Организация налог контроля в рф

Рубрики Статьи

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Организация налогового контроля в Российской Федерации

Главная > Реферат >Финансы

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет»

Институт Менеджмента и Бизнеса

по курсу: Налогооблажения

студент гр. ЭПзв-09-1

1. Организация налогового контроля в Российской Федерации

2. Порядок формирования доходов при исчисления налога на прибыль

3. Пример расчетов акцизов

1.Организация налогового контроля в Российской Федерации.

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

На первом месте стоит основной закон страны — Конституция РФ. Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

С 1 января 1999 г. вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения

обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее

введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других

участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.

До 1 января 1999 г. перечисленные выше положения регулировались несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.

Необходимо отметить, что некоторые положения, статьи или пункты этих законов (они определены в части первой Налогового Кодекса) будут действовать вплоть до введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ.

Одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ. Так 23.12.98г. был издан Указ Президента №1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам», которым Государственная Налоговая Служба РФ была преобразована в Министерство РФ по Налогам и Сборам.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания

различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 г. является Налоговый кодекс РФ. Однако изданные до введения в действие части первой Налогового Кодекса нормативно-правовые акты (отдельные их статьи, пункты) Президента РФ и Правительства РФ, которые согласно части первой Налогового Кодекса РФ могут регулироваться только федеральными законами или частью второй Налогового Кодекса, действуют до введения соответствующих законов или части второй Налогового Кодекса.

Формы и методы налогового контроля.

В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

Основными задачами камеральной проверки являются:

— визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

— проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

— проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

Читайте так же:  Полномочия местного значения городского поселения

— проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;

Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

Экспресс-проверка — это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых

расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:

— комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов.

— тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:

— если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;

Организация налогового контроля

Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова

Грабова Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова

УДК 336.22

В настоящее время в нашем государстве достаточно неоднозначно ставится вопрос полноты уплаты налогоплательщиками начисляемых им налоговых платежей, поскольку общество всегда стремится найти такие пути решения проблемы финансовых ресурсов, чтобы в конечном итоге соблюдался рост доходов и сокращение расходов, в этом и состоит личная финансовая выгода не только каждого индивида, но и любой организации, предприятия, фирмы, что в частности приводит к желанию экономить на налоговых платежах. Такое желание экономии на налоговых платежах не всегда воплощается в жизнь законными путями, что в масштабах целой страны можно расценивать как существенный удар по финансовой стабильности экономической сферы государства. Именно по этой причине перед налоговыми органами ставится следующая задача — не только начисление и сбор налоговых платежей, но и контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов. Для осуществления комплексных контрольных действий необходимо обращать пристальное внимание на следующие вопросы: мониторинг за постоянными изменениями и дополнениями существующей нормативно-правовой базы, которая, как показывает практика, не всегда совершенна и имеет прорехи, благодаря которым не редки случаи ухода от уплаты физическими и юридическими лицами налоговой повинности легальным путем; знание основ планирования и практической организации контрольно-ревизионной работы налоговых органов; оценка сложившейся практики осуществления налогового контроля различными методами; поиск ошибок и разработка перспективных методов их решения и практического внедрения в части налогового контроля.

Что касается правовых основ налогового регулирования, то существует обширный перечень нормативно-правовых актов, которые изменяются и дополняются в связи с изменением экономической и политической ситуации в стране. К ним относятся: Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, рекомендательные письма. Очевидно, что теория неотделима от практики, т.е. подкрепленный законодательно теоретический аспект налогового регулирования непременно находит свое отражение в использовании различных методов и форм налогового контроля. Принято выделять три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий, однако не стоит забыть и еще об одной форме контроля- переконтроль.

Все вышеперечисленные формы контроля дополняют друг друга, отражая непрерывный во времени процесс контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, что позволяет выявить еще на стадии планирования возможные правонарушения в сфере налогового законодательства. Осуществление камеральных проверок является основным методом реализации предварительного контроля, они заключаются в проверке представленных налогоплательщиком документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, проводятся по месту нахождения налогового органа.

Текущий контроль иногда называют еще и оперативным контролем, но суть его неизменна — осуществление налоговыми органами одновременного контроля вместе с совершаемыми процессами финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Методы, применяемые при этой форме контроля- обследование, наблюдение, анализ, экспресс- проверка.

Последующий контроль заключается в проведении документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий за прошедшие отчетные периоды при помощи метода наблюдения, обследования и анализа непосредственно по месту нахождения объекта. Данный вид контроля реализуется посредством камеральных и выездных проверок и является весьма значимым, поскольку характер выявленных ошибок и нарушений может иметь систематический характер, включая разные отчетные периоды деятельности предприятия, что очень проблематично и практически невозможно выявить при применении предварительного и текущего контроля. Также стоит упомянуть и таком распространенном методе исследования документации как организация встречных проверок. Встречная проверка может быть осуществлена по необходимости в процессе осуществления контроля, но не является его обязательным элементом. Суть ее заключается в сопоставлении документации по одной и той же операции у организации и ее контрагента, в таком случае несовпадении каких-либо показателей будет свидетельствовать об укрытии доходов и соответственно уменьшении налогооблагаемой базы.

Переконтроль — относительно новый вид контроля и не столь часто используемый, но весьма полезный при исключении человеческого фактора во время проведения налоговых проверок. Заключается в осуществлении повторного контроля отдельных вопросов уже проведенного контрольного мероприятия.

Таким образом, существует достаточно развитая система организации контрольных мероприятий в налоговой сфере, однако необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля с учетом сложившейся практики различных регионов внутри страны, а также зарубежной практики.

Совершенно инновационным методом налогового контроля признан стать «налоговый мониторинг». Что это такое и для чего применяется? Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо обратиться к Федеральному Закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» [1], согласно которому с 01.01.2015 года вводится в действие новый режим администрирования уплаты налогов –налоговый мониторинг. В Налоговом Кодексе РФ понятие налогового мониторинга рассматривается в следующем виде: налоговый мониторинг[2] –это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)- организацию. Проще говоря, налоговый мониторинг- это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организации в режиме реального времени предоставляет доступ налоговому органу к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен в случае возникновения спорных моментов и ситуаций получает право запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу тех или иных налоговых последствий совершаемых операций, сделок. Такой режим существенно ускоряет все процессы налогового контроля организаций, а также «страхует» налогоплательщика от доначисления сумм налогов, штрафов, пеней в будущем и в тоже время налоговые органы не будут дублировать проведение налоговых проверок за период, в котором имел место быть налоговый мониторинг, кроме исключительного ряда случаев, указанных в п.1.1 ст.88 и п.5.1 ст.89 НК РФ [3].

Читайте так же:  Трудовая пенсия что это значит

В отличие от РФ в западных странах налоговый мониторинг широко распространен и достаточно успешно применяется. Первыми попытались применить на практике действие нового инструмента налогового контроля Нидерланды и протестировали его на двадцати своих крупнейших предприятиях (еще в 2005 году), позже этот эксперимент провели и Ирландия, Великобритания, Австралия, США и еще более чем пятнадцать развитых стран мира. [4].

Как и у любого другого явления, так и у рассматриваемого нами налогового мониторинга есть свои плюсы и минусы, однако направление это весьма перспективное и требует непременного дальнейшего развития и совершенствования.

Подводя итог вышесказанному необходимо заострить внимание на следующих моментах:

-несомненно, усовершенствование организация налогового контроля под воздействием разного рода факторов должно осуществляться постоянно, что позволит предупредить и значительно сократить количество налоговых правонарушений;

— введение нового вида налогового контроля- налогового мониторинга-

необходимо в связи с постоянным изменением законодательства в области налогов, а также для выравнивания экономического и политического уровня в сравнении с зарубежными странами, которые уже имеют сложившийся опыт практического применения такого метода налогового контроля;

— воспитание налоговой культуры у налогоплательщиков, повышение налоговой грамотности -это то связующее звено, без которого не обойтись ни в одной сфере деятельности в принципе, будь то маленькая фирма или крупный холдинг.

Выходит, что важен не только налоговый контроль как таковой, а именно умение его правильно организовать, встроить в экономико-политическую сферу деятельности общества так, чтобы от этого была максимальная польза обществу и государству, при этом осуществлять все эти мероприятия не хаотично, а опираясь уже на имеющийся опыт.

22.02.2016, 9:18 Луговая Виктория Николаевна
Рецензия: Название статьи не соответствует содержанию, в статье рассмотрена сущность и формы налогового контроля, но не организация. Если автор делает акцент именно на налоговом мониторинге, хотелось бы увидеть его преимущества и недостатки и особенности организации. если же исправить название. то хотелось бы более подробного освещения содержания каждого вида контроля, тем более в аннотации заявлены «способы реализации на практике в условиях развития современной экономики». Статья требует серьезной доработки, без устранения замечаний не рекомендуется к публикации.

22.02.2016, 11:41 Калдияров Данияр Алтаевич
Рецензия: В статье не отражена новизна исследования, преобладают теоретические аспекты. Использовались старые источники информации. Рекомендуется к публикации, с учетом доработки статьи.

22.02.2016, 11:43 Галанцева Ирина Валерьевна
Рецензия: В статье не отслеживается личный вклад автора,нет научной новизны.Название статьи не подчеркивает ее актуальности. Статья требует доработки.Не рекомендуется к печати.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг новая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Читайте так же:  Налог на сельхоз животных в россии 2019

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понятие и значение налогового контроля

Понятие и значение налогового контроля

Похожие публикации

Налоговый контроль является составной частью системы финансового контроля. В широком смысле принципы налогового контроля — обеспечить экономическую безопасность государства и охрану фискальных интересов на федеральном и муниципальном уровне. В узком смысле он выражается в государственном контроле за соблюдением законодательства в сфере налогообложения всеми участниками экономической деятельности

Объектами налогового контроля являются все правоотношения, связанные с формированием налоговой базы и фактическим перечислением налогов в соответствующие бюджеты.

Предмет налогового контроля – это отчетность по налогам, бухгалтерские документы и иные источники, содержащие информацию о начислении и уплате налогов.

Организация налогового контроля в РФ

Налоговый контроль проводится в РФ главным образом подразделениями Федеральной налоговой службы РФ (ФНС). Налоговый контроль также осуществляют иные органы налогового контроля – таможенные органы и внебюджетные фонды. В отдельных случаях эти функции могут выполняться Счетной палатой, Министерством финансов и подразделениями правоохранительных органов.

Правовые основы налогового контроля содержатся в главе 14 Налогового Кодекса РФ (НК РФ).

Налоговый контроль: понятие, виды, стадии

В данном случае применяются, как общие принципы права (равенства, законности, презумпции невиновности, приоритета прав человека), так и некоторые специальные нормы.

Вся информация о деятельности проверяемого субъекта, ставшая известной контролирующим органам в ходе проверки, является налоговой тайной и не подлежит разглашению, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом.

Принцип независимости налоговые и другие контролирующие органы являются независимыми. Никакие органы власти и другие государственные структуры не могут влиять на их деятельность.

Мероприятия налогового контроля

  1. Регистрация налогоплательщиков.
  2. Получение налоговой отчетности.
  3. Камеральные проверки полученной отчетности.
  4. Внесение полученной отчетности в базу данных.
  5. Выездные проверки.
  6. Контроль за фактической уплатой налогов, включая доначисления по итогам проверок.

Осуществление налогового контроля

Налоговый контроль включает в себя следующие основные мероприятия:

  1. Учет налогоплательщиков (ст. 83, 84 НК РФ).
  2. Посещение помещений налогоплательщика с целью их осмотра (ст. 91, 92 НК РФ).
  3. Запрос документов, которые содержат информацию, необходимую для проверки. В случае необходимости может быть произведена их выемка (ст. 93, 93.1, 94 НК РФ).
  4. Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ).
  5. Приглашение свидетелей (ст. 90 НК РФ).
  6. Проведение экспертиз, в случае необходимости — с привлечением специалистов и переводчиков (ст. 95, 96, 97 НК РФ).

Указанные мероприятия налогового контроля (за исключением учета) проводятся, главным образом, в рамках налоговых проверок. Они могут быть двух видов:

  1. Камеральная осуществляется без выхода на территорию налогоплательщика на основании предоставленных им деклараций и другой информации о его деятельности, которой располагают проверяющие.
  2. Выездная, как видно из названия, производится с выходом на территорию налогоплательщика. В этом случае перечень используемых мероприятий может быть шире.

Значение налогового контроля огромно для защиты экономических интересов государства. Он основан как на базовых принципах права (верховенство закона, права человека, презумпция невиновности), так и на специальных нормах, изложенных в НК РФ. Налоговый контроль осуществляется через систему мероприятий, включающую в себя учет налогоплательщиков, начисление налогов и отслеживание их уплаты, а также налоговые проверки.