Общие требования к системе охлаждения

Рубрики Статьи

Система охлаждения

Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:

  • нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
  • охлаждение масла в системе смазки;
  • охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
  • охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
  • охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения: жидкостная (закрытого типа), воздушная (открытого типа) и комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.

На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения. Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждения.

Конструкция системы охлаждения бензинового и дизельного двигателей подобны. Система охлаждения двигателя включает множество элементов, среди которых радиатор охлаждающей жидкости, масляный радиатор, теплообменник отопителя, вентилятор радиатора, центробежный насос, а также расширительный бачок и термостат. В схему системы охлаждения включена «рубашка охлаждения» двигателя. Для регулирования работы системы используются элементы управления.

Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.

Наряду с основным радиатором в системе охлаждения могут устанавливаться масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.

Радиатор системы рециркуляции отработавших газов охлаждает отработавшие газы, чем достигается снижение температуры сгорания топливно-воздушной смеси и образования оксидов азота. Работу радиатора отработавших газов обеспечивает дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, включенный в систему охлаждения.

Теплообменник отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.

Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях, оборудованных турбонаддувом, для охлаждения наддувочного воздуха и турбокомпрессора устанавливается дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, подключаемый блоком управления двигателем.

Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.

На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.

Вентилятор радиатора служит для повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:

  • механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);
  • электрический (управляемый электродвигатель);
  • гидравлический (гидромуфта).

Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.

Типовыми элементами управления системы охлаждения являются датчик температуры охлаждающей жидкости, электронный блок управления и различные исполнительные устройства.

Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.

Сигналы от датчика принимает электронный блок управления и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства. Используется, как правило, блок управления двигателем с устанавленным соответствующим программным обеспечением.

В работе системы управления могут использоваться следующие исполнительные устройства: нагреватель термостата, реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятором радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.

Принцип работы системы охлаждения

Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.

Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос. Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в «рубашке охлаждения» может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).

В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.

По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется по большому кругу – через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора.

После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.

На автомобилях c турбонаддувом может применяться двухконтурная система охлаждения, в которой один контур отвечает за охлаждение двигателя, другой — за охлаждение наддувочного воздуха.

Охлаждающие жидкости и основные требования к ним

Охлаждающие жидкости и основные требования к ним

Читайте так же:  Как подать заявление в загс через госуслуги

Большой недостаток воды как охлаждающей жидкости в системах охлаждения автомобильных двигателей – высокая температура замерзания, что делает ее непригодной для применения в зимнее время. Еще один недостаток – наличие солей, которые осаждаются в виде накипи на поверхностях деталей водяной рубашки. Из-за наличия накипи ухудшается охлаждение двигателя, кроме того, возникает коррозия металла из которого изготовлены элементы системы охлаждения. Это приводит к снижению надежности, долговечности и прочности работы двигателя.

При низких температурах применяют различные охлаждающие жидкости. В качестве такой жидкости используется антифриз, температура его застывания -40 градусов Цельсия (марка 40) или – 65 градусов Цельсия (марка 65). Жидкость имеет светло – желтый цвет. Для всесезонной эксплуатации широкое применение нашел тосол марки А – 40М (голубой) и А – 65М (красный), жидкость «Лена» марок ОЖ – 40, ОЖ – 65, желто – зеленого цвета.

Антифриз ядовит, поэтому обращаться с ним надо предельно осторожно. Коэффициент удельного расширения антифриза больше чем воды, поэтому заполнять систему охлаждения надо на 95% от объема. При наступлении теплого времени антифриз надо слить, систему промыть и заполнить водой. Слитый антифриз можно хранить до следующей зимы и использовать его еще раз. Хранить антифриз следует в хорошо закупоренной емкости. Многие антифризы сравнительно дороги, оказывают отрицательное воздействие на резиновые уплотнители. Однако низкая температура замерзания обеспечивает надежную работу системы охлаждения даже при минусовых температурах окружающего воздуха.

Требования к охлаждающим жидкостям определяются исходя из условий эксплуатации и должны иметь четыре показателя основных технических характеристик:

1. Температура начала кристаллизации;

2. Активность жидкости по отношению к металлам;

3. Активность жидкости по отношению к резиновым уплотнителям;

4. Щелочность – она характеризует ресурс антифриза.

Чем выше щелочность, тем дольше будут нейтрализовываться кислоты, которые образуются в охлаждающей жидкости во время эксплуатации. Температура кипения антифриза + 105 градусов, относительная плотность больше единицы. Срок службы антифриза будет исчерпан, когда кислоты все же одержат верх, уничтожат присадки, содержащиеся в жидкости, и примутся за металлические детали и резиновые патрубки. Обычно, срок службы антифриза 2 года. Объем заливаемого антифриза должен быть меньше объема заправочной емкости системы охлаждения, так как коэффициент объемного расширения антифриза больше, чем у воды.

Тосол имеет свои недостатки – закипает при температуре около 120 градусов, тогда как рабочая температура двигателя колеблется примерно в этих же пределах.

Как антифриз, так и тосол со временем создают накипь, которая затрудняет проход жидкости по каналам, отчего может возникнуть перегрев двигателя, поэтому через 60 тысяч километров пробега охлаждающую жидкость нужно заменить на новую.

Определить необходимость замены охлаждающей жидкости можно по нескольким причинам: бурление жидкости в расширительном бачке, плохо греет печка, перегревается мотор. Если у вас налицо хоть один из признаков, значит пришла очередь замены охлаждающей жидкости.

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Требования к системе охлаждения

Общие требования. Система охлаждения камер должна обеспечивать сохранение доброкачественности продуктов, а также снижение количественных и качественных потерь, вызываемых усушкой продуктов. [c.185]

Антидетонационные требования двигателя повышаются при образовании нагара в камерах сгорания и накипи в системе охлаждения. Повышение требований связано в основном с ухудшением теплоотвода. Исследования показали, что антидетонационные требования автомобильного двигателя во время эксплуатации повышаются в среднем на 4—6 единиц, а в отдельных двигателя на 10—15 единиц. Рост требований происходит в первое время эксплуатации автомобиля равномерно и после пробега 10—15 тыс. км. стабилизируется. Очистка двигателя от нагара и накипи уменьшает значение 04 (рис. 42). [c.108]

В соответствии с одним из возможных вариантов подачи СО2 в пласт (рис. 99) продукт, содержащий в своем составе углекислый газ, от источника поступает на обогатительную установку, где от газа отделяют влагу, механические примеси и побочные газообразные компоненты. Обогащенный химический реагент с высоким процентом (80— 90%) СО2 направляют на установку термодинамической подготовки двуокиси углерода для последующей перекачки. Назначение этой установки — привести термодинамические параметры (давление и температура) углекислого газа и его фазовое состояние (жидкость или газ) в соответствие с требованиями системы транспортирования, в частности с условиями приема насоса или компрессора. На объекте может быть осуществлен либо один из процессов охлаждение охлаждение с конден- [c.165]

На этапе технического (рабочего) проектирования уточняют конструкцию агрегата, полностью разрабатывая варианты с учетом всех требований конструирования. Особое внимание следует уделять условиям, обеспечивающим работоспособность машины — системам охлаждения и смазочным системам. При компоновке и конструировании элементов следует придерживаться предпочтительного ряда чисел, требований унификации нормальных элементов, уделять внимание вопросам сборки-разборки системы и ее элементов, крепления агрегата в целом и присоединения к нему смежных узлов и деталей, удобства обслуживания, осмотра и регулирования. При этом окончательно решают вопросы выбора конструкционных материалов для основных деталей, продумывают способы повышения их долговечности, защиты от коррозии. [c.35]

К компрессорам средней производительности условно относят ко.мпрессоры, производительность которых лежит в пределах 0,1 -75кОм-см. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы концентрация моноэтаноламина в дистилляте не превышала 5-10″ г/л ( 10″ моль/л), что соответствует р 90 кОм-см (см. рис. 11.15). Введение такого количества МЭА увеличивает растворимость СиО почти на 3 порядка по сравнению с чистой водой, однако не устраняет возможности образования отложений (кривая растворимости частично расположена ниже области реальных концентраций). Этот результат подтверждается данными эксперимента [3]. Поэтому помимо МЭА в дистиллят дополнительно вводят [c.216]

Насисно-циркулнционные системы охлаждения более полно отвечают общим требованиям, предъявляемым к охлаждаюш.им системам. В настоящее время широко распространены насосио-циркуля-ционные системы охлаждения как с нижней, так и с верхней подачей хладагента в приборы охлаждения (рис. 3. а). Их применяют на одно- и многоэтажных холодильниках средней и большой емкости. [c.70]

Большие скопления смолистых веществ, грязи н иных отложений на поршнях, кольцах, клапанах и фильтрах часто наблюдаются при работе двигателя в подобных условиях. Все типы двигателей работают лучше н эффективнее под нагрузкой с достаточно высокими температурами системы охлаждения и картерного масла. Это в особенности касается дизелей, так как рабочий цикл дизеля имеет свои снецифические требования и поскольку необходимо обеспечить условия для нспарения нелетучего топлпва. [c.503]

Читайте так же:  Может ли жена подать на алименты на свое содержание в браке

В прямоточной системе используется проточная вода с низкой начальной температурой из природного источника. Для современного компрессорного оборудования, к которому предъявляются повышенные требования в отношении надежности и долговечности, прямоточные системы охлаждения, как правило, не пригодны низкая температура воды может привести к возникновению высоких термических напряжений в металле цилиндра и конденсации водяных паров из всасываемого газа. В рассматриваемой системе подготовка воды требует высоких затрат, а использование прямоточной системы охлаждения без тш ательной подготовки воды нецелесообразно из-за возможного интенсивного корродирования и образования накипи. При прямоточной системе охлаждения подготовку воды целесообразно проводить лишь для обеспечения безаварийной работы оборудования между периодическими плановыми остановками, во время которых система промывается кислотой. [c.124]

В процессе капитального ремонта должны выполняться следующие работы все работы малого и большого текущих ремонтов осмотр фундамента ком Смотреть страницы где упоминается термин Требования к системе охлаждения: [c.452] [c.50] [c.348] [c.352] [c.95] [c.160] Смотреть главы в:

Основные требования к системе охлаждения двигателя Rotax-912 — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Основные требования к системе охлаждения двигателя Rotax-912» 2017, 2018.

Рис. 6.9. Детали карбюратора Рис. 6.8. Детали поплавкового механизма Рис. 6.7. Трубопроводы и элементы топливной системы Рис. 6.6. Топливная система двигателя Rotax-912 Состав, общая схема и работа системы питания топливом двигателя Rotax 912. (45. [читать подробнее].

Организационная часть, выборочный опрос (10 мин.). Заключительная часть занятия (5 мин.). T,мин 1.Запуск 2.Начальный прогрев 2000 об/мин 3.Окончательный прогрев 2500 об/мин 4. Проверка системы зажигания 3850 об/мин 5. [читать подробнее].

Организационная часть, выборочный опрос (15 мин.). Заключительная часть занятия (5 мин.). 1. подвести итоги; 2. задание на самоподготовку: изучить материал данного занятия; 3. ответить на вопросы. Занятие 2. Основные технические данные. [читать подробнее].

Классификация двигателей внутреннего сгорания По типу машин, осуществляющих рабочие процессы, тепловые двигатели подразделяются на: поршневые двигатели; роторные двигатели; реактивные двигатели. По способу подвода теплоты для нагрева рабочего тела. [читать подробнее].

Если давление масла не достигло 2 МПа в течении 10 с, немедленно выключить двигатель и выполнить вынужденную посадку. 5. Установить РУД на режим необходимый для продолжения полёта. ВНИМАНИЕ: 1.Запуск двигателя разрешён при положении РУД в диапазоне «упор малого газа. [читать подробнее].

Общие требования к системе охлаждения

Система охлаждения предназначена для отвода излишней теп­лоты от цилиндров двигателя и поддержания оптимального тем­пературного режима в пределах 80 . 95 С. Системы охлаждения бывают воздушные (на отечественных двигателях внутреннего сго­рания применяются редко) и жидкостные.

В жидкостных системах в качестве охлаждающей жидкости при­меняют воду и незамерзающие жидкости. Основные требования, которым должны удовлетворять охлаждающие жидкости:

• эффективно отводить теплоту;

• иметь высокую температуру кипения и большую теплоту ис­парения;

• обладать низкой температурой кристаллизации;

• не вызывать коррозии металлических деталей и не разрушать резиновые детали;

• не вспениваться в процессе работы;

• быть безопасными в пожарном отношении и безвредными для здоровья.

Наиболее распространенной охлаждающей жидкостью являет­ся вода. Она имеет самую высокую теплоемкость, большую тепло­проводность, небольшую вязкость, большую теплоту испарения. Однако вода имеет и существенные недостатки, затрудняющие ее применение в качестве охлаждающей жидкости. При 0 °С она за­мерзает со значительным увеличением объема, что может привес­ти к разрушению приборов. В ней содержится большое количе­ство солей, которые при закипании воды отлагаются на стенках рубашки охлаждения и трубках радиатора в виде накипи, тепло­проводность которой существенно меньше, чем у металлов.

По содержанию солей вода подразделяется на жесткую, средней жесткости и мягкую. В мягкой воде содержание солей небольшое, что в меньшей степени загрязняет систему охлаждения накипью и шламом. Воду средней жесткости и жесткую рекомендуется перед заливкой в систему смягчать кипячением или химическими спосо­бами. Перед заливкой в систему воды, обработанной любыми антинакипинами, необходимо очистить систему от старой накипи.

В холодное время года при температурах ниже 0 С применяют­ся низкозамерзающие жидкости (антифризы), представляющие со­бой смеси этиленгликоля с водой. Этиленгликоль — это масляни­стая желтоватая жидкость без запаха. Температура закипания эти­ленгликоля 197 °С, кристаллизации —115°С; смесь 53% этиленгликоля и 47 % воды кристаллизуется при температуре —40 °С, смесь 66 % этиленгликоля и 34 % воды кристаллизуется при температуре — 65 °С. Для уменьшения коррозии в состав антифризов добавляют присадки.

Антифриз Тосол по ТУ 6-02-751—86 впервые был выпущен для автомобилей ВАЗ. В Тосол вводят антивспенивающую присадку и композиции антифрикционных присадок. Тосол выпускают трех марок:

• Тосол AM — голубого цвета, температура кристаллизации -40 °С;

• Тосол А-40 — голубого цвета, температура кристаллизации -65 °С;

• Тосол А-65М — красного цвета, температура кристаллизации -65 °С.

Антифриз марки «Лена» по ТУ 113-07-02—88 выпускается трех марок: ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65. Все желто-зеленого цвета, имеют температуру кристаллизации —40, —65 и — 65 °С соответственно.

Антифризы различаются по рецептуре, поэтому смешивать раз­ные марки между собой не следует.

При эксплуатации автомобиля может происходить уменьшение уровня охлаждающей жидкости в радиаторе двигателя. Поскольку температура кипения этиленгликоля очень высока (до 197 °С), сни­жение уровня охлаждающей жидкости происходит за счет выкипа­ния воды и, следовательно, доливать нужно чистую воду. Анти­фризы соответствующих марок доливаются в том случае, если про­изошло вытекание жидкости из системы охлаждения.

Необходимо следить, чтобы в этиленгликолевые охлаждающие жидкости не попадали нефтепродукты, так как они вызывают вспе­нивание и выброс пара через паровой клапан пробки радиатора в атмосферу.

Читайте так же:  Налоговые льготы работающим пенсионерам на недвижимость

Заполнять систему этиленгликолевыми жидкостями нужно на 6. 8% меньше, чем водой, так как при нагревании они сильно расширяются и могут вытесняться из радиатора через паровой клапан.

Срок службы Тосола ограничивается двумя годами, при интен­сивной эксплуатации автомобиля менять его нужно после пробега автомобилем 60 тыс. км.

Этиленгликоль — сильный пищевой яд, поэтому после работы с ним необходимо тщательно вымыть руки и лицо водой с мылом.

При температуре ниже температуры замерзания Тосол превра­щается в густую снегообразную массу, не вызывающую поврежде­ний радиатора и блока цилиндров.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Общие требования к системе охлаждения

Система охлаждения предназначена для отвода излишней теп­лоты от цилиндров двигателя и поддержания оптимального тем­пературного режима в пределах 80 . 95 С. Системы охлаждения бывают воздушные (на отечественных двигателях внутреннего сго­рания применяются редко) и жидкостные.

В жидкостных системах в качестве охлаждающей жидкости при­меняют воду и незамерзающие жидкости. Основные требования, которым должны удовлетворять охлаждающие жидкости:

• эффективно отводить теплоту;

• иметь высокую температуру кипения и большую теплоту ис­парения;

• обладать низкой температурой кристаллизации;

• не вызывать коррозии металлических деталей и не разрушать резиновые детали;

• не вспениваться в процессе работы;

• быть безопасными в пожарном отношении и безвредными для здоровья.

Наиболее распространенной охлаждающей жидкостью являет­ся вода. Она имеет самую высокую теплоемкость, большую тепло­проводность, небольшую вязкость, большую теплоту испарения. Однако вода имеет и существенные недостатки, затрудняющие ее применение в качестве охлаждающей жидкости. При 0 °С она за­мерзает со значительным увеличением объема, что может привес­ти к разрушению приборов. В ней содержится большое количе­ство солей, которые при закипании воды отлагаются на стенках рубашки охлаждения и трубках радиатора в виде накипи, тепло­проводность которой существенно меньше, чем у металлов.

По содержанию солей вода подразделяется на жесткую, средней жесткости и мягкую. В мягкой воде содержание солей небольшое, что в меньшей степени загрязняет систему охлаждения накипью и шламом. Воду средней жесткости и жесткую рекомендуется перед заливкой в систему смягчать кипячением или химическими спосо­бами. Перед заливкой в систему воды, обработанной любыми антинакипинами, необходимо очистить систему от старой накипи.

В холодное время года при температурах ниже 0 С применяют­ся низкозамерзающие жидкости (антифризы), представляющие со­бой смеси этиленгликоля с водой. Этиленгликоль — это масляни­стая желтоватая жидкость без запаха. Температура закипания эти­ленгликоля 197 °С, кристаллизации —115°С; смесь 53% этиленгликоля и 47 % воды кристаллизуется при температуре —40 °С, смесь 66 % этиленгликоля и 34 % воды кристаллизуется при температуре — 65 °С. Для уменьшения коррозии в состав антифризов добавляют присадки.

Антифриз Тосол по ТУ 6-02-751—86 впервые был выпущен для автомобилей ВАЗ. В Тосол вводят антивспенивающую присадку и композиции антифрикционных присадок. Тосол выпускают трех марок:

• Тосол AM — голубого цвета, температура кристаллизации -40 °С;

• Тосол А-40 — голубого цвета, температура кристаллизации -65 °С;

• Тосол А-65М — красного цвета, температура кристаллизации -65 °С.

Антифриз марки «Лена» по ТУ 113-07-02—88 выпускается трех марок: ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65. Все желто-зеленого цвета, имеют температуру кристаллизации —40, —65 и — 65 °С соответственно.

Антифризы различаются по рецептуре, поэтому смешивать раз­ные марки между собой не следует.

При эксплуатации автомобиля может происходить уменьшение уровня охлаждающей жидкости в радиаторе двигателя. Поскольку температура кипения этиленгликоля очень высока (до 197 °С), сни­жение уровня охлаждающей жидкости происходит за счет выкипа­ния воды и, следовательно, доливать нужно чистую воду. Анти­фризы соответствующих марок доливаются в том случае, если про­изошло вытекание жидкости из системы охлаждения.

Необходимо следить, чтобы в этиленгликолевые охлаждающие жидкости не попадали нефтепродукты, так как они вызывают вспе­нивание и выброс пара через паровой клапан пробки радиатора в атмосферу.

Заполнять систему этиленгликолевыми жидкостями нужно на 6. 8% меньше, чем водой, так как при нагревании они сильно расширяются и могут вытесняться из радиатора через паровой клапан.

Срок службы Тосола ограничивается двумя годами, при интен­сивной эксплуатации автомобиля менять его нужно после пробега автомобилем 60 тыс. км.

Этиленгликоль — сильный пищевой яд, поэтому после работы с ним необходимо тщательно вымыть руки и лицо водой с мылом.

При температуре ниже температуры замерзания Тосол превра­щается в густую снегообразную массу, не вызывающую поврежде­ний радиатора и блока цилиндров.