Налог на прибыль в вузах

Рубрики Статьи

ВУЗ обязан платить налог на прибыль

Несмотря на пробелы законодательства

Высшее учебное заведение обратилось в ВАС с вопросом о правомерности действий инспекции при доначислении налога на прибыль с доходов учреждения от сдачи в аренду федерального имущества.

При этом, заявитель полагал, что он не является плательщиком прибыли и сослался на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П. Напомним, что предметом рассмотрения КС являлись п. 4 части второй ст. 250 и ст. 321.1 НК во взаимосвязи с п. 3 ст 41 Бюджетного кодекса. Эти нормы предполагают включение в налоговую базу по прибыли доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи переданного им в оперативное управление федерального имущества в аренду и, соответственно, обязательность уплаты ими этого налога. КС признал, что законодательно не установлен и какой-либо специальный порядок уплаты налога на прибыль организаций указанными бюджетными учреждениями, что свидетельствует о проблемах правового регулирования данных отношений. Т.е. по сути суд признал, что НК не совершенен и механизм уплаты налога для описанных ситуации далек от идеала. Суд тогда постановил признать не соответствующими конституции , положения статьи 321.1 НК и абзац второй пункта 3 статьи 41 БК.

Вот на это постановление КС и уповал заявитель в настоящем деле, говоря об отсутствии оснований у инспекции доначислять налог на прибыль, в связи с неопределенность в законе.

Однако ВАС указал, что поскольку ст. 250 НК не была признана неконституционной, а она обязывает включать подобные суммы в базу по прибыли, то и признать доначисление налога на прибыль незаконным нельзя. Вот и получилось, что закон не отменяет правила о включении сумм в доход, но правила уплаты налога не раскрывает. Тем самым, образовательное учреждение признано плательщиком налога на прибыль в данной ситуации.

О налогообложении высших учебных заведений

С.А. Беляков, начальник Управления
экономики Министерства общего и
профессионального образования РФ

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Одной из важных государственных гарантий приоритетности образования, провозглашенных Законом Российской Федерации «Об образовании», является освобождение образовательных учреждений от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (ст.40, 3). Однако специальным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3255-I «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации» принято решение о том, что налоговые льготы устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации по вопросам налогообложения и нормативными актами соответствующих органов, определяемыми этими (т.е. налоговыми) законодательными актами. Изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу. Поэтому указанная гарантия не является нормой прямого действия и, по сути дела, провозглашает лишь намерения государства в области налоговой политики по отношению к образовательным учреждениям. Освобождение образовательных учреждений, в том числе вузов, от уплаты налогов, предоставление им налоговых льгот осуществляется только через налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством высшим учебным заведениям предоставлены следующие налоговые льготы:

  • услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным процессом, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость и спецналогом (отменен с 01.01.96 г.);
  • прибыль, получаемая вузами от осуществления всех видов деятельности, освобождается от налогообложения в части сумм, направленных непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) при фактически произведенных на эти цели затратах;
  • не облагается налогом имущество бюджетных учреждений и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это освобождает от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных вузов;
  • вузы как бюджетные учреждения не платят транспортный налог;
  • Указом Президента Российской Федерации от 09.12.92 г. N 1553 «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений» земельные участки, ранее переданные вузам, находятся в их бессрочном бесплатном пользовании. Аналогичная норма, устанавливающая бессрочное и бесплатное пользование закрепленными земельными участками, содержится и в новой редакции закона Российской Федерации «Об образовании», утвержденной Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 31.01.96 г. N 12-ФЗ.

Несмотря на незначительное количество льгот, вузы плательщиками налогов все же остаются. Так, если прибыль, т.е. разница между полученными доходами и расходами, связанными с их получением, не израсходована в отчетном периоде на цели развития образовательного процесса или израсходована на иные цели, то она облагается соответствующим налогом. На первых порах применения налогового законодательства налоговые инспекции на местах применяли к вузам формулировку «при фактически произведенных затратах» как необходимость расходования получаемых средств немедленно по их получении. Под налогообложение в этом случае попадали и средства, уплаченные вузам студентами, обучающимися на платной основе, за весь период обучения в начале этого периода. Сейчас эти вопросы в основном урегулированы. Вузы осуществляют грамотную учетную политику, относя поступающие в качестве платы за обучение средства на расходы будущих периодов и списывая их по мере необходимости. Остается пока нерешенной проблема предоставления вузам возможности накопления (резервирования) прибыли для последующего использования, что особенно актуально в отношении финансирования вузом капитального строительства.

Естественно, все это не касается коммерческого использования доходов. Вложение средств в уставные фонды других организаций, в ценные бумаги, на депозитные вклады и т.п. не рассматривается как реинвестирование и облагается налогами на общих основаниях.

С вузов взымается налог на добавленную стоимость по выполненным работам, не являющимся образовательными услугами и хоздоговорными научно-исследовательскими работами. Часто на практике вузы пытаются уйти от обложения данным налогом, мотивируя это реинвестированием доходов в образовательный процесс, но это обстоятельство по действующему законодательству во внимание не принимается. Вузы должны уплачивать НДС со средств, получаемых в качестве спонсорской помощи от юридических лиц. Льгота по уплате НДС предоставляется в качестве денежных (спонсорских) средств, направляемых на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы. Это положение зафиксировано в инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N39 (п. 10 «и») «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». На практике такая ситуация обычно не встречается и данная льгота не применяется.

Вузы являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку он исчисляется от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Вид услуг при этом в расчет также не принимается, и в расчет налогооблагаемой суммы включаются средства, полученные от платного обучения, договорных научно-исследовательских работ и др.

Читайте так же:  Документы на материнский капитал тверь

Весьма интересная ситуация складывается в том случае, если в качестве спонсорской помощи вузам поступают материальные ценности. Они, естественно, облагаются НДС. Одновременно они увеличивают и актив баланса, т.е. являются своего рода доходом без издержек — прибылью. При этом такие доходы физически не могут быть реинвестированы (т.е. израсходованы) в образовательный процесс. В результате вузы ставятся перед необходимостью уплачивать налог на прибыль со стоимости переданных им безвозмездно материальных ценностей.

Вузы платят налог с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспортных средств, а также региональные и местные налоги (что определяется соответствующим законодательством субъектов Федерации и решениями местных органов власти).

Как видно из вышесказанного, даже в части основной образовательной деятельности вузам далеко до освобождения от налогообложения. Но и в случаях применения налоговых льгот, прямо предусмотренных законодательством о налогах и, казалось бы, совершенно очевидных, возникают серьезные проблемы. В значительной степени это связано с недостаточной законодательной определенностью ряда понятий, содержащихся в условиях предоставления льгот. К таким понятиям следует отнести в первую очередь «непредпринимательскую деятельность» и «реинвестирование».

Термин «непредпринимательская деятельность» был введен в 1992 г. законом «Об образовании» применительно к отдельным видам деятельности, осуществляемым образовательным учреждением. К непредпринимательской деятельности законом отнесена:

  • деятельность образовательного учреждения по оказанию платных образовательных услуг, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов по заработной плате, по усмотрению образовательного учреждения;
  • предпринимательская деятельность образовательного учреждения в той ее части, в которой доходы от ее осуществления реинвестируются непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Непредпринимательской считается также образовательная деятельность, финансируемая за счет средств бюджета.

Непредпринимательской деятельностью можно считать, таким образом, деятельность, которая:

  • направлена на реализацию общественно значимых функций некоммерческого характера (т.е. признаваемых обществом некоммерческими, неприбыльными);
  • не ставит в качестве цели извлечение прибыли, а получаемый доход использует полностью на обеспечение основной деятельности.

Понятие «непредпринимательская деятельность» иногда считается целиком применимым к характеристике образовательной деятельности, т.е. основной деятельности вузов. Образование как сфера деятельности нигде в мире прибыли не приносит, поэтому данная деятельность нигде и не рассматривается как коммерческая (предпринимательская), приносящая прибыль.

При ближайшем рассмотрении заметна некоторая нечеткость данного понятия. Определение предпринимательской деятельности было сформулировано в статье 1 Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с 1.01.95 г. утратил силу в связи с принятием части I Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно этому определению предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, т.е. на достижение определенного результата. В качестве ее противоположности непредпринимательская деятельность, следовательно, не направлена на получение прибыли.

Непосредственно в момент своего осуществления никакая деятельность не может считаться предпринимательской или непредпринимательской, поскольку определяющей характеристикой для ее отнесения к тому или иному типу является не содержание деятельности, а результат. Любая деятельность может иметь или не иметь прибыль в качестве своего результата, причем независимо от того, ставилось ли формальной целью получение прибыли как результата. Поэтому, на наш взгляд, априорное отнесение всей образовательной деятельности к непредпринимательской представляется неправомерным.

Совершенно неразрешимой проблемой становится определение меры, степени «предпринимательности» образовательной деятельности (как таковой), если хотя бы один рубль полученного от ее осуществления дохода израсходован не на цели образования.

В результате недостаточной четкости формулировки этого понятия возникли попытки упрощенного его толкования. Например, в 1993 г. Госналогслужба России в разъяснениях по отдельным вопросам налогового законодательства (от 14.09.93 г. NВГ-4-01/145н, п. 8) отнесла к предпринимательской деятельности образовательного учреждения все виды осуществляемой им деятельности, не запрещенные законодательством, кроме основной образовательной. Таким образом, и платная образовательная деятельность была квалифицирована как непредпринимательская. Этот подход, по-видимому, был оценен как недостаточно обоснованный, и в 1995 г. та же Госналогслужба России дала подведомственным налоговым органам инструкции, согласно которым платная образовательная деятельность была квалифицирована уже как предпринимательская. Понятие непредпринимательской деятельности свелось, таким образом, только к образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Соответственно, вся остальная деятельность для целей налогообложения стала рассматриваться как предпринимательская.

Понятие «непредпринимательская» (некоммерческая) применяется, кроме того, и к определению типа организации, что закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 50, п. 1 и 3). Некоммерческой является организация, не ставящая извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это определение в сочетании с данным указанным в статье определением коммерческой организации и определениями коммерческой и некоммерческой деятельности делает возможным существование двух типов организаций:

  • коммерческих, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  • некоммерческих, осуществляющих коммерческую деятельность.

На практике организации осуществляют различные типы и виды деятельности. В частности, образовательное учреждение, т.е. по определению некоммерческая организация, может осуществлять любой тип деятельности и, следовательно, способно в принципе иметь прибыль в качестве ее результата.

Именно из этого исходит действующее налоговое законодательство, применяющее понятие «некоммерческая» (непредпринимательская) прежде всего к видам деятельности, осуществляемой в вузах, а не к вузу в целом. Так, услуги в сфере образования связаны с учебно-производственным и воспитательным процессом, т.е. совершенно определенный вид деятельности, а вовсе не тип организации освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и спецналога. Льгота по налогу на прибыль представляется образовательным учреждениям, осуществляющим образовательную деятельность (и имеющим соответствующую лицензию) и расходующим заработанные средства на нужды собственного образовательного процесса. Определяющим фактором опять выступает вид деятельности, осуществляемой организацией. От уплаты таможенных пошлин освобождаются учебные пособия для бесплатных учебных учреждений, т.е. осуществляющих учебную деятельность, причем бесплатно. Можно сказать, следовательно, что режим налогообложения той или иной организации определяется не ее типом, а конкретными видами деятельности, которые она осуществляет. Аналогично, нормы налогового законодательства не содержат тип организации в качестве условия применения налоговых льгот или освобождения от уплаты налога.

Следовательно, с точки зрения налоговой системы безразлично, является ли организация предпринимательской или нет, осуществляет ли она коммерческую или некоммерческую деятельность. Важно лишь, какую именно конкретную деятельность (или виды деятельности) она осуществляет и как использует полученные результаты. Это позволяет сделать вывод о возможности исключения понятий «предпринимательская» и «непредпринимательская» из налогового законодательства.

Достаточно долгое время оставалось, да и сейчас, пожалуй, остается недостаточно ясным понятие реинвестирования доходов в образовательный процесс. Многочисленные вопросы по этому поводу были разрешены налоговой службой посредством определения реинвестирования как расходования средств, по существу, в соответствии со статьями бюджетной сметы вузов, т.е. на выплату заработной платы, приобретение инвентаря и оборудования, текущий и капитальный ремонт и др. Исключение сделано лишь для расходов по защите диссертаций и выплаты стипендий и материальных пособий студентам.

Читайте так же:  Признание иска ст гпк

Более детальное изучение существа понятия «реинвестирование» показывает, что и оно не свободно от существенных проблем. В частности, неясно, является ли реинвестированием вложение средств в основные фонды (ремонт здания, например), часть которых используется не только в учебных, но и в иных (в частном случае — коммерческих) целях.

Уже сейчас начинают обсуждаться вопросы, связанные с взиманием с вузов платы за землю и имущество в случае использования части помещений вуза в коммерческих целях, в том числе при сдаче их в аренду. Все эти вопросы обусловливают необходимость более детальной проработки проблем всего организационно-экономического механизма функционирования вуза в новых условиях.

Рассматривая налоговое законодательство в целом в смысле его воздействия на систему высшего профессионального образования, можно отметить следующее.

В условиях дефицита госбюджетного финансирования особую остроту приобретает проблема построения системы многоканального финансирования вузов. Под многоканальностью обычно понимается финансирование вузов из различных источников, в том числе региональных бюджетов, средств спонсоров и др. Анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы. Налоговое законодательство не предусматривает льгот для юридических лиц, передающих средства высшим учебным заведениям. Более того, вузы должны оплачивать налог на добавленную стоимость с этих средств, а в отдельных случаях передачи имущества — и налог на прибыль. В результате не только сами предприятия (или иные юридические лица) не заинтересованы в оказании помощи, но и вузы такой помощью ставятся в затруднительное положение.

Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Известно, что по сложившемуся порядку часть студентов принимается на обучение с оплатой стоимости заинтересованными организациями. Мало того, что организации в этом случае не имеют никаких льгот в части налогообложения сумм, направленных на оплату обучения, но и сами обучающиеся ставятся перед необходимостью платить подоходный налог с указанных сумм, поскольку они являются своего рода материальной помощью, т.е. доходом гражданина. Льгот на этот случай законодательство не содержит.

Оценивая в общем виде налоговую систему применительно к сфере высшего образования, можно отметить, что ее отношение к вузам практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Все различия сводятся к набору налоговых льгот, предоставляемых вузам.

Рассматривая цели предоставления налоговой льготы, можно сказать, что она является некоторым стимулом для развития той или иной деятельности. В вузах налоговыми льготами стимулируется в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая деятельность, в том числе приносящая доходы и не связанная с образованием. Разница между стимулами заключается, грубо говоря, в налоге на добавленную стоимость: средства полученные от оказания образовательных услуг им не облагаются, а все прочие — облагаются.

Степень влияния этих льгот можно приблизительно оценить, анализируя структуру доходов государственных вузов от осуществления различных видов деятельности в сопоставлении с бюджетными ассигнованиями. Отсутствие государственной статистики в области финансов высшей школы делают расчеты подобного рода весьма приблизительными, но, по нашему мнению, вполне достаточными для оценок. Наглядную картину дает представленная ниже таблица. Для ее построения были использованы данные, полученные от вузов, а также ставки налогов на добавленную стоимость и прибыль, соответственно 20 и 35%. Расчеты проведены в процентах к объемам госбюджетного финансирования за соответствующий год.

Вузы будут платить налог на прибыль

Конституционный суд (КС) РФ вынес решение по делу о законности взимания налога на прибыль с вузов, которые сдают свои помещения в аренду, сообщает Балтийское Информационное агентство.

Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (МХТИ) и Московского авиационного института (МАИ). Эти вузы сдавали в аренду часть своих помещений. Согласно федеральному закону о бюджете, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, вузы перечисляли в бюджет РФ, то есть на счета федерального казначейства. Затем эти средства поступали на счета вузов как дополнительное (помимо основного) бюджетное финансирование.

Доходы от аренды помещений вузы считали неналоговыми доходами бюджета, и поэтому не учитывали их в составе своих доходов и не уплачивали с них налога на прибыль, а также налога на добавленную стоимость (НДС).

В 2005 году была проведена выездная налоговая проверка МХТИ, а в 2008 году — МАИ. В обоих случаях сотрудники налоговых инспекций вынесли решение о привлечении вузов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое заключалось в неуплате налога на прибыль и НДС.

Заявления вузов о признании решений налоговых органов недействительными арбитражные суды удовлетворили частично. А именно, было признано неправомерным привлечение МАИ и МХТИ к налоговой ответственности (штраф) и требование уплатить НДС. Однако суды сочли, что вузы были обязаны уплатить налог на прибыль.

Вузы обратились в КС с заявлением о проверке конституционности положений пункта 4 части второй статьи 250 и статьи 321.1 Налогового кодекса РФ и абзаца первого пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ.

По мнению представителей МАИ и МХТИ, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан уплатить. Но Налоговый кодекс РФ не определяет срок и порядок уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений, недвижимость которых сдается в аренду.

Заявители указывали на то, что арендная плата поступает в бюджет РФ, и самостоятельно распоряжаться этими денежными средствами университеты не имеют право. Данными средствами распоряжается государство, и только оно вправе уплачивать с них налог на прибыль. Университеты получают средства по смете, ежегодно утверждаемой государством, то есть в их распоряжение поступают не доходы от аренды, а бюджетные средства. И расходование этих средств регламентируется не налоговым, а бюджетным законодательством.

Университеты имеют право использовать эти средства только по назначению, определенному государством. Соответственно, они вынуждены платить указанные суммы налога из внебюджетных средств, и к этому их понуждают налоговые органы. Заявители подчеркивали, что обязанность тратить часть своих доходов от иных видов деятельности (например, платных образовательных услуг) нарушает их права, поскольку лишает возможности развивать учебно-научный комплекс и оплачивать труд сотрудников.

КС признал законным и обоснованным требование уплаты налога на прибыль от сдающих в аренду федеральное имущество государственных вузов. В то же время, суд признал, что в российском законодательстве существуют пробелы: в законах не описан механизм самостоятельной, от своего имени, уплаты государственными вузами данного налога. В своем Постановлении КС обязал федерального законодателя в срок до 1 марта 2010 года этот порядок урегулировать.

Читайте так же:  Земля ребенку инвалиду образец заявления

Дела заявителей, связанные с настоящим процессом, подлежат пересмотру.

Современное образование

Последние статьи на сайте:

Почему ВУЗы должны платить налог на прибыль?

Продолжается активное обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской федерации». Мы уже писали, что этот проект вызвал очень активные споры и дебаты, многие говорили о необходимости значительно изменить различные положения, которые задекларированы в проекте.

Одной из ключевых тем обсуждения, в последнее время, стал вопрос высшего образования. Дело в том, что Университеты имеют различный статус и значительно отличаются друг от друга. Поэтому и уровень финансирования у них абсолютно разный. Различные льготы и привилегии имеют МГУ и СПбГУ, Федеральные университеты, в состав которых входят несколько заведений и д.т.

По мнению специалистов этих вузов, отсутствие некоторых положений в проекте нового закона, может препятствовать внедрению инноваций и модернизации современного образования. Конкретно речь идет об отсутствие положения, которое бы избавляло учебные заведения от налога на прибыль. Дело в том, что для поддержания реноме лидеров российского образования, передовые технические ВУЗы просто обязаны иметь современное оборудование. Наличие такого оборудования, во многих случаях способно удержать и заинтересовать квалифицированных сотрудников и преподавателей. Однако стоимость такой техники исчисляется тысячами и миллионами долларов. И в ситуации, когда оборудование поступает в качестве спонсорской помощи ВУЗу, заведение обязано заплатить огромный налог на прибыль, что не всегда в состоянии сделать.

Избавление от такого налога способно значительно облегчить развитие и модернизацию передовых технических ВУЗов.

Свершилось! Налоговые льготы для дарителей Эндаумента

Президент России Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

«А какую выгоду я получу от пожертвования в Эндаумент?» — этот вопрос является одним из наиболее распространенных на встречах с потенциальными дарителями. Ответ на него, разумеется, тоже всегда готов — у нас есть большое число предложений по работе с компаниями, включая стажировки и трудоустройство выпускников, приглашение человека выступить с лекцией, пиар-сопровождение пожертвования, обеспечение научных исследований по заказу компании и многие другие.

Но люди из бизнеса спрашивают про экономическую сторону вопроса. А здесь нам оставалось разводить руками и говорить, что «пока налоговых вычетов нет». При этом мы достаточно хорошо знаем зарубежный опыт и даже то, как информацию о налоговых льготах используют в работе с выпускниками вузы США с целью увеличения числа пожертвований. В России в начале 1990-х существовали налоговые льготы для людей, жертвовавших деньги на благотворительность, однако, в то лихое время часто различные фонды, поддерживавшие спортсменов, инвалидов, другие категории граждан, действительно нуждавшихся в помощи, использовались не в благотворительных, а в криминальных целях для отмывания денег и ухода от налогов. Поэтому льготы для благотворительных пожертвований были отменены. Но в конечном итоге пострадали от этого прежде всего меценаты — те люди, которые бескорыстно жертвуют средства на благие цели. Разумеется, необходимость выхода из сложившейся патовой ситуации ощущалась.Новость о том, что Президент Д.А. Медведев подписал данный Федеральный закон — это большое событие для российской благотворительности. Пожертвованиям в Эндаумент посвящена та часть Федерального закона, которая вносит изменения в статью 219 Налогового кодекса. Закон вступает в силу через месяц после его официального опубликования или с момента начала очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Теперь при определении налоговой базы для выплаты НДФЛ она уменьшается на сумму, выплаченную налогоплательщиком в Эндаумент. Для этого при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода необходимо представить письменное заявление в налоговый орган. Что означает данный закон на практике? Для этого приведем пример, в котором взяты условные цифры: годовой доход человека в размере 2,5 млн. руб., пожертвование в размере 100 тыс. руб.

Государственные ВУЗы обязаны платить налоги от сдачи имущества в аренду

Конституционный Суд в Постановлении от 22.06.2009 N 10-П признал неконституционными пробелы в налоговом законодательстве, которые не описывают механизм самостоятельной уплаты государственными ВУЗами налога на прибыль, полученной от сдачи ВУЗами в аренду имущества.

КС признал, что нормы НК РФ, обязывающие государственные образовательные учреждения выплачивать налог на прибыль с доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, не противоречат Конституции РФ.

Одновременно с этим КС указал, что доходы от сдачи имущества в аренду являются дополнительным целевым финансированием ВУЗов. Их надлежит тратить на развитие материально-технической ВУЗов, и учебные учреждения не вправе давать поручение к списанию этих средств на уплату налогов.

При этом арендная плата признается доходом федерального бюджета после уплаты налогов и сборов. Для федеральных бюджетных ВУЗов это означает, что они должны заплатить налог на прибыль с арендного дохода до его поступления в доход федерального бюджета, а это технически невозможно.

Таким образом, заключает КС, какой-либо специальный порядок уплаты данного налога ВУЗами законодательно не установлен, что свидетельствует о пробельности правового регулирования соответствующих отношений.