Органы опеки г азов

Рубрики Статьи

Содержание:

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медецинской и социальной помощи Доверие» Азовского района

Орган опеки и попечительства Азовского РОО

Наименование муниципального образования

Наименование органа опеки и попечительства

Азовский районный отдел образования

Заярная Марина Викторовна

346780, Ростовская область, г.Азов, ул.Мира, 102

8(863 42) 6 40 70

8(863 42) 6 40 70

http: // asovroo. Ru

Структурное подразделение, осуществляющее полномочие по опеке и попечительству над несовершеннолетними

Сектор опеки и попечительства
(кабинет № 9, № 10)

Содержание раздела:

  1. Контактная информация
  2. Гостевой режим
  3. Опека (попечительство)
  4. Приемная семья
  5. Усыновление
  6. Налоговый вычет
  7. Информация о службах сопровождения замещающих семей
  8. Наша приемная семья
  9. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации
  10. Школа приемных родителей
  11. Профилактика социального сиротства
  12. Дети под опеку

Контактная информация

Адрес:

346780, Ростовская область, г. Азов, ул. Кондаурова, 53/47 (кабинет № 9, № 10)

Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) — форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.

Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Опека (попечительство)

Опека — форма устройства малолетних (несовершеннолетних) граждан до четырнадцати лет, при которой опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.

В данном случае не может быть заключен трудовой договор. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей. С правовой точки зрения – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком личных и имущественных отношений, аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.

Налоговый вычет

Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 30.04.2013 № ЕД-4-3/8054 единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю предоставляется налоговый вычет в двойном размере.

Письмо рекомендуем для изучения.

Информация о службах сопровождения замещающих семей

Куда идти усыновителям, опекунам (попечителям) в случае возникновения вопросов или проблем

№ пп

Наименование округа/района/ муниципального образования

Муниципальное образование «Город Азов»

Наименование служб(ы) сопровождения

Муниципальное бюджетное учреждение образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Азова» (МБУО ЦППР и К г. Азова)

Почтовый и физический адрес куда обращаться

346780; ул. Дзержинского, 14, г. Азов, Ростовская область

Ежедневно с 08.00 до 16.30

Машлакова Ирина Николаевна

Ф.И.О. и контактные данные специалистов

Машлакова Ирина Николаевна (дефектолог)

Ковалева Марина Александровна (психолог)

Сайт (если имеется)

Краткая инструкция для усыновителей – с чего им начать, куда обращаться, другую любую важную информацию

Запись на консультацию осуществляется по тел.8(86342) 4-06-57

№ пп

Наименование округа/района/ муниципального образования

Муниципальное образование «Город Азов»

Наименование служб(ы) сопровождения

ГБУ СОН РО «Центр социальной помощи семье и детям – Дом семьи г. Азова» (ГБУ СОН РО «ЦСПСД г. Азова»)

Почтовый и физический адрес куда обращаться

346780, проспект Зои Космодемьянской, 90-а, г. Азов, Ростовская область

Пн-чт с 08.00 до 17.00

пт с 08.00 до 16.00

перерыв с 12.00 до 13.00

Попова Ирина Александровна

Ф.И.О. и контактные данные специалистов

Отделение приема граждан и консультирования

Зав. отд: Асатуров Сергей Размикович (психолог), тел. 8(86342)4-07-02

Соломатин Николай Леонидович(юрист)

Митрюкова Людмила Николаевна (соц. педагог)

Гурова Татьяна Михайловна (специалист по соц. работе)

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и психолого –педагогической помощи

Зав. отд.: Лаубах Ольга Петровна, тел. 8(86342)4-53-60

Мосина Светлана Николаевна (психолог)

Хижняк Валентина Викторовна (соц. педагог)

Ивахненко Оксана Евгеньевна (специалист по соц. работе)

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Зав. отд.: Радченко Елена Владимировна, тел. 8(86342)4-07-02

Рзаева Жанна Эдуардовна (педагог-психолог)

Голованева Лариса Владимировна (соц. педагог)

Хворова Татьяна Владимировна (врач педиатр)

Фоменко Ольга Александровна (логопед)

Черняев Юрий Юрьевич (массажист)

Сайт (если имеется)

Краткая инструкция для усыновителей – с чего им начать, куда обращаться, другую любую важную информацию

Первоначально необходимо обратиться в кабинет № 21 Отделения приема граждан.

В зависимости от ситуации специалисты направят посетителя к тому или иному специалисту Центра.

Наша приемная семья

Что такое семья — понятно всем, семья – это дом, семья – это мир, это одни на всех радости и печали, а еще это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. Примером такой семьи в городе Азове, может стать семья Киселевых.

Супруги Киселевы воспитывают пятерых кровных детей, трое из которых совершеннолетние и уже вошли во взрослую жизнь, имеют свои семьи.
С 2009 года семья Киселевых принимает на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дарит им семейное тепло, заботу и любовь. За этот период в семье проживали семеро детей, лишенных родительского попечения. Трое из них были возвращены в кровную семью.
Семья Киселевых принимает активное участие в мероприятиях не только городского, но и областного уровня. Имеет множество наград от администрации г.Азова, Министерства образования и губернатора Ростовской области. Все эти награды – за достойное воспитание детей.
Залогом счастливой и дружной семьи является формирование семейных традиций, в том числе в проведении свободного времени, в котором не остается место вредным привычкам, непониманию, отчужденности, озлобленности, скуки.
У детей, вырастающих на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который они проносят через свою жизнь и, став взрослыми людьми создают свои семьи, основанные на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации

Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны общества и государства к новым тенденциям развития семьи на современном этапе.

Активная политика государства последних лет, направленная на социальную поддержку семьи, материнства и детства, призвана смягчить демографические проблемы и оказать семьям помощь в воспитании детей.
Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Школа приемных родителей

МБУО Центр «СоДействие» г. Азова расположен по адресу: г. Азов, ул. Кондаурова 53/47 к. 19.
тел: 6-68-97, 8-908-195-25-38.
проводит подготовку граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Занятия проводятся два раза в неделю.

ГКУСО РО Азовский центр помощи детям
Расположен по адресу: г. Азов, ул. Ленина, 79
Тел. 4-02.15, 5-40-48
Проводит подготовку граждан желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Занятия проводятся два раза в неделю

В Центре также осуществляется психологическое сопровождение замещающих семей.

Направление для прохождения обучения можно получить у специалистов сектора опеки и попечительства Управления образования г. Азова по адресу:
г. Азов, ул. Кондаурова 53/47, к. 9,10.Телефон:6-22-17

Профилактика социального сиротства

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Сиротство — социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством .

В Азовском районе органы опеки забрали из семьи пятерых несовершеннолетних

Матери не было дома, а отец находился в состоянии алкогольного опьянения

Пятеро несовершеннолетних детей из многодетной семьи, проживающей в одном из населённых пунктов Азовского района, доставлены органами опеки и попечительства в детское отделение Центральной районной больницы. Об этом сообщила ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Галина Ибрагимова.

По её словам, по поступившему сигналу, детей забрали из семьи, поскольку отец их находился в состоянии алкогольного опьянения, а местонахождение матери было неизвестно.

Как стало известно корреспонденту «Ёрш Азов», впоследствии мать обратилась в органы опеки с заявлением, в котором просила вернуть детей в семью. По её словам, ей необходимо было уехать, и, оставив несовершеннолетних под присмотром отца, она не ожидала, что он примет столь серьёзную дозу алкоголя.

Однако её просьба не удовлетворена. Поведению родителей будет дана общественно–правовая оценка, а на заседании комиссии по делам несовершеннолетних поставят вопрос о лишении их родительских прав.

В настоящее время дети по–прежнему находятся в ЦРБ. Органами опеки и КДН решается вопрос об определении их либо в реабилитационный центр, либо в патронажную семью.

Органы опеки г азов

Проект поддержки приемных семей «Ванечка» реализуется с 2009 года.
Суть проекта – люди, допускающие для себя возможность когда-либо принять в семью ребенка, с нашей помощью дозревают до конкретных действий по устройству детей в семью и получают юридическую и общественную поддержку.
Основной ресурс проекта – созданная нами Первая в России База потенциальных приемных родителей. На ноябрь 2014 года в очереди на прием ребенка в семью в проекте «Ванечка» находятся более 700 граждан. За время работы проекта было устроено в семьи более 350 детей, часть из которых – с ограниченными возможностями здоровья.

КАК ПОДДЕРЖИВАЕМ РОДИТЕЛЕЙ или
ВОЗМОЖНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ
Мы оказываем потенциальным и действующим приемным родителям не только экспертную, консультационную, юридическую и психологическую поддержку. Иногда случаются ситуации, когда необходимо вмешаться. Где-то достаточно написать несколько писем, кому-то нужно много раз в день позвонить и что-то объяснить. Бывает, что эксперты и юристы выезжают на место и убедительно обосновывают необходимость изменения тех или иных решений. В ряде случаев привлекаются СМИ и общественность.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМНаша команда собирает, генерирует и реализует инновационные технологии в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди реализуемых проектов есть такие, как «База потенциальных приёмных родителей», «Видеопаспорт потенциального приёмного родителя»,»Всероссийская перепись потенциальных приёмных родителей», «Интерактивная карта органов опеки и других организаций, куда может обратиться будущий усыновитель».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕКуратор проекта «Ванечка» — член Общественной палаты Российской Федерации Юлия Зимова, поэтому в случае тех или иных сложностей в устройстве ребенка в семью или для популяризации успешного опыта родителей и организаций, команда проекта «Ванечка» готова включаться в совершенно разные процессы и истории, помогать семьям и развивать позитивный опыт. Мы можем не только привлекать внимание СМИ и общественности, но и помогать в реализации тех или иных проектов.

Телефон горячей линии
+7 (495) 970-20-10

Адрес
Москва
м.Курская
Нижний Сусальный переулок, д. 5, стр. 17
территория бывшего завода «Арма»

Контакты для партнеров
+7 (965) 299-29-33

Написать члену Общественной палаты России

Реквизиты
Межрегиональная общественная организация помощи детям
«НАШИ ДЕТИ»
Юридический адрес: 105064, г. Москва, Нижний Сусальный переулок,
д. 5, стр. 17
Телефон: 8(495)970-20-10
ОГРН 1087799003467 от 06.02.2008
ИНН 7715400232
КПП 770901001
ОКПО 94136059
Р/сч.: 40703810838040004962
ОАО Сбербанк России г. Москва Тверское отделение № 7982
БИК 044525225
К/с 30101810400000000225
Президент Зимова Юлия Константиновна
Главный бухгалтер Зимова Юлия Константиновна

Если Вы потенциальный или действующий приемный родитель, то при регистрации на сайте Вы получаете

СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

  • Опубликовать свою анкету в общем доступе Базы потенциальных приемных родителей (далее БППР), указать в ней желаемый возраст ребенка, пол и регион. БППР просматривают органы опеки, директора детских домов, представители общественных организаций и дети при подборе семьи для ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • Опубликовать свою видеоанкету или видеопаспорт в БППР для дистанционной презентации возможно будущему члену Вашей семьи;
  • Получить возможность оперативного общественного влияния на работу того ведомства или учреждения, с которыми регулярно возникают сложности, при помощи экспертов, юристов, добровольцев проекта, привлечения СМИ;
  • Бесплатное оказание консультаций, юридической и психологической поддержки вплоть до выездов на место разрешения ситуаций.

СЛЕДУЮЩИЕ СЕРВИСЫ:

  • Ведение на сайте ванечка.рф блога будущего или действующего родителя с возможностью комментирования блогов других родителей;
  • Прохождение основных этапов устройства ребенка в семью с электронной синхронизацией – для понимания стадии всеми, кто просматривает анкету;
  • Если в регионе Вашего проживания есть добровольцы проекта «Ванечка», то получение бесплатной услуги «Где и как искать ребенка» — доброволец может выехать к Вам и показать сайты Банков данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, НКО, занимающихся данным вопросом и пр., показать как ими пользоваться.

Органы опеки г азов

Четверг, 07.02.2019, 03:50
Вы вошли как Гость | Группа «Гости» Приветствую Вас , Гость | RSS

Комитет по образованию
Азовского немецкого национального муниципального района
Омской области

«ИЩУ СЕМЬЮ»
(формы семейного устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родителей)

Обращаясь к теме государственной политики в области семьи, материнства и детства, необходимо отметить, что семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важнейшим путем решения проблемы детского сиротства, детского неблагополучия, определенным Президентом, Правительством России, Правительством Омской области как приоритетная государственная задача на ближайшие годы.
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях от бытового до нормативно-законодательного.
Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Именно поэтому определение ребенка-сироты в детское государственное учреждение является крайней мерой по его дальнейшему жизнеустройству.
Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья.

Читайте так же:  Полис осаго обратная сторона

Существуют разные возможности семейного устройства, их нужно знать и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и семьи, а также с учетом всех обстоятельств:

Форма семейного устройства

1. Усыновление (удочерение) — Принятие ребенка в семью на правах кровного. Ребенок становится родственником со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности:
— Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;
— сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста;
— возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и в некоторых случаях дату рождения.

2. Опека (попечительство) — Опека – принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство с 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет фамилию, имя отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка. Особенности:
— Опека устанавливается постановлением главы муниципального образования, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется суда;
— на подопечного ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;
— органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания и воспитания ребенка;
— по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если у него нет закрепленного жилого помещения.

3. Приемная семья — Форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя» — воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемными родителями и органом опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей, Приемному родителю платится зарплата.
Особенности:
— Возможно взять в семью ребенка, не имеющего статуса, позволяющего передавать его под опеку или усыновление, в противном случае он будет обречен жить в детском доме;
— на ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;
— постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

В большинстве стран нет детских домов. Их не будет и в России, потому что наши семьи не меньше способны любить и заботиться о детях, а наши дети не меньше заслуживают любви и заботы. Семья, взявшая ребенка из детского дома, решает не только свои проблемы. Она помогает ребенку, помогает государству, помогает обществу. И вправе, в свою очередь, рассчитывать на помощь и поддержку.
Если Вы решили обогреть своим теплом обездоленного ребенка, подарить ему дом и семью, просто сделать малыша счастливым, то не упускайте такую возможность и обратитесь к специалистам по охране прав детей:
начальнику отдела опеки и попечительства Комитета по образованию Азовского ННМР Омской области Т.А. Зубко, главному специалисту по охране прав детей Ю.А. Рогоза, рабочий телефон 2-25-41 или по адресу: Омская область, Азовский район с. Азово, ул. 1 Мая 6, (приемные дни: вторник, четверг).

Опека (попечительство)

Опека — форма устройства малолетних (несовершеннолетних) граждан до четырнадцати лет, при которой опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье)

Какие дети могут быть переданы под опеку (попечительство)

Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 121 Семейного Кодекса Российской Федерации):

смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);

лишение (ограничение) их родительских прав;

признание родителей недееспособными;

болезнь родителей; длительное отсутствие родителей;

уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;

создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

иные случаи отсутствия родительского попечения (в том числе признание родителей без вести отсутствующими, письменное согласие родителей на усыновление, подкидывание ребенка, пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы и др.).

Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (статья 62 Семейного Кодекса Российской Федерации).

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, либо иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить со сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя). В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина.

Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении им законного представительства, орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

Читайте так же:  Возврат по налогу при покупке автомобиля

При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями.

В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

Обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства.

В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться:

по договору о приемной семье; по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

за счет доходов от имущества подопечного (предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом);

за счет средств третьих лиц; за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Предварительные опека и попечительство

В случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя и нецелесообразно помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства вправе принять постановление о временном назначении опекуна или попечителя (постановление о предварительных опеке или попечительстве).

Для оформления предварительной опеки установлены следующие требования:

гражданин, выразивший желание взять ребенка под предварительную опеку или попечительство, должен:

быть совершеннолетним дееспособным лицом;

предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет);

орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним.

Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей

1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица.

В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку.

Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Заявление родителя об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно подписано родителем с указанием даты составления этого заявления.

Подпись родителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства либо в случаях, когда родитель не может явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке либо организацией, в которой родитель работает или учится, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором родитель находится, медицинской организации, в которой родитель находится на излечении, а также командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если заявление подает военнослужащий, работник этих воинских частей, соединения, учреждения, военно-учебного заведения.

Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.

Родитель вправе отменить или изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем или родителями несовершеннолетнего гражданина, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.

Назначение попечителей в отношении несовершеннолетних по заявлению самих несовершеннолетних граждан

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица.

Орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении опекуном или попечителем лица, указанного самим достигшим возраста четырнадцати лет несовершеннолетним гражданином, только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому законодательству или семейному законодательству либо интересам ребенка.

Гостевой режим

Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) — форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.

Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты, таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях.

  • Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора множества справок.
  • Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обреченных жить в детском доме: изъятых из многодетных семей или осужденных родителей.
  • Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение.
  • При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у него уже есть.
  • Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов — все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка — директором детского учреждения.
  • Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
  • Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».

Документы, законы и акты, регламентирующие гостевой режим

Социальное сиротство как социальная проблема

1. Социальное сиротство: понятие и причины в современном обществе

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Сиротство — социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством .

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует следующие понятия детей-сирот, дающие возможность представить изучаемую проблему с разных сторон:

1. Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав («социальное сиротство»).

Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Таким образом, социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

К числу непосредственных причин социального сиротства, относятся следующие:

— добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.

Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Выделяется две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, — это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка). Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

Читайте так же:  Как немцу получить российское гражданство

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что, во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение). В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

2. Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным сиротством

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

— общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

— специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

— индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.

Помимо этого, выделяют следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

— предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

— предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего — учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно, Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) профилактика социального сиротства — это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

2) профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

3) работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

3. Модели жизнеустройства детей социальных сирот

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейного воспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Вслед за вышеперечисленным документом российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

Таким образом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей: усыновление, под опеку (попечительство), приемную семью и в учреждения государственной поддержки детства.

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что при устройстве ребенка должны учитываться: «его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании».

В современных условиях органы опеки и попечительства не имеют реальной возможности выбирать между тем или иным способом, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно. Известно, что лица, желающие усыновить ребенка, в большинстве случаев хотят найти ребенка новорожденного или хотя бы не достигшего возраста одного года. В то же время дети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, практически не имеют шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможность назначить ребенку опекуна или попечителя.

Итак, в рамках данной работы рассмотрим, указанные выше формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, их сходства и различия.

Опека (попечительство) и усыновление сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью. Однако при усыновлении права и обязанности, усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей.

Из этого следует, что правовые последствия усыновления устанавливаются бессрочно и существуют всегда, даже после смерти усыновителей или усыновленных. Исключение составляет отмена усыновления — судебный акт, прекращающий данные правоотношения на будущее время (ст. 140 СК РФ: «Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка»).

Опека и попечительство над детьми — временное правовое состояние. Даже если опекун «трансформируется» в попечителя (при достижении ребенком 14 лет), тем не менее, попечительство автоматически прекратится вместе с совершеннолетием ребенка. Это возможно и ранее — в тех случаях, когда до достижения совершеннолетия ребенок приобретает полную гражданскую дееспособность.

Далее, правовой статус усыновителя (усыновительницы) предполагает наличие у данного лица всего объема родительских прав и обязанностей, таких как:

— права определять фамилию и имя ребенка;

— права удерживать ребенка у себя;

— преимущественного права на воспитание ребенка;

— права общаться с ребенком;

— права защищать права и интересы ребенка и другое.

Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка и защищать его интересы, однако его статус не дает ему права, например, изменить имя или фамилию ребенка. Опекун или попечитель не вправе избирать любые способы воспитания ребенка, поскольку в соответствии со ст. 150 СК РФ он обязан придерживаться рекомендаций органа опеки и попечительства.

Но главное, поскольку в данном случае не устанавливаются столь же прочные правовые связи, как при усыновлении, то не возникает и алиментных обязательств опекунов (попечителей) и их подопечных. Это означает, что как опекуны (попечители) не обязаны содержать своих подопечных, так и последние, став совершеннолетними, не несут такой обязанности (п. 3 ст. 96 СК РФ) по отношению к бывшим опекунам или попечителям.

И, наконец, усыновление производится в судебном порядке, а опекун или попечитель назначаются актом органа опеки и попечительства (органа местного самоуправления).

Таким образом, особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно. Во-первых, он может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он может проживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем (как правило, с бабушкой, теткой), и его перемещение в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных ситуациях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления.

Во многих регионах институт опеки и попечительства над детьми, помимо своей основной функции — помещения ребенка в семью, выполняет и еще одну. Речь идет о том, что установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап, своего рода «ступенька» к усыновлению ребенка. Действительно, передача ребенка под опеку или попечительство может показать, будет ли положительным последующее усыновление, и в том случае, если проживание ребенка в этой семье не сложилось, возможно, прекращение опеки (попечительства). Понятно, что это сделать значительно проще, нежели отменить усыновление.

Еще одна форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей это передача ребенка в приемную семью.

Граждане желающие взять ребенка в приемную семью, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

Приемная семья — это такая форма устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей (ст. ст. 151 — 152 СК РФ).

Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей).

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правоотношения между ребенком и приемными родителями прекращаются по истечении срока действия договора о передаче ребенка в приемную семью.

И четвертая основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — помещение в специальное учреждение. Помещение ребенка в лечебное, воспитательное или иное учреждение представляет собой наименее соответствующую его интересам форму устройства. Возможно функционирование нескольких вариантов детских учреждений — в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Такими учреждениями могут быть, например: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также временное помещение в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

При передаче ребенка на воспитание в детское учреждение не происходит помещения его в семью как коллектив совместно проживающих, ведущих общее хозяйство граждан. Понятно, что, находясь в детском учреждении, ребенок не только лишен возможности получить больше тепла и заботы, но и, что не менее важно, лишен возможности приобрести опыт семейного общения, проживания в кругу близких, обеспечения быта, заботы друг о друге.

Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что при опеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение — на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.

Из перечисленных признаков вытекает и особая задача опеки (попечительства) над детьми. Это обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление или в приемную семью.

ИНФОРМАЦИЯ

о службах сопровождения замещающих семей

(Куда идти усыновителям, опекунам (попечителям) в случае возникновения вопросов или проблем)