Платные парковки защита прав потребителей

Рубрики Статьи

Защита прав потребителя: повреждение автомобиля на платной стоянке

Пользуясь услугами платной стоянки для автомобилей, потребителю необходимо правильно оформить свои отношения с организацией или ИП этой автостоянки. Такие взаимоотношения регулируются положениями ГК РФ о договоре хранения, и поскольку очень часто автовладельцем является гражданин — потребитель, то, соответственно, и Законом РФ «О защите прав потребителей». Также Правительством РФ утверждены «Правила оказания услуг автостоянок» (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. №795).

Лицом, оказывающим услуги по хранению автомобиля может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. По действующему законодательству о защите прав потребителей, исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до потребителей полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д.

Договор с исполнителем должен заключаться в письменной форме, при этом письменная форма договора считается соблюденной, если автостоянка выдала Вам при приемке автомобиля сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием государственного регистрационного номера автомобиля. Чаще всего выдают квитанцию об оплате и в ней должно значиться: оплата за хранение а/м гос. номер Х ХХХ ХХ ХХ. Однако по действующим «Правилам оказания услуг автостоянок» подобное допускается при краткосрочной разовой постановке автомобиля — на срок не более суток. При более длительном хранении автостоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки, и приблизительную стоимость транспортного средства.

Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение в случае повреждения либо угона автомобиля с территории стоянки и поможет без излишних проволочек взыскать с виновника причиненный ущерб.

Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, по вашему требованию должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля. Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, один из которых остается у вас. Естественно, что о произошедшем необходимо заявить в ближайшее отделение милиции. Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, имеющих соответствующую лицензию на оценочную деятельность. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать и представителей автостоянки путем отправки телеграммы либо заказного письма с уведомлением о вручении. В случае их неявки осмотр может быть произведен и в их отсутствие.

После того, как будет определена сумма причиненного Вам ущерба, на имя руководства автостоянки необходимо написать заявление — претензию, в которой изложить требование о возмещении ущерба, расходов на экспертизу и т.д. в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. При этом согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» можно потребовать расторжения договора на оказание услуг, оказанных с существенными недостатками, и возврата оплаченной за услуги автостоянки суммы, либо уменьшения их стоимости. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

«Паркоматы из-за мелочи воровать не будут»

Защитники прав потребителей просят мэрию Москвы упростить оплату парковки

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) попросило столичные власти упростить способы оплаты парковки в Москве. По мнению правозащитников, действующая система в некоторых случаях нарушает закон, так как создает неравные условия для автомобилистов: многие из них не могут оплачивать стоянку через смартфон или банковской картой.

Защитники прав потребителей выявили признаки нарушения закона в существующем порядке оплаты пользования платными парковками в центре Москвы. В ОЗПП считают, что у приезжих автомобилистов и тех, кто редко пользуется этой услугой, часто возникают сложности с ее оплатой. В связи с этим правозащитники обратились с письмом к столичному мэру, призвав Сергея Собянина сделать процесс оплаты более простым и доступным.

Сейчас водитель, пользующийся платной парковкой в столице, лишен возможности оплатить муниципальную услугу без использования специальных средств — смартфона, банковской карты, интернета. Правозащитники в письме к мэру считают, что такие ограниченные условия пользования услугой нарушают права неопределенного круга потребителей.

«Без проблем оплатить услугу могут только те водители, которые имеют на руках исправный телефон или банковскую карту, — говорится в письме. —

Что касается тех автомобилистов, которые хотят заплатить за парковку наличными, это сделать без затруднения практически невозможно.

Парковочные карты, продававшиеся поначалу, на данный момент отменены, а дорогостоящие годовые абонементы не всеми востребованы».

Активисты обосновывают свое ходатайство к московским властям ст. 16 закона «О защите прав потребителей», которая гласит, что «запрещается обусловливать приобретение товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Читайте так же:  Если нет ответа на заявление в ук

Депутат Валерий Рашкин попросил прокуратуру проверить, как паркуются чиновники

Правозащитники признаются, что заняться этой проблемой они были вынуждены после того, как количество жалоб потребителей, столкнувшихся с затруднениями при оплате платных парковок в Москве, многократно возросло.

Стоит отметить, что оплатить парковку наличными автомобилисты все же могут, но не напрямую в паркомате. ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), занимающееся организацией работы платных парковок в Москве, принимает платежи наличными только через посредника — терминалы платежной системы Qiwi. В случае такого способа оплаты автолюбитель вынужден оплачивать комиссию в размере 2% суммы платежа. К тому же далеко не всегда такие терминалы можно найти сразу. Кстати, в письме правозащитники обратили внимание и на тот факт, что право сбора средств предоставлено только одной платежной системе.

В свою очередь директор по стратегическому развитию ГКУ «АМПП» Ксения Бродуленко считает, что

в Москве сейчас реализован самый большой в мире ассортимент способов оплаты стоянки.

«Наличными платить тоже можно — через терминалы Qiwi, нахождение которых отмечено на карте в нашем мобильном приложении, — рассказала «Газете.Ru» Бродуленко. — Мы готовы рассматривать предложения о сотрудничестве и от других операторов, но, кроме «Элекснет», никто больше заинтересованности не проявлял. Правда, и с ними перейти на практическую стадию сотрудничества пока не удалось.

Кроме того, скоро возобновится и продажа специальных карт: сейчас мы ожидаем их завоза».

По словам Бродуленко, использование паркоматов с опцией оплаты наличными имеет определенные сложности. «Мы намеренно не включаем возможность наличной оплаты через паркоматы, — пояснила она. — Как минимум в таком случае будет нужна инкассация. Это в Европе можно заплатить за стоянку одной-двумя монетами по €1. Представьте, что будет у нас, если все начнут оплачивать парковку монетами номиналом 10 руб., — паркоматы будут очень быстро заполняться».

«Вторая причина, и она более существенная, — это вандализм, — поясняет представитель ГКУ «АМПП». —

Паркоматы и сейчас часто портят, сбивают на автомобилях. А если в них будут находиться деньги, то их попросту будут красть.

Банковские терминалы, например, более защищены от подобного, так как находятся либо внутри зданий, либо вмонтированы в стены домов».

По ее мнению, отсутствие возможности оплатить стоянку наличными через паркомат не является проблемой. «Ознакомиться с условиями пользования платной парковкой в Москве можно и в интернете, и с помощью информационных табличек в зонах платной парковки. И для приезжих автомобилистов это не должно составить трудность. Например, лично я, когда еду в путешествие в незнакомый город, предварительно изучаю правила пользования услугами, которые мне могут потребоваться», — отметила Бродуленко.

В МАДИ опровергают случаи незаконной эвакуации автомобилей

Однако председатель ОЗПП Михаил Аншаков не считает эти доводы убедительными. «Я не вижу проблемы в том, чтобы поставить какие-то другие паркоматы, которые не заполнялись бы монетами так быстро, — заявил «Газете.Ru» Аншаков. — Да, придется заниматься инкассацией. Ну и что в этом страшного? Платная парковка должна быть удобна прежде всего самим потребителям, а не властям. Что касается вандализма, то это тоже похоже на отговорку: паркоматы же не в темных подворотнях стоят, а на хорошо освещенных улицах. Уверен, что из-за мелочи их воровать не будут».

По словам Аншакова, эксперты увидели в существующей системе работы «Московского паркинга» нарушения закона только в отдельных частных случаях. «Именно поэтому мы обратились в мэрию с требованием дать разъяснения и принять меры, а не пошли сразу в суд, — поясняет собеседник. — Но если ситуация не изменится, то будем привлекать пострадавших потребителей и решать проблему через суд, чего нам очень не хотелось бы».

Чиновников Казани могут наказать за невозможность оплатить стоянку наличными

Проект казанских властей по организации платных парковок в центре города нарушает закон о защите прав потребителей. К такому выводу пришел татарстанский Роспотребнадзор, признав обоснованными жалобы водителей на отсутствие возможности оплатить парковку наличными. В итоге казанских чиновников могут привлечь к административной ответственности. В мэрии Казани считают претензии Роспотребнадзора необоснованными — в других городах паркоматы также не принимают наличные. Однако власти надеются заключить договоры с федеральными операторами платежных терминалов.

Управление Роспотребнадзора по Татарстану посчитало платные муниципальные парковки в Казани нарушающими закон о защите прав потребителей. Это следует из письма управления, направленного водителю, который жаловался, что не может оплатить парковку наличными. Ведомство признало, что местные власти не обеспечили «возможность потребителю произвести оплату путем внесения наличных денежных средств», в связи с чем намерено привлечь МБУ «Организатор городского парковочного пространства» (занимается организацией стоянок) к административной ответственности за правонарушение.

Напомним, платные парковки в Казани действуют с 9 февраля 2015 года. Всего в центре города организовано 1,25 тыс. стояночных мест на 27 площадках. Стоимость одного часа составляет 50 руб., в том числе ночью и в нерабочие дни (льготы для жителей центра не предусмотрены). На портале «Казанский паркинг» сказано, что парковку можно оплатить через паркомат (с помощью банковской либо транспортной карты), по SMS, через мобильное приложение либо сам портал. «Паркомат не принимает наличные денежные средства», — подчеркивается на сайте. На оплату парковки предусмотрено 15 минут. Штраф за неоплату парковки составляет 2,5 тыс. руб. Его власти намерены взимать с 1 апреля.

Читайте так же:  Сайт трудовой инспекции ульяновск

По последним данным мэрии Казани, парковку в Казани оплатили более 2 тыс. человек. Поступления в бюджет пока не превысили 200 тыс. руб.

На организацию парковок чиновники Казани взяли трехлетний кредит у республики в размере 36,5 млн руб. Сколько из них было потрачено на организацию системы оплаты парковок, в частности, закупку паркоматов, не сообщалось. Известно лишь, что по итогам конкурсов 450 тыс. руб. досталось ООО «Транспортная карта» (за обеспечение приема платежей с помощью бесконтактной карты), 1,8 млн руб. — ООО «ФИТ» (за прием и обработку платежей без открытия счетов, а также SMS-информирование), 224 тыс. руб. — Банку Казани (за платежные транзакции на сумму 15 млн руб.)

В администрации Казани считают претензии Роспотребнадзора необоснованными. «Существуют различные варианты для приема наличных с целью оплаты парковки», — заявили „Ъ“ в МБУ «Организатор городского парковочного пространства». В их числе в учреждении назвали «Транспортную карту», которая имеет «более 700 точек пополнения» в городе, а также терминалы оплаты «Элекснет» и QIWI, через которые пополняется эта карта. Кроме того, в апреле МБУ намерено заключить договор «с одним из федеральных операторов терминалов по приему наличных денежных средств».

В МБУ подчеркнули, что в других городах также «нет возможности оплаты парковки наличными через паркомат в связи рисками вандализма и большими затратами на реализацию (необходимость наличия в паркомате сейфа, сдачи, инкассации)». «Даже если претензии Роспотребнадзора РТ суд сочтет обоснованными… это никак не скажется на сроках запуска пилотного проекта парковочного пространства (1 апреля — „Ъ“)», — отметили в учреждении. В адрес МБУ обращений от Роспотребнадзора не поступало.

Ведущий юрисконсульт юридического агентства «Юнэкс» Анна Гараева говорит, что Роспотребнадзор не может приостановить деятельность парковок в Казани, поскольку ч. 4. ст. 14.8 (неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов) не предусматривает «административного приостановления деятельности». Вместе с тем на МБУ, согласно закону, может быть наложен штраф от 30 до 50 тыс. руб., на должностных лиц учреждения — от 15 до 30 тыс. руб. По ее словам, МБУ должно предоставлять способ оплаты на выбор потребителя.

Отметим, что в Москве потребители также возмущались ограничением способов оплаты муниципальной парковки. В сентябре к мэру города обратилось общество защиты прав потребителей, которое указывало, что «без проблем оплатить услугу могут только те водители, которые имеют на руках исправный телефон или банковскую карту». Оплату наличными принимали «только терминалы Qiwi, которые нужно еще найти и заплатить за перевод комиссию». Впоследствии общество подало иск по этому поводу в суд.

В Казани активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) собираются обратиться в прокуратуру. «Мы попросим, чтобы прокуратура обязала привести в соответствие с федеральным законодательством данный вид услуги», — заявил „Ъ“ татарстанский представитель ФАР Рамиль Хайруллин. По его словам, на парковках должна появиться «табличка, что стоянка может быть оплачена наличными через терминалы». Эти терминалы должны быть в шаговой доступности, считает господин Хайруллин.

Роспотребнадзор: Платные парковки нарушают права потребителей

К такому выводу ведомство пришло после проверки по факту обращения туляка, который пожаловался на отсутствие возможности оплатить парковку наличными.

Роспотребнадзор выявил нарушения в организации платных парковок в части невозможности оплаты данных услуг с помощью наличных средств. Об этом говорится в ответе на обращение одного из туляков.

В частности, обратившийся в Роспотребнадзор житель города указал на отсутствие возможности оплаты парковки с помощью наличных денежных средств, что нарушает его права как потребителя. Оплатить услугу можно либо на специальном сайте, либо через приложение, либо с помощью смс, однако отсутствие возможности оплатить услугу наличными делает эти методы «нарушающими закон «О защите прав потребителей».

— Согласно закону, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Получается, что потребитель в нарушение закона должен сначала подключиться к сети Интернет или заключить договор с оператором мобильной связи, а только потом получить доступ к платной парковке. А если ему не нужен Интернет? В этом случае как раз придется приобрести ненужный товар, а только потом получить нужную услугу в виде парковочного места. Кроме того, имеет место навязанная услуга в виде всевозможных комиссионных оператора при оплате через мобильную связь или Интернет, — говорится в обращении.

В Роспотребнадзоре, в свою очередь, провели проверку и выявили нарушения закона.

Более того, ведомство выдало предписание об устранении выявленных нарушений МКУ «Автохозяйство», как эксплуатирующей организации по вопросам платного паркинга. Однако в МКУ «Автохозяйство» не подтвердили ни факт получения предписания, ни возможность его исполнения.

Читайте так же:  Договор подряда взять кредит

— Мы предписание не получали. Но даже в этом случае указания Роспотребнадзора будут направлены в администрацию города Тулы. Мы действуем по решению Тульской городской Думы в качестве оператора. А оператор исполняет решения, прописанные в региональном законодательстве региональным парламентом. Решение и законопроект принимала Тулгордума, организацией занимается администрация города, мы же являемся исполнителями, — пояснил глава «Автохозяйства» Дмитрий Роденков.

Напомним, ранее уже было обращение в прокуратуру с просьбой провести аналогичную проверку. Чуть позже прокуратура выявила многочисленные нарушения в вопросах организации платного паркинга, однако указанной проблемы среди перечисленного не было.

Теперь же проблему выявил и подтвердил ее наличие Роспотребнадзор, а значит, устранять нарушение придется. В противном случае ответственное лицо будет привлечено к административной ответственности за неисполнение требования надзорного органа. Только вот кто именно является ответственным лицом и как будут устраняться нарушения — на данный момент неизвестно.

Платные парковки защита прав потребителей

Скажите пожалуйста, действует ли Закон «О защите прав потребителей» в отношении ПЛАТНЫХ мунициципальных и государственных услуг.

Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Конкретно интересует услуга — ПЛАТНАЯ ПАРКОВКА автомобиля, которая сейчас введена в Москве на многих улицах.

Подпадает ли эта платная услуга под действие Закона «О защите прав потребителей»? Если в данном случае ЗоЗПП не применим, то почему?

Суд увидел нарушение прав потребителей в паркоматах, не принимающих наличку

В Чебоксарах очередной автолюбитель обжаловал штраф за неоплаченную парковку. В итоге по решению суда штраф заменили предупреждением, но по ходу дела выяснилось несколько интересных нюансов.

Фото того самого постановления со штрафом

Машина была припаркована на Деловом проезде 13 марта. Согласно фотографиям, сделанным камерой «Дозор», «Приора» простояла с 16:32 до 17:33 (а бесплатный льготный период в Чебоксарах – полчаса).

По словам водителя, он приехал в тот день оформлять документы в МФЦ.

У водителя и его свидетеля, пришедшего в суд, было сразу несколько доводов, почему штраф ему должны отменить:
– Знак платной парковки он видел, но не обнаружил паркомат.
– Он не стоял час, а приезжал туда дважды: приехал, постоял менее 30 минут, отъехал, припарковался там же.
– Получив штраф, он пошел искать паркомат – и пришел к выводу, что с места парковки этот черный ящик незаметен.
– Текст, как пользоваться паркоматом, со стороны дороги написан на чувашском языке. Он, как мариец по национальности, считает это дискриминацией и введением в заблуждение при оказании услуги (на русском языке инструкция со стороны пешеходной дорожки).
– Оплатить стоянку можно только с карточки или СМС-кой, но ведь у человека может не быть денег на счету.

Большинство доводов суд отмел. Например, факт, что машина уехала а потом встала на то же место не доказан, и по фото непохоже, что она перемещалась. Но кое с чем согласился:

Из представленного заявителем и свидетелем в суд фотоматериала следует, что паркомат не предусматривает оплату времени парковки наличиными деньгами, что затрудняет исполнение обязанности по оплате услуг парковки и является нарушением законодательства о защите прав потребителей. Также подтверждается довод о малозаметности паркомата, отсутствия достаточного информирования о его расположении (в том числе того, что информация на общедоступном русском языке не обращена к водителем со стороны парковки).

В итоге Ленинский райсуд постановил заменить штраф предупреждением – с учетом того, что автомобилист «привлекается к административной ответственности за совершение однородного правонарушения впервые».