч. С ч. С ч. С.48 — Слоги и слова со звуком и буквой Р, р Дифференциация звуков [р]- [л]. Упр. в чтении слогов и слов. — Составление предложений из слов с буквой и звуком Р. 17 Дифференциация изученных звуков и букв. 18 Повторение и закрепление изученных звуков и букв. С.51 С.52 С.53 С.54-55

8 III четверть. (45часов) Тема Кол-во Дата Примечание часов 1 Повторение изученного во II С.53 четверти 2 Звук и буква К, к. — слоги и слова с буквой К. 3 ч. С.56 Составление, чтение слов и — слова с буквой К в начале и в конце слова. — упражнения в чтении слов и 1ч. С.57 С.58 3 Звук и буква П, п. — слоги и слова со звуком и буквой П. — закрытые слоги из 3- х букв. Слова с данными слогами. — слова из 2-3- х слогов со звуком и буквой П. Чтение — дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Упражнения в чтении слов и предложений с изученными звуками и буквами. — упражнения в чтении слов из 2-3- х слогов. Предложения с этими словами. 5 ч. С.59 С.60 С.61 С.62 С.63 4 Звук и буква Т, т. — слоги и слова со звуком и буквой Т. — чтение слов из 2- х слогов, предложений с этими словами. — чтение слов из 2-3 слогов, предложений с данными словами. 3 ч. С.64 С.65 С.66

9 5 Звук и буква И, и. — буква И в составе предложения (как союз) — звук и буква И в начале и середине слов. — звук и буква И как показатель мягкости согласных. Чтение слов и — дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. Чтение слов и — слог ШИ. Чтение слов, 6 Звук и буква З, з. — слоги с твердым согласным З. Чтение слов с открытыми слогами. — слоги с твердым и мягким согласным З, з. Чтение слов и — дифференциация звуков и букв [з]- [с]. Чтение слов и — упраженеия в чтении слов, сходных по звучанию. Предложения с данными словами. 7 Звук и буква В, в. — слоги и слова со звуком и буковой В, в. — чтение слов из 2-3 х слогов с твердыми и мягкими согласными. — упражнения в чтении слов и 8 Звук и буква Ж, ж. — слоги и слова со звуком и буквой Ж. — упражнения в чтении слов и — слог ЖИ. Чтение, составление слов. 5 ч. 4 ч. 3ч. 5 ч. С.67 С.68 С.69 С.70 С.71 С.72 С.73 С.74 С.75 С.76 С.77 С.78 С.79 С.80 С.81

Читайте так же:  Судебные приставы мытищи карла маркса 4

10 — дифференциация звуков и букв Ж — Ш. Чтение слогов, слов, — слоги ЖИ — ШИ. Дифференциация, чтение слов и 9 Звук и буква Б, б. — слоги и слова со звуком и буквой Б в начале. — слова из 2-3 х слогов с буквой Б в начале и середине. — упражнения в чтении слов и — дифференциация звуков и букв [б]- [п] в слогах и словах. 10 Звук и буква Г, г. — слоги и слова со звуком и буквой Г. — слова из 2-3 х слогов с буквой Г в начале и середине. — дифференциация звуков и букв [г]- [к]. Чтение слов и — упражнения в чтении слов и 11 Звук и буква Д, д. — слоги и слова со звуком и буквой Д. — слова из 2-3- х слогов с буквой Д в начале и середине. — упражнения в чтении предложений и текстов. — дифференциация звуков и букв [д]- [т]. 12 Звук и буква Й. — слоги и слова с Й. — слова из 2-3-х слогов с буквой Й в середине и на конце слова. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 1ч. 1ч. С.82 С.83 С.84 С.85 С.86 С.87 С.88 С.89 С.90 С.91 С.92 С.93 С.94 С.95 С.96 С.97

11 13 Повторение изученного в III четверти. IV четверть. (40 часов) Тема Кол-во часов 1 Повторение звуков и букв, изученных в III четверти. 2 Звук и буква Й. — слоги и слова со звуком и буквой Й. Чтение слов из 1-2- х слогов с буквой Й в середине и на конце. — составление и чтение слов с Й. Дифференциация звуков и букв И Й на слух, в произношении и при чтении слов. 3 Буква Ь, как показатель 3 ч. мягкости на конце слова. — слова с Ь на конце слов в единственном числе. — слова с твердой и мягкой согласной на конце,дифференциация. — составление и чтение слов с Ь в середине и на конце. 4 Повторение изученного. — сравнительный звуко — буквенный анализ слов с наращенными слогами и с заменой гласных и согласных на конце. — сравнительный звуко — буквенный анализ и чтение слов, близких по звучанию — упражнения в чтении слов из 2-3 слогов, предложений с данными словами. 3 ч. Дата Примечание С.98 С.99 С.100 С.101 С.102 С.103 С.104 С.105

12 5 Звук и буква Е, е. — составление и чтение слов с буквой Е в начале слова. — буква Е как показатель мягкости предшествующего согласного. — упражнения в чтении слов из 2-3- х слогов с буквой Е в середине и на конце слова. 6 Буква Ё, ё. — составление и чтение слов с буквой Ё в начале и середине слова. — буква Ё как показатель мягкости предшествующего согласного. — упражнения в чтении слов с буквой Ё после согласного. 7 Звук и буква Я, я. — составление и чтение слов с буквой Я в начале слова. — буква Я как показатель мягкости предшествующего согласного. — упражнения в чтении слов с буквой Я после согласного, предложений с этими словами. 8 Звук и буква Ю, ю. — слова с буквой Ю в начале слога. — буква Ю как показатель мягкости согласного. — сравнительный звуко- буквенный анализ слогов и слов с твердыми и мягкими согласными (перед гласными У, Ю) 9 Звук и буква Ц, ц. — закрытые и открытые слоги с буквой Ц. Чтение слов с буквой Ц на конце. — слова, содержащие открытые слоги с буквой Ц. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 1 3 ч. С.106 С.107 С.108 С.109 С.110 С.111 С.112 С.113 С.114 С.115 С.116 С.117 С.118 С.119

13 10 Звук и буква Ч, ч. — закрытые слоги с буквой Ч. Слова с данными слогами. — упражнения в чтении слов с закрытыми слогами с буквой Ч в середине. — упражнения в чтении слов с открытыми слогами с буквой Ч в середине. — слоги ЧА, ЧУ, дифференциация. Слова с данными слогами. — чтение слов и предложений с изучаемыми буквами. 11 Звук и буква Щ, щ. — слоги и слова со звуком и буквой Щ. — слоги ЩА — ЩУ. — дифференциация слогов ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Составление и чтение слов с данными слогами. — дифференциация звуков, слогов и слов с буквами Ц, Ч, Щ. 12 Звук и буква Ф, ф. — слова со звуком и буквой Ф в начале, середине и на конце. — Чтение и составление слогов и слов с данными буквами. -дифференциация звуков и букв В — Ф. 13 Звук и буква Э, э. — слова с буквой и звуком Э в начале слова. — упражнения в чтении слов с буквой Э в составе 14 Буква Ъ. — слова с Ъ (в середине) после согласной, их значение. — дифференциация слов с Ь и Ъ 5 ч. 4 ч. 3ч. 1ч С.120 С.121 С.122 С.123 С.124 С.125 С.126 С.127 С.128 С.129 С.130 С.131 С.132 С.133 С.134 С.135

14 (разделительными знаками). 15 Повторение изученного за год. С Учащиеся должны уметь: -различать звуки на слух и в произношении; -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; -плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. -отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; -слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -писать строчные и прописные буквы; -списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. Учащиеся должны знать: -наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Рабочая программа по письму ПНШ (1 класс)

Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 113 часов – 5 уроков в неделю.

Цель — обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения письму является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.

Природа письма характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.

В обучении письму различаются три периода: подготовительный, основной звукобуквенный, заключительный.

Рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему:
Рабочая программа по обучению грамоте ФГОС 1 класс ПНШ

Рабочая программа по обучению грамоте ФГОС 1 класс ПНШ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, Примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы « Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель курса : обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

1. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты.

2. Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развитие фонематического слуха.

3. Усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Литературное чтение» и представляет основу для всего последующего обучения.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов и кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные и письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим обучающиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 „Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования“ учебного плана школы на изучение „Обучение грамоте“ отводится 4 часов в неделю ( 92 часа)

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе реализации данной программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Читайте так же:  Какой штраф за транзиты

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПЛАНИРОВАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям, которые в этом нуждаются, через обращение к читательскому опыту школьников;
  • ценностное отношение к природному миру;
  • смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.
  • умение работать с источниками информации;
  • умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;
  • развитие способности к осмысленному и внимательному чтению;
  • умение осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
  • установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него;
  • умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
  • умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;
  • умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;
  • проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
  • умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • умение обосновывать собственное мнение и позицию;
  • умение адекватно учитывать позицию собеседника.

Подготовительный период (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Основной звукобуквенный период (76ч)

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки

(непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твёрдые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] — баян, [р’ису´й’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но] — но; [н’о] — нё; [ру] — ру; [р’у] — рю; [ла] — ла; [л’а] — ля; [мэ] — мэ; [м’э] — ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь .

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв(строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, еЕ, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости%глухости звуков [д — т, д’ — т’, з — с, з’ — с’, г — к, г’ — к’, в — ф, в’ — ф’, б — п, б’ — п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, жЖ, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж] — [ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

Заключительный период (6 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ