Не являются субъектами взятки

Рубрики Статьи

Не являются субъектами взятки

Субъектом (точнее – специальным субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки. Однако на сегодняшний день, как ни прискорбно, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предусматривалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время, особенно с усиление т.н. местничества, среди чиновников можно встретить лиц самых различных, порой не отличающихся ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными знаниями.

Итак, субъектом получения взятки в соответствие с примечанием к ст.285 УК РФ может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.) [1] .

По определению ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] г осударственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Более того, п.4 Постановления причисляет к субъектам преступления также и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой — руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся [3] .

Таким образом, не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

На практике возникают ситуации, когда, допустим, должностное лицо дает согласие за взятку выполнить в пользу взяткодателя законные действия, входящие в круг его обязанностей. Однако во время получения денег (взятки-вознаграждения) лицо уже не является должностным. Возникает вопрос: каким образом квалифицировать его деяние? Исследователи предлагают следующие варианты: если виновный перестал быть должностным лицом по обстоятельствам, от него не зависящим, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к получению взятки. В случае же, если он уволился по собственному желанию, то в соответствии с буквальным смыслом закона получение им материального вознаграждения не содержит состава преступления, предусмотренного в ст.290 УК РФ [4] . При этом создается парадоксальная ситуация — взятка как явление есть, а преступления нет. Объективная сторона выполняется, приготовление перерастает в следующую стадию, а состава преступления нет. Поэтому по справедливому мнению Егоровой Н.А. [5] представляется целесообразным внести соответствующие изменения в УК РФ, с тем чтобы он отвечал установленной логике криминализации деяний и дифференциации уголовной ответственности. Причем изменения должны касаться не только квалифицированных видов взяточничества, но и ч.1 ст.290 УК РФ.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь.

Мотивом взяточничества является корысть, целью же — личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д. [6]

В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа, налога, сборов и т.п., то такие действия получением взятки не являются.

Так, Л., работая оперуполномоченным отделения дознания отдела милиции, систематически с использованием своего служебного положения получал от граждан деньги. Имея в своем производстве материалы о правонарушениях, Л. вступал в переговоры с лицами, в отношении которых велась проверка, и получал с них деньги в виде штрафа, а в возбуждении уголовных дел отказывал, ссылаясь на договоренность с работниками милиции или суда, чтобы создать у граждан видимость законности получения у них денег. Граждане были уверены, что платят штраф в соответствии с законом за совершенное правонарушение. Л. был первоначально осужден за получение взятки. Однако позднее его действия были квалифицированы как злоупотребление служебным положением и мошенничество [7] .

[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, — № 4, — 2000 г

[2] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2 июня 2003 г. – № 22. — Ст. 2063.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А .И. Рарог. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

[4] Щепельков В.Ф. Субъект преступления: преодоление пробелов уголовного закона // Журнал российского права — 2002 — № 2.

[5] Егорова Н. А . Преступления против интересов службы. Волгоград, — 1999. — с.100.

[6] Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002

[7] Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. Сб. документов. М., 1987. — с. 382-383.

Не являются субъектами взятки

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Уголовная ответственность за получение взяток

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Получение взятки — одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений. Часть 1 ст. 290 УК РФ определяет основной состав получения взятки.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Особое значение имеет предмет получения взятки, который ст. 290 УК РФ расшифровывает как деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. При этом понятия «деньги» и «ценные бумаги» определяются в соответствии со ст. ст. 140 — 143 ГК РФ. Деньги могут являться предметом взятки как в наличной, так и в безналичной форме. Иное имущество предполагает различные дорогостоящие вещи: мебель, автомашины, антикварные изделия, аудио- и видеотехника, драгоценные металлы и камни, недвижимость, в том числе дачи и виллы за рубежом. Понятие «выгоды имущественного характера» разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 (далее — Постановление Пленума ВС РФ) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».

Объективную сторону получения взятки составляет получение взятки лично должностным лицом или через посредника за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. В соответствии со статьей 290 УК РФ действия взяткополучателя могут быть выражены в следующих формах:

— действия (бездействие), которые входят непосредственно в круг служебных полномочий должностного лица, а также незаконные действия (противоправное бездействие) должностного лица. Служебные полномочия должностного лица предусмотрены его компетенцией. В Постановлении Пленума Верховного Суда N 6 разъясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица — неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения» (п. 10). Например, предусмотрены сроки сдачи бухгалтерской отчетности. Однако если эти сроки пропущены, то налоговый инспектор за взятку принимает отчетность «задним» числом;

Читайте так же:  Пособие на ребенка до 18 лет в 2019 году

— способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. В данном случае виновный использует свое положение и служебные связи, чтобы необходимые действия (бездействие) были совершены третьим лицом. При этом третье лицо в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ (п. 4) также является должностным. Необходимо отметить, что использование должностным лицом личных или родственных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

— общее покровительство и попустительство по службе. Как правило, общее покровительство подразумевает благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение. При этом конкретные действия должностного лица могут не оговариваться, а само вознаграждение может вручаться не один раз, а на протяжении определенного периода времени.

Ответственность за взяточничество наступает независимо от того, вручена взятка до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя. Таким образом, ст. 290 УК РФ предполагает ответственность как за взятку-подкуп, так и за взятку-вознаграждение.

Субъектом получения взятки является должностное лицо, понятие и признаки которого раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ. Ключевыми в Примечании к ст. 285 УК РФ являются такие понятия, как «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции». Первые Пленум ВС РФ определяет как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Ко вторым могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, иные полномочия. Пленум ВС РФ также подчеркивает, что лица, исполняющие профессиональные или технические обязанности в государственных органах или органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, не являются субъектами получения взятки.

Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ ужесточена ответственность за получение взятки.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства получение должностным лицом взятки в значительном размере. Согласно Примечанию к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. Указанное преступление наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

На основании часть 3 ст. 290 УК РФ наступает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Пленум Верховного Суда РФ (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ) разъяснил, что незаконные действия должностного лица предполагают неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного лица могут быть преступными, например, должностной подлог. В данном случае не требуется совершения этих действий для квалификации содеянного как получение взятки, однако, если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и не содержать в себе признаков преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается. Преступление наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве особо квалифицирующего обстоятельства получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 и п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ перечень таких должностных лиц устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Преступные действия наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

Особо квалифицирующие признаки предусмотрены также частью 5 рассматриваемой статьи. Согласно диспозиции статьи наказываются деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.

Для понимания такого из них, как получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, необходимо обратиться к ст. 35 УК РФ. Пленум ВС РФ разъясняет, что в группе лиц по предварительному сговору могут участвовать два и более должностных лица, которые заранее договорились о совершении преступления, при этом неважно, какая сумма получена каждым (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ). Участниками организованной группы могут быть не только должностные лица, а оконченным преступление считается с момента принятия взятки одним из должностных лиц.

Пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ определяет вымогательство как требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку. То есть вымогательство может выражаться в открытом требовании должностного лица. Вымогательство может выражаться и в завуалированном требовании (постановка гражданина в такие условия, при которых он вынужден дать взятку). Например, организация предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, необходимый для получения лицензии, однако инспектор намеренно затягивает время, предъявляет новые требования в отношении документов (в течение этого времени организация не может осуществлять соответствующую деятельность), вынуждая руководителя организации искать возможность заинтересовать инспектора в более быстром решении вопроса. Необходимо также обратить внимание, что угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия (в том числе и ущемляющие его интересы) не может рассматриваться как вымогательство.

Крупным размером является взятки, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Указанные действия наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

В соответствии с частью 6 получение взятки в особо крупном размере, то есть свыше 1 миллиона рублей, наказывается штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Уголовный кодекс РФ (ч. 1 ст. 290) указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Читайте так же:  Требования вид на жительство в россии

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

  • пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
  • пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;
  • пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 статьи 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по части 1 статьи 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческой или иной организации, имеющей статус юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке в РФ согласно действующему гражданскому законодательству (гл. 4 ГК РФ). Дополнительным объектом данного преступления являются законные интересы, права граждан, предприятия, охраняемые уголовным законом.

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера.

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

Объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.

Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить передачу.

Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 204 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, но совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

Квалифицирующим признаком незаконного пользования услугами имущественного характера следует признавать ее безвозмездность.

Часть 4 статьи 204 УК РФ содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

Характеристика субъектов взяточничества (статья)

Характеристика особенностей личности взяткополучателя. Известно, что в определенную криминальную ситуацию человек попадает таким, каким он социально сформировался. От этого же зависит и роль, которую играет человек в криминальной ситуации. Преступление как человеческий поступок и акт волеизъявления лица в значительной степени производно от сущностной характеристики субъекта и его особенностей. Поэтому раскрытие понятия личности в ее противоречиях и загадках (в частности личности взяткополучателя) представляется весьма важным и интересным. Взяткополучатель — это всегда должностное лицо, правовой статус которого должен быть установлен материалами уголовного дела. Определяя понятие должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ, законодатель исходил одновременно из нескольких критериев: из характера и оснований выполняемых функций (выполняются постоянно, временно либо по специальному полномочию) и вида органа, в котором лицо несет государственную или муниципальную службу.

Как следует из текста закона, должностным лицом признается представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и формированиях РФ.

Таким образом, в зависимости от характера выполняемых функций можно выделить две группы возможных субъектов получения взятки. К первой из них относятся представители власти, т.е. лица, осуществляющие законодательную, судебную или исполнительную власть, а также работники правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Они наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения любыми гражданами и организациями, осуществляя таким образом властные полномочия в отношении неограниченного количества физических и юридических лиц независимо от их ведомственной или служебной подчиненности. При этом следует помнить, что технические работники органов законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органов, а также сотрудники оперативного состава правоохранительных органов представителями власти не признаются. Вместе с тем при определенных обстоятельствах некоторые из них могут быть признаны должностными лицами по другим основаниям.

Вторую группу субъектов получения взятки образуют лица, на которые возложено выполнение организационно-распорядительных либо административных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и формированиях РФ.

Выполнение организационно-распорядительных функций обязательно предполагает наличие у должностного лица подчиненных и включает в себя: руководство коллективом, руководство участком работы, служебной или иной деятельностью (подбор и расстановка кадров, планирование, организация труда, поддержание дисциплины и пр.). Административно-хозяйственные функции заключаются в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами организаций и учреждений, в том числе воинских частей и подразделений. Осуществление полномочий предполагает принятие решений о начислении заработной платы, премий, контроль за движением товарно-материальных ценностей, определение порядка их хранения и тому подобные действия.

В связи с этим, изучая уголовное дело, государственному обвинителю необходимо проверить, разграничены ли были профессиональная и служебная деятельность взяткополучателя при исследовании его полномочий как должностного лица, поскольку ряд профессий сочетает в себе возможность одновременного выполнения того и другого. В таких случаях должны быть добыты доказательства того, что предмет взятки вручен именно за служебные, а не за профессиональные действия (бездействия).

Основным признаком для отнесения работников государственных и муниципальных учреждений к категории должностных лиц как субъектов совершения взяточничества является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные играть роль юридических фактов, порождать, изменять или прекращать правовые отношения. Такие действия имеют организационно-распорядительный характер.

Должностным лицом может быть признан только субъект, имеющий право выдавать от имени государственного органа или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт. В данном случае субъект преступления — лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. Лицо может входить в состав коллегиального органа. В этом случае оно также наделяется полномочиями для принятия решения, а потому является должностным.

Читайте так же:  161 дсп приказ

Квалифицирующим признаком взяточничества является совершение соответствующего деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Проведенный анализ уголовных дел о взяточничестве показывает, что взяткополучателями выступали: сотрудники правоохранительных органов по 76 % уголовных дел; государственные служащие по 19 % уголовных дел; муниципальные служащие по 5 % уголовных дел.

Низкий процент привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих, по нашему мнению, объективно не соответствует истинному положению вещей. Действительно, большее количество уголовных дел о взяточничестве возбуждается в отношении сотрудников правоохранительных органов. Указанное обстоятельство объясняется тем, что часто факт требования взятки со стороны работников правоохранительной сферы сопряжен с совершением сопутствующих преступлений — превышения должностных полномочий, подлога, злоупотреблением должностных полномочий. Кроме того, требование о вручении взятки бывает сопряжено с угрозой привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу. Со стороны сотрудников ГИБДД — с угрозой лишения прав управления транспортными средствами и проч. Опасаясь за свою свободу и неприкосновенность, граждане охотнее заявляют о случившемся в прокуратуру, службу собственной безопасности соответствующего правоохранительного органа или УБОП.

Совершенно иначе обстоит дело в отношении иных должностных лиц. Граждане всегда заинтересованы в беспрепятственном и бесперебойном сотрудничестве с государственными или муниципальными служащими. Особенно остро этот вопрос стоит при постоянной в том необходимости, что характерно для предпринимателей и иных лиц, участвующих в экономической деятельности (руководителей хозяйствующих субъектов и проч.). Такое сотрудничество выгодно, поскольку экономит время заинтересованных лиц при получении различных разрешений и согласований. Указанное обстоятельство не просто стимулирует дачу взятки, но и делает этот процесс предельно латентным. Ни тот, ни другой участник преступного события не заинтересован в разглашении сведений о нем, а потому взяткодатель, хотя и вынужден платить, однако заявляет о фактах вручения незаконного вознаграждения крайне редко.

Знание криминалистической характеристики личности взяткополучателя имеет важное значение при решении правовых, оперативно-розыскных и профилактических задач, стоящих перед государственным обвинителем.

Поскольку преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей, объяснить подобное поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Основываясь на материалах судебной и следственной практики двух субъектов Российской Федерации — Ленинградской области за период 2000-2004г.г. и Владимирской области за период с 1996 по 2001 г. можно выделить несколько признаков, типичных для взяткополучателей.

Прежде всего, остановимся на возрасте субъекта получения взятки. Проведенное исследование показывает, что наибольшую криминальную активность проявляют лица в возрасте от 30 до 49 лет. При этом заметна тенденция к омоложению преступников — на втором месте по криминальной активности стоит возрастная группа от 25 до 29 лет, на третьем — от 18 до 24 лет. Наименее криминально активными можно считать возрастные группы от 50 лет и старше, а также группы мужчин от 60 и женщин от 55 лет и старше.

Оценивая полученные результаты, следует помнить о следующем. Во-первых, лица старшего возраста не могут выступать в качестве субъектов получения взятки в силу объективных причин, связанных с выходом на пенсию и установлением предельного возраста нахождения на службе. Основное количество направляемых в суд дел о взятках возбуждается, как уже было отмечено выше, в отношении сотрудников правоохранительных органов, преимущественно сотрудников милиции. Именно с 45-50 лет большинство этих работников реализуют свое право выхода на пенсию, что физически исключает в дальнейшем их участие во взяточничестве в качестве субъектов получения взятки. В органах государственной службы, представители которых привлекаются к ответственности также достаточно часто, на пенсию выходят мужчины в 60, а женщины в 55 лет, что аналогичным образом лишает их возможности заниматься любой служебной деятельностью, в том числе и противоправной.

Во-вторых, следует учитывать и то обстоятельство, что чем дольше работает человек в той или иной властной структуре, тем выше вероятность получения им по служебному статусу определенного иммунитета. Занимаемая лицом должность нередко препятствует не только возможности возбуждения уголовного дела по фактам взяточничества, но и каким-либо проверкам на предмет выявления фактов занятия противоправной деятельностью. Более того, со временем у такого лица появляются определенные связи, знакомства, еще более осложняющие возможность выявления и расследования его противоправной деятельности.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать и следователю, и государственному обвинителю. В частности, для государственного обвинителя знание особенностей возрастных характеристик взяткополучателей необходимо при планировании тактики отдельных судебных действий (несомненно, что лиц пожилого и трудоспособного возраста необходимо допрашивать с использованием различных тактических приемов), для прогнозирования версий защиты и способов возможного противодействия привлечению виновного к уголовной ответственности и т.п. Например, несложно предположить, что подсудимый старшей возрастной группы под предлогом плохого состояния здоровья будет срывать судебные заседания, затягивать рассмотрение дела. Долгие годы службы и безупречная репутация могут быть использованы защитой как дополнительный довод, свидетельствующий о невиновности субъекта. Хотя на первый взгляд он и не имеет существенного значения, но при достаточно слабой доказательственной базе может склонить чашу весов в пользу подсудимого.

Возраст взяткополучателя имеет непосредственную связь с предметом взятки. Анализ судебно-следственной практики показывает, что для разных возрастных категорий взяткополучателей характерны разные виды предметов взятки. Так, более молодой субъект более охотно согласится получить незаконное вознаграждение в виде туристической путевки, в безналичной форме и т.п., тогда как лица пожилого возраста более склонны к получению взятки в виде наличных денег или иной натуральной форме.

В соответствии с УПК РФ дела о взяточничестве могут быть рассмотрены судом с участием присяжных заседателей. Государственный обвинитель играет активную роль при формировании коллегии присяжных. При этом одним из факторов, которые должны быть им учтены на данной стадии процесса, является возрастная категория субъекта преступления. В противном случае состав коллегии может быть распущен по мотивам тенденциозности. При этом следует учитывать, что подобное ходатайство может заявить и сторона защиты.

Анализ данных об общеобразовательном уровне взяткополучателей позволяет сделать неутешительный вывод: чем выше степень образованности человека, тем выше вероятность совершения им взяточничества, впрочем, это можно объяснить и образовательным цензом, установленным для занятия должностей в государственных органах власти и управления.

Характеристика личности взяткодателя. Вторым участником такого преступления как взяточничество является лицо, передающее взятку, т.е. взяткодатель. С точки зрения закона для квалификации его действий не имеет значения его должностное положение, достаточно наличие двух критериев: достижение 16-летнего возраста и вменяемость лица. Тем не менее, для решения задач криминалистического характера род занятий и положение взяткодателя имеет определенное значение.

По результатам проведенного анализа уголовных дел о взяточничестве можно сделать следующий вывод. Чаще всего взятку передавали лица, участвующие в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. 48 % взяткодателей составили частные предприниматели и представители юридического лица, действующие в его интересах и по поручению. Второе место занимают частные лица (в 26% случаях от общего числа изученных дел), далее следуют лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления (14 % случаев) или административного правонарушения (12 %). Таким образом, можно сделать вывод, что более четверти всех взяток передавалось для решения задач, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что необходимо учитывать, прежде всего, при прогнозировании версий защиты, выборе тактики следственных действий, определении предмета доказывания и прогнозировании позиции взяткодателя в ходе судебного следствия. В частности, государственный обвинитель должен учитывать, что далеко не всегда экономическая деятельность осуществляется в полном соответствии с законом. Нередко ее участники совершают налоговые, административные и иные правонарушения. Сама передача взятки может быть связана с той противоправной деятельность, которую осуществлял взяткодатель. Именно поэтому в судебном заседании он не будет полностью заинтересован в раскрытии истинных причин передачи взятки, обстоятельств, предшествовавших данному событию. Весьма вероятно, что сторона защиты будет стремиться опорочить показания взяткодателя, очернить его перед судом, чтобы доказать якобы имевший место оговор. Естественно, что государственный обвинитель должен занять в данном случае активную позицию и не допустить вынесения незаконного приговора по мотивам противоправного поведения взяткодателя. Аналогичную позицию подсудимый и его защитных могут занять и в иных случаях. Данное обстоятельство должно быть учтено государственным обвинителем еще на стадии подготовки к судебному разбирательству.

Взяткодатель играет активную роль не только при совершении преступления, но и в последующем. Анализ практики показывает, что чаще всего именно он становится источником информации о совершенном преступлении. Так, 80% изученных уголовных дел были возбуждены по заявлению взяткодателей по факту требования или вымогательства у них незаконного вознаграждения. В связи с этим перед следствием стоит задача тщательного исследования личности заявителя. Однако данная задача в полном объеме решается далеко не всегда. Одним из основных недостатков предварительного следствия по делам о взяточничестве является практически полное отсутствие в материалах дела сведений о личности взяткодателя. Работа следствия в указанном направлении сводится либо к запросу справки о наличии судимости взяткодателя, либо представлением формальной характеристики личности (с места работы, от участкового инспектора милиции, от врача-нарколога или психиатра).

К моменту направления уголовного дела в суд по некоторым делам отсутствует постановление следователя о прекращении уголовного преследования в отношении взяткодателя, в том числе и при отсутствии факта возбуждения уголовного дела по указанному основанию. В подобной ситуации восполнять недостатки следствия должен государственный обвинитель.

Для опровержения возможной версии об оговоре должностного лица важно детальное отражение в материалах уголовного дела информации о характеристике личности взяткодателя, его связи с взяткополучателем, возможного наличия между ними неприязненных отношений. При отсутствии подобной информации государственному обвинителю необходимо принять меры к истребованию недостающих данных, либо уточнить в ходе судебного следствия интересующие сведения.

Далеко не всегда взятка передается должностному лицу взяткодателем лично. Например, взятка может быть дана для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах организации работником по предложению должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной структуре), которому этот работник не подчинен по службе. В этом случае исполнителем дачи взятки признается данное должностное лицо, а работник, выполнивший его поручение, признается соучастником дачи взятки. Однако следует отметить, что личность соучастников взяткополучателя и взяткодателя принципиального значения в процессе доказывания не имеет, поэтому ее исследование осуществляется в обычном порядке.