Наследование групп крови и резус фактора у человека презентация

Рубрики Статьи

Содержание:

ГРУППЫ КРОВИ. Группы крови человека Группа крови Белок в эритроцитах АнтителаРаспростран енность I(0)- а,в 33,5 % II(А)А в 37,8 % III(В)В а 20,5 % IV(АВ)А,В. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемДанила Шихматов

Похожие презентации

Презентация на тему: » ГРУППЫ КРОВИ. Группы крови человека Группа крови Белок в эритроцитах АнтителаРаспростран енность I(0)- а,в 33,5 % II(А)А в 37,8 % III(В)В а 20,5 % IV(АВ)А,В.» — Транскрипт:

2 Группы крови человека Группа крови Белок в эритроцитах Антитела Распростран енность I(0)- а,в 33,5 % II(А)А в 37,8 % III(В)В а 20,5 % IV(АВ)А,В -8,1 %

3 Схема переливания крови

4 Что такое резус-фактор? Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности эритроцитов, красных кровяных телец. Около 85% людей имеют этот самый резус-фактор и, соответственно, являются резус-положительными. Остальные же 15%, у которых его нет, резус-отрицательны. Обычно отрицательный резус-фактор никаких неприятностей его хозяину не приносит. Особого внимания и ухода требуют лишь резус- отрицательные беременные женщины.

5 Резус фактор Впервые был обнаружен у резус макак.

Похожие презентации

Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за.

Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит.

Группа крови описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов.

Наша группа работала над вопросом : Как осуществляется переливание крови? И мы выдвинули следующую гипотезу: Для того, что бы перелить кровь нужно знать.

Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Группы крови. Переливание крови.

Переливание крови Сергеев, Рощупкина Илья Елена 8 «Б» класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа 30» Руководитель Поляничко Л.Д., учитель биологии Prezentacii.com.

Подготовил ученик 8 А класса Нестеренков Глеб. Группы крови Группы крови Прежде всего проверка совместимости производится по группе крови. Ее определяют.

КРОВООБРАЩЕНИЕ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.. Красное вещество. Как бы ни был мозг, он никогда не потерял сознания при виде крови. Потому что кровь несёт в себе жизни.

Внутренняя среда организма. Форменные элементы крови Назовите клетки крови.

ГРУППЫ КРОВИ ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ Автор учитель биологии МОУ «СОШ 4 г. Ртищево Саратовской области» г. Ртищево Саратовской области» Калюгина Н.В. Калюгина.

Какие группы крови совместимы?. Цель : Формирование знаний об группах крови и их совместимости. Формирование знаний об группах крови и их совместимости.

Группы крови,переливание. Выполнила: Халапян К. А. Студентка 210 гр. ФФМО Проверил: КМН,Доцент Толмачева Т. В.

L/O/G/O Автор презентации: НЕДОРУБОВА Ирина Валентиновна, учитель биологии МКОУ «Новосёлковская основная общеобразовательная школа» Гаврилово-Посадского.

ИсследованиеОбычное исполнен ие Цена грн. Срочное исполне ние Цена грн. Общий развернутый анализ венозной крови (автоматический анализатор: 20 параметров)

Кровь. Переливание крови.. Внутренняя среда подразделяется на три основных части (компонента): 1) плазма крови; 2) плазма лимфы; 3) «тканевая жидкость»

Н АСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ Учитель высшей категории Смагина Ольга Павловна.

Кровь и её общая характеристика. Группы крови и резус-фактор. Интересные факты о крови.

Учение о группах крови Ландштейнер (1901 г.), Ян Янский (1903 г.). Классификация групп крови в системе АВО I – О αβ (40-50%) II – А β (30-40%) III – В.

Иммунитет. Презентация к уроку биологии. 8 класс. Выполнила: учитель химии и биологии НОУ СОШ «Кристалл» Жданова Надежда Александровна.

Никогда он не растет так быстро Урок 4. Определение группы крови и резус-фактора плода Наследование групп крови у человека (система AB0) Мать Отец ГруппаIIIIIIIV.

Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему:
Презентация «Группы крови. Резус-фактор.»

Презентация знакомит учащихся с историей переливания крови. Дает характеристику группам крови и резусу-фактору ерови. Предлагается решение генетических задач на группы крови и резус-фактор. Презентацию можно использовать кака на уроках биологии, так и на занятияз спец. курса по биологии в старших классах.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГРУППЫ КРОВИ. РЕЗУС-ФАКТОР. Работу выполнила: Морозова Ольга Александровна Учитель высшей категории МБОУ «Гимназия № 36» г. Иваново

Уже в древности врачи пытались перелить кровь от человека человеку. Однако в большинстве случаев это заканчивалось смертью. Изучение явлений, происходящих при смешивании чужеродной крови, показало, что эритроциты одного человека, помещенные в плазму другого, могут склеиваться в комочки ( агглютинироваться ). В результате агглютинации эритроцитов и последующего их гемолиза возникает тяжелое состояние, называемое гемотрансфузионным шоком.

Открытие групп крови: в 1901 году немецкий ученый Эрлих и его ученик Карл Ландштейнер открыли три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще одну группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет четыре разные группы крови.

Изучение явления агглютинации эритроцитов выявило, что в крови имеются особые белковые вещества в эритроцитах – агглютиногены , а в плазме – агглютинины . В эритроцитах находят два вида агглютиногенов – А и В, а в плазме два вида агглютининов – α и β (греческие буквы альфа и бетта ). Агглютинация и гемолиз происходят только в том случае, когда встречаются одноименные агглютинины и агглютиногены – α и А, β и В. По наличию в крови тех или иных агглютиногенов и агглютининов кровь людей делят на четыре группы. Группа крови Антигены в эритроцитах (агглютиногены) Антитела в плазме и сыворотке ( агглютинины) I (0) II (А) III (В) IV (АВ) Нет А В АВ α и β β α нет

Определение групп крови производится с помощью стандартных сывороток, содержащих известные агглютинины. На тарелку наносят по капле (не смешивая) стандартные сыворотки крови I , II и III групп, содержащие соответственно: I – α и β , II – β , III – α , и в них палочкой по капле вносят исследуемой крови. Появление в сыворотке агглютинации – комочков эритроцитов указывает на наличие в них одноименного агглютиногена .

Кровь от одного человека другому можно переливать, только учитывая ее групповую принадлежность. Перед переливанием крови особое внимание обращают на агглютиногены эритроцитов, так как они у человека, которому переливают кровь, т.е. у реципиента , могут встретиться с родственными агглютининами и склеиться.

Кровь I группы, не содержащая агглютиногенов , может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому людей с кровью I группы называют универсальными донорами. Кровь II группы может быть перелита людям с кровью II и IV групп, кровь III группы – людям с кровью III и IV групп, и кровь IV группы – только людям с кровью IV группы. Людям, имеющим кровь IV группы, не содержащую агглютининов, может быть перелита кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами .

Кроме основных агглютиногенов А и В в эритроцитах могут быть дополнительные и, в частности, так называемый резус-фактор ( Rh -фактор), который впервые был обнаружен в крови обезьяны макаки резуса. Примерно у 85% людей в крови имеется резус-фактор. Такая кровь называется резус-положительной. Кровь, в которой отсутствует резус-фактор, называется резус-отрицательной. РЕЗУС-ФАКТОР.

НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ ЧЕЛОВЕКА (КОДОМИНИРОВАНИЕ) Аллели, которые представлены в популяции более чем двумя аллельными состояниями, называются множественными. Примером множественного аллелизма может служить наследование групп крови у человека по системе АВ0. В данном случае гены одной аллельной пары равнозначны, ни один из них не подавляет действие другого, т.е. оба являются равноценными – кодоминантными . Если они оба находятся в генотипе, то оба гена проявляют свое действие. Такой тип взаимодействия аллельных генов называют кодоминированием .

По системе АВ0 у человека различают четыре группы крови. Они обусловлены наследованием трех аллелей одного гена: При этом группы крови принято обозначать следующим образом: I группа – II группа – или III группа – или IV группа – Кровь человека отличается также по резус-фактору, который наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген, контролирующий этот признак, обозначается символом .

Читайте так же:  Жалоба за неуплату алиментов

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В одной семье установлено, что отец имеет IV группу крови. А мать – I . Какие группы крови могут иметь их дети? Дано: Отец — Мать — F — ? Решение. Р: G : , F : Ответ: в указанной семье дети могут иметь II или III группу крови с вероятностью 50%-50%

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В семье резус-положительных родителей, в которой отец имел III группу крови, а мать II группу крови, родился резус-отрицательный сын с I группой крови. Определить генотипы родителей и вероятность рождения у них резус-положительного ребенка с IV группой крови. Дано: отец – III гр., Rh + мать – II гр., Rh + сын – I гр., Rh — Найти: Р — ? F ( IVRh -) — ? Решение. Так как в данной семье родился резус-отрицательный сын с I группой крови, т.е. имеющий генотип Rh-Rh — , то родители должны быть гетерозиготны по резус-фактору и группам крови. Р: Rh+Rh — Rh+Rh — Составим и проанализируем решетку Пеннета .

Проанализировав данные, определяем, что вероятность детей резус-отрицательных с I группой крови составляет 1/16 часть или 100% : 16 = 6,25%. Тип задачи: наследование групп крови по типу кодоминирования и резус-фактора ( аутосомного признака) с полным доминированием.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ. Женщина, имеющая III группу крови, родила ребенка со II группой крови. Определить возможные группы крови отца ребенка и генотип матери. Мать имеет II группу крови, отец IV группу крови. Могут ли дети унаследовать группы крови своих родителей? В родильном доме перепутали двух детей, имеющих один I группу крови, а второй – III группу крови. Родители одного ребенка имеют II и III группы крови, а родители второго – I и IV группы крови. Определить, какой ребенок принадлежит первой, а какой второй паре родителей. Резус-положительный мужчина со II группой крови женился на резус-положительной женщине с III группой крови. Каковы возможные генотипы детей от этого брака, если мужчина и женщина гетерозиготны по обоим парам признаков?

Группы крови.. Группы крови это генетически наследуемые признаки, не изменяющиеся в течение жизни при естественных условиях. Группа крови представляет. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМарианна Заозерская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Группы крови.. Группы крови это генетически наследуемые признаки, не изменяющиеся в течение жизни при естественных условиях. Группа крови представляет.» — Транскрипт:

2 Группы крови это генетически наследуемые признаки, не изменяющиеся в течение жизни при естественных условиях. Группа крови представляет собой определённое сочетание поверхностных антигенов эритроцитов (агглютиногенов) системы АВО.

3 1 группа крови I группа — не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором. I группа — не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором. Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера. Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера.

4 2 группа крови II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В — это I и II группы. Эта группа появилась позже первой, между и годами до н.э., когда человек начал осваивать земледелие. Людей со второй группой крови особенно много в Европе. Считается, что люди, имеющие эту группу крови также склонны к лидерству, но более гибки в о о о о о бббб щщщщ ееее нннн ииии ииии с окружающими, чем люди, имеющие первую группу крови.

5 3 группа крови III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А — это I и III группы. III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А — это I и III группы. Третья группа появилась около лет до н.э, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны. Третья группа появилась около лет до н.э, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны.

6 4 группа крови IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами. IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами. Четвертая группа — новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко. Люди, имеющие эту группу крови усидчивы и изобретательны. Четвертая группа — новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко. Люди, имеющие эту группу крови усидчивы и изобретательны.

7 Для чего надо знать группу крови человека Принадлежность крови к той или иной группе и наличие в ней определенных антител говорит о совместимости (или несовместимости) крови отдельных лиц. Несовместимость может возникнуть, например, при попадании крови плода в организм матери во время беременности (если у матери есть антитела к антигенам крови плода) или при переливании крови другой группы. Принадлежность крови к той или иной группе и наличие в ней определенных антител говорит о совместимости (или несовместимости) крови отдельных лиц. Несовместимость может возникнуть, например, при попадании крови плода в организм матери во время беременности (если у матери есть антитела к антигенам крови плода) или при переливании крови другой группы.беременности При взаимодействии антигенов и антител системы AB0 наступает склеивание эритроцитов (агглютинация или гемолиз), при этом образуются скопления эритроцитов, которые не могут проходить через мелкие сосуды и капилляры и закупоривают их (образуются тромбы). Засоряются почки, возникает острая почечная недостаточность — очень тяжелое состояние, которое, если не принять экстренных мер, приводит к гибели человека. При взаимодействии антигенов и антител системы AB0 наступает склеивание эритроцитов (агглютинация или гемолиз), при этом образуются скопления эритроцитов, которые не могут проходить через мелкие сосуды и капилляры и закупоривают их (образуются тромбы). Засоряются почки, возникает острая почечная недостаточность — очень тяжелое состояние, которое, если не принять экстренных мер, приводит к гибели человека. Галина Романенко Галина Романенко

8 Группы крови системы АВО Группы крови системы АВ0 были открыты в 1900 году К.Ландштейнером, который смешивая эритроциты одних лиц с сывороткой крови других лиц, обнаружил, что при одних сочетаниях кровь свертывается, образуя хлопья (реакция агглютинации), а при других нет. На основании этих исследований Ландштейнер разделил кровь всех людей на три группы: А, В и С. В 1907 году была обнаружена еще одна группа крови. Группы крови системы АВ0 были открыты в 1900 году К.Ландштейнером, который смешивая эритроциты одних лиц с сывороткой крови других лиц, обнаружил, что при одних сочетаниях кровь свертывается, образуя хлопья (реакция агглютинации), а при других нет. На основании этих исследований Ландштейнер разделил кровь всех людей на три группы: А, В и С. В 1907 году была обнаружена еще одна группа крови. Было установлено, что реакция агглютинации происходит при склеивании антигенов одной группы крови (их назвали агглютиногенами), которые находятся в красных кровяных тельцах — эритроцитах с антителами другой группы (их назвали агглютининам), находящимися в плазме — жидкой части крови. Разделение крови по системе АВ0 на четыре группы основано на том, что кровь может содержать или не содержать антигены (агглютиногены) А и В, а также антитела (агглютинины) α (альфа или анти-А) и β (бета или анти-Б). Было установлено, что реакция агглютинации происходит при склеивании антигенов одной группы крови (их назвали агглютиногенами), которые находятся в красных кровяных тельцах — эритроцитах с антителами другой группы (их назвали агглютининам), находящимися в плазме — жидкой части крови. Разделение крови по системе АВ0 на четыре группы основано на том, что кровь может содержать или не содержать антигены (агглютиногены) А и В, а также антитела (агглютинины) α (альфа или анти-А) и β (бета или анти-Б).

Читайте так же:  Возврат денег продавцом с алиэкспресс

9 Наследование группы крови ребёнка по закону Менделя По законам Менделя, у родителей с I группой крови, будут рождаться дети, у которых отсутствуют антигены А- и В-типа. По законам Менделя, у родителей с I группой крови, будут рождаться дети, у которых отсутствуют антигены А- и В-типа. У супругов с I и II – дети с соответствующими группами крови. Та же ситуация характерна для I и III групп. У супругов с I и II – дети с соответствующими группами крови. Та же ситуация характерна для I и III групп. Люди с IV группой могут иметь детей с любой группой крови, за исключением I, вне зависимости от того, антигены какого типа присутствуют у их партнера. Люди с IV группой могут иметь детей с любой группой крови, за исключением I, вне зависимости от того, антигены какого типа присутствуют у их партнера. Наиболее непредсказуемо наследование ребенком группы крови при союзе обладателей со II и III группами. Их дети могут иметь любую из четырех групп крови с одинаковой вероятностью. Наиболее непредсказуемо наследование ребенком группы крови при союзе обладателей со II и III группами. Их дети могут иметь любую из четырех групп крови с одинаковой вероятностью. Исключением из правил является так называемый «бомбейский феномен». У некоторых людей в фенотипе присутствуют А и В антигены, но не проявляются фенотипически. Правда, такое встречается крайне редко и в основном у индусов, за что и получило свое название. Исключением из правил является так называемый «бомбейский феномен». У некоторых людей в фенотипе присутствуют А и В антигены, но не проявляются фенотипически. Правда, такое встречается крайне редко и в основном у индусов, за что и получило свое название.

10 Таблица наследования группы крови ребенком в зависимости от групп крови отца и матери Мама + папаГруппа крови ребенка: возможные варианты ( в % ) I + II ( 100 % )— I + III ( 50 % )II ( 50 % )— I + IIII ( 50 % )-III ( 50 % )- I + IV-II ( 50 % )III ( 50 % )- II + III (25 % )II ( 75 % )— II + IIII ( 25 % )II ( 25 % )III ( 25 % )IV ( 25 % ) II + IV-II ( 50 % )III ( 25 % )IV ( 25 % ) III + IIII ( 25 % )-III ( 75 % )- III + IV-I ( 25 % )III ( 50 % )IV ( 25 % ) IV + IV-II ( 25 % )III ( 25 % )IV ( 50 % )

11 Переливание крови Идеальный вариант — переливание собственной крови, сданной и замороженной заранее (перед планируемой операцией, родами и тп.). Поскольку кроме рассматриваемой системы групп крови АВ0 есть еще другие системы групп крови, и даже при переливании одногруппной крови по АВ0, она может не соответствовать по другим системам. Сейчас на Западе, где правила переливания соблюдаются очень строго, и давно существует профилактика резус — конфликта, на первое место выходят конфликты по другим, более редким группам крови. Идеальный вариант — переливание собственной крови, сданной и замороженной заранее (перед планируемой операцией, родами и тп.). Поскольку кроме рассматриваемой системы групп крови АВ0 есть еще другие системы групп крови, и даже при переливании одногруппной крови по АВ0, она может не соответствовать по другим системам. Сейчас на Западе, где правила переливания соблюдаются очень строго, и давно существует профилактика резус — конфликта, на первое место выходят конфликты по другим, более редким группам крови.

12 Спасибо за внимание Спасибо за внимание

Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме:
Презентация «Наследование групп крови»

При изучении темы «Генетика» в 10-м классе большой интерес у учащихся вызывает вопрос о наследовании групп крови. В презентации рассматривается алгоритм, решение и проверка таких задач; дифференцированное домашнее задание; кроссворд.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Наследование групп крови Учитель высшей категории Смагина Ольга Павловна

Кодоминирование – отсутствие доминантно-рецессивных отношений Наследование групп крови зависит от трёх аллельных генов (А,В,О), но у каждого человека их может быть только два . Они комбинируются в диплоидных клетках по два и могут образовывать 6 генотипов. При этом нет ни доминантного , ни рецессивного . А = В = О

Группы крови Группа (фенотип) Генотип Данные по Европе I (О) ОО 46% II (А) АА, АО 42% III (В) ВВ, ВО 9% IV (АВ) АВ 3%

Схема совместимости групп крови при переливании Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании. III IV II I

Склеивание эритроцитов при неправильном переливании крови

Rh – понятие о резус-факторе Наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус . Примерно у 85% людей в эритроцитах содержится белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh «-» – людям следует переливать только в R h «-» кровь, т.к. при попадании в кровь Rh “+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh “-” , а плод развивается Rh “+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). Rh – резус-фактор, открыт Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.

Значение знаний о группах крови Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

Задача У матери I группа крови,а у отца IV . Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца? решение мать : I – OO отец : IV – A В дети ? Р ♀ ОО × ♂ АВ G О А, В F 1 АО (II ), ВО( III ) Ответ : не может

Задача В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал,что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая – II и IV группы. Определите родителей обоих детей. решение Р (1) ОО × АА (АО) G О А (А, О) F 1 АО( II) , OO(I) Могут быть родителями и одного и другого ребёнка ——————————————— Р(2) АО(АА) × АВ G А, О А, В F 1 АА, AB, AO, BO ( II) (IV) (II) (III) Ребёнка с I группой у этой пары быть не может, значит их малыш имеет II группу крови.

Задача Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу крови, утверж — дая , что он отец ребёнка. У ребёнка I группа. Какое решение должен вынести суд? решение Р ♀ В О(ВВ) × ♂ ОО G В , О О F 1 ВО( III), OO(I) Ответ: мужчина может являться отцом ребёнка, также как и другой человек с такой же группой крови.

задачи на закрепление 1 вариант 1) Отец имеет третью группу крови ( гетерозигота ), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3) 4) Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором ( гетерозигота ), у отца – третья ( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5) 2 вариант 1) Мать имеет вторую группу крови ( гомозигота ), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3) 4) Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором( гетерозигота ), у отца – вторая( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)

Читайте так же:  Договор подряда кирпичная кладка

Домашнее задание А) У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен ; б) отец гетерозиготен . Б) У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна ), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей. В) Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя? Г) Придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке. Д) Решить кроссворд.

Наследование групп крови и резус-фактора

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (340,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Курс, специальность: 1 курс, специальность 34.02.01 Сестринское дело, группа 191.

Тема раздела: Множественные аллели. Наследование групп крови.

Тема занятия: Наследование групп крови и резус-фактора.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: кабинет медицинской генетики.

Продолжительность: 90 мин.

Число участников: 20 человек.

Цели занятия:

  • Ознакомить с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека.
  • Актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта.
  • Способствовать осмыслению полученных знаний и умения применять их на практике.

Задачи занятия:

Дидактические задачи:

  • Изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора
  • Научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач
  • Разъяснить наследование групп крови и резус-фактора.

Развивающие задачи:

  • Научить студентов решать задачи на определение наследования групп крови и резус-фактора.
  • Научить прогнозировать вероятность рождения детей с гемолитической болезнью.
  • Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы.
  • Стимулировать интерес к поисковой , познавательной деятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать самостоятельность суждений студентов.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать развитию практических навыков будущего медработника.
  • Воспитывать интерес к своей профессии;
  • Воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, точность.

Используемые методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Используемые принципы: принцип доступности, принцип научности, принцип наглядности.

Форма организации занятия: самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа, фронтальный опрос, решение ситуационных задач.

Планируемые результаты обучения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– характеризовать современные научные открытия в области биологии;
– устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
– самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
– анализировать и использовать биологическую информацию;
– пользоваться биологической терминологией и символикой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные биологические теории идеи и принципы, являющиеся составной частью современной естественнонаучной картины мира;
– о методах биологических наук: цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, экологии;
– о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
– о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

Никогда он не растет так быстро Урок 4. Определение группы крови и резус-фактора плода Наследование групп крови у человека (система AB0) Мать Отец ГруппаIIIIIIIV. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛидия Финогенова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Никогда он не растет так быстро Урок 4. Определение группы крови и резус-фактора плода Наследование групп крови у человека (система AB0) Мать Отец ГруппаIIIIIIIV.» — Транскрипт:

1 Никогда он не растет так быстро Урок 4

2 Определение группы крови и резус-фактора плода Наследование групп крови у человека (система AB0) Мать Отец ГруппаIIIIIIIV Генотип00А-В-АВ ГруппаГенотипG0А0В0АВ I000 I А0 II 00 I В0 III 00 I А0 II В0 III IIА- А А0 II АА II А0 I АВ IV А0 II АА II АВ IV 0 00 I А0 II 00 I В0 III 00 I А0 II В0 III B- B B0 III AB IV B0 III BB III B0 III AB IV BB III 0 00 I A0 II 00 I B0 III 00 I A0 II B0 III IVAB A A0 II AA II A0 II AB IV A0 II AA II AB IV B B0 III AB IV B0 III BB III B0 III AB IV BB III

3 Резус-фактор: что за «зверь»? Резус — это такая обезьяна (мартышка). Именно у нее в крови у первой обнаружили некий «фактор», который в ее честь и назвали. «Фактор» этот на самом деле представляет собой белки системы «резус», расположенные на поверхности эритроцитов. Причем у некоторых людей эти белки на эритроцитах есть, а у других – напрочь отсутствуют. Наличие или отсутствие резус-фактора в эритроцитах людей обуславливает принадлежность их к резус-положительной или резус-отрицательной группе. Установлено, что 86% людей европеоидной («белой») расы обладают положительным резус-фактором, а 14% – отрицательным. Антигены системы резус вырабатываются у плода, начиная с 8-10 недели внутриутробного развития.

4 Наследование группы крови и резус- фактора происходят независимо друг от друга. Если оба родители имеют положительный резус, у ребенка будет только положительный. Если оба родителя имеют отрицательный – ребёнок наследует чаще – отрицательный. Если же один из родителей резус- положительный, а другой резус- отрицательный – то вероятность peзус- принадлежности малыша определяется 50% на 50%. Наследование резус- фактора

5 Резус-конфликт Резус-конфликт – реакция организма матери с отрицательным резус- фактором на антиген плода с положительным резус-фактором (передавшимся от отца). При резус-конфликте происходит развитие гемолитической болезни у плода, то есть разрушения его эритроцитов под влиянием активного действия на них вырабатываемых организмом матери антител.

7 Опасность резус-несовместимой беременности? Если в кровь резус- отрицательного человека попадут резус-положительные эритроциты, организм воспримет их как чужеродное тело, и начнет вырабатывать антитела, разрушающие «чужаков». И если по каким- либо причинам в крови матери появятся такие антитела, будущему ребенку начнет угрожать серьезная опасность.

8 Попав через плаценту в кровь к ребенку, антитела начинают разрушать его эритроциты. Важнейшая функция эритроцитов – транспортировать кислород к органам и тканям. Патологическое состояние плода, возникающее в результате попадания в его кровь резус-антител, врачи называют гемолитической болезнью

9 Какие же факторы могут спровоцировать выработку антител в организме будущей мамы? Попадание крови малыша в кровоток матери. Это может произойти при родах, аборте или самопроизвольном выкидыше, при проведении амниоцентеза (исследование, проводимое путем введения длинной тонкой иглы сквозь брюшную стенку в матку) и т.п. Кроме того, попадание чужеродных эритроцитов может произойти внутриутробно через плаценту. Их проникновению в материнский кровоток способствуют инфекционные факторы, повышающие проницаемость плаценты, мелкие травмы, кровоизлияния и другие повреждения плаценты. В очень малом проценте случаев антитела к резус- положительным эритроцитам образуются в организме беременной женщины без каких-либо видимых причин.

10 Формирование ЦНС Головной мозг ребенка развивается совершенно по-своему. Его развитие отличается от развития всего скелета в целом. С первых недель зарождения плода в его организме уже имеется мозговое вещество

11 Подумай о будущем Каждая беременная женщина должна знать о том, что в течение всей беременности самое главное не травмировать головной мозг ребенка. Запрещено курить, употреблять наркотические и алкогольные вещества. Нельзя травмировать живот и т. д. Только таким образом можно быть уверенным в том, что данный орган ребенка при рождении будет развит полностью.